Пожалуйста подскажите в чем сложность проведения собраний участников общей долевой собственности по паевым фондам земель сельскохозяйственного назначения? Почему так сложно и долго оформляют сельскохозяйственные земельные участки?
Если задать вопрос практикующим кадастровым инженерам, о том с каким самым сложным видом кадастровых работ им приходилось сталкиваться, скорее всего, большинство ответит, что это формирование земельных участков, частей земельных участков в границах паевых фондов.
И дело вовсе не в особенностях подготовки межевого плана.
Специфика формирования земельных участков в границах паевых фондов осложняется тем, что прежде чем приступить к подготовке кадастровых документов (проект межевания, межевой план), кадастровый инженер, в соответствии с Федеральным законом РФ № 101-ФЗ от 24.07.2002 г. » Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обязан провести собрание участников общедолевой собственности, на котором неизбежно сталкивается с решением следующих вопросов:
- обеспечения явки (кворума) участников общедолевой собственности на собрание для обсуждения и согласования вопросов, определенных повесткой;
- выбор доверенного лица участников общедолевой собственности;
- согласование схемы местоположения образуемого земельного участка (части земельного участка);
- снятие возражений участников общедолевой собственности.
То есть, это тот самый спектр проблем, от решения которых, будет зависеть дальнейшая возможность для кадастрового инженера осуществить подготовку межевого плана и провести процедуру государственного кадастрового учета образуемого земельного участка, части земельного участка.
В ООО «Региональный кадастровый центр» весьма часто обращаются организации, кадастровые инженеры и землепользователи, столкнувшиеся с вышеизложенными вопросами. И, как показал анализ отрицательного опыта, в большинстве случаев специалисты, организовавшие проведение собраний участников общедолевой собственности ограничивались лишь только подачей публикации в СМИ о проведении собрания, а также арендой актового зала или клуба сельсовета.
Итог печален! Из всех явившихся на собрание в назначенное время был только сам кадастровый инженер или заинтересованное лицо! Собрание признавалось не состоявшимся! Цель по формированию земельного участка не достигнута! А денежные средства на ГСМ, аренду зала и публикации в СМИ потрачены напрасно.
ООО «Региональный кадастровый центр» имея большой опыт в проведении работ по образованию земельных участков, частей земельных участков в границах паевых фондов, на период строительства различных объектов для нужд ПАО «Газпром, ОАО «Вымпелком», ЗАО «Газпромнефть», ПАО «Роснефть» и других монополий, выработало ряд рекомендаций, позволяющих в большинстве случаев достичь положительного результата.
Специалисты нашей компании считают, что залогом успешного проведения собраний участников паевого фонда, является серьезная предварительная подготовка к нему, включающая в себя набор определенных и необходимых действий, позволяющих обеспечить:
- кворум участников общей долевой собственности;
- выбрать доверенное лицо, представляющее интересы участников общедолевой собственности;
- согласовать схему местоположения образуемого земельного участка, части земельного участка с правообладателями;
- заранее снять возможные возражения участников общедолевой собственности на собрании.
В связи с этим, хотим поделиться инструментами, которые специалисты ООО «Региональный кадастровый центр» используют при подготовке к собранию участников общедолевой собственности, а также перечень вопросов, прорабатываемых нами до его начала:
1. Перед началом проведения кадастровых работ в границах паевого фонда кадастровому инженеру необходимо запросить сведения Государственного кадастра недвижимости и ЕГРП. Наличие данных сведений позволит кадастровому инженеру:
- проверить актуальность и соответствие правообладателей паевого фонда в ГКН и ЕГРП;
- определить состав паевого фонда на предмет количества пайщиков;
- выявить лиц, владеющих наибольших количеством долей в составе паевого фонда с целью дальнейшего проведения с ними переговоров и обеспечения кворума участников собрания общедолевой собственности;
- сопоставить сведения о правообладателях с информацией имеющейся в органе местного самоуправления и подготовить актуальный список участников паевого фонда для проведения собрания.
Помимо прочего, наличие сведений ГКН (кадастровая выписка на земельный участок) необходимы для подготовки межевого на образование земельного участка, части земельного участка.
2. Подготовка схемы местоположения образуемого земельного участка, части земельного участка в границах паевого фонда. Специалисты нашей компании готовят несколько схем, используя в качестве растровой основы сельскохозяйственные карты, электронные цифровые карты, космические снимки.
Наличие подробных карт позволит в последствии безошибочно определить органу местного самоуправления, иным заинтересованным лицам, принадлежность земельных участков соответствующему правообладателю.
