- Статья 4: на подростка нельзя регистрировать автомобиль
- Статьи 7, 21 и 22: появилась регистрация авто не через ГИБДД
- Статья 9: появление реестра ТС
- Статья 11: ГИБДД за три дня будет исправлять ошибки
- Статья 13: разграничение понятий знака и номера ТС
- Статья 15: когда нужен полис ОСАГО
- Статья 18: владелец автомобиля имеет право снять его с учёта
- Статья 20: появилась возможность восстановить номер кузова/двигателя
В 2018 году был принят новый закон 283-ФЗ, получивший известность под кратким названием «О регистрации транспортных средств». Он вступит в силу 4 августа 2019 г. и внесёт определённые изменения в сложившийся порядок учёта автомобилей. Рассмотрим, какие именно.
Сразу отметим, что для большинства людей ничего кардинально не изменится. Законодатели придумали много новшеств, но они касаются частных ситуаций. Проще говоря, после вступления закона в силу не придётся заново проходить регистрацию или платить значительные суммы.
Сам закон «О регистрации транспортных средств» содержит 34 статьи. Некоторые из них носят исключительно «технический» характер (описывают цели регистрации и т.д.), но во многих разделах вводятся новые правила или меняются ранее действующие порядки. Чтобы не создавать путаницу, рассмотрим важные статьи закона строго по порядку.
Статья 4: на подростка нельзя регистрировать автомобиль
В четвёртой статье закона, где перечислены основные понятия, говорится, что владельцем транспортного средства может быть:
- собственник старше 16 лет;
- лицо, которое имеет право им распоряжаться по доверенности или договору лизинга;
- родитель/опекун/попечитель лица, не достигшего 16 лет.
- опекун недееспособного лица.
Получается, что, если ребёнку нет 16 лет, его нельзя сделать владельцем авто, т.е. ТС придётся регистрировать на родителя или опекуна. Ранее таких строгих ограничений не было, поэтому можно было регистрировать автомобили на детей младше 16 лет и избегать таким нехитрым способом административных штрафов за нарушение ПДД.
Законодатели решили устранить эту коллизию.
Статьи 7, 21 и 22: появилась регистрация авто не через ГИБДД
В седьмой статье ФЗ названы субъекты, имеющие право проводить госрегистрацию ТС. Чтобы не терялся смысл, который законодатель вкладывает в термины, приведём полную расшифровку ст. 7:
Статья 7. Субъекты, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств п.1 Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа (далее — регистрационные подразделения) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. п.2 Регистрационные подразделения осуществляют государственную регистрацию транспортных средств как самостоятельно, так и во взаимодействии со специализированными организациями, участвующими в государственной регистрации транспортных средств (далее — специализированные организации).
Отсюда следует, что регистрировать ТС с 4 августа можно будет не только в ГИБДД, но и через специализированные организации. Понятие этих субъектов подробно раскрывается в статье 21, но если выражаться простыми словами, в сухом остатке получаем:
- специализированной организацией могут быть юр. лица и ИП, выполняющие функции официального дилера производителя автомобилей;
- сам производитель ТС.
Таким образом, если автомобиль приобретается у перекупщика или с рук, регистрацию, как и прежде, придётся осуществлять через ГИБДД. А вот когда новое ТС покупается у официального дилера, клиент сможет избавить себя от лишней головной боли, т.е. всю работу за него сделает салон/производитель.
Отдельно хотим обратить внимание на тот факт, что эта поправка касается именно новых ТС. Данная норма содержится в ст. 22 закона, где говорится о том, что автомобиль ранее не должен был допускаться к движению или эксплуатации. В случае, когда официальный дилер продаёт автомобиль с пробегом, перерегистрацию придётся делать через ГИБДД.
Здесь нужно отметить ещё один важный нюанс. Очевидно, что после вступления закона в силу появятся мошеннические компании, которые будут представляться официальными дилерами и станут предлагать регистрацию авто. Законодатели учли этот момент и добавил в закон положения, предусматривающие создание единого реестра «белых дилеров».
Статья 9: появление реестра ТС
Одним из ключевых новшеств принятого закона является намерение государства создать единый реестр, в котором будут фиксироваться все операции с транспортным средством. Конкретные детали и порядок функционирования этой базы пока не разработаны, они будут утверждены позже специальным Постановлением Правительства.
