Организационно правовая форма библиотеки

Все библиотеки в Российской Федерации образуют библиотечную сеть.

Содержание

Как открыть частную библиотеку?

Мы все с вами знаем, что существует огромное количество государственных и муниципальных библиотек. Они все нам хорошо знакомы, мы часто туда ходим (или не очень часто), мы все любим читать старые добрые бумажные книги, ощущения от прикосновения к которым не сравнить ни с какой электронной книгой.

Государственные библиотеки учреждены либо государственными органами, либо непосредственно Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации (областью, краем и т.п.), а муниципальные библиотеки учреждаются муниципальными образованиями, такими как район города или город, село, станица и т.п.

Но существуют ли частные библиотеки?

На самом деле никакого законодательного ограничения для создания частных библиотек не существует и не существовало никогда. Вероятно их малое количество объясняется довольно дорогим содержанием такой библиотеки, а также относительно скудным спектром платных услуг, которые могли бы как-то такую библиотеку не просто держать на плаву, но и позволять ей оплачивать достойную зарплату всем ее работникам, получать регулярно книжные новинки и раритетные экземпляры.

Так что же нужно для открытия частной библиотеки?

На самом деле в законе нет какого-то отдельного специального вида юридических лиц, которые были бы заточены на функционал библиотеки. С точки зрения закона библиотеку можно открыть абсолютно в любой организационно-правовой форме, но только именно в виде юридического лица или его структурного подразделения. Так нам говорит Федеральный закон «О библиотечном деле».

Основным видом деятельности нужно будет избрать код ОКВЭД 91.01 «Деятельность библиотек и архивов», который включает в себя деятельность библиотек всех видов, в том числе читальных залов, залов для прослушивания, просмотровых залов, лекториев, планетариев, предоставляющих услуги широкой публике.

Надо отметить, что в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре библиотечное дело представляет собой одну из областей культурной деятельности в России. В соответствии Федеральным законом «О библиотечном деле» — это отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Принципы деятельности библиотек гарантируют право на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Библиотечную деятельность путем учреждения библиотек вправе осуществлять как органы государственной власти и местного самоуправления, так и юридические и физические лица. Закон говорит о том, что любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положений Федерального закона «О библиотечном деле» учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством.

Государственные и муниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. Статус же других библиотек определяется их учредителями.

В Федеральном законе «О библиотечном деле» определены права и обязанности библиотек. Так библиотеки имеют право:

  1. самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;
  2. утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками;
  3. определять сумму залога при предоставлении книжных памятников, редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками;
  4. устанавливать ограничения на копирование, экспонирование и выдачу книжных памятников и иных документов, предназначенных для постоянного хранения, в соответствии с правилами пользования библиотеками;
  5. определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;
  6. осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;
  7. определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;
  8. образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения;
  9. участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;
  10. осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ;
  11. самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;
  12. изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек, без права списывать и реализовывать документы, отнесенные к книжным памятникам;
  13. осуществлять информационную, культурную, просветительскую, научную, образовательную деятельность в соответствии с законодательством, со своим уставом или с локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки;
  14. осуществлять экспертизу документов в целях их отнесения к книжным памятникам, а также в целях внесения изменений в сведения о книжном памятнике в реестре книжных памятников в установленном законом порядке;
  15. совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству;
  16. библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным государственным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек.
Также смотрите  Исковое заявление о взыскании неустойки по алиментам образец 2022

Предусмотрены для библиотек и обязанности, которые им предписано выполнять вне зависимости от их организационно-правовой формы. Так для частных библиотек можно выделить следующие обязанности:

  1. библиотеки обязаны обслуживать своих пользователей в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством;
  2. библиотеки обязаны не допускать государственной или иной цензуры, ограничивающей право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания;
  3. частные библиотеки, получающие частичное бюджетное финансирование (например, субсидии или гранты), должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие;
  4. библиотеки, имеющие в своих фондах книжные памятники, обязаны обеспечивать их сохранность и несут ответственность за своевременное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников;

библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек;

В какой форме могут быть созданы частные библиотеки?

