Упк рф статья 141 заявление о преступлении

1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.

2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.

6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Комментарий к Ст. 141 УПК РФ

1. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершенном преступлении и, как правило, соответствующей просьбой принять необходимые меры, поскольку в принятии таких мер заявитель заинтересован лично. По делам частного и частно-публичного обвинения заявление должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, без чего оно (заявление) не имеет юридического повода к возбуждению уголовного процесса.

2. Комментируемая статья предусматривает несколько различных конкретных ситуаций, связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган заявление подлежит регистрации, а затем рассмотрению компетентными лицами.

Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в специальный протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например на допросе, оно заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причем заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице и т.д.), по этому поводу должен быть составлен рапорт (см.

текст статьи 143 УПК и комментарий к ней).

3. В органах внутренних дел с их круглосуточно функционирующими дежурными частями, принимающими подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, действует детальнейшая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденная Приказом МВД РФ от 4 мая 2010 г. N 333, с изменениями, внесенными Приказом МВД РФ от 17 мая 2011 г.

N 386 (Российская газета. 2011. 27 июня).

Аналогичные инструкции действуют и в других правоохранительных органах.

4. Если же гражданин намерен заявить о преступлении, совершенном сотрудником полиции, он должен адресоваться в прокуратуру или следственный орган Следственного комитета при прокуратуре РФ, или же, руководствуясь Инструкцией по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД РФ от 22 сентября 2006 г. N 750 (Российская газета.

2006. 23 нояб.), опустить свое письменное заявление в специальный ящик для приема письменных обращений граждан, который должен быть установлен в доступных местах в МВД России, главных управлениях МВД России по федеральным округам, МВД республик, главных управлениях и управлениях внутренних дел других субъектов Российской Федерации и управлениях внутренних дел на транспорте, или обратиться к руководству соответствующего органа внутренних дел либо в подразделение службы собственной безопасности, которые с функциями «внутренней контрразведки» образованы в органах внутренних дел каждого федерального округа и каждого субъекта РФ. Тогда до передачи материалов по подследственности можно рассчитывать на служебную проверку заявления, в том числе с использованием оперативно-розыскных возможностей службы собственной безопасности.

5. В силу прямого указания закона (часть седьмая комментируемой статьи) анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако данное положение не означает, что анонимные заявления вообще не принимаются во внимание правоохранительными органами государства.

Всякое такое заявление, содержащее сведения о готовящемся или совершенном преступлении, может и должно быть проверено органом дознания, к компетенции которого относится раскрытие данного преступления, прежде всего — путем проведения соответствующих гласных или негласных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых вопрос о возбуждении уголовного дела решается по правилам статьи 143 УПК (см. текст этой статьи и комментарий к ней).

Комментарий к Статье 141 Уголовно-процессуального кодекса

1. Заявление о преступлении — один из наиболее распространенных поводов для возбуждения уголовного дела. Заявление — устное или письменное сообщение определенного субъекта (физического лица, должностного лица, организации) о факте совершения преступления.

2. Форма и содержание заявления о преступлении произвольны. Законом установлены минимальные требования, которым должно отвечать заявление о преступлении.

Они направлены на определение надлежащего источника сведений о преступлении, на создание условий для его проверки, а также на получение объективных сведений о преступлении уже на самом начальном этапе досудебного производства.

3. Заявление может последовать как от потерпевшего, так и от любого другого лица (за исключением дел частного и частно-публичного обвинения).

4. Заявление может быть сделано как в устной, так и в письменной форме; оно должно исходить от известного (установленного) субъекта и исключать анонимность; письменное заявление должно быть подписано заявителем; заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о преступлении. Сообщение принимается правоохранительным органом независимо от полноты сообщаемых в нем сведений о преступлении, независимо от места, времени совершения преступления и подследственности преступления (см., например, п.

5 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации).

5. Заявление по содержанию должно содержать утверждение о совершенном преступлении, а не быть предположением о нем. Следовательно, в заявлении должны быть изложены факты, указывающие на событие и обстоятельства совершенного, совершаемого или подготавливаемого преступления, а также, по возможности, на виновных лиц, на фактические данные, подтверждающие приведенные факты, и источники их получения заявителем.

