- Статья 17.14 КоАП РФ. Нарушение законодательства об исполнительном производстве
- Комментарии к ст. 17.14 КОАП РФ
- Ответственность за неисполнение судебного акта
- Аналитика Публикации
- Не оплачивать долг по исполнительному листу! Можно ли при этом избежать ареста имущества и счетов в банках
- Что будет, если нечем платить судебную задолженность
- Если есть имущество и доходы
- Привлечение к ответственности за неуплату долга
- Ограничения и запреты
- Что делать должнику, если нечем платить
- Отсрочки и рассрочки по выплатам долга
- Оплата долга по частям
- Списание задолженности
- Мировое соглашение с взыскателем
- Проверка сделок и имущественного положения должника
- Контроль за работой пристава
- Продажа долга коллекторам
- Банкротство должника
В организацию пришел исполнительный лист на сотрудника. Какова ответственность работодателя в случае неисполнения требований исполнительного листа и сроки наступления административной ответственности?
Ответ:
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.
О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.
ст. 98, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об исполнительном производстве»
Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, —
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 57-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
ст. 17.14, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015)
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
ст. 4.5, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015)
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Подборка материалов:
«Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов» (утв. ФССП России 19.06.2012 N 01-16)
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, июль 2015 г.
Статья 17.14 КоАП РФ. Нарушение законодательства об исполнительном производстве
1. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
2. Неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника —
влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.
2.1. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику, —
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одной трети стоимости эмиссионных ценных бумаг, подлежащих взысканию, но не более одной второй стоимости таких ценных бумаг.
3. Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Комментарии к ст. 17.14 КОАП РФ
1. Настоящая статья предусматривает административную ответственность за правонарушения, которые посягают на институты государственной власти. Федеральным законом от 2 октября 2007 г.
N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со ст. 48 указанного выше Закона сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Должником, исходя из п.
4 ст. 49 Закона, может быть гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.
Стороны при совершении исполнительных действий обладают определенными правами, а также несут обязанности: исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве.
2. Обязанности по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», возлагаются на судебных приставов-исполнителей, деятельность которых регулируется указанным выше Законом.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель имеет право получать необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещение и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также ряд других полномочий.
Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.
3. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.
Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.
4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность в виде штрафа, который налагается на банк или иную кредитную организацию, не выполняющих содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.
Лица, которые не являются должниками, но в силу своих служебных обязанностей должны выполнять законные требования судебного пристава-исполнителя, получать конфискованное имущество, предоставлять достоверные сведения об имущественном положении должника, бережно относиться к исполнительному документу, своевременно отправлять его, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 комментируемой статьи в случаях нарушения перечисленных выше обязанностей.
5. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения могут выражаться как в действиях, так и в бездействии, которые влекут нарушение законодательства об исполнительном производстве.
6. В соответствии с ч. 2 ст.
73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя лицо, осуществляющее учет прав должника на эмиссионные ценные бумаги, исполняет требования исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг либо делает отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника эмиссионных ценных бумаг, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. Исключения из указанного общего правила и особенности его применения предусмотрены также в ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Административная ответственность за неисполнение указанных требований предусмотрена в ч. 2.1 комментируемой статьи.
Объективной стороной административного правонарушения по ч. 2.1 является неисполнение в трехдневный срок, если иной срок не установлен ст. 73.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», требований исполнительного документа о списании с лицевого счета или со счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при их наличии на соответствующем счете должника.
7. Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи являются граждане, должностные лица, юридические лица; по ч.
2 — банки или кредитные организации; по ч. 2.1 — юридические лица, указанные в диспозиции данной части. В ч.
3 данной статьи конкретно обозначены в качестве субъектов ответственности банк или иная кредитная организация, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника.
8. Субъектами административной ответственности по ч. 2.1 комментируемой статьи являются юридические лица — эмитенты ценных бумаг и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
9. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом или неосторожностью, например, когда речь идет об утрате исполнительного документа.
10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч.
