К формам участия граждан в местном самоуправлении относятся правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрания и конференции граждан, опрос граждан и др. В частности, в основных законах и других нормативных правовых актах некоторых субъектов РФ предусмотрена так называемая гражданская инициатива.
Правотворческая инициатива граждан. Правотворческая инициатива — это право группы граждан — жителей муниципального образования выступить с проектом местного правового акта по вопросам, входящим в компетенцию органов данного муниципального образования. Для его осуществления такое право должно быть предусмотрено уставом муниципального образования. Для реализации народной правотворческой инициативы нужно подготовить письменный текст (простого пожелания принять какой-либо акт недостаточно), требуется собрать определенное число подписей избирателей, оно не может быть установлено более 3% избирателей муниципального образования.
Проекты правовых актов, подготовленные населением, изменения и дополнения к действующим актам вносятся в органы местного самоуправления. Внесение проекта акта в виде народной правотворческой инициативы не влечет за собой обязанности органа местного самоуправления принять акт. Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования (если проект обращен к нему) обязаны лишь рассмотреть такой акт.
Акт, внесенный в порядке правотворческой инициативы, может относиться к компетенции представительного органа, главы муниципального образования. В любом случае инициатором проекта должна быть обеспечена возможность изменения своей позиции при рассмотрении проекта. Если проект относится к компетенции представительного органа, он должен быть рассмотрен на его открытом заседании.
В любом случае проект должен быть рассмотрен в течение трех месяцев со дня его внесения. Отказ принять внесенный акт следует мотивировать, но сам по себе отказ не влечет никаких юридических последствий. Обжаловать в суд его нельзя.
К народной правовой инициативе примыкают предложения граждан на заседаниях о принятии или изменении тех или иных актов представительного органа местного самоуправления. На этих заседаниях могут присутствовать граждане и в соответствии с некоторыми уставами с разрешения председательствующего они вправе вносить коллективные и индивидуальные предложения (обычно это делается в устной форме), однако у председательствующего нет обязанности предоставить слово в этом случае. Если порядок правотворческой инициативы граждан не урегулирован актами муниципального образования или субъекта РФ, должны применяться правила федерального закона.
Публичные слушания и собрания граждан. Они проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы администрации. На таких слушаниях обсуждаются проекты правовых актов по вопросам местного значения. В обязательном порядке на публичные слушания должны выноситься проекты устава муниципального образования, предложения об изменении устава, проекты бюджета и отчет о его исполнении, программы развития муниципального образования, вопросы о преобразовании муниципального образования.
Необходимо заранее оповестить жителей о предстоящих публичных слушаниях, организовать заблаговременное ознакомление с проектами актов, выносимых на обсуждение.
Для обсуждения вопросов местного значения и информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, а также для осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. Поскольку такие собрания проводятся лишь на части муниципального образования (обычно по участкам территориального общественнго самоуправления), они не имеют решающих полномочий. Собрания созываются по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
На собраниях могут приниматься обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, избираться лица, уполномоченные представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления. Если собрание проводится по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, то оно может принимать решения, но только по вопросам, отнесенным уставом территориального общественного самоуправления к его компетенции. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления с направлением в адрес организаторов собрания письменного ответа.
Итоги собрания граждан подлежат обязательному опубликованию (обнародованию).
Полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок избрания делегатов и проведения конференции определяется уставом муниципального образования, другими правовыми актами его представительного органа.
Опрос граждан. Опрос граждан имеет целью выяснение мнения населения и его учет для принятия решений органами местного самоуправления, должностными лицами, а также органами государственной власти. Его результаты имеют рекомендательный характер.
Опрос проводится на всей территории муниципального образования по инициативе представительного органа или главы администрации муниципального образования — по вопросам местного значения либо по инициативе органов государственной власти субъекта РФ — для учета мнения населения при решении вопросов об изменении целевого назначения земель муниципального образования для размещения объектов регионального и межрегионального значения. В нем вправе участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательными правами.
Решение о назначении опроса принимается представительным органом муниципального образования. В его постановлении указывается дата опроса, формулировка вопроса (вопросов), методика проведения опроса, форма опросного листа, минимальное число жителей (избирателей), которые должны быть опрошены, для того чтобы мнение было представительным (в опросе участвуют не все жители). О проведении опроса жители информируются за 10 дней.
При проведении опроса жители отвечают в письменном виде на вопросы опросного листа. Ответы не подписываются и могут оставаться конфиденциальными.
Индивидуальные и коллективные обращения граждан. Граждане обращаются в органы и к должностным лицам местного самоуправления довольно часто и по самым различным вопросам (жилье, ремонты, деятельность торговли, сферы обслуживания и т. д.). Это распространенная форма непосредственной демократии в управлении.
Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления установлено ст. 33 Конституции РФ. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится также о праве обращаться к должностным лицам местного самоуправления (ст.
26). На практике право на обращение осуществляют также объединения (например, творческие союзы, предприятия, учреждения), должностные лица для защиты своих прав и свобод и по другим вопросам. Нет препятствий и для обращений неграждан.
Актом, регулирующим это право на федеральном уровне, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В некоторых субъектах РФ приняты соответствующие законы.
Обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В данном случае под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление — это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалобой является просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию и инициалы соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя и отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней.
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами.
Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Готовые работы на аналогичную тему
Минимальная численность такой группы устанавливается местным нормативным актом на уровне 3% от численности населения муниципалитета.
Непосредственное использование указанного инструмента для участия в осуществлении местного самоуправления предполагает внесение на рассмотрение муниципальных органов проекта акта местного нормотворчества.