Приказ 389 мвд россии о доставлении

Порядок установления и особенности ненормированного рабочего дня в органах внутренних дел Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон о службе) и Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённым приказом МВД России от 1 февраля 2018 года № 50 (далее Порядок организации прохождения службы).

Понятие ненормированного служебного дня не определено Законом о службе.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о службе, в случаях, не урегулированных нормативными актами Российской Федерации, указанными в части 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Статьёй 101 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) установлено, что ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

В соответствии с ч. 1 ст. 96 ТК РФ ночное время — время с 22 часов до 6 часов.

Законодательством Российской Федерации не установлено ограничений на продолжительность переработки при ненормированном служебном дне.

Привлечение сверх установленного окончания или начала рабочего дня должно носить бессистемный характер, однако понятие «эпизодичность» определяется субъективно. Под эпизодичностью можно понимать привлечение сотрудника к выполнению служебных обязанностей раз в три месяца, и раз в месяц, и раз в неделю, и каждые два-три дня. Однако нужно учитывать, что работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не должна превращаться в систему.

Привлечение к службе в дополнительные часы возможно только эпизодически и в случаях, когда это действительно необходимо.

Соглашаясь с вышеизложенным, отметим, что ненормированный служебный день в органах внутренних дел предусматривает эпизодическое привлечение сотрудников за пределами установленной для них нормальной продолжительности рабочего времени.

Например, если время начала и окончания служебного дня сотрудника установлено с 9 до 18 часов, то для него работа в условиях ненормированного служебного дня означает эпизодическое привлечение с 6 до 9 часов или с 18 до 22 часов. За эпизодическое привлечение такого сотрудника в указанное время к выполнению служебных обязанностей какие-либо компенсации ему не представляются.

В случае привлечения названного сотрудника в выходной или нерабочий праздничный день либо с 22 до 6 часов такому сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха либо дополнительное время отдыха (пункт 274 Порядка организации прохождения службы).

При этом ненормированный служебный день — это не только право на дополнительный отпуск, но и значительная нагрузка, представляющая собой обязанность быть готовым эпизодически выполнять служебные обязанности за пределами нормальной продолжительности служебного времени.

Порядком организации прохождения службы утверждён Перечень должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации может устанавливаться ненормированный служебный день (Приложение № 46).

Право на дополнительный отпуск возникает у сотрудника независимо от фактической продолжительности его службы сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени.

Продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный служебный день устанавливается:

сотрудникам, замещающим должности руководителей (начальников) из числа должностей высшего начальствующего состава, — 10 календарных дней;

сотрудникам, замещающим должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего начальствующего состава, — 9 календарных дней;

сотрудникам, замещающим должности рядового и начальствующего состава, указанные в Перечне должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации может устанавливаться ненормированный служебный день (Приложение № 46 Порядка организации прохождения службы), — 7 календарных дней.

Согласно ч. 5 ст. 53 Закона о службе ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава.

Приказом министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые Перечнем должностей, утверждаемым МВД России.

Таким образом, непосредственно Законом о службе ненормированный служебный день установлен только для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава.

Сотрудникам, замещающим должности старшего и высшего начальствующего состава, не отнесённые к категории руководителей, сотрудникам, замещающим должности среднего и младшего начальствующего состава, а также рядового состава, ненормированный служебный день может быть установлен приказом уполномоченного руководителя, если замещаемая сотрудником должность включена в Перечень, утверждаемый приказом МВД России.

юрисконсульт 1-го отделения 2-го отдела Правового управления ГУ МВД России по г. Москве,

Особенности задержания несовершеннолетних

Задержание представляет собой меру государственного принуждения, суть которой заключается в лишении свободы и личной неприкосновенности на короткий промежуток времени. Различают уголовное и административное задержание, которым присущи свои характерные особенности. Рассмотрим их подробнее.

1. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого по уголовному делу.

Задержание несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления регламентируется главой 12 УПК РФ с учётом особенностей, указанных в ст. 423 УПК РФ. Основания задержания несовершеннолетнего подозреваемого ничем не отличаются от оснований для задержания совершеннолетнего гражданина.

Так, орган дознания, дознаватель и следователь вправе задержать несовершеннолетнего при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • Подросток застигнут в момент совершения преступного деяния или сразу после него.
  • Потерпевшие или свидетели указали на подростка как на лицо, совершившее преступление.
  • На лице, одежде или в квартире подростка обнаружены следы преступления.

