- Приказ, указание, распоряжение, как документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решения
- Постановление и решение, как документы, издаваемые в условиях коллегиального принятия решения
- Распорядительные документы — постановления, распоряжения, решения, приказы
- Распорядительные документы — постановления, распоряжения, решения, приказы
- Что такое распорядительные документы, как оформляются и когда вступают в силу?
- Какие бывают — виды
- Приказ
- Распоряжение
- Указание
- Постановление
- Решение
- Как оформляются — основные реквизиты
Как известно, руководство любой организации наделяется правом осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и, соответственно, издавать организационно-распорядительные документы независимо от организационно-правовой формы, характера и содержания деятельности организации, ее компетенции, структуры и др.
Основными видами организационно-распорядительных документов являются: приказ, указание, распоряжение, постановление, решение.
Приказ, указание, распоряжение, как документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решения
Приказ, указание, распоряжение — организационно-распорядительные документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений.
Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием.[2] Приказ содержит обязательные для исполнения предписания.
Назовем основные виды приказов:
- приказы по общим вопросам, которые в свою очередь делятся на приказы по организационным вопросам (при создании, реорганизации или ликвидации структурных подразделений) и приказы по основной деятельности (при утверждении положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, при введении новых стандартов, при изменении графика работы предприятия и др.);
- приказы по кадрам и личному составу (эти приказы готовятся отделом кадров при назначении, освобождении, перемещении работников на должность, при уходе сотрудников в очередной отпуск и др. ).
Здесь представлены образцы оформления приказов.
В соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 6.30-2003 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» приказы выполняются на бланках организации.
Обязательными реквизитами приказа являются: наименование организации, название вида документа (ПРИКАЗ), дата (датой приказа является дата его подписания), регистрационный номер документа, место составления или издания, заголовок к тексту, текст, подпись, визы согласования документа.
Текст приказа состоит из двух взаимосвязанных частей:
- Констатирующая часть – в ней излагаются цели и причины издания приказа (могут быть перечислены факты, события, дана им оценка). Если приказ подготовлен на основании документов других организаций или ранее изданных документов, то указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации-автора, дату и регистрационный номер документа, заголовок к тексту в кавычках. В последнем предложении констатирующей части точка не ставится.
- Распорядительная часть – начинается со слова «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами с отдельной строки от левого поля документа. Распорядительная часть излагается в повелительном наклонении, может состоять из пунктов. Каждый пункт нумеруется арабской цифрой, оформляется с «красной» строки.
Последним пунктом приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением данного приказа. Не рекомендуется в качестве контролера указывать руководителя учреждения, подписавшего приказ.[3]
Приказ подписывает руководитель учреждения или другое должностное лицо, которому руководитель делегировал свои полномочия. После подписания приказа не допускается введение каких-либо изменений в его текст.
Приказы по кадрам и личному составу хранятся в отделе кадров, остальные приказы хранятся в канцелярии.
Указание – правовой акт, издаваемый единолично руководителем предприятия или его заместителем преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией выполнения приказов, инструкций и других актов данной или вышестоящей организации (ключевые слова: «ОБЯЗЫВАЮ», «ПРЕДЛАГАЮ»).[2]
Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций должностных лиц и граждан.[4]
Указание и Распоряжение во многом выполняются и оформляются по аналогии с приказами.
Постановление и решение, как документы, издаваемые в условиях коллегиального принятия решения
Постановления и решения издаются на основе решений, принимаемых совместно группой работников (коллегией, собранием, советом, правлением и т.п.). Считается, что коллегиальность позволяет наиболее правильно и эффективно решать наиболее важные вопросы деятельности.
На основе коллегиальности действуют федеральное правительство, представительные органы и правительства субъектов федерации и органов местного самоуправления, комитеты и комиссии, коллегии министерств, высшие органы управления акционерных обществ и др.[4]
Решение – правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами предприятий и учреждений в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности (ключевые глаголы «РЕШИЛ», «РЕШИЛИ», «РЕШИЛА»).[2]
Решение оформляется на бланке организации. Обязательными реквизитами Решения являются: наименование организации, название вида документа, дата и регистрационный номер документа, место составления или издания, заголовок к тексту, текст, подпись, визы согласования документа.
