Штраф за проживание не по месту регистрации

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Комментарии к ст. 19.15 КОАП РФ

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм.

и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (с изм.

и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изм. и доп.).

2. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (РГ.

2010. 5 марта)). Названным выше Законом РФ (ст.

3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.

3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Содержание понятий «место пребывания» и «место жительства» определено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, указанном в п. 1 комментария к данной статье.

Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства.

Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.

Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации.

В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изм.

и доп. на 11 ноября 2010 г.), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление.

Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 — 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.

Следует учитывать, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации», либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.

4. Субъектом предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, а ч.

2 — юридическое лицо, должностное либо физическое лицо, ответственные за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (см. ст. 2 Закона), должностные лица, ответственные за выдачу и замену паспортов, обеспечение контроля за регистрацией граждан.

Также смотрите  Можно ли курить около подъезда

При этом законодателем в данной статье не установлены дифференцированные штрафные санкции для юридических и должностных лиц.

К ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

5. С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность, например при несвоевременной замене документа, удостоверяющего личность (паспорта).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ > Раздел II > Глава 19 > Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации

1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Примечание. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;

если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), подопечными, супругами детей, родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, супругами родителей, родными братьями и сестрами, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), подопечными, супругами детей, родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, супругами родителей, родными братьями и сестрами, бабушками, дедушками или внуками.

  • Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)
  • Статья 19.15.2. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении

Судебная практика по статье 19.15 КоАП

Решение квалификационной коллегии основано на статьях 3, 12.1, 20.2 Закона о статусе судей, статьях 4, 6, 11, 12 Кодекса судейской этики, статьях 197, 199, 230 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), статьях 12.2 и 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), а также на Законе Российской Федерации от 25 июля 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 19-П, постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2016 г.

N 13 «О судебной практике применения судами законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей».

Постановлением должностного лица органа внутренних дел производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15.1 КоАП Российской Федерации, в отношении В.И. Сергиенко было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Решением Октябрьского районного суда города Белгорода от 16 апреля 2018 года данное постановление было отменено, а производство по делу об указанном административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации).

Полагая, что такое решение свидетельствует о незаконности ранее обжалованных действий сотрудников полиции, В.И. Сергиенко обратился в суд с заявлением о пересмотре решения Октябрьского районного суда города Белгорода от 30 апреля 2014 года по вновь открывшимся обстоятельствам.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, с 21 февраля 2017 года (приказ о трудоустройстве Терентьева Н.Н.) до 18 сентября 2018 года (обращение в военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов города Красноярска Красноярского края и постановка на воинский учет) административный истец, эту обязанность как лицо, не имеющее отсрочки от призыва, не исполнил, к административному ответчику в двухнедельный срок с момента переезда на новое место жительства (место пребывания), расположенное за пределами территории муниципального образования, где он проживал ранее не явился, проживал в городе Красноярске, не имея регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания (частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации).

Можно ли проживать не по месту регистрации и чем это грозит

Прописка

Мы давно привыкли, что человек может жить не там, где прописан. Чаще всего люди снимают жилье, другие живут у родственников или знакомых, причем иногда за сотни километров от места регистрации. Мы выяснили, какие проблемы могут возникнуть в этом случае и к чему следует быть готовым.

Также смотрите  Чем отличается договор оферты от обычного договора

Что такое регистрация и прописка: разница

В народе прижилось слово «прописка», но этот термин был актуален во времена СССР, сейчас использовать его некорректно. Официально регистрационный учет – это фиксация сведений о месте жительства гражданина РФ. Нужно понимать, что это понятие включает в себя и регистрацию по месту жительства, и регистрацию по месту пребывания.

Согласно Конституции РФ, каждый гражданин России имеет право свободного перемещения и выбора места своего проживания. А значит, нет ничего незаконного в том, что человек зарегистрирован в одном месте, а проживает в другом. Однако в этом случае имеется ряд «подводных камней», о которых следует знать.

Место жительства и место пребывания

Местом постоянного жительства могут быть квартира, частный дом, общежитие, служебное жилье и ряд других помещений. Его адрес обязательно должен быть отмечен в паспорте – говорят, что гражданин зарегистрирован по данному адресу. По месту жительства человек может получать медицинскую помощь и другие социальные услуги.

