- Опыт как ограничение для подачи заявки и подачи жалобы
- Опыт как критерий оценки заявок в конкурсе
- Опыт как дополнительное требование для участников аукциона
- Опыт как повод не вносить обеспечение исполнения госконтракта
- Правила, по которым устанавливается требование к компетенциям
- Как подтвердить навыки
- Как оценивать участников
- Разъяснения по теме
- Об авторе этой статьи
- Как правильно установить требование к опыту участника
- Определение
- Особые случаи
- Инструкция: устанавливаем требования к опыту участников по 44-ФЗ
- Опыт как критерий оценки в госзакупках: примеры рискованных требований из споров за 2019 – 2021 годы
- Нет КонсультантПлюс?
- Специалист по закупкам 44-ФЗ: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2022 году. Обзор профессии.
- Кто такой специалист по закупкам 44-ФЗ?
- Что делают специалисты по закупкам 44-ФЗ и чем занимаются?
- Востребованность и зарплаты специалиста по закупкам 44-ФЗ
- 15+ лучших курсов для обучения специалиста по закупкам 44-ФЗ: подробный обзор
Подтверждение опыта работы по 44-ФЗ — это условие, которое заказчик прописывает в конкурсах и некоторых аукционах. Если участник ему не соответствует, его отклонят или заставят обеспечивать контракт в полном объеме. А с 2022 года без опыта не получится поучаствовать в определенных закупках и поставщиков лишат права на обжалование.
Опыт как ограничение для подачи заявки и подачи жалобы
С 2022 года в закон о контрактной системе вводится понятие «универсальной предквалификации». Оно будет регулироваться ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ в редакции 360-ФЗ от 02.07.2021.
Его суть в том, что если в конкурентных закупках НМЦК больше или равна 20 млн руб., то для участия в такой закупке участнику придется предоставить подтверждение опыта исполнения в течение 3 лет до даты подачи заявки контракта или договора 223-ФЗ. Стоимость выполненных обязательств по таким контракту, договору будет составлять не менее 20% от НМЦК. Законодатели прописали право предоставить контракты, в которых были начислены пени и штрафы, главное, чтобы они были уплачены потенциальным поставщиком.
Универсальная предквалификация не будет применяться в госзакупках отдельных видов товаров, работ, услуг, для участия в которых правительством установлены доптребования по ч. 2 ст. 31 44-ФЗ.
Дополнительно универсальная предквалификация будет применяться и для подачи жалоб. Участник не сможет пожаловаться на закупку, в которой установлено требование универсальной предквалификации без подтверждения опыта, т. е.
соответствия новым правилам. То есть если участник не смог бы поучаствовать в закупке, то и обжаловать ее он не имеет права. Эти меры приняты для борьбы с профессиональными жалобщиками.
Опыт как критерий оценки заявок в конкурсе
Госзаказчик оценивает наличие опыта работы по 44-ФЗ при проведении конкурса. В этой процедуре есть два основных критерия отбора будущего контрагента:
- лучшая стоимость: соглашение заключается с компанией, которая предложила наименьшую цену исполнения;
- лучшие условия: выигрывает компания, чья квалификация позволяет надеяться на лучшее исполнение условий соглашения.
Критерии оцениваются в связке: организация, предложившая наименьшую цену, но не подтвердившая опыт работы, обладает меньшими шансами, чем та, которая предложила большую цену, но обладает необходимыми компетенциями.
Критерии цены и компетенции при проведении различных закупок будут обладать неравной значимостью. Оценивать соотношение цены и компетенций госзаказчик обязан по правилам, которые установлены постановлением правительства от 28.11.2013 № 1085. Каждому из критериев присваивается определенный процент, сумма процентов обоих критериев составляет 100%.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оценить сопоставимый характер опыта. Используйте эти инструкции бесплатно.
Опыт как дополнительное требование для участников аукциона
На аукционе победителем признается участник, который предложит наименьшую цену выполнения госконтракта. Аукционы проводятся при закупке ТРУ, перечисленных в аукционном перечне по распоряжению правительства № 471-р от 21.03.2016. В контрактном законодательстве не указано, какой опыт нужен, чтобы брать торги свыше 50 миллионов по 44-ФЗ в 2021 году.