Также смотрите  Требования для замещения должности мирового судьи

Отмеченные обстоятельства должны быть выяснены у заявителя путем получения объяснения и путем проведения иных допустимых проверочных действий. Отсутствие некоторых из указанных сведений не влечет незаконность заявления.

6. Не рассматривается как повод для возбуждения уголовного дела заявление об оспаривании акта законодательной власти. 22 марта 2006 г.

М. обратилась в прокуратуру Нанайского района Хабаровского края с заявлением, в котором содержалась просьба возбудить уголовное дело по ст. 286 УК РФ по факту нарушения Законодательной Думой Хабаровского края ст.

55 Конституции РФ, поскольку данным органом власти были отменены ранее предоставленные права на пособие по нуждаемости, что нарушает ее права, предусмотренные законами Хабаровского края. Прокуратура Нанайского района 5 апреля 2006 г. в удовлетворении заявленных требований М.

отказала. Полагая данный отказ необоснованным и незаконным, М. обратилась с жалобой в суд с просьбой обязать прокуратуру Нанайского района Хабаровского края провести проверку по ее заявлению от 22 марта 2006 г.

с вынесением процессуального документа по ее результатам. Судья Нанайского районного суда Хабаровского края 13 апреля 2006 г. жалобу М.

удовлетворил, постановил обязать прокуратуру Нанайского района направить заявление М. по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ для разрешения по существу.

В кассационном порядке постановление судьи не обжаловалось. Президиум Хабаровского краевого суда 23 октября 2006 г. Постановление судьи от 13 апреля 2006 г.

изменил: его резолютивную часть изложил в следующей редакции: «Жалобу М. удовлетворить. Обязать прокурора Нанайского района Хабаровского края устранить нарушения, допущенные при рассмотрении жалобы М.» В надзорном представлении заместитель Генерального прокурора РФ просил отменить состоявшиеся по делу судебные решения и прекратить производство по жалобе М., считая, что заявление М.

от 22 марта 2006 г., адресованное в прокуратуру Нанайского района, не является сообщением о преступлении, поэтому оснований для проверки его в порядке ст. 144 УПК РФ не имелось. В связи с этим выводы судебных инстанций о том, что, получив заявление М., прокурор должен был в соответствии со ст.

144 УПК РФ принять и проверить заявление о преступлении и вынести процессуальное решение согласно требованиям ст. 145 УПК РФ, противоречат закону. Кроме того, в представлении указано, что коллективный орган — Законодательная Дума Хабаровского края — в соответствии с положениями ст.

ст. 19, 21 УК РФ не может являться субъектом преступления; не все жалобы должны рассматриваться судом в порядке ст. 125 УПК РФ, поскольку согласно требованиям данной статьи в судебном порядке рассматриваются только жалобы на постановления и иные решения дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Данная жалоба должна быть рассмотрена в порядке ст. ст. 245, 254 ГПК РФ.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 14 июня 2007 г. надзорное представление удовлетворила по следующим основаниям. Согласно ст.

19 УК РФ российское уголовное законодательство признает в качестве субъекта преступления и субъекта уголовной ответственности вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ. В соответствии со ст. 48 ГК РФ законодательный орган власти является юридическим лицом, которое от своего имени может быть истцом и ответчиком в суде.

По уголовному законодательству России к уголовной ответственности привлекается только физическое лицо, в том числе и в случаях, когда оно действует (бездействует) в интересах юридического лица, выполняя решения органов управления данной организации. В этом проявляется принцип личной и виновной ответственности. Помимо этого, заявление М., адресованное в прокуратуру Нанайского района, не является сообщением о преступлении, поскольку не содержит сведений, указывающих на какое-либо виновно совершенное или готовящееся общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания, поэтому оснований для проверки его в порядке ст.

144 УПК РФ не имелось. Как усматривается из материалов, жалоба М. — заявление об оспаривании решений и действий органов государственной власти.

