Как называется когда дают взятки

Содержание
  1. Что такое взятка, кому ее дают и особенности рассмотрения дел по ст.290 и ст.291 УК РФ
  2. Немного из истории
  3. Каким бывает взяточничество
  4. Кто берет взятки
  5. Особенности квалификации взяточничества
  6. Вымогательство взятки
  7. Что такое взятка с точки зрения закона?
  8. Терминология
  9. Особенности термина
  10. Откат
  11. Классификация
  12. Нормативная база
  13. Взяточничество в уголовном праве
  14. Дача и получение – отличия и особенности
  15. Наказание за взяточничество
  16. Другие тонкости вопроса
  17. Квалификация преступления
  18. Что считается взяткой?
  19. Обратите внимание!
  20. Кому передается?
  21. Уголовная ответственность за взятку
  22. Взятка в значительной сумме
  23. Взятка за неправомерные действия или бездействие
  24. Взятка, полученная госслужащим или главой муниципалитета
  25. Преступление с другими отягчающими компонентами
  26. Особо крупная взятка
  27. Как доказать факт получения взятки должностным лицом?
  28. Если еще не дали
  29. Резюме
  30. Виды взяток

В предыдущих публикациях (см. «Верное решение» №№ 2, 3, 6 за 2020 год) мы осветили вопросы юридической ответственности юридических лиц за правонарушения коррупционной направленности и вопросы квалификации действий взяткополучателей. Однако квалификация действий лиц, дающих взятки, взяткодателей, также на практике вызывает множество вопросов, порой неоднозначно решаемых правоохранительными и судебными органами, порождает немалые трудности.

Их причины уже назывались нами ранее. Здесь же необходимо постараться ответить на некоторые из возникающих вопросов.

Традиционно отношение общества к взяткодателям является более мягким (я бы даже сказал, почти добродушным), чем к взяткополучателям. Такое отношение, как представляется – прямое порождение того, что мы видим в публикациях средств массовой информации, где нагнетается образ злодея – чиновника, живущего не по доходам, паразитирующего на эксплуатации интересов предпринимателей. При этом в таких публикациях не отражается, что без первых (без взяткодателей) не было бы и вторых (взяткополучателей).

Не случайно закон освобождает от уголовной ответственности лишь определенную категорию взяткодателей (например, при вымогательстве взятки со стороны взяткополучателей), строго наказывая прочих из их числа.

Не следует забывать и о том, что латентность многих преступлений коррупционной направленности обусловлена в первую очередь тем, что о совершении преступлений в компетентные органы не заявляется именно взяткодателями (хотя по закону в таком случае они могут быть освобождены от уголовной ответственности). Взяткодателям чаще всего выгодно такое укрывательство, ведь они осознают, что в результате их подношений определенному должностному лицу они получают для себя некоторые преимущества в бизнесе или социальном положении («рука руку моет…»). И в этом кроется немалая опасность для интересов общества и государства.

Лично или через посредника

С объективной стороны рассматриваемое преступление (дача взятки) выражается в действии — передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Объективная сторона дачи взятки будет иметь место и в том случае, когда предмет взятки передается иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица (часто это делается в целях сокрытия получения взятки). Из практики автора публикации следует, что в последнее время подобные действия взяткодателей стали распространены (безусловно – по прямому указанию взяткополучателей, которые пытаются тем самым скрыть свою личную причастность к получению взятки). Так, по одному из уголовных дел в Амурской области должностное лицо, федеральный государственный служащий структурного подразделения Росавтонадзора, систематически получал взятки от предпринимателей, которые они по его прямому указанию перечисляли на кредитную карту его сестры, проживающей в другом регионе страны.

Сестра чиновника при этом, безусловно, им была проинформирована, поскольку, хотя и не спешила эти суммы перечислять со своей кредитной карточки брату, но вела их отдельный учет в специально заведенной ею тетради. Латентность таких действий высока, поскольку внешне перечисление денег идет не должностному лицу. Однако, высока и доказуемость подобных взяток, когда вскрывается хотя бы один их эпизод, так как «банковский, компьютерно – электронный» след взятки сохраняется долгие годы.

В качестве другого примера можно привести уголовное дело, в котором автор осуществлял защиту взяткодателя, где первая часть взятки была переведена по указанию должностного лица на расчетный счет юридического лица, к которому внешне взяткополучатель не имел никакого отношения. Но там работала бухгалтером знакомая взяткополучателя, которая уговорила руководителя обналичить для целей передачи взяткополучателю ранее перечисленную сумму. Это было сделано.

Затем обналиченная сумма (за минусом «комиссионных» бухгалтера) была передана бухгалтером взяткополучателю, после чего он был задержан. Полагаю, что читателям легко догадаться, сколько здесь осталось следов преступления, а ведь взяткополучателю казалось, что все «шито – крыто». В судебном процессе вставал лишь вопрос о том, минусовать ли суммы за обналичивание и «комиссионные» бухгалтеру – посреднику из размера взятки (ведь эти деньги не были получены взяткополучателем).