Заказчик требования к опыту в рамках аукциона предъявляет, если наименование товаров, работ, услуг перечислены в приложении № 1 к постановлению правительства № 99 от 04.02.2015 о дополнительных требованиях к участникам закупок, а не для всех процедур свыше определенной цены. Поэтому при наличии объекта закупки и превышении показателя начальной цены заказчик предъявит опыт.
С 2022 года планируют утвердить новое постановление правительства, которое будет регулировать дополнительные требования. Постановление 99 утратит силу.
Например, в аукционе на строительство многоквартирного дома в с. Покровка с начальной ценой 106 376 180 рублей заказчик требует подтвердить, что за последние 3 года до даты подачи заявки подрядчик исполнил как минимум один контракт (договор) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Стоимость такого одного исполненного госконтракта (договора) составляет не менее 40% от НМЦК.
А в тендере на 87 599 500 рублей требования подтвердить опыт нет.
Опыт как повод не вносить обеспечение исполнения госконтракта
В ст. 37 44-ФЗ указано, что участник вправе не увеличивать размер обеспечения контракта в 1,5 раза, а предоставить кратный размер обеспечения, если предоставит сведения о добросовестности. В ч.
3 этой статьи указано, что к информации, которая подтверждает добросовестность, относится информация из реестра контрактов и подтверждающая исполнение таким участником в течение 3 лет до даты подачи заявки 3 контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
В ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ указано, что участник освобождается от внесения обеспечения контракта в закупках с ограничениями для СМП и СОНКО, если предоставит сведения из реестра контрактов, которые подтвердят исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта для предоставления обеспечения исполнения контракта.
Вот инструкция, как проверить наличие обеспечения контракта опытом по 44-ФЗ в 2021 году:
- проверить основания;
- проверить соответствие опыта критериям;
- предоставить подтверждение заказчику при заключении контракта;
- подтвердить у заказчика получение сведений.
Правила, по которым устанавливается требование к компетенциям
Указывая требования к опыту участия в госзакупках, заказчики обязаны учитывать правила, по которым учитываются компетенции претендентов на госконтракт:
- опыт в конкретном регионе: по закону это запрещено. Нельзя требовать от участника иметь опыт на территории определенного региона. Это ограничивает конкуренцию и нарушает контрактное законодательство. Например, госзаказчик, который располагается на территории Москвы, объявляет конкурс на заключение соглашения, исполнение которого состоится тоже в Москве. Для подтверждения компетенции потенциальный контрагент предоставляет договоры, которые он исполнил в другом регионе, не только в Москве. Заказчик не отвергает такие договоры;
- требование соответствовать предмету закупки: госзаказчик требует подтверждения тех навыков, которые необходимы для исполнения будущего соглашения, и не более того. Например, если госзаказчик выбирает компанию, которая осуществит строительство нового объекта, нет оснований требовать навыков работы с памятниками культурного наследия;
- успешность: потенциальный контрагент не просто имеет компетенции для исполнения аналогичных соглашений. Требования к опыту работы по 44-ФЗ предполагают, что исполнение предыдущих контрактов прошло без нарушений по вине участника и без случаев предъявления к нему претензий в связи с исполнением.
Как подтвердить навыки
Вот инструкция, как подтверждают опыт работы по 44-ФЗ:
- Готовят документы.
- Сканируют их.
- Отправляют заказчику.
В постановлении правительства 1085 от 28.11.2013 и постановлении правительства № 99 от 04.02.2015 указано, что документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, — это носители информации об опыте и достижениях поставщика (подрядчика, исполнителя). Чаще всего заказчики требуют предоставить такие документы:
- копии ранее заключенных и исполненных соглашений;
- акты выполненных работ, которые демонстрируют объем выполненных работ;
- экспертное заключение о подтверждении квалификации участников закупок, которое выдается по результатам исполнения договоров;
- акты о вводе объекта в эксплуатацию.
Заказчик самостоятельно решает и обязательно прописывает в тендерной документации, какие документы для подтверждения опыта работы по 44-ФЗ придется предоставить поставщику. Документы предоставляются участником вместе с заявкой. Годится не любая практика, вот какие контракты для опыта по 44-ФЗ устроят госзаказчика — заключенные по аналогичному предмету.
