Нужно ли виновнику дтп уведомлять страховую 2022

Если произошла авария, водители обязаны выполнить требования, предусмотренные ПДД, утвержденными Постановлением Правительства № 1090 от 23 октября 1993 года. Кроме этого, нужно выполнить все требования, которые предъявляются ст. 11 и ст.

11.1. ФЗ № 40 от 25 апреля 2002 года (далее – Закон или ФЗ) и Правилами обязательного страхования, утвержденными Положением Центробанка № 431-П от 19 сентября 2014 года (далее – Правила).

Нужно ли оповещать страховую виновника

В ч. 1 стат. 11 Закона предусмотрена главная обязанность водителя (или страхователя, если он сидел за рулем) при возникновении аварийной ситуации уведомить других участников аварии о:

  • реквизитах полиса ОСАГО;
  • наименовании страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, адресе нахождения офиса или представительства.

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

Еще одна обязанность указана в ч. 2 стат. 11 ФЗ. В этой части сказано о том, что уведомление страховой компании о ДТП виновником аварии должно производиться в обязательном порядке.

При осуществлении уведомления виновник должен учитывать, что оповестить страховщика нужно:

  • в определенный срок, который установлен договором ОСАГО;
  • и определенным договором обязательного страхования способом (-ми).

В п. 3.3. Правил содержится аналогичное нормативное положение о том, должен ли виновник ДТП сообщать о случившемся в свою страховую компанию или нет.

Интересно! Нужно уведомлять именно своего страховщика (то есть то, обладает ли потерпевший правомочием на ПВУ или нет, не играет роли – страховую пострадавшего непосредственно виновному оповещать не нужно).

Способы оповещения страховой

В Правилах не сказано, какими именно способами можно уведомить. А в ч. 2 ст.

11 Закона определено, что способы уведомления регламентируются договором обязательного страхования, который заключается согласно ст. 15 Закона в бумажном виде в офисе страховщика или в электронном формате через сайт страховой компании. Как видим, способ уведомления нужно смотреть в договоре или уточнять у страховщика непосредственно перед подачей заявления и документов на оформление полиса.

В деловой практике сложилось, что оповещать о ДТП можно следующими методами:

  • при личном визите в офис (представительство) страховщика;
  • путем почтовой отправки заказного письма;
  • через сайт страховой компании (если соответствующая техническая возможность предоставляется);
  • по номеру телефона «горячей линии» страховщика или иным способом связи (Skype, WhatsApp и др.).

Важно! Не следует путать обязанность извещать страховщика «просто о том, что произошла авария», и обязанность по предоставлению бланков извещений о ДТП, которая предусмотрена п. 3.8. Правил – это совершенно две разные обязанности.

Что делать после оформления аварии

Порядок действий для потерпевшего и виновного после аварии различается.

Дело в том, что потерпевшему мало того, что нужно тоже, как и виноватому, известить страховщика (п. 3.9. Правил), но также и:

  • решить, как оформлять происшествие – по европротоколу (если возможность есть) или с участием должностных работников ГИБДД;
  • обратиться в суд (если причинен вред, превышающий размер страхового возмещения, указанного в ст. 7 ФЗ) (аб. 2 п. 3.7. Правил);
  • далее нужно ехать в страховую (свою или виновника – в зависимости от того, есть ли правомочие на ПВУ) и подать заявление и документы для получения компенсации (или организации ремонта) (п. 3.10 Правил);
  • затем предоставить поврежденное ТС к осмотру (п. 3.11. Правил) и так далее.
Также смотрите  Госзакупки как начать работать новичку

А вот действий виновника аварии намного меньше. Помимо того, что ему просто как можно быстрее (но не позднее срока, который установлен договором сторон) нужно уведомить своего страховщика (застраховавшего его ответственность), требуется только лишь предоставить бланк извещения о ДТП (но не во всех случаях).

Оформление ДТП по новым правилам – видео:

Европротокол или прямое возмещение

Оформление аварии по европротоколу или наличие у потерпевшего права на прямую компенсацию убытков никак не влияет на обязанность, предусмотренную в п. 3.3. Правил.

То есть неважно – оформляется ли ДТП с участием ГИБДД или без участия, имеет ли потерпевший право на ПВУ или нет – все равно нужно уведомлять каждому водителю своего страховщика. А вот в отношении передачи страховщикам бланков извещений о ДТП есть нюансы.

