Создание и порядок государственной регистрации юридических лиц

Регистрация любого вида юридического лица в ближайшей налоговой инспекции — это непременное условие для всех организаций, которые хотят вести бизнес. Причем делать это придется вне зависимости от формы собственности, размера и статуса фирмы. Касается это даже индивидуальных предпринимателей.

На территории страны запрещено функционировать любому образованию, если оно не подтвердило правоспособность и дееспособность в специальных органах. Порядок, в котором должна проходить процедура, установлен законодательно, как и перечень документов для нее.

Где проводится

Эта обязанность возложена на соответствующую инспекцию. Для них город условно делится на районы, для каждого из них выделен свой офис. Проще всего определить, какое именно отделение поможет в открытии предпринимательства, через специальный сервис от федеральной налоговой службы.

Там достаточно будет ввести свой город и улицу, чтобы он выдал адрес ближайшего ФНС. Найти его можно, даже если просто спросить в поисковой строке. Обычно ближайшая будет именно той, что нужна.

Стоит отметить, что для ИП учитывается место жительства будущего владельца, а для других видов собственности это местоположение — юридический адрес фирмы.

Это деятельность по внесению изменений в государственный реестр. Они меняют данные, когда требуется создать новое ООО, изменить его, реорганизовать, ликвидировать или провести другие действия в отношении ОАО, ИП и иных предприятий. Когда они прекращают свою деятельность, то вносятся соответствующие сведения.

Для каждого из указанных выше действий есть отдельный регламент, который прописывается порядок, сроки и определенный пакет документов — один для регистрации юридического лица, другой для его ликвидации и так далее. Там же прописан срок, в течение которого госорган должен дать ответ и выдать подтверждение правомерного статуса или обоснованный отказ.

Процесс, через который нужно пройти, довольно простой. Представим его в форме небольшой схемы:

У принявшего бумаги сотрудника есть 5 суток, чтобы принять решение в соответствии с правомерностью и законом. Если все было подготовлено и собрано правильно, то обычно выдается свидетельство. Но если специалист решит, что новое заведение будет мешать людям по соседству — возникнут проблемы.

Законом не запрещено регистрировать ООО на адрес, где проживает директор. Но важно, чтобы предстоящее производство не нарушало права и свободы граждан, которые проживают в том же доме или рядом.

Какие документы могут оказаться нужны для создания, оформления и регистрации юр лица в ближайшей налоговой — схема

Помните, что с 2018 года каждого предпринимателя, который планирует открыть свое дело, обязывают указывать электронную почту. Поэтому стоит подготовиться, если его нет, то заранее создать, чтобы не пришлось это делать в спешке в последний момент. Кроме того, почта значительно ускоряет многие процессы, которые происходят в любой компании.

Давайте разберемся, что еще понадобится.

Согласно законодательству есть определенный пакет документации, которые точно потребуются, если вдруг захочется открыть свое дело.

  • заявление от собственника или будущих владельцев;
  • подготовить решение от единственного предпринимателя или в виде протокола собрания, договора или иного подтверждения;
  • подлинники учредительных документов и их копии, заверенные у нотариуса;
  • выписка из реестра иностранных юр лиц или иное доказательство статуса учредителя из другой страны, если он имеется;
  • квитанция, которая докажет, что госпошлина была оплачена.

Рассмотрим некоторые пункты подробнее, чтобы не оставалось вопросов, как сделать и оформить юридическое лицо. Помните, что государственный служащий не имеет права требовать бумаги, которые не указаны как обязательные согласно 129-ФЗ от 8.08.2001.

Заявление

Законодательно утверждена определенная форма бланка, которую необходимо соблюдать. Образец легко отыскать на сайте ФНС или взять сразу у служащего, который будет принимать пакет документации.

Обязательно прописывать все данные, которые есть в учредительных документах. Если в уставных или иных файлах не окажется какой-то информации, которая потребуется для регистрации юр лица — это значит, что нарушен порядок. Чтобы обзавестись свидетельством в дальнейшем, придется сначала исправить недоработки устава.

В заявлении всего 11 страниц, все они обязательны к заполнению. Важно сделать это корректно и без помарок или ошибок, иначе придется переписывать.

