Меры уголовно процессуального принуждения упк

Задержание подозреваемого

Задержание подозреваемого является краткосрочной мерой процессуального принуждения, применяемой органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

При этом под моментом фактического задержания следует понимать момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.

Рис. 1. Меры уголовно-процессуального принуждения

В случае обнаружения разыскиваемого обвиняемого он также может быть задержан (ст. 210 УПК).

Задержание может применяться к лицу по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

  • 1) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • 2) потерпевшие или очевидцы указали на лицо как на совершившее преступление;
  • 3) на лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

Если имеются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления (например, наличие сведений оперативно-розыскного характера), оно может быть задержано в тех случаях, когда: 1) пыталось скрыться, 2) либо не имеет постоянного места жительства, 3) либо не установлена его личность, 4) либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Па практике нередко практикуется фактическое задержание лица до возбуждения уголовного дела. Однако оно не основано на уголовно-процессуальном законе.

После того как подозреваемый будет доставлен в орган дознания или к следователю, в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым, затем подозреваемый должен быть допрошен. В соответствии с принципом обеспечения подозреваемому и обвиняемому права па защиту до начата допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

О произведенном задержании не позднее 12 часов с момента задержания должны быть уведомлены прокурор, близкие родственники или другие родственники подозреваемого (в том числе и самим подозреваемым), командование воинской части (если подозреваемый является военнослужащим), начальник органа внутренних дел (если подозреваемый является сотрудником органа внутренних дел), секретарь Общественной палаты РФ и общественная наблюдательная комиссия (в случае задержания подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии), посольство или консульство иностранного государства (если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства) (ст. 96 УПК).

Уголовно-процессуальный закон разрешает с согласия прокурора не производить уведомление о задержании в тех случаях, когда факт задержания необходимо сохранить в тайне в интересах предварительного расследования (это правило не распространяется на случаи задержания несовершеннолетних).

Порядок и условия содержания задержанных подозреваемых определяются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В том случае, если необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий, допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

Статья 94 УПК предусматривает следующие основания освобождения подозреваемого по постановлению дознавателя или следователя:

О мерах процессуального принуждения в уголовном процессе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

законодательство / нормативный правовой акт / Конституция РФ / федераль­ ный закон РФ / Уголовно-процессуальный кодекс РФ / меры процессуального принуждения / уголовный процесс. / legislation / regulatory legal act / the Constitution of the Russian Federation / federal law of the Russian Federation / the Code of criminal procedure of the Russian Federation / measures of procedural coer­ cion / criminal proceeding.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леон Анатольевич Татаров

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российс­ кой Федерации о мерах процессуального принуждения обосновано несколько суждений: меры процессу­ ального принуждения необходимо рассматривать в качестве подотрасли уголовно-процессуального права; меры процессуального принуждения в уголовном процессе закреплены в Уголовно-процессуаль­ ном кодексе РФ как нормативном правовом акте , специально предназначенном для регулирования уголовно-процессуальных общественных отношений; все иные федеральные законы РФ и подзаконные нормативные правовые акты не должны противоречить Уголовно-процессуальному кодексу РФ в ча­ сти регулирования мер процессуального принуждения .

Также смотрите  Что нужно чтобы стать судьей

About measures of procedural coercion in criminal proceedings Russian Federation

On the basis of the analysis of legal literature and legislation of the Russian Federation on measures of procedural coercion, the article substantiates several judgments: measures of procedural coercion should be considered as a sub-branch of criminal procedural law; measures of procedural coercion in the criminal process are fixed in the Criminal procedural code of the Russian Federation as a normative legal act specifically intended for the regulation of criminal procedural public relations; all other Federal laws of the Russian Federation and subordinate normative legal acts should not contradict the Criminal procedural code of the Russian Federation in terms of regulating measures of procedural coercion.