Дела, возникшие из правоотношений по таким заявлениям, должны быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства согласно требованиям ст. ст. 245, 254 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах доводы надзорного представления обоснованны. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ состоявшиеся по делу судебные решения по жалобе М. отменила, производство по данной жалобе прекратила.

Принятие указанного решения не препятствует М. обжаловать решения и действия органов государственной власти в случае несогласия с таковыми, с соблюдением установленного законом порядка .
———————————
БВС РФ.

2008. N 4. С.

29.

7. Заявление о преступлении может исходить от различных субъектов, круг которых законодателем не определен. Ими могут выступать физические и юридические лица (от их имени заявление подает руководитель юридического лица или его учредитель), должностные лица, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения.

То, что кроме физических лиц заявителями могут выступать и другие субъекты, свидетельствует хотя бы тот факт, что юридическое лицо может признаваться потерпевшим по уголовному делу.

8. Закон допускает как устные заявления, так и письменные. Как правило, устные заявления исходят от граждан.

Если заявление исходит не от физического лица, оно в большинстве своем имеет письменную форму. При этом подписывать такое заявление должны полномочные на то лица организации, учреждения, предприятия, т.е. руководители.

Законом предусмотрен случай, когда возбуждение уголовного дела возможно только при наличии заявления руководителя организации о преступлении (см. ст. 23 УПК — особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных гл.

Также смотрите  Налоговый вычет ветеранам боевых действий

23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»). Однако не исключается и устное заявление о преступлении должностного лица, руководителя организации, учреждения. В то же время сотрудники организаций, учреждений не вправе от имени организации делать заявление о преступлении, так как их невозможно в такой ситуации предупреждать об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, поскольку они передают информацию от первоисточника.

Подобного рода заявления следует расценивать как сообщение частного лица.

9. Сообщение о преступлении, сделанное в устной форме, обязательно заносится в составляемый по этому поводу протокол принятия устного заявления о преступлении. В протоколе указываются: место его составления (имеется в виду населенный пункт, где было принято заявление); дата составления; должность, классный чин или звание, фамилия, инициалы лица, принявшего заявление; в каком помещении принято заявление; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы заявителя; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя, а также кем, когда документ был выдан, его номер и серия; факт предупреждения заявителя об уголовной ответственности по ст.

306 УК РФ за заведомо ложный донос о преступлении с подтверждением данного действия подписью заявителя; содержание заявления о преступлении, записанное от первого лица; отметка о способе ознакомления заявителя с протоколом — протокол может быть прочитан заявителем лично или прочитан вслух лицом, принявшим заявление; отметка о правильности записи в протоколе со слов заявителя сделанного им заявления о преступлении; возможные замечания к протоколу со стороны заявителя или их отсутствие; подпись заявителя и лица, принявшего заявление. При отсутствии у заявителя документа, удостоверяющего личность, в протоколе необходимо указать на то, каким образом установлена личность заявителя. Если заявитель не владеет языком судопроизводства, в принятии заявления о преступлении должен участвовать переводчик, о чем производятся соответствующие записи в протоколе заявления о преступлении.

При невозможности по причинам состояния здоровья или ввиду физических недостатков подписать протокол заявления лицу, принимающему заявление, следует обратиться к помощи законного представителя, представителя, которые удостоверят содержание протокола и факт невозможности его подписания заявителем лично. Для указанных целей при составлении протокола принятия заявления о преступлении в ситуации, когда уголовное дело не возбуждено, могут быть приглашены посторонние незаинтересованные лица.

10. Устное заявление о преступлении, сделанное в ходе следственного действия или судебного разбирательства, заносится в протокол соответственно следственного действия или судебного заседания с соблюдением общих требований о принятии заявления о преступлении. Данное заявление должно быть подписано заявителем с предупреждением его об уголовной ответственности по ст.

306 УК РФ. Такое предупреждение должно сопровождать и письменное заявление о преступлении (см. п.

12 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации ). Если заявление поступило по почте, заявителя необходимо предупреждать об уголовной ответственности в ходе проверки сделанного заявления.
———————————
См.: https://www.sledcom.ru (дата обращения: 09.06.2015).

