- Что такое административное задержание: особенности и отличия от доставления
- Порядок задержания
- Кто имеет право задерживать?
- Составление протокола
- Кого не имеют право задерживать?
- Права задержанного лица
- Основания и порядок административного задержания на срок до 48 часов
- Кто имеет право задерживать гражданина?
- За что могут задержать? Правовые основания
- Отличие от доставления и ареста
- На какой срок могут задержать человека?
- С какого момента считается задержание?
- Камеры, где содержатся задержанные правонарушители
Административное задержание лица – это ограничение его свободы на срок до 3-48 часов для обеспечения рассмотрения дела или исполнения принятого по нему решения. Задержание относится к мерам обеспечения, применяемым в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Порядок административного задержания регулируется статьями 27.3-27.6 КоАП РФ.
Что такое административное задержание: особенности и отличия от доставления
Важно понимать, что такое административное задержание. КоАП РФ определяет эту меру как исключительную, то есть применяемую только тогда, когда в ней действительно есть необходимость (ч. 1 ст.
27.3). Однако на практике зачастую задерживают не потому, что это нужно сделать, а потому, что можно задержать. И это повод для обжалования, а незаконность действий – основание для возмещения вреда (ч.
2 ст. 27.1).
Правомерное задержание должно отвечать следующим условиям:
- Задержанный совершил административное правонарушение (есть основания так считать).
- Задержание необходимо – без такой меры дело не будет рассмотрено правильно и своевременно, или возникнут проблемы с исполнением решения (наказания).
- Задержание осуществлено должностным лицом, которое указано в п.п. 1-11 ч. 1 ст. 27.3 КоАП, и такое лицо вправе было задержать правонарушителя, учитывая характер нарушения.
- В процессе задержания и в ходе содержания задержанного под стражей были соблюдены его права и интересы, а также порядок и условия, предусмотренные КоАП и другими нормативно-правовыми актами.
Задержание нередко путают с доставлением. Это тоже мера обеспечения. Путаница возникает из-за того, что доставление часто предшествует задержанию, и для задержанного и то, и другое как бы объединяется в одну процедуру.
Кроме того, доставление в принципе невозможно без ограничения свободы передвижения. Однако, это все-таки две разные меры, и нужно понимать, чем они отличаются.
Доставление – принудительное препровождение нарушителя для составления административного протокола. Таким образом, цели доставления и задержания совершенно разные. Доставление не может применяться, если есть возможность составить протокол на месте или нарушение не требует составления протокола.
Доставление закачивается, когда лицо прибыло в место составления протокола. Далее возможны составление протокола и освобождение либо применение административного задержания. При этом срок задержания начнет отсчитываться с момента доставления задержанного.
Порядок задержания
Порядок административного задержания – статьи 27.3-27.5 КоАП РФ.
Задержание вправе осуществить:
- Сотрудники полиции:
- по делам, которые рассматриваются полицией;
- по делам, по которым сотрудники полиции вправе составить протокол;
- в случае выявления любого административного правонарушения, но при условии, что поступило соответствующее обращение должностного лица, которое вправе составить протокол.
- Должностные лица (сотрудники) Росгвардии, ВАИ, пограничных органов, таможенных органов, ФСИН, ФССП, военной полиции – при выявлении административных правонарушений в пределах своей компетенции (п.п. 2-11 ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ).
По факту задержания:
- составляется протокол (ст. 27.4 КоАП);
- уведомляются родственники задержанного, адвокат, руководство по месту учебы или работы – только при наличии соответствующей просьбы задержанного (ч. 3 ст. 27.3 КоАП);
- уведомляются законные представители несовершеннолетнего задержанного;
- уведомляется военная полиция или командование части, если задержан военнослужащий или лицо, находящееся на военных сборах;
- уведомляется учреждение (ведомство, орган), где проходит службу задержанный сотрудник СК, полиции, Росгвардии, ФСИН, ГПС и ФТС.
При необходимости проводится личный досмотр задержанного в порядке ст. 27.7 КоАП.