Постановление — правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами федеральной исполнительной власти, действующими на основе коллегиальности, а также представительными и коллегиальными исполнительными органами субъектов РФ в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил.[4]
Постановления принимаются также руководящими коллегиальными органами общественных организаций по наиболее важным и принципиальным вопросам их деятельности.
Порядок составления и оформления постановлений в целом аналогичен порядку оформления решений. Различия заключаются в ключевых глаголах, отделяющих распорядительную часть от констатирующей: «ПОСТАНОВЛЯЕТ» или «ПОСТАНОВИЛИ».
Распорядительные документы — постановления, распоряжения, решения, приказы
Распорядительные документы — этот вид документов реализует нормы, права, обязательные для исполнения.
Распорядительные документы должны составляться в соответствии с нормативно-правовыми актами. Ни один из них не может содержать положений, которые бы противоречили закону.
Подготовка распорядительных документов довольно сложный процесс, в котором можно выделить такие стадии: изучения сути вопроса, подготовка проекта документа, его согласования и заверение.
Процедура составления и оформление распорядительных документов должна быть расписана в инструкции по делопроизводству конкретного учреждения. В ней излагаются: последовательность работ над проектом документа и требования, соблюдение которых обеспечивает его юридическую полноценность. Подготовку проекта распорядительного документа может быть поручено одному или нескольким структурным подразделениям либо отдельным должностным лицам.
Для разработки проектов сложных распорядительных документов могут создаваться рабочие группы, привлекаться квалифицированные специалисты, ученые. Основное требование достаточная компетентность лиц, которые над ними работают. Чем выше уровень документа, тем больше требования (профессионализм, глубокое знание вопроса, культурный уровень, умение излагать мысль) к его составлению.
Юридическим основанием создания распорядительного документа может быть издание документа государственными органами управления, конкретное поручение высшего учреждения, потребности исполнительной и распорядительной деятельности для решения управленческих заданий. Учреждение или структурное подразделение может, в свою очередь, выступить инициатором разработки любого вопроса распорядительного документа.
Первая стадия разработки распорядительного документа определение круга вопросов, которые необходимо решить. Начинать работу следует с изучения нормативно — правовых, прежде всего, законодательных, правительственных и предыдущих распорядительных документов по вопросу который рассматривается. Это обеспечит правовую основу создаваемого документа, его направленность, дает возможность предотвратить дублирование и противопоставлению, заострить внимание на нерешенные проблемы.
Подготовка проекта распорядительного документа требует подбора необходимой информации, для чего используют различные справочно-информационные документы, отчеты, справки, акты, служебную переписку и тому подобное. Собрав и изучив необходимые материалы, достигнув ясности по сути вопроса, который рассматривается, четко определив цель издания распорядительного документа, начинают создание проекта. Особенное внимание концентрируют на формировании основных положений конкретного решения.
В распорядительные документы входят:
Постановление — это правовой акт, который принимается высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления, для решения наиважнейших принципиальных вопросов и устанавливает стабильные нормы, правила поведения.
Юридическими основаниями для издания постановлений могут быть законы Российской Федерации, постановления Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, для постановлений федеральных органов исполнительной власти — ранее изданные этими органами постановления и другие ведомственные нормативные акты, а также необходимость осуществления собственной исполнительной и распорядительной деятельности в целях выполнения возложенных на орган управления задач в соответствии с предоставленной ему компетенцией и потребность правового регулирования работы аппарата управления.
Постановления должны иметь следующие реквизиты: Государственный герб российской Федерации, наименования вышестоящего органа и органа, издающего постановления, место издания, заголовок к тексту, подпись руководителя органа, издающего постановление.
Текст постановления, как правило состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. Первая включает вступление, оценку ситуации и, по необходимости основание для издания или для ссылки на правовой акт высшего органа. В распорядительной части подаётся перечисление мер, определяется исполнитель (исполнители) и срок исполнения.
Постановления могут содержать приложения — схемы, графики, таблицы, образцы документов, положения, инструкции и другие документы. В соответствующих пунктах постановления делается ссылка: (приложение 1) или: (приложение3). На самом приложении в верхнем правом углу отмечается:
к постановлению Правительства Российской Федерации
от 20 января 2011 г. №18
от 20 января 2011 г. №18
Проект постановления должен быть согласован со всеми заинтересованными органами исполнительной власти и иметь визы их руководителей. Для проектов ведомственных нормативных актов обязательна процедура их юридической экспертизы и соответственно виза руководителя юридической службы.
