В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.
При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора — судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Комментарий к Статье 240 ГК РФ
Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.
Другой комментарий к Ст. 240 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Норма комментируемой статьи не является новой. Ранее имелась соответствующая норма (ст. 142 ГК 1964 г.).
2. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519; 2003. N 9. Ст. 805; 2004. N 35. Ст. 3607) установил, что памятники истории и культуры заносятся в реестр.
В случае если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, обращаются:
в отношении объектов культурного наследия федерального значения — федеральный орган охраны объектов культурного наследия;
в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия.
Памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом либо по вине владельца земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, земельный участок, расположенный в границах территории объекта культурного наследия, являющийся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, либо земельный участок или участок водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, может быть безвозмездно изъят по решению суда в виде применения санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации) в соответствии с законодательством РФ (ст. 54 вышеназванного Федерального закона).
3. Европейский суд по правам человека в Страсбурге, рассматривая дело BEYELER против Италии, в котором истец возражал против применения государством преимущественного права покупки картины, приобретенной им за несколько лет до этого, признал, что государство вправе контролировать рынок культурных ценностей. В то же время неопределенность законодательства в этой области не должна приводить к тому, что государство получает выгоды от реализации своего права.
Неопределенность итальянского законодательства, в частности, состояла в том, что государство смогло применить свое право в 1988 г., хотя покупка картины состоялась в 1977 г. При этом выкуп был осуществлен по цене 1977 г., что было признано Европейским судом несправедливым.
Что относится к культурным ценностям?
Для того, чтобы возникло основание для выкупа таких объектов, требуется установить состав последних.
Соответствующее понятие содержится в целом наборе нормативных актов.
В частности, закон, регулирующий статус попавших на территорию Советского союза по итогам 2-й мировой войны и находящихся на российской территории ценностей, определяет их в качестве ценных предметов имущества, имеющих светское либо религиозное назначение, которые обладают художественным, историческим, а также научным и иным культурным значением. Среди примеров приводятся различные вещи, являющиеся произведениями искусства, рукописями, книгами, архивными документами, а также частями монументов.
Из этого определения следует, что речь идет о движимом имуществе.
Законодательство о ввозе и вывозе культурных ценностей также регулирует статус движимых вещей, обладающих культурным значением. Однако в нем указываются целые группы таких предметов, формируемые по одному из следующих признаков:
- созданные гражданами России;
- созданные лицами, не находящимися в гражданстве РФ, но на российской территории;
- предметы, которые были найдены в России;
- ценности, обнаруженные вне российской территории, но вывезенные на нее с согласия властей соответствующих стран;
- предметы, попавшие в Россию в результате актов культурного обмена.
Речь также идет и о недвижимом имуществе, которое обладает статусом культурной ценности. На это, в частности, указывает ст. 54 закона об объектах культурного наследия народов, проживающих в России.
Учитывая указанные особенности, для отнесения объектов гражданских прав к культурным ценностям достаточно наличия любого критерия относимости к ним.
Выкуп и публичные торги
Закон предусматривает 2 способа перехода права собственности на такие ценности. Речь идет о выкупе в принудительном порядке, либо об организованных торгах. Ценность этих предметах выражается не только в их культурном значении, но в сумме, которую за них могут предложить ценители.
Особенности выкупа
При этой процедуре, выкупающим субъектом может выступать только государство. Вопросы стоимости, которая компенсируется собственнику, решаются путем переговоров между сторонами. Если они не могут прийти к консенсусу, указанные действия производятся судом.
Учитывая состязательность процесса, представитель государства несет бремя доказывания той цены, на которой он настаивает. Для ее определения необходимо будет привлечь эксперта, который проведет оценку.
Особенности продажи с публичных торгов
Этот способ применяется в случаях, когда представитель государства не настаивает на выкупе. В них может участвовать любое лицо, соответствующее требованиям регламента. Победителем выступает участник, предложивший самую крупную денежную сумму.
Бывший собственник вправе рассчитывать на вырученные деньги. Из них будут вычтены затраты, связанные с организацией торгов, включая расходы на обеспечение безопасности лота. Кроме того, полученная сумма будет уменьшена на затраты, необходимые для устранения полученных проданным предметом повреждений.
Если реализован земельный участок, на котором находятся археологические или другие недвижимые объекты, то вычету подлежат суммы, необходимые для поддержания их в надлежащих кондициях.
Особенности судебной процедуры
Инициировать принудительное изъятие таких вещей возможно только в судебном порядке. Это касается как проведения торгов, так и осуществления выкупа.
Если объект включен в реестр соответствующего уровня, то истцами могут выступать структуры Минкульта, а также аналогичные региональные и муниципальные органы. Бремя доказывания бесхозяйственного содержания возлагается на них.