Суд решил, что «нет», отминусовывать эти суммы неверно, ведь взятка была окончена уже с момента перечисления денег на расчетный счет юридического лица.

В ранее действовавшем п. 5 Постановления Пленума от 10 февраля 2000 г. N 6 (в настоящее время утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г.

№ 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях») разъяснялось, что «не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям». Данное положение было верным, но неполным, поскольку не содержало ответа на вопрос, связанный с более сложной и распространенной ситуацией, когда лицо, получившее незаконное вознаграждение за выполнение сугубо профессиональных обязанностей, в то же время наделено полномочиями, позволяющими признать его должностным.

В качестве иллюстрации многие авторы (см, например, комментарий Е.В. Пейсиковой, П.С. Яни к указанному Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федарации №24) вполне обоснованно называют получение главным врачом муниципального учреждения системы здравоохранения вознаграждения за лично проведенные диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом данным лицом не использовались организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные полномочия, которыми оно также наделено.

Однако если тот же главный врач был вознагражден за использование, например, своих служебных полномочий для внеочередной госпитализации пациента, то содеянное образует состав взяточничества. Аналогичные примеры можно привести в отношении преподавателей, которые одновременно являются в ВУЗе должностными лицами (ректор, проректор, декан факультета, заведующий кафедрой и т.п.), и подобные этим примеры.

В настоящее время это регулируется положениями пункта 7 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24, согласно которому не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Нужно ли, чтобы взятка обусловливала действия (бездействие) по службе? Из формулировок закона не следует, что такая обусловленность необходима — взятка передается за действия (бездействие) по службе, т.е. для квалификации содеянного как взяточничества должна быть установлена лишь связь незаконного вознаграждения и соответствующих действий (бездействия), но не обязательно зависимость этих действий (бездействия) от полученного или обещанного чиновнику незаконного вознаграждения. Соответствующее положение отражено в пункте 8 Постановления № 24.

Пункт 9 Постановления № 24 содержит ответы на ряд вопросов, связанных с описанием в законе предмета взятки. Пленум не поддержал узкую, учитывающую значение термина «услуги» в гражданском праве, трактовку термина «услуги имущественного характера». Правильность подхода, отраженного в документе Пленума, безусловна, и не только потому, что в ином случае были бы существенно ограничены пределы действия норм об ответственности за взяточничество, что противоречило бы декларируемым властью задачам и нашим международным обязательствам.

Пленум исходил из того, что правоприменитель при толковании обсуждаемой нормативной дефиниции не связан гражданско-правовой категорией «услуги», поскольку обсуждаемое уголовно-правовое понятие не обозначено бланкетным термином. Услуги имущественного характера — это результат творчества именно «уголовного законодателя», что позволяет и требует толковать его в значении выгод имущественного характера, т.е. широко.

Когда дачу взятки следует считать оконченной?

Многолетней является позиция Верховного Суда РФ о моменте окончания взяточничества: получение, дача взятки, а также посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. В качестве примера названы передача ценностей лично должностному лицу, зачисление средств с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является. Впервые, однако, данное определение сопровождается той оговоркой, что «при этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению».

Тем самым Пленум ясно высказался относительно невозможности применения при квалификации взяточничества критерия разграничения оконченного хищения и покушения на это преступление.

В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости, с момента начала «бесплатного» ремонта в квартире взяткополучателя).

Также смотрите  Дачные дома под материнский капитал

С учетом всех разъяснений Пленума правильными следует признать и действия правоохранителей, предъявляющих дачу взятки лицу, который «покупает» по сделке недвижимость или транспортное средство у должностного лица, под контролем которого он находится, по цене, явно, заведомо превышающей рыночную цену. В качестве размера взятки при этом предъявляется разница в стоимости, размер «завышения» цены. Важно при этом помнить, что в таком случае по делу должны быть доказательства, что участники такой сделки осознавали заведомое завышение цены и, например, общее покровительство со стороны взяткополучателя в отношении лица (чиновника или предпринимателя), контроль за службой или деятельностью которого он осуществляет.

Пункт 11.1 Постановления Пленума № 24 содержит ответы на вопросы: 1) о моменте окончания взяточничества при ситуации, когда взятка, передававшаяся частями, не была получена в полном оговоренном ранее размере (в части запланированного размера, являющегося критерием дифференциации ответственности) и 2) возможности признания деяния оконченным, когда лицо задерживают непосредственно после вручения ему (передачи им) предмета взятки.

Например, должностное лицо планировало получить взятку в значительном размере, получило от взяткодателя часть оговоренной взятки, и эта часть не превышала 25 тыс. руб.; указанный чиновник задержан после этого не был, однако вторую часть взятки не сумел получить по независящим от него обстоятельствам, но также не в связи с задержанием. И в этом случае содеянное должно квалифицироваться не как покушение на преступление в оговоренном размере, а как оконченное преступление с вменением соответствующего признака значительного размера.