Постановления подписываются руководителем органа управления. Постановления Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти вступают в силу после их регистрации и официального опубликования.
Распоряжение — правовой акт, издаваемый единолично Президентом Российской Федерации, а также единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций и должностных лиц.
Распоряжения по существующей практике также издают руководители предприятий по вопросам частного характера.
Распоряжения составляются и оформляются по тем же правилам, что и приказы.
Различие между ними состоит в том, что в текстах распоряжений отсутствует ключевое слово, разделяющее вводную и распорядительную части.
Решение — правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами учреждений, организаций, предприятий, фирм в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности.
Решениями называются также совместные распорядительные документы, принимаемые двумя или более неоднородными органами (действующими на основе коллегиального и единоличного принятия решений).
Решения оформляются в том же порядке, как и постановления, за тем исключением, что ключевым словом текста является глагол «РЕШИЛ», «РЕШИЛА», «РЕШИЛИ», например:
«Коллегия РЕШИЛА…» или: «Совет директоров РЕШИЛ…»
Кроме того, распорядительная часть состоит из нескольких пунктов, в каждом из которых указывается исполнитель, предписываемое действие и срок исполнения.
Приказ — правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоличного принятия решения, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и лиц.
В деятельности организаций различаются: приказы по организационным вопросам, основой деятельности и личному составу.
Приказы по организационным вопросам издаются в случаях создания, реорганизации или ликвидации учреждения, при утверждении структуры и штатов, в целях утверждения и/или введения в действие различных организационно-правовых, плановых, отчетных, инструктивных, методических документов (положений, должностных инструкций, правил, регламентов и др.), при создании временных или постоянных коллегиальных или совещательных органов (коллегий, советов, правлений, комиссий и др.) и тому подобных случаях.
Приказы по основной деятельности регулируют порядок финансирования деятельности учреждения, ее материально-технического обеспечения, научно-техническую политику, информационное и документационное обеспечение деятельности, социальные вопросы, а также порядок выполнения, характер и содержание специфических для каждой конкретной организации видов деятельности.
Приказы по личному составу (кадровые приказы) регулируют прием, перемещения, увольнения работников, предоставление отпусков, присвоение разрядов, вынесение взысканий и поощрений работников. Такие приказы составляются отдельно от приказов по вопросам главной деятельности и имеют некоторые особенности.
Текст заголовка пишется так:
о принятии на работу;
о переводе на другую работу;
о предоставлении отпуска;
о дисциплинарном взыскании.
Констатирующая часть может отсутствовать.
Распорядительная часть обязательно делится на пункты.
Каждый пункт приказа начинается глаголом, который означает действие: назначить; перевести; уволить; объявить благодарность и т.д. (пишутся большими буквами от нулевой позиции). Потом с абзаца большими буквами пишут фамилию, а маленькими буквами — имя и отчество особы для которой издаётся приказ, её должность, структурная часть, куда она назначается.
Изложение содержания таких приказов, должно быть унифицировано.
Приказы оформляются на специальном бланке — бланке приказа или общем бланке организации с указанием вида документа — ПРИКАЗ. Приказы содержат следующие обязательные реквизиты: наименование вышестоящей организации (если она имеется), название вида документа, дата и номер документа, место издания, заголовок к тексту, подпись, визы.
Проекты приказов, подготовленные для согласования, оформляются на стандартных листах бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов и указанием на верхнем поле документа справа — «Проект».
Приказы по организационным вопросам и основной (производственной) деятельности издаются во исполнение правовых нормативных актов вышестоящих органов и в инициативном порядке в целях реализации возложенных функций и задач.
Проекты приказов составляются на основе тщательного и всестороннего изучения вопросов, требующих разрешения, с тем, чтобы содержащиеся в проектах поручения были конкретными и реальными, соответствовали действующему законодательству, обеспечивались достаточными материально-техническими и финансовыми средствами и исключали в дальнейшем необходимость корректировки принятых решений.