Библиотеки на территории Российской Федерации могут создаваться в самых различных организационных формах и формах собственности, какие только предусмотрены действующим российским законодательством.

Библиотеки могут быть учреждены как органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, так юридическими или физическими лицами, а потому они могут находиться как в государственной или муниципальной собственности, так и в частной.

Исходя из форм собственности и учредителей библиотек, можно выделить их различные виды, при этом в определении библиотеки, установленном законом, описано, что что она может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации. Таким образом можно выделить два варианта создания библиотеки:

  • библиотеку можно учредить в качестве юридического лица с соответствующей регистрацией в ЕГРЮЛ как полагается по законодательству; либо
  • библиотеку можно учредить как структурное подразделение предприятия, учреждения, организации, что не предполагает наделение библиотеки правами юридического лица, а, следовательно, и невозможность выступать библиотеки в гражданском обороте от своего имени (только через учредителя).

Исходя из перечисленных правил можно сделать вот какие выводы:

  • библиотеки могут создаваться как гражданами, так и юридическими лицами, но при этом библиотека всегда должна быть создана либо в виде юридического лица любой формы (как НКО, АНО или даже ООО, но не ИП, и не самозанятого), либо в виде структурного подразделения юридического лица;
  • основной ОКВЭД для нее нужно выбрать 91.01 «Деятельность библиотек и архивов».

Кроме того, следует учитывать положения закона, которые предусматривают, что общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии, в том числе в электронной форме, экземпляров произведений, принадлежащих им и правомерно введенных в гражданский оборот.

Это правило означает, что частные библиотеки, деятельность которых направлена на извлечение прибыли, обязаны будут заключать с авторами или другими правообладателями лицензионные договоры для законного использования в своей деятельности книг, журналов и прочих литературных произведений. И эта расходная часть может быть весьма существенной.

В ответе использованы материалы за авторством Марлухина Е.О. «Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (постатейный)» // СПС КонсультантПлюс. 2008.

Некоммерческие организации в сфере культуры: формы и регистрация в 2022 году

В нашей статье подробно рассмотрим формы создания некоммерческой организации в сфере культуры, а также вопросы правового регулирования и осуществления социально-культурной деятельности НКО.

Правовое регулирование в сфере культуры

Согласно современной энциклопедии культура (от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Основная задача законодательства в сфере культуры – это реализация положений Конституции Российской Федерации, а именно статьи 44, которая закрепляет основные права, свободы и обязанности в указанной области.

В качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России ещё в 1992 году Верховным Советом Российской Федерации были приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре (далее – Основы), которые регулируют культурную деятельность в следующих областях:

  • выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
  • художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
  • художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
  • самодеятельное (любительское) художественное творчество;
  • музейное дело и коллекционирование;
  • книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
  • телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
  • эстетическое воспитание, художественное образование;
  • научные исследования культуры;
  • международные культурные обмены;
  • производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
  • иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Помимо Основ законодательство Российской Федерации о культуре состоит из законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.

Среди таких законов можно выделить, например, следующие:

  • Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», регулирующий отношения по перемещению культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами — членами Евразийского экономического союза, а также в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами — членами Евразийского экономического союза;
  • Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», регулирующий отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», который определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии (являющейся неотъемлемой частью культуры и искусства) и устанавливает порядок государственной поддержки кинематографии;
  • и другие.

НКО в сфере культуры

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения, в том числе, культурных целей, поэтому, говоря о некоммерческих организациях, нельзя не затронуть некоммерческие культурные организации.

Само понятие «некоммерческие культурные организации» в действующем законодательстве отсутствует, однако в упомянутых выше Основах закреплено, что граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Кроме того, граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях. Культурную деятельность Основы определяют как деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, а культурные блага отнесены к условиям и услугам, предоставляемым организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Как видим, законодатель предоставляет широкое поле деятельности для создания некоммерческих культурных организаций, включая выбор организационно-правовой формы и направление таких НКО.

