Размер штрафа по 44 фз для поставщиков

Заказчик обязательно включает в госконтракт раздел об ответственности сторон . В ст. 34 44-ФЗ выделяют два вида ответственности:

  • просрочка — когда стороны нарушили сроки, указанные в договоре: заказчик не оплатил контракт вовремя, а поставщик задержал поставку товара, оказание услуги;
  • ненадлежащее исполнение — когда стороны нарушили обязательства по договору. Например, исполнитель поставил товар, который не соответствует техзаданию, а заказчик не провел экспертизу услуги, которую должен был провести по условиям договора.

За просрочку нарушителю начисляют пени, за ненадлежащее исполнения — взыскивают штраф.

Как считают пени

Пени за просрочку рассчитывают по правилам, которые прописаны в ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую не оплатили срок.

Формула расчета выглядит так:

Пени = Цена контракта × 1/300 × Размер ключевой ставки × количество дней просрочки

При расчете пеней заказчик уменьшает цену контракта пропорционально объему выполненных работ. В дни просрочки входят выходные и праздничные дни, но не входят дни приемки товара (Письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).

Например, поставщик заключил госконтракт на сумму 50 000 рублей на поставку товара в срок до 3 сентября 2020 года. К этому дню исполнитель поставил часть товара на 20 000 рублей. Остальной товар привез 14 сентября. Просрочка составила 11 дней, ключевая ставка в этот период — 4,25 %, сумма неисполненного обязательства — 30 000 рублей.

Пени = 30 000 × 1/300 × 4,25 % × 11 = 46,75 рублей

Для заказчиков и поставщиков пени считают одинаково.

Штрафы для поставщиков по 44-ФЗ

Сумма штрафа для поставщиков зависит от цены контракта или цены за этап, если договор предусматривает поэтапное исполнение:

Цена контракта, рублей < 3
млн
3-50
млн
50-100
млн
100-500
млн
500 млн —
1 млрд
1-2
млрд
2-5
млрд
5-10
млрд
> 10
млрд
Размер штрафа, % от цены контракта 10 5 1 0,5 0,4 0,3 0,25 0,2 0,1

В закупках для СМП и СОНКО штраф равен 1 % от цены контракта, но не меньше 1 тыс. рублей и не больше 5 тыс. рублей.

В закупках на право заключения контракта штрафы считают от суммы контракта, если итоговая цена выше начальной максимальной цены (НМЦК). В других случаях — от НМЦК.

Если поставщик нарушит обязательство, у которого нет стоимости, штраф начисляют по схеме:

  • 1000 рублей — цена контракта меньше 3 млн рублей;
  • 5000 рублей — цена контракта 3 — 50 млн рублей (включительно);
  • 10 000 рублей — цена контракта 50 — 100 млн рублей (включительно);
  • 100 000 рублей — цена контракта больше 100 млн рублей.

Штрафы за ненадлежащее исполнение контракта выше, чем пени за просрочку. Если перед вами встал выбор: выполнить контракт вовремя, но некачественно или исполнить контракт с просрочкой, но качественно, то выгоднее выбрать второй вариант.

Штрафы для заказчиков

Сумма штрафа для госзаказчиков зависит от цены контракта — чем больше цена, тем выше штраф:

Цена контракта, рублей ≤ 3 млн от 3 до 50 млн от 50 до 100 млн > 100 млн
Размер штрафа, % от цены контракта 1000 5000 10 000 100 000

Общая сумма штрафов не может быть больше суммы контракта.

Кроме ответственности по 44-ФЗ, на заказчика действует Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Административная ответственность по КоАП РФ

Санкции на госзаказчиков по КоАП РФ назначает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) за нарушения на любом этапе проведения закупки: от планирования до оплаты договора и ведения реестра контрактов.

Ответственность за нарушения несут организации-заказчики и их должностные лица, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Штрафы для должностных лиц по КоАП достигают 50 тыс. рублей, для юрлиц заказчика — до 500 тыс. рублей.

