- Применение национального режима по 223-ФЗ
- Механизмы применения Постановления № 925
- Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 № 883 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (ред. от 16.05.2022) «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА №925
- Отсутствие реестра радиоэлектронной продукции делало применение ПП-878 невозможным.
- Ниже рассмотрен более типичные варианты, когда продукция в реестре есть, и она соответствует требованиям заказчика полностью.
- Такая же ситуация складывается и с аукционами.
- В случае же снижения в процессе аукциона НМЦД до нуля, что маловероятно в реальных условиях, и начнется игра на повышение, то договор с победителем будет заключен по цене, увеличенной на 30%. То на то и выходит.
- А цена вопроса довольно высока.
С учетом политической ситуации и активным введением ЕС и Россией санкций, вопрос применения национального режима в закупках становится особенно актуальным.
Национальный режим представляет собой определенные правила, которые применяются в отношении:
• продукции, происходящей из иностранного государства или группы иностранных государств в процессе проведения закупок отдельными видами юридических лиц, указанными в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ);
• работ и услуг, которые выполняются (оказываются) иностранными лицами при осуществлении заказчиками закупок;
• на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, указанных международными договорами Российской Федерации.
Национальный режим применяется в целях развития внутренней экономики страны, формирования наиболее выгодных условий для российских производителей.
Страна происхождения товара, как правило, подтверждается следующими документами:
• сертификат, который выдается соответствующим органом страны происхождения продукции;
• заключение о происхождении – выдается Минпромторгом России;
• декларация – составляется в свободной форме;
• акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
• копия специального инвестиционного контракта, согласно которому юридическое лицо инвестирует в производство товара в стране не менее 3 млрд. рублей и более, и товар закупается без конкурса.
В частности, согласно пункту 2 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Ниже рассмотрим особенности применения национального режима в рамках Закона № 223-ФЗ.
Применение национального режима по 223-ФЗ
Применение национального режима в рамках Закона № 223-ФЗ регламентировано постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925).
Целью Постановления № 925 является предоставление преимущества для товаров, работ, услуг отечественного производителя. Процедурами закупки, при которых Постановление № 925 реализуется, являются конкурс, аукцион и иные способы закупки. Исключение составляют закупки у единственного поставщика.
В п. 8 Постановления № 925 содержится норма, согласно которой приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014.
При этом само Постановление № 925 не содержит указаний, при каких условиях должно применяться указанное в п. 8 Постановления Генеральное соглашение по тарифам и торговле и Договор о Евразийском экономическом союзе.
В Приложении № 25 к Договору о создании ЕАЭС содержится определение национального режима. Под ним следует понимать режим, предусматривающий, что каждое государство-член ЕАЭС для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги.
Таким образом, с точки зрения самого Договора о ЕАЭС, Российская Федерация как его участник обязана установить национальный режим в закупках и для товаров, происходящих с территории государств-членов ЕАЭС.
Судебная практика на данный счет достаточно разнообразна. Приведем несколько примеров.
Так, в целях исполнения требований пункта 8 Постановления № 925 в документацию о закупке было включено условие о том, что приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами устанавливается с учетом положений ГААТ 1994 г. и Договора о ЕАЭС. В состав ГАТТ 1994 г.
входит Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. Принимая во внимание то, что предметом закупки являлось право заключения договора на изготовление и поставку оборудования, что ГАТТ прямо предусмотрено предоставление одинаково благоприятного режима предложений было предложено оборудование, странами происхождения которого являются Российская Федерация и государство-участник ВТО – Китайская Народная Республика, закупочной комиссией приоритет согласно Постановлению Правительства № 925 никому из участников предоставлен не был 1 . То есть в данном случае УФАС посчитало, что иностранные товары приравниваются к российским товарам.
Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России, устанавливая, что только товарам, страной происхождения которых является государство-член ЕАЭС, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами, зарегистрированными на территории государства-члена ЕАЭС, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами 2 .
Существует также аналогичное судебное решение, которым установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 1 ГААТ 1947 г.
любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставление любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территории всех других Договаривающихся Сторон. Согласно ГААТ 1947 г. КНР является по соглашению договаривающейся стороной.