Передача бланка извещения виновником при европротоколе

По европротоколу происшествие, случившееся на дороге, можно оформить только при одновременном соблюдении всех 3-х условий, указанных в ч. 1 ст. 11.1. Закона, то есть:

  • нет раненых или погибших;
  • столкнулись только 2 ТС;
  • у обоих водителей гражданская ответственность застрахована по полису ОСАГО;
  • между автоводителями нет разногласий, кто прав, а кто виновен, относительно характера повреждений и др.

А вы знали? Если есть возможность, согласно Закону, оформить европротокол, то всегда у потерпевшего будет правомочие на прямое возмещение урона – так как все условия, указанные в ч. 1 стат. 14.1. Закона, включены в условия, представленные в ч. 1 ст. 11.1. А вот наличие права на ПВУ не всегда означает возможность оформить ДТП по европротоколу.

В ч. 2 стат. 11.1.

ФЗ прямо сказано, что при оформлении аварии без приезда ГИБДД водители заполняют бланк извещения в 2-х экземплярах. Это значит, что просто они вместе заполняют пустой бланк, который у виновного, а потом все, что написали, переносят в пустой бланк, который был в машине у потерпевшего. В итоге, должно получиться два абсолютно идентичных экземпляра.

В этой же части четко указано – каждый автоводитель обязан направить свой экземпляр извещения в страховую фирму, застраховавшую их гражданскую ответственность, в течение 5 суток. То есть:

  • виновник отсылает бланк туда, где он покупал полис;
  • а потерпевший отсылает в свою СК (так как у него ПВУ в любом случае), прикладывая к бланку все остальные документы, необходимые для получения компенсации (или организации восстановительного ремонта).

Страховка ОСАГО: прямое возмещение убытков и европротокол – видео:

Передача извещения о происшествии виновником при оформлении с участием работников полиции

П. 3.5. Правил регламентирует, каким образом заполняются бланки извещений, если ДТП оформляется при присутствии ГИБДД.

Также смотрите  Проведение доследственной проверки по заявлению производится

В этом пункте четко сказано, что:

  • если между водителями нет разногласий относительно случившегося, то заполняется только ОДИН бланк совместно и нарушителем, и потерпевшим;
  • если же разногласия имеются, или в происшествии поучаствовало больше 2-х машин, или другой водитель не может совместно заполнить общий бланк (вне зависимости от причины, например, просто отказался), тогда допускается оформление каждым водителем своего бланка извещения.

Все понятно – если разногласий нет, то этот 1 бланк забирает себе потерпевший и предоставляет в свою страховую (если есть право на ПВУ) или в страховую нарушителя ПДД (если нет права на ПВУ) вместе с другой документацией на ремонт или денежную компенсацию.

Важно! В Правилах и Законе вообще ничего не сказано, что делать водителю, который виноват в аварии, со своим экземпляром извещения, если есть разногласия, второй водитель отказался заполнять совместный бланк и др. Видимо, предоставлять этот бланк никуда не нужно (по крайней мере, в законодательных актах ничего про это не сказано).

Что будет, если не сообщить о происшествии или не отослать бланк извещения?

В основном, ответственность поджидает тех виновников аварий, которые не отослали в установленный 5-дневный срок бланк извещения своему страховщику в случае, если оформление аварии совершалось без привлечения ГИБДД. Так, при неисполнении вышеуказанной обязанности, указанной в п. 3.8.

Правил, виновника ДТП ждет регрессное требование от страховой компании (п. «ж» ч. 1 ст.

14 ФЗ).

Кроме этого, виновника поджидает увеличение размера страховой премии при оформлении ОСАГО на следующий год согласно аб. 4 ч. 3 ст. 9 ФЗ. То есть плюсом к регрессу при следующем оформлении полиса будет применен коэффициент КН = 1,5 (п. 9 Приложения 2 к Указанию Центробанка № 3384-У от 19 сентября 2014 года).

Что будет виновнику за неисполнение обязанности «просто сообщить о ДТП» (п. 3.3. Правил), нашей редакции найти не удалось. Представляется, что ничего не будет, но лучше все же не нарушать законодательство и действовать согласно Правилам и Закону.