После оформления документов задержанный помещается в камеру для административно задержанных. Условия и порядок содержания установлены Постановлением Правительства 15.10.2003 № 627 в редакции 2013 года.
Срок задержания – не более 3 часов. Но в исключительных случаях может составлять до 48 часов (части 2 и 3 ст. 27.5 КоАП):
- нарушение госграницы;
- нарушение таможенных правил;
- если нужно время для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;
- если санкция за правонарушение предусматривает выдворение или административный арест.
Сроки исчисляются (ч. 4 ст. 27.5 КоАП):
- с момента доставления;
- с момента вытрезвления.
К моменту окончания срока задержания, если это возможно, должен быть решен вопрос составления административного протокола и применения административного наказания. Если решение по делу не принято (разбирательство не состоялось), задержанный подлежит освобождению. Вынесение решения о наказании в любом случае означает прекращение административного задержания: нарушитель либо освобождается, либо к нему применяется административный арест.
Если задержание обжаловано и признано незаконным до разбирательства по делу, то задержанный подлежит незамедлительному освобождению. Это не исключает привлечения к административной ответственности.
На практике возможны различные ситуации применения задержания.
Типичная ситуация:
- Выявляется правонарушение.
- Лицо доставляется в отдел полиции.
- Составляется протокол задержания или протоколы о правонарушении и задержании.
- Составляется административный протокол, если не был составлен ранее (например, на момент доставления/задержания не была известна личность нарушителя).
- Принимается решение по административному делу.
Но доставление может отсутствовать. Например, задержать могут прямо на месте правонарушения. Или правонарушитель может скрыться с места, а затем быть задержан, или сам сдаться и после этого оказаться задержанным.
Таким образом, на практике бывает много нюансов. Главное, на что нужно обращать внимание – законность задержания, соблюдение сроков и порядка.
В большинстве случаев задержание не применяют, если санкция статьи не предусматривает арест. Но возможны ситуации, когда у человека нет при себе документов, никто не может подтвердить его личность или он пьяный. Еще одни распространенные поводы для задержания – нужно пресечь правонарушение, агрессию или неповиновение со стороны нарушителя.
Кто имеет право задерживать?
Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.
Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.
Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.
Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.
Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».
Составление протокола
В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.
Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.
Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:
- место составления документа и точная дата;
- ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
- имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
- обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
- время проведения задержания с точностью до минут;
- отметка об уведомлении родственников о задержании;
- пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
- сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
- замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
- подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).
При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.
Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере. Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина. В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.
Если Вас задержали старайтесь сохранять спокойствие.
Кого не имеют право задерживать?
Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.
Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент.
К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.
Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.
Права задержанного лица
Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.
Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.
Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру.
Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.
Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.
Основания и порядок административного задержания на срок до 48 часов
«Обеспечительная процессуальная мера», «Временное ограничение конституционных прав» — так или похожим образом формулируется понятие административного задержания. Все это верно. Однако далеко не все граждане понимают смысл этой юридической терминологии.
Значит, стоит разобраться с этим явлением: что оно означает в соответствии с КоАП РФ, при каких условиях применяется, на сколько может быть произведено административное задержание человека – объясним эти и другие моменты в данной статье.
Кто имеет право задерживать гражданина?
Перечень этих лиц точно указан в той же ч.1 ст.27.3 КоАП. Понимая, что должностные лица, не указанные в списке, не имеют прав на административное задержание, это может считаться еще одним из условий данного действия.
Подвергнуть задержанию по КоАП имеет право:
- полиция (в некоторых случаях задерживать может и инспектор ДПС);
- таможенные органы;
- пограничники;
- старшие в местах лишения свободы;
- сотрудники ВАИ и/или военной полиции ВС РФ.
Наличие в перечне не означает, что каждый из указанных может действовать по всему фронту возможных правонарушений. Каждый обладает возможностями производить административное задержание исключительно в рамках собственных полномочий.
К примеру, уполномоченные на то военнослужащие – во время несения службы (охраны объекта), пограничники – при незаконном пересечении границы, полицейские – при выявлении (подозрении) правонарушений административного толка в «гражданских» условиях.
