Порядок выдачи больничных листов в 2022 году

С 1 января 2022 отменят бумажные больничные. Рассказываем о новых правилах и что изменится в работе бухгалтера.

Что вы узнаете

Работать с больничными по новым правилам

Изменения в законодательстве с 2022

В конце апреля 2021 Госдума приняла Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ, который внес поправки в ряд Федеральных законов в сфере социального страхования: 255-ФЗ от 29.12.2006, 125-ФЗ от 24.07.1998, 323-ФЗ от 21.11.2011.

Согласно поправкам, с 1 января 2022:

  • все выплаты по больничному, в том числе по беременности и родам, будут начисляться на основании только электронного листка нетрудоспособности;
  • у ФСС появятся новые права, а у работодателя — обязанности;
  • утвердят новый механизм начисления пособий — оплата больничных производится не через работодателя, а напрямую из Фонда социального страхования (прямые выплаты).

Закономерный вопрос — прямые выплаты уже действуют по всей стране с 1 января 2021 года? Поясняем — сейчас эта система регулируется лишь Постановлением Правительства, а с 1 января 2022 прямые выплаты прописаны в Федеральных законах от 24.06.1998 № 125-ФЗ и от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Подробнее о работе прямых выплат в нашей статье.

Обязательная выдача больничных листков только в электронном виде

Во всех вышеперечисленных законодательных актах электронный больничный будет закреплен основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и беременности и родам.

Например, часть 3.2 ст. 59 ФЗ-323 сейчас звучит так:

«Листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией».

Также смотрите  Опечатано образец на дверь распечатать doc

«Листок нетрудоспособности формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией».

Новые права ФСС и обязанности работодателя

Также новые поправки закрепили, что Фонд может запрашивать у страхователя сведения (заработок, стаж, ставку, коэффициент и т. д.) и документы для назначения и выплаты страхового обеспечения (ч. 1 ст. 4.2 255-ФЗ).

ФСС может получать в госорганах электронные данные для проверки документов и сведений, которые представила организация:

  • ПФР — СНИЛС, сведения о страхователе, страховом стаже, о зарплате и иных выплатах и вознаграждениях застрахованному лицу у страхователя до 1 января 2017;
  • ФНС — сведения, в том числе налоговой тайны, о зарплате и иных выплатах и вознаграждениях застрахованному лицу у страхователя за период с 1 января 2017;
  • ЗАГС — сведения о госрегистрации брака, смерти, рождения;
  • ЕГИССО — сведения о назначении (неназначении) органами соцзащиты пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком.

Также у ФСС появятся новые штрафные санкции за нарушения (ст. 15.2 255-ФЗ):

  1. Если компания не предоставит документов для проверки или предоставит с опозданием, то получит штраф в размере 200 ₽ за каждый документ.
  2. За недостоверные сведения, отправленные в Фонд, работодатель заплатит 20% от излишне выплаченного пособия (которое, к тому же, придется вернуть). При этом сумма штрафа будет не более 5 000 и не менее 1 000 ₽.
  3. За предоставление сведения для назначения пособия с опозданием — штраф 5 000 ₽.

У работодателей же появились новые обязанности (ч. 2 ст. 4.1 255-ФЗ):

  1. Своевременно и в установленном порядке предоставлять в территориальный орган ФСС сведения для назначения и выплаты пособий.
  2. Предъявлять для проверки в свое отделение ФСС сведения и документы для назначения и выплаты пособий.
  3. Возмещать ФСС излишне понесенные расходы на выплату пособий, если организация представила недостоверные или неполные сведения.
Также смотрите  Нотариус согласие на продажу квартиры цена

Порядок обмена информацией между работодателями и ФСС будет утвержден позднее.

Новый механизм начисления пособий

Согласно новым поправкам, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев в 1 ч. 2 ст. 3 255-ФЗ), по беременности и родам, единовременного при рождении ребенка, ежемесячного по уходу за ребенком осуществляются ФСС (п. 1 ст. 13 255-ФЗ).

Основанием для назначения пособия является только электронный листок нетрудоспособности (п. 6 ст. 13 255-ФЗ).

Меняется и срок передачи работодателем сведений в ФСС — не позднее 3 рабочих дней с даты получения больничного (п. 8 ст. 13 255-ФЗ). Сейчас это 5 календарных дней.

ФСС будет выплачивать пособие не позднее 10 рабочих дней со дня получения всех данных. Первые 3 дня больничного по-прежнему оплачивает работодатель.

Для вашего удобства собрали изменения по порядку назначения и выплаты пособий в таблицу:

Вид пособия Документ для назначения Что делает работодатель
По временной нетрудоспособности и по беременности и родам Электронный листок нетрудоспособности В течение 3 рабочих дней после закрытия ЭЛН передать в ФСС реестр сведений
Единовременное при рождении ребенка Сведения, полученные ФСС из ЗАГС Ничего
Ежемесячное по уходу за ребенком Заявление сотрудника В течение 3 рабочих дней после получения заявления передать в ФСС сведения для назначения пособия
Adblock
detector