Если же человек проживает вне места регистрации до 90 календарных дней, то такое жилье называется местом пребывания. Чаще всего это съемные квартиры и дома, но могут быть и санатории, гостиницы, больницы и так далее. Иными словами, это место, где человек находится не более трех месяцев – например, во время отдыха у родственников или в отеле курортного города.

Данная информация нигде отмечаться не должна.

Когда нужно оформлять регистрацию

Постоянная регистрация должна быть у каждого человека, о ней ставится отметка в паспорте. Если место жительства меняется, нужно сообщить в МВД новый адрес прописки в течение 7 дней.

Временную регистрацию нужно оформлять только при переезде в другой регион — не тот, где у вас есть постоянная прописка. Это нужно сделать не позднее 90 дней с момента переезда. То есть до трех месяцев можно жить и без временной регистрации, а в пределах одного региона она вообще не понадобится.

Если жить в Казани и поехать на постоянную работу в Москву, по закону спустя три месяца нужно оформить там временную регистрацию. Для съемной квартиры понадобится согласие собственника. В гостинице или пансионате регистрирует администрация. Если нет жилья, можно зарегистрироваться в организациях социального обслуживания.

Если нет регистрации

Если наниматель квартиры в другом регионе не оформил временную регистрацию, то и он, и собственник жилья совершили нарушение. Их можно оштрафовать по ст. 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ. Причем под статью попадает как умышленное нарушение, так и совершенное по неосторожности.

Штрафы для граждан за нарушения при регистрации:

  • Проживание без регистрации или нарушение правил в Москве и Санкт-Петербурге — от 5000 до 7000 Р (для владельцев жилья), от 3000 до 5000 Р для проживающих;
  • Проживание без регистрации или нарушение правил — в другом регионе — от 2000 до 5000 Р (для владельцев жилья), от 2000 до 3000 Р для проживающих.
  • Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения для владельцев жилья в Москве и Санкт-Петербурге — от 3000 до 5000 Р.
  • Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения для владельце жилья в другом регионе -от 2000 до 3000 Р.

Оштрафовать на такие суммы могут за каждого незарегистрированного человека и даже несколько раз. Если нарушитель — должностное лицо или организация, то штрафы будут выше. Для иностранцев предусмотрена отдельная статья — ст. 18.8 КоАП РФ.

Еще есть уголовная ответственность за фиктивную регистрацию, когда у человека нет намерения жить по указанному адресу. Штраф по статье 322.2 УК РФ за это составляет от 100 000 до 500 000 Р.

Кто может избежать штрафа

Есть условия, когда даже при наличии нарушения можно избежать штрафа по статьям 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ.

Раньше за проживание без регистрации и нарушение правил нельзя было штрафовать в таких случаях:

  • если у человека нет временной регистрации, но есть постоянная в том же регионе. Аналогично для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Севастополя и Крыма;
  • если срок временного проживания не больше 90 дней;
  • если без регистрации живут супруги, родные и усыновленные дети, супруги детей, родители и их супруги, бабушки, дедушки или внуки владельца жилья. При этом у самого владельца есть регистрация в этом же помещении. За нарушение правил по такому основанию не оштрафуют только проживающих. Владелец избежит ответственности по ст. 19.15.2 только при регистрации проживающих в том же регионе, родственные отношения не влияют.

С 28 февраля 2021 года заработали изменения, внесенные в административный кодекс. Они помогут избежать штрафа за проживание без регистрации — если она не оформлена вовремя или ее вообще нет.

Это послабление касается членов семьи — то есть ситуации, когда в квартире живут родственники владельца. Раньше тоже была возможность избежать штрафа, но теперь жить и принимать близких без прописки смогут больше людей: круг родственников, не подлежащих наказанию, стал шире.

То есть с 28 февраля в число лиц, которым не грозит штраф за отсутствие регистрации, также вошли подопечные, усыновители, опекуны, попечители, родные братья и сестры.

Например, Елена переехала из Челябинска в Москву. За ней решила переехать сестра. Она купила новостройку и пока что живет в квартире Елены, но без регистрации. Раньше Елену и сестру могли бы оштрафовать на 5000 Р каждую. Но с 28 февраля их родственные отношения помогут законно избежать ответственности и сохранить 10 000 Р.