Кроме этого, указаны другие случаи, когда задержание может быть использовано. Может быть задержан нарушитель:
- При проведении контртеррористической операции.
- За административные нарушения в зале суда.
- При нарушении государственной границы или законности пребывания на территории РФ.
Это можно назвать дополнительными условиями, которые не отрицают, а дополняют остальные случаи нарушения КоАП РФ.
За что могут задержать? Правовые основания
Еще раз, мера может быть использовано только как исключительная и направлено это может быть на адекватное расследование дела или на исполнение уже готового постановления.
Наиболее распространенные случаи:
- Пресечение правонарушения или худших последствий.
- Установление личности в рамках административного производства.
- Составление протокола, но только в случаях невозможности оформления документа на месте.
- Нарушения таможенных и пограничных правил.
- Нарушение режима пребывания в РФ иностранцами.
Существует ошибочное мнение, что административное задержание не может быть применено по статьям КоАП РФ, предполагающих в качестве максимального наказания штраф (или предупреждение). Как видно, в КоАП подобных ограничений нет.
Отличие от доставления и ареста
Прежде чем рассматривать далее аспекты административного задержания, необходимо четко понять его отличие от таких понятий, как «доставление» и «арест».
На какой срок могут задержать человека?
Время, на которое может быть применено административное задержание, четко установлено законодательно. Срок задержания не может превышать трех часов (ч.1 ст.27.5 КоАП), но обозначены и исключения, при которых период может быть увеличен до 48 часов (ч.2 и 3 той же статьи):
- нарушение границы;
- правонарушения, связанные с режимом пребывания в России иностранцев (в т.ч. во внутренних водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне и пр.).;
- при нарушении таможенных правил;
- для установления личности;
- если этого требует выяснение обстоятельств произошедшего;
- если инкриминируемая статья подразумевает выдворение из РФ или административный арест в качестве наказания.
Завершающий пункт снова возвращает к теме задержания и ареста, подразумеваемого в виде наказания. Как видно, такие статьи могут являться основанием для увеличения срока задержания до 48 часов. Но, повторимся, сама процедура может быть применена и по другим статьям КоАП.
«Выяснение обстоятельств» — так же довольно важный аргумент, при котором сотрудники правоохранительных органов могут держать в отделении полиции. Уже по тому, что может быть использован практически в любом случае, и без профессионального юриста доказать незаконность такого шага удастся навряд ли.
С какого момента считается задержание?
Отсчет периода задержания начинается с момента доставления. Это установлено в ч.4 ст.27.5 КоАП, которая также указывает на исключения. Срок задержания лиц, находящихся в состоянии опьянения (в т.ч. и водителей), начинается с момента отрезвления.
Это еще один неоднозначный момент законодательства, т.к. не указаны ни сроки, ни условия определения вытрезвления. Определен только максимальный период – 48 часов.
Соответственно, возможный срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, и привлекаемого по правонарушениям, указанным в ч.2 и 3 ст.27.5 КоАП может составить 48 (вытрезвление) + 48 (задержание) = 96 часов.
При этом указаны максимальные сроки, а фактически они могут быть и значительно меньше: на несколько часов или на сутки.
Камеры, где содержатся задержанные правонарушители
Описаниям мест, где отбывают срок задержания, посвящена целая статья – 27.6 КоАП. Однако ее формулировки достаточно расплывчаты, а многие параметры отданы на рассмотрения других нормативных актов. Из общих формулировок, такие помещения должны:
- Быть специально предназначены для данных целей.
- Исключать вероятность самовольного их оставления задержанным.
- Соответствовать санитарным требованиям.
- Подразумевать соблюдение норм питания.
- Иметь возможность оказания медицинской помощи.
Более детальные описания, где должны содержаться задержанные, можно выяснит из профильных документов. В первую очередь из «Положения о комнатах для задержанных в административном порядке», утвержденном приказом МВД №170, в котором детально описана камера для задержанных лиц.