В это время появляется возможность в это время установить свои порядки. Менять сложнее, чем начинать новое.
При приеме должности командир может проверить размещение личного состава и определить койки согласно штату.
Узнать в тылу (КЭЧ), какие комнаты закреплены за подразделением и за кем конкретно.
Сверить данные учета с данными служб. Пройти все службы Структура служб полка и попросить выписку о закреплении имущества за ротой (пойдут в отказ — пишите им официальный рапорт Образец рапорта об имуществе, которое числится за ротой ). Могут выплыть интересные вещи, например, какой-то сварочный агрегат случайно закрепили за ротой, и больше никто его судьбой не интересовался.
Так сварочный агрегат повиснет на командире.
Имущество, которое есть в наличии должно быть закреплено за подчиненными – солдатами и сержантами. Ведомость наличия в подразделении и ведомости закрепления должны совпадать.
Пройдемся по пунктам приема должности.
Состояние учета личного состава
Проверка личного состава и документации учета личного состава. Организация учета личного состава
ведение штатной книги, наличие и оформление личных дел и служебных карточек на военнослужащих, служебные карточки офицеров и прапорщиков;
- укомплектованность роты, ее способность выполнить задачи, наличие необходимых специалистов;
- откомандированные и прикомандированные военнослужащие (номера приказов в штатной книге);
- сроки очередных званий подчиненных;
- размещение личного состава;
- именные списки у командиров отделений
- наряды, в которые ходит рота;
Проверка состояния и учета боевой подготовки.
Проверка состояния и учета боевой подготовки.
- ведение расписаний занятий, журналов учета боевой подготовки, написание план-конспектов;
- обученность роты, знание боевой подготовки офицерами, способность сержантов выполнять свои обязанности;
- итоги последней проверки.
Учет вещевого имущества
- заслушать старшину и командиров взводов о наличии вещевого имущества;
- уточнить в вещевой службе замечания по последним сверкам.
Проведение строевого смотра, на котором проверить обеспеченность личного состава формой одежды, клеймение обмундирования, обеспеченность теплыми вещами, рабочей одеждой.
Проверка учета и состояния военного имущества, числящегося за ротой
- заслушать старшину и командиров взводов о наличии военного имущества (ОЗК, противогазы, инженерный инструмент);
- уточнить в службах замечания по последним сверкам.
Проверка техники и вооружения
- заслушать техника роты и командиров взводов о состоянии техники;
- уточнить в службах замечания по технике, акты проверок и акты технического состояния;
Хранилище в этот период опечатывается двумя печатями – начальника склада и принимающего дела и должность.
- провести строевой смотр техники.
Проверка учета и состояния вооружения Учет оружия , числящегося за ротой:
- заслушать командиров взводов о состоянии личного оружия;
- уточнить в службе РАВ замечания по оружию, боеприпасам.
Проверка закрепленных объектов и территории
Проверка состояния и оформления объектов, числящихся за ротой:
- уточнить в строевой части приказ о закреплении сооружения и зданий;
- осмотреть эти объекты, оборудование, охрана, наличие противопожарного инвентаря.
Наличие кладовых для хранения имущества роты и личных вещей военнослужащих, комнат бытового обслуживания, сушилок, мест для чистки обуви, их оборудование, укомплектованность, содержание и практическое использование;
Произвести (при необходимости) перезакрепление материальных средств за должностными лицами подразделения.
VII. Порядок приема (сдачи) дел и должности
301. Должностные лица при назначении на должность, увольнению с должности или переводе к новому месту службы лично сдают и принимают дела и должность.
302. Для приема (сдачи) дел и должности, начиная от начальника (руководителя) подразделения и выше, приказом начальника (руководителя) учреждения назначается комиссия. При приеме (сдаче) дел и должности начальником (руководителем) учреждения комиссия назначается приказом старшего начальника.
Прием дел и должности производится лично принимающим от сдающего лица в присутствии комиссии.
303. Прием (сдача) дел и должности включает:
изучение принимающим состояния хозяйственной деятельности, ознакомление с должностными лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность;
сверку учета материально-технических средств учреждения с данными учета довольствующего органа на предмет их соответствия;
передачу лицом, сдающим должность, и одновременно проверку и прием лицом, принимающим должность, материально-технических средств, а также документов;
документальное оформление приема (сдачи) дел и должности.
