- Методические рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 февраля 2022 г. № МР 3.1.0276-22 Особенности проведения противоэпидемических мероприятий в условиях эпидемического процесса, вызванного новым геновариантом коронавируса «Омикрон»
- Особенности проведения противоэпидемических мероприятий в условиях эпидемического процесса, вызванного новым геновариантом коронавируса «Омикрон»
- Методические рекомендации МР 3.1.0276-22
- I. Общие рекомендации
- II. Рекомендации при оказании отдельных видов работ и услуг
- Новый санитарный режим в аптеке: версия 2022 года
- О Приказе № 860
- Под двумя контролёрами
- Приложение № 3 проекта нового приказа
- 74 вопроса
- Самопроверка
«Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, уполномоченных принимать, приостанавливать действие и отменять решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства, принятые в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2018 N 52346)
«Об утверждении Плана противодействия коррупции в Роспотребнадзоре на 2018 — 2020 годы»
«О применении санитарных правил»
«Об утверждении Перечня коррупционно-опасных функций и должностей в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»
«О внесении изменений в Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата и руководителям территориаль
«Рекомендации Роспотребнадзора для работающих в условиях повышенных температур воздуха»
«Алгоритм действий туристов, пострадавших от туроператоров, приостановивших свою деятельность в сфере выездного туризма»
«О рассмотрении обращения»
«О признании утратившими силу приказов Роспотребнадзора от 8 августа 2012 г. N 812 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и от 8 августа 2012 г. N 813 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должно
«Об утверждении плана информатизации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»
«Об утверждении Положения о предоставлении служебных жилых помещений федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, работникам организаций, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2018 N 50979)
«О внесении изменения в приказ Роспотребнадзора от 30.03.2015 N 251 «О ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске за ненормированный рабочий день для руководителей организаций, подведомственных Роспотребнадзору» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2018 N 51241)
«Об утверждении плана информатизации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (вместе с «Планом информатизации на очередной финансовый 2018 год и плановый период 2019 — 2020 годов»)
«Об утверждении Плана противодействия коррупции в Роспотребнадзоре на 2018 — 2019 годы»
«Об утверждении Плана-графика перехода Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2017 — 2018 годах на использование отечественного офисного программного обеспечения» (вместе с «Планом-графиком перехода на период 2017 — 2018 годов и на плановый период до 2020 года Роспотребнадзора на использование отечественного офисного программного обеспечения»)
«О внесении изменений в приказ от 19.12.2017 N 1172 «Об утверждении Плана-графика перехода Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2017 — 2018 годах на использование отечественного офисного программного обеспечения»
«Об утверждении порядка действий уполномоченных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции, форм и порядков заполнения, учета и хранения актов о факте изъятия и актов об уничтожении запрещенной к ввозу продукции, а также формы журнала регистрации таких актов» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2018 N 50934)
«Об усилении надзора за соблюдением температурного режима на социальных объектах»
«О комиссиях Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзором, и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзо
«О внесении изменений в Положение о комиссиях Роспотребнадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзором, и урегулированию конфликта интересов, утвержденное приказом Роспотребнадзора от 13.07.2015 N 616» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2018 N 50088)
«Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2012 N 25589)
«О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 19.07.2012 N 779» (Зарегистриро
«О признании не подлежащим применению постановления Госстандарта России и Госкомсанэпиднадзора России от 5 января 1993 г. N 1/2 «Об обеспечении безопасности продукции для здоровья человека» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2018 N 49969)
«Об обязательных требованиях, связанных с государственным регулированием стоимости гостиничного обслуживания в связи с проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018»
«О защите прав потребителей медицинских услуг»
«Об утверждении плана информатизации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»
«Об утверждении Порядка представления информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Роспотребнадзора, для размещения на официальном сайте Роспотребнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2018 N 49581)
«О сроке действия гигиенических нормативов»
«О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (вместе с «Порядком организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», «Порядком выдачи санитарно-эпидемиологических заключений», «Положением о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно
«О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2017 N 49281)
«О проведении медицинских осмотров и наличии личных медицинских книжек»
«Об электронном обучении, дистанционных образовательных технологиях при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ»
«Об утверждении примерного должностного регламента федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2017 N 48835)
«Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
«О заболеваемости паразитозами, передающимися через мясо»
«Об утверждении плана информатизации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (вместе с «Планом информатизации на очередной финансовый 2017 год и плановый период 2018 — 2019 годов»)
«Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2017 N 49396)
«Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2016 N 43694)
«О внесении изменений в Служебный распорядок центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 30.08.2016 N 905» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2017 N 48421)
«Об отдельных вопросах, связанных с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений в целях лицензирования медицинской и образовательной деятельности»
«Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска» (вместе с «Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской сл
«О внесении изменений в Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премирования, оказания материальной помощи, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата и руководителям территориаль
«Об утверждении Положения о кадровом резерве Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2017 N 48305)
«О действии документа»
«О Федеральном законе от 01.07.2017 N 132-ФЗ»
(утв. приказом Роспотребнадзора от 05.07.2017 N 611)
«Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, приема граждан в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2014 N 32389)
«О внесении изменений в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, приема граждан в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденную приказом Роспотребнадзора от 20 января 2014 г. N 28» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.07.2017 N 47428)
Методические рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
от 28 февраля 2022 г. № МР 3.1.0276-22
Особенности проведения противоэпидемических мероприятий в условиях эпидемического процесса, вызванного новым геновариантом коронавируса «Омикрон»
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 28 февраля 2022 г.
