Государственный земельный контроль осуществляется в форме

Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования, предусмотренным земельным законодательством Российской Федерации.

Органом, уполномоченным на осуществление земельного надзора в отношении всех видов и категорий земельных участков как объектов гражданских прав, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы.
Государственный земельный надзор осуществляется государственными земельными инспекторами в форме проведения плановых и внеплановых проверок; принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; а также систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства (административных обследований).
Осуществляя государственный земельный надзор, инспектор проводит выездные и документарные проверки соблюдения требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Земельные инспекторы Росреестра в рамках осуществления государственного земельного надзора обладают широким спектром полномочий.
В своей работе они запрашивают в письменной форме и безвозмездно получают от органов исполнительной власти всех уровней, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для проведения проверок: документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки.
При предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о назначении проверки, инспектор вправе получать беспрепятственный доступ на земельные участки для проведения их осмотра, осмотра объектов, на них расположенных, натурных измерений, опроса граждан и должностных лиц, получения объяснений.
По результатам проведенной проверки составляется акт проверки соблюдения земельного законодательства, а котором делается запись о наличии или отсутствии нарушений земельного законодательства.

Государственные земельные инспекторы уполномочены рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и вести производство по этим делам.
В случае выявления административного правонарушения инспектор составляет протокол. С этого момента дело об административном правонарушении считается возбужденным. Одновременно с актом инспектором составляется и вручается предписание об устранении нарушений лицу, в отношении которого проводилась проверка.
Предписания об устранении выдаются в случаях выявления следующих нарушений земельного законодательства:
— использование земельного участка без правоудостоверяющих на землю (ст.

26 ЗК РФ), если отсутствует возможность привлечения правонарушителя по ст. 7.1 КоАП РФ;
— использование земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, установленным в правоустанавливающих документах (ст. 42 ЗК РФ).
В остальных случаях предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства выдаются одновременно с вынесением постановления о назначении административного наказания.
В этих целях госземинспекторы направляют соответствующим должностным лицам на рассмотрение дела об административных правонарушениях для привлечения виновных к ответственности.

К проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства, государственный инспектор может привлекать экспертов и экспертные организации. Кроме этого, инспекторы вправе обращаться в органы внутренних дел за содействием в случае, если им в проведении проверок чинятся препятствия.
Государственные земельные инспекторы Росреестра наделены полномочиями по надзору за соблюдением требований законодательства муниципальными органами власти, в частности, при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности гражданам и организациям.

Также смотрите  3 выговора основание для увольнения

При этом государственный земельный надзор проводится в плановом порядке в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок.
Внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства проводятся по обращениям юридических и физических лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Осуществление административного обследования земельных участков с оформлением его результатов соответствующим актом – это новое полномочие, позволяющее оперативно выявлять и обнаруживать нарушения земельного законодательства.

Административное обследование проводится путем анализа имеющихся или полученных по запросу документов, осмотра объекта земельных отношений без взаимодействия с правообладателями этих объектов и доступа на них должностных лиц.
В случае выявления в ходе административного обследования признаков нарушений законодательства, в отношении правообладателей обследуемых объектов проводятся внеплановые проверки.
Такой широкий круг полномочий позволяет более эффективно осуществлять государственный земельный надзор, а также повышать качество проведения проверок, их эффективность и результативность.

Государственный земельный надзор в Российской Федерации

В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор.

Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется.

Понятие надзора

Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.

Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:

  • организацию и проведение проверок;
  • принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
  • анализ текущей ситуации;
  • прогнозирование их исполнения в дальнейшем.

Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.

Уполномоченные органы и поднадзорные лица

Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц. Рассмотрим детальнее, кто осуществляет государственный земельный надзор в 2020 году:

  • Росреестр;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);

Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.

Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится:

  • сайт гос зем надзора ;
  • федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» .

Методы осуществления контроля

Земельный кодекс РФ выделяет следующие виды земельного контроля:

  • муниципальный,
  • общественный,
  • производственный.

Каждый из этих видов будет рассмотрен более подробно ниже.

Выделяют также несколько форм надзора. Так, государственный земельный контроль осуществляется в форме:

  1. Проведения плановых и внеплановых проверок.
  2. Систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Оно осуществляется путем административного обследования объектов, анализа правовых актов и решений, принятых органами государственной власти и местного самоуправления.
  3. Принятия мер по пресечению правонарушений или устранению их последствий.
Также смотрите  Мелкое хулиганство штраф размер

Объекты проверок

Организация контроля за охраной и использованием земель в РФ предусматривает проверку:

  • земельных участков,
  • частей земельных наделов;
  • земли как природного объекта и ресурса.

Все объекты надзора можно поделить на две группы: общие и непосредственные. К первой относят землю как часть земной поверхности, которая рассматривается в качестве природного объекта и важного ресурса.

Под непосредственным объектом понимается конкретный земельный участок или его часть. Он должен быть индивидуализированным, то есть иметь четко установленные границы, размеры и местоположение.

Помимо этого, объектом контроля может выступать отдельно взятая категория земель или их часть, поскольку территории подразделяются по своему целевому назначению. Сюда можно отнести, например, земли:

  • сельскохозяйственного назначения; ;
  • водного, лесного фонда;
  • другие категории, установленные российским законодательством.

Управление Росреестра как органа государственного надзора

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции. В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:

  • контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
  • надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
  • контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
  • контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
  • установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
  • исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
  • устранение правонарушений в данной сфере.

Обязанности Росреестра по земельному контролю достаточно широки. Орган действует на основании ряда подзаконных актов, таких как:

  • Указ Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 (о Росреестре);
  • Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (о Росреестре);
  • Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.02.11 № П/52 (об утверждении регламента органа).

Отдел государственного земельного надзора управления Росреестра есть в каждом регионе.

Чтобы более детально ознакомиться с его функциями, узнайте, что собой представляет единый государственный реестр недвижимости.

Результаты деятельности Росреестра

По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.

В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.

Особенности муниципального контроля

Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль. Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений. Придерживаться этих норм обязаны все:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели.

Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.

Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов. Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:

  • округа, если объекты расположены в его границах;
  • поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
  • муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.
Также смотрите  Дата рождения по фамилии имени отчеству

Права и обязанности органов муниципального надзора

Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

  • соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
  • исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации;
  • сбор достоверной информации о состоянии участков;
  • предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
  • совершение действий, направленных на улучшение угодий;
  • расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
  • контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
  • приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

Особенности общественного надзора

В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.

На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.

Суть и функции общественного контроля

Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.

Такой надзор выполняет следующие функции:

  • информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
  • предупредительную. Предотвращает правонарушения;
  • карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Особенности процедуры

Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.

Этот вид контроля осуществляется в самых разных формах, даже тех, которые четко не установлены законодательством.

В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.

Результаты надзора

В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.

Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.

Что такое правовая охрана земель

В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают. Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:

  1. Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.
  2. Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.

Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.

Adblock
detector