303. Прием (сдача) дел и должности осуществляется в соответствии с календарным планом приема (сдачи) дел и должности (далее – календарный план), разрабатываемым по рекомендуемому образцу согласно приложению № 33 к настоящей Инструкции.
304. Календарный план должен предусматривать выполнение всех мероприятий в пределах времени, отведенного на прием (сдачу) дел и должности.
В календарном плане определяются:
очередность и сроки заслушивания докладов должностных лиц, подчиненных сдающему дела и должность;
очередность и сроки проверки служб и различных объектов материально-технической базы;
срок завершения проводки по книгам и карточкам учета всех приходных и расходных операций согласно документов, оформленных по указаниям лица, сдающего дела и должность;
сроки снятия остатков материально-технических средств по отдельным службам и объектам материально-технической базы, а также оформление инвентаризационных описей.
Календарный план утверждается руководителем учреждения, принимающего дела и должность.
305. Срок приема (сдачи) дел и должности лицами, отвечающими за ведение хозяйственной деятельности, устанавливается с момента подписания приказа руководителя учреждения о приеме (сдаче) дел и должности.
306. Руководство хозяйственной деятельностью по подчиненным службам до окончания приема (сдачи) дел и должности (до утверждения акта) осуществляет сдающий дела и должность. На время приема (сдачи) дел и должности текущая работа складов, как правило, прекращается.
Выдача материально-технических средств в этот период производится только с разрешения принимающего дела и должность или председателя инвентаризационной комиссии.
307. Инвентаризационная комиссия, назначенная для приема (сдачи) дел и должности, в присутствии принимающего и сдающего дела и должность производит:
инвентаризацию материально-технических средств, подлежащих приему вновь назначенным должностным лицом учреждения;
инвентаризацию подразделений, складов и других объектов материально-технической базы (с момента последней инвентаризации) и сверку учетных данных с фактическим наличием и качественным состоянием материально-технических средств.
308. Прием (сдача) дел и должности должностными лицами, отвечающими за материально-техническое обеспечение, оформляется актом приема (сдачи) дел и должности по рекомендуемому образцу согласно приложению № 34 к настоящей Инструкции. К акту приема (сдачи) дел и должности прилагаются инвентаризационные описи, а также объяснения (в случае необходимости) должностных лиц о причинах образования недостач, излишков, обоснования естественной убыли и т.п.
В тех случаях, когда сдающий или принимающий дела и должность имеет по акту возражения или замечания, он излагает их в письменном виде в акте при его оформлении. Старший руководитель при утверждении акта о приеме (сдаче) дел и должности должен рассмотреть имеющиеся возражения и замечания, принять по ним решение и внести их в каждый экземпляр акта.
309. Акт приема (сдачи) дел и должности, а также инвентаризационные ведомости подписываются лицами, принимающими и сдающими дела и должность, а также членами инвентаризационной комиссии. Кроме указанных должностных лиц, акты подписываются лицами, принявшими материальные средства на ответственное хранение.
310. Акты приема (сдачи) дел и должности утверждаются:
при приеме (сдаче) дел и должности должностными лицами от командира (начальника) подразделения и выше – руководителем учреждения;
при приеме (сдаче) дел и должности старшиной (инспектором) подразделения – командиром (начальником) подразделения.
311. О приеме (сдаче) дел и должности подается рапорт непосредственному командиру (начальнику).
На непосредственных командиров (начальников) возлагаются организация и качественное проведение приема (сдачи) дел и должности подчиненными должностными лицами.
Прием (сдача) дел и должности должностным лицом,
ответственным за МТО, начальниками служб МТО учреждения
312. Принимая дела и должность, должностное лицо, ответственное за МТО, начальник службы МТО учреждения:
знакомится с общими вопросами хозяйственной деятельности по подчиненным службам (службе) учреждения;
знакомится с актами последних инвентаризаций материально-технических средств, ревизий, проверок подразделений и служб учреждения;
заслушивает (в присутствии сдающего дела и должность) доклады подчиненных должностных лиц о состоянии хозяйственной деятельности и обеспеченности учреждения материальными средствами по подчиненным службам (службе);
проверяет степень выполнения плана материально-технического обеспечения, плана экономии, рационального расходования материально-технических и денежных средств и других планов по подчиненным службам (службе), а также состояние учета и отчетности по подчиненным службам (службе);
проверяет наличие, качественное состояние и комплектность материально-технических средств в подразделениях, на складах, а также организацию их эксплуатации, хранения, ремонта и учета;
проверяет организацию питания, условия повседневной деятельности и быта при размещении личного состава, а также состояние зданий, коммунальных сооружений и оборудования учреждения по подчиненным службам (службе).