1 и 3 данной статьи, рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по принудительному исполнению исполнительных документов (ст. 23.68). Таким органом ныне является Федеральная служба судебных приставов.
Рассматривать эти дела от имени указанного органа вправе судебные приставы-исполнители. В случае совершения этих правонарушений протокол об административном правонарушении не составляется (ст. 28.6).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 2.1 комментируемой статьи, рассматриваются судьями арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1) на основании протоколов, составленных судебными приставами-исполнителями (п. 77 ч. 2 ст. 28.3).
Ответственность за неисполнение судебного акта
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу ч. 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный для добровольного исполнения срок для должника наступает ответственность в виде исполнительского сбора. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 тыс.
рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и 10 тыс. рублей с должника — организации.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 тыс. рублей, с должника-организации в размере 50 тыс. рублей.
За неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, должник может быть привлечен к административной ответственности по ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с наложением административного штрафа: на граждан в размере от 1 до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 10 до 20 тыс.
рублей; на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. рублей.
Если должником и в последующем не исполняются требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, размеры административного штрафа увеличиваются: на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 15 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц — от 50 до 70 тыс. рублей.
За злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению предусмотрена уголовная ответственность по ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации. Санкция предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
За неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей. Наказание предусмотрено статьей 157 УК РФ в виде лишения свободы сроком до одного года. За злостное уклонение от погашения по решению суда кредиторской задолженности предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 2 лет (статья 177 УК РФ).
Аналитика Публикации
На первый взгляд исполнение требований исполнительного документа — рутинная операция, которая не должна вызывать серьезных споров: процедура исполнения, в том числе ответственность банков за неправомерные действия, законодательно урегулирована. Тем не менее, судебная практика показывает, что не все так однозначно.
В соответствии с нормами Закона о банках[1], Закона об исполнительном производстве[2], Положениями Банка России № 285-П и № 383-П кредитные организации обязаны незамедлительно исполнить содержащиеся в исполнительных документах или постановлениях судебных приставов-исполнителей требования о взыскании денежных средств. В соответствии с позицией Центрального банка Российской Федерации[3] незамедлительно – значит не позднее рабочего дня, следующего за поступлением таких документов.
В соответствии со статьей 8 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Законодатель перечислил конкретные требования, предъявляемые к заявлению взыскателя. Так, в заявлении должны содержаться:
реквизиты банковского счета взыскателя для перечисления;
ФИО, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, ИНН либо данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в РФ взыскателя-гражданина;
наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя – юридического лица.
Когда банк вправе задержать исполнение?
Не исполнить исполнительный документ кредитная организация может в случаях:
когда на счетах должника отсутствуют денежные средства;
когда на денежные средства на указанных счетах наложен арест;
в иных случаях, предусмотренных федеральным законом[4].
В соответствии с частью 6 статьи 70 Закона об исполнительном производстве кредитная организация вправе задержать исполнение исполнительного документа для проверки его подлинности либо достоверности сведений в случае наличия обоснованных сомнений, но не более чем на семь дней. При этом незамедлительно приостанавливаются операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию. Важно понимать, что суды, оценивая правомерность приостановления исполнения, требуют подтвердить обоснованность сомнений в достоверности сведений.
В противном случае существует высокий риск присуждения компенсации убытков в пользу взыскателя, если действия или бездействие организации привели к реальной невозможности исполнения судебного акта.
К такому выводу пришли суды, например, в рамках дела № А40-69191/2017[5]. Взыскатель направил в банк исполнительный документ вместе с заявлением, которое соответствовало требованиям закона. Банк приостановил исполнение переданного ему документа, сославшись на положения закона и рекомендации Банка России.
После проверки кредитная организация уведомила взыскателя о недостаточности средств на счете должника.
При рассмотрении дела выяснилось, что на момент предъявления исполнительного документа денежные средства имелись на счете в достаточном размере. Банк пытался обосновать свои сомнения в подлинности исполнительного листа: указал на то, что на сайте картотеки арбитражных дел отсутствовали сведения о вступлении решения в законную силу, а также информация о серии и номере исполнительного листа.