По статистике Минфина в 2019 году ФАС возбудила около 28,7 тыс. дел об административных правонарушениях. Из них по 24,2 тыс. дел наложила штрафы на общую сумму более 300 млн рублей.

Чаще всего в 2019 году заказчиков штрафовали по двум нарушениям:

  • За утверждение неверной документации о закупке (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ) — ФАС возбудила 9,6 тыс дел, выдала 8,7 тыс постановлений о наложении штрафа.
  • За нарушение порядка отбора участников (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ) — ФАС возбудила 6,6 тыс. дел, выдала 1,9 тыс. постановлений.

Когда и как платить пени и штрафы

Как только поставщик нарушил обязательства по контракту, заказчик направляет ему требование об уплате неустойки с пояснением причин (ч. 6 ст. 34 44-ФЗ). Если поставщик согласен, что нарушил условия контракта или допустил просрочку, то сценарий действий следующий:

  1. Поставщик отвечает в письме, что согласен с требованиями и перечисляет на счет заказчика сумму неустойки.
  2. Стороны подписывают документы о приемке товара, работ;
  3. Заказчик оплачивает контракт и возвращает обеспечение, если оно было.
Также смотрите  Статистика раскрытия мошенничества по картам

Если поставщик не согласен с претензией заказчика, то он может оспорить штраф в суде, если докажет, что нарушил обязательства:

  • по вине другой стороны, например, заказчик не предоставил проектную документацию, и поставщик не смог начать работы по строительству вовремя;
  • из-за обстоятельств непреодолимой силы — военные действия, закрытие границ, природные катаклизмы и другие.

Суд освобождает поставщика от уплаты штрафа либо принимает решение о частичном взыскании, если размер штрафа в претензии заказчика несоизмерим с последствиями нарушения.

Чтобы не нарушать сроки исполнения договора и качественно его выполнить, всегда проверяйте проект контракта заранее — до того, как подать заявку на участие. Если вы считаете, что условия или сроки нереалистичны, подавайте запрос на разъяснения или жалуйтесь на заказчика в ФАС.

Штрафы в госзакупках по 44-ФЗ 2022 г.

Все действия поставщиков и заказчиков, которые принимают участие в закупках для удовлетворения государственных потребностей четко регламентированы действующим 44-ФЗ. За нарушение каких-либо положений этого документа предусмотрены штрафные санкции. Поэтому всем участникам закупки необходимо помнить, за какие нарушения они могут быть привлечены к ответственности.

1. Ответственность Заказчиков в сфере закупок — штрафы.

При несоблюдении правил в реализации закупок, Заказчик будет вынужден заплатить весомый штраф. Объем штрафов и порядок в котором они применяются, устанавливают статьи 7.29-7.32 КоАП РФ. объем штрафов можно посмотреть в таблице:

Вид правонарушения

Санкции

Основание

Часть

Статья

Нарушения, вызванные неправильным выбором методики закупки

Несоблюдение порядка утверждения победителя закупки.

С ответственного сотрудника взыскивается 30 000 рублей.

Покупка товаров или услуг у единственного поставщика при обстоятельствах, когда законом предусмотрено проведение аукциона или конкурсной процедуры открытого типа.

Ответственный сотрудник заказчика уплачивает 50 000 рублей.

Организация процедуры закрытого типа (конкурса или аукциона) в ситуациях, которые не соответствуют действующему законодательству. Несоблюдение порядка или регламентированных сроков предоставления контролирующим органам документов для согласования проведения закрытой процедуры.

На ответственного сотрудника накладываются санкции в объеме 50 тысяч рублей.

Противоречие правилам согласования с контролирующими органами условий проведения закрытой покупки товаров и услуг в рамках заказа для обороны страны.

В зависимости от обстоятельств контрактный управляющий заплатит от 30 000 до 50 тысяч рублей.

