Права смежные с авторскими

В соответствии с действующим законодательством защите подлежат не только авторские права, но и права, смежные с авторскими, кроме того, отношения, связанные со смежными правами, регулируются рядом специальных подзаконных нормативных актов, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, участником которой Россия является с 1995 г., и Римской конвенцией 1961 года об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

Смежными с авторскими правами (смежными правами) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Объектами смежных прав являются:

1. исполнения (включая постановки), фонограммы;

2. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

3. произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Под исполнениями понимаются исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженные в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

Фонограмма – это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Как и в случае авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 ГК).

Как предусматривает ст. 1306 ГК, использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК), а также в иных случаях, предусмотренных гл. 71 данного Кодекса.

В отношении смежных прав применяются те же либо аналогичные тем, что регулируют соответствующие отношения по поводу авторских прав, положения, касающиеся договора об отчуждении исключительного права на объект таких прав, лицензионного договора о предоставлении права использования последнего, технических средствах защиты смежных прав, информации о них, ответственности за нарушение исключительного права на объект смежных прав, обеспечении иска по делам о нарушении этих прав (ст. 1307 – 1312 ГК).

Статья 1314 ГК устанавливает смежные права на совместное исполнение, которые практически не отличаются от ранее изложенных прав соавторов произведений науки, литературы и искусства.

Права исполнителя определены в ст. 1315 ГК, согласно п. 1 данной статьи, исполнителю принадлежат:

1. исключительное право на исполнение;

2. право авторства;

4. право на неприкосновенность исполнения.

В соответствии с п. 2 ст. 1317 ГК использованием исполнения считается:

1. сообщение в эфир;

2. сообщение по кабелю;

3. запись исполнения;

4. воспроизведение записи исполнения;

5. распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6. действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное в п. 1 и 2;

7. доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

8. публичное исполнение записи исполнения;

9. прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

В публичных интересах закон допускает ограничение исключительного права на исполнение. Так, данное право не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст.

1317 ГК).

По общему правилу исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние. К исполнению, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила ст.

1282 ГК.

Согласно норме ст. 1320 ГК к правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст. 1295 указанного Кодекса.

Достаточно подробно в законе регламентированы также смежные права производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителя базы данных, публикатора (ст. 1322 – 1344 ГК), так, исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи.

В соответствии со ст. 1331 ГК исключительное право на сообщение радио– или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио– или телепередачи в эфир или по кабелю.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания.

Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования.

Указанные выше сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных (ст. 1335 ГК).

Что такое смежные права. Объясняем простыми словами

Смежные права (права, смежные с авторскими) — права, которые сопутствуют авторским и распространяются на ряд объектов интеллектуальной деятельности.

Являются смежными правами интеллектуальные права на:

  • исполнительскую деятельность (исполнения),
  • фонограммы,
  • эфирное и кабельное вещание,
  • содержание баз данных,
  • произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.
Также смотрите  Проезд на красный свет на пешеходном переходе

У одного объекта смежных прав может быть несколько правообладателей разных категорий.

Например, авторские права на песню принадлежат ее автору, а смежными правами на запись этой песни могут владеть ее исполнители, а также звукозаписывающая компания и радиостанция, которая вещает эту песню в своем эфире.

Пример употребления на «Секрете»

«Бывшая солистка Большого детского хора СССР Ольга Королькова подала в суд на компанию «Развлекательный онлайн-сервис» (юрлицо американского стримингового сервиса Netflix в России), киностудию «Медиа юниверсал ивент» и лейбл «Первое музыкальное издательство». Королькова требует компенсации в 10 млн рублей. Артистка отстаивает свои смежные права на песню «Прекрасное далёко» в российском фильме «Пятница»».

Нюансы

Срок действия исключительного права зависит от объекта смежных прав:

  • на исполнение – вся жизнь автора, но не менее 50 лет с даты исполнения (записи, публикации). Для постановки те же правила отсчета, но с момента ее первого публичного исполнения,
  • на фонограмму – 50 лет с даты записи,
  • на сообщения передач – 50 лет с первого выпуска,
  • на базу данных– 15 лет, при обновлениях базы – срок продляется ещё на 15 лет,
  • на публикацию – 25 лет от следующего года после публикации.