Классификация мер процессуального принуждения в уголовном процессе

Меры уголовно-процессуального принуждения выступают средством контроля и ограничения лиц, подозреваемых в совершении общественно опасного посягательства. Указанный институт применяется при расследовании любого уголовного дела и включает в себя различные варианты ограничительных мер. Важность меры принуждения по УПК определяется в первую очередь необходимостью сдерживания преступников, предотвращения совершения ими повторных посягательств.

Понятие и значение

Меры принуждения в уголовном процессе представляют собой методы воздействия на лиц, участвующих в уголовном деле. При этом следует понимать, что стать объектом подобного рода принуждения может не только подозреваемый или обвиняемый человек, но, например, свидетель и потерпевший. Процессуальный статус в конкретном деле будет непосредственно влиять на то, какие методы воздействия могут применяться, а какие нет.

Применять меры процессуального принуждения УПК позволяет только при строгом соблюдении порядка действий, установленного законом, и наличии оснований для этого.

Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения рассматриваются не только законодателем непосредственно в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, но и в научных работах. Имеется несколько вариантов толкования рассматриваемого термина, лекций, конспектов, диссертаций, шпаргалки для юристов-практиков, дипломных работ, презентаций и иных материалов, позволяющих всесторонне рассмотреть указанный институт уголовной сферы.

Комментарий к главам, отражающий разновидность способов принуждения, позволяет выявить такие существенные для этого института моменты, как отличия уголовного принуждения от вариантов, характерных для других отраслей:

  • такие варианты воздействия на человека следует применять только в ходе расследования;
  • своё распространение подобное принуждение направляет исключительно на определённый круг участников процесса;
  • применить указанные меры принуждения может только уполномоченный государственный орган (УГО);
  • цели такого процессуального принуждения в уголовном процессе должны полностью совпадать с целями судопроизводства.

Соответствие всем указанным характеристикам гарантирует законность и эффективность применения принудительных способов воздействия.

С учётом различного положения участников расследования предполагается установление трёх основных категорий способов воздействия.

Относят к ним следующее:

  1. Задержание лица, подозреваемого в преступлении.
  2. Мера пресечения, направленная на людей, совершивших тяжкие деяния.
  3. Иные виды принуждения.

Определение необходимой группы требует установления ряда оснований для этого, а также статуса гражданина в конкретном деле.

Сущность такого института будет выражаться не только в ограничении возможностей того или иного участника процесса, но и во влиянии на его волю и сознание. По факту способы принуждения в уголовном праве следует оценивать как средство формирования нравственно-правовой основы и превенции, несмотря на то, что они не выступают наказанием в полном смысле и будут являться промежуточным средством исправления преступников.

Задержание лиц

Первая группа принудительных мер предусматривает ограничение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Соответственно, такой вариант, как задержание лица, то есть помещение в изолятор временного содержания, может распространяться по конкретному уголовному делу только на потенциального виновника.

Подобная мера реализуется следователем или дознавателем только в тех случаях, когда было совершено общественно опасное посягательство, предусматривающее такое наказание, как лишение свободы.

Для применения такого вида ограничения потребуется установление одного из оснований, которые закреплены в статье 91 УПК РФ. Относят к ним следующее:

  • поимка лица непосредственно на месте совершения преступления или спустя небольшой промежуток времени после посягательства;
  • указание на конкретного человека, как на виновного, свидетелями и очевидцами преступных действий;
  • обнаружение явных следов опасного деяния на лице, руках, одежде гражданина либо в его жилище.

Иные обстоятельства, указывающие на виновность конкретного человека, также могут быть учтены, но при условии, что преступник пытается скрыться, не имеет постоянного места проживания или же следователем было получено разрешение руководителя и прокурора.

Помимо точно определённых оснований, следует соблюсти надлежащий порядок действий, который исключает процессуальную ошибку и позволяет удержать подозреваемого до полного выяснения обстоятельств дела. Первое, что необходимо, это составление протокола. Такой документ должен быть оформлен не позже трёх часов с момента доставления лица к следователю или дознавателю.

Допускается участие защитника даже на начальном этапе. Его присутствие обязательно, если гражданин изъявил желание получить услуги адвоката. При этом заставить его привлечь юриста или, напротив, отказаться от этого следователь не может.