Но если речь не о проживании без регистрации, а о нарушении правил по статье 19.15.2, то есть недостоверных данных или несоблюдении сроков, то сестру Елены не оштрафуют — она родственница, а вот саму Елену могут. Потому что по этой статье у собственников жилья отдельное основание для освобождения от ответственности. Если бы у сестры была постоянная регистрация в том же регионе, Елену бы точно не оштрафовали.

Если штраф выписан по старым правилам

Если протокол о нарушении составлен до 28 февраля 2021 года, когда братьям, сестрам и приемным семьям еще не давали послаблений по поводу оформления регистрации, штраф можно не платить.

В таких случаях действует норма статьи 1.7 КоАП РФ: если закон смягчает ответственность, нарушение есть, но штраф не уплачен, нарушитель от него освобождается. То есть тут закон имеет обратную силу. Если вас или кого-то из близких оштрафовали до 28 февраля, а после могли бы уже не штрафовать, ничего не платите.

Проживание не по месту регистрации: рамки ответственности

Отсутствие прописки вызывает множество вопросов. Но проблемы возникают и тогда, когда регистрация по определенному месту жительства есть, однако фактически по указанному в паспорте адресу человек не проживает. В этом случае можно оказаться фигурантом административного или уголовного дела, предусматривающего ответственность за проживание не по месту регистрации.

Можно ли жить и не прописываться

Ответ на вопрос, можно ли обойтись без прописки, стоит искать в Законе РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — закон № 5242-1). Он обязывает граждан вставать на регистрационный учет по месту временного пребывания или постоянного жительства.

Также смотрите  Нужно ли соглашение на расторжение ипотечного договора

В соответствии с абз. 1 ст. 6 закона № 5242-1 при смене постоянного места жительства гражданин России должен собрать и подать пакет документов для регистрации в другом помещении не позднее недели после прибытия.

В случае переезда на временное место проживания, если планируемый срок пребывания превысит 90 дней, гражданин обязан успеть в этот период там временно прописаться (абз. 1 ст. 5 закона № 5242-1).

Таким образом, государством установлена обязанность соблюдать правила регистрации. Следовательно, в случае их нарушения возникают основания для юридической ответственности за отсутствие регистрации по месту жительства.

Правила регистрации иностранца

Для иностранцев и лиц без гражданства установлены строгие правила регистрации. В частности, на подачу заявления им отводится 7 рабочих дней с момента получения официального вида на жительство или разрешения на проживание.

Если они пребывают в РФ временно, принимающая сторона должна в аналогичный срок письменно уведомить о прибытии в место нахождения, например, в случае поездки по рабочему приглашению. В противном случае ответственность лежит именно на ней.

Документы подаются в районном отделе полиции МВД. К заявлению прилагаются:

  • паспорт или иной документ, устанавливающий личность иностранца;
  • вид на жительство или официальное разрешение на временное проживание;
  • документы, которые подтверждают законное основание пользования жильем, например, договор аренды;
  • квитанция об уплате госпошлины в размере 350 рублей.

К оригиналам следует приложить копии.

После того, как регистрационный орган получит документы, в тот же день проставляется соответствующая печать на виде на жительство или разрешении на пребывание.

Кому грозит выдворение

Постановка на миграционный учет — отнюдь не формальный процесс. В теории он подразумевает не только наличие штампа на документе, но и проживание человека в указанном помещении.

На практике же дело с иностранцами обстоит следующим образом. Предположим, иностранный гражданин находится в месте временного пребывания или временного проживания, то есть нахождение, например, в гостиничном номере, является краткосрочным. Выявить отсутствие зарубежного гостя достаточно легко, поэтому и негативные последствия неизбежны.

Если иностранный гражданин прописан в жилом помещении как в постоянном месте жительства, то его непродолжительный отъезд может и не потребовать перерегистрации. Следовательно, каждый случай индивидуален.

И все же, если будет установлено, что иностранец нарушил правила проживания, он понесет юридическую ответственность. Ее не избежит и лицо, которое его прописало.

Таким образом, если проживаешь в одном месте, а прописан в другом, а также при других нарушениях миграционного учета иностранцем, придется отвечать по следующим правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ):

Норма КоАП РФ Нарушение Санкция
П. 1 ст. 18.8 Нарушение правил миграции (в том числе отсутствие прописки и проживание не по ее адресу). Штраф от 2 до 5 тысяч рублей с возможностью выдворения за пределы страны.
П.

