- Статья 242. Запрос (требование) и представление банками и иными кредитными организациями документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля после выпуска товаров
- Статья 273. Защита сведений о деятельности таможенных органов
- Статья 279. Порядок представления данных таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации
- Статья 315. Информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков
- 289 фз о таможенном регулировании
- Экспорт
- Предварительные решения
- Таможенные платежи
- Таможенный контроль
- Обжалование решений
Проверяемое лицо пользуется правами, предусмотренными статьей 336 Кодекса Союза, а также вправе:
1) обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном главой 51 настоящего Федерального закона;
2) с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, после получения акта таможенной проверки знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а если представление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими такие сведения;
3) в порядке, предусмотренном частями 16 — 19 статьи 237 настоящего Федерального закона, представить в таможенный орган возражения по акту таможенной проверки.
Статья 242. Запрос (требование) и представление банками и иными кредитными организациями документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля после выпуска товаров
1. Таможенный орган, проводящий таможенную проверку, вправе требовать и получать у банков и иных кредитных организаций, располагающих документами и сведениями, касающимися деятельности проверяемых организаций (индивидуальных предпринимателей) и организаций (индивидуальных предпринимателей), связанных с проверяемыми лицами по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, справку о наличии счетов у организации (индивидуального предпринимателя), заверенные копии контрактов (договоров), заверенные копии паспортов сделок (если такие паспорта сделок должны были быть оформлены), ведомости банковского контроля, заверенные копии представленных банку (иной кредитной организации) указанными лицами подтверждающих документов (за исключением деклараций на товары), заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) и заверенные копии платежных документов к ним, подтверждающих совершение таких операций, в том числе содержащих банковскую тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
2. Таможенный орган, проводящий проверку таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров, в том числе начатую до выпуска товаров в соответствии со статьей 325 Кодекса Союза, вправе запрашивать и получать у банков и иных кредитных организаций, располагающих документами и сведениями, касающимися деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), выступавших в качестве декларанта, документы и сведения, указанные в части 1 настоящей статьи.
3. Таможенный орган не запрашивает заверенные копии контрактов (договоров) и ведомости банковского контроля, если соответствующие документы получены таможенными органами в электронной форме от банков и иных кредитных организаций в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью банка (иной кредитной организации).
4. Запрос (требование) о представлении документов и сведений вручается таможенным органом под расписку представителю банка или иной кредитной организации, имеющему соответствующие полномочия, или направляется таможенным органом в кредитную организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
5. При вручении запроса (требования) о представлении документов и сведений представителю банка или иной кредитной организации под расписку датой получения запроса (требования) таможенного органа является дата, указанная в расписке (отметке) представителя банка (иной кредитной организации) о получении запроса (требования).
6. При направлении запроса (требования) о представлении документов и сведений по почте заказным письмом запрос (требование) считается полученным:
1) в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении письма адресату либо в других источниках информации, в случае, если такое почтовое уведомление (информация) получено до наступления срока, указанного в пункте 2 настоящей части;
2) на шестой рабочий день со дня направления заказного письма в случае непоступления в указанный срок в таможенный орган почтового уведомления (информации), содержащего дату вручения письма адресату.
7. Банк или иная кредитная организация, получившие мотивированный запрос (требование) о представлении документов и сведений, исполняет его в течение пяти рабочих дней со дня получения.
8. В случае, если запрашиваемые (истребованные) документы ранее представлялись банком (иной кредитной организацией) таможенным органам в ходе таможенного или валютного контроля, банк (иная кредитная организация) вправе не представлять повторно такие документы, если с даты их представления таможенным органам содержащиеся в них сведения не изменились.
9. В случае, указанном в части 8 настоящей статьи, банк (иная кредитная организация), которому направлен запрос (требование), в срок, предусмотренный частью 7 настоящей статьи, информирует таможенный орган, от которого поступил запрос (требование), о том, что запрашиваемые (истребованные) документы ранее представлялись таможенным органам (с указанием наименования таможенного органа, а также реквизитов письма, в соответствии с которым запрашиваемые (истребованные) документы представлялись таможенным органам ранее), и о том, что со дня их представления таможенным органам содержащиеся в них сведения не изменились.
10. Положения частей 8 и 9 настоящей статьи не распространяются на случаи, если в запросе (требовании) указано, что запрашиваемые (истребованные) документы, ранее представленные таможенным органам, были утрачены.
11. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых таможенному органу, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости по письменному запросу в произвольной форме таможенный орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Банк или иная кредитная организация обязаны ознакомить таможенные органы с подлинниками документов (при их наличии).