Учитывая изложенное, преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляются также в части товаров, производимых на территории КНР. Таким образом, УФАС в данном решении подтвердил, что товары из КНР в рамках Постановления № 925 приравниваются к российским товарам 3 .
Однако, ранее имели место и противоположные решения. Например, в одном из решений контрольным органом было установлено, что поскольку аутентичное толкование и иное легальное толкование Постановления № 925 на сегодняшний момент отсутствует, правоприменитель должен опираться на текст Постановления № 925 в той редакции, в какой постановление действует.
Исходя из буквального толкования пункта 8 Постановления № 925, приоритет должен предоставляться ТРУ исключительно российского происхождения.
Последствием некорректного толкования данного постановления является предоставление приоритета странам-участникам ВТО и ЕАЭС. С учетом того, что в ВТО на сегодняшний день входит порядка 164 государств, применение Постановления № 925 в таком случае вряд ли станет действенным механизмом импортозамещения, поскольку утрачивается изначально установленный смысл приоритетности товаров российского происхождения.
Возможными последствиями некорректного толкования данного Постановления является предоставление приоритета не только Российской Федерации, но и еще 170 странам-участникам ВТО (США, Япония, Украина Швеция, Франция, Гамбия, Лаос и др.). Постановление № 925 в таком случае потеряет свой политико-правовой смысл и экономический эффект 4 .
В соответствии с Постановлением № 925 к победителю применяется 15%-ный понижающий коэффициент в случае, если закупка проводилась путем конкурса или в виде иной процедуры, при которой победитель определялся на основе стоимостных критериев и сопоставлением заявок, соответствующим документации. При этом заявка должна содержать российские товары, либо выполняться российским лицом. При выполнении данных условий контракт заключается по цене участника-победителя, предложившего наиболее низкую цену.
Контракт заключается с победителем по сниженной на 15 % цене в том случае, если процедура проводилась путем аукциона или способом понижения цены на «шаг». А также, если в заявке указан иностранный товар, либо услуга, оказываемая иностранным лицом.
Если при данных условиях цена контракта снижается до нуля и проводится на право заключения договора, то договор заключается с победителем по стоимости выше на 15 % от предложенной им.
В Постановлении № 925 не приводится перечень товаров, работ, услуг, к которым применяются запреты, ограничения и условия к допуску. Поэтому национальный режим по Закону № 223-ФЗ имеет огромную сферу действия.
В случаях, когда на участие в электронном аукционе подано несколько заявок и от российских поставщиков, и от иностранных, но российские заявки в ходе торгов были отклонены, то заказчик должен снизить цену договора иностранному поставщику.
На практике достаточно часто встречаются смешанные заявки, которые также регулируются правилами, установленными Постановлением № 925. В таких ситуациях необходимо определить стоимостное соотношение товаров российского происхождения, работ и услуг, осуществляемых российскими лицами, и товаров иностранного происхождения, работ и услуг, осуществляемых иностранными лицами, а так же, исходя из способа закупки, правильно применить Постановление №925.
В случае, если при проведении конкурса или аналога конкурса, в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг снижение цены при расчете по критериям не применяется.
Получается, если в конкурсе участвует смешанная заявка, в которой товаров, работ или услуг (далее – ТРУ) российского происхождения менее 50%, то снижение цены при расчете по критериям не применяется.
На аукционе или аналоге аукциона, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг, то снижение цены договора не применяется.
Таким образом, если в аукционе участвует смешанная заявка, в которой ТРУ российского происхождения более 50%, то снижение цены договора не применяется.
При размещении закупок важно учитывать, что определенного перечня ТРУ по данному Постановлению № 925 не предусмотрено, в отличие от закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентированных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это, в свою очередь, означает, что действие Постановления № 925 распространяется на все виды товаров, работ и услуг.
Действие Постановления № 925 также распространяется на все способы закупки согласно положению о закупках, а исключением являются закупки у единственного поставщика. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.2017 №505-ФЗ, разделивший закупки по Закону № 223-ФЗ на конкурентные и неконкурентные, не увеличило количество исключений из действия Постановления № 925. Все конкурентные и неконкурентные закупки, кроме закупок у единственного поставщика, должны проводиться в соответствии с Постановлением № 925.
Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
• путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
• иными способами, установленными положением о закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением установленных Законом № 223-ФЗ требований.
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям осуществления конкурентной закупки, указанным выше.
Механизмы применения Постановления № 925
Исходя из количества возможных способов проведения закупок были разработаны два механизма применения Постановления № 925.
Первый механизм регламентирует проведение конкурса или аналога конкурса (запрос котировок и запрос предложений), когда выбор победителя осуществляется по одному (наименьшая цена) или нескольким критериям (оценка и сопоставление), указанным в заявке на участие.
Второй механизм применения Постановления № 925 предполагает ситуацию, когда установлен размер шага, на который может изменяться НМЦК. Согласно указанному механизму в случаях, когда в заявке победителя нет предложения ТРУ российского происхождения может быть заключен договор с победителем по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора.
Таким образом, в положении и документации необходимо описать:
• критерии оценки (снижение цены на 15 %);
• заключение договора (снижение/увеличение цены на 15 %);
• условие отнесения участника закупки к российским/иностранным лицам;
• когда приоритет ТРУ не предоставляется;
• требования к составу заявки на участие в закупке;
• порядок рассмотрения заявок (не может быть отказа в допуске из- за отсутствия страны происхождения);
• порядок заключения договора (страна из заявки);
• порядок изменения договора (замена страны).
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ использовать Постановление № 925 необходимо всегда, а также с учетом ГАТТ 1994 года и Договора о ЕАЭС и практики УФАС.
Применяя Постановление № 925 на практике важно установить границы его применения. Постановление № 925 вступило в силу с 01.01.2017 и не распространяется на закупки, извещения, о проведении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие, в которых направлены до дня вступления в силу Постановления.
Таким образом, можно сделать вывод, что национальный режим направлен на развитие экономического благосостояния нашей страны и на поддержку российского товаропроизводителя и создание ему экономически выгодных условий участия в закупках.
Постановление Правительства РФ от 16.05.2022 № 883 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Изменения в некоторые акты Правительства РФ, в т.ч. в Постановление о запрете на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд
Постановление Правительства Российской Федерации
от 16 мая 2022 г. N 883
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской
Федерации и признании утратившими силу отдельных положений
некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
абзацы третий и четвертый пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г.
N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г.
N 420, от 24 июня 2019 г. N 293, от 21 ноября 2020 г. N 730 и от 20 сентября 2021 г.
N 534″ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 32, ст. 4543; 2015, N 26, ст. 3913; 2016, N 28, ст.
4733; 2017, N 28, ст. 4164; 2018, N 31, ст. 4996; 2019, N 26, ст.
3457; 2020, N 51, ст. 8443; 2021, N 40, ст. 6871; 2022, N 9, ст.
1319);
пункт 5(6) постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 1, ст. 12; 2022, N 9, ст. 1319).
1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 6, ст.
979; 2016, N 18, ст. 2630; 2017, N 23, ст. 3359; N 34, ст.
5291; 2018, N 53, ст. 8644; 2021, N 5, ст. 857; N 48, ст.
8090; 2022, N 9, ст. 1319):
в абзаце первом слова «территорий отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
в абзаце втором подпункта «а» слова «отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика»;
б) в пункте 2(1) слова «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
в абзаце первом слова «, фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
в абзаце втором слова «, фактически действующим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
г) в пунктах 3(1) и 3(2) слова «территория отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» в соответствующих числе и падеже заменить словами «Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика» в соответствующем падеже.
2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст.
6981; 2017, N 23, ст. 3359; 2018, N 22, ст. 3165; 2020, N 33, ст.
5378; 2022, N 9, ст. 1319):
а) в абзацах первом и втором пункта 1 слова «территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» в соответствующем падеже заменить словами «Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика» в соответствующем падеже;
б) в подпункте «в» пункта 2 слова «, фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
в) в пункте 4 слова «территорий отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики».
3. В пункте 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. N 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 36, ст.
5398; 2022, N 9, ст. 1319):
а) в абзаце первом слова «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
б) в абзаце втором слова «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» и слова «, фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики».