Но и здесь остаются неясными некоторые аспекты. Например, как быть, когда, действуя под контролем правоохранительных органов и в условиях оперативного эксперимента, взяткодатель под воздействием предложения взяткополучателя о даче ему взятки обещает последнему явно несуразные суммы за те или иные действия в его пользу ( например, предлагая сто тысяч долларов за устройство на должность с небольшим окладом), а передает в качестве первого «транша», прямо скажем, ничтожные суммы, понимая, что сразу после этого взяткополучатель будет задержан правоохранительными органами. Разве при этом будет справедливым предъявление взяткополучателю всей явно несуразной, но обещанной ему суммы? С точки зрения разъяснений Пленума – да, будет.

Причем в качестве оконченного преступления. А с точки зрения социальной справедливости? Полагаю, что до официальных разъяснений Пленумом подобных ситуаций, суды должны учитывать подобное при назначении меры наказания виновному.

Как оконченное преступление следует квалифицировать получение и дачу взятки в случае, когда согласно предварительной договоренности взяткодатель помещает ценности в условленное место, к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем или иным лицом после помещения ценностей.

Получение или дача взятки, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление, в том числе и в случае, когда ценности были изъяты сотрудниками правоохранительных органов сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Представляется, что назначение более мягкого наказания вследствие ошибки в квалификации содеянного может привести к неэффективности в борьбе с коррупцией, к недостижению таких целей наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений; а наступление более строгих правовых последствий, нежели законодатель закрепил за совершение конкретного вида преступлений, в свою очередь, приведет к нарушению принципа справедливости, в соответствии с которым наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Поэтому необходим тщательный анализ всех обстоятельств каждого уголовного дела, правильная квалификация содеянного и индивидуальный подход к назначению наказания.

Михаил Слепцов, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Слепцов и партнеры», кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации

Что такое взятка, кому ее дают и особенности рассмотрения дел по ст.290 и ст.291 УК РФ

Среди новостей все чаще появляются заметки о задержании высокопоставленных чиновников и возбуждении против них уголовных дел по получению взяток. Несмотря на масштабную борьбу с коррупцией, ведущуюся на всех властных уровнях, число подобных преступлений не уменьшается. Поэтому необходимо четко понимать, что такое взятка и какую уголовную ответственность несет лицо, ее дающее и лицо берущее.

Немного из истории

Взяточничество, как вид преступных деяний было приравнено к убийству и воровству только в XIX веке, когда было выделено два его вида. Первым из них было получение взятки, за действия, не выходящие за рамки правового поля и его называли «мздоимство». Вторым – «лихоимство», то есть получение взятки за действия, выходящие за рамки закона и каралось оно намного строже.

Ранее взятка не считалась преступлением и даже поощрялась, за исключением дачи ее судьям, которую называли «посулом».

Сегодня взятку относят к категории опасных видов преступных деяний, так как такие действия разлагают общественные отношения и подрывают веру граждан в институты власти.

В действующем на сегодня законодательстве взяточничество как противоправное действие карается по ст. 290 УК РФ, в которой указывается, что получение имущественной выгоды чиновником за бездействие или противозаконные действия являются преступлением. Такая выгода может выражаться в получении:

  • денежной суммы в отечественной или зарубежной валюте;
  • акций, облигаций и иных ценных бумаг;
  • ценного имущества, например, драгоценностей, автомобиля и т.п.;
  • услуги в виде оплаты ремонта дома, квартиры или турпутевки.

Как показывает судебная практика, наиболее часто предметом взяточничества становятся передача денег. Тем не менее, нередко в судебных постановлениях встречаются взятки в виде передачи чиновнику автомобиля в пользование, предоставление офиса или строения в аренду без ее оплаты. Встречаются случаи, когда взяточнику прощаются долги, что также попадает под признаки взяточничества в виде оказания услуги имущественного характера, то есть взяткой может стать не только имущество как таковое, но и передача прав на него, например, авторских или кредиторских прав и т.п.

Каким бывает взяточничество

В соответствии со смыслом ст.290 УК РФ противоправным деяниями считаются бездействие или действие чиновника, направленное на получение имущественной выгоды одного из видов, перечисленных выше. Уголовное наказание выносится.