За нарушение смежных прав может грозить: административная ответственность в виде штрафа – если доказана цель извлечения доходов, гражданская ответственность – возмещение убытков, уголовная ответственность – в случае причинения крупного или особо крупного ущерба правообладателю.

Кроме того, правообладатель вправе требовать по своему выбору выплаты компенсации:

  1. в размере от 10 000 до 5 млн рублей (по усмотрению суда исходя из характера нарушения),
  2. в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы,
  3. в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Существует общепринятый знак правовой охраны смежных прав. Изготовители фонограммы и исполнители, а также иные обладатели исключительного права на фонограмму или исполнение используют знак ℗, который состоит из трёх элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Знак помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем её футляре.

Защита смежных прав: актуальные способы

Само название – «смежные с авторскими» — говорит о том, что речь идет об иных объектах защиты, нежели авторские права, но близких им, как бы находящихся рядом.

Эти объекты тоже связаны с произведением, защищаемым авторским правом, вытекают из него. Если точнее, они связаны с процессом доведения произведения до широкой публики.

В других странах для обозначения понятия используются термины «related rights», «neighboring rights», при их переводе можно использовать прилагательные «связанные», «соседствующие», «родственные». В итальянском законе 1941 года был использован термин «примыкающие права». А впервые они были законодательно урегулированы в Законе об авторском праве Австрии в 1936 году, где впервые объектами защиты признаны фонограммы и исполнения.

Смежные права – это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

В упрощенном виде перечень объектов смежного права таков:

1. исполнения и постановки;

3. сообщения передач;

1.​ Технические методы защиты смежных прав

Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

Правообладатель фонограммы или исполнения вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования фонограммы, размещая его при использовании фонограммы или исполнения. Однако условием возникновения исключительного права такой знак не является.

2.​ Уголовно-правовая ответственность

Статья 146 Уголовного кодекса РФ называется «Защита авторских и смежных прав», соответственно, предполагает идентичные способы защиты.

Нести уголовную ответственность придется:

​ За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)

​ За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

3.​ Административно-правовые способы

Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик – до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к гражданской ответственности

Включает в себя предъявление требований:

​ о признании права;

​ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

​ о возмещении убытков;

​ об изъятии материального носителя — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

​ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

​ о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Примеры судебной практики по охране смежных прав

​ Право смотреть телевизор в гостиничных номерах, фойе гостиниц, и иных публичных местах защитил Верховный суд, включив в Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от «23» сентября 2015 года, дело, рассмотренное Судом по интеллектуальным правам (постановление от 22 июня 2015 г. по делу № А23-4387/2014): Вещательная организация в дел1е о защите ее смежных прав должна доказать, что публичное исполнение телепередачи осуществлялось ответчиком в месте с платным входом. Истцу необходимо доказать, что ответчик взимал плату непосредственно за вход в гостиницу либо включал в стоимость гостиничного номера услуги спутникового телевидения и тем самым извлекал прибыль.

Также смотрите  Сколько раз можно сдавать на права

Нахождение сообщающего телепередачи телеприемника в помещении гостиницы само по себе не является нарушением исключительных прав на использование сообщений телепередач.

​ Предложение к продаже компакт-диска с фонограммами произведений лицом, осуществляющим розничную торговлю товаров, признается использованием исключительных прав на фонограмму в форме распространения. Факт нахождения компакт-диска на прилавке расценивается как публичная оферта. При этом, нарушение исключительных прав признается в отношении каждой из фонограмм на диске.

Суд правомерно удовлетворил исковые требования, исходя из требований общества — компенсация в минимальном размере (10 000 руб.) за незаконное использование каждой из двенадцати фонограмм (Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2009 N Ф09-5851/09-С6 по делу N А47-9417/2008-10ГК).

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Нюансы и тонкости прав автора: смежные права

В современном мире при упоминании понятия авторских прав подразумеваются смежные права. Что это такое? Давайте разбираться!