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

Итак, первым делом после аварии виновному нужно обращаться в свою страховую по телефону, через сайт или лично и просто сказать об аварии. Далее все зависит от того, как оформлялось ДТП. Если по европротоколу, то в течение 5 дней нужно отослать страховщику бланк извещения.

Если с участием ГИБДД, то отсылать бланк не нужно (так как он один и отдается потерпевшему).

Авария: что нужно делать виновнику столкновения?

Если ваши действия привели к дорожно-транспортному происшествию, главное не нервничать, взять себя в руки, и выполнить требования, предусмотренные ПДД. О них мы рассказывали неоднократно, поэтому повторяться не будем. Тем, кто не уверен, что помнит порядок действий, рекомендуем воспользоваться консультацией автоюриста.

Профильный адвокат в телефонном режиме подскажет, что нужно делать, а чего нельзя.

Сообщить СК о происшествии нужно обязательно и как можно быстрее. Сделать это можно в телефонном режиме (контактный номер всегда указывается на договоре). Звонок должен быть зарегистрирован.

Можно сразу уточнить у сотрудника страховой компании порядок последующих действий и перечень документов, которые нужно передать страховщику. Лично посещать офис страховщика не обязательно. Достаточно уведомить его о случившемся по телефону.

Далее мы расскажем о том, каким образом подаются документы в СК, если в этом возникает необходимость.

Нас часто спрашивают о том, обязан ли собственник машины предъявлять свое транспортное средство на осмотр. Если страховая компания это потребует, то да. Поэтому категорически нельзя ремонтировать или утилизировать автомобиль в течение 15 календарных дней после аварии.

Невыполнение этого требования может привести к тому, что страховая компания откажет в возмещении ущерба пострадавшему, а тот, в свою очередь, будет добиваться компенсации убытков в судебном порядке от виновника.

Также смотрите  Как правильно разговаривать с коллекторами при встрече

Далее участники ДТП должны определиться с способом оформления аварии.

Способы оформления дорожно-транспортного происшествия

Действующее законодательство РФ позволяет оформить дорожно-транспортное происшествие двумя способами. Сделать это можно:

  • самостоятельно при помощи Европротокола;
  • вызвав на место ДТП сотрудников ГИБДД.

Воспользоваться первым способом можно только в том случае, если авария соответствует определенным критериям. Вот условия, позволяющие оформить столкновение при помощи Извещения о ДТП:

  • наличие у участников аварии действительных полисов ОСАГО;
  • отсутствие между сторонами разногласий;
  • количество столкнувшихся авто – 2;
  • пострадавших и раненых в результате столкновения нет.

Первая страница бланка извещения заполняется обоими водителями. Каждый вписывает данные в свою колонку. После этого документ разделяется, и участники столкновения самостоятельно заполняют оборотную сторону.

Детальная информация о том, как заполняется Европротокол и какие существуют требования к оформлению представлена в статье «Правила заполнения Извещения о ДТП по ОСАГО».

Заполненный бланк вместе с дополняющими его документами нужно передать страховщику в течение 5 рабочих дней после столкновения.

Исключение из правил: когда виновнику аварии посещать СК все-таки придется

Обращаю внимание водителей на то, что существуют ситуации, когда виновной стороне посещать страховую компанию все-таки придется (конечно, если Вы не доверите эту важную миссию автоюристу). Речь идет о случаях, когда вина участника сомнительна, и он также может претендовать на выплату. Такое случается, если:

  1. Столкновение произошло между тремя и более машинами. Их водители одновременно нарушили Правила дорожного движения. В таком случае они признаются потерпевшими и виновниками, получая право подать в СК заявление о наступлении страхового случая.
  2. Результате ДТП столкнулись две машины. Вина их водителей была признана обоюдной. Право на страховое возмещение получают оба участника происшествия.
  3. В действиях участника дорожно-транспортного происшествия, которого признали виновным, не было умысла. Доказать его отсутствие достаточно сложно и сделать это можно только в судебном порядке. Если Вы планируете инициировать судебное разбирательство, настоятельно рекомендую воспользоваться поддержкой профильного адвоката. Опытный специалист сумеет собрать доказательную базу и защитить интересы клиента в суде.

Во всех остальных случаях участник дорожного движения, чьи действия привели к столкновению, не может рассчитывать на страховую выплату и не должен ехать в страховую компанию.

Adblock
detector