  1. За бездействие или действие, совершенное чиновником, которое он должен совершать в силу своих должностных обязанностей, то есть он их может и обязан выполнять, но не выполняет ради получения имущественной выгоды.
  2. За помощь или способствование иным чиновникам бездействовать или выполнять действия в пользу лица, давшего взятку, УК РФ ст. 291. В данном случае подразумевается авторитет, которым обладает начальник перед своими подчиненными и, получив взятку в денежном или ином выражении, заставляет своих подчиненных выполнять просьбу лица, ее давшего, или дает прямое указание выполнить желаемое гражданином действие или бездействие.
  3. За оказание покровительства или попустительстве по выполнению должностных инструкций, другими словами оказание поддержки действием или бездействием. В данном случае форма выражения этой поддержки специально не оговаривается, включая и сроки ее оказания. Она может быть оказана значительно позже, например, в виде дачи рекомендации о назначении на должность лица, от которого была получена взятка: при появлении соответствующей вакансии; выписка премиального вознаграждения; отправка в загранкомандировку и т.п.
  4. За попустительство при ненадлежащем выполнении должностных инструкций, которое может выражаться в не назначении каких-либо наказаний или дисциплинарных взысканий для подчиненного, ранее вручившего взятку своему начальнику. В этом варианте сроки и какие именно действия будут совершаться заранее не оговариваются, так как подчиненный надеется на снисходительно отношение к нему начальника.
  5. За бездействие или действия, выходящие за рамки правового поля, когда они:
  • не предусматриваются должностными обязанностями, действующим правовым полем и не являются обязанностью руководителя, например, прием на работу сотрудника, не имеющим полномочия в сфере трудоустройства (заместитель руководителя предприятия, начальник отдела и т.д.);
  • предусматриваются должностными обязанностями, и действующим правовым полем, но при определенных обстоятельствах, которые на дату вручения взятки (291 УК РФ) отсутствовали, например, внеплановая налоговая проверка конкурирующей фирмы, при отсутствии соответствующих факторов, обосновывающими ее;
  • являются полномочиями иного должностного лица, например, когда сотрудник охраны пропускает гражданина к обвиняемому, находящемуся в СИЗО в случаях, когда на это имеет право исключительно начальник отдела охраны;
  • являются полномочиями собраний, комиссии или другой коллективной коллегии, например, когда освобождение от воинской службы может быть выдано исключительно призывное комиссией, а решение принимается только врачом-специалистом;
  • полномочия не могут делегироваться никому ни при каких обстоятельствах, например, подлог по службе или фабрикование ложной доказательной базы.

Сроки выполнения обязательств, взятые на себя лицом при получении взятки для квалификации преступного деяния, не имеют никакого значения, то есть сначала могут быть выполнены обязательства по ее получению, а может быть и наоборот. Имущественные ценности, как взятка, могут сразу же передаваться в полном объеме или вручаться дробными частями. Граждане, передающие или получающие ее, могут пользоваться терминами применимые к обычной торговой сделке, например, получение суммы в полном объеме или авансовый платеж.

Кто берет взятки

Ст.290 УК РФ устанавливаются признаки граждан, которые потенциально могут стать взяточниками и быть привлечены к уголовной ответственности. Как правило, ими становятся лица, занимающие руководящие должности в госорганах власти и частных структурах. Опытный адвокат по взяткам сможет разобраться с подобными ситуациями и найти правильную линию защиты.

Как показывает судебная практика, наиболее часто дела о взяточничестве касаются следующих граждан:

  • Сотрудники органов внутренних дел за отказ от начала и за начало делопроизводства; приостановление или прекращение уголовных дел с нарушением действующего законодательства; приостановление, прекращение или возбуждение административного делопроизводства с нарушением действующего законодательства; фабрикацию доказательной базы или уничтожение ее; подделку документов дела и т.п.
  • Сотрудники службы приставов за отказ от возбуждения или прекращения исполнительного делопроизводства с нарушением действующего законодательства; сознательное уменьшение цены имущественных активов; за исключение из описи имущественных активов с нарушением действующих правовых норм; укрывательство доходов, получаемых должником или неприятие мер по их обнаружению.
  • Госслужащие муниципальных и госорганов, занимающие ответственные должности и получающие взятки за выдачу разрешений на размещение или строительство торговых точек, получение участков земли с нарушением правовых норм.
  • Преподавательский состав высших и средних учебных заведений за выставление хороших оценок студентам и ученикам, не имеющих соответствующие знания.
  • Администрация, врачи, медсестры государственных поликлиник и больниц, а также частных клиник за незаконную выдачу справок и оформление заведомо ложных меддокументов.
  • Сотрудники инспекций Трудовой, Пожарной, Жилищной, Коммунального и Потребительского надзора за сокрытые нарушений, не проведение запланированных проверок.
  • Штатные сотрудники уголовно-исполнительной системы наказаний за досрочное освобождение, произведенное с нарушением УК России; незаконное снимание срока ограничения воли и смягчение срока наказаний; пронос запрещенных алкогольных напитков, телефонов и иных предметов.
Также смотрите  Что такое контрольный пакет акций

Также гражданами, дающими и получающими взятки, могут быть признаны:

  • Лица, имеющие иностранное гражданство и занимающие руководящие посты, работающие в судебном, законодательном или исполнительном госучреждении и осуществляющие свою деятельность в интересах страны, гражданином которой являются.
  • Лица, занимающие руководящие посты в организациях международной юрисдикции.

