Протокол инструментального обследования 248 фз

Теперь под предлогом защиты охраняемых законом ценностей могут внезапно проверить любого предпринимателя. Кроме внеплановых контрольных мероприятий бизнес ждут мониторинг безопасности, выездные обследования, контрольные закупки и рейдовые осмотры. Во всем этом лучше разобраться до того, как к вам нагрянут с проверкой

1 июля 2021 г. начал действовать Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ). Не успел этот закон вступить в силу, как в него уже были внесены существенные изменения 1 . Рассмотрим наиболее важные нововведения.

Мониторинг безопасности и выездное обследование

Закон № 248-ФЗ ввел новое понятие – «мониторинг безопасности». Под ним подразумевается деятельность государственных органов по сбору и анализу информации об интересующих организациях без непосредственного взаимодействия с ними. Целью мониторинга безопасности является проверка соблюдения бизнесом требований законодательства.

Государственный орган может использовать при проведении анализа любые сведения, в том числе общедоступные, из Интернета, полученные с автоматических камер и т.д. Согласно новой редакции Закона № 248-ФЗ в случае выявления в ходе мониторинга безопасности нарушений уполномоченный орган власти может принять одно из следующих решений:

  • проведение внеплановой проверки;
  • вынесение предостережения, если нарушения выявлены не были, но существует угроза причинения вреда в будущем;
  • предписание об устранении выявленных нарушений;
  • иное решение, предусмотренное законодательством о конкретных видах контроля.

В Законе № 248-ФЗ предусмотрено также выездное обследование. Это контрольное мероприятие заключается в визуальной проверке соблюдения требований законодательства (например, наличие емкости со средством для дезинфекции рук в соответствии с антиковидными предписаниями). После внесения изменений в Закон № 248-ФЗ контролеры получили право в ходе выездного обследования отбирать пробы и образцы, проводить инструментальное обследование, в том числе с фиксацией на видео, проводить испытания и экспертизы.

Контрольная закупка

Контрольная закупка относится к числу надзорных мероприятий, которые вправе проводить уполномоченный орган власти. Под контрольной закупкой согласно Закону № 248-ФЗ понимается проверка соблюдения организацией законодательства посредством заключения должностным лицом соответствующей сделки (например, приобретение спиртных напитков для проверки соблюдения требований законодательства об ограничении времени продажи алкоголя). Поправками в Закон № 248-ФЗ было установлено, что контрольная закупка может быть проведена в присутствии только двух инспекторов и без обязательного наличия двух свидетелей.

Опасность контрольной закупки для предпринимателей заключается в ее внезапности: она может быть проведена без предварительного уведомления. Инспектор представится обычным покупателем, а после завершения мероприятия объявит о проведении контрольной закупки, предъявит служебное удостоверение и копию решения о проведении закупки на бумажном носителе. Затем инспектору возвращаются денежные средства, уплаченные им за товар.

Далее на основании результата контрольной закупки будет решаться вопрос о привлечении к ответственности.

Еще одна важная новелла: инспектор может провести контрольную закупку сразу же после завершения выездного обследования. Обязательным условием при этом является выявление нарушений. В таком случае не требуется вынесение решения о проведении контрольной закупки, контролирующее лицо будет действовать на месте в зависимости от обстановки.

Также смотрите  Как взыскать долг если у должника нет имущества

Внеплановые контрольные мероприятия

Согласно Закону № 248-ФЗ контрольные мероприятия в отношении бизнеса могут проводиться не по плану, но только если на то есть основания. Одним из таких оснований названо наличие у контролирующего органа сведений «о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям». Достаточно гипотетической угрозы причинения вреда, чтобы была проведена внеплановая проверка.

Причем законодатель решил не детализировать, для защиты каких именно ценностей можно проводить такие проверки. Отсюда вывод: под предлогом защиты какой-либо ценности могут быть внезапно проверены все без исключения предприниматели. Потому бизнесу прежде всего нужно позаботиться о минимизации конфликтных ситуаций с клиентами, чтобы, насколько возможно, снизить вероятность подачи ими жалоб.

В Закон № 248-ФЗ было введено новое основание для проведения внеплановой выездной проверки – поступление информации от контролируемой организации об устранении ею ранее выявленных нарушений. Но такая проверка может быть проведена только при наличии соответствующего разрешения в законе о конкретном виде государственного контроля. Предмет проверки в данном случае ограничивается установлением факта устранения ранее выявленных нарушений.