Кроме того, даже при отсутствии перечисленных оснований несовершеннолетний гражданин может быть задержан , если он хотел скрыться, у него нет постоянной регистрации, его личность установить не удалось, либо если в отношении него направлено ходатайство о заключении под стражу. Однако задержать можно по подозрению в совершении только того преступления, за которое предусмотрено лишение свободы.

В ст.423 УПК РФ говорится о том, что в случае задержания подростка его родители, опекуны и прочие законные представители немедленно извещаются. При этом если в отношении совершеннолетних задержанных в интересах следствия допускается сохранение в тайне факта задержания, то в отношении несовершеннолетних задержанных уведомление законных представителей осуществляется всегда в обязательном порядке без каких-либо исключений.

Протокол задержания составляется не позднее 3 часов после доставления подростка к следователю или дознавателю с указанием фактического времени задержания.

Срок задержания по подозрению в совершении преступления составляет не более 48 часов. При рассмотрении судом ходатайства об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста данный срок может быть продлён судом на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания при условии признания судом задержания законным и обоснованным. Продление допускается по ходатайству одной из сторон для представлению ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности заключения под стражу.

Также смотрите  Трудовой договор с курьером образец 2022 года

Таким образом, максимальный срок задержания подозреваемого, в том числе несовершеннолетнего подозреваемого по уголовному делу составляет 120 часов или 5 суток. При этом решение о задержании до 48 часов принимается следователем или дознавателем, а дальнейшее продление ещё до 72 часов допускается исключительно на основании решения суда.

2. Административное задержание несовершеннолетнего (по делу об административном правонарушении).

Административное задержание проводится в соответствии со ст.ст.27.3—27.6 КоАП РФ. В указанных статьях говорится, что административное задержание проводится только в исключительных случаях, когда без этого невозможно правильно разрешить дело об административном правонарушении. Как и в случае уголовного задержания, при административном задержании подростков в обязательном порядке уведомляются их родители или иные законные представители.

Следует отметить, что применять административное задержание к подросткам можно с 16 лет. Задержание несовершеннолетнего в рамках расследования уголовного дела по общему правилу применяется также с 16 лет, хотя по подозрению в совершении отдельных преступлений, по которым законодательно установлен пониженный возраст уголовной ответственности (умышленное убийство, кража, разбой, вымогательство и др.), ребенок может быть задержан с 14 лет. Если ребенок не достиг указанного возраста, процедура регламентируется ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Срок административного задержания составляет 3 часа. По делам об административных правонарушениях, посягающих на режим Государственной границы и порядок пребывания на территории РФ, о правонарушениях, совершенных в территориальном море, внутренних водах, в исключительной экономической зоне РФ, о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств правонарушения, также по делам, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или выдворение за пределы РФ, срок задержания может составить не более 48 часов.

Срок административного задержания исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Задержание подростков полицией: как оно проходит в действительности

Главное условие задержания — это наличие соответствующих оснований для применения такой меры. Но часто сотрудники правоохранительных органов превышают свои полномочия при задержании подростков, рассчитывая на их правовую безграмотность и слабую психику ввиду несовершеннолетнего возраста.

Показательный пример — нашумевшая история «Арбатского мальчика», задержанного полицией в процессе чтения стихов. Как следует из новостных выпусков ведущих СМИ столицы, 26 мая 2017 года стражи порядка задержали десятилетнего ребенка, силой погрузили в служебный автомобиль и доставили в ОВД «Арбат». Как заявили полицейские, действия ребенка были расценены ими как попрошайничество, поскольку он перемещался от машины к машине, был один и нес с собой сумку, предположительно предназначавшуюся для сбора денег.

В отношении отца мальчика возбуждено административное дело по ст.5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение им своих родительских обязанностей, а в отношении его мачехи — уголовное дело по ст.318 УК РФ за применение насилия в отношении представителя власти.

Первое нарушение, которое было допущено полицейскими, исходя из описанного в прессе, — это неправильная квалификация действий мальчика. Стражи порядка не поинтересовались у несовершеннолетнего, чем он занимается и где его родители, сразу решив, что ребенок безнадзорный и занимается попрошайничеством. Второе нарушение связано с применением физической силы.