Несмотря на то, что в отечественной судебной практике отсутствуют дела о взятках, касающихся иностранных граждан по ст.291 УК РФ, помощь адвоката будет своевременной для предотвращения подобных негативных ситуаций.

Особенности квалификации взяточничества

Судебное производство, связанное с делами о взяточничестве, трудны в рассмотрении и имеют большое количество тонкостей, требующих индивидуальных решений в каждой отдельно взятой ситуации. Отечественные Суды Высшей инстанции в отношении таких дел регулярно выпускают постановления и разъяснения по делам о взятках ст. 290 и ст.291 УК РФ, помощь адвоката в таком судопроизводстве поможет избежать множества проблем и решить ситуацию в положительную для клиента сторону.

К таким тонкостям, рассмотренным в судебных разбирательствах, относятся:

  • При даче и получении взятки отсутствует пострадавшая сторона, так как имущественные ценности, дает лицо, которому не нанесен ущерб. Эти ценности являются доказательной базой и должны быть изъяты в государственную пользу. Для дачи взятки имущественные ценности взяткодателю могут быть выделены органами правопорядка (если дача взятки контролируется сотрудниками этих органов). Если этого не происходит, лицо дающее взятку, считается ее владельцем и отвечает за свой поступок перед законом.
  • Противоправное деяние попадает в категорию законченных с момента дачи имущественных ценностей взяткополучателю, независимо от выполнения им взятых на себя обязательств или намерения вообще не исполнять их.
  • Если взяткополучатель взял имущественные ценности, не имея при этом намерения выполнить взятые на себя обязательства, такие противоправные действия могут считаться мошенничеством, так как возникают признаки обмана с целью похищения имущественных ценностей.
  • При оказании услуг (например, консультационных) лицом, занимающим должность и связанных с его профессиональной деятельностью, а также оказанных в свободное от работы время признаки получения взятки согласно ст. 290 УК РФ отсутствуют.
  • В случаях, когда лицо занимающее должность, задержано во время передачи взятии и не успело воспользоваться ею, это считается оконченным противоправным деянием.
  • Если взятку не удалось передать, то и взяткодатель, и взяткополучатель считаются участниками противоправных деяний и должны понести уголовную ответственность за попытку его совершить.
  • В случаях, когда взятку получает несколько ответственных сотрудников властных органов, все они привлекаются к уголовной ответственности по соответствующей статье, независимо от размера стоимости имущественных ценностей, которую каждый из них должен был получить.
  • Когда руководитель, занимающий ответственную должность, получает взятку за совершение противоправных деяний, он должен привлекаться по нескольким соответствующим статьям УК России.

Вымогательство взятки

Подобное противоправное деяние квалифицируется по п.6, ч.5, ст.290 УК и относится к категории особо опасных, так как формирует у граждан страны уверенность в неуязвимости высокопоставленного взяточника. В состав деяния входят:

  • требование высокопоставленного взяточника вручения ему имущественных ценностей за взятые на себя обязательства по бездействию или действию, провоцируя тем самым гражданина к нарушению ст. 291 УК РФ;
  • угроза нанести ущерб потенциальному взяткодателю, если имущественные ценности не будут ему вручены.

В таких случаях очень часто искусственно создаются соответствующие обстоятельства, провоцирующие гражданина дать взятку. Человек, не знающий особенности должностных обязанностей взятковымогателя, вынужденно идет на нарушение ст. 291 УК РФ, помощь адвоката в подобных ситуациях поможет избежать негативных последствий ситуации, намеренно созданных ответственным чиновником.

В следующей статье будут рассмотрены такие понятия как «сумма взятки» и «мелкое взяточничество», а главное — какие бывают штрафы в случае дачи взяток, кто такие посредники и какая ответственность бывает у них.

Что такое взятка с точки зрения закона?

Представители контролирующих органов и иных инстанций должны принимать решения, руководствуясь нормами действующего законодательства. Взятка – это преступление государства, власти и местного самоуправления. Подобное действия становится причиной снижения авторитета вышеуказанных инстанций, отклонение в выполнении служебных обязанностей и поставленных задач в угоду личным интересам.

Подобное действие сурово карается, поэтому нужно понимать, что такое взятка, и какую ответственность можно нести за это деяние.

Терминология

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:

      Определение понятия закреплено в УК РФ. Здесь описывается 2 вида преступлений – получение и дача взятки. Первая категория деяния считается наиболее опасной, особенно если осуществляется сразу группой лиц или выполняется при помощи принудительного требования.

      Процедура всегда носит безвозмездный характер. Сотрудник уполномоченного органа не обязан предпринимать какие-либо действия. Однако человек, дающий взятку, всегда рассчитывает на получение чего-либо.