Также обязательным для следователя является уведомление прокурора о решении задержать лицо, о чём сообщается не позднее двенадцати часов с момента поисков преступника.

Отдельно следует сказать о протоколе. Следует предусмотреть правильный порядок его составления. В такой документ должен входить общий перечень сведений: дата, время, город, место, основания задержания, результаты личного обыска.

Также обязательно наличие подписи составителя документа, подозреваемого и защитника. Подробно форма протокола представлена в правовых системах Консультант Плюс или Гарант.

Также смотрите  Доверенность для постановки авто на учет

Максимальный срок задержания сорок восемь часов. В исключительных случаях суд может продлить указанный период. Если за двое суток подозрения не подтвердились, и в отношении гражданина не была избрана мера пресечения, как следующий ограничительный режим, или же были выявлены процессуальные нарушения, то подозреваемого в преступлении обязаны выпустить.

Вместе с задержанием лица должны быть реализованы такие следственные мероприятия, как личный обыск и допрос. Первый позволяет установить, сохранились или нет следы преступления, а второй – получить показания и разъяснения по сложившейся ситуации. Именно полученная от подозреваемого человека информация впоследствии будет подлежать проверке.

При этом допрашивать лицо на этом этапе могут не дольше двух часов.

Меры пресечения

Вторая группа ограничительных средств для лиц, виновных в совершении преступления или подозреваемых в подобных действиях, предполагает такие средства воздействия, которые полностью или частично ограничивают возможности гражданина, вплоть до его изоляции от общества.

Применим такой вариант только к обвиняемым, в исключительных случаях допускается подобное воздействия на подозреваемых лиц. Указанная группа направлена на удержание лица во время расследования преступления, а также на исполнение уже вынесенного приговора.

Для того чтобы такие исключительные методы воздействия оказались реализованы, следователь должен установить, что гражданин опасен для общества, может проявлять насилие, совершать повторные преступления, быть угрозой для свидетелей, потерпевших и так далее. Только фактически подтверждённые обстоятельства смогут стать веской причиной для ограничения возможностей лица. Принимается решение о наложении ограничения либо судом, либо непосредственно следственным органом.

Для простоты применения и разграничения средств пресечения по УПК РФ достаточно их классифицировать по принципу повышения тяжести ограничительных методов:

  1. Подписка о надлежащем поведении и невыезде за пределы города. Здесь устанавливается запрет покидать без разрешения следователя место проживания и требуется регулярно по первому вызову посещать правоохранительные органы. Не допускается также каким-либо образом препятствовать процессу расследования.
  2. Личное поручительство. Подобный вариант предполагает привлечение доверенного лица, который письменно подтвердит свою обязанность следить за подозреваемым человеком и обеспечивать соблюдение им всех предписаний и требований следователя.
  3. Наблюдение со стороны командного состава воинской части. Распространяется только на военнослужащих и предполагает обязанность командира части по обеспечению и соблюдению всех предписаний, установленных в отношении обвиняемого.
  4. Присмотр. Здесь речь идёт о наблюдении за несовершеннолетними. Также предполагается контроль над соблюдением всех запретов и предписаний, обеспечение явки лица к следователю.
  5. Залог. Такой вариант предполагает внесение на депозит государственного органа (суда или следственной структуры) денег или иных ценностей, а также недвижимости, в качестве средства обеспечения явки подозреваемого в суд. Назначается только судебным органом, а размер начисления зависит от тяжести преступления и материального положения виновного. Если обвиняемый не нарушает предписаний, то средства будут возвращены, если же было выявлено уклонение от явки или иное нарушение закона, то деньги засчитываются в бюджет.
  6. Домашний арест. Здесь человек находится в собственной квартире или доме, однако судом ограничивается его возможность передвижения за пределами жилья, общения с некоторыми людьми, использования средств связи и коммуникаций. Назначается арест только судом. Период действия ограничения не больше двух месяцев, при этом допустимо продление срока, если не было возможности завершить расследование.
  7. Заключение под стражу. Самый суровый вариант, который полностью ограничивает свободу человека за счёт помещения его в СИЗО. Назначение осуществляется судом по ходатайству следователя на основании реальной опасности, которую может представлять обвиняемый. Причины индивидуальны для каждого конкретного случая. Сроки заключения лиц ограничены двумя месяцами, далее возможно продление вплоть до полутора лет, если речь идёт об особо тяжких деяниях. При этом решение суда должно кратко отражать все признаки содеянного, обстоятельства и основания, позволяющие заключить лицо под стражу. Указанный момент особенно важен при определении срока действия пресечения.

