Без санкционирования расходов не проведут ни один контракт, финансируемый из целевых бюджетных средств. Подтверждением выплат для госконтрактов с казначейским сопровождением занимаются специалисты ТОФК. В 2022 году действует новый порядок контроля.
Когда проводят санкционирование
Минфин утвердил порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета для участников казначейского сопровождения. Приказ № 214н от 17.12.2021 вступил в силу с 01.01.2022. По нормативам Министерства финансов санкционирование оплаты денежных обязательств — это проверка документов для дальнейшего проведения платежей по контрактам.
С начала 2022 года территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) проводят операции с целевыми средствами, подлежащими казначейскому сопровождению, по новым правилам (ст. 242.23 БК РФ). Кроме того, Минфин ввел меры реагирования при проведении мониторинга бюджетных платежей (ст. 242.13-1 БК РФ).
Пункт 19 порядка санкционирования из Приказа № 214н вступает в силу позже. Порядок информационного взаимодействия, описанный в п. 19, начнет действовать только с 01.01.2023.
Как проходит санкционирование операций
Санкционирование проводят ТОФК — при казначейском сопровождении операций со средствами, которые предоставили участникам КС на основании государственных контрактов на поставку товаров, работ, услуг и договоров о предоставлении субсидий по ст. 80 БК РФ. Участники казначейского сопровождения предоставляют для санкционирования в ТОФК:
- распоряжение юридического лица (финансового органа) в виде платежного поручения;
- заявку на получение наличных денег (форма по КФД 0531802);
- заявку на получение денежных средств на карту (форма по КФД № 0531243).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как санкционировать расходы учреждения в 2022 году без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Вся информация об аналитических кодах, используемых Федеральным казначейством в целях санкционирования операций с целевыми расходами — перечень направлений расходования целевых средств, — представлена в приложении № 3 к порядку № 214н. Всего в этом перечне 20 позиций. Среди них:
- выплаты персоналу;
- закупка работ и услуг;
- закупка непроизводственных и нематериальных активов, материальных запасов, основных средств и других активов;
- капитальные вложения;
- авансовые платежи по контрактам.
Источники поступлений целевых средств и их коды приведены в приложении № 2 к порядку № 214н, там 72 позиции. К источникам целевого финансирования относятся субсидии юридическим лицам (код 7100), авансовые платежи по контрактам (7111), средства по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (7333). Если вы для студенческой работы разбираете порядок санкционирования и проведения оплаты по государственным контрактам, реферат должен включать пояснения и по источникам финансирования, и по направлениям расходования целевых денег.
Обмен документами между ТОФК и участниками казначейского сопровождения проводится (заказчиками, поставщиками) в электронном виде с обязательным применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
Новый порядок санкционирования таков:
- Участник предоставляет в ТОФК сведения об операциях с ЦС. Форма сведений утверждена в приложении 1 к приказу 214н от 17.12.2021, а порядок, как сформировать эти сведения в электронном бюджете, — в пользовательской инструкции для ГИИС «Электронный бюджет». В сведениях необходимо указать источники поступления целевых средств и направления их расходования. Для заполнения этих показателей используйте приложения № 2 и 3 к порядку.
- Сведения для исполнителя утверждают в электронном виде. Заказчик в течение 10 дней после поступления сведений от участника утверждает их на срок действия документа, который обосновывает обязательство или направляет уведомление об отказе в утверждении таких сведений.
- Участник дорабатывает сведения и снова отправляет их заказчику. Заказчик утверждает их в течение 10 дней или повторно направляет уведомление об отказе.
- Основанием для санкционирования целевых расходов участника, который получает субсидии или инвестиции из бюджета за счет неиспользованных на начало текущего года остатков субсидий или средств от возврата выплат прошлых лет, и если получателем бюджетных средств принято решение об использовании остатков для достижения определенных результатов, являются сведения участника КС, утвержденные таким получателем БС.