Ошибки при вычислении НМЦК

Несоблюдение правил определения стартовой цены будущего контракта при проведении торговой процедуры.

Контрактный управляющий обязан будет уплатить штраф от 30 000 до 50 тысяч рублей.

Отклонение от правил расчета НМЦК при реализации закупки у одного поставщика.

На ответственного работника накладывается штраф от 30 до 50 тысяч рублей.

Отступление от порядка обоснования НМЦК

С ответственного сотрудника взимается 10 тысяч рублей.

Ошибки в области планирования закупок

Указание в план-графике приобретения МТР, которые не удовлетворяют целям реализации закупок, предписанных законодательством.

Исходя из обстоятельств, объем штрафа может варьироваться от 20 до 50 тысяч рублей.

Отклонения от норм реализации и временных рамок реализации обсуждения закупки обществом.

Ответственный сотрудник обязан выплатить 30 тысяч рублей.

Отступление от регламентированных временных промежутков узаконивания план-графика и его опубликования в ЕИС.

С контрактного управляющего может быть удержано от 5 до 30 000 рублей.

Нарушение правил организации закупки

Нарушение временных промежутков опубликования в ЕИС извещения о реализации закупки и необходимой документации.

С ответственного сотрудника взыскивается 5 тысяч рублей, с компании – 15 тысяч рублей.

Искажение временных рамок опубликования в ЕИС сведений, предусмотренных действующим законодательством и касающейся реализации конкурсов и аукционов.

Контрактный управляющий должен будет заплатить 30 тысяч рублей, а компания – 100 тысяч рублей.

Отклонение от предписанных временных промежутков размещения в ЕИС данных о реализации запросов ценовых предложений и котировок, если погрешность составляет не более 1 суток.

С контрактного управляющего удерживается 3000 рублей, с компании – 10 000 рублей.

Отклонение более чем на сутки от регламентированных периодов опубликования в ЕИС сведений о реализации запроса предложений или котировок.

15 000 рублей для ответственного сотрудника. 50 тысяч рублей для организации.

Публикация в ЕИС сведений с отклонениями от норм российского законодательства.

С ответственного сотрудника взимается 15 тысяч рублей. Для организации объем штрафа возрастает до 50 000 рублей.

Опубликование в ЕИС извещении о приобретении, когда с момента внесения коррективов в план-график не прошло 10 суток.

Ответственный сотрудник уплачивает 30 тысяч рублей.

Опубликование извещения о проведение закупки, не включенной в план-график.

Санкции в объеме 30 000 рублей накладываются на ответственного работника.

Публикация извещения о закупке, которая была признана необоснованной.

Ответственный сотрудник должен заплатить 30 тысяч рублей штрафа.

Необоснованное отклонение предложения, поданного на участие в закупочной процедуре.

С ответственного сотрудника взыскивается штраф в объеме 1% от НМЦК, в интервале от 5 до 30 тысяч рублей.

Ошибки при оформлении итогового протокола закупки

Ответственный сотрудник выплачивает 10 тысяч рублей.

Определение правил рассмотрения предложений, который противоречит действующему законодательству.

С ответственного сотрудника взыскивается 1 % от НМЦК. При этом штраф может варьироваться в пределах от 5 до 30 тысяч рублей.

Неточности при формировании описания закупаемого объекта.

На ответственного сотрудника накладывается штраф 5 — 30 тысяч рублей. Его конкретный объем определяется, как 1% от НМЦК.

Несоответствие нормам при признании конкретного участника закупки победителем.

Ответственный работник уплачивает 50 тысяч рублей.

Также смотрите  Постановление суда апелляционной инстанции гпк

Неправомерное изменение сроков передачи заявок.

На ответственного сотрудника накладываются санкции 30 тысяч рублей.

Отклонение от установленных временных рамок при подписании протоколов.

Ответственный сотрудник выплачивает 30 тысяч рублей.