4. В пункте 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 39, ст.
5649; 2022, N 9, ст. 1319):
а) в абзаце первом слова «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
б) в абзаце втором слова «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» и слова «, фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики».
5. В постановлении Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 19, ст.
2993; 2021, N 36, ст. 6406; N 48, ст. 8070; 2022, N 9, ст.
1319):
а) в пункте 2(1) и подпункте «в» пункта 6 слова «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
б) в пункте 8(1) слова «, фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» и слова «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
в) абзац третий пункта 10 после слов «соответствующих операций (условий)» дополнить словами «, в отношении товаров, страной происхождения которых является Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, — номера реестровых записей из реестра, указанного в подпункте «в» пункта 6 настоящего постановления»;
г) в абзаце первом пункта 10(2) слова «или евразийского реестра промышленных товаров» заменить словами «, евразийского реестра промышленных товаров, реестра промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
д) абзац первый пункта 10(3) дополнить словами «, а также документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр промышленной продукции, произведенной на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, предусмотренные порядком, установленным в соответствии с подпунктом «г» пункта 15 настоящего постановления»;
е) в подпункте «г» пункта 15 слова «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики».
6. В постановлении Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 19, ст.
2994; 2021, N 50, ст. 8585; 2022, N 9, ст. 1319):
а) в пункте 3(1) слова «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
б) в подпункте «г» пункта 7 слова «, фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
в) дополнить пунктом 9(1) следующего содержания:
«9(1). Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне и предусмотренных пунктом 3(1) настоящего постановления, является указание участником закупки в составе заявки регистрационного номера сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Регистрационный номер сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики на поставляемый товар, включается в контракт.
При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику сертификат о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики на поставляемый товар.».
7. В абзаце втором пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 50, ст.
8219; 2021, N 11, ст. 1800; 2022, N 9, ст. 1319) слова «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики».
8. В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 50, ст. 8220; 2022, N 9, ст. 1319):
а) в абзаце первом слова «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
б) в абзаце втором слова «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» и слова «, фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики».
9. В постановлении Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2022 г. N 201 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 ноября 2021 г. N 657» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 9, ст. 1319):
а) в абзаце третьем пункта 1 слова «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины или с таких территорий» заменить словами «Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики или из указанных государств»;
б) в пункте 2 слова «органами (организациями), фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» заменить словами «уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики»;
в) пункты 1 и 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением, признать утратившими силу;
г) перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые осуществляется перемещение товаров на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины или с таких территорий без применения количественных ограничений экспорта и импорта, утвержденный указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
«Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2022 г. N 201
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 16 мая 2022 г. N 883)
ПЕРЕЧЕНЬ
ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЛИ ИЗ УКАЗАННЫХ
ГОСУДАРСТВ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
ЭКСПОРТА И ИМПОРТА
Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (ред. от 16.05.2022) «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее — приоритет).
1(1). Указанный в пункте 1 настоящего постановления приоритет применяется к товарам, происходящим из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, на равных условиях с товарами российского происхождения.
Происхождение товаров из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики подтверждается сертификатами о происхождении товара, выдаваемыми уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
2. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
2(1). При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, а также интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями) и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
3. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.
3(1). При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, а также интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями) и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.
4. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 15 процентов от предложенной им цены договора.
4(1). При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, а также интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями) и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 30 процентов от предложенной им цены договора.
5. Установить, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:
а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;
г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами «г» и «д» пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом «в» настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;
е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;
и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.
6. Приоритет не предоставляется в случаях, если:
а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
г) в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;
д) в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.
7. Действие настоящего постановления не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления.
8. Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА №925
Отсутствие реестра радиоэлектронной продукции делало применение ПП-878 невозможным.
Однако 16 сентября сего года ситуация изменилась – данный реестр, подготовленный Минпромторгом, был размещен им на сайте Государственной Информационной Системы Промышенности (ГИСП).
В данный реестр, по состоянию на сегодняшний день, включено около тысячи наименований радиоэлектронных товаров.