3. Введены впервые.
Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный врач
Российской Федерации
А.Ю. Попова
«28» февраля 2022 г.
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской Федерации
3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Особенности проведения противоэпидемических мероприятий в условиях эпидемического процесса, вызванного новым геновариантом коронавируса «Омикрон»
Методические рекомендации
МР 3.1.0276-22
1. Настоящие методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других организаций независимо от организационно-правовой формы собственности.
2. Комплекс организационных, профилактических, санитарно- противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, проводится В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 (зарегистрировано Минюстом России 26.05.2020, регистрационный № 58465) 1 .
3. Требование к ношению гигиенических масок для защиты органов дыхания определяется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» (зарегистрировано Минюстом России 26.10.2020, регистрационный № 60563).
4. Требования к проведению массовых мероприятий определяются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2021 № 18 «О мерах по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации в случаях проведения массовых мероприятий» (зарегистрировано Минюсте России 12.07.2021, регистрационный № 64239) 3 .
5. В условиях эпидемического процесса, связанного с преобладанием в циркуляции нового геноварианта коронавируса «Омикрон», при оказании различных видов услуг и работ рекомендуется проводить профилактические мероприятия в соответствии с приложением к настоящим методическим рекомендациям.
1 С изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.11.2020 № 35 (зарегистрировано Минюстом России 16.11.2020, рег. № 60909), от 11.10.2021 № 25 (зарегистрировано Минюстом России 14.10.2021, рег. № 65406), от 09.11.2021 № 29 (зарегистрировано Минюстом России 12.11.2021, рег.
№ 65801), от 04.12.2021 № 33 (зарегистрировано Минюстом России 06.12.2021, рег. № 66208), от 21.01.2022 № 2 (зарегистрировано Минюстом России 25.01.2022, рег. № 66988), от 04.02.2022 № 4 (зарегистрировано Минюстом России 04.02.2022, рег.
№ 67165).
2 С изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.11.2020 № 34 (зарегистрировано Минюстом России 06.12.2021, рег. № 60908), от 11.03.2021 № 8 (зарегистрировано Минюстом России 30.03.2021, рег. № 62916), от 15.11.2021 № 30 (Минюстом России 17.11.2021, рег. № 65867).
3 С изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.10.2021 № 26 (зарегистрировано Минюстом России 28.10.2021, рег. № 65610), от 04.12.2021 № 35 (зарегистрировано Минюстом России 06.12.2021, рег. № 66210).
Приложение
к МР 3.1.0276-22
I. Общие рекомендации
1. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении различных видов работ и услуг (далее — хозяйствующие субъекты) рекомендуется организовать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия, предусматривающие:
1.1. Организацию ежедневного проведения контроля температуры тела работников (далее — термометрия) перед началом работы (рабочей смены). При выявлении лиц с температурой тела свыше 37,1 °С и (или) с симптомами острого респираторного вирусного заболевания (далее — ОРВИ) — не допускать их к работе.
1.2. Организацию мест обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, в том числе с помощью установленных дозаторов, дезинфицирующих салфеток (далее — кожные антисептики) при входе в здания (сооружения), а также в местах организации приема пищи, общего пользования, которые определены хозяйствующим субъектом.
