- Референдум: понятие и статус. Организация и проведение референдума
- Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):
- Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
- На референдум не могут выноситься вопросы:
- Инициатива проведения референдума принадлежит:
- Назначение референдума
- Федеральный конституционный закон о референдуме
- Основные положения ФКЗ 5
- Кто обладает правом на проведение референдума?
- Изменения, внесенные в закон «О референдуме Российской Федерации»
- Древний Рим
Референдум – это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам государственного значения.
Виды референдумов:
1) в зависимости от содержания законопроекта –
— конституционный
— обыкновенный
2) по времени проведения референдума:
— дозаконодательный
— послезаконодательный
3) Различают обязательный и факультативный референдумы.
На обязательный выносятся вопросы, прямо указанные в Конституции, т.к. иначе, чем путем референдума они не могут быть решены (например, по принятию Конституции). На факультативном решаются вопросы, вынесение которых на всенародное обсуждение не обязательно (например, в апреле 1991г.
был проведен референдум о введении поста Президента в РФ – его проведение не было обязательным). Такие референдумы могут проводиться либо по решению государственных органов, либо избирателей.
4) по территории референдумы делятся на:
— референдум РФ
— референдум субъекта РФ
— местный референдум.
На референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, а также вопросы, вынесение которых на референдум предусмотрено международным договором РФ.
На референдум на могут выноситься вопросы:
1) об изменении статуса субъекта РФ;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
9) об амнистии и о помиловании.
Федеральное законодательство о референдумах устанавливает запрет на проведение референдума в условиях военного или чрезвычайного положения на всей территории России, либо в отдельных ее местностях, а также в течение 3-х месяцев после их отмены.
Проведение референдума РФ не допускается (за исключением случаев, когда референдум РФ инициируется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также касается принятия новой Конституции РФ) в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа, или если проведение референдума Российской Федерации приходится на последний год полномочий Президента РФ, иных выборных федеральных органов государственной власти.
Назначает Всероссийский референдум Президент РФ по инициативе:
1) не менее чем 2-х млн. российских граждан;
2) Конституционного Собрания, предлагающего принять новую Конституции РФ;
3) Федерального органа государственной власти, если это предусмотрено международным договором РФ либо ФКЗ.
Решение, принятое на всероссийском референдуме, референдуме субъекта Федерации, местном референдуме может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта РФ (местном референдуме), но не ранее 2-х лет после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке.
Референдум: понятие и статус. Организация и проведение референдума
В мировой практике референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.
Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.
Другой распространенный повод проведения референдума — желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.
Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольными».
Например, таковыми были в 1970-1980-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера.
Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одобрили перевод транспорта на правостороннее движение, но, несмотря на это, парламент все же принял такой закон.
Разновидностью референдума является плебисцит , который применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-либо территории. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума.
К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.
Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направленность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто факультативный характер.
Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
Референдум РФ (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.
Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):
- Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.
- Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
- Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
- Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
- Участие гражданина РФ (далее также — гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
- Голосование на референдуме (далее — голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.
Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум.
Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ.
На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором РФ.
Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
На референдум не могут выноситься вопросы:
- об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
- об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
- о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
- отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.
Инициатива проведения референдума принадлежит:
- не менее чем 2 миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, — при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
- Конституционному Собранию — в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ;
- федеральным органам государственной власти — в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.
Назначение референдума
Референдум назначает Президент РФ . Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии КонституцииРФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ.
Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.
Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума соответствующей КонституцииРФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум.
При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.
Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.
Федеральный конституционный закон о референдуме
Одним из способов прямого изъявления воли народа и принятия решений на государственном уровне является референдум. Правила проведения определяются соответствующим законодательством.
Основные положения ФКЗ 5
Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” был одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года и спустя двенадцать дней, 23 июня того же года получил одобрение Совета Федерации. Законодательство было подписано президентов и вступило в силу 28 июня 2004 года.
Настоящим законодательством референдум определяется как высшая форма прямого выражения воли народа наряду со свободными выборами. Государство гарантирует свободу волеизъявления граждан Российской Федерации на референдуме, защиту демократических прав и правовых норм. Референдум запрещается использовать для принятия решений, которые противоречат положениям Конституции РФ, а также отменяют и умиляют права и свободы человека или препятствуют их реализации.