Сейчас подобная база уже есть, но доступ к ней имеют только сотрудники ГИБДД, а после вступления закона в силу информацию из реестра сможет получить любое заинтересованное лицо, подавшее официальный запрос. Не исключено, что такой подход откроет пространство для злоупотреблений и упростит доступ к конфиденциальным сведениям владельца ТС для потенциальных «недоброжелателей», но с другой стороны, через реестр станет удобно проверять автомобиль перед покупкой с рук.
Статья 11: ГИБДД за три дня будет исправлять ошибки
В четвёртом пункте ст.11 нового закона отмечено, что техническая ошибка, допущенная при регистрации ТС, исправляется сотрудниками ГИБДД в течение трёх дней с момента её обнаружения или подачи заявления от владельца ТС, при этом госпошлина за повторную выдачу правильного свидетельства не взимается.
В принципе, здесь практически ничего не изменилось, так как ГИБДД и раньше после внесения корректировок бесплатно выдавало новое свидетельство, но по новому закону уточняются сроки исправления ошибок, чего в старой нормативной базе не было.
Статья 13: разграничение понятий знака и номера ТС
До принятия 283-ФЗ под знаком и номером владельцы авто подразумевали одно и тоже – табличку на кузове. Теперь законодательство проводит чёткое разделение понятий:
п.1 ст. 13 Государственный регистрационный номер транспортного средства — индивидуальное буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое транспортному средству регистрационным подразделением. п.2 ст.13 Государственный регистрационный знак транспортного средства — изделие, изготовленное в соответствии с требованиями национального стандарта и содержащее государственный регистрационный номер транспортного средства.
Возникает вопрос – зачем это нужно? Ответ – по новому закону ГИБДД будет лишь присваивать владельцам ТС номера, которые указываются в свидетельствах о регистрации авто. Раньше данная служба сразу выдавала и знак.
После 4 августа 2019 года знак придётся получать отдельно, обратившись к специализированной организации-изготовителю знаков. Если автомобиль покупается у официального дилера, данную функцию берёт на себя продавец, т.е. покупателю остаётся просто прийти в салон и забрать готовое ТС.
Поскольку никаких уточняющих инструкций и постановлений на этот счёт ещё не поступало, остаётся нерешённым один вопрос – как ездить на новом авто, если номер уже выдан, а знак ещё не изготовлен? Судя по всему, никак, так как за езду без знака положен штраф или лишение прав на срок до 3 месяцев.
Получается, что, если закон «О регистрации транспортных средств» вступит в силу и не будет к этому моменту дополнен уточняющими нормативными актами, новым владельцам ТС, купившим их после 04.08.19, придётся ездить за знаками на общественном транспорте, другом автомобиле или ходить пешком. Для всех остальных лиц, которые успеют получить знаки до 4 августа, ничего не меняется, т.е. перевыпускать их не требуется.
Статья 15: когда нужен полис ОСАГО
В настоящее время полис ОСАГО необходим при совершении любых действий, так или иначе связанных с регистрацией ТС, например, при восстановлении утраченного свидетельства. Новый закон смягчает требования, вот что на этот счёт отмечено в пункте 1 ст. 15:
Должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов: — страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средств.
Это значит, что в прочих случаях полис ОСАГО не требуется. Кроме этого, в этой же статье даётся важное утонение – предъявлять бумажные оригиналы документов не нужно, если доступ к ним можно получить электронно.
Статья 18: владелец автомобиля имеет право снять его с учёта
В п.1 ст. 18 нового закона подробно перечисляются основания, по которым ТС снимается с учёта, и самой первой строчкой там упоминается заявление владельца автомобиля. Это очень большой шаг вперёд, поскольку раньше этого пункта в нормативных документах не было.
Вот простейший пример того, когда данная норма может пригодиться – авто долгое время стоит в гараже и не эксплуатируется, но владелец при этом по текущему законодательству вынужден исправно платить транспортный налог. Причины для такого простоя могут быть самыми разными, начиная от болезни и заканчивая подготовкой к продаже ТС.
Но новым правилам владелец имеет право подать заявление о снятии авто с учёта на период простоя. Затем, когда появится потребность в транспортном средстве, можно возобновить учёт.
Статья 20: появилась возможность восстановить номер кузова/двигателя
В новом законодательстве отмечено, что при невозможности считать номер кузова или двигателя возможно нанесение дополнительной маркировки. Также её разрешается добавлять на те авто, у которых её не было изначально (что особенно актуально для старых моделей).
К сожалению, подробности этой важной процедуры пока не известны, а утверждены они будут отдельным Постановлением Правительства.