Рейдовый осмотр

В Законе № 248-ФЗ был скорректирован предельный срок проведения рейдовых осмотров. Рейдовый осмотр – это одновременная проверка нескольких предпринимателей, ведущих деятельность на одном объекте (например, в торговом центре). На это теперь отводится 10 рабочих дней, причем проверка одного предпринимателя в рамках осмотра не может продолжаться больше одного дня.

С урегулированием правил рейдового осмотра в Законе № 248-ФЗ можно ожидать более активного применения контрольно-надзорными органами тотальных проверок в торговых центрах, офисных зданиях и на других объектах с массовым нахождением бизнеса.

Досудебный порядок обжалования решений контрольно-надзорных органов

Революционность Закона № 248-ФЗ связана с введением обязательного досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов (подробнее об этом – в статье «Обжаловать решения чиновников станет сложнее»). Последние изменения коснулись и этой сферы:

  • досудебную жалобу, в которой есть сведения, составляющие тайну (например, коммерческую), нельзя подавать через Портал госуслуг;
  • в жалобе обязательно нужно указать учетный номер контрольного мероприятия в едином реестре контрольных мероприятий, в отношении которого подается жалоба;
  • сформулированы дополнительные основания для отказа в рассмотрении жалобы, например наличие в ее тексте нецензурных слов, подача жалобы неуполномоченному органу и т.д.;
  • на соответствующий орган власти возложена обязанность по внесению сведений о ходе рассмотрения жалобы в единую информационную систему;
  • срок рассмотрения жалобы не может превышать 20 рабочих дней. В прежней редакции Закона № 248-ФЗ этот срок определялся положением о конкретном виде государственного контроля.

Иные нововведения

  • Введена возможность принудительного исполнения предписания контрольно-надзорного органа. Для этого орган власти должен обратиться в суд.
  • Введено новое контрольное мероприятие – постоянный рейд. В ходе такого рейда инспектора могут находиться непрерывно на определенной территории для предупреждения, выявления и пресечения нарушений закона.
  • С 1 января 2025 г. направление документов и сведений контролируемым организациям должно осуществляться в электронном виде.
  • Из сферы действия Закона № 248-ФЗ были исключены отдельные виды хозяйственной деятельности, связанные с обеспечением безопасности и обороноспособности страны.
  • Организация будет считаться проинформированной о чем-либо и получившей документы при их направлении через Портал госуслуг.
Также смотрите  Как уволиться без отработки в связи с переездом

1 Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”».

Какие надзорные действия применяются к УО при разных видах контроля

В одной из статей ранее мы рассмотрели, с какими действиями органа Госжилнадзора, согласно № 248-ФЗ, могут столкнуться управляющие домами при проверках. Сегодня разбираемся, какие ещё КНД существуют и как их применяют разные контрольные ведомства.

УО могут столкнуться с иными КНД при проверках в рамках различных видов контроля

В главе 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ описаны десять контрольно-надзорных действий (КНД), которые вправе использовать инспекторы при проверках и иных мероприятиях. Органы Госжилнадзора могут применять четыре из них: осмотр, опрос, получение письменных объяснений и истребование документов.

  • досмотр,
  • отбор проб или образцов,
  • инструментальное обследование,
  • испытание,
  • экспертиза,
  • эксперимент.

Например, согласно п. 108 Положения о санитарно-эпидемиологическом контроле, в ходе выездной проверки инспектор вправе использовать все вышеперечисленные КНД, кроме эксперимента. При мониторинговых закупках проводятся инструментальное обследование, испытание и экспертиза, а при рейдовом осмотре – ещё и досмотр (п. п. 71, 96 Положения № 1100).

Такой же перечень контрольных действий допустим при мероприятиях по государственному пожарному надзору (п. п. 32-36 Положения № 290). Эксперимент как контрольно-надзорное действие встречается при проверках соблюдения требований в сфере защиты прав потребителей (п. п. 25, 26 Положения № 1005).

Досмотр с нарушением целостности объекта

Досмотр как контрольно-надзорное действие подразумевает вскрытие помещений или упаковки товаров, удаление пломб и печатей, разбор и демонтаж конструкций, нарушение целостности обследуемых объектов, если этого требует проверка (ст. 77 № 248-ФЗ). Этим он отличается от осмотра, при котором допустимо только визуальное обследование объекта, без нарушения его целостности.

Например, теоретически санэпиднадзор при рейдовом осмотре расположенных в доме магазинов и офисов вправе вскрыть пол, чтобы проверить, нет ли там следов крыс или иных вредителей. При этом орган надзора не вправе проводить досмотр жилого помещения (ч. 4 ст. 77 № 248-ФЗ).