      Получив от гражданина материальные блага, представитель уполномоченного органа предоставляет взамен различные преимущества и льготы в отношении какой-либо процедуры. Если речь идёт о даче взятки, действие также считается незаконным. Оно представляет собой выполнение ряда законных или незаконных манипуляций.

      Альтернативой выступает предоставление преимуществ, в список которых входят поручительство или общее покровительство.

      Особенности термина

      В действующем законодательстве существует довольно много схожих понятий. Причём за некоторые действия последствия не предусмотрены. Однако если выполнять схожую манипуляцию, человека привлекут к ответственности. Примером выступает взятка должностному лицу, подарок и откат. Важно четко понимать различия между ними.

      Откат

      Когда идет речь о предоставлении вознаграждения лицам, которые занимают посты в госорганах или являются приближенными таких людей, откат приобретает все признаки взятки. Обычно подобное действие предпринимается, если присутствуют отношения между хозяйствующими или иными субъектами, у которых нет властных полномочий. Это основное отличие от взятки.

      Однако присутствует и ряд других особенностей. Откат позволяет заинтересовать противоположную сторону не в решении конкретного вопроса, а в успешном завершении сделки целиком. Обычно сторона предлагает другому лицу возможность получить процент от соглашения.

      Вышеуказанная манипуляция также считается противозаконной. Однако наказание за неё регламентирует ст.204 УК РФ. Причём ответственность будет возложена на обе стороны.

      Если произошла незаконная передача уполномоченному лицу денег, имущества, ценных бумаг, налагается штраф. Его размер может доходить до 200000 руб. Альтернативой выступает лишение свободы.

      Продолжительность наказания достигает срока до 3 лет.

      Однако считается, что преступление было совершено, если присутствует сразу два условия. Первым из них выступает получение правоохранительными структурами информации о том, что был нанесен вред интересам других компаний, граждан, общества или государства в целом. Вторым условием выступает наличие ущерба компании, в которой работало лицо, совершившее преступное деяние.

      Для этого должно быть предоставлено соответствующее заявление фирмы или быть получено ее согласие.

      Если говорить простым языком, выполненное действие признают преступлением, если был причинен вред. Когда речь идет о взятке, выполнение действия карается, если представители уполномоченных органов узнали о преступлении и сумели своевременно отреагировать на него.

      Классификация

      Выделяют несколько видов взяток деньгами и благами. Они зависят от особенностей осуществления процедуры и ее характера.

      Нормативная база

      Наказание за преступление регламентирует УК РФ. Причём вменяемая норма корректируется зависимости от особенностей деяния. Эксперты советуют обратить внимание на положения:

      • ст.204 УК РФ – определяет наказание за подкуп; – отражает особенности привлечения к ответственности за получение суммы или имущества должностным лицом за покровительство, предоставление льгот и прочее; – фиксирует нормы, в соответствии с которыми накажут за предоставление имущества или денежных средств должностному лицу для того, чтобы оно оказало услугу, воспользовавшись полномочиями; – определяет ответственность, к которой привлекут за ложный донос.

      Взяточничество в уголовном праве

      В уголовном праве взяточничество признается преступлением. Оно карается наложением штрафа или лишением свободы. Особенности осуществления действия могут существенно меняться. Они зависят от вменяемой статьи.

      Дача и получение – отличия и особенности

      Обе процедуры познаются преступлением. Процесс дачи взятки регламентирует ст.291 УК РФ. Норма не содержит определение преступного деяния. Однако оно вытекает из других действующих положений.

      Не нужно путать понятия посредничества и дачи взятки. Дело в том, что лицо не всегда принимает участие в процедуре самостоятельно. Привлекая к манипуляции других людей, человек рассчитывает, что сможет избежать ответственно.

      Однако на практике все по-другому. Наказание будет вменено в отношении всех участников манипуляции. Посредник не приобретает никаких преимуществ от выполнения процедуры.

      Однако его тоже могут привлечь к ответственности. Посредник не связан с передаваемыми благами правом собственности или иными юридическими обязательствами.

      Обычно осуществляется предоставление взятки должностному лицу, находящемуся при исполнении. Процедура регулируется всё теми же нормативно-правовыми актами. Так, примером дачи взятки выступают действия водителя, осуществляющего предоставление денежных средств остановившему его инспектору, чтобы тот не вменяя наказание за нарушение правил передвижения по дорогам РФ.

      Если должностное лицо согласится, автолюбителя накажут по ст.291 УК РФ.

      Отдельно выделяют понятие провокации взятки. Манипуляцию регламентирует ст.304 УК РФ. Подобная ситуация возникает, если человек пытается предоставить материальные блага за оказание какого-либо действия недобросовестным должностным лицам. Человек, находящийся при исполнении, не должен давать согласие.

      Важно не поддаваться на предложения гражданина. Необходимо дать решительный отказ. В иной ситуации к ответственности привлекут обоих. Для этого достаточно, чтобы информация дошла до представителей МВД РФ.