1.3. Обеспечение наличия моющего средства для рук в туалетах и иных помещениях, в которых установлено оборудование для мытья рук.
1.4. Обеспечение работников запасом масок для защиты органов дыхания (далее — маски) (исходя из необходимости их смены в соответствии с инструкцией к ним и продолжительности рабочей смены), а также кожных антисептиков.
1.5. Проведение ежедневной уборки в конце рабочего дня, а также ежесменной уборки по окончании рабочей смены (в случае сменной работы) используемых служебных помещений и мест общего пользования с использованием дезинфицирующих средств вирулицидного действия (далее — дезинфицирующие средства).
1.6. Проведение информирования работников и посетителей о мерах профилактики COVID-19 и правилах гигиены с использованием общедоступных информационных материалов.
1.7. Рекомендации при оказании отдельных видов работ и услуг приведены в главе II.
II. Рекомендации при оказании отдельных видов работ и услуг
2.1. При оказании гостиничных услуг рекомендуется проведение бесконтактной термометрии потребителям при заезде в объект размещения.
2.2. При организации работы санаторно-курортных организаций рекомендуется:
-проведение бесконтактной термометрии потребителям при приеме в санаторно-курортную организацию;
— оснащение помещений, в которых осуществляется оказание медицинских услуг, оборудованием для обеззараживания воздуха;
— в случае выявления отдыхающих с повышенной температурой тела свыше 37,1 °С и (или) с симптомами ОРВИ, принимать меры по их изоляции, госпитализации по медицинским показаниям и проведению лабораторного обследования на COVID-19.
2.3. При осуществлении деятельности предприятий общественного питания и предприятий торговли, осуществляющих изготовление полуфабрикатов, готовых кулинарных изделий, хлебобулочных изделий, рекомендуется:
— использование режимов обработки, обеспечивающих дезинфекцию посуды, столовых приборов;
— преимущественное использование посудомоечных машин с дезинфицирующим эффектом;
— проведение дезинфекции контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, оргтехники, считывателей банковских карт и др.;
2.4. При организации работы предприятий торговли рекомендуется ежедневное проведение дезинфекции контактных — поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, оргтехники, ручек покупательских тележек и корзин, прилавков, транспортеров, считывателей банковских карт и др.
2.5. При организации работы салонов красоты и парикмахерских рекомендуется:
— проведение обработки контактных поверхностей после завершения обслуживания каждого клиента с применением дезинфицирующих средств;
— оснащение помещений, в которых осуществляется оказание услуг, оборудованием для обеззараживания воздуха.
2.6. При осуществлении работы кинозалов рекомендуется:
— установить интервалы между сеансами не менее 15 минут для уборки кинозалов с использованием дезинфицирующих средств, в том числе подлокотников кресел, дверных ручек, поручней лестниц и ограждений, перил, выключателей, устройств тифлокомментирования;
— обеспечить дезинфекцию 3D-очков, а также выдачу 3D-очков, не упакованных в индивидуальную защитную упаковку, вместе с дезинфицирующими салфетками.
2.7. При организации хозяйствующими субъектами выставок, конгрессов, форумов, симпозиумов, семинаров, конференций рекомендуется:
— организовать проведение бесконтактной термометрии; при выявлении лиц с температурой тела свыше 37,1 °С — не допускать их на мероприятие;
— использовать систему вентиляции помещений, в которых проводятся публичные мероприятия с выключенным режимом использования отработанного воздуха в составе подаваемой воздушной смеси;
— установить интервалы между различными мероприятиями в рамках программы публичного мероприятия, проводимыми в помещениях, не менее 15 минут для осуществления проветривания (при наличии технической возможности) и дезинфекции контактных поверхностей.
2.8. При осуществлении деятельности музеев рекомендуется организовать маршрутизацию, исключающую встречные потоки, с установкой соответствующих указателей и ограничительных лент.
2.9. При осуществлении деятельности театральных, концертных организаций, концертных залов, филармоний и цирков рекомендуется:
— проведение уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств после каждой репетиции и сценических (цирковых) представлений;
— проведение обработки театральных биноклей дезинфицирующими средствами после использования каждым посетителем;
— после окончания репетиции или концерта духовые инструменты, стойки для указанных инструментов, пульты и иные контактные поверхности, а также защитные экраны обработать дезинфицирующими средствами.