313. При ознакомлении с вопросами хозяйственной деятельности принимающий дела и должность изучает условия размещение, обустроенность и состояние объектов материально-технической базы учреждения, установленный порядок обеспечения материально-техническими средствами, организацию подвоза, организацию банно-прачечного обслуживания и другие вопросы.
314. Ознакомление с результатами раннее проведенных инвентаризаций, ревизий в целом должно начинаться с изучения актов инвентаризаций материально-технических средств, ревизий, проверок, заключений вышестоящих должностных лиц и приказа руководителя учреждения по результатам инвентаризации материально-технических средств, ревизий, проверок.
При проверке состояния учета и отчетности, законности проведенных операций следует установить соответствие их требованиям законодательства Российской Федерации.
В ходе работы устанавливаются правильность произведенных записей в книгах учета.
315. Перед проверкой наличия материально-технических средств и законности операций необходимо провести сверку с довольствующим органом по приходу и расходу материально-технических средств службы. Сверка должна быть документально подтверждена ведомостями, заверенными довольствующим органом, которые прилагаются к акту приема (сдачи) дел и должности.
316. Наличие, качественное состояние, комплектность, условия хранения материально-технических средств проверяются лицом, принимающим дела и должность в полном объеме или выборочно. При этом последовательно проверяются: записи в книгах и карточках учета (с момента последней инвентаризации материально-технических средств, ревизии); количественное и качественное состояние и комплектность всех видов материально-технических средств на складах, в подразделениях и обеспеченность ими; качественное состояние, комплектность и условия хранения материально-технических средств неприкосновенного запаса.
При проверке наличия, качественного состояния и комплектности материально-технических средств текущего обеспечения в подразделениях (службах) и на складах особое внимание уделяется тем материальным средствам, которые по каким-либо причинам чаще всего утрачиваются, а материально-технических средств неприкосновенного запаса – условиям и режиму хранения их на складах, освежению и соблюдению установленной комплектности. Принимающий дела и должность, кроме того, проверяет правильность использования выделенных денежных средств по подчиненным службам (службе).
318. При приеме (сдаче) дел и должности должностного лица, ответственного за МТО, начальника службы МТО для временного исполнения им должностных обязанностей (на период отпуска, болезни исполняющего должностного лица и другим) время на прием (сдачу) отводится минимальное. Все срочные дела должны быть решены, по возможности, лицами, сдающими дела и должность.
Допуск к временному исполнению должностных обязанностей оформляется приказом руководителя учреждения.
319. В случае обнаружения при приеме (сдаче) дел и должности должностного лица, ответственного за МТО, начальника службы МТО и им равных должностных лиц нарушений установленного порядка учета материально-технических средств принимающий дела и должность немедленно докладывает об этом руководителю учреждения.
320. При работе комиссии по проверке наличия материально-технических средств на складе должны присутствовать лица, сдающие и принимающие дела и должность.
321. Результаты приема (сдачи) дел и должности должностного лица, ответственного за МТО, начальника службы МТО объявляются в приказе руководителя учреждения.
Прием (сдача) дел
и должности командира (начальника) подразделения
321. Командир (начальник) подразделения прием (сдачу) дел и должности производит лично на основании приказа руководителя учреждения.
322. Принимающий дела и должность командира (начальника) подразделения:
заслушивает (в присутствии сдающего дела и должность) доклады подчиненных должностных лиц и старшины подразделения о состоянии хозяйственной деятельности и обеспеченности личного состава материальными средствами;
проверяет размещение и состояние закрепленных за подразделением служебных помещений;
знакомится в учреждении с инвентаризационными описями и актами ревизий;
проверяет фактическое наличие, качественное состояние и комплектность материально-технических средств в подразделении, сверив полученные сведения с данными учета в службах учреждения;
производит (при необходимости) перезакрепление материально-технических средств за должностными лицами подразделения.
323. О приеме (сдаче) дел и должности командиры (начальники) подразделений докладывают письменно руководителю учреждения.