Заголовок — обязательный реквизит приказа, должен быть сформулирован четко, по возможности кратко, выражая основное содержание документа. Заголовок к приказу строится по схеме «О чем?», например:
«О создании филиала общества в г. Волгограде»
«Об увеличении уставного капитала общества»
Текст приказа, как правило, состоит из двух частей: вступительной и распорядительной. Во вступительной части дается обоснование предписываемых действий. Если основанием к изданию приказа является законодательный или правовой акт вышестоящей организации или правовой акт, ранее изданный данной организацией, во вступительной части указываются его название, дата, номер:
«В соответствии с Положением о создании, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств общества, утвержденном Советом директоров общества 15.02.2011, и на основе решения Общего собрания акционеров о создании филиала общества в г. Волгограде (протокол от 08.02.2011 №3)
Если проект приказа готовится в дополнение или изменение ранее изданного приказа, то в констатирующей части указывают дату, номер, заголовок дополняемого или изменяемого приказа.
Если приказ издается в инициативном порядке, то есть во исполнение возложенных на организацию функций и задач, во вступительной части формулируются цели и задачи предписываемых действий, факты или события, послужившие причиной издания приказа:
«В связи с завершением строительства нового учебного корпуса по проспекту Металлургов, 37а
Вступительная часть может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении или обосновании.
Распорядительная часть приказа излагается в повелительной форме от первого лица единственного числа и начинается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами без разрядки с новой строки, от края левого поля.
Распорядительная часть делится на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами, если приказом предписывается выполнение различных по характеру действий.
Пункт распорядительной части, содержащей поручение, включает: наименование исполнителя или исполнителей, предписываемое действие, конкретный срок выполнения поручения. При наличии промежуточных сроков выполнения или разбивке предписываемого действия на отдельные задания каждое из них формулируется отдельным подпунктом. Каждый пункт или подпункт распорядительной части проекта приказа содержит только одно задание с конкретным сроком исполнения.
Срок исполнения в распорядительной части приказа не указывается в случаях, если предписываемое действие или действия носят постоянный характер.
Количество исполнителей по каждому пункту (подпункту) не ограничивается.
Приказы подписываются руководителем организации или его заместителем, официально исполняющим обязанности руководителя во время его длительного отсутствия (командировка, отпуск, болезнь).
Распорядительные документы — постановления, распоряжения, решения, приказы
Распорядительные документы — этот вид документов реализует нормы, права, обязательные для исполнения.
Распорядительные документы должны составляться в соответствии с нормативно-правовыми актами. Ни один из них не может содержать положений, которые бы противоречили закону.
Подготовка распорядительных документов довольно сложный процесс, в котором можно выделить такие стадии: изучения сути вопроса, подготовка проекта документа, его согласования и заверение.
Процедура составления и оформление распорядительных документов должна быть расписана в инструкции по делопроизводству конкретного учреждения. В ней излагаются: последовательность работ над проектом документа и требования, соблюдение которых обеспечивает его юридическую полноценность. Подготовку проекта распорядительного документа может быть поручено одному или нескольким структурным подразделениям либо отдельным должностным лицам.
Для разработки проектов сложных распорядительных документов могут создаваться рабочие группы, привлекаться квалифицированные специалисты, ученые. Основное требование достаточная компетентность лиц, которые над ними работают. Чем выше уровень документа, тем больше требования (профессионализм, глубокое знание вопроса, культурный уровень, умение излагать мысль) к его составлению.
Юридическим основанием создания распорядительного документа может быть издание документа государственными органами управления, конкретное поручение высшего учреждения, потребности исполнительной и распорядительной деятельности для решения управленческих заданий. Учреждение или структурное подразделение может, в свою очередь, выступить инициатором разработки любого вопроса распорядительного документа.
Первая стадия разработки распорядительного документа определение круга вопросов, которые необходимо решить. Начинать работу следует с изучения нормативно — правовых, прежде всего, законодательных, правительственных и предыдущих распорядительных документов по вопросу который рассматривается. Это обеспечит правовую основу создаваемого документа, его направленность, дает возможность предотвратить дублирование и противопоставлению, заострить внимание на нерешенные проблемы.