12. Форма и порядок направления (вручения) таможенным органом запроса (требования) в банк или иную кредитную организацию устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
13. Форма и порядок представления банками и иными кредитными организациями документов и сведений по запросам (требованиям) таможенных органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Статья 273. Защита сведений о деятельности таможенных органов
1. Документы и материалы, содержащие сведения о личном составе таможенных органов, об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-разыскной деятельности, подлежат хранению в архивах таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Документы архивов таможенных органов, представляющие историческую и научную ценность и рассекреченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются на хранение в архивы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Защита государственной, банковской, налоговой и иной охраняемой законом тайны либо другой информации ограниченного доступа в таможенных органах обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 279. Порядок представления данных таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации
1. Таможенные органы обязаны представлять данные таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, обязательно и бесплатно. Иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Центральному банку Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также лицам и международным организациям таможенные органы представляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации, не содержащие государственную, коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну либо другую информацию ограниченного доступа, бесплатно и в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать перечень и порядок представления данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, включая сведения, содержащие информацию ограниченного доступа, государственным институтам развития для выполнения возложенных на них функций. Государственные институты развития принимают необходимые меры по защите от неправомерного доступа и распространения полученной информации ограниченного доступа и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, публикует данные таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации, состав и сроки опубликования которых определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 315. Информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков
Информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.
289 фз о таможенном регулировании
- ЖАНРЫ 362
- АВТОРЫ 290 188
- КНИГИ 700 681
- СЕРИИ 26 918
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 612 783
Комментарий к Федеральному закону от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный)
Сафоненков Павел Николаевич (руководитель авторского коллектива) – доцент кафедры таможенного права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент, адвокат, заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов», член Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по таможенной политике (общая редакция, главы: 2 – 4; 13 – в соавторстве с О.Л. Курочкиной; 14, 32, 34, 37, 39, 46, 47, 50, 51; 66 – в соавторстве с А.Н. Клейменовой).
Агамагомедова Саният Абдулганиевна – доцент кафедры менеджмента и экономической безопасности, директор Центра таможенного сервиса Пензенского государственного университета, кандидат социологических наук, доцент (главы: 42, 43 – в соавторстве с О.В. Гречкиной)
Гречкина Ольга Владимировна – профессор кафедры таможенного права Российской таможенной академии, доктор юридических наук, профессор (главы: 42,43 – в соавторстве с С.А. Агамагомедовой)
Жебрун Анна Николаевна – адвокат (главы 15-19)
Зубач Анатолий Васильевич – доцент кафедры частного права Института государственного управления и права Государственного университета управления, кандидат юридических наук, доцент (введение; заключение)
Ильина Ксения Игоревна – главный государственный таможенный инспектор отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни, аспирант Российской таможенной академии (глава 44)
Ионичева Валентина Николаевна – старший преподаватель кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, эксперт по вопросам таможенного регулирования; с 2002 по 2014 гг. – специалист, начальник отдела и руководитель группы консалтинга компании «Национальный таможенный брокер»; с 2014 гг. – преподаватель, научный сотрудник ИПР РАН (глава 5)
Клейменова Анастасия Николаевна – доцент кафедры таможенного права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук (главы: 59-64; 65 – в соавторстве с И.В. Тютюновым; 66 – в соавторстве с П.Н. Сафоненковым)
Кожуханов Николай Михайлович – начальник отдела исследования проблем в теории и практике таможенного контроля, товарной номенклатуры, экспертизы и торговых ограничений Научно-исследовательского института Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент (главы: 1, 45, 52-54)
Козлов Дмитрий Николаевич – начальник отдела нормативного обеспечения ВЭД Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России (главы: 33, 41)
Константинова Анастасия Арсеновна – главный государственный таможенный инспектор правового отдела Новороссийской таможни, аспирант Российской таможенной академии (главы: 48,57,68)
Курочкина Оксана Леонидовна – член Совета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по таможенной политике, член Общественного совета Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), эксперт Агентства стратегических инициатив при Правительстве РФ, адвокат АК «Право для бизнеса» (главы: 57 – в соавторстве с М.В.Тюниным; 13 – в соавторстве с П.Н. Сафоненковым)
Лазарев Михаил Викторович – руководитель отдела таможенной и налоговой практики ООО «Юридическая компания «Магистраль» (главы: 55-56)
Недосекова Елена Станиславовна – доцент кафедры административного и финансового права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент (главы: 6-12)
Севостьянова Екатерина Владимировна – ведущий консультант отдела нормативного обеспечения ВЭД Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России, соискатель Российской таможенной академии (главы: 35,36,38,40)
Теселкина Людмила Викторовна – член Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России, советник Президента Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности по таможенной политике, руководитель сектора таможенного контроля Международной ассоциации космической деятельности (МАКД), член ГАК Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор ООО «Консалтинговое агенство «Just Logistics» (главы: 17, 21-23)
Тугушев Антон Константинович – юрист ООО «Кода-Гарант», кандидат юридических наук (главы: 20, 24-27)
Турланова Ирина Михайловна – доцент кафедры таможенной статистики Российской таможенной академии, кандидат экономических наук (глава 49)
Тюнин Михаил Васильевич – руководитель международного отдела Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), кандидат юридических наук (глава 57 – в соавторстве с О.Л. Курочкиной)
Тютюнов Илья Валерьевич – специалист по таможенным вопросам Евразийской ассоциации владельцев магазинов беспошлинной торговли (главы: 30; 65 – в соавторстве с А.Н. Клейменовой)
Черепко Светлана Васильевна – старший юрист управления правового сопровождения коммерческой деятельности дирекции по правовой поддержке бизнеса «X5 RETAIL Group» (главы: 29,29,31,59).