3. Информирование главы органа местного самоуправления (ОМС) о предстоящих кадастровых работах. Проведение предварительных переговоров с главой ОМС в рамках предстоящего собрания участников общедолевой собственности. Это очень важный элемент на стадии подготовки к проведению собрания. Данное мероприятие преследует следующие цели:
- определение и согласование удобной даты, времени и места проведения собрания участников общедолевой собственности. Приглашение главы ОМС на собрание;
- ознакомление главы ОМС с целями и задачами проводимых работ, а также ознакомление со схемой местоположения вновь образуемого земельного участка, части земельного участка;
- выявление возможных возражений со стороны органа местного самоуправления в связи с проведение кадастровых работ (нарушение градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки и прочее);
- определение принадлежности земельных участков в границах, которых проводятся кадастровые работы к соответствующему сельскому поселению;
- выявление основных арендаторов и землепользователей земельными участками в границах, которых планируется осуществить кадастровые работы в соответствии со схемой местоположения образуемого земельного участка, части земельного участка;
- выявление иных инициативных групп, которые, возможно, будут иметь заинтересованность при проведении кадастровых работ;
- выявление возможного доверенного лица.
Проведение предварительных переговоров с арендаторами, землепользователями, инициативными группами. Здесь следует сказать, что целесообразно предварительные переговоры проводить с арендаторами и землепользователями и инициативными группами, которые могут обеспечить на собрании кворуму участников общедолевой собственности (20% от общего количества участников общедолевой собственности или 20% долей от общей доли паевого фонда).
Информацию о таких арендаторах, землепользователях и инициативных группах необходимо получить в ходе переговоров с главой органа местного самоуправления.
- ознакомление с целями и задачами проводимых кадастровых работ;
- согласование схемы местоположения образуемого земельного участка (части земельного участка);
- согласование площади образуемого земельного участка (части земельного участка);
- снятие возможных возражений (согласование вновь образуемых границ земельного участка, размера арендной платы, условий договора аренды и другое);
- выявление возможности обеспечить кворум участников общедолевой собственности;
- определение возможного представителя (доверенного лица) участников паевого фонда;
- информирование о дате проведения собрания участников общедолевой собственности.
Подача публикации в средства массовой информации. Сведения о газете, в которой необходимо размещать информацию и проводимом собрании и повестке можно выяснить у главы сельского совета. Специалисты нашей компании советуют обращать внимание на день подачи публикации.
Как правило, районные газеты выходят 1-2 раза в неделю, при этом публикация, которая будет размещена в выходные дни обойдется в полтора раза дороже, публикации, размещенной в газете в будние дни. Это обстоятельство поможет серьезно с экономить, особенно если речь идет о большем объеме публикаций.
Таким образом, мы считаем, что успех в получении необходимого результата зависит от качества подготовки к нему.
Конечно, не всегда тщательная подготовительная работа приводит к положительным результатам. Возникают случаи, при которых кворум участников общедолевой собственности невозможно собрать физически (смерть правообладателей земельных участков и не вступившие в наследство наследники, переезд правообладателей на постоянное местожительства в другие регионы и др.). Возникают и другие проблемы, которые для многих паевых фондов являются сугубо специфичными, требующими индивидуального подхода и разработки индивидуального плана.
Тем не менее, хотим еще раз подчеркнуть, что только грамотная предварительная работа позволяет в 90% случаев достичь положительного результата. И это – истина. Ведь истина в нашем понимании — это то, что реально работает.
О новом порядке собрания участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения
Росреестр по Волгоградской области информирует жителей Волгоградской области, что с 30 марта 2018 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Внесенные изменения коснулись требований статьи 14.1 закона, которой регламентируется порядок проведения общих собраний участников долевой собственности. Учитывая, что вопросы, по которым принимаются решения на таких собраниях, первоочередные для землевладельцев, новые правила, определенно, заслуживают внимания.
Так, во-первых, если раньше общее собрание признавалось правомочным в случае присутствия на нем не менее 20 % участников долевой собственности, то теперь оно считается правомочным, если на нем присутствуют владельцы более чем 50 % долей в праве общей собственности на земельный участок.
Это означает, что решения по вопросам владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельхозназначения, находящимся в долевой собственности, будут приниматься с учетом мнения большинства участников долевой собственности, а не сравнительно малой пятой их части, как было раньше.
Во-вторых, новыми нормами закона предусмотрена возможность проведения повторного собрания, в случае если первое будет признано несостоявшимся. Оно должно быть проведено не позднее 2-х месяцев после первого с предварительным извещением участников долевой собственности (не позднее, чем за тридцать дней до дня его проведения).