Суды, удовлетворяя требования истца, пришли к выводу о неправомерности действий банка, так как:
размещенное в сети Интернет решение по делу идентично предъявленному исполнительному документу;
подлинный исполнительный лист изготовлен с учетом инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ, содержит сведения о вступлении судебного акта в законную силу;
материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика в арбитражный суд, выдавший исполнительный лист с запросами о предоставлении сведений какого-либо характера.
При этом банк не представил доказательства проведения проверки подлинности исполнительного документа.
Каковы последствия?
В случае признания действий банка неправомерными финансовые потери для нарушителя могут быть значительными. В соответствии с частью 2 статьи 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф зависит от размера подлежащей взысканию денежной суммы и может достигать одного миллиона рублей. Также Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность наложения судебного штрафа на организацию в случае ее неправомерных действий.
В данном случае штраф может достигать ста тысяч рублей. Дополнительным негативным последствием в виде финансовых потерь для кредитной организации, неправомерно не исполнившей исполнительный документ, является возможность взыскания убытков со стороны взыскателя по документу.
Анализ приведенных правовых норм показывает, что банки обязаны незамедлительно исполнять поступающие к ним исполнительные документы и существенно ограничены в выборе оснований для отказа в исполнении предъявленного документа. В то же время высок риск взыскания убытков со стороны клиента в случае неправомерного списания денежных средств.
Например, Арбитражный суд Московского округа по одному из дел[6] признал обоснованным иск клиента к банку о взыскании убытков в виде реального ущерба за списание денежных средств по поддельному исполнительному документу.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что банк исполнил поддельный исполнительный лист, ограничившись формальной проверкой по внешним визуальным признакам и полноте реквизитов, установленных Законом об исполнительном производстве. Суд указал на то, что в данной ситуации банк является субъектом профессиональной предпринимательской деятельности в области проведения операций по счетам клиентов, осуществляющим их с определенной степенью риска. Соответственно, банк должен нести ответственность в виде возмещения убытков, причиненных неправильным списанием принадлежащих истцу денежных средств.
Суды трех инстанций пришли к выводу, что действия, предпринятые банком, не были достаточными для установления подлинности спорного исполнительного документа.
В другом аналогичном деле суды пришли к выводу, что непроведение банком проверочных мероприятий по факту выдачи исполнительного листа и обоснованности предъявления его к исполнению, а также непринятие дополнительных меры защиты (смс-информирование, запрос по системе банк-клиент) является противоправным поведением ответчика в форме бездействия[7].
Что учитывать при проверке исполнительного листа?
Наиболее частыми основаниями для отказа банка являются ошибки, допущенные в предъявляемом взыскателем заявлении или исполнительном документе. Так как закон содержит строго определенные требования, то банк обязан проверить, соответствуют ли заявление или документ таким требованиям.
Например, в деле № 40-75776/2014[8] суды отказали в признании незаконными действий банка по возврату исполнительного листа без исполнения.
Из обстоятельств дела следует, что организация обратилась в банк с заявлением об исполнении исполнительного документа. К заявлению была приложена доверенность на представителя. Банк возвратил исполнительный лист и приложенные документы заявителю без исполнения, указав, что:
доверенность на представителя подписана лицом, которое не указано в качестве единоличного исполнительного органа на официальном сайте ФНС;
документы, подтверждающие полномочия подписанта к заявлению не приложены, не подтверждены обществом и данными единого государственного реестра юридических лиц.
Суды пришли к выводу, что действия банка были правомерными, так как закон требует[9] предоставлять сведения о взыскателе и представителе, что сделано не было. Однако истребование кредитными организациями дополнительных документов и сведений, которые не предусмотрены законом, расцениваются судами как неправомерные действия[10].
Также суды признают правомерными действия кредитной организации по возврату исполнительного документа, если в исполнительном документе допущены ошибки и опечатки в ИНН или наименовании сторон спора.
