Введение платы за капитальный ремонт вызвало заметный общественный резонанс.
Споры о финансировании такого рода ремонтных работ ведутся и в настоящее время.
В этой статье будет рассказано о том, сколько составляет пресловутый тариф за капитальный ремонт и есть ли минимальный размер взноса на капитальный ремонт, предусмотренный законодательством?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Кто устанавливает тарифы?
Статья 167 ЖК РФ наделяет полномочиями по определению минимального размера тарифа на капитальный ремонт региональные органы власти.
В связи с этим во всех субъектах РФ приняты соответствующие законодательные акты, устанавливающие минимальные тарифы для взносов на капремонт в пределах региона.
Методическое сопровождение деятельности местных властей по формированию размеров ставок осуществляется на федеральном уровне Министерством строительства и ЖКХ.
В соответствии с методическими рекомендациями при определении минимальных размеров сбора на капремонт должны учитываться (приказ Минстроя от 07.02.2014 №41/пр):
- совокупность средств необходимых для выполнения минимального набора ремонтных работ;
- доступность для населения (в совокупности всех расходов на оплату жилья);
- достаточность собранных финансов для исполнения программы капитального ремонта в отдельно взятом субъекте.
Собственники помещений в многоквартирных домах (МКД), выбравшие способ накопления взносов на спецсчете, могут принять решение об изменении установленного властями минимального норматива.
Сделать это можно только в сторону увеличения на общем собрании собственников помещений.
Решение об увеличении минимальной ставки правомочно, если на собрании присутствовали граждане, имеющие более 50% всех голосов, а за решение проголосовало не менее двух третей присутствующих.
Попробуем же разобраться, сколько платить за капитальный ремонт многоквартирного дома.
Каковы они в разных регионах?
На практике ставки тарифа на капитальный ремонт значительно различаются.
Это обусловлено конкретными характеристиками региона:
- техническим состоянием жилищного фонда;
- экономическим положением;
- уровень дотационности.
В 2016 году в наиболее крупных регионах утверждены следующие тарифы:
Капитальный ремонт(вопрос-ответ)
Как производился расчет минимального взноса на капитальный ремонт?
Минимальный взнос на капитальный ремонт рассчитан по итогам инвентаризации жилищного фонда с учетом типов многоквартирных домов (далее – МКД), степени их благоустройства, проектных и технических характеристик МКД, а также территории их расположения.
По каким критериям определяется первоочередность капитального ремонта МКД?
В соответствии с Законом Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края» (далее – Закон Красноярского края) и постановлением Правительства Красноярского края от 29.10.2014 № 511 определение фактического технического состояния здания является одним из критериев первоочередного внесения МКД в региональную программу капитального ремонта МКД на территории Красноярского края (далее – региональная программа) и краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на очередной год.
В пределах каждой группы домов по каждому МКД органом местного самоуправления производится оценка критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в МКД. Основным критерием является год ввода в эксплуатацию МКД.
Также необходимыми условиями включения в краткосрочный план МКД являются: уровень сбора взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД за предыдущий год
не менее 80%.
Кто осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества МКД?
Функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального фонда капитального ремонта МКД на территории Красноярского края (далее – региональный оператор), в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Красноярского края возложены на регионального оператора. Жилищным кодексом Российской Федерации предоставлено право субъектам передать соответствующие полномочия по выполнению функций технического заказчика работ
по капитальному ремонту органам местного самоуправления и (или) муниципальным бюджетным учреждениям. Однако, учитывая незначительное количество МКД и небольшой объем финансирования мероприятий по капитальному ремонту на первоначальном этапе реализации региональной программы, передача функций технического заказчика представляется нецелесообразной.
Как будет проходить процедура отбора подрядных организаций?
В рамках обеспечения качества работ по капитальному ремонту, процедуру отбора подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту планируется организовать в два этапа: на первом этапе будет осуществляться отбор по квалификационным признакам; на втором этапе между участниками, прошедшими первый этап, будет проводиться отбор по цене работ.