Для обывателя тема сложная, но при желании в ней можно разобраться, если вникнуть в суть. По статье 1303 российского ГК к смежным с авторскими правами относятся:

  • Результат фонограммы, исполненный голосом того или иного лица.
  • Эфирные трансляции по радио и телевидению.
  • Разрешение на содержание информационных баз.
  • Права на литературные произведения, учёные работы, достояния искусства, обнародованные первый раз.

К объектам смежных прав относятся по статье 1304 того же Закона:

  • Выступления артистов, режиссёрские постановки, выражаемые в форме, которая предусматривает просмотр и распространение их посредством техники.
  • Фонограммы.
  • Трансляция программ в эфирном времени по радиовещанию и телевидению, разработанных непосредственно предприятием или по его заказу за счёт спонсорских денег.
  • Информационные базы в области охраны от незаконного распространения и несанкционированного использования их фрагментов несколько раз.
  • Научные труды, разработки в сфере искусства, литературные работы после их перевода в достояние общественности.

Смежные права могут проявляться у певцов, производителей фонограмм, телевизионных каналов, радиостанций, публикаторов, разработчиков баз данных. Также они бывают у произведений, которые до определённого момента не стали достоянием общественности. При возникновении спорных моментов допускается обращение в суд для разрешения спорных ситуаций.

Смежные права развиваются при чётком соблюдении правомерных авторских прав. Необходимо научиться разграничивать эти два понятия во избежание проблем с законодательством, действующим сейчас. Следите за актуальными новостями в области юриспруденции или обратитесь к профессионалам за консультацией.

Предположим, что композитор доверил исполнение своего шедевра третьему лицу, предварительно подписав с ним лицензионное соглашение. Тогда смежные права на исполнение единицы творческой деятельности возникают у этого исполнителя.

Для грамотного регулирования перечисленных в предыдущих абзацах объектов смежных прав в российском Гражданском кодексе существует отдельный параграф. Поговорим о самых важных аспектах каждого из них.

Исполнительное право. Второй параграф гл. 71 Исполнителем считается человек, чьим мастерством создавалось исполнение.

К таким гражданам относятся актёры, певцы, музыканты, а также лица, играющие роль. Артист декламирует стихотворение, поёт, играет на пианино, всячески участвует в исполнении номера. К таким людям также можно причислить режиссёра спектакля и дирижёра.

Бывает, что исполнитель не один, а целая группа. Как быть в таком случае? Тогда исполнение согласно упомянутому закону считаются совместным исполнением. Каждому участнику коллектива принадлежат права, регламентированные статьёй 1315 российского ГК.

Что относится к таким правам? Это право на исполнение в исключительном порядке, право авторства, право на псевдоним, право на обязательную защиту исполнения. Права исполнителя признают независимо от наличия авторских прав на творчески труд.

Предположим, существует гипотетическое музыкальное сочинение, записанное исполнителем с соблюдением норм действующего законодательства. Он исполнил песню, которая в скором времени превратилась в достояние общественности. В таком случае ориентируясь на третий пункт статьи 1315 свода гражданских прав становится понятно, что исполнитель не теряет прав на произведение.

Перефразируя на доступный язык: исполнение представляет собой то, как исполнена песня или сыгран спектакль. При каждом новом использовании композиции получается новое исполнение.

Права фонограммы изложены в третьем параграфе.

Права на звуковые сигналы, полученные в результате звукозаписи, содержащиеся на определённом носителе, возникают у изготовителя. Им является лицо, инициирующее пилотную запись звуков исполнения.

Какие права принадлежат ему?

Преобладающее право на фонограмму, возможность записать собственное имя на диске (пластинке, дискете), право защитить объект от искажения, сделать фонограмму доступной для слушателей и зрителей. Фонограммой считается звукозапись, в рамках которой находится исполнение.

В статье 1326 идёт речь об использовании упомянутых выше материалов в коммерческих целях. Потому общедоступное исполнение фонограммы, обнародованной с целью обогащения, трансляция её в эфир или по кабельной сети допустимы без разрешения правообладателя и держателя исключительного права на записанное в ней исполнение. Однако перечисленные действия подразумевают выплату вознаграждения обладателю такого права.