В одном из дел суд указал, что исполнительный лист правомерно возвращен взыскателю в связи с неверным указанием ИНН и наименования должника[11]. В деле № А56-70250/2015 суды пришли к выводу о правомерности отказа в принятии исполнительного документа в связи с наличием разного написания наименования взыскателя в исполнительном листе, при этом отличия заключались в одной букве. Суды отклонили доводы взыскателя о том, что банк обязан проводить проверку с целью уточнения содержащихся в исполнительном листе сведений[12].
При этом существует и иная судебная практика, по смыслу которой недопустим формальный подход кредитных организаций к проверке заявления и исполнительного документа.
Так, суды, удовлетворяя требования заявителя о признании действий банка незаконными, указали на то, что написание наименования должника – государственного учреждения в сокращенной форме не является основанием для возврата исполнительного листа, поскольку сокращенное наименование общеизвестно, что исключает ошибку при идентификации должника, даже с учетом неверного указания ИНН должника. Также суды не согласились с доводами банка о том, что отсутствие сведений об ОГРН, месте регистрации взыскателя препятствует исполнению, так как требуемые сведения были указаны в заявлении, а также на оттиске печати[13].
Еще одним основанием для правомерного отказа кредитной организации в принятии исполнительного документа является указание в заявлении реквизитов счета представителя как счета, на который подлежит перечислять денежные средства. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона об исполнительном производстве в заявлении могут быть указаны только реквизиты банковского счета взыскателя.
В подавляющем большинстве случаев судебная практика исходит из буквального толкования указанной нормы[14]. Суды приходят к выводу, что из системного толкования норм Закона об исполнительном производстве следует, что перечисление взысканных денежных средств производится только на счет взыскателя, следовательно, кредитные организации правомерно отказывают в перечислении денежных средств на счет представителей.
Однако и здесь существует иная судебная практика. Например, в деле № А40-87058/2010 суд кассационной инстанции пришел к противоположному выводу, указав, что нормы Закона об исполнительном производстве не ограничивают права взыскателя по направлению денежных средств только на свой счет, а не на счет иного лица, при наличии заявления, в котором указаны реквизиты счета поверенного, и доверенности с предусмотренными полномочиями на получение присужденных денежных средств[15].
Как снизить риск?
Анализ судебной практики показывает, что в спорах об исполнении кредитными организациями исполнительных документов высока степень судебного усмотрения, даже в одном арбитражном судебном округе могут быть вынесены противоречащие судебные акты при схожих обстоятельствах.
С учетом складывающейся практики должностные лица кредитных организаций не должны подходить к проверке достоверности требований формально. Для снижения рисков необходима не только визуальная проверка исполнительного листа. Следует также пытаться установить его подлинность на основании информации, полученной как минимум из общедоступных источников, например с официальных сайтов судов, ФНС и прочих государственных органов.
Также представляется целесообразным в случае приостановки исполнения фиксировать все действия по проверке достоверности представленных документов для целей защиты интересов организации в потенциальных спорах. Перечисленные меры позволят снизить потенциальные риски и уменьшить негативные последствия.
[1] Статья 27 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
[2] Статья 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
[3] Письмо Банка России от 27.03.2013 № 52-Т «Об обеспечении незамедлительного исполнения требований о взыскании денежных средств».
[4] Часть 8 статьи 70 Закона об исполнительном производстве.
[5] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.07.2018 по делу № А40-69191/2017.
[6] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2018 по делу № А40-71636/2017.
[7] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.09.2015 по делу № А40-160913/2014.
[8] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2015 по делу № А40-75776/2014.
[9] Часть 3 статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
[10] См., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.08.2015 по делу № А38-2333/2014, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.09.2013 по делу № А06-8016/2011.
[11] Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.04.2014 по делу № А40-59286/2013.
[12] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2016 по делу № А56-70250/2015.
[13] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2014 по делу № А40-59267/2013.
[14] См., например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.06.2015 по делу № А12-29370/2014, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.04.2014 по делу № А45-11127/2013.