Что следует внимательно указывать и перепроверять корректность перед сдачей госслужащему:

  • юридический адрес;
  • сумма уставного капитала;
  • указаны ли все учредители с Ф. И. О. и долей в УК, а также их статус в образующейся фирме;
  • чем планируют заниматься;
  • кто подает бумаги.

Государственная пошлина

Чтобы отправить документы и стать обладателем положительного решения, нужно также заплатить госпошлину. Ее размеры будут зависеть от типа компании, от формы.

Например, для общественных организаций, в которых будут работать инвалиды, а также для их подразделений, эта сумма не будет превышать 1400 руб. Политические партии будут оплачивать 3500 руб., если открыты в регионе. А остальные фирмы обязаны отправить 4000 руб.

Порядок и способы создания юридических лиц

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство контролирует законность их создания в интересах участников имущественного оборота. Из этого вытекает требование об обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст.

51 ГК). Для детального регулирования порядка государственной регистрации юридических лиц принят специальной ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8.08.2001 г.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) – в большей части организаций, собственник их имущества или уполномоченный орган – при создании унитарных предприятий или учреждений, а также иные лица, вносящие имущественные вклады (фонды).

Законодательству известны различные порядки регистрации юридических лиц:

1. Явочно-нормативный. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица.

Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создаётся большинство ЮЛ.

2. Разрешительный. Этот порядок предусмотрен в качестве исключения для ЮЛ, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью.

Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего ЮЛ, что служит общим интересам участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, а также юридические лица, могущие занять доминирующее или монопольное положение на рынке определенных товаров. Т.о.

очевидна невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике.

Юридическое лицо считается созданным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п.2 ст. 51), с этой же даты возникает и его правоспособность. Государственной регистрации подлежат также все изменения статуса ЮЛ, его Устав.

Регистрация осуществляет ИФНС либо органами юстиции в порядке, предусмотренном ФЗ. ИФНС (органы юстиции) ведёт также и Реестр, который находится в свободном доступе, чтобы каждый мог получить информацию о потенциальном партнёре посредством выписки.

Процесс государственной регистрации начинается с момента фактической подачи документов в регистрирующий орган.

Список документов установлен в ст. 12 ФЗ:

  • подписанное заявителем заявление по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.

На втором этапе производится обязательная проверка регистрирующим органом предоставленных документов. Проверка состоит из двух стадий: внешней проверки (полнота представления, порядок составления, наличие реквизитов) и внутренней проверки содержания документов на соответствие законодательству РФ.

После всесторонней проверки производится собственно регистрация юридического лица. Срок регистрации исчисляется со дня фактической подачи документов, и согласно ФЗ не должен превышать пяти рабочих дней. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителем (учредителями) в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени регистрируемого юридического лица без доверенности.

Также смотрите  Сроки выплаты декретных в 2022 году

Специальными федеральными законами может устанавливаться порядок регистрации отдельных юридических лиц.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан выдать документ в бумажном виде по запросу заявителя. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, порядок и сроки их предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 51 ГК РФ. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Комментарии к ст. 51 ГК РФ

Государственная регистрация юридических лиц — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных предусмотренных законодательством сведений о юридических лицах.

Государственная регистрация производится в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Осуществление государственной регистрации возложено на органы Федеральной налоговой службы (регистрирующий орган).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

— учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

— документ об уплате государственной пошлины.

Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию юридического лица, установлен пунктом 1 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в сумме две тысячи рублей.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Также смотрите  Детские сады рядом с домом

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием внесения записи в реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Основания отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Таковыми являются:

— непредставление необходимых для государственной регистрации документов;

— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (в этом случае не может быть зарегистрировано новое юридическое лицо, создаваемое в порядке реорганизации юридического лица, в отношении которого осуществляется процедура ликвидации).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, рассматриваемые в качестве таких оснований.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Образование (учреждение) юридических лиц

1. Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК ( ст. ст. 50.1 — 52 ), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц.

При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих ( п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих ( п.

3 ст. 50 ГК) организаций.

В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц.

1. Явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода решение о создании юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания.

В законе установлены правила создания, указывается перечень документов, которые следует представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные) требования. И обратиться («явиться») в регистрирующий орган.

Требования соблюдены — производится регистрация. Данный порядок в настоящее время преобладает в Российской Федерации.

2. Распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.

3. Разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и правомерности процедуры его учреждения. Например, на создание коммерческой организации требуется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд.