2.10. При проведении экзаменов в высших учебных заведениях, реализующих программы обучения исполнительскому (театральному) искусству, рекомендуется:
-проведение уборки помещений (аудиторий), в которых организуется проведение экзаменов, с применением дезинфицирующих средств до начала и после завершения экзаменов;
— проведение дезинфекции контактных поверхностей и проветривания помещений во время перерывов и после завершения экзаменов;
— оснащение помещений для проведения экзаменов оборудованием для обеззараживания воздуха, допущенным к работе в присутствии людей;
— организовать условия для обработки рук кожными антисептиками при входе в здание и в местах общего пользования.
Новый санитарный режим в аптеке: версия 2022 года
О Приказе № 860
Прежде чем пролистать финальную версию проекта нового приказа, ненадолго вернёмся к ещё одному нормативно-правовому акту. Имеется в виду действующий Приказ Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860, утвердивший формы ПЛ, используемые должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального госсанэпиднадзора. Следует отметить, что новый приказ этот документ не отменяет, как это бывает в большинстве случаев публикации новых нормативных правовых актов.
В Приказе № 860 есть Приложение № 2, содержащее список контрольных вопросов для плановой проверки на предприятиях торговли. Напомним, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), деятельность аптечных организаций и, в частности отпуск лекарственных препаратов, классифицируются как «торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)».
В связи с этим необходимо понять, нужно ли фармработникам быть готовыми к ответам и на те контрольные вопросы, которые созержатся в Приказе № 860. Этот и другие вопросы настоящей статьи комментирует доцент кафедры управления и экономики фармации СЗГМУ им. И.
И. Мечникова, председатель правления Профессиональной Ассоциации фармацевтических работников Лариса Гарбузова.
«Проверочные листы, утверждённые Приказом № 860, разработаны в соответствии с ранее действующими требованиями и нормами, многие из которых уже утратили свою силу, — подчёркивает Лариса Гарбузова, — поэтому они, по моему мнению, уже не применимы». Лариса Гарбузова также напоминает, что госконтроль (надзор) осуществляется в соответствии с законом от 31.07.2020 № 248‑ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Проверочные листы должны быть разработаны и утверждены, продолжает Лариса Гарбузова, в соответствии с пунктом 2 статьи 53 этого закона и с Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 № 1844.
Напомним, что последнее содержит требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм ПЛ, их утверждению, применению и т. д.
Эксперт завершает свой комментарий на эту тему важной ремаркой: «Я думаю, что нас (аптеки), помимо проекта нового приказа, который мы обсуждаем, ещё ждут новые ПЛ Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей (которые, вероятно, придут на смену тех, что содержатся в Приказе № 860). В итоге мы будем иметь два приказа с ПЛ и контрольными вопросами, покрывающими две сферы контроля этой федеральной службы: один охватит санитарно-эпидемиологические требования при оказании услуг, другой — сферу защиты прав потребителей».
Под двумя контролёрами
Последняя фраза цитаты означает, что в фокусе контроля Роспотребнадзора находятся также разные «несанитарные» стороны фармацевтической деятельности — в частности отпуск лекарственных препаратов. А это, в свою очередь, напоминает нам о проблеме разграничения сфер контроля (надзора) двух ведомств — Росздравнадзора и Роспотребнадзора.
Лариса Гарбузова указывает в связи с этим на пункт 2 статьи 7 Закона от 31.07.2020 № 247 «Об обязательных требованиях», который уместно процитировать:
«Обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними».
Если сопоставить санитарную часть проверочных листов Росздравнадзора и проверочные листы для аптек из проекта приказа Роспотребнадзора, то можно прийти к выводу, что дублирование имеет место.
«Насколько я вижу, данные контрольно-надзорные органы и не пытаются разграничить сферы контроля и, конечно, их требования дублируются, и проверки соблюдения этих требований также дублируются. По-моему, это противоречит норме пункта 2 статьи 7 закона «Об обязательных требованиях», — полагает Лариса Гарбузова.
Действительно, «Закон об обязательных требованиях» действует уже больше года, и при разработке новых приказов упомянутые ведомства могли бы скоординировать свою работу по принципу «это проверяем мы, а то — вы» и отразить это разграничение в ПЛ. Пока же мы видим в основном только то, что в строках контрольных вопросов каждое из этих ведомств ссылается большей частью на свои нормативные правовые акты: первое — на Правила надлежащих практик и прочие приказы Минздрава, второе — на Санитарные правила. Вот и всё разграничение.