11. Принятие устного заявления о преступлении предполагает личное участие в этом заявителя. Если такое участие в силу сложившейся ситуации (отправлен пострадавший в больницу; его психологическое или психическое состояние не позволяет выполнить все требования закона о порядке принятия заявления) невозможно, сделанное заявление о преступлении оформляется по правилам получения сообщения о преступлении из других источников, т.е.

посредством рапорта должностного лица правоохранительного органа (см. п. 11 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации).

12. Статьей 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются вопросы, связанные с поступлением в государственные органы и органы местного самоуправления анонимных сообщений. Так, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение; его почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, то ответ на обращение не дается.

Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

13. Поступившие в правоохранительные органы заявления, относящиеся к числу анонимных, согласно признакам, отмеченным выше, не рассматриваются как повод для возбуждения уголовного дела. В таком случае информация направляется в правоохранительный орган, полномочный вести оперативно-разыскную деятельность, для учета в своей деятельности и проверки информации.

14. В соответствии с Приказом Генерального прокурора поступающие в органы прокуратуры анонимные заявления, в которых содержатся сведения о совершении преступления или о приготовлении к совершению преступления, подлежат направлению в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-разыскной деятельности .
———————————
Приказ Генерального прокурора РФ от 27 декабря 2007 г.

N 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» // https://genproc.gov.ru (дата обращения: 09.06.2015).

15. Нормами п. 28 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации предписано, что анонимные сообщения поводом для возбуждения уголовного дела не являются.

Решением руководителя следственного органа Следственного комитета либо его заместителя они направляются в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, в целях проверки и оперативного использования. Если содержащаяся в анонимных сообщениях информация требует незамедлительной проверки, она передается органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, по телефону, факсимильной и посредством иных средств связи. В ведомственных нормативных актах других правоохранительных органов также содержится указание на то, что анонимные сообщения о преступлении передаются по принадлежности в соответствующие структурные подразделения для проверки и учета в оперативной деятельности.

О чем гласит статья?

В ст. 141 УПК рассмотрены способы подачи заявления и правила его оформления. Несоблюдение установленных законом правил может стать причиной отказа в рассмотрении документа и использования его в качестве повода для возбуждения дела.

Важной составной частью указанной статьи УПК РФ, выступает ссылка на нормы УК, предусматривающие ответственность заявителя в случае совершения заведомо ложного доноса. Также в статье указаны ссылки на другие важные, смежные статьи УПК.

Основные положения ст. 141 УПК

Статья 141 УПК РФ «Заявление о преступлении» содержит в себе 7 пунктов:

  • Заявление о преступлении можно подавать в любой удобной форме – письменной или устной.
  • Подаваемый документ в письменной форме должен быть подписан заявителем.
  • Предоставленные в устной форме данные вносятся в протокол. Этот документ должен быть подписан заявителем и должностным лицом, составившим протокол. Документ должен содержать полные данные о заявителе и информацию о его документах, подтверждающих личность. Чаще в качестве документа выступает паспорт. В некоторых случаях допускается использование военного билета и водительского удостоверения.
  • Если устное сообщение было сделано заявителем в ходе судебного разбирательства, то оно должно быть занесено в протокол.
  • Если заявитель не имеет возможности лично прибыть для составления протокола, то документ оформляется согласно правилам, прописанным в ст. 143 УПК. Этой статьей регламентированы правила составления рапорта должностным лицом, которое обнаружило признаки противоправного действия.
  • Документ должен содержать в себе информацию о том, что заявитель предупрежден о возможности привлечения к уголовной ответственности за дачу ложных показаний в соответствии с положениями статьи 306 УК РФ.
  • Анонимное устное или письменное заявление о готовящемся или совершенном преступном деянии не может быть поводом для возбуждения дела.

В УПК РФ заявление о преступлении обозначено, как отправная точка начала расследования. Изначально им инициируется доследственная проверка, а после, при наличии оснований, возбуждение дела. Поэтому правилам составления и подачи уделено большое значение.

В каких случаях применима ст. 141 УПК?