При досмотре обязательно должен присутствовать представитель контролируемого лица. Если в законодательстве о виде контроля допускается досмотр без его присутствия, то инспектор должен вести видеозапись своих действий (ч. 2 ст. 77 № 248-ФЗ). По итогам такого КНД составляется протокол.

Отбор проб и образцов для испытания или экспертизы

Надзорный орган проводит отбор проб или образцов для направления в контрольно-надзорный орган или экспертную организацию для оценки соблюдения обязательных требований. Это могут быть пробы воды, почвы, воздуха, сточных и дренажных вод, отходов производства и потребления, продукции и материалов. .

Отбор следует производить в присутствии проверяемого лица (ч. 3 ст. 81 № 248-ФЗ). Об этом КНД составляется протокол с указанием даты и места отбора образцов, данных о проверяющем и проверяемом. Если контролируемое лицо или его представитель откажутся подписывать протокол, то инспектор должен сделать соответствующую отметку.

УО могут столкнуться с таким КНД при проверке Роспотребнадзора, например, в доме, расположенном в водоохранной зоне. Если в водный объект будут попадать выбросы сточных вод из-за деятельности жителей или собственников нежилых помещений, то надзорное ведомство отберёт пробы для проверки, не превышены ли нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Также смотрите  Соглашение о проведении совместного аукциона

Инструментальное обследование для измерения параметров

Инструментальное обследование проводится в случаях, когда надзорному органу при проверке необходимо получить точные значения, например, температуры или давления. Для этого применяют специальное оборудование или приборы (ч. 1 ст. 82 № 248-ФЗ).

  • измерительные, испытательные приборы и инструменты;
  • мини-лаборатории;
  • переносные аппараты.

По результатам такого КНД инспектор составляет протокол инструментального обследования и указывает в нём дату и место составления, данные проверяющего и контролируемого лица. Также в протоколе фиксируются предмет обследования и оборудование, с помощью которого оно проводилось, результаты измерений, выводы о соответствии этих результатам установленным нормам для оценки итогов проверки (ч. 4 ст.

82 № 248-ФЗ).

Такие измерения в многоквартирном доме могут провести как органы госжилнадзора, так и органы госсанэпиднадзора, госпожнадзора – для проверки температуры теплоносителя или воздуха, загазованности воздуха или напряжения во внутридомовых сетях.

Испытание образцов в офисе контрольного органа

Испытание, в отличие от инструментального обследования, происходит на месте нахождения контрольного органа, а не на территории проверяемого. Провести испытание может только работник, который имеет допуск к работе по использованию специальных технических приборов.

  • дата и место составления;
  • должность, фамилия и инициалы инспектора или специалиста, составивших протокол;
  • сведения о контролируемом лице;
  • предмет испытания;
  • используемое специальное оборудование и технические приборы;
  • методики испытания и его результат;
  • нормируемое значение показателей, подлежащих контролю;
  • выводы о соответствии этих показателей установленным нормам.

Испытание проводится после отбора проб и образцов, например, воды из внутридомовых сетей или почвы с придомовой территории.

Экспертиза образцов для оценки соответствия требованиям и нормам

Экспертиза – это проведение исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки и техники. Эти вопросы инспектор ставит перед экспертом или экспертной организацией для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

  • установить факты и обстоятельства, тождество или различия свойств и состояний образцов;
  • провести оценку образца на соответствие заданным критериям;
  • определить соответствие образца существующим принципам и нормам права, заданной системе нормативно-технических требований;
  • обнаружить последствия изменения образца по заданной программе его развития.

Срок проведения экспертизы зависит от её вида, устанавливается индивидуально для каждого случая по соглашению между органом надзора и экспертной организацией (ч. 7 ст. 84 № 248-ФЗ). Результаты такого КНД фиксируются в экспертном заключении.

С экспертизой УО сталкиваются при проверке прокуратурой подлинности решений общих собраний: тогда надзорный орган может назначить почерковедческую экспертизу. Также на экспертизу могут отправить материалы, используемые при ремонте дома: чтобы специалисты определили их соответствие противопожарным требованиям.

Эксперимент для проверки соблюдения требований законодательства в тест-ситуации

Эксперимент представляет собой использование тест-предметов, тест-заданий и тест-ситуаций (ч. 1 ст. 85 № 248-ФЗ). Он проводится непосредственно в ходе контрольного мероприятия по месту нахождения проверяемого. Эксперимент должен проходить в порядке, определённом в положении о конкретном виде контроля.

Такую тест-ситуацию может организовать ФНС России при проверках применения УО контрольно-кассовой техники при приёме платы за жилищно-коммунальные услуги в офисе компании.

Adblock
detector