Прием (сдача) дел
и должности начальником склада
324. Принимающий дела и должность начальника склада в присутствии инвентаризационной комиссии:
проверяет наличие, качественное состояние, организацию хранения, сбережения и учета материально-технических средств, находящихся на складе;
проверяет правильность размещения (укладки) материально-технических средств при хранении и соблюдение мер по предотвращению их порчи, а также выполнение требований пожарной безопасности, наличие инструкций и средств пожаротушения;
проверяет целостность крыши, стен, дверей, ворот, окон и исправность пожарной и охранной сигнализации склада.
325. К моменту приема (сдачи) дел и должности начальника склада в книгу складского учета материалов записываются все первичные учетные документы, после чего они сдаются в финансовый орган учреждения.
326. Инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию материально-технических средств на складе и отражает ее результаты в инвентаризационных описях. Акт подписывается принимающим и сдающим дела и должность, председателем и членами инвентаризационной комиссии, утверждается руководителем учреждения.
[1] Утверждено Приказом МЧС России от 16.05.2011г. №241 «Об утверждении Устава федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление федеральной противопожарной службы №3 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
[2] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 19 июня 1995 г. № 07-01-389-95 в государственной регистрации не нуждается) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 ноября 2010 г.
№ 142н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 10 декабря 2010 г. № 01/28429-ДК в государственной регистрации не нуждается).
[3] Утверждено приказом МЧС России от 16.05.2011 № 241 «Об утверждении Устава федерального государственного казенного учреждения федеральной противопожарной службы №3 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
[4] Утверждены приказом МЧС Российской Федерации от 31.12.2002 № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2003 г., регистрационный № 4176).
[5] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19658).
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 2), ст.
52; 2003, № 28, ст. 2940, № 33, ст. 3270; 2006, № 48, ст.
5028; 2008, № 39, ст. 4434; 2009, № 9, ст. 1128; 2010, № 51 (ч.
3), ст. 694.
[7] Под специальной частью понимается радиолокационная, радиопередающая, пеногенераторная и другие специальные части, учитываемые в различных подразделениях (службах) учреждений.
[8] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный № 19452).
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2011 г., регистрационный № 19593).
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2011 г., регистрационный № 19669).
[9] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный № 19452).
Сдача должности военнослужащим
Как любая профессиональная деятельность, служба в армии имеет начало и окончание. Для служащих по призыву, в подавляющем большинстве случаев, окончание срока службы – праздник, которого ждут с нетерпением и считают дни. А вот для профессиональных военнослужащих – особенно офицеров и прапорщиков – подошедший к окончанию срок службы или перевод в новую воинскую часть – не всегда связан с положительными эмоциями.
Одной из причин этого является сдача должности военнослужащим – административно-бюрократическая процедура, которая строго регламентирована воинскими уставами.
О том, как происходит сдача дел и должности военнослужащим, и почему никто из военнослужащих не любит эту процедуру – пойдет речь в статье.
Нормативное регулирование сдачи должности при увольнении или переводе
Военная служба – особый вид деятельности, одним из существенных условий которой является постоянная готовность к решению задач по обороне государства. Поэтому, ни одна армейская структура, начиная от отделения, и заканчивая армией или военным округом, не терпит безвластия. Во главе каждой из структур постоянно должны находится командир или лицо, замещающее его.
У каждого военнослужащего имеются должностные обязанности. Для лиц рядового и сержантского состава, служащих по призыву они определяются военно-учетной специальностью и предельно просты. Заменить, в случае выбытия с места службы, каптера или стрелка не составляет труда, поскольку круг обязанностей и участок или материальные ценности за которые отвечает военнослужащий, максимально ограничены.
Совершенно иначе обстоят дела при уходе по любой из причин военнослужащего, обслуживающего сложную военную технику или отвечающего за командование военным подразделением. На его попечении находится не только большое количество вооружения, техники, материальных ценностей, но существуют обширные связи внутри воинского подразделения с личным составом. Знание психологических особенностей позволяет эффективно руководить коллективом, поддерживать высокую боеспособность.
Так же существуют связи вне подразделения, которые обуславливают взаимодействие в боевой обстановке, а в мирное время в плане хозяйственного и бытового обеспечения.