руб. ( п. 4 ч.

1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

2. В процедуре образования юридического лица можно выделить следующие этапы:

1) принятие решения об учреждении юридического лица;

2) государственная регистрация юридического лица.

При создании юридического лица одним лицом решение об учреждении принимается учредителем единолично. В случае если юридическое лицо учреждается несколькими учредителями, решение о его создании должно быть принято единогласно.

В решении об учреждении юридического лица указываются следующие сведения:

— об учреждении юридического лица;

— об утверждении его устава;

— о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;

— об избрании (назначении) его органов;

— о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица (только для юридических лиц корпоративного типа) ( ст. 50.1 ГК).

3. Принятие решения об учреждении юридического лица сопровождается созданием и утверждением учредительного документа, который определяет его правовое положение.

Учредительным документом юридического лица в соответствии с ГК является устав. Исключением являются хозяйственные товарищества, которые осуществляют свою деятельность на основании учредительного договора, имеющего юридическую силу устава ( абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК).

В учредительных документах должны содержаться сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм и видов. Сведения, необходимые для включения в устав юридического лица, таким образом, могут конкретизироваться в соответствии с ГК и иными федеральными законами. Например, в соответствии с ч.

3 ст. 11 Закона об акционерных обществах в устав акционерного общества, помимо указанных выше сведений, включаются сведения о правах акционеров, о размере уставного капитала, о размещаемых обществом акциях и др.

В уставе некоммерческой организации, а также в уставе унитарного предприятия в силу особого статуса таких юридических лиц должны содержаться сведения о предмете и целях их деятельности. По общему правилу сведения о предмете и целях деятельности коммерческой организации необязательны для включения в ее устав (но могут быть, а иногда должны быть включены).

Юридическое лицо может быть зарегистрировано, если представлен типовой устав. Формы типовых уставов утверждаются уполномоченным государственным органом. При этом сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, должны включаться в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

При использовании юридическим лицом типового устава сведения о наименовании, фирменном наименовании и месте нахождения юридического лица указываются только в ЕГРЮЛ.

Примерами могут служить Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная компания «Российские автомобильные дороги», Агентство по страхованию вкладов, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и др. Юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность со дня занесения данных о нем в ЕГРЮЛ.

4. Государственная регистрация юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственным органом, уполномоченным в области регистрации юридических лиц, являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы — в отношении коммерческих организаций. В отношении некоммерческих организаций таким уполномоченным органом выступают Министерство юстиции РФ и его территориальные органы ( ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях); в отношении кредитных организаций — Банк России ( ст.

12 Закона о банках и банковской деятельности).

5. Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает единый порядок регистрации вне зависимости от вида и организационно-правовой формы юридического лица. Однако федеральными законами устанавливаются особенности регистрации отдельных видов юридических лиц (политических партий, религиозных организаций, банков, страховых организаций и т.д.).

Для регистрации юридического лица в уполномоченный орган подаются документы, исчерпывающим образом определенные законом. Требование государственного органа о представлении иных документов признается незаконным. Документы могут быть поданы как непосредственно в территориальный регистрирующий орган (в том числе посредством электронного документооборота через единый портал государственных и муниципальных услуг), так и через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК до государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган обязан проверять сведения, содержащиеся в документах, представленных для регистрации, на предмет их достоверности.

Таким образом, проверка документов осуществляется не только по формальному признаку (соответствие закону), но и по содержанию (соответствие действительности). Несоответствие содержащихся в поданных на регистрацию документах сведений действительности должно являться основанием для отказа в регистрации. Например, одним из оснований для отказа в государственной регистрации является наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица ( подп.

«р» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

6. Сведения о вновь созданном юридическом лице заносятся в ЕГРЮЛ, который открыт для всеобщего ознакомления. При этом ГК в п. 2 ст.

51 закрепляет принцип публичной достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, в соответствии с которым лицо, действовавшее в гражданском обороте, полагаясь на данные о своем контрагенте — юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считается добросовестным. Юридическое лицо по общему правилу не вправе ссылаться на недостоверность таких данных, например на отсутствие полномочий у лица, заключившего сделку от имени юридического лица и значащегося в реестре в качестве единоличного исполнительного органа.