Ошибки, связанные с РНП

Добавление в РПН недостоверной информации.

Ответственный работник выплачивает 50 тысяч рублей.

Отклонение от порядка или регламентированных сроков передачи необходимой информации в РНП.

Санкции в объеме 20 тысяч рублей накладываются на сотрудника.

Недобросовестный возврат обеспечений

Отклонение от норм при возврате денег, перечисленных для обеспечения заявки. При этом отклонение от регламентированного срока не превышает 3 дня.

Ответственный сотрудник выплачивает 5 тысяч рублей, компания – 30 тысяч рублей.

Отклонение больше трех дней от установленного времени возврата средства, перечисленных в виде обеспечения заявки.

Для ответственного сотрудника – 15 тысяч рублей. Для компании штраф 90 тысяч рублей.

Ошибки при работе с контрактами

Несоблюдение законодательных актов в процессе подписания контракта.

Ответственный сотрудник обязан выплатить 1% от НМЦК. Причем сумма находится в пределах от 5 до 30 тысяч рублей. Для компании этот коридор – от 50 000 до 300 тысяч рублей.

Отклонение от регламентированных сроков подписания договора.

50 тысяч рублей подлежит уплате ответственным сотрудником.

Неправомерная корректировка условий контракта.

Ответственный сотрудник выплачивает 20 тысяч рублей, юридическое – 200 тысяч рублей.

Несоблюдение норм при аннулировании контракта при ситуации отказа одной стороны.

Для ответственного сотрудника штраф 50 тысяч рублей, для компании – 200 тысяч рублей.

Ненадлежащее оформление документов о приемке товаров или услуг, немотивированный отказ от составления указанных документов.

Контрактный управляющий обязан выплатить 20 000 рублей.

Приемка товара или услуг, которые не удовлетворяют требованиям, прописанным в договоре.

На ответственного сотрудника накладывается штраф от 20 до 50 тысяч рублей.

Неточности при оплате поставки

Несоблюдение установленных сроков оплаты в рамках заказа для оборонных нужд страны.

Накладывается штраф от 30 000 до 50 тысяч рублей.

Решение о применение санкций к заказчику выносится ФАС. Период давности по таким делам составляет 1 год. Как правило, подобные нарушения выявляются в ходе запланированных проверок государственной организации.

Административная ответственность за нарушение норм 44-ФЗ

Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня

Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня

Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на один рабочий день

Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на один рабочий день

приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений

признание заявки на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе,

В случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями ФЗ-44:

признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации,

признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе,

вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов,

рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией

Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ-44

порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки,

требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов

Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44

Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством

Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допуске к участию в запросе предложений участнику закупки по основаниям, не предусмотренным законодательством

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства

Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям

Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений

Также смотрите  Статья 213 трудового кодекса российской федерации

Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства

Какая ответственность предусмотрена

Действующим законодательством ответственность сторон по 44-ФЗ регламентирована детально.

Закрепление ответственности направлено на:

Дисциплинирование участников закупок. Гонорары по контрактам выплачивают за счет муниципальных и государственных бюджетов — в качественном исполнении обязательств заинтересовано общество в лице налогоплательщиков.
Мотивация заказчиков — следить за качеством исполнения обязательств, обдуманно формулировать требования.

По тексту контракта необходимо формулировать штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями как для заказчика, так и для исполнителя.

ФЗ № 44 предусматривает такие меры ответственности:

  • Пени – при просрочке исполнения обязательств. Суммы не имеют фиксированного размера и исчисляются в процентах от суммы контракта в зависимости от количества дней просрочки.
  • Штраф – твердая денежная сумма при иных нарушениях условий договора.

ВАЖНО!
По установленным нормам заказчик обязан прописывать в контрактах размер штрафа только в виде фиксированной суммы, а пеню – в процентах от цены контракта (ПП РФ 1042 от 30.08.2017, ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).