Любой из предложенных вариантов может быть изменён на более строгий или мягкий либо полностью отменён.

Иные виды принуждения

Раздел о мерах, предусматривающих оказание воздействия на участников уголовного процесса, отдельной главой закрепляет третью и последнюю группы подобных методов. Речь идёт об иных средствах воздействия, не связанных с пресечением или задержанием того или иного субъекта расследования.

Также смотрите  Постановление 707 роспотребнадзора журналы 2022

Указанная категория принудительных средств может применяться не только к обвиняемым или подозреваемым лицам, но и иным участникам уголовного процесса.

Говоря о лицах, принимающих участие в деле помимо виновных людей, следует обозначить, кто конкретно может стать объектом ограничительного режима:

  • свидетели преступления;
  • пострадавшие лица;
  • эксперты;
  • переводчики;
  • гражданские ответчики;
  • понятые.

Указанная группа людей может быть подвержена только определённым видам ограничений, что отличает обвиняемых, на которых распространяется каждая мера УПК РФ.

Иные средства воздействия применяются в том случае, когда требуется обеспечить порядок уголовного судопроизводства, расследования в целом и исполнения приговора по итогу.

Относят к ним следующее:

  1. Обязательство по явке. Такой вариант оформляется письменно и предполагает, что любой участник процесса, подписавший такое обязательство, должен являться к следователю или дознавателю по первому требованию. О переменах места нахождения и проживания при этом требуется сообщать незамедлительно, что также предусмотрено обязательством.
  2. Привод. Такой вариант представляет собой принудительное доставление лиц, уклонившихся от вызова следователя, дознавателя или суда. Если есть уважительная причина, не позволяющая явиться к правоохранителям, то об этом следует сообщить заранее. Распространяется привод также на любого участника дела.
  3. Отстранение от занимаемой должности. Назначается судом и только в отношении обвиняемых или подозреваемых лиц. Постановление о подобном решении направляется для исполнения по месту работы до момента, пока не отпадут основания подобного ограничения.
  4. Арест имущества. Здесь предполагается установление запрета на полное распоряжение объектами собственности виновного лица. Более того, закон позволяет арестовать имущество и тех лиц, которые не выступают подозреваемыми субъектами по делу, но есть основания полагать, что получены эти объекты преступным путём. Срок действия ограничения также определяется судом согласно обстоятельствам, допускается продление этого периода или же досрочное прекращение.
  5. Денежное взыскание. Указанный вариант воздействия на человека представляет собой штраф за неисполнение лицом своих процессуальных обязанностей, накладываемых судом. Распространяется взыскание на всех участников процесса за исключением обвиняемых в преступлении. Размер штрафа не должен быть выше двух с половиной тысяч рублей.

Для реализации каждого из указанных вариантов прежде всего требуется инициатива следствия в виде постановления о назначении средства принуждения.

Таким образом, ограничительные методы, применяемые в ходе расследования преступления и при рассмотрении материалов дела судом, выступают одним из вариантов контроля над участниками процесса — начиная с переводчика и заканчивая обвиняемым. Законодатель разделяет указанные средства на три основные группы: первая затрагивает задержание потенциальных преступников, вторая – ограничения лиц, уже обвинённых в опасных деяниях, а третья – способы воздействия не только на подозреваемых, но и иных субъектов уголовного процесса.

Adblock
detector