Теперь каждый заказчик, приобретающий радиоэлектронную продукцию способом конкурентных процедур, может прописывать в тендерной документации требования о соответствии ПП-925 и ПП-878, кроме того у него появилась свобода выбора: если в реестре нет требующейся ему продукции, либо если она есть, но не полностью соответствует его требованиям, то ограничение он может в своей документации не устанавливать.
Правда, в этом случае, заказчику придется обосновывать отказ от реестровой продукции, причем при неблагоприятном исходе, ФАС снесет процедуру и заказчику придется проводить повторное размещение заявки в соответствии с законодательством, но это уже его трудности.
Также можно пренебречь рассмотрением тех случаев, когда заказчик неправомерно применяет ПП-878, внося в документацию требования о его соблюдении, а при этом ему требуется вовсе не продукция радиоэлектроники, а иная, либо он хочет сэкономить время и включает в один лот и продукцию радиоэлектроники, и товары с другими ОКВЭД2, что не допускается.
Бдительные участники вряд ли позволят ему довести процедуру до заключения контракта.
Обычно в таких случаях бывает достаточно написать запрос разъяснений с угрозой обращения в ФАС в случае отклонения заявки. Заказчик, чувствуя свою вину, заявки по неправомерному основанию уже не отклоняет, на том дело и кончается.
Правда, заказчик, может пострадать потом при внеплановой проверке, но это уже его трудности.
Ниже рассмотрен более типичные варианты, когда продукция в реестре есть, и она соответствует требованиям заказчика полностью.
Если ранее при закупках российских товаров путем проведения конкурса или запроса котировок либо предложений оценка производилась по цене, сниженной на 15% от цены предложения, то с 1 сентября сего года она производится по цене, сниженной на 30%. При этом договор с победителем по-прежнему заключается по предложенной им цене. Но стать победителем участнику, предложившему зарубежный товар (кроме товаров стран ЕАЭС) будет очень проблематично.
Ведь даже если его заявка не будет отклонена, ему придется закладывать эти 30% при расчете цены предложения. Так, если среднее снижение на конкурсе составляет 20%, ранее участник мог предложить цену на 40% ниже НМЦД (с запасом в 5%) и надеяться на победу, теперь же ему придется предлагать цену уже на 55% ниже НМЦД (с тем же запасом в 5%). И что ему тогда останется в случае победы? Меньше половины НМЦД.
Такая же ситуация складывается и с аукционами.
Теперь у противников, предложивших российскую радиоэлектронную продукцию (включая товары стран ЕАЭС) будет фора в размере 30% по сравнению с участниками-конкурентами, которые предложат не реестровый товар. При заключении контракта с победителем, предложившим такой товар заказчик срежет цену его предложения на целых 30%.
Поэтому выиграть аукцион им будет очень проблематично. В самом деле, если, ранее, при среднем аукционном снижении 30% участник, предлагающий импортную продукцию радиоэлектроники, мог рассчитывать на победу, пойдя на снижение 45%, то теперь ему придется снизиться не менее чем на 60%. Мало кто станет вести аукционную борьбу, зная, что от НМЦК ему достанется чуть больше одной трети.
В случае же снижения в процессе аукциона НМЦД до нуля, что маловероятно в реальных условиях, и начнется игра на повышение, то договор с победителем будет заключен по цене, увеличенной на 30%. То на то и выходит.
Вывод здесь можно сделать один. Участникам целесообразно предлагать заказчикам процедур, проводимых в соответствии с ПП-925 только радиоэлектронную продукцию, включенную в реестр, либо, если того или иного товара там не окажется, быть готовыми доказать в инстанциях, что это товар российского происхождения (или одной из стран ЕАЭС) Исход при этом может быть любым.
А цена вопроса довольно высока.
Ведь, если участник-победителю доказать российское происхождение нереестровых товаров не удастся, то он потеряет значительную сумму при заключении договора (контракта). Так, если цена предложения после аукционного снижения составила 3 миллиона рублей, то контракт с ним будет заключен на сумму 2.1 миллиона рублей, то есть, он потеряет почти целый миллион. И потом не скажет на комиссии ФАСа, что забыл об изменениях в ПП-925.
Этот номер ему точно не пройдет. Так что, как ни крути – лучше не рисковать.