Новому человеку, назначенному на должность, потребуется время, чтобы полностью восстановить эти связи. Гораздо рациональнее и быстрее – когда это сделает военнослужащий, покидающий должность. Именно причиной рациональности и возможностью быстрого замещения одного военнослужащего другим, обусловлена сдача должности военнослужащим, которая отличается, в зависимости от звания и должности и регламентируется Уставом Внутренней службы ВС РФ, утвержденным Указом Президента РФ №1495 от 2007 года.
Проблемы, возникающие при сдаче должности
За время командования подразделением или исполнению иной воинской должности, связанной с распоряжением материальными или финансовыми средствами, могут накапливаться неисполненные или встречные обязательства, существовать неучтенные материальные потери. Чаще всего – должностными лицами из числа военнослужащих, имеющих доступ к материальным ценностям, совершаются хищения. Которым способствует плохо налаженный контроль со стороны командования или сговор.
В момент передачи дел, у должностного лица одновременно возникают основания для наступления:
- дисциплинарной;
- материальной;
- административной;
- уголовной;
- гражданско-правовой ответственности.
Иногда, в результате выявленных в ходе проверки, сопровождающей сдачу должности, возбуждается несколько производств, уголовное преследование, гражданский иск о возмещении ущерба и дисциплинарные меры – вплоть до лишения звания.
Резюме
Сдача должности военнослужащим очень ответственное и непростое мероприятие. Чем значительнее должность, крупнее «хозяйство» вверенное в подчинение офицеру, тем больше проблем возникает при его передаче. В большинстве случаев они связаны с материально-технической стороной дела, выявлением в ходе составления передаточного акта недостач или несоответствий документации.
Реже – выявляется неудовлетворительное состояние климата в воинском коллективе, что нередко влечет расформирование части.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)
Порядок приема дел и должности командиром воинской части
Назначенный на должность командира части офицер принимает дела и должность в присутствии представителя старшего командира. При наличии времени, еще до вступления в командование, назначенный командир части должен самостоятельно или с помощью сдающего дела и должность командира части ознакомиться с организационно-штатной структурой части и ее расположением. Он обязан хорошо изучить требования ст.
85–89 Устава внутренней службы ВС РФ, приказа МО № 105 1977 года, а также ознакомиться с действующими руководящими документами и приказами старших начальников по этому вопросу.
Назначенный командир части прибывает в отделение кадров соединения, представляется командиру соединения, его заместителям, начальнику ПВО.
В беседе начальник ПВО обычно характеризует часть: ее традиции, успехи и недостатки в боевой и мобилизационной готовности, главные задачи, стоящие перед частью, дает краткую характеристику заместителям командира части, командирам подразделений, советы по работе с учетом конкретных условий обстановки.
В назначенное время, как правило, на строевом плацу начальник ПВО представляет нового командира личному составу части. Для представления часть выстраивается развернутым строем с Боевым Знаменем. Если по условиям обстановки нет возможности построить воинскую часть в полном составе (ряд подразделений выполняет задачи вне района дислокации или расквартирован в городках, расположенных на значительном удалении), новый командир части может быть представлен только офицерскому составу или представление проводится в местах дислокации подразделений части.
После представления личному составу новый командир обходит строй, объявляет время, место и порядок проведения опроса военнослужащих с целью выявления и удовлетворения их жалоб и заявлений.
Кроме того, он назначает время, очередность докладов и представления заместителями, начальниками служб, командирами подразделений, рапортов о состоянии подчиненных подразделений и служб, а также сообщает порядок работы комиссии по приему и сдаче дел и должности. После этого с разрешения начальника ПВО подает команду на прохождение подразделений торжественным маршем.
Назначенный командир части вступает в командование на основании предписания или приказа командира соединения. На прием дел и должности командиру части, согласно ст. 87 Устава внутренней службы ВС РФ, устанавливается не более 10 дней.
Для приема дел и должности приказом командира соединения назначается комиссия. Председателем комиссии назначается, как правило, начальник ПВО или заместитель командира соединения. Комиссия состоит, как правило, из трех подкомиссий.
Первая подкомиссия, в состав которой могут входить представители штаба, отдела воспитательной работы, проверяет общее состояние части, укомплектованность, морально-психологическое состояние личного состава, состояние воинской дисциплины, боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности. В акте этой подкомиссии указываются списочный и наличный личный состав части, состояние боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, учебно-материальной базы, морально-психологическое состояние личного состава, состояние воинской дисциплины.