Подготовка проекта распорядительного документа требует подбора необходимой информации, для чего используют различные справочно-информационные документы, отчеты, справки, акты, служебную переписку и тому подобное. Собрав и изучив необходимые материалы, достигнув ясности по сути вопроса, который рассматривается, четко определив цель издания распорядительного документа, начинают создание проекта. Особенное внимание концентрируют на формировании основных положений конкретного решения.
В распорядительные документы входят:
Постановление — это правовой акт, который принимается высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления, для решения наиважнейших принципиальных вопросов и устанавливает стабильные нормы, правила поведения.
Юридическими основаниями для издания постановлений могут быть законы Российской Федерации, постановления Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, для постановлений федеральных органов исполнительной власти — ранее изданные этими органами постановления и другие ведомственные нормативные акты, а также необходимость осуществления собственной исполнительной и распорядительной деятельности в целях выполнения возложенных на орган управления задач в соответствии с предоставленной ему компетенцией и потребность правового регулирования работы аппарата управления.
Постановления должны иметь следующие реквизиты: Государственный герб российской Федерации, наименования вышестоящего органа и органа, издающего постановления, место издания, заголовок к тексту, подпись руководителя органа, издающего постановление.
Текст постановления, как правило состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. Первая включает вступление, оценку ситуации и, по необходимости основание для издания или для ссылки на правовой акт высшего органа. В распорядительной части подаётся перечисление мер, определяется исполнитель (исполнители) и срок исполнения.
Постановления могут содержать приложения — схемы, графики, таблицы, образцы документов, положения, инструкции и другие документы. В соответствующих пунктах постановления делается ссылка: (приложение 1) или: (приложение3). На самом приложении в верхнем правом углу отмечается:
к постановлению Правительства Российской Федерации
от 20 января 2011 г. №18
от 20 января 2011 г. №18
Проект постановления должен быть согласован со всеми заинтересованными органами исполнительной власти и иметь визы их руководителей. Для проектов ведомственных нормативных актов обязательна процедура их юридической экспертизы и соответственно виза руководителя юридической службы.
Постановления подписываются руководителем органа управления. Постановления Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти вступают в силу после их регистрации и официального опубликования.
Распоряжение — правовой акт, издаваемый единолично Президентом Российской Федерации, а также единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций и должностных лиц.
Распоряжения по существующей практике также издают руководители предприятий по вопросам частного характера.
Распоряжения составляются и оформляются по тем же правилам, что и приказы.
Различие между ними состоит в том, что в текстах распоряжений отсутствует ключевое слово, разделяющее вводную и распорядительную части.
Решение — правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами учреждений, организаций, предприятий, фирм в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности.
Решениями называются также совместные распорядительные документы, принимаемые двумя или более неоднородными органами (действующими на основе коллегиального и единоличного принятия решений).
Решения оформляются в том же порядке, как и постановления, за тем исключением, что ключевым словом текста является глагол «РЕШИЛ», «РЕШИЛА», «РЕШИЛИ», например:
«Коллегия РЕШИЛА…» или: «Совет директоров РЕШИЛ…»
Кроме того, распорядительная часть состоит из нескольких пунктов, в каждом из которых указывается исполнитель, предписываемое действие и срок исполнения.
Приказ — правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоличного принятия решения, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и лиц.
В деятельности организаций различаются: приказы по организационным вопросам, основой деятельности и личному составу.
Приказы по организационным вопросам издаются в случаях создания, реорганизации или ликвидации учреждения, при утверждении структуры и штатов, в целях утверждения и/или введения в действие различных организационно-правовых, плановых, отчетных, инструктивных, методических документов (положений, должностных инструкций, правил, регламентов и др.), при создании временных или постоянных коллегиальных или совещательных органов (коллегий, советов, правлений, комиссий и др.) и тому подобных случаях.
Приказы по основной деятельности регулируют порядок финансирования деятельности учреждения, ее материально-технического обеспечения, научно-техническую политику, информационное и документационное обеспечение деятельности, социальные вопросы, а также порядок выполнения, характер и содержание специфических для каждой конкретной организации видов деятельности.
Приказы по личному составу (кадровые приказы) регулируют прием, перемещения, увольнения работников, предоставление отпусков, присвоение разрядов, вынесение взысканий и поощрений работников. Такие приказы составляются отдельно от приказов по вопросам главной деятельности и имеют некоторые особенности.