Кворум повторного собрания определен двумя величинами:
— присутствие на нем 30 % участников от общего числа участников долевой собственности,
— либо, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей участников в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50% таких долей.
При этом, начиная с момента опубликования органом местного самоуправления сообщения о проведении общего собрания и до даты его проведения, созыв и проведение других общих собраний, повестка дня которых содержит аналогичные вопросы, не допускаются.
Подобные меры направлены на исключение возможных злоупотреблений своими правами отдельными участниками долевой собственности.
В-третьих, расширен перечень обязанностей органа местного самоуправления в части, касающейся контроля за проведением общего собрания участников долевой собственности. К имеющимся полномочиям уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления добавлены обязанности по:
— проверке надлежащего извещения участников долевой собственности о проведении общего собрания и соответствия повестки дня общего собрания требованиям настоящего Федерального закона;
— обеспечению соблюдения требований закона к порядку проведения общего собрания;
— разъяснению участникам долевой собственности их прав и обязанностей при проведении общего собрания.
В-четвертых, по новым правилам на общем собрании теперь будут рассматриваться только те вопросы, которые были включены в повестку дня изначально и были опубликованы в установленном порядке на сайте органа местного самоуправления и в извещениях в СМИ. При этом, присутствующие на общем собрании участники не вправе самостоятельно вносить изменения в повестку дня такого собрания.
Таким образом, повестка должна быть заранее известна всем дольщикам и не может быть изменена по желанию узкого круга собравшихся участников.
В-пятых, внесенными в закон изменениями установлено, что включение в повестку дня общего собрания вопросов, касающихся:
— условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;
— условий установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;
— заключения соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, отказа заключить такое соглашение или изменения его условий,
если решение по таким вопросам принято менее трех месяцев назад, не допускается.
И последнее, о чем стоит сказать отдельно — при наличии в повестке дня общего собрания нескольких вопросов по каждому из них должно приниматься самостоятельное решение. Иными словами, теперь участники собрания не могут голосовать за всю повестку дня одним решением.
Контакты для СМИ
Пресс-служба Управления Росреестра по Волгоградской области.
Контактное лицо: помощник руководителя Управления Росреестра по Волгоградской области, Евгения Федяшова.
Тел. 8(8442)95-66-49, 8-904-772-80-02
Правила проведения общего собрания дольщиков сельхозземли изменились
В конце декабря 2017 года в России был принят закон № 447-ФЗ, вносящий поправки в статьи 1 и 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Изменения касаются проведения общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок, выделяемый из земель сельскохозяйственного назначения. Закон вступил в силу 30 марта 2018 года, и с этого момента общее собрание проводится по новым правилам.
Что же изменилось? В России сегодня повсеместно идёт процесс выделения участков из земельных наделов, принадлежащих в советскую эпоху колхозам, совхозам и тому подобным совместным формам организации коллективной сельскохозяйственной деятельности. Земли выделяют бывшие колхозники, получившие когда-то условную долю, чтобы стать полноправным владельцем и вести работы на этой земле. Выделяют участки и индивидуальные предприниматели, фермеры.
Но на несколько порядков больше территории таких земель осваивают агропредприятия, гиганты отрасли, выделяя и скупая обширные участки из земель сельскохозяйственного назначения различных видов разрешенного использования для сельхозпроизводства в региональных и федеральных масштабах. И для того чтобы запустить процесс выделения таких земель и оформления их в собственность, и необходимо провести общее собрание дольщиков. Трудно сказать, что именно вызвало необходимость менять правила проведения общего собрания владельцев условных земельных долей в составе бывших колхозных земель.
По мнению некоторых аналитиков, причиной стала потребность в регулировании ставших российскими крымских земель, где долевое владение земельным участком сельскохозяйственного назначения распространено больше, чем в других регионах. Исторически сложившееся совместное использование земли позволяет соблюсти интересы отдельных владельцев долей и одновременно побуждает их использовать земельные участки в соответствии с их назначением. И, поскольку управлять такой землей довольно сложно из-за большого количества собственников, потребовалось внести изменения в регламентацию.
По мнению законодателей, документ призван оптимизировать действующий механизм управления такими участками. В частности: — установлены сроки уведомления органом местного самоуправления участников общей долевой собственности о проведении повторного общего собрания; — введены ограничения по включению ряда вопросов в повестку дня общего собрания; — запрещено принятие общим собранием решений по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания; — увеличен кворум общего собрания — с 20% до 50% от общего числа участников долевой собственности; — определены правила проведения повторного общего собрания участников общей долевой собственности при признании первоначального общего собрания несостоявшимся; — на орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, возлагаются обязанности по размещению протокола общего собрания в сети Интернет. Мы перечислили основные положения нововведений, вступивших в силу с 30 марта 2018 года.