      Однако взятка не считается полученной до того момента, пока человек не согласился на подобное. В учет принимаются даже действия, косвенно свидетельствующие о принятии решения о получении средств. Закон запрещает провоцировать должностных лиц, проверяя их совесть.

      Гражданина будет вменен тюремный срок до 5 лет. Альтернативой выступает потребность в оплате штрафа в размере 200000 руб.

      Наказание за взяточничество

      На нарушителя наложат штраф в размере 100000-500000 руб. Альтернативой уступает лишение свободы. Продолжительность наказания составляет 5 лет.

      Закон позволяет повысить суровость наказания. Подобное действие происходит, когда представитель уполномоченного органа соглашается принять большую сумму денежных средств или имущества за оказание определенной услуги в рамках служебных полномочий. Таковой признается подарок, стоимость которого превышает 150000 руб.

      Если речь идет о групповом получении денежных средств или услуг, штраф возрастет до 1 млн. руб. Нарушителя могут посадить за решетку на срок до 12 лет.

      Наказание применяется и в отношении лица, предоставившего подарок, признанный взяткой. Закон позволяет отправить нарушителя за решетку на срок до 8 лет. Вердикт выносится после судебного разбирательства. Штраф также налагается. Он составляет 500000 руб.

      Другие тонкости вопроса

      На практике взятку могут вымогать. Важно помнить о том, что ответственность несут обе стороны. Поэтому необходимо предпринять ряд действий. Если наблюдается явное вымогательство, необходимо:

      1. Попытаться записать требования на диктофон или иное оборудование. Преимуществом считается присутствие соответствующего устройства еще на первом приеме у чиновника. Если устройство отсутствует, необходимо попросить о предоставлении права обдумать предложение и сходить за техническим средством.
      2. Когда разговор удалось записать, нужно обратиться в территориальное подразделение МВД.
      3. Представители МВД расскажут, как действовать далее.

      Возможна прямо противоположная ситуация. Если должностное лицо не совершало преступления, однако в его отношении выдвинуты ложные обвинения, необходимо собрать доказательства своей невиновности. Для этого предстоит опросить свидетелей, дать письменное объяснение, приложить записи с видеокамер или диктофонов.

      Если деньги были переданы во время личного взаимодействия с нарушителем, полное содействие может стать выходом из сложившейся ситуации. Если представитель уполномоченного органа не оказывал каких-либо услуг, его будет сложнее привлечь к ответственности.

      Когда взятка получена по личной инициативе, рекомендуется нанять адвоката и попытаться найти смягчающие обстоятельства. Наказание могут уменьшить, если человек находится в тяжелом материальном положении, или присутствует необходимость предоставления крупной суммы денежных средств для прохождения лечения. Изменение наказания осуществляется в зависимости от индивидуальных особенностей ситуации.

      Квалификация преступления

      Для начала выясним, что законодатель подразумевает под термином «взятка». В УК РФ определение звучит следующим образом: это получение российским или иностранным должностным лицом (лично или через третьи руки) имущественных ценностей или материальных благ за совершение действий по просьбе дающего взятку или для его протеже.

      Преступление подпадает под ст. 290 УК РФ, если должностное лицо совершило за вознаграждение следующие действия:

      • оказало взяткодателю общее покровительство или попустительство по службе;
      • способствовало совершению нужных действий благодаря своему рабочему положению;
      • целенаправленно бездействовало, что дало просителю привилегии;
      • оказало услугу, входящую в перечень его служебных полномочий.

      Как видите, определение довольно сложное и запутанное. Для лучшего понимания разберем его на компоненты.

      Что считается взяткой?

      Да почти все, что имеет ценность. Например:

      • денежные средства;
      • ценные документы (акции, облигации, и т.д.);
      • благородные металлы;
      • редкие камни;
      • атрибуты роскоши (дорогая бытовая техника, элитная мебель);
      • предметы искусства (картины, антиквариат);
      • документы на право владения имуществом (домом, квартирой, землей);
      • транспортные средства.

      Список можно продолжать.

      Обратите внимание!

      Взятка – не обязательно материальный предмет. Она может иметь форму услуги – законной или неправомерной. Например, убийство человека взамен на получение разрешения на строительство.

      Кому передается?

      В роли получается благ может выступать любое должностное лицо, способное оказать взяткодателю нужную услугу. Наименование и статус должности значения не имеют – инспектор ГАИ и министр внутренних дел получат наказание по аналогичной статье.

      В определении взятки также фигурирует фраза «иностранное должностное лицо». Подразумевается любой резидент другого государства, работающий в административной должности и способный оказывать услуги.

      Уголовная ответственность за взятку

      Как говорилось выше, дача взятки квалифицируется по ст. 290 УК РФ. Норма разбита на 6 частей, где перечислены различные типы злодеяния и санкции за них.