Текст заголовка пишется так:
о принятии на работу;
о переводе на другую работу;
о предоставлении отпуска;
о дисциплинарном взыскании.
Констатирующая часть может отсутствовать.
Распорядительная часть обязательно делится на пункты.
Каждый пункт приказа начинается глаголом, который означает действие: назначить; перевести; уволить; объявить благодарность и т.д. (пишутся большими буквами от нулевой позиции). Потом с абзаца большими буквами пишут фамилию, а маленькими буквами — имя и отчество особы для которой издаётся приказ, её должность, структурная часть, куда она назначается.
Изложение содержания таких приказов, должно быть унифицировано.
Приказы оформляются на специальном бланке — бланке приказа или общем бланке организации с указанием вида документа — ПРИКАЗ. Приказы содержат следующие обязательные реквизиты: наименование вышестоящей организации (если она имеется), название вида документа, дата и номер документа, место издания, заголовок к тексту, подпись, визы.
Проекты приказов, подготовленные для согласования, оформляются на стандартных листах бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов и указанием на верхнем поле документа справа — «Проект».
Приказы по организационным вопросам и основной (производственной) деятельности издаются во исполнение правовых нормативных актов вышестоящих органов и в инициативном порядке в целях реализации возложенных функций и задач.
Проекты приказов составляются на основе тщательного и всестороннего изучения вопросов, требующих разрешения, с тем, чтобы содержащиеся в проектах поручения были конкретными и реальными, соответствовали действующему законодательству, обеспечивались достаточными материально-техническими и финансовыми средствами и исключали в дальнейшем необходимость корректировки принятых решений.
Заголовок — обязательный реквизит приказа, должен быть сформулирован четко, по возможности кратко, выражая основное содержание документа. Заголовок к приказу строится по схеме «О чем?», например:
«О создании филиала общества в г. Волгограде»
«Об увеличении уставного капитала общества»
Текст приказа, как правило, состоит из двух частей: вступительной и распорядительной. Во вступительной части дается обоснование предписываемых действий. Если основанием к изданию приказа является законодательный или правовой акт вышестоящей организации или правовой акт, ранее изданный данной организацией, во вступительной части указываются его название, дата, номер:
«В соответствии с Положением о создании, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств общества, утвержденном Советом директоров общества 15.02.2011, и на основе решения Общего собрания акционеров о создании филиала общества в г. Волгограде (протокол от 08.02.2011 №3)
Если проект приказа готовится в дополнение или изменение ранее изданного приказа, то в констатирующей части указывают дату, номер, заголовок дополняемого или изменяемого приказа.
Если приказ издается в инициативном порядке, то есть во исполнение возложенных на организацию функций и задач, во вступительной части формулируются цели и задачи предписываемых действий, факты или события, послужившие причиной издания приказа:
«В связи с завершением строительства нового учебного корпуса по проспекту Металлургов, 37а
Вступительная часть может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении или обосновании.
Распорядительная часть приказа излагается в повелительной форме от первого лица единственного числа и начинается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами без разрядки с новой строки, от края левого поля.
Распорядительная часть делится на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами, если приказом предписывается выполнение различных по характеру действий.
Пункт распорядительной части, содержащей поручение, включает: наименование исполнителя или исполнителей, предписываемое действие, конкретный срок выполнения поручения. При наличии промежуточных сроков выполнения или разбивке предписываемого действия на отдельные задания каждое из них формулируется отдельным подпунктом. Каждый пункт или подпункт распорядительной части проекта приказа содержит только одно задание с конкретным сроком исполнения.
Срок исполнения в распорядительной части приказа не указывается в случаях, если предписываемое действие или действия носят постоянный характер.
Количество исполнителей по каждому пункту (подпункту) не ограничивается.
Приказы подписываются руководителем организации или его заместителем, официально исполняющим обязанности руководителя во время его длительного отсутствия (командировка, отпуск, болезнь).
Что такое распорядительные документы, как оформляются и когда вступают в силу?
cУправленческие решения, которые принимаются руководящими работниками организаций, оформляются распорядительной документацией. Юридическую силу они приобретают при условии их корректного составления.
Приказы, решения и другие виды распорядительных документов, издаваемых руководством организации, действуют в рамках этой организации и являются её внутренними (локальными) нормативными актами.