Аналогичными считаются ТРУ, которые попадают в одну группу ОКПД2. Например, если раньше поставляли кровати, то этим контрактом подтвердите компетенции для поставки тумбочек, но не продуктов питания. Договор, чей предмет не соответствует проводимой закупке, не рассматривается и в учет не принимается.
Подрядчик вправе предоставить как безупречно исполненные контракты, так и соглашения, по которым были нарекания или даже взыскания пени или штрафов. При оценке они будут иметь меньший вес, но тоже будут учтены.
Если подтверждаете компетентность в рамках аукциона как доптребование к участникам, то эти документы загружайте заранее на электронную площадку, где проходят торги. Для этого нужна регистрация в ЕИС.
Если компетенции оценивают как критерий, то письменное подтверждение на участие в конкурсе прикладывайте в составе заявки.
Как оценивать участников
Заказчик оценивает опыт выполнения аналогичных работ 44-ФЗ по правилам, которые он устанавливает в конкурсной документации. Есть три способа оценки.
Способ 1 — оценка компании зависит от количества предоставленных договоров. Более успешным станет тот участник, который предоставит наибольшее количество контрактов без нарушений при исполнении и наименьшее количество с нарушениями. Максимальное или минимальное количество контрактов не предусмотрено.
Чтобы оценить результат претендента, заказчик в документации предусматривает формулы, которые применит для исчисления.
Способ 2 — установить минимально допустимое количество контрактов. Например, заказчик в документации устанавливает, что для подтверждения компетенции участник предоставляет три исполненных без нареканий соглашения. Высшая оценка по этому критерию дается тому, кто выполнит это требование.
Если подрядчик приложит не три, а пять контрактов, дополнительные контракты не дадут ему никакого бонуса при оценке.
Способ 3 — установить шкалу оценки: балл, который получает компания, зависит от количества предоставленных документов. Например:
- 0-2 исполненных контракта — 20 баллов;
- 3-5 — 50 баллов;
- 6-8 — 80 баллов;
- 9-10 — 100 баллов.
При таком порядке оценки претендент на будущее соглашение рассчитывает, какое количество старых соглашений ему необходимо предоставить для победы, с учетом его ценового предложения.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | |
---|---|---|
Как документально подтвердить, что участник закупки строительных работ соответствует дополнительным требованиям | Письмо Минфина № 24-02-07/58642 от 10.09.2017 | Скачать |
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Как правильно установить требование к опыту участника
В некоторых конкурсах победитель определяется не только по цене, но и по квалификации, то есть наличию опыта, который потребуется исполнителю закупки. При этом заказчик обязан создать равные условия для всех участников.
Определение
Требования к опыту работы по 44-ФЗ — это нестоимостный критерий оценки участников. Он заключается в определении тех исполнителей, которые имеют нужный опыт и уже проводили работы или оказывали услуги, аналогичные предмету закупки.
Заказчик указывает, что главным фактором при оценке является не только наименьшая цена, но и компетенция участников. Обладание определенной квалификацией и знаниями в необходимой заказчику сфере позволят поставщику принимать правильные решения при исполнении договора.
Таким образом, предложив наименьшую цену, но не обладая необходимым опытом, поставщик уступит по нестоимостному критерию и поэтому не станет победителем. И наоборот, указав в заявке цену, которая превышает предложения других участников, но будучи более опытным в нужной сфере, поставщик может выиграть заказ.
Особые случаи
Отдельного внимания требуют закупки строительных работ и услуг по организации отдыха детей. В первом случае заказчик обязан установить показатель «опыт» со значимостью не менее 50 %. Во втором случае — более обширный подход, предусматривающий установление значимости всего нестоимостного блока в размере не менее 50 %.
Инструкция: устанавливаем требования к опыту участников по 44-ФЗ
Требование о наличии опыта по 44 ФЗ — это условие, которое предъявляет заказчик к потенциальному контрагенту по госконтракту при проведении конкурентной процедуры закупки. Наличие навыков является одним из определяющих критериев выбора победителя в конкурсах и дополнительным требованием в некоторых аукционах.