Вам будет интересно: ФЗ 73 в новой редакции. Подробнее по ссылке:
ФКЗ-5 состоит из 93 статей и 15 глав, которые регулируют следующие основы проведения референдума:
- Гл. 1 содержит общие положения о принципах и основания для осуществления всенародного опроса, нюансы организации и проведения, а также язык и финансирования референдума, включая использование государственной автоматизированной системы “Выборы”;
- Гл. 2 устанавливает порядок определения инициативы для проведения референдума и её реализации, а также назначение цели всеобщего опроса;
- Гл. 3 предусматривает полномочия комиссии, включая систему её работы, а аткже порядок избрания;
- Гл. 4 описывает статус и полномочия наблюдателей и представителей СМИ;
- Гл. 5 определяет правила формирования участков для проведения всенародного голосования;
- Гл. 6 устанавливает правила составления списков участников референдума;
- Гл. 7 предусматривает особенности финансирования данного мероприятия, включая порядок формирования фонда и контроля за его использованием;
- Гл. 8 описывает особенности информационного обеспечения;
- Гл. 9 определяет правила голосования;
- Гл. 10 устанавливает требования к подсчёту голосов и подведению итогов голосования;
- Гл. 11 предусматривает порядок обнародования результатов референдума;
- Гл. 12 определяет правила и сроки хранения документов опроса;
- Гл. 13 описывает особенности направления и рассмотрения обращений о нарушениях положений настоящего законодательства;
- Гл. 14 устанавливает ответственность за несоблюдение требований текущего закона;
- Гл. 15 содержит заключительные положения о переходных вопросах и вступление законодательства в силу.
Текст закона дополняется двумя приложениями, которые определяют правила оформления подписного листа и подсчёта контрольных соотношений протокольных данных.
Вам будет интересно: ФЗ об ОРД в новой редакции. Подробности по ссылке:
На референдум может выноситься проект нормативного акта или вопрос. Формулировка вносимого вопроса должна исключать возможность неоднозначного толкования и множественного ответа. Ответ должен быть однозначным и прямым для исключения неопределённости принятых решений. Для составления бюллетеней используется государственный язык, а также допускается формулировка положений на языках входящих в состав Российской Федерации республик и на языках национальных меньшинств в регионах их плотного проживания.
Проведение референдума запрещается при следующих обстоятельствах:
- во время военного положения;
- при чрезвычайных обстоятельствах;
- в последний год полномочий президента;
- в течении временного промежутка между объявлением о проведении референдума и обнародованием его результатов, не может быть выдвинута инициатива о проведении нового голосования;
- повторной всенародный опрос, содержащий те же вопросы, не может быть проведён в течении двух лет после объявления его результатов.
Референдум, инициатива которого была выдвинута в соответствиями с требованиями конституционного законодательства, не отменяется при наступлении экстремальных обстоятельств или военного времени, он переносится и осуществляется в течение 3 месяцев после снятия особого положения.
Кто обладает правом на проведение референдума?
Правом на участие в референдуме РФ обладают все граждане государства, достигшие 18 лет. Они также могут выдвигать инициативу проведения всенародного опроса и принимать участие в подготовке и проведении голосования в порядке, установленном настоящим законодательством. Граждане, находящие на момент проведения референдума в иностранном государстве, вправе также участвовать в голосовании, в чём им обязаны содействовать дипломатические и консульские организации.
Не обладают правом на участие во всеобщем голосовании лица, которые признаны судебными инстанциями недееспособными и находящие в местах лишения свободы по вступившему в силу судебному приговору.
Подробнее о ФЗ о конституционном суде тут:
Изменения, внесенные в закон «О референдуме Российской Федерации»
В ходе последних изменений настоящего законодательства, состоявшихся 18 июня 2017 года, в статью 30, предусматривающую перечень полномочий центральной избирательной комиссии РФ, был внесён пункт 16, который определяет установление порядка доставки документов о подготовке и проведении референдума, а также согласование с уполномоченным в архивной области органом вопросов о хранении, передаче и уничтожении данной документации.
Древний Рим
В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).
Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.
Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация ( 449 год до н. э. ), с законом Публия ( 339 год до н. э. ) или с законом Гортензия ( 287 год до н. э. ).
С III века до н. э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием Конституция СССР
Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР… производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».
Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса.
За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.