Какие бывают — виды
Всё многообразие распорядительных документов делится на две укрупненные группы:
- Единолично издаваемая распорядительная документация. К ней можно отнести приказы и указания (как вариант, указы) лица, занимающего в организации позицию высшего руководителя (например, генерального директора). Заместители высшего руководителя компании и начальники её структурных подразделений могут оформлять свои управленческие решения соответствующими указаниями и распоряжениями.
- Коллегиально издаваемые распорядительные документы. Так, решения, которые выносятся в организации коллегиально (например, собранием лиц, обладающих управленческими полномочиями), могут оформляться соответствующими постановлениями (как вариант, решениями).
Приказ
Приказ руководителя небезосновательно считается самым распространенным видом распорядительной документации.
Как правило, приказы руководителя затрагивают вопросы, касающиеся производственной деятельности компании, работы с её персоналом (личным составом), а также целый ряд управленческих решений, принимаемых в сфере создания, реорганизации и ликвидации самой компании и её отдельных структурных подразделений.
Кроме того, приказами генерального директора могут утверждаться инструкции, положения, правила и иные подобные документы, являющиеся для персонала общеобязательными.
Ещё одной областью применения приказов являются всевозможные кадровые вопросы – прием гражданина на работу, перевод работника на иную позицию (должность), увольнение сотрудника и другие задачи.
Распоряжение
Распоряжение представляет собой распорядительный документ, посредством которого руководящий работник (например, начальник подразделения) ставит конкретную задачу перед своим подчиненным.
Как правило, распоряжение касается оперативного (текущего) вопроса деятельности компании, действует на протяжении ограниченного промежутка времени.
Пример – распоряжение о порядке выполнения определенного производственного задания.
Указание
Указание считается распорядительным актом информационно-методического назначения.
Его функции – организовать надлежащее выполнение приказов и иных распорядительных актов, скоординировать работу персонала.
Зачастую такие указания издаются заместителями директора или начальниками отделов, получившими надлежащие полномочия от высшего руководителя компании (директора).
Постановление
Постановление представляет собой распорядительный акт, который издается соответствующим коллегиальным органом, обладающим управленческими полномочиями в организации.
Подобным органом в компании может являться какая-либо комиссия или определенный комитет, призванный решать важные задачи.
Решение
Решение считается распорядительным актом, издаваемым в организации либо коллегиально (то есть коллегиальным органом управления), либо конкретным лицом, выступающим как единоличный представитель коллегиального органа управления. Например, субъект, который является единственным участником ООО, единолично издает решение о назначении определенного гражданина на должность гендиректора.
Как оформляются — основные реквизиты
Оформление распорядительного документа осуществляется на предприятии в следующем порядке:
- Четко формулируется задача. Нужно уточнить, с какой целью издается документ (например, приказ), что именно он должен урегулировать. Учитываются необходимые нормы законодательства, внутренние акты самого предприятия. Конкретизируется используемая терминология.
- Разрабатывается проект распорядительного акта. Данный этап считается самым сложным.
- Разработанный проект акта обсуждается, дополняется, редактируется, а затем утверждается. Специфика этого этапа зависит от того, как выносят конкретное управленческое решение – единолично или коллегиально.
- Согласование проекта на всех уровнях – как внешних, так и внутренних. Для окончательного утверждения данного документа могут понадобиться согласующие визы начальников отделов, партнерских организаций, вышестоящих структур.
- Подписание документа соответствующим руководителем (он ставит утверждающую подпись), а также иными заинтересованными лицами, упомянутыми в данном акте (они ставят подписи, подтверждая ознакомление с документом). С данного момента документ начинает действовать.
Содержательная часть любого распорядительного акта включает вступление (преамбулу) и распорядительную часть.
В преамбуле констатируется событие, обусловившее издание этого акта (например, вступление закона в силу, подача заявления сотрудником, другие возможные факты).
В распорядительной части отражается формулировка воли руководящего лица, издавшего данный акт (здесь перечисляются принятые решения, поставленные задачи, исполнители, сроки выполнения и ответственные лица).
При этом в приказе формулировка распорядительной части начинается со слова «приказываю» (в постановлении – «постановил»; в решении – «решил»; в распоряжении – «обязываю»).