Опыт как критерий оценки в госзакупках: примеры рискованных требований из споров за 2019 – 2021 годы
Закон N 44-ФЗ не дает однозначного ответа на вопрос, какие требования к опыту можно установить для оценки заявок. Допустимы ли условия о том, что учитываются только госконтракты, работы, выполненные за определенный период или на конкретной территории? Об этих и других ситуациях читайте в обзоре.
Оценка опыта исключительно по госконтрактам
АС Дальневосточного округа решил , что заказчик имеет право принимать во внимание только опыт работы по госконтрактам. Это позволяет выбрать наиболее подходящего исполнителя. Требование не препятствует участию в конкурсе и никому не создает преимуществ.
Участники без опыта могут конкурировать с другими за счет цены. ВС РФ не стал пересматривать дело.
К аналогичному выводу приходили Пермское и Приморское УФАС.
Однако встречается и противоположный подход. АС Северо-Западного округа и 8-й ААС признавали, что такое условие незаконно, поскольку ставит участников в неравное положение. Суд отклонил довод о том, что заказчик не может проверить, выполнен ли договор по Закону N 223-ФЗ без нарушений.
Учет только контрактов, выполненных без нарушений
ФАС указала : само по себе применение штрафа за нарушение контракта не говорит о том, что у участника нет опыта его исполнения. Требование дает необоснованное преимущество отдельным участникам.
9-ый ААС решил иначе. Данное условие не препятствует участию в конкурсе. Оно направлено на выявление лучшего исполнителя.
Ограничение опыта работы определенной территорией
Заказчик сильно рискует, если учитывает исключительно опыт исполнения контрактов на определенных территориях. Это условие незаконно, поскольку ограничивает конкуренцию. К такому выводу приходили антимонопольные органы, когда в зачет шел только опыт работы:
- в отдельных административных районах города – УФАС Санкт-Петербурга ;
- на территории субъекта – Оренбургское УФАС ;
- в федеральном округе – Коми УФАС .
В последнем случае контролеры привели примеры более ранней судебной практики с аналогичным подходом.
Учет опыта за определенный период
ФАС считает, что календарные рамки для опыта недопустимы. Такой подход применяли, когда заказчики ограничивали как период заключения контракта , так и период исполнения .
Ограничение стоимости исполненных контрактов
Не стоит устанавливать условие о том, что при оценке в зачет идут только контракты и договоры с ценой не ниже определенного значения. Антимонопольные органы усмотрели ограничение конкуренции, когда заказчики отсекали работы с ценой, не превышавшей:
- 30% от НМЦК – ФАС ;
- 50% от НМЦК – Саратовское УФАС .
Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Специалист по закупкам 44-ФЗ: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2022 году. Обзор профессии.
Обучение
Кто такой специалист по закупкам 44-ФЗ?
Специалист по закупкам 44-ФЗ — это сотрудник, в обязанности которого входит планирование, подготовка и участие в торгах.
Что делают специалисты по закупкам 44-ФЗ и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
- представлять компанию на тендерных площадках, осуществлять мониторинг объявленных и планируемых закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗпо направлениям: аудит, консалтинг (аутсорсинг по бухгалтерскому и налоговому учету), юриспруденция;
- оформлять пакет документов для участия в закупках;
- участвовать в закупочных процедурах (конкурсы, котировки, электронные аукционы), заключать договоры по их результатам.
Востребованность и зарплаты специалиста по закупкам 44-ФЗ
На сайте поиска работы в данный момент открыта 3 581 вакансия, с каждым месяцем спрос на специалистов по закупкам 44-ФЗ растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой специалиста по закупкам 44-ФЗ по всей России:
- от 45 000 руб. 1 964
- от 80 000 руб. 896
- от 115 000 руб. 413
- от 150 000 руб. 266
- от 185 000 руб. 149
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
- от 80 000 руб. 507
- от 135 000 руб. 165
- от 185 000 руб. 87
- от 240 000 руб. 48
- от 295 000 руб. 36
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
- от 55 000 руб. 214
- от 75 000 руб. 121
- от 100 000 руб. 69
- от 120 000 руб. 40
- от 145 000 руб. 23