Не рекомендуем ограничиться отсылкой к постановлению, в контракте необходимо детально прописать условия начисления штрафов и пеней, действующих в Федеральной контрактной системе.

Правила расчета пени

Правила расчета пени установлены ч. 5 и 7 ст. 34 ФЗ № 44. Расчет одинаков как для заказчика, так и для исполнителя. Размер пени – 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы за каждый день просрочки.

Контракт заключен на сумму 10 000 рублей. По его условиям поставщик проводит поставку в срок до 14.06.2022 включительно. В указанный срок поставщик отправил поставку на 2000 рублей. Остаток на сумму 8000 рублей поставлен 23.06.2022. Просрочка составляет 8 дней. В указанный период ключевая ставка ЦБ составляла 9,5 %.

Пеня составит: 8000 х 8 х 1/300 х 11 % = 23 руб. 47 коп.

Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение

Порядок применения и расчета санкций по 44-ФЗ регламентирует постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017.

Мы собрали штрафы по 44-ФЗ по постановлению правительства 1042 в таблице:

Размер санкции зависит от цены договора:

  • до 3 млн руб. – 1000 руб.;
  • от 3 до 50 млн руб. – 5000 руб.;
  • от 50 до 100 млн руб. – 10 000 руб.;
  • более 100 млн руб. – 100 000 руб.

Постановлением предусмотрен общий порядок исчисления сумм, имеются исключения, когда расчет производят по-другому.

Общий порядок предусматривает процент в от суммы контракта:

  • до 3 млн руб. – 10 %;
  • от 3 до 50 млн руб. — 5 %;
  • от 50 до 100 млн руб. — 1 %;
  • от 100 до 500 млн руб. — 0,5 %;
  • от 500 млн до 1 млрд руб. — 0,4 %;
  • от 1 до 2 млрд — 0,3 %;
  • от 2 до 5 млрд рублей — 0,25 %;
  • от 5 до 10 млрд рублей — 0,2 %;
  • свыше 10 млрд рублей — 0,1 %.

Для закупок организациями – СМП или СОНКО штраф составит 1 %, независимо от цены договора, но не менее 1000 и не более 5000.

На случай если цена контракта ушла в минус в процессе конкурирования участников, а победила заявка с большей ценой – сумма санкции зависит от того, совпала ли цена с НМЦК, оказалась выше или ниже.

Если цена менее НМЦК:

  • 10 % от НМЦК, если сумма, которую заплатил победитель, не превышает 3 млн рублей;
  • 5 % от НМЦК — если от 3 до 50 млн рублей; 1 % НМЦК — если от 50 до 100 млн.

При превышении НМЦК:

  • 10 % уплаченной участником цены, если она не превышает 3 млн рублей;
  • 5 % уплаченной цены, если она лежит в диапазоне от 3 до 50 млн рублей;
  • 1 % уплаченной цены, если она лежит в диапазоне от 50 до 100 млн рублей.

За нарушения, для которых не установлена цена, санкция составит:

  • 1000 руб. — при цене контракта до 3 млн рублей;
  • 5000 руб. — при цене от 3 до 50 млн рублей;
  • 10 000 руб. — при цене от 50 до 100 млн;
  • 100 000 руб. — при цене контракта свыше 100 млн рублей.

За неисполнение подрядчиком обязательств по строительству или капремонту без привлечения субподрядной организации – штраф 5 % от стоимости работ.

За непривлечение субподрядной организации из числа СМП или СОНКО – штраф 5 % от суммы на привлечение.

Общая сумма финансовых санкций не может превышать цену контракта. Избежать штрафов допустимо при наличии доказательств невозможности исполнить обязательства надлежаще по не зависящим от стороны причинам.

ВАЖНО!
Если для конкретного контракта установлены иные санкции, отличные от постановления № 1042, – применяют специальные нормы.

Adblock
detector