3 ст. 18.8

Нарушение тех же правил в Москве, МО, Санкт-Петербурге или ЛО. Штраф 5-7 тысяч рублей с выдворением за границы РФ или без него.
П. 4 ст.

18.8

Повторное нарушение правил. Штраф 5-7 тысяч с выдворением.
П. 5 ст. 18.8 Повторное нарушение правил при нахождении в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области. Штраф 7-10 тысяч с выдворением из РФ.

Немаловажно, что выдворение за повторное нарушение правил во всех субъектах РФ, кроме Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, возможно только в форме принудительного действия.

В перечисленных четырех регионах может применяться как принудительное выдворение, так и контролируемый выезд за границу РФ за счет иностранца или лица, которое его принимало.

Ответственность хозяина квартиры за прописку иностранца, живущего по другому адресу

Ответственность за регистрацию без проживания, то есть за фиктивную регистрацию, несет не только иностранец, но и хозяин квартиры. И эта ответственность будет уже не административной, а уголовной.

Согласно ст. 322.2 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), за фиктивную прописку иностранца или апатрида по месту жительства в квартире или доме хозяину грозит одно из следующих наказаний:

  • штраф в сумме от 100 до 500 тысяч рублей или в размере совокупного дохода за 3-летний период;
  • исполнение принудительных работ до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

Ответственность предусмотрена и за фиктивный учет иностранцев по месту пребывания (ст. 322.3 УК РФ). Причем санкции те же, что и по ст. 322.2 УК РФ.

Важно, что прописка и проживание по разным адресам в одном городе для иностранцев неприемлема, поэтому за нее отвечает и прописанное лицо, и тот, кто его поставил на регистрационный учет.

Если хозяин жилья поможет в раскрытии преступления, то он избежит уголовного наказания.

Последствия для допустивших проживание граждан не по месту регистрации

Россиянину по ст. 19.15.1 КоАП РФ грозит штраф за проживание не по прописке в размере от 2 до 3 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге эта сумма увеличивается до 3-5 тысяч.

Ответственность хозяина помещения — физического лица — варьируется в пределах 2-5 тысяч. В Москве и Санкт-Петербурге она возрастет до 5-7 тысяч.

Если собственник — юридическое лицо, размер штрафа составит 250-750 тысяч рублей, в городах федерального значения — 300-800 тысяч.

Существует вероятность, что проживание не по месту регистрации стало следствием ошибки сотрудника, ответственного за прием и передачу документов для регистрации в ГУВМ МВД, например, работника паспортного стола. Так, должностное лицо может пропустить сроки или подать документы, содержащие недостоверные сведения.

Если в действии нет состава уголовного преступления, должностное лицо заплатит административный штраф в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей (ст. 19.15.2 КоАП).

Кроме того, ст. 322.2 УК РФ предусмотрена следующая ответственность должностных лиц за фиктивную прописку гражданина РФ:

  • штраф в сумме 100-500 тысяч рублей или в размере дохода нарушителя за 3-летний период;
  • наказание в виде принудительных работ на срок до 3 лет с возможностью лишения права выполнять профессиональные обязанности;
  • лишение свободы до 3 лет, с возможностью лишения права выполнять свои профессиональные обязанности на срок до 3 лет.

Как оплатить штраф

Совершение правонарушения, как и наказание за него, фиксируется в протоколе, а при фиктивной прописке — в приговоре суда.

После вступления документов в законную силу, правонарушитель должен оплатить штраф. Для этого следует иметь реквизиты платежа или идентификатор для сканирования и выбрать один из следующих способов перечисления денег:

  • оплата в банке у кассира, через терминал или сервисы интернет-банкинга;
  • перевод в отделении Почты России;
  • оплата через терминал в продразделении полиции МВД;
  • онлайн с использованием идентификатора платежа на портале Госуслуги в сервисе «Оплата по квитанции» .

Кстати, на Госуслугах возможны не только платежи с помощью банковской карты, но и погашение долга деньгами из электронного кошелька и с телефона.

После оплаты рекомендуем сохранить квитанцию, чтобы исключить возможные споры о погашении штрафа.

Adblock
detector