Какие виды долгов возникают при ведении бизнеса
Все расчеты, связанные с ведением бизнеса, можно разделить на две большие группы: дебиторская задолженность (нам должны) и кредиторская (мы должны). Но внутри каждой из групп выделяется еще ряд видов:
— покупателей по отсрочкам платежа;
— поставщиков по перечисленным авансам – ожидается поставка материалов или товаров;
— бюджета или фондов – переплата по налогам и взносам;
— персонала – переплата по зарплате или выданные подотчетные суммы.
— перед поставщиками за поставленную продукцию или товары;
— перед покупателями по полученным авансам;
— перед бюджетом и фондами по начисленным налогам и взносам;
— перед персоналом по начисленной зарплате или невозмещенным подотчетным суммам.
Далее будем говорить, главным образом, о расчетах с контрагентами, потому что возможность управлять остальными видами задолженностей для компании ограничена.
Перечислять налоги и зарплату нужно в строгом соответствии с законом, любые просрочки здесь чреваты серьезными санкциями. Переплаты по зарплате лучше вообще не допускать. Что же касается подотчетных сумм, то долги по ним, как правило, невелики и быстро закрываются.
Задолженность бюджета и фондов перед компанией возможна, в основном это касается возмещения НДС и возврата средств из ФСС . Но здесь правила работы с долгами подробно регламентированы законом, и отдельная компания практически не может повлиять на них.
Как разделить задолженность на группы
Всю дебиторскую и кредиторскую задолженность можно разделить на группы по различным признакам.
- По контрагентам. Это первое, что приходит в голову – ведь общая задолженность складывается именно из долгов отдельных контрагентов перед бизнесом, или наоборот.
- По срокам. Если деньги должны поступить (или, напротив, их нужно заплатить) через несколько дней – это одна ситуация. А если срок наступает через три месяца или полгода – совсем другая. Чтобы понимать, как долги компании распределены по периодам, нужно составить специальный отчет — реестр старения задолженности.
Пример
Реестр старения дебиторской задолженности на 31.12.2019
Контрагент | Сумма | В том числе по срокам | ||
до 30 дней | 30-90 дней | свыше 90 дней | ||
ООО «Альфа» | 250 | 100 | 50 | 100 |
ООО «Дельта» | 1300 | 700 | 250 | 350 |
ООО «Сигма» | 500 | 280 | 220 | |
Итого | 2050 | 800 | 580 | 670 |
Из таблицы видно, что общая задолженность контрагентов перед компанией – более 2 млн руб. Но в течение ближайшего месяца поступит меньше половины от этой суммы. Поэтому, если у бизнесмена есть крупные срочные платежи, то нужно искать другие источники средств.
- По регионам и странам. Этот вариант актуален для тех бизнесменов, которые работают со многими партнерами в разных географических областях.
- По ответственным специалистам. С каждым поставщиком или покупателем работает менеджер, который отвечает за расчеты с ним. Премиальная часть вознаграждения специалиста должна зависеть от соблюдения подконтрольными ему контрагентами графика оплат или поставок.
- По значимости. Чтобы выделить наиболее важных для компании дебиторов и кредиторов, нужно провести ABC-XYZанализ. Он позволяет разбить всех контрагентов на группы, в зависимости от объемов закупки или поставок и стабильности сотрудничества.
Основные финансовые показатели, связанные с дебиторской и кредиторской задолженностью
В первую очередь нужно сопоставить дебиторскую (строка 1230 баланса) и кредиторскую задолженность (строка 1520). Лучше всего – когда они примерно равны, но дебиторская задолженность немного выше, то есть отношение ДТ / КТ находится в диапазоне от 1 до 1,1.
Если дебиторская задолженность существенно выше «кредиторки» — это значит, что бизнесмен «замораживает» значительную часть своих средств. Если же кредиторская задолженность превышает «дебиторку», то есть риск, что в нужный момент не окажется достаточно средств, чтобы рассчитаться с долгами.
Но, конечно, надо учитывать и другие факторы. Например, если у компании есть значительные средства на счете или ликвидные (легко реализуемые) товарные запасы, то она может при необходимости погасить кредиторскую задолженность за счет этих ресурсов.
Сопоставлять оба вида задолженностей нужно не только в целом (т.е. по балансу), но и в разрезе сроков. Здесь поможет реестр старения, который мы рассматривали в предыдущем разделе.
Также следует определить отношение обоих видов задолженности к выручке и активам (итогу баланса). Норматива здесь нет, но оба этих показателя с течением времени должны снижаться, или, как минимум — оставаться неизменными.
Если растет доля «дебиторки» в выручке или активах, это говорит о том, что компания «замораживает» в долгах все больше и больше своих средств. А если увеличивается доля «кредиторки», то это может привести к снижению финансовой устойчивости.
Еще один важный показатель – оборачиваемость задолженности в днях.
Он рассчитывается за период (месяц, квартал, год) по следующей формуле:
ОЗ = Т / (О / СЗ)
Т – длительность периода в днях.
О – обороты, для «дебиторки» это – выручка, для «кредиторки» – объем закупок за период.
СЗ — средняя задолженность за период.