[15] Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.07.2011 по делу № А40-87058/2010.
Не оплачивать долг по исполнительному листу! Можно ли при этом избежать ареста имущества и счетов в банках
Только в редких случаях должник добровольно исполняет решение суда, не дожидаясь передачи документов в ФССП. Чаще всего взыскателю приходится обращаться к приставам, ждать возврата долга месяцами и даже годами. Если у должника нет постоянного места работы, доходов и имущества, взыскатель может вообще не дождаться возврата денег.
Возможные варианты действий взыскателя и должника зависят от причин образования задолженности, от добросовестности пристава. Если умышленно и злостно не оплачивать долг по исполнительному листу, может наступать уголовная или административная ответственность. На законных основаниях можно не выплачивать только после его списания через банкротство.
Что будет, если нечем платить судебную задолженность
Получение исполнительного листа или судебного приказа не гарантирует взыскателю быстрый возврат долга. Он может сразу обратиться с документами в ФССП или подать их напрямую работодателю должника или же в банк, в котором у должника открыта зарплатная карта.
Но сроки возврата задолженности зависят от добросовестности и активных действий пристава, имущественного и финансового положения должника. Более того, должник может игнорировать требования пристава, скрывать своих доходы и активы.
У должника возникает обязанность исполнить решение суда сразу после его вступления в силу. Если дело дойдет до возбуждения исполнительного производства, то к неплательщику могут применяться различные меры воздействия:
- удержания с зарплаты и других доходов;
- аресты, запреты, ограничения в отношении имущества, счетов или самого должника;
- реализация активов;
- привлечение к различным видам ответственности за неуплату судебной задолженности.
В законе № 229-ФЗ указан срок давности на предъявление исполнительных документов. Например, при взыскании долга по кредиту или расписке этот срок составляет 3 года. Если взыскатель вдруг пропустит этот срок, то пристав откажет в возбуждении дела. Но у взыскателя сохранится право требовать возврата долгов и без обращения в ФССП.
Невозможность выплатить долг может быть связана с разными причинами. Должник может потерять работу или стать инвалидом, попасть на длительный срок в больницу, столкнуться с другими имущественными, финансовыми или личными проблемами. Все эти обстоятельства повлияют на ход и результат исполнительного производства.
Ниже расскажем о последствиях, которые наступают при неуплате долга приставу.
Попал в больницу и физически
не могу заплатить долг. Как можно
об этом уведомить пристава?
Если есть имущество и доходы
Если должник проиграл суд, но имеет стабильный источник дохода или имущество, проблем с взысканием, скорее всего, не возникнет. При таких обстоятельствах пристав может:
- арестовать имущество и выставить его на торги, либо продать без проведения аукциона (в зависимости от вида и стоимости имущества);
- направить документы на удержание по месту работы или в организацию, которая выплачивает должнику доход; должника и списывать с нее до 70% дохода (но это в случае уплаты должником алиментов, обычно дело ограничивается списанием 50% дохода); и карту в банке, открытые в виде вкладов, чтобы списывать с них все размещенные там суммы .
Должник может попробовать сам продать имущество до возбуждения производства, чтобы рассчитаться с взыскателем. Это может быть выгоднее, чем ждать реализации. Но если ФССП уже возбудило исполнительное производство, продать арестованное имущество будет нельзя без разрешения пристава.
Сложно прогнозировать точные сроки возврата денег при наличии у должника доходов и имущества. Ежемесячные удержания будут продолжаться до полного погашения задолженности. Однако при низкой зарплате это может занять несколько лет. Реализация имущества может затянуться на несколько месяцев.
Тем не менее, при наличии доходов и имущества должнику можно не бояться привлечения к дополнительной ответственности. Самое главное — не пытаться скрывать доходы и активы от пристава, противодействовать другими способами.