Ст.18 ФЗ «О полиции» дает право сотрудникам правоохранительных органов применять физическую силу, но перед этим сотрудник должен представиться, сообщить о своих намерениях и предоставить возможность добровольно выполнить его требования. В описанной истории служащие полиции без каких-либо предварительных действий (со слов мальчика и его мачехи) начали насильно уводить ребенка в служебную машину.

В соответствии с ФЗ «О полиции» и Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ребенок должен был быть доставлен в отдел полиции, где оперативный дежурный должен был передать его сотрудникам полиции по делам несовершеннолетних , чего не было сделано. Также должны были быть незамедлительные меры для уведомления законных представителей (родителей, опекунов) о доставлении ребёнка в отдел полиции. Отец мальчика узнал о его задержании не от сотрудников полиции, а от своей жены — мачехи ребенка, что является еще одним нарушением.

Согласно Наставлениям о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утверждённым Приказом МВД РФ от 30.04.2012 гола N 389, выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно. По результатам выяснения указанных обстоятельств в отношении несовершеннолетних принимается решение о передаче органу дознания или следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений или учреждений здравоохранения. Согласно п.

20.3 Наставлений о задержании несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

Как видно из данного случая, задержание подростков часто оборачивается нарушением их прав. К сожалению, такие истории в настоящее время случаются все чаще. Еще один пример полицейского беззакония — избиение подростка Грегори Хилла во время его задержания из-за отказа показать документы.

Следует различать задержание (административное или уголовное) и доставление, то есть принудительное препровождение лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. Полагаю, что в вышеописанной ситуации с «арбатским мальчиком» полицейские не задерживали несовершеннолетнего, а именно доставили его в отдел полиции. Согласно действующему законодательству о доставлении составляется отдельный протокол либо делается пометка в протоколе административного задержания.

В соответствие со ст. 20 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции вправе применять физическую силу (как лично, так и в составе группы) для доставления в отдел полиции лиц, совершивших административное правонарушение или преступление, в том числе доя задержания указанных лиц. Единственное ограничение закон содержит в отношении малолетних: в отношении лиц, не достигших 14 лет, запрещается применять специальные средства, за исключением случаев оказания малолетними вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, также в случаях, когда применение специальных средств необходимо доя освобождения заложников, для пресечения побега, для задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Как следует из изложенного, действующее законодательство хоть и содержит определенные дополнительные требования в целях обеспечения прав несовершеннолетних, однако эти исключения довольно-таки незначительны и сводятся к необходимости уведомления законных представителей о всех случаях применения принудительных мер к несовершеннолетним, а также к установлению минимального возраста в 16 лет, по достижении которого допускается задержание, законодательно пониженного до 14 лет при подозрении подростка в совершении отдельных наиболее тяжких и распространённых преступлений, перечисленных в законе (при подозрении в совершении убийства, кражи, разбоя, вымогательства, захвата заложников и др.)

Что делать, если произошло задержание подростков полицией?

Если произошло задержание, то родителям или другим законным представителям следует немедленно явиться к сотрудникам полиции. Сильно взволнованные родители, к тому же не сталкивавшиеся ранее с правоохранительными органами, объективно не могут руководить ситуацией, и поэтому лучшим выходом может стать помощь специалиста. Срочный выезд адвоката может быть осуществлен и в дневное, и в ночное время, следовательно, вам не придется оставаться со своей проблемой один на один.

Также смотрите  Как индексируется заработная плата в 2022

Адвокат при задержании несовершеннолетнего сделает все возможное, чтобы ребенок как можно скорее оказался на свободе.

Порядок исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части органа внутренних дел после доставления граждан

Приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» устанавливает последовательность действий оперативного дежурного после доставления в дежурную часть территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в целях выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, доставленных в дежурные части.

Выяснение обстоятельств факта задержания и доставления должно незамедлительно осуществляться оперативным дежурным в специальном помещении, по результатам чего принимается одно из следующих решений:

  • — о помещении лица в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией;
  • — об освобождении лица при отсутствии оснований для его помещения в помещение для задержанных;
  • — о направлении лица в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения, если по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи оно нуждается в лечении в стационарных условиях;
  • — о передаче несовершеннолетнего лица органу дознания или предварительного следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений, должностным лицам учреждений органов здравоохранения или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • — о передаче военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, совершивших административные правонарушения, за которые в соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ они несут дисциплинарную ответственность, представителю воинской части или соответствующего органа (учреждения);
  • — об освобождении лица, обладающего неприкосновенностью (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

После доставления граждан в дежурную часть оперативный дежурный обязан:

  • — выяснить основания доставления, принять от должностного лица, осуществившего доставление, письменный рапорт или протокол о доставлении;
  • — установить личность доставленного лица, выяснить сведения о его регистрации по месту жительства (месту пребывания);
  • — зарегистрировать факт доставления в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России;
  • — разъяснить доставленному основания ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • — поместить доставленное лицо в помещение для задержанных.

