Порядок выдачи больничных листов в 2022 году

С 1 января 2022 отменят бумажные больничные. Рассказываем о новых правилах и что изменится в работе бухгалтера.

Что вы узнаете

Работать с больничными по новым правилам

Изменения в законодательстве с 2022

В конце апреля 2021 Госдума приняла Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ, который внес поправки в ряд Федеральных законов в сфере социального страхования: 255-ФЗ от 29.12.2006, 125-ФЗ от 24.07.1998, 323-ФЗ от 21.11.2011.

Согласно поправкам, с 1 января 2022:

  • все выплаты по больничному, в том числе по беременности и родам, будут начисляться на основании только электронного листка нетрудоспособности;
  • у ФСС появятся новые права, а у работодателя — обязанности;
  • утвердят новый механизм начисления пособий — оплата больничных производится не через работодателя, а напрямую из Фонда социального страхования (прямые выплаты).

Закономерный вопрос — прямые выплаты уже действуют по всей стране с 1 января 2021 года? Поясняем — сейчас эта система регулируется лишь Постановлением Правительства, а с 1 января 2022 прямые выплаты прописаны в Федеральных законах от 24.06.1998 № 125-ФЗ и от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Подробнее о работе прямых выплат в нашей статье.

Обязательная выдача больничных листков только в электронном виде

Во всех вышеперечисленных законодательных актах электронный больничный будет закреплен основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и беременности и родам.

Например, часть 3.2 ст. 59 ФЗ-323 сейчас звучит так:

«Листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией».

Также смотрите  Составление договора дарения у нотариуса цена

«Листок нетрудоспособности формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией».

Новые права ФСС и обязанности работодателя

Также новые поправки закрепили, что Фонд может запрашивать у страхователя сведения (заработок, стаж, ставку, коэффициент и т. д.) и документы для назначения и выплаты страхового обеспечения (ч. 1 ст. 4.2 255-ФЗ).

ФСС может получать в госорганах электронные данные для проверки документов и сведений, которые представила организация:

  • ПФР — СНИЛС, сведения о страхователе, страховом стаже, о зарплате и иных выплатах и вознаграждениях застрахованному лицу у страхователя до 1 января 2017;
  • ФНС — сведения, в том числе налоговой тайны, о зарплате и иных выплатах и вознаграждениях застрахованному лицу у страхователя за период с 1 января 2017;
  • ЗАГС — сведения о госрегистрации брака, смерти, рождения;
  • ЕГИССО — сведения о назначении (неназначении) органами соцзащиты пособий при рождении ребенка, по уходу за ребенком.

Также у ФСС появятся новые штрафные санкции за нарушения (ст. 15.2 255-ФЗ):

  1. Если компания не предоставит документов для проверки или предоставит с опозданием, то получит штраф в размере 200 ₽ за каждый документ.
  2. За недостоверные сведения, отправленные в Фонд, работодатель заплатит 20% от излишне выплаченного пособия (которое, к тому же, придется вернуть). При этом сумма штрафа будет не более 5 000 и не менее 1 000 ₽.
  3. За предоставление сведения для назначения пособия с опозданием — штраф 5 000 ₽.

У работодателей же появились новые обязанности (ч. 2 ст. 4.1 255-ФЗ):

  1. Своевременно и в установленном порядке предоставлять в территориальный орган ФСС сведения для назначения и выплаты пособий.
  2. Предъявлять для проверки в свое отделение ФСС сведения и документы для назначения и выплаты пособий.
  3. Возмещать ФСС излишне понесенные расходы на выплату пособий, если организация представила недостоверные или неполные сведения.
Также смотрите  Пфр остаток средств материнского капитала

Порядок обмена информацией между работодателями и ФСС будет утвержден позднее.

Новый механизм начисления пособий

Согласно новым поправкам, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев в 1 ч. 2 ст. 3 255-ФЗ), по беременности и родам, единовременного при рождении ребенка, ежемесячного по уходу за ребенком осуществляются ФСС (п. 1 ст. 13 255-ФЗ).

Основанием для назначения пособия является только электронный листок нетрудоспособности (п. 6 ст. 13 255-ФЗ).

Меняется и срок передачи работодателем сведений в ФСС — не позднее 3 рабочих дней с даты получения больничного (п. 8 ст. 13 255-ФЗ). Сейчас это 5 календарных дней.

ФСС будет выплачивать пособие не позднее 10 рабочих дней со дня получения всех данных. Первые 3 дня больничного по-прежнему оплачивает работодатель.

Для вашего удобства собрали изменения по порядку назначения и выплаты пособий в таблицу:

Вид пособия Документ для назначения Что делает работодатель
По временной нетрудоспособности и по беременности и родам Электронный листок нетрудоспособности В течение 3 рабочих дней после закрытия ЭЛН передать в ФСС реестр сведений
Единовременное при рождении ребенка Сведения, полученные ФСС из ЗАГС Ничего
Ежемесячное по уходу за ребенком Заявление сотрудника В течение 3 рабочих дней после получения заявления передать в ФСС сведения для назначения пособия
Adblock
detector