А если все имущество записано не на должника,
а на родственников, то что могут описать
приставы? Спросите юриста
Привлечение к ответственности за неуплату долга
Если не платить по долгам без уважительных причин, могут возникать основания для привлечения к ответственности. Прежде всего, при неоплате задолженности в первые 5 дней после возбуждения производства приставы взыщут исполнительский сбор. Это увеличит общую сумму долга.
Вот чем грозит судебная задолженность, если не заплатить ее после возбуждения исполнительного производства:
- административная, а затем и уголовная ответственность за злостную и систематическую неуплату алиментов (для привлечения к ответственности просрочка должна быть от 2-х месяцев);
- дополнительный штраф за неисполнение административного наказания (например, такая санкция активно применяется при неоплате штрафов ГИБДД);
- уголовная ответственность на злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (наказание последует при сумме долга от 2 250 000 рублей);
- уголовное наказание за неправомерные действия с имуществом после возбуждения производства (например, за продажу или сокрытия арестованного автомобиля).
Приставы могут сами возбудить административное или уголовное дело, если должник отказывается платить по исполнительному листу без уважительных причин. Также соответствующее заявление может подать взыскатель. После привлечения к ответственности долг не аннулируется, т.е. приставы будут продолжать взыскание.
Административный штраф за неуплату по исполнительному листу назначается в двойном размере от первоначального долга. Но сумма дополнительного штрафа не может быть менее 1 000 рублей. Для других видов ответственности размер наказания определяется судом по соответствующим статьям КоАП РФ и УК РФ.
Можно ли отменить исполнительский
сбор, наложенный приставом?
Спросите юриста
Ограничения и запреты
Если судебные приставы обязали выплатить долг, они могут применять различные меры обеспечения — аресты активов и счетов, запрет на регистрационные действия и на выезд за границу, лишение водительских прав.
Пока исполнительное производство не закрыто, указанные меры тоже не снимаются. Это может стать дополнительным стимулом для должника, чтобы быстрее рассчитаться с взыскателем. Например, арест автомобиля может повлечь запрет на его использование для личных целей.
Что делать должнику, если нечем платить
Большой долг приставам — это не приговор! У должника есть достаточно мер защиты, даже если вообще нечем платить по исполнительному листу. К сожалению, у приставов нет полномочий по предоставлению отсрочек или рассрочек, других льгот по выплате долга.
Также ФССП не может принять решение о списании задолженности — это можно сделать только при инициации дела о собственном банкротстве. Поэтому должнику придется обращаться в суды за отсрочкой или рассрочкой долга, а списать долги во внесудебном порядке можно через МФЦ.
Отсрочки и рассрочки по выплатам долга
Если судебные приставы не прощают долги, то можно попробовать отсрочить или рассрочить выплаты. Более того, должник может обратиться в суд с такой просьбой еще до возбуждения исполнительного производства. ФССП отсрочки и рассрочки не дает, но может отложить исполнительные действия на срок до 10 дней.
Также они могут привлечь должника к административной или уголовной ответственности. Если нечем платить по долгу, можно попросить в суде рассрочку или отсрочку, пройти судебное или внесудебное банкротство. Взыскатель может контролировать работу пристава, подавать заявления о привлечении должника к ответственности.
При отсрочке суд укажет дату, до которой должник сможет законно не платить по исполнительному листу. Пристав обязан приостановить все действия по принудительному взысканию. При рассрочке суд укажет точную сумму ежемесячного платежа по долгу. Следовательно, ФССП не сможет взыскивать больше, чем установит суд.
Оплата долга по частям
Лучше платить по частям, чем вообще игнорировать требования пристава. Прежде всего, это поможет избежать ответственности за злостное уклонение от выплаты долга. Также частичная оплата может помочь с получением отсрочек и рассрочек по остатку долга. Если размер задолженности станет ниже 3 000 рублей, то пристав будет обязан снять арест с имущества.
Списание задолженности
При отсутствии возможности платить по исполнительному листу, можно попробовать списать долги через банкротство. Сделать это через МФЦ можно, если пристав фактически окончит производство, укажет в постановлении ссылку на отсутствие активов для реализации. Размер долгов, которые можно списать через МФЦ, составляет от 50 до 500 тысяч рублей .