Также смотрите  Восстановление на работу по решению суда пошаговая инструкция

Юридическое лицо освобождается от ответственности перед контрагентом за недостоверность или недостаточность сведений, включенных в реестр, в случаях, если: 1) контрагент заведомо знал или должен был знать о недостоверности сведений; 2) недостоверные сведения включены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица, например в результате недобросовестного поведения должностных лиц регистрирующих органов.

Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 23) . Отказ в государственной регистрации может быть оспорен в судебном порядке.

Регистрация юридического лица в 2022 году: пошаговая инструкция

Любая фирма считается созданной только после государственной регистрации юридического лица (п. 8 ст. 51 ГК РФ). Существуют разные формы юр. лиц, включая АО, КФХ, унитарные предприятия и кооперативы. Но они не подходят для малого бизнеса. Начинающим предпринимателям нужна процедура регистрация юридического лица в форме ООО. Об этом наш материал.

Пройти госрегистрацию не сложно: нужно собрать учредителей, подготовить документы и направить их в налоговую. Мы составили порядок действий из 10 шагов. Его можно сократить: подготовьте документы для регистрации юридического лица в Dokia — откроете фирму в 3 раза быстрее. Это бесплатно.

Где зарегистрировать юридическое лицо

Орган регистрации юридических лиц — налоговая служба (ст. 2 закона № 129-ФЗ). Она ведет специальный реестр — ЕГРЮЛ, в котором есть информация про все действующие в России фирмы. Результат госрегистрации — внесение в ЕГРЮЛ записи о новом юр. лице.

Не каждая инспекция принимает документы на госрегистрацию. Для этого в регионах создают специальные регистрационные центры. Обычно на территории города действует только один орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц. Например:

  • в столице — МИФНС № 46 по г. Москве;
  • в СПб — МИФНС № 15 по г. Санкт-Петербургу;
  • в Ростове — МИФНС № 26 по Ростовской области.

Ни одна другая налоговая заявление о регистрации юридического лица в этих городах не примет. Узнайте заранее, какая налоговая отвечает за госрегистрацию в вашем регионе. Или не ходите в налоговую — есть и другие способы подачи документов. О них позже.

Документы для регистрации юридического лица

Состав документов для государственной регистрации юридического лица зависит от количества учредителей (ст. 12 закона № 129-ФЗ). Вот какие документы вам могут понадобиться.

1 учредитель 2+ учредителя
1. Устав (если не типовой)
2. Решение об учреждении
3.

Форма 26.2-1 для УСН
4. Квитанция на госпошлину
5. Гарантийное письмо или выписка из ЕГРН
6.

Форма Р11001

1. Устав (если не типовой)
2. Протокол общего собрания
3.

Учредительный договор
4. Форма 26.2-1 для УСН
5. Квитанция на госпошлину
6.

Гарантийное письмо или выписка из ЕГРН
7. Форма Р11001

Ниже мы покажем, как будут выглядеть готовые документы и что в них нужно писать.

Шаг 1. Придумать название

Фирму регистрируют под определенным наименованием (п. 1 ст. 54 ГК). Оно может повторять названия других компаний, законом о регистрации юридических лиц это не запрещено. У фирмы может быть сразу три наименования (ст. 4 закона № 14-ФЗ):

Наименование Язык Пример
Полное — обязательно Русский Общество с ограниченной ответственностью «Докиа»
Сокращенное — по желанию Русский ООО «Докиа»
Иностранное — по желанию Иностранный, языки народов РФ Private Limited Company Dokia,Ltd Dokia

Обратите внимание:

Для наименований юрлиц предусмотрены ограничения (п. 4 ст. 1473 ГК). Например, нельзя включать в название такие слова как «Россия», «Москва» или «МВД», нельзя использовать ругательства и обозначения, которые противоречат принципам гуманности и морали.

Шаг 2. Подобрать юридический адрес

В заявлении о регистрации юридического лица всегда указывают адрес офиса, по которому будет работать фирма. Это может быть:

  • адрес прописки директора или учредителя;
  • съемный или собственный офис;
  • адрес массовой регистрации.

По закону подтверждать юрадрес не нужно. Но орган регистрации юридических лиц всегда может поставить под сомнение достоверность адреса. Чтобы этого не произошло, приложите к документам на регистрацию:

  • гарантийное письмо от собственника съемного офиса;
  • выписку из ЕГРН, если регистрируете фирму по месту жительства;
  • согласие собственников квартиры.