Сбор прибыли находится в компетенции службы, регламентирующей управление авторскими правами на коллективной основе. Во Всемирную организацию интеллектуальной собственности можно обращаться для урегулирования вопросов исполнительских и авторских прав. Если собственник заведения общественного питания использует в своём здании композиции, перешедшие в категорию общественного достояния, следует быть готовым к негативным последствиям в правовом поле.

Отличный выход из сложившейся ситуации применяют управляющие больших торговых центров и элитных ресторанов. Они приглашают музыкальные группы, чтобы специально для конкретной организации записать композиции с классической музыкой. В результате можно отлично сэкономить, не нарушив закон.

Второй вариант предусматривает взятие в штат музыканта. Его можно посадить за пианино, вручить ноты, с помощью которых он будет живьём исполнять произведения, что перешли в народное достояние. В этом случае ВОИС не придерётся, потому платить ничего не понадобится.

Некоторые правовые нюансы вещания изложены в четвёртом параграфе того же кодекса Предприятием эфирного или кабельного вещания считается юридическое лицо, которое проводит эфирную трансляцию.

Смежные права данных учреждений тесно пересекаются с правовыми нормами трансляции в эфир программ, разработанных ими же. Но такие права передаются в аналогичном порядке другим организациям или физическим лицам. При сообщении ранее зафиксированной на цифровом носителе чужой программы, транслирующее предприятие не получает смежные права.

Они возникают при одновременной трансляции программ. При попытке показать зрителям устаревшую чужую программу необходимо юридически подготовиться. Понадобится подписание лицензионного контракта на смежные права с автором объекта первоначальной передачи.

Данное положение описано в статье 1308 ГК.

Пятый параграф рассказывает о правах изготовителя информационных баз

Лицо, изготовившее базу данных, может быть индивидуальным предпринимателем или компанией (юридическим лицом). В процессе работы происходит сбор данных, их анализ, мониторинг, оптимизация.

Изготовителю принадлежит исключительное право производителя такой базы, а также возможность указывать на образцах собственное имя или торговую марку.

Стоит разграничить термины «изготовитель базы данных» и «автор базы данных».

Также смотрите  Перечень работ с повышенной опасностью

Изготовитель обычно несёт значительные материальные затраты при работе с продуктом. Он обладает исключительными правовыми рычагами, чтобы при необходимости извлекать из объекта материалы с дальнейшим использованием. Положения пятого параграфа российского ГК не оставляют составителя без охраны продукта как составной части произведения с использованием положений относительно авторских прав.

Период действия такого права для изготовителя возобновляются при каждом последующем её обновлении.

Шестой параграф. Право публикатора Публикатором считается физическое или юридическое лицо, обнародовавшее на правовых основаниях произведение, которое ранее не публиковалось. Такое произведение могло не находиться под охраной закона «Об авторском праве». Публикатору в таком случае принадлежат следующие права:

  • Исключительное право на обнародованный объект интеллектуальной или творческой собственности.
  • Личное неимущественное право отобразить собственное имя в процессе использовании произведения.

Во время обнародования публикатор обязан учитывать волю автора. При несоблюдении упомянутого условия смежные права не развиваются. В случае нарушения публикатором личных неимущественных авторских прав, действие его исключительного права аннулируется в судебном порядке.

Давайте рассмотрим ситуацию. Предположим, при плановом осмотре экспозиции в исторических апартаментах одного из известных писателей представители коллектива музея нашли тайник. В нём было письмо писателя и рукопись одного из его творческих работ.

В письме он попросил друзей опубликовать работу. Однако получилось, что рукопись была надёжно запрятана, а позже и вовсе позабыта. Потому данное произведение не было опубликовано, оставаясь лежать в недрах тайника в течение ста лет.

В таком случае сотрудники музея принимают решение о его публикации. Права публикатора приобретает музей.

Права на фонограммы

К фонограммам относятся аудиозаписи любых исполнений или даже просто звуков. Изготовитель фонограммы — это физическое или юридическое лицо, которое взяло на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков или проявлений этих звуков.

Права изготовителей фонограмм появляются сразу после создания фонограмм. Для законного использования фонограммы ее изготовителю необходимо согласие автора и исполнителя, чье исполнение зафиксировано в фонограмме. Интересный факт: согласно статье 1326 ГК допускается публичное исполнение фонограммы в коммерческих целях без разрешения обладателя исключительного права, но с выплатой ему соответствующего вознаграждения.