На судебное банкротство в арбитраж можно подать даже до окончания или прекращения производства. Основанием для подачи заявления будет сумма долга от 500 000 рублей, по которому вы не можете платить, или сумма меньше этого размера и при наличии признаков неплатежеспособности. Если суд спишет задолженность, ФССП будет обязана закрыть дело, удалить информацию с сайта.
С какого момента в деле о банкротстве
пристав должен прекратить беспокоить
должника? Спросите юриста
Мировое соглашение с взыскателем
Такой вариант, как заключение мирового соглашения, используется достаточно редко. Если взыскателю не возвращают долг по исполнительному листу, он вряд ли захочет пойти на мировую с неплательщиком. Но если должник закроет существенную часть требований (например, погасит половину долга) или даст гарантии оплаты в будущем, взыскатель может рассмотреть вариант с заключением мирового соглашения.
Чтобы мировое соглашение вступило в силу, его нужно подать на утверждение в суд. Условия документа стороны определяют на свое усмотрение, но они должны соответствовать закону. Например, взыскатель может отказаться от части требований, если должник гарантирует быструю выплату по остатку задолженности.
Проверка сделок и имущественного положения должника
Чтобы выбить долг, взыскатель может не только направить документы в ФССП, но и предпринять ряд самостоятельных действий. В частности, закон позволяет взыскателю:
- подавать запросы в Росреестр на получение сведений о наличии или отсутствии у должника недвижимости;
- собирать информацию об имущественном положении должника из других открытых и легальных источников;
- оспаривать сделки по распоряжению имуществом, если они нарушили интересы взыскателя.
Сведения и документы об имущественном положении должника нужно передать в ФССП. Приставы обязаны их проверить и использовать при ведении исполнительного производства.
Оспорить сделку должника взыскатель сможет, если получит сведения и документы о ее совершении. В процессе исполнительного производства получить такие данные намного сложнее, чем при банкротстве.
Но если у взыскателя есть достоверные данные о продаже или дарении имущества после вынесения решения о взыскании долга, он может попробовать ее отменить через суд. На основании решения суда имущество могут вернуть в собственность должника, после чего приставы займутся его реализацией .
Контроль за работой пристава
Взыскатель вправе контролировать работу пристава. Контроль можно осуществлять следующими способами:
- направлять запросы и получать отчеты о ходе производства (напрямую в ФССП или через госуслуги);
- знакомиться с материала дела, снимать копии с документов;
- требовать от пристава введения розыска неплательщика и его имущества; на решения и бездействия представителя ФССП;
- направлять в ФССП сведения и документы о должнике, его месте работы, составе имущества.
Если пристав объявит розыск, взыскатель может заключить договор с частным детективным агентством. В законе № 229-ФЗ прямо указано, что пристав обязан проверить и использовать в работе информацию, собранную таким способом.
Продажа долга коллекторам
Если все действия, предпринятые приставом, не принести результата, взыскатель может продать (уступить) долг коллекторам. В большинстве случаев такой вариант действий выбирают банки и МФО, так как коллекторы крайне редко заключают договоры на единичный долг. Коллекторские компании выкупают задолженность большими пакетами, так как это повышает эффективность их работы.
Приставы же долги никуда не продают. К них нет таких полномочий и это «не их бизнес».
Чем взыскание пристава отличается
от работы коллектора? Закажите
звонок специалиста
Банкротство должника
Чаще всего банкротство должника невыгодно для взыскателей, так как это может повлечь освобождение от обязательств и запрет на дальнейшее взыскание. Но если дело дошло до судебного банкротства, взыскатель может заявить свои требования в реестр, участвовать в распределении конкурсной массы, оспаривать сделки должника.
При внесудебном банкротстве у взыскателя не так много вариантов действий. Фактически, он может лишь подавать возражения и требовать передачи дела в арбитражный суд, если докажет наличие у должника имущества.