Вторая подкомиссия, в состав которой могут входить специалисты служб вооружения, службы РХБЗ, инженерной и других служб, проверяет наличие, техническое состояние вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, ракет, условия их хранения. В акте этой подкомиссии указываются количество, которое числится по документам, фактическое наличие, качественное и техническое состояние вооружения, военной техники и боеприпасов, ракет, условия их содержания и хранения.
Третья подкомиссия, в состав которой назначаются представители служб тыла, медицинской и финансовой служб, проверяет квартирно-бытовые условия, наличие и порядок хранения материально-технического имущества и денежных средств. В акте подкомиссии указываются квартирно-бытовые условия, наличие и состояние зданий и сооружений, инвентаря и оборудования; наличие, состояние, законность расходования, учет и порядок хранения горючего, продовольствия, вещевого, технического имущества и других материальных средств как текущего довольствия, так и неприкосновенного запаса, а также денежных средств.
Акты составляются в двух экземплярах, подписываются принимающим и сдающим командирами, а также членами комиссии и утверждаются командиром соединения. Один экземпляр акта высылается в штаб объединения, другой хранится в делах части. Акты исполняются секретными.
В боевой обстановке порядок вступления в командование частью, приема дел и должности будет зависеть от условий, в которых действует часть (ведет боевые действия, находится на отдыхе, переформировании и т. д.). В период ведения боевых действий командир может прибыть в сопровождении представителя командира соединения и вступить в командование на основании полученного от него предписания без представления личному составу части.
По прибытии командир части отдает приказ о вступлении в должность и немедленно приступает к исполнению своих обязанностей, о чем докладывает командиру соединения, начальнику ПВО и сообщает командирам подразделений по техническим средствам связи. Общее состояние части, подразделений, наличие и состояние вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, ракет, а также войсковое и финансовое хозяйство командир части изучает по докладам заместителей, начальников служб, командиров подразделений, а также при посещении подразделений.
Если часть находится на отдыхе, в составе резерва или на переформировании (доукомплектовании), прием дел и должности может быть приближен к мирному времени.
Качественный прием дел и должности дает возможность вновь назначенному командиру части изучить состояние дел в части, уяснить стоящие перед ней задачи, представить уровень боевой подготовки подразделений, подготовку штаба, офицеров, состояние службы войск, эксплуатации вооружения, техники и другие вопросы, наличие и состояние всех видов запасов материальных средств. В ходе работы командир должен уяснить уровень готовности части к выполнению боевой задачи, недостатки и содержание мероприятий для их устранения.
Прием дел и должности проводится по календарному плану, который разрабатывается в произвольной форме и должен предусматривать выполнение всей предстоящей работы в пределах установленного времени. Календарный план может содержать следующие мероприятия:
- изучение руководящих документов;
- строевой смотр воинской части;
- опрос жалоб и заявлений;
- ознакомление с актами предыдущих проверок;
- осмотр казарменного жилищного фонда;
- изучение плана приведения в боевую готовность и осмотр районов сосредоточения и оперативного предназначения;
- осмотр военного городка, складов с запасами материальных средств, солдатской столовой, подсобного хозяйства;
- смотр техники и вооружения;
- посещение офицерского общежития;
- проведение контрольных занятий по командирской подготовке, по боевой подготовке;
- проверка состояния воспитательной работы, службы войск, пожарной безопасности, экономической работы;
- медицинское обеспечение личного состава;
- обеспеченность офицеров, прапорщиков и военнослужащих, проходящих службу по контракту, жильем;
- вопросы контроля финансовой и хозяйственной деятельности и другое.
Календарный план утверждается командиром соединения, подписывается принимающим и сдающим должность, и председателем комиссии.
При приеме дел и должности командир части лично все проверить не может. Однако он обязан принять личное участие в проверке и изучении состояния боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, морально-психологического состояния личного состава, службы войск, укомплектованности подразделений личным составом, техникой и вооружением и их состояния; обеспеченности всеми видами материальных средств и их состояния; состояния казарм, парка, складов, других помещений жилого и нежилого фондов, объектов учебно-материальной базы. Эти вопросы командир части проверяет лично по документам, актам предыдущих проверок, результатам работы комиссий, докладам своих заместителей, начальников служб и командиров подразделений.