А после появления ПЛ на тему защиты прав потребителей дублирования контроля обязательных требований, по всей видимости, станет больше — ведь этот приказ совершенно точно распространится также и на аптечные организации.
Приложение № 3 проекта нового приказа
Справедливости ради следует заметить, что санитарная тема в контрольных вопросах нового приказа Роспотребнадзора отражена значительно подробнее, чем в проверочных листах Росздравнадзора — со ссылкой на те или иные пункты Санитарных правил, а также других законов.
Пару слов о структуре этого документа. Он включает 18 приложений. Нас интересует Приложение № 3. Это проверочные листы Роспотребнадзора и его территориальных органов, предназначенные для проведения плановых контрольных мероприятий (выездная проверка, рейдовый осмотр) в аптеках.
Следует обратить внимание на сноску, сделанную к заголовку Приложения № 3. В ней отмечено, что контрольное мероприятие не ограничивается оценкой соблюдения обязательных требований, отражённых в контрольных вопросах данного приложения. Это можно трактовать следующим образом: Роспотребнадзор указывает на то, что проверка, проводимая его должностными лицами, может не ограничится содержанием ПЛ, а распространится на любые детали и стороны фармдеятельности, которые данное ведомство считает сферой своей компетенции.
74 вопроса
Проверочные листы Приложения № 3 проекта нового приказа содержат 74 вопроса, представленных в виде таблицы. Её структура нам хорошо знакома по ПЛ Росздравнадзора: четыре столбца — порядковый номер, формулировка контрольного вопроса, отражающего одно из обязательных требований, ответы на него, реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц (пункт, часть, статья и т. п.).
При этом третий столбец разделён на четыре подстолбца. Три из них предназначены для вариантов односложного ответа на контрольный вопрос («да», «нет», «неприменимо»). Четвёртый подстолбец озаглавлен «Примечание» — он подлежит заполнению в случае ответа «неприменимо», для его пояснения.
Этим структура таблицы проекта приказа Роспотребнадзора отличается от таблицы ПЛ Росздравнадзора. В последней — графы «Примечание» нет.
Из 74 вопросов 35 охватывают общие требования к санитарному режиму в аптеке, а остальные — требования специальные. Первый вопрос таблицы ПЛ вызывает некоторое недоумение. Он о том, имеется ли у проверяемого объекта лицензия на осуществление фармдеятельности.
Все‑таки, представители госоргана, пришедшие по конкретному адресу на плановую проверку, обязаны по своим каналам предварительно навести справки о её наличии, тем более что лицензию аптечным организациям выдаёт не Роспотребнадзор, и вряд ли логично, чтобы он её упоминал в таблице контрольных вопросов. Ибо если лицензии нет, тогда о чем вообще разговор — это не аптечная организация, а гнездо мошенников, и мероприятие изначально должно осуществляться под совершенно иным углом.
Сведения о лицензии вообще лучше вынести из таблицы в шапку ПЛ, содержащую данные проверяемых и проверяющих. Туда же можно отправить информацию о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на фармдеятельность, чему и посвящён второй контрольный вопрос. Общий принцип таков — таблица не должна содержать вопросы, ответ на которые уже известен проверяющим.
Самопроверка
Подробно останавливаться на каждом контрольном вопросе не имеет смысла. Однако важно подчеркнуть следующее обстоятельство. В совокупности эти 74 вопроса охватывают подавляющее большинство требований к санитарному режиму аптечных организаций.
Можно без всякой проверки самим пройтись по таблице от третьего до последнего вопроса — устроив таким образом «самопроверку» — и получить представление о том, насколько вы готовы к визиту должностных лиц Роспотребнадзора. Последний, кстати, может быть не только плановым.
Чем хороши проверочные листы? Фактически контрольно-надзорный орган систематизировал для вас обязательные требования и указал структурные единицы законов, приказов и постановлений, в которых они содержатся. Подготовил для вас некое подобие «Санитарного кодекса» в вопросах. Аптечному работнику остаётся только «погуглить» эти нормативные правовые акты (если он ещё не собрал их в своём архиве), перечитать нормы соответствующих пунктов и внедрить их в свою работу.