- ТОФК не позднее рабочего дня за днем предоставления в казначейский отдел сведений проверяет их на непревышение суммы остатка, разрешенного к использованию, над суммой остатка целевых средств, учтенного на лицевом счете участника казначейского сопровождения.
Как только специалист Казначейства закончит проверку (не позднее 1 рабочего дня за днем подачи сведений), он отразит показатели сведений на лицевом счете участника КС или вернет сведения для внесения необходимых исправлений.
Инструкция, как заполнить информацию об операциях с целевыми средствами из бюджета в Электронном бюджете:
Шаг 1. Заходим в основное меню государственной интегрированной информационной системы и переходим в раздел «Формуляры». Выбираем сведения об операциях с ЦС.
Шаг 2. Создаем новый документ.
Шаг 3. Проверяем заполнение полей. Почти все поля заполняются автоматически, по информации из документа-основания.
Шаг 4. Выбираем источник поступления и направление расходования средств из предложенных перечней.
Шаг 5. Добавляем вложение — разрешение на утверждение операций с целевыми средствами. Еще раз все проверяем и сохраняем. Согласовываем и утверждаем документ.
Пример заполнения сведений об операциях с целевыми средствами на 2022 год и плановый период 2025-2024 годов для заказчика.
Какие предусмотрены меры реагирования
Меры реагирования применяются к участникам казначейского сопровождения, которые получают целевые средства из федерального и местного бюджетов. Кроме того, эти меры используют и для предупреждения государственных и муниципальных заказчиков, получателей бюджетных средств, которым доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий, бюджетных инвестиций.
Применяют меры при проведении бюджетного мониторинга в отношении участников казначейского сопровождения. Региональных участников КС проверяют при проведении операций на сумму от 600 000 рублей и больше. Поставщиков по государственным контрактам на наличие оснований для запрета операций на лицевом счете не проверяют.
ТОФК проводит проверку в течение рабочего дня, который следует за днем поступления документов, — распоряжений участников казначейского сопровождения. Если участник не прошел проверку, то специалист ТОФК устанавливает запрет осуществления операций на лицевом счете или отказ в проведении операций и уведомляет об этом заказчика (приложения № 4, 7 к порядку № 214н).
Как только участник устраняет основания для отказа от проведения операций, ТОФК не позднее второго рабочего дня после получения такой информации отменяет меры реагирования и уведомляет об этом заказчика.
При осуществлении операций на лицевом счете участника казначейского сопровождения ТОФК проводят проверку признаков финансовых нарушений в отношении юрлиц, ИП и физлиц, которые производят товары, работы и услуги и получают средства от участников КС. Если в ТОФК выявят основания для приостановления операций на лицевом счете участника КС, то специалист ведомства приостановит операции и проинформирует об этом заказчика не позднее рабочего дня за днем поступления распорядительных документов (приложение № 8 к порядку № 214н).
Заказчик не позднее второго рабочего дня направляет в ТОФК уведомление об обоснованности или необоснованности приостановления операций на лицевом счете (приложение № 10 к порядку № 214н). Если заказчик не отправит такое уведомление, то ТОФК возобновляет проведение операций на лицевом счете участника казначейского сопровождения. Кроме того, ТОФК предупреждает (информирует) и участника, и заказчика, и финансовые органы об обнаруженных финансовых нарушениях в день окончания проверки (приложение № 9 к порядку № 214н).
Все правила, установленные для участников казначейского сопровождения, применяются и для их обособленных подразделений.
Взаимодействие заказчиков и поставщиков по госконтрактам за счет целевых средств существенно усложнилось. С 01.01.2022 участники КС оформляют сведения об операциях с целевыми средствами, а заказчики проверяют и утверждают их. Если в Казначействе обнаружат ошибки или финансовые правонарушения, то операции на лицевых счетах приостановят и задержат санкционирование, а значит, и проведение оплаты по государственному или муниципальному контракту.
Об авторе этой статьи
Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете.
С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью.
4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.