По общему правилу право на фонограмму действует 50 лет с даты осуществления аудиозаписи.

Права на исполнение

К исполнениям можно отнести исполнение музыкальных композиций, спектаклей, хореографических постановок или цирковых представлений. Иными словами — пение, игра, декламация, чтение, танец.

Смежное право на исполнение возникает, когда исполнение выражается в форме, допускающей распространение техническими средствами, например, когда ваш танец записали на видео.

Здесь также важно, чтобы были соблюдены авторские права на исполняемое произведение. Как правило, между исполнителем и правообладателем заключается лицензионный договор, по которому исполнитель получает право на публичное исполнение произведения. А вот когда он его исполнит, да еще и в сопровождении оркестра, тогда и возникнет смежное право на исполнение (и у певца, и у оркестрантов).

Смежные права на постановки и исполнения приравнивают к сроку жизни их автора, но отмечают, что это не менее 50 лет с года, следующего за совершением исполнения.

Право публикатора на произведения науки, литературы или искусства, перешедших в общественное достояние

Публикатор — это лицо, которое обнародовало произведение науки, литературы или искусства, которое раньше нигде не публиковалось, и по истечении срока авторского права стало объектом общественного достояния. Ему принадлежит исключительное право публикатора произведения, а также личное неимущественное право, согласно которому при использовании произведения он может указывать себя в качестве публикатора.

Если публикатор хочет обнародовать произведение, он должен обязательно соблюдать волю автора, иначе смежные права не возникают. Например, при очередном осмотре экспозиции в доме-музее известного писателя сотрудниками был найден дневник, в котором обнаружились личные записи. В нем он просил друзей опубликовать рукописи, которые не были опубликованы.

В данном случае именно музей решает, опубликовать это произведение или нет — и он становится публикатором.

Если публикатор нарушил личные неимущественные права автора, например, в личном дневнике писателя он просил не обнародовать его рассказы, но музей все равно это сделал, то судом может быть прекращено действие исключительного права публикатора.

Подобные смежные права действуют 25 лет, и начинают исчисление с года, следующего за годом опубликования.

Право изготовителя базы данных

Базы данных (БД) охраняются как авторским, так и смежным правом. Оформляя авторские права, изготовитель базы данных охраняет саму структуру БД, а в случае смежных — внутренние материалы и их дальнейшее использование любым способом. Составляя базу данных, требующую материальных, организационных или иных затрат, возникает исключительное право изготовителя — извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом.

Существенными признаются затраты на создание базы данных, имеющей не менее 10 тысяч структурных единиц информации.

Базу данных можно дополнительно зарегистрировать в Роспатенте. Но эта регистрация факультативна, потому что как и в случае с авторскими правами, исключительные права изготовителя будут действительны и без регистрации.

Смежные права на БД будут действовать 15 лет с года, следующего за годом ее создания или обнародования. Но при каждом обновлении базы данных срок действия исключительного права изготовителя будет возобновляться.

Право организаций эфирного и кабельного вещания

Охрана прав организаций эфирного и кабельного вещания действует 50 лет, начиная с 1 января года, следующего за первым сообщением передачи. Под организациями эфирного и кабельного вещания следует понимать телеканалы, радиостанции и т.п — юридические лица, осуществляющее эфирное или кабельное радио- или телевизионное вещание. Они обладают смежными правами на созданные ими сообщения и коммуникационные сигналы, и они могут быть переданы третьим лицам.

Важный момент: права возникают не в момент записи передачи, а в момент передачи ее в эфир или по кабелю.

Когда компания транслирует чужую программу, которая уже была записана, она не становится владельцем смежных прав — у такой организации они возникают лишь в том случае, если передача транслировалась одновременно с ее владельцем. Если компания хочет транслировать ранее выпущенную передачу, ей необходимо заключить отдельный лицензионный договор с организацией, создавшей первоначальную передачу на объект смежных прав. Организация эфирного и кабельного вещания также имеет право на вознаграждение в случаях, когда транслируемый ей контент публично исполняется для широкого круга лиц при платном входе.

Adblock
detector