Шаг 3. Выбрать коды ОКВЭД

Что это. Коды ОКВЭД — это виды бизнеса, которыми будет заниматься фирма. Их тоже указывают в заявлении о регистрации юридического лица при создании. Нужно указать минимум 1 основной код — это приоритетный для компании вид бизнеса. В дополнение можно указать сколько угодно дополнительных кодов.

Какие коды указывать. Все нужные коды есть в классификаторе ОК 029-2014. В нем встречаются коды с количеством знаков от 2 до 6. В заявлении можно указывать только 4-, 5-, и 6-значные коды. Рекомендуем использовать 4-значные коды группы. Это поможет одновременно охватить все 5- и 6-значные коды, которые входят в эту группу.

Например, если вы планируете открыть автошколу, укажите основной код 85.42 «Образование профессиональное дополнительное». Эта группа охватывает деятельность автошкол, работу учебных центров ДПО, обучение по охране труда и даже курсы по выживанию.

Искать коды можно вручную в справочнике или подобрать автоматически в нашем конструкторе. Алгоритм подберет нужные коды по ключевым словам и автоматически впишет их в заявление.

Шаг 4. Определить уставный капитал

Любой фирме нужен уставный капитал. Это имущество компании, которым она гарантирует исполнение обязательств перед кредиторами. Если форма регистрации юридического лица — ООО, компании нужен уставный капитал минимум в 10 тысяч рублей (п. 1 ст. 14 закона № 14-ФЗ). Бывает что нужно больше — например, для получения лицензии на алкоголь.

Уставный капитал определяют учредители. Они устанавливают сумму, распределяют между собой доли в уставном капитале и определяют порядок его оплаты. Договоренности фиксируют в учредительном договоре.

Обратите внимание:

Внести уставный капитал на расчетный счет фирмы нужно за 4 месяца после завершения государственной регистрации юридического лица. Если пропустить этот срок, учредитель теряет свою долю, она переходит самой фирме, а затем распределяется между другими участниками (ст. 16 закона № 14-ФЗ).

Шаг 5. Подготовить устав и учредительный договор

Для государственной регистрации в качестве юридического лица фирме нужен устав. Это учредительный документ — набор правил, по которым будет работать компания. На его основании учредители решают все спорные и проблемные вопросы.

Например, можно ли партнерам продавать свои доли, как утверждаются решения общего собрания и какие права есть у участников.

Регистрируя ООО, у учредителей есть два варианта: составить индивидуальный устав или выбрать типовой (ст. 12 закона № 14-ФЗ).

Типовой устав упрощает учредителям жизнь. Можно выбрать один из 36 вариантов и ничего не составлять самостоятельно. Чтобы не читать все, используйте сервис подбора типовых уставов от ФНС. Алгоритм задаст несколько вопросов и подберет подходящие варианты. Останется только указать нужный в форме на регистрацию юридического лица.

Индивидуальный устав составляют, когда не подошел типовой. Например, если учредители хотят использовать печать, открывать в будущем филиалы фирмы или обезопасить себя на случай спорных вопросов с партнерами. Это длинный и сложный документ, его можно:

  • заказать у юристов;
  • сформировать в онлайн-конструкторе Dokia;
  • скачать и заполнить самостоятельно.

Учредительный договор составляют, когда у фирмы несколько учредителей — это требование закона (п. 5 ст. 11 закона № 14-ФЗ).

Договор помогает партнерам урегулировать вопросы организации общего бизнеса. Например, определить доли в уставном капитале, назначить ответственного за регистрацию в качестве юридического лица или ввести штрафы за просрочку сроков внесения уставного капитала.

Шаг 6. Подготовить решение или протокол

Решение об учреждении фирмы нужно оформить документально. Это основание для регистрации юридического лица. Порядок оформления решения зависит от количества учредителей.

Решение единственного учредителя оформляют, когда бизнес открывают самостоятельно — без партнеров. Все решения предприниматель принимает самостоятельно, включая вопросы назначения директора, определения размера капитала или фирменного наименования компании.

Протокол общего собрания оформляют, когда у фирмы несколько учредителей. Все решения партнеры должны принимать сообща: совместно рассматривают повестку дня, голосуют и пакуют результаты голосования в протокол.

И решение, и протокол входят в комплект документов для регистрации юридического лица.

Adblock
detector