Чугаева Марианна Витальевна – председатель правового комитета НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД «Гермес», член экспертной группы по таможенному администрированию общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор юридической компании «Магистраль» (глава 58)
В настоящее время в сфере таможенного дела Российской Федерации происходят существенные изменения таможенно-правового регулирования общественных отношений обусловленные вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС)[1] и Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[2].
В соответствии с отсылочными нормами ТК ЕАЭС таможенно-правовое регулирование, отражающее дополнительные условия и особенности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств международной перевозки должно существлятся национальным законодательством государств-членов ЕАЭС. Именно такая цель предусмотрена в новом Федеральном законе № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который во многом изменил ранее существовавший таможенно-правовой режим, установленный Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Все нововедения, предусмотренные в новом таможенном законодательстве, направленны на совершенствование таможенного администрирования, упрощение совершения таможенных операций и затрагивают такие важные аспекты таможенной деятельности, которые связаны с:
Экспорт
После принятия закона в новой редакции товары будут экспортироваться без выплат таможенных сборов. Исключением станут облагаемые пошлинами товары. Для сравнения заглянем в действующий закон. В теперешней редакции сборы не распространяются только на экспорт почтой.
Еще одно отличие от теперешнего закона — появление института экспортного таможенного представителя. Для которого размер реестрового обеспечения снижен до пяти миллионов рублей. Кроме того, из нового закона исчезло положение, которое бы обязывало представлять обеспечение при помещении товаров для переработки.
Новый ФЗ также позволяет подавать в таможенный орган предварительные сведения на английском языке.
Предварительные решения
Новый закон сократил сроки выдачи предварительных решений о классификации товара. В течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о классификации товара. Раньше этот срок составлял 90 дней.
При этом предварительное решение о классификации товара будет действовать в течение пяти лет со дня его принятия (вместо трех лет).
Также появится возможность получать предварительное решение о происхождении товаров. Такие решения будут выдаваться на каждое наименование товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС из конкретной страны. Их тоже выдадут не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления.
Еще можно будет получить предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Такое решение таможенный орган примет не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления. Кроме того, получить предварительное решение сможет не только сам декларант, но и его представитель.
Таможенные платежи
По новым правилам заплатить таможенные платежи может любое лицо, а не только сам плательщик. Еще одно новшество — можно получить отсрочку уплаты таможенных платежей на один месяц. В Законе № 289-ФЗ предусмотрен срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей.
Так, общий срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, принятия решения о возврате авансовых платежей и возврата авансовых платежей не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления заявления о возврате авансовых платежей в таможенный орган. В прежней редакции этого срока не было.
Сократился срок на получение отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Теперь это займет 20 календарных дней (вместо 30 календарных дней). Возврат таможенных платежей будет производиться исключительно в форме зачета в счет авансовых платежей.
При этом на возврат денег на авансовый счет предусмотрено пять рабочих дней. Со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания. Раньше срок составлял 30 дней.
Днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания является день регистрации таможенным органом скорректированной декларации на товары, корректировки таможенного приходного ордера, полной декларации на товары, а также иного документа, подтверждающего факт излишней уплаты (взыскания). На сумму излишне уплаченных таможенных платежей Таможня не будет начислять проценты.
При этом уведомление плательщика о начисленных процентах на сумму излишнего взыскания должно быть направлено плательщику не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем фактического зачета сумм излишне взысканных таможенных и иных платежей.
Закон расширил перечень лиц, которые освобождаются от обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Это лица, которые исполнили за три предыдущих календарных года обязанность по уплате таможенных платежей в сумме не менее 10 млрд руб. А совокупная стоимость активов такого декларанта за предшествующий календарный год превысила размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в десять и более раз.
Таможенный контроль
Закон № 289-ФЗ предусматривает автоматическую регистрацию и выпуск таможенных деклараций. Срок проведения таможенной экспертизы составит 20 календарных дней. При этом его могут продлить еще на 20 дней. Срок камеральной проверки — 90 календарных дней. Однако этот срок можно продлить на 120 календарных дней. Раньше Закон не определял эти сроки.
Также закон разрешил передавать третьим лицам условно выпущенные товары. Перемещаемые в несобранном или разобранном виде, для монтажа и наладки. Также в Законе № 289-ФЗ установлен срок рассмотрения таможней обращения лица о корректировке декларации и принятия решения.
Он составит 30 дней. А помещенные под процедуру свободного склада товары можно будет размещать на нескольких свободных складах.
Обжалование решений
Закон № 289-ФЗ предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров с таможенными органами. С 01.07.2019 он будет применяться в отношении решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, принятых по результатам контроля после выпуска товаров. В отношении остальных решений ФТС — с 01.01.2021.
Жалобу нужно будет подать в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение которого обжалуется. Жалоба на решение таможенного поста подается в таможню. Таможенный орган, решение которого обжалуется, направит жалобу с заключением и документами, необходимыми для принятия решения, в вышестоящий таможенный орган.
Не позднее пяти рабочих дней после дня ее поступления в таможенный орган.
С 2022 г. жалобу можно будет подать в виде электронного документа. Ее придется подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо. И усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.