От выбора направления деятельности НКО зависит и ее форма. Так, например, если вы планируете предоставлять услуги в сфере культуры, то подойдет такая организационно-правовая форма, как автономная некоммерческая организация. В том случае, когда вы планируете осуществлять сбор денежных средств и иного имущества и направлять это имущество на культурные цели, то подойдет такая организационно-правовая форма, как фонд, а если вы планируете осуществлять социально-культурные функции, оставаясь при этом собственником имущества, то подойдет такая организационно-правовая форма, как учреждение (подробнее об организационно-правовых формах в статье «Выбор формы НКО»).

Некоммерческие социально-культурные организации

Относительно некоммерческих социально-культурных организаций можно сказать, что их сфера деятельности находится на грани с некоммерческими культурными организациями. Кроме того, в одном из постановлений Правительства РФ объекты культуры поставлены в один ряд с объектами социально-культурного назначения.

Некоторые словари определяют социально-культурную деятельность, как деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры. К указанным сферам можно также отнести и спорт, т.к. согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт – это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.

Социально-культурная деятельность направлена на создание культурных продуктов в сфере как профессиональной, так и любительской, на восприятие и освоение ценностей культуры, сохранение ценностей материальной и духовной культуры, трансляцию культурной информации, создание возможностей для культурного диалога, распространение ценностей культуры.

Нельзя не обратить внимание на тот факт, в что в номенклатуре специальностей и специализаций учебных заведений Министерства культуры РФ выделена специальность «Социально-культурная деятельность» со специальным предметом «Теория социально-культурной деятельности».

Родовым понятием для социально-культурных организаций является понятие «некоммерческая организация». К числу таких организаций можно отнести:

  • просветительские (библиотеки, музеи, выставки, лектории, галереи, мемориальные комплексы и т. п.);
  • культурно-досуговые (клубы, досуговые учреждения, коллективы самодеятельного художественного и декоративно-прикладного творчества, туристско-экскурсионные учреждения, спортивно-оздоровительные и игровые центры и т. п.);
  • учреждения искусства (театры, студии, оркестры, киностудии, художественные мастерские, творческие союзы);
  • культуроохранные (организации по охране, учету и использованию памятников культурно-исторического наследия, реставрационные мастерские, архивы, фонды и т. п.).

Некоммерческая организация культурный фонд

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая, в том числе, культурные цели. Содержание правового статуса фонда урегулировано также Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Как мы уже упоминали на страницах нашего сайта, целью фонда является привлечение денежных средств и иного имущества и направление этого имущества на уставную деятельность фонда. Таким образом, имущество, которое привлек фонд культуры, должно быть направлено на культурные цели, указанные в его уставе.

Следует отметить, что культурный фонд может быть, в том числе благотворительным, так как в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется, в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Немаловажную роль среди культурных фондов играют фонды целевого капитала. Как закреплено в Федеральном законе «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала могут осуществляться в целях использования, в том числе, в сфере культуры, а собственником целевого капитала может быть некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда.

В остальном к культурным фондам предъявляются такие же требования, как и к другим фондам: от наименования, которое должно содержать указание на организационно-правовую форму (фонд), отражать характер деятельности, а также быть уникальным, до устава и органов фонда.

Социально-культурная деятельность некомммерческих организаций в сфере культуры

Как уже отмечалось выше, субъектами социально-культурной деятельности являются, в том числе некоммерческие организации, к которым можно отнести просветительские, культурно-досуговые, культуроохранные организации, а также учреждения искусства. Такие некоммерческие организации должны осуществлять социально-культурную деятельность в соответствии со своими уставами.

Просветительская деятельность библиотек, музеев, выставок, мемориальных комплексов и проч. направлена на неформальное образование, так как такая деятельность является совокупностью информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности «со знанием дела»).

Культурно-досуговая деятельность клубов (подробнее: Как создать клуб), досуговых учреждений, коллективов самодеятельного художественного и декоративно-прикладного творчества и проч. направлена на приобщение личности к культурным ценностям, осуществляемое в свободное время посредством саморазвития.

Культуроохранная деятельность реставрационных мастерских, архивов, фондов направлена на сохранение и изучение культурно-исторического наследия, возрождение и развитие традиционных форм народной художественной культуры, организацию историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы.

Деятельность учреждений искусства направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных формах и видах.

Adblock
detector