Положения рассматриваемой статьи применимы во всех случаях, когда человек хочет сообщить о готовящемся или уже совершенном противоправном действии. Он имеет возможность сделать это в любом отделе полиции, независимо от места где было совершено преступление. Прием подобного рода сообщений ведется 24 часа в сутки.

Также смотрите  Договор купли продажи автоприцепа 2022 бланк распечатать

Если рядом нет отделения полиции, то обращение может быть принято любым сотрудником МВД при исполнении.

Заявления принимаются и другими способами. Согласно приказу МВД РФ от 4 мая 2010 года под номером 333, такие документы могут быть отправлены с помощью любого вида связи, например, по почте или с помощью Интернета.

Заявление рассматривается в течение 3 дней. Срок может быть увеличен до 10 дней и даже месяца. Любое решение, принятое касательно поданного заявления, должно быть сообщено заявителю не позже чем через 24 часа.

Юридическая практика

Применение положений 141 статьи УПК РФ имеет множество примеров. Наиболее яркие из них таковы:

  • 2 августа 2017 года в ящике для обращений граждан было обнаружено анонимное заявление, в котором содержалась информация о регулярных избиениях гражданином И. своей гражданской жены гражданки П. Согласно общепринятым правилам, такое заявление не могло стать поводом для возбуждения дела. Тем не менее была проведена проверка, в ходе которой указанные факты подтвердились. Проводивший проверку сотрудник составил рапорт.
  • 25 мая 2017 года несовершеннолетний гражданин Т. в присутствии родителей подал заявление, содержащее в себе информацию о краже у него мобильного телефона, с указанием подозреваемого, – своего знакомого гражданина М. В ходе проведения следственных действий было выявлено, что последний не крал гаджет, а гражданин Т. потерял его, но боялся признаться в этом родителям. Таким образом заявление стало вещественным доказательством по делу, возбужденному в соответствии со статьей 306 УК РФ.

Представлены в юридической практике и курьезные случаи. Некоторые граждане подают заявления по любым поводам. К примеру, 28.09.2008 года гражданкой П.

было подано заявление о том, что из пруда, расположенного неподалеку от ее дома, пропали дикие утки в количестве 6 штук. Полиция (на тот момент милиция) обязана проверять любые заявления, несмотря на их абсурдность, проводить проверку и давать ответы гражданам. Так очевидно, что в конкретном случае птицы отправились на юг на зимовку.

Может показаться, что практика подачи таких заявлений имеет единичный характер, но нет. Количество таких обращений достигает до 5-6% от общего числа.

Какие решения могут быть приняты по ст. 141 УПК?

В соответствии с положениями рассматриваемой статьи, должностными лицами принимаются следующие решения:

  • возбуждение дела по причине наличия повода и выявленных обстоятельств;
  • отказ в возбуждении по причине отсутствия состава преступления или анонимности сообщения;
  • возбуждение дела с привлечением заявителя к ответственности.

Последний вариант решения практикуется не сильно часто. Случаи его применение чаще обусловлены значимостью вреда ложного доноса.

Заявление в ходе расследования и судебного процесса

Если в ходе следствия или суда было подано заявление, то оно включается в протокол. Подобная возможность предусмотрена рассматриваемой статьей.

Возбуждение уголовного дела, поводом к которому стало новое заявление, может быть осуществлено тем же должностным лицом, если речь идет о предварительном следствии. Также заявление может быть передано для рассмотрения другому сотруднику следственного органа, но часто дела объединяются. Если заявление подано в ходе судебного слушания, то поводом к возбуждению является выделение материалов дела прокурором и отправкой их в орган предварительно следствия.

Как показывает практика, чаще имеют место встречные заявления. Например, произошла драка, но обратиться в полицию решила лишь одна сторона. После получения повестки, второй участник драки выбирает такой же способ противодействия.

Разумеется, известны и другие случаи, например, подозреваемый рассчитывающий на особый порядок, сообщает об известных ему правонарушениях.

Ст. 141 УПК – это важная составная часть настоящего кодекса. Соблюдение ее положений является залогом успеха всего уголовного процесса.

Adblock
detector