Когда возникает обязанность у собственников платить взносы на капитальный ремонт?
Законом Красноярского края установлена обязанность собственников вносить взносы на капитальный ремонт по истечению восьми месяцев после месяца, в котором была опубликована региональная программа. Наличие у собственников заключенного (подписанного) договора либо его отсутствие не снимает обязанности с собственников по внесению платежей, а несвоевременное внесение платежа порождает дополнительное обязательство по оплате процентов за несвоевременное исполнение обязательства.
Кто осуществляет контроль за расходованием средств, предназначенных на капитальный ремонт общего имущества МКД?
Расходование фондов капитального ремонта будет осуществляться под контролем службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, Счетной палаты края, прокуратуры края, Росфиннадзора. Кроме того, действующее жилищное законодательство и Устав регионального оператора содержат запрет на использование средств, полученных от собственников на иные цели, кроме капитального ремонта МКД. Собственникам МКД также предоставлено право на осуществление контроля за деятельностью регионального оператора, путем участия
в составе комиссии по проведению торгов для привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписание соответствующих актов и иных документов, связанных с капитальным ремонтом общего имущества в МКД.
Кто осуществляет систематический надзор за состоянием жилого фонда?
Надлежащее техническое состояние МКД обеспечивается, в первую очередь, управляющей компанией путем выполнения обязательного минимального перечня работ, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290. Надзорные полномочия за деятельностью управляющей компании по обеспечению надлежащего технического состояния МКД возложены на службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Где можно проконсультироваться по вопросам ЖКХ?
Информацию по капитальному ремонту и взносам на капитальный ремонт можно получить в региональном фонде капитального ремонта
на территории Красноярского края по тел. (391) 223-93-20 и на сайте www.fondkr24.ru. Также на территории Красноярского края действует консультационно-правовой центр в сфере ЖКХ – «Call-центр»,
по бесплатным телефонам которого (391) 273-03-00, 8-800-333-70-07 можно получить необходимые разъяснения по всем интересующим вопросам
в сфере ЖКХ.
Капитальный ремонт многоквартирных домов
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в Красноярском крае принято постановление Правительства Красноярского края от 24.03.2009 № 144-п «Об утверждении региональной адресной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов» на 2009 год .
Государственный заказчик региональной адресной программы: министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края
Исполнители мероприятий региональной адресной программы: министерство жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края; муниципальные образования Красноярского края, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, управляющие организации.
Основные цели региональной адресной программы:
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом;
внедрение ресурсосберегающих технологий
Основные задачи региональной адресной программы:
развитие инициативы собственников помещений многоквартирного дома по выбору способа управления, содержанию общего имущества многоквартирного дома;
создание конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами;
восстановление исправности (работоспособности) изношенных конструктивных элементов, систем инженерного оборудования общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе их восстановление или замена
Правила расчета капитального ремонта
Ввод ежемесячной оплаты будущего капитального ремонта до сих пор вызывает негативный отклик со стороны населения. Ведутся споры, и улучшение, и реставрация жилых домов вызывает негодование у граждан, и ситуация требует детального разбора. Выплаты носят обязательный характер и их нельзя «обойти».
В первую очередь граждан интересует вопрос: сколько нужно платить? Как правильно рассчитать все выплаты? Отчего они зависят?
Сколько будет составлять тариф за капремонт? Какие минимальные показатели и взносы допустимы? Существует ли максимальный взнос, который бы был одобрен государством? Детальные примеры выплат, список приблизительных тарифов (они могут быть увеличены), различие в цене в зависимости от региона, минимальный предел, и многое другое — далее в статье.
В каком законе указаны тарифы?
Жилищный Кодекс России распределяет минимальные показатели по тарифам, а контролем и приемом денежных средств занимается региональный орган властей. Разница в цене лишь свидетельствует о распределении на субъекты РФ, для каждого предписаны свои исполнительные акты, в них указаны размеры выплат для региона/ города/ области/ края по капитальному ремонту строений.
