- 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
- Специальная коррекционная педагогика в системе начального образования
- Состояния риска, обусловливающие проявления адаптационных нарушений
- Показания низкого уровня адаптационных возможностей школьника на начальных этапах обучения
- Типы адаптационных нарушений в младшем школьном возрасте
- Готовые работы на аналогичную тему
- Профессия Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в России
- Востребованность профессии
- Для кого подходит профессия
- Карьера
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Коррекционная педагогика – это сложная, комплексная специальность, которая помимо теоретических сведений о психологии и методике преподавания опирается на серьезный практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии.
Работа коррекционного педагога заключается не только в преподавании ученикам начальных классов ряда общеобразовательных сведений, но и в воспитании у ребенка зрительного восприятия, в повышении коммуникативных способностей.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
Область профессиональной деятельности выпускников:
Обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Специалист с дипломом о педагогическом образовании востребован в роли учителя начальных классов, воспитателя, социального работника. Компенсирующий и коррекционно-развивающий профиль образования может быть реализован не только в специализированных, но и в общеобразовательных учреждениях, включая детские сады, школы, интернаты, детские дома, санатории и профилактории. Во всех этих учреждениях наблюдается кадровый голод, современная коррекционная педагогика нуждается в квалифицированных кадрах, способных полноценно заниматься как образовательно-воспитательной, так и административной работой.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
- задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями (организациями) образования, культуры, родителями (лицами их заменяющими)) по вопросам обучения и воспитания младших школьников;
- документационное обеспечение образовательного процесса.
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования готовится к следующим видам деятельности:
- Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
- Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.
- Классное руководство.
- Методическое обеспечение образовательного процесса.
Контактная информация:
ОГАПОУ «Белгородский педагогический колледж»
308004, Россия, г.Белгород, ул. Буденного,д.1
Телефон приемной комиссии +7 (4722) 25-07-04 Телефон доверия +7 (4722) 51-04-14 телефонфакс:
+7 (4722) 51-04-14
Специальная коррекционная педагогика в системе начального образования
Последние годы нашей современности характеризуются резким падением показаний социальной защиты детей, следствием чего становится рост доли детей с ослабленным здоровьем, которые уже в процессе начального школьного обучения демонстрируют признаки нарушений в развитии психических или психофизиологических функций. Такие дети могут не иметь классических проявлений аномалий, но будут испытывать затруднения в процессе обучения и освоения новых социальных ролей, в результате чего уже с ранних лет получат опыт проживания чувства потери веры в собственные силы.
Специалисты педагогической сферы испытывают тревогу за детей данной группы, осознавая, что роль педагога и учреждений образования в охране физического, психического здоровья ребенка должна быть усилена за счет развития коррекционной педагогики на этапе начального образования.
Что же такое коррекционная педагогика в начальном образовании? Это ответвление педагогической науки, призванное привить ребенку с особенностями базовые навыки адаптации и жизни в социуме с учетом имеющихся у него возможностей. Это чрезвычайно деликатная сфера обучения, требующая от коррекционного педагога высочайших нравственно-моральных качеств и профессионализма, и на данный момент действительно талантливых специалистов в этой области крайне мало.
Состояния риска, обусловливающие проявления адаптационных нарушений
Феномен школьной дезадаптации возник в результате влияния факторов, создающих состояние риска – ситуаций, в которых очевидно нарушены приемлемые формы взаимоотношений, взаимодействия растущего ребенка и окружающей среды.
Ситуации, приводящие к травмам, можно условно разделить на следующие группы:
- ситуации риска академической неуспешности, возникающие, когда имеющийся в наличии уровень интеллектуальных, психофизиологических способностей личности не соответствует требованиям программы обучения;
- ситуации социального риска, возникающие, когда нагрузка школьными требованиями столь высока, что ребенок вынужден вставать в позицию самозащиты. Такая самозащита может выражаться как потеря мотивации к процессу познавания, активное или пассивное сопротивление непрестижному своему положению в обучающей среде, поиск замещающей деятельности и самоутверждение в ней, и во многих случаях речь идет о пагубных пристрастиях, вхождении в структуры субкультур;
- ситуация риска для здоровья, возникающая, когда ребенок, изначально имеющий высокую мотивацию к познавательной деятельности, не имеет возможности защитить себя в своем состоянии психофизиологических функций от сверхнагрузок на уровне поведения. Подобная ситуация приводит к «сбою» в наиболее ослабленных системах тела;
- состояние комплексного риска: соединяет в себе все вышеперечисленное, приводя к общему риску адаптационных нарушений.
Показания низкого уровня адаптационных возможностей школьника на начальных этапах обучения
Феномен школьной дезадаптации, требующий применение инструментария коррекционной педагогики, обусловлен влиянием ряда факторов, например:
- нарушения здоровья, психосоматического развития;
- отсутствие или недостаточность психологической и/или социальной готовности к школьному обучению;
- недостаточность сформированности психофизиологических предпосылок к реализации школьного обучения.
Типы адаптационных нарушений в младшем школьном возрасте
Инструментарий коррекционной педагогики подлежит применению при появлении любых симптомов дезадаптации школьника начальных классов, представленных на следующих уровнях:
Готовые работы на аналогичную тему
Коррекционная педагогика в начальном образовании является важным разделом специальной педагогики и достаточно трудной профессией. Поэтому, ее выбор требует осознанного подхода и изучения всех аспектов и структуры данного педагогического направления.
Рисунок 1. Коррекционная педагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Профессия Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в России
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования – это педагог, который занимается обучением и воспитанием школьников младшего возраста по стандартной программе обучения, а также школьников, имеющих отклонения в психическом и эмоциональном развитии. Такой специалист владеет методикой стандартного обучения, а также навыками педагогической работы с детьми, страдающими различными заболеваниями – синдром Дауна, аутизм, задержка психоэмоционального развития, слепота и т.д. Здесь необходим особый подход к образовательной работе и особые знания, позволяющие в максимальной степени социализировать воспитанников и адаптировать их к повседневной жизни.
- 21 10
Востребованность профессии
Обучение детей младшего возраста регламентируется государственными программами и образовательными стандартами. При этом на государственном уровне придается большое значение образованию детей, имеющих отклонения в развитии. С этой целью работают коррекционные школы, которые требуют привлечения квалифицированных педагогов.
Востребованность профессии учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования высокая. В некоторых регионах отмечается дефицит педагогов этого профиля. Рынок труда предлагает множество вариантов для трудоустройства.
Для кого подходит профессия
Педагогическая работа отличается большими психологическими нагрузками и очень сложна в эмоциональном плане. В наибольшей степени это касается учителей начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Они должны владеть специальными образовательными методиками, быть терпеливыми и доброжелательными.
Профессию можно рекомендовать тем, кто:
- Интересуется воспитательной деятельностью, работой с детьми;
- Психологически устойчив и эмоционально выдержан;
- Склонен к работе с людьми и гуманитарной деятельности.
Карьера
Как правило, учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования является сотрудником общеобразовательного или специализированного коррекционного учебного заведения. Чаще всего он непосредственно занимается преподаванием, ведет уроки и занятия. Некоторые учителя могут занимать определенные руководящие должности, например, быть завучами или директорами школ.
Дальнейший карьерный рост маловероятен, но возможен. Например, практикующие педагоги могут занимать административные должности в региональных структурах министерства образования. Также профессия позволяет заниматься репетиторством и частным преподаванием, в том числе работать с детьми, имеющим особенности в развитии.
Профессия дает возможность завоевать уважение и признание, как среди ученических коллективов, так и среди их родителей и коллег.