В первую очередь он изучает документы боевой готовности и районы сосредоточения подразделений. По возможности изучаются маршруты выдвижения в указанные районы.
В отдельных случаях командир части с разрешения старшего начальника может проверить подготовку подразделений путем проведения контрольных занятий по различным предметам обучения.
Назначенный командир части при приеме дел и должности проводит опрос военнослужащих в целях выявления и удовлетворения их заявлений и жалоб. О времени и порядке проведения опроса личному составу объявляется за один – два дня. В день опроса личный состав воинской части выстраивается в назначенном месте (обычно на строевом плацу).
В ненастную погоду опрос может проводиться в помещениях. Форма одежды устанавливается командиром части заранее.
Все военнослужащие опрашиваются по категориям. Офицеры опрашиваются отдельно в соответствии с занимаемой должностью, причем офицеры штаба и управления воинской части опрашиваются отдельно от офицеров подразделений. Опрос солдат проводится побатарейно (поротно).
Все заявления и жалобы, поданные во время опроса, записываются в книгу предложений, заявлений и жалоб. По окончании опроса командир части изучает заявления и жалобы, принимает по ним решения и дает ответы заявителям. Решения и ответы записываются в книгу предложений, заявлений и жалоб.
Порядок рассмотрения жалоб и заявлений изложен в гл. 5 Дисциплинарного устава ВС РФ, ст. 115–120.
Завершение приема дел и должности – это только первый шаг в деятельности командира части. Для успешной работы ему необходимо изучать состояние дел в части и совершенствовать свою личную подготовку. С этой целью разрабатывается план сроком на 2–3 месяца.
К составлению плана привлекаются заместители командира части, офицеры штаба и служб. В ходе выполнения плана командир части должен показать свой стиль работы, основанный прежде всего на уважении своих подчиненных, учете их опыта, деловых и моральных качеств.
При вступлении в должность командир ни в коем случае не должен критиковать сделанное до него и пытаться без предварительного анализа изменять сложившиеся в части порядок. Не следует делать скоропалительных выводов и принимать срочные решения там, где нет «аварийного» состояния.
Нужно учитывать, что подчиненные присматриваются к назначенному командиру, оценивают его знания, опыт, умение работать с людьми, защищать интересы части, заботится о подчиненных и по многие другие качества.
Командиру нужно помнить, что все сделанное до него, сделано коллективом, который ему в дальнейшем возглавлять и с ним работать.
С целью организации деятельности части, поддержания дисциплины и порядка командир отдает письменные и устные приказы, распоряжения, разрабатывает и подписывает большое количество документов.
Все документы должны соответствовать правовым нормам, издаваться только на основе законов Российской Федерации, соответствовать требованиям приказов и директив Министра обороны, других старших начальников. Основанные на законах, юридически грамотные приказы и распоряжения повышают авторитет командира, способствуют укреплению дисциплины и правопорядка.
Командир части должен постоянно совершенствовать стиль руководства, не довольствоваться достигнутыми результатами, изыскивать новые способы и пути решения сложных боевых задач и мобилизационной готовности.
Порядок приема и передачи дел и должности в ВС РФ
Прием, сдача дел и должности для военнослужащих является обязанностью при организации хозяйства и условием при назначении на другую должность, переводе на иное место. Это может показаться простой процедурой, при которой должны быть выполнены определенные формальности. Если не уделить данному вопросу должное внимание, через какое-то время могут возникнуть проблемы.
Во время процесса приема и сдачи дел следует руководствоваться ст.83-87 Устава внутренней службы ВС России, а также Положением «О войсковом хозяйстве ВС СССР». Для этого назначается специальная комиссия, которая принимает участие в проверочных мероприятиях. Разными должностными лицами при ведении войскового хозяйства предусмотрены свои сроки для:
- командира полка отводится до 10-ти дней;
- заместителя командира ВЧ до 20-ти дней;
- командира батальона, роты, кораблей третьего и четвертого ранга до 5-ти дней;
- начальника службы ВЧ до 15-ти дней;
- заведующего клубом ВЧ до 10-ти дней;
- начальника склада, пекарни хлеба и столовой до 10-ти дней;
- заведующего мастерской и писаря до 5-ти дней;
- командира и старшины до 5-ти дней.
Остальным ответственным лицам этот период назначает руководство.