      Взятка в значительной сумме

      Злодеяние подпадает под ч. 2 ст. 290 УК РФ. Большой размер «передачки» расценивается как отягчающий признак и предусматривает наказание в виде:

      • штрафа до 1,5 млн руб. либо в сумме дохода виновного за 2 года или 30-60-кратном размере взятки;
      • 6-ти лет тюремного заключения.

      Взятка за неправомерные действия или бездействие

      Проступок квалифицируется согласно ч. 3 ст. 290 УК РФ. Санкции будут еще строже:

      • огромный штраф: до 2 млн руб. либо в сумме заработка преступника за 2 года или 40-70-кратном размере взятки;
      • лишение свободы сроком до 3-х лет.

      Взятка, полученная госслужащим или главой муниципалитета

      Злодеяние подпадает под ч. 4 ст. 290 УК РФ. Провинившемуся чиновнику грозит:

      • штраф до 3 млн руб. либо в сумме дохода за 3 года или 60-80-кратной стоимости полученного вознаграждения;
      • до 7 лет колонии.

      Преступление с другими отягчающими компонентами

      Ч. 5 ст. 290 УК РФ предусматривает сразу несколько квалифицирующих признаков:

      • совершение злодеяния группой людей по сговору или организованной бандой;
      • использование угроз и вымогательства;
      • дача взятки в крупной сумме.

      Фигурантов ждет следующее наказание:

      • штраф до 4 млн руб. либо в сумме дохода виновного за 4 года или 70-90-кратном размере взятки;
      • тюремный срок длительностью до 12 лет.

      Особо крупная взятка

      Содеянное подпадает под ч. 6 ст. 290 УК РФ. Санкции будут самые жесткие:

      • штраф в размере 5 млн руб. либо в сумме дохода виновника за 5 лет или 80-100- кратной стоимости взятки;
      • 15 лет заключения.

      Как доказать факт получения взятки должностным лицом?

      Чтобы полиция поверила вашим доводам, необходимо заручиться доказательствами передачи денежных средств или иных ценностей.

      Если еще не дали

      Если с вас требуют взятку, но закон вы еще не преступили, действуйте следующим образом:

      1. Запишите переговоры с чиновником. Незаметно включите диктофон или видеокамеру на своем смартфоне перед тем, как войти в кабинет к должностному лицу.
      2. Обратитесь к правоохранителям. После того как вы получили подтверждение своих слов, сделайте письменное обращение в полицию. В заявлении укажите сведения о предстоящей сделке: дату, время и место передачи, сумму, кому вы должны отдать деньги или вещь. Дайте следователю прослушать запись. Сотрудники МВД устроят засаду и возьмут преступника прямо в момент получения благ.

      Резюме

      Получение взятки – уголовно наказуемое деяние. Оно квалифицируется согласно ст. 290 УК РФ. Самое мягкое наказание – штраф, максимальное – до 15 лет тюрьмы.

      Ответственность грозит не только тому, кто взял, но и тому, кто дал. Второго фигуранта накажут по ст. 291 УК РФ. Санкции зависят от обстоятельств дела и варьируются от крупного штрафа до длительного тюремного срока.

      Получатель благ никак не сможет смягчить свою вину, ведь он осознает, что поступок находится за гранью общественных и законодательных норм, и в случае раскрытия его привлекут к ответственности. Взяткодатель полностью избежит наказания, если докажет, что с него вымогали деньги. Для этого необходимо получить доказательства: видео- и аудиозаписи, свидетельства очевидцев.

      Освобождается от преследования и тот, кто добровольно расскажет полиции о готовящемся преступлении и окажет активное содействие в его раскрытии.

      Чиновники прекрасно понимают, что им грозит за получение взятки, поэтому постараются максимально себя обезопасить. Скорее всего, у вас будут требовать деньги завуалировано и без свидетелей. Если вы попали в подобную ситуацию, рекомендуем сообщить о готовящемся преступлении в полицию.

      Правоохранители проведут необходимые мероприятия и задержат нарушителя прямо в момент в передачи ценностей.

      Виды взяток

      Можно выделить следующие разновидности взяток:

      1. С точки зрения поведения должностного лица: взятка за покровительство или попустительство, совершение юридически значимых действий, помощь в принятии решений и лоббирование интересов и пр.
      2. С точки зрения получателя взятки: должностному лицу, полицейскому при исполнении, преподавателю, врачу и пр.
      3. По способу передачи или получения: явная или скрытая (под скрытой взяткой может пониматься, например, перечисление денег через родственников и подставных лиц, оплата несуществующего товара, предоставление необоснованной скидки), личная передача взятки или через посредника, передача группой лиц или одним лицом.
      4. Взятка-подкуп, взятка-вознаграждение.
      5. По сумме взятке: крупный, особо крупный, значительный размер и пр.
    Adblock
    detector