Если при установлении личности доставленного выяснится, что в соответствии с законодательством Российской Федерации он обладает иммунитетом от задержания, оперативный дежурный обязан незамедлительно освободить данного гражданина, о чем в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, производится соответствующая запись.

О доставлении указанного лица составляется письменный рапорт на имя начальника территориального органа МВД России, информируется дежурная часть вышестоящего территориального органа МВД России.

При выяснении неправомерности задержания или доставления гражданина в дежурную часть последний незамедлительно освобождается с одновременным принесением извинений старшим дежурной смены, о чем производится запись в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России и незамедлительно докладывается начальнику территориального органа МВД России или лицу, исполняющему его обязанности.

Перед размещением лиц, доставленных в дежурную часть, в помещения для задержанных все доставленные и находящиеся при них вещи, а также документы подвергаются досмотру.

Личный досмотр должен осуществляться сотрудниками полиции одного пола с доставленными в присутствии двух понятых того же пола.

У доставленных лиц изымаются предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления, а также продукты питания и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах [1] , о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или в протоколе задержания.

Оперативный дежурный обязан организовать дактилоскопирование доставленных лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации; проверить наличие сведений о доставленных лицах по оперативно-справочным, криминалистическим и розыскным учетам МВД России; предоставить доставленному лицу в кратчайший срок (не позднее трех часов с момента задержания) возможность уведомить близких родственников или близких лиц о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора либо (по просьбе данного лица) произвести указанные уведомления лично (за исключением случаев, предусмотренных ч. 11 ст. 14 Закона о полиции, о чем необходимо сделать отметку в протоколе задержания); провести опрос лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья (результаты опроса занести в протокол задержания).

Если доставленное лицо имеет видимые ранения, телесные повреждения или находится в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью), а также в случае заявления с его стороны об ухудшении состояния здоровья, причинения себе телесных повреждений, попытки самоубийства в помещении дежурной части, доложив о произошедшем начальнику территориального органа МВД России либо лицу, исполняющему его обязанности, оперативный дежурный обязан:

  • — вызвать выездную бригаду скорой медицинской помощи, до приезда которой начать оказание первой помощи;
  • — выяснить причины и обстоятельства получения ранений, телесных повреждений у доставленного лица, отразить это в составленном протоколе задержания;
  • — получить письменное объяснение (рапорт) от очевидцев обстоятельств происшествия (в случае причинения доставленным лицом себе телесных повреждений и покушения на самоубийство в помещении дежурной части);
  • — сообщить о тяжелом заболевании, травме, увечье либо смерти доставленного лица незамедлительно (не позднее трех часов) его близким родственникам или близким лицам, а также прокурору.

О задержании либо об административном задержании составляется протокол. Одна копия протокола вручается задержанному лицу, другая направляется в подразделение информационного обеспечения территориального органа МВД России для включения сведений о задержанном в реестр лиц, подвергнутых задержанию.

В отношении лиц, подвергнутых административному задержанию, после установления их личности и выяснения всех обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии состава административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении либо (при наличии оснований) выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

После составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении указанные лица подлежат освобождению либо (когда за совершенное ими административное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного ареста или административного выдворения) подлежат направлению в суд для рассмотрения в их присутствии дела об административном правонарушении.

В отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений оперативный дежурный обязан обеспечить составление протокола о задержании в порядке и в сроки, предусмотренные ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, а также организовать проведение личного обыска, о производстве которого составить протокол в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Также смотрите  Штрафы гибдд за что и сколько

О доставлении указанных лиц оперативный дежурный докладывает начальнику территориального органа МВД России либо лицу, исполняющему его обязанности, а также по его указанию передает доставленное лицо, материалы, изъятые вещи и ценности сотруднику органа дознания или предварительного следствия (с отметкой о передаче в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России).

О задержании несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) незамедлительно извещаются его законные представители.

При задержании гражданина или подданного другого государства в течение 12 часов с момента задержания уведомляется посольство или консульство этой страны.

При задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, уведомляются соответствующие органы, учреждения или должностные лица этих органов и учреждений.

После задержания лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, организуется их передача в места отбывания административного ареста.

О задержании лиц, находящихся в розыске, уведомляется инициатор розыска. Если доставленное лицо разыскивается в рамках возбужденного исполнительного производства либо как без вести пропавшее, то после уведомления инициатора розыска данное лицо освобождается, о чем производится запись в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России.

Если задержанный, разыскиваемый как без вести пропавший, является несовершеннолетним, оперативный дежурный обязан передать его сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних.

При задержании лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, оперативный дежурный обязан установить и уведомить соответствующие учреждения, обеспечивающие исполнение мер, назначенных судом.

После задержания лиц, предпринявших попытку самоубийства, имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями непосредственную опасность для себя и окружающих, оперативный дежурный обязан вызвать врача-психиатра или иных специалистов и медицинский персонал, участвующий в оказании психиатрической помощи; по результатам заключения медицинского работника передать таких лиц в лечебное учреждение либо по месту жительства.

В случае задержания лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, оперативный дежурный обязан вызвать врача-психиатра или иных специалистов и медицинский персонал, участвующий в оказании психиатрической помощи; по заключению медицинского работника передать таких лиц в ближайшее психиатрическое лечебное учреждение, осуществляющее принудительное лечение.

В случае задержания лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, оперативный дежурный обязан (после получения постановления суда об избрании лицу меры пресечения в виде заключения под стражу) незамедлительно организовать направление указанного лица в следственный изолятор уголовно-исполнительной системы.

Начальник территориального органа МВД России несет персональную ответственность за исполнение обязанностей и реализацию прав полиции соответствующими оперативными дежурными после доставления граждан в дежурные части территориальных органов МВД России.

Доставленные лица (в соответствии с законодательством Российской Федерации) вправе обжаловать действия/бездействие должностных лиц территориальных органов МВД России, решения, принятые ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан, в суд или в досудебном порядке вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий территориальный орган МВД России, а также прокурору.

Порядок доставления несовершеннолетних в органы внутренних дел

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» подразделения по делам несовершеннолетних органов полиции принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.

В случае доставления в отдел полиции заблудившегося или подкинутого ребенка, сотрудники полиции в соответствии с Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ от 15.10.2013 №845, обязаны установить данные, характеризующие его личность, сведения о родителях или иных законных представителях, условиях воспитания. Уведомить незамедлительно его родителей или иных законных представителей. Выяснить обстоятельства совершения правонарушения или обнаружения заблудившегося, подкинутого ребенка.

Решить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении (в случае совершения правонарушения).

Направляя в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи, одновременно рассматривается вопрос о необходимости медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также в случае наличия у него характерных признаков телесных повреждений либо признаков заболеваний, в том числе с подозрением на инфекционные и паразитарные болезни.

Кроме того, сотрудники полиции обязаны принять меры по выявлению лиц, склонивших несовершеннолетнего к употреблению алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, потреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, либо употреблению одурманивающих веществ, установлению мест приобретения несовершеннолетним указанной продукции путем получения объяснений у несовершеннолетнего и, по возможности, его родителей или иных законных представителей, лиц, доставленных вместе с несовершеннолетним, а также привлечению виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В дальнейшем доставленного несовершеннолетнего передать его родителям или иным законным представителям, должностным лицам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

О каждом случае доставления несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России составляется протокол, который хранится в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД. Делаются записи в книге учета лиц доставленных в дежурную часть территориального органа.

В протоколе указывается время доставления, откуда доставлен ребенок, кем доставлен, основания доставления, расписка законных представителей о принятии несовершеннолетнего.

В соответствии с законодательством несовершеннолетние могут содержаться в органах внутренних дел не более трех часов.

По истечении трех часов несовершеннолетний должен быть передан родителям или иным законным представителям, должностным лицам учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

В случаях, когда несовершеннолетние не могут быть переданы родителям или законным представителям в течение 3 часов в силу того, что их личность не установлена, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено общественно опасное деяние и т.д., сотрудники отделений по делам несовершеннолетних подготавливают материалы для рассмотрения возможности помещения таких несовершеннолетних в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел несовершеннолетних, на срок до 30 суток.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.18 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» заблудившиеся, подкинутые и другие дети в возрасте до 4 лет, оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, направляются в учреждения органов здравоохранения.

Adblock
detector