Министерство строительства — тот самый ведомственный орган, который распределяет полномочия в рамках региональных органов, и контролирует выполнение указов согласно всем нормам и ГОСТ-ам. Другой орган регионального значения, который занимается этими вопросами, называется ЖКХ.
При составлении нормативов по методическим рекомендациям размер денежных средств на уплату составляется из следующих показателей:
- Весь минимальный объем средств, которые необходимы для того, чтобы выполнить ремонтные работы;
- Доступ для граждан (если сумма выплат на жилье с учетом всех необходимых взносов будет превышать средний показатель, цена за ежемесячный взнос по капремонту будет снижена из-за невозможности плательщиков вносить средства);
- Достаточность всех накоплений для ремонта в одном субъекте России. Выплаты производятся по схеме, которая приводит к ремонту домов в субъекте, таким образом они должны быть приостановлены, когда цель достигнута.
Владельцы квартир в панельных многоэтажных домах могут выбрать способ оплаты на специально отведенный для того счет, и могут внести изменения в решение властей о минимальном размере оплаты. К сожалению, это право на поправку в нормативах касается только повышения оплаты капитально ремонтных работ, и в обратную сторону не работает, а все потому, что минимальный размер оплаты означает непросто «минимально допустимый», но «критически минимальный».
Как уже было сказано ранее, все зависит от региона и уровня достатка граждан, что делает невозможным повышение платы для развития города и населенных пунктов в быстрые сроки. Таким образом, большинство граждан живут в домах, в которых не было ремонта уже более десятка лет, а средств, которые были собраны, едва хватает на косметическую отделку помещений общего пользования в панельных домах.
Что касается решения о повышении размера ежемесячного взноса за капитальный ремонт, то оно принимается коллективно, по всем правилам демократии. Отмечается, что если в районном ЖКХ ставится задача со сроком завершения работ раньше, то жители дома могут провести устное голосование, результатом которого будут приняты меры о повышении минимального размера оплаты. Если больше 50% собравшихся будут согласны на это, то взносы вырастут, что позволит в быстрый срок закончить работы.
Становится очевидно, что работы в многоквартирных домах требуют взносов за капитальный ремонт, и, при желании собственников квартир дома, тариф может быть подкорректирован в зависимости от желания владельцев квартир закончить работы раньше. Другой вопрос: сколько нужно платить в разных регионах?
Тарифы в разных регионах
Статистические данные показывают, что в зависимости от региона проживания цены на тарифы на капитальный ремонт будут различаться.
По технике склада тарифа собираются данные, которые становятся базовыми показателями ценообразования:
- В первую очередь всё зависит от технических показателей самого фонда, сколько в нём уже имеется накопленных средств;
- Учитываются показатели экономического положения граждан, среднего дохода за два последних отчетных года;
- Третий фактор, который определяет размер тарифа — уровень дотаций в конкретном населенном пункте.
График тарифов по регионам:
- Москва — 17 рублей;
- МО — 10 рублей;
- Свердловская область — 9 рублей;
- Башкортостан — 7 рублей;
- Краснодарский край — 6 рублей;
- Республика Татарстан — 6 рублей;
- Самарская область — 6-7 рублей;
- Челябинская область — 6-7 рублей;
- Нижегородская область — 6-7 рублей;
- Дагестанская республика — 6 рублей;
- Краснодарский край — 6-7 рублей;
- Ставропольский край — 6-7 рублей;
- Санкт-Петербург — 3-5 рублей.
Цены рассчитываются за квадратный метр по кадастровому паспорту квартиры, таким образом цена умножается на количество метров в помещении, и рассчитывается объем ежемесячной выплаты за капитальный ремонт многоквартирного дома.
Как уже было сказано ранее, цена может быть поднята по решению собственников для отдельно взятого дома, но понижена быть не может.