Теперь рассмотрим подробнее, как предстоит действовать инициаторам и организаторам общих собраний и в чём отличие от прежнего порядка. Пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» гласит, что владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. В этой же статье, в пункте 3, приведён перечень решений, которые могут быть приняты на таком собрании.
При этом до изменения закон позволял, во-первых, проводить собрание при участии всего 20 процентов дольщиков от общего их числа, а во-вторых собрание считалось действительным (состоявшимся), если способ указания размера земельной доли допускал сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50% таких долей. Поясним, что второе условие необходимо из-за того, что земельные доли отдельных случаях могли быть выражены по-разному – дробью или в гектарах, и если они выражены разными способами, то их трудно сопоставить. Поэтому собранию сначала приходилось утверждать порядок расчёта для выражения земельных долей каким-то одним способом – чтобы привести их к единому знаменателю.
Но законодателей волновал прежде всего первый пункт: проведение собрания при столь ограниченном числе дольщиков (20 процентов) они сочли устаревшей нормой, противоречащей принципам демократии. Поскольку на собрании принимаются решения относительно всех участвующих в долевой собственности, одна пятая часть дольщиков больше не считается правомочной устанавливать какие-то правила для подавляющего большинства. Теперь на собрании должно присутствовать не менее половины от общего числа участников, то есть не менее 50 процентов.
В противном случае собрание считается несостоявшимся и не вправе решать вопросы, вынесенные на повестку дня. С одной стороны, это логично. Но на деле выполнить это условие практически нереально.
Мало того, что далеко не до всех дойдёт информация о проведении собрания, не все смогут явиться технически, не все заинтересованы в присутствии на данном процессе, так ещё и значительная часть бывших дольщиков попросту выбыла из списка живых. И закон, учитывая это, допускает, что при установленном условии такой кворум собрать не получится, поэтому в статье 14.1 появились новые пункты: п. 5.1 и 5.2.
Они предусматривают возможность организовать собрание повторно, если необходимое число участников не явилось. То есть если раньше собрание, признанное несостоявшимся, давало зелёный свет на дальнейшие шаги процесса, то теперь инициаторам и организаторам предстоит проделать всё то же самое во второй раз. Для повторного проведения общего собрания прописаны несколько другие, более мягкие условия, в частности минимальное число явившихся на него дольщиков составляет уже 30 процентов.
Однако повторно проводить собрание, признанное несостоявшимся, разрешено только по истечении двух месяцев с даты его первого проведения. И снова, как и в случае с первичным проведением, организаторы собрания (орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности) должны известить участников общедолевой собственности о проведении общего собрания, разместив соответствующее объявление в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, а на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в интернете (при его наличии). Но если при первичном проведении извещение должно быть опубликовано не позднее чем за 40 дней до даты проведения общего собрания, то при повторном этот срок составляет 30 дней.
СООБЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ СОБРАНИЯ Согласно пункту 3 статьи 14 Закона, сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать: 1) дату и время проведения общего собрания; 2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; 3) повестку дня общего собрания; 4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления. Если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13.1 закона, а именно: 1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона; 2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона; 3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка; 4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения; 5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним. О ПОВЕСТКЕ ДНЯ Общее собрание вправе принимать решения только по вопросам, которые включены в повестку дня общего собрания, и не вправе изменять её в ходе проведения собрания: вносить неожиданно те вопросы, которые не указаны в публикации о проведении собрания, но представляют для отдельных лиц особый интерес.
Кроме того, не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов, которые предусмотрены пп. 7, 8 и 10 п. 3 ст.
14 Федерального закона № 101-ФЗ, если решение по ним принято менее трех месяцев назад, а именно: 1) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности; 2) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности; 3) о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, об отказе заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд либо о предложениях об изменении условий соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Решения общего собрания, отменяющие и (или) изменяющие ранее принятые решения общего собрания, должны содержать указание на такие решения. И ещё одно важное нововведение: теперь установлено, что при наличии на повестке дня общего собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение и за всю повестку дня голосовать целиком одним решением нельзя.
ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В день проведения общего собрания следует зарегистрировать всех явившихся участников в рамках указанного в публикации интервала времени. Участники собрания должны иметь при себе: • документ, удостоверяющий личность; • документ, удостоверяющий право на земельную долю; • в случае присутствия представителя вместо собственника тот должен иметь с собой доверенность, заверенную нотариально. В обязательном порядке на общем собрании должно присутствовать уполномоченное должностное лицо от органа местного самоуправления (УДЛ).
Изменения в закон расширили его полномочия. Так, участвуя в организации и проведении общего собрания, такое лицо должно будет, в частности, осуществлять проверку надлежащего извещения участников долевой собственности о проведении общего собрания и соответствия повестки дня общего собрания требованиям указанного Закона. Ему же следует разъяснять участникам долевой собственности их права и обязанности при проведении общего собрания.
Именно УДЛ является председателем собрания, избрание другого председателя закон не допускает, поэтому отсутствие этого представителя от органа местного самоуправления считается недопустимым (а собрание без него – недействительным). После регистрации необходимо решить вопрос о кворуме: — если доля выражена в виде простой правильной доли, для подсчета кворума следует суммировать доли присутствующих и, если в сумме оказалось более 50% долей, осбрание признаётся правомочным (при повторном проведении ранее несостоявшегося собрания – не менее 30 процентов); — если доля выражена иным способом (гектары и т.п.), участников нужно считать «по головам». Пайщиков должно быть не меньше 50 процентов от их общего количества (при повторном проведении ранее несостоявшегося собрания – не менее 30 процентов).
Если кворум признан состоявшимся, поочерёдно ставятся на голосование все вопросы, указанные в предварительно опубликованной повестке дня. Решения принимаются открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство.
ОФОРМЛЕНИЕ ИТОГОВ Принятые общим собранием решения оформляются протоколом за подписью председателя собрания (он же – уполномоченное должностное лицо от органа местного самоуправления) и секретаря собрания. К протоколу должен прилагаться список присутствующих участников собрания и реквизиты документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Участники собрания должны расписаться напротив своих фамилий.
Данный документ составляется в двух экземплярах, один из которых забирает организатор общего собрания, второй должен храниться у УДЛ органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления обязан выдавать копию протокола или выписки из него в течение трёх дней любому заинтересованному лицу. За такой документ обратившемуся в ОМС следует заплатить сумму, покрывающую расходы на изготовление выписки или копии.
После проведения собрания в срок до 10 дней орган местного самоуправления размещает протокол собрания на своем сайте (при его наличии) и на информационных щитах, находящихся на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 56, 15 этаж, комната 33
© Использование материалов сайта 1k-k.ru разрешается только при ссылке на источник | 1997–2020
Общее собрание дольщиков земель сельскохозяйственного назначения
Общее собрание дольщиков земель сельскохозяйственного назначения проводится в соответствии с правилами, установленными специальным законом – Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101 –ФЗ).
В соответствии со статьей 14.1. Закона № 101- ФЗ общее собрание участников долевой собственности проводится:
– по предложению участника долевой собственности,
– по предложению лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции,
– по предложению органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Полномочия общего собрания
Общее собрание дольщиков земель сельскохозяйственного назначения принимает решения по следующим вопросам.
1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;
2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;
3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;
4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;
5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;
6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее – уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;
7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;
об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;
9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами;
10) о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, об отказе заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд либо о предложениях об изменении условий соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Если общее собрание дольщиков проводится по инициативе органа местного самоуправления по месту расположения земельного участка, то участники долевой собственности должны быть извещены о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет».
Извещение о проведении общего собрания происходит не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания.
Одновременно с опубликованием сообщения о проведении общего собрания, соответствующее объявление должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Если общее собрание дольщиков проводится по инициативе органа местного самоуправления, извещение участников долевой собственности происходит не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания.
Если общее собрание дольщиков земель сельскохозяйственного назначения проводится по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, то орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме.
Сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать следующую информацию:
1) дату и время проведения общего собрания;
2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;
3) повестку дня общего собрания;
4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.
Кворум на общем собрании дольщиков земель сельскохозяйственного назначения
Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.
В случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список.
Решения на общем собрании дольщиков земель сельскохозяйственного назначения принимаются общим собранием открытым голосованием.
Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.
В целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 Закона № 101 –ФЗ (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания.
Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:
1) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;
2) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;
3) подписывает протокол общего собрания;
4) участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.
Кто может принять участие в общем собрании дольщиков земель сельскохозяйственного назначения
В общем собрании дольщиков земель сельскохозяйственного назначения могут принять участие лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц (доверенность). Ответственность за обеспечение допуска к голосованию несет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Протокол решения общего собрания
Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании.
Протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание. Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также передается на хранение в такой орган местного самоуправления.
Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий.