Конвенция оон по морскому праву была принята

Была созвана конференция ООН, которая в 1982 году приняла Конвенцию ООН по морскому праву (далее — Конвенция по морскому праву), насчитывающую 320 статей и сопровождаемую восемью приложениями. Особый статус в общем комплексе занимает Соглашение 1994 года об имплементации части XI Конвенции, в которой речь идет о правовом статусе Района.

Конвенция по морскому праву разрабатывалась непосредственно дипломатической конференцией в течение десяти лет, что подчеркивает значение, придаваемое государствами морскому праву.

Развивающиеся страны, используя свое большинство, добились многого — был установлен режим дна, что послужило основной причиной более чем сдержанного отношения к Конвенции по морскому праву морских держав. Она вступила в силу лишь в 1994 году.

Россия стала участницей Конвенции по морскому праву в 1997 году. Накануне ратификации Указом Президента была одобрена Концепция Федеральной целевой программы «Мировой океан». Концепция определила позицию России по основным вопросам, касающимся мирового океана, включая многие вопросы морского права.

Конвенция ООН по морскому праву заключена в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 года, вступила в силу 16 ноября 1994 года, подписана СССР с заявлением, ратифицирована, вступила в силу для России 11 апреля 1997 года. /Указ Президента РФ от 17 января 1997 года N 11 «О Федеральной целевой программе «Мировой океан»».

США не ратифицировали Конвенцию по морскому праву, но заявили, что ее нормы, за исключением относящихся к режиму дна, являются общепризнанными обычными нормами и, следовательно, обязательными для США. Аналогична позиция и ряда других морских держав. С учетом этого обстоятельства Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции, призывающие не участвующие в этой Конвенции страны присоединиться к ней.

О значении морского права свидетельствует тот факт, что Генеральная Ассамблея ежегодно рассматривает вопрос «Океаны и морское право» и принимает соответствующие резолюции. Эти резолюции подчеркивают «всеобщий и унифицирующий характер Конвенции и ее большое значение для поддержания и упрочения международного мира и безопасности, а также для устойчивого использования и развития морей и океанов, а также их ресурсов».

Следовательно, Конвенция по морскому праву является основой международного морского права. Вместе с тем она не охватывает все аспекты этой сложной отрасли. Значительная роль принадлежит обычным нормам. Кроме того, существует множество двусторонних и региональных договоров в этой области.

44. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.

Внутренние морские воды — воды, расположенные между прилегающей к берегу внутренней границей территориального моря и сухопутной территорией государства и являющиеся частью государственной территории.

Соответственно режим внутренних морских вод определяется государством. Вместе с тем сложились определенные стандарты этого режима, которых придерживаются государства. Режим внутренних морских вод России определен Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

В Законе подчеркивается, что устанавливаемый им правовой режим соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. К внутренним морским водам относятся воды портов, бухт и заливов.

Морские порты, как правило, открыты для иностранного судоходства. Исключением являются порты, которые специальным решением объявлены закрытыми. Для захода в морские порты иностранных военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях, необходимо разрешение.

При нахождении в порту они пользуются иммунитетом от местной юрисдикции, что не освобождает их от обязанности соблюдать местные законы и правила.

На находящиеся в порту иностранные суда, на их пассажиров и экипаж распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция страны пребывания. Обычно местные власти воздерживаются от осуществления своей юрисдикции в случаях, когда не затрагиваются права государства порта или его граждан.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года: разработка, принятие, структура, значение, новые институты отрасли.

Была созвана конференция ООН, которая в 1982 году приняла Конвенцию ООН по морскому праву (далее — Конвенция по морскому праву), насчитывающую 320 статей и сопровождаемую восемью приложениями. Особый статус в общем комплексе занимает Соглашение 1994 года об имплементации части XI Конвенции, в которой речь идет о правовом статусе Района.

Конвенция по морскому праву разрабатывалась непосредственно дипломатической конференцией в течение десяти лет, что подчеркивает значение, придаваемое государствами морскому праву.

Развивающиеся страны, используя свое большинство, добились многого — был установлен режим дна, что послужило основной причиной более чем сдержанного отношения к Конвенции по морскому праву морских держав. Она вступила в силу лишь в 1994 году.

Россия стала участницей Конвенции по морскому праву в 1997 году. Накануне ратификации Указом Президента была одобрена Концепция Федеральной целевой программы «Мировой океан». Концепция определила позицию России по основным вопросам, касающимся мирового океана, включая многие вопросы морского права.

Конвенция ООН по морскому праву заключена в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 года, вступила в силу 16 ноября 1994 года, подписана СССР с заявлением, ратифицирована, вступила в силу для России 11 апреля 1997 года. /Указ Президента РФ от 17 января 1997 года N 11 «О Федеральной целевой программе «Мировой океан»».

Также смотрите  Заявление на учебу с работы образец

США не ратифицировали Конвенцию по морскому праву, но заявили, что ее нормы, за исключением относящихся к режиму дна, являются общепризнанными обычными нормами и, следовательно, обязательными для США. Аналогична позиция и ряда других морских держав. С учетом этого обстоятельства Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции, призывающие не участвующие в этой Конвенции страны присоединиться к ней.

О значении морского права свидетельствует тот факт, что Генеральная Ассамблея ежегодно рассматривает вопрос «Океаны и морское право» и принимает соответствующие резолюции. Эти резолюции подчеркивают «всеобщий и унифицирующий характер Конвенции и ее большое значение для поддержания и упрочения международного мира и безопасности, а также для устойчивого использования и развития морей и океанов, а также их ресурсов».

Следовательно, Конвенция по морскому праву является основой международного морского права. Вместе с тем она не охватывает все аспекты этой сложной отрасли. Значительная роль принадлежит обычным нормам. Кроме того, существует множество двусторонних и региональных договоров в этой области.

44. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.

Внутренние морские воды — воды, расположенные между прилегающей к берегу внутренней границей территориального моря и сухопутной территорией государства и являющиеся частью государственной территории.

Соответственно режим внутренних морских вод определяется государством. Вместе с тем сложились определенные стандарты этого режима, которых придерживаются государства. Режим внутренних морских вод России определен Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

В Законе подчеркивается, что устанавливаемый им правовой режим соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. К внутренним морским водам относятся воды портов, бухт и заливов.

Морские порты, как правило, открыты для иностранного судоходства. Исключением являются порты, которые специальным решением объявлены закрытыми. Для захода в морские порты иностранных военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях, необходимо разрешение.

При нахождении в порту они пользуются иммунитетом от местной юрисдикции, что не освобождает их от обязанности соблюдать местные законы и правила.

На находящиеся в порту иностранные суда, на их пассажиров и экипаж распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция страны пребывания. Обычно местные власти воздерживаются от осуществления своей юрисдикции в случаях, когда не затрагиваются права государства порта или его граждан.

Общая характеристика главных положений Конвенции ООН в сфере морского права

Конвенция включает 17 частей, состоящих из 320 статей и 9 приложений. Конвенция закрепила, дополнила множество предложений, которые были закреплены Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года. Совместно с этим она присоединила множество новых положений, впервые появившиеся в международном морском праве и существенным образом развивших международный правовой режим Мирового океана в обновленных условиях научно-технической революции, перестроек отношений международного плана.

Готовые работы на аналогичную тему

Важнейшим моментом стало закрепление в Конвенции главнейших, основополагающих начал, принципов и норм международного морского права.

Важным для международного морского права считается принцип свободы открытого моря. Он создан древнеримскими юристами, которые признавали всеобщее право на «морские воды».

Данный принцип вытекает из того, что открытое море не может подчиняться суверенитету какого-либо государства. Оно является общим и равноправным в пользовании всех государств.

С принципом свободы открытого моря тесно связывается принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море. Он предусмотрел, что в отношении судна, которое находится в открытом море, а также всех людей на его борту и их имущественных предметов действует только законодательство государства флага, под которым плавает это судно.

Другим важным принципом международного морского права представляется принципом мирного использования Мирового океана. Он вытекает из принципов мирного разрешения конфликтов и неприменения угрозы силой либо самой силы. Согласно ему морские пространства должны пользоваться исключительным образом в мирных целях.

Принцип охраны морской среды формулируется в 192 статье Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которая устанавливает, что государства имеют обязанности защиты и сохранения морской среды.

В Конвенции 1982 года впервые вводятся новые категории морских пространств:

  • международный район глубоководного морского дна – район;
  • исключительная экономическая зона;
  • архипелажные воды.

Конвенция в договорном порядке устанавливает предельную допустимую ширину территориального моря в двенадцать морских миль, что явилось важным вкладом в кодификацию и прогрессирующее развитие международного морского права. Наравне с этим в Конвенции подтверждается право мирного прохода иностранных судов сквозь территориальное море, предусматриваются гарантии его реализации.

Специальная часть Конвенции посвящается защите морской среды от всевозможных форм загрязнения, которые возникают в итоге деятельности человечества. Ярчайшее внимание уделяется урегулированию предотвращения загрязнения с судов моря. Основная ответственность над соблюдением судами общепризнанных международных стандартов и норм, которые содержатся в специальных Конвенциях, принимаемых под эгидой Международной морской организации (ИМО) или другим образом, возлагается на государство флага судна.

В таких целях государство обязано обеспечивать, чтобы суда под его флагом могли отвечать применимым к ним международным стандартам и нормам, учрежденным основным образом ИМО. В случаях нарушений судном каких-то международных правил государство флага вне зависимости от места совершения нарушений имеет обязанность безотлагательного его расследования и в соответственных случаях возбудить по отношению к виновным преследование, включая и уголовное преследование.

Существенное новшество, закрепленное в Конвенции — концепт «юрисдикции государства порта»: какому-либо государству, в порт которого вошло иностранное судно, предоставлено право проведения расследования предполагаемого нарушения международных стандартов и норм, совершаемого за гранями территориальной юрисдикции этого государства, то есть в открытом море, а при присутствии достаточных доказательств, возбудить преследование в целях наказания виновных согласно своему законодательству, статья 218.

Наравне со всем этим Конвенция включает специализированный раздел о гарантиях, направленных на защиту интересов судоходства международного уровня от всевозможных злоупотреблений со стороны государств прибрежных районов.

Огромнейшую значимость в Конвенции ООН, касаемо морского права, придано проблемам разрешения мирным способом споров в международной морской области права.

Также смотрите  Справка для малоимущих семей для ежемесячного пособия

Конвенция по морскому праву – 1982: организации объединенных наций

До XVIII века н.э. судоходство в Мировом Океане не регулировалось никак. Только после эпохи Великих географических открытий мировое сообщество поняло важность кодификации и регламентирования судоходства, прибрежных вод, правила прохождения проливов и т.д.

Но до середины XX века не существовало общемировой практики морского права. Договоры заключались отдельными государствами между собой и не несли никакой ответственности в глобальном плане. Основные положения конвенции ООН по морскому праву рассмотрим в статье.

История принятия

В 1958 году в Женеве произошла первая попытка выработать общемировые правила пользования Мировым Океаном и прибрежными водами. Первая Конференция ООН морским правилам выработала начальные правила, были созданы предпосылки для упорядочивания отношений между странами-участницами и разработаны проекты статей в четырёх важнейших направлениях.

Это разграничение континентального шельфа, положения о вылавливании живых организмов, территориальные признаки морских границ и правила поведения государственных флагов в открытом море.

Интересно так же будет знать всё про конвенцию оон о правах ребенка.

Недостатком соглашения было то, что его согласились ратифицировать всего несколько государств. II Конференция была созвана в 1960 году и не дала результата. Генассамблея ООН созвала следующее заседание по морскому праву в 1973 году.

Проработав 5 лет, III Конференция относительно морского права была результативной. 10.12.1982 в ямайском центре Монтего-Бей была принята Конвенция ООН относительно морского права. Действовать данный свод законов, рекомендаций и правил начал с 1997 года и на сегодня он одобрен 139 независимыми странами и ЕС.

Важным моментом, побудившим морские государства принять Конвенцию, была научно-техническая революция. Бурения на дне континентального шельфа нефтяных и газовых скважин и право на них требовало централизованного подхода.

Чтобы избежать конфликтов в области правообладания на недра морского дна и глубин, страны-участницы пошли на «мировую», поступившись некоторыми своими интересами в угоду спокойствию и централизации. Вместе с тем, некоторые положения данной Конвенции являются спорными. Плюс ко всему, не все морские державы ратифицировали этот закон.

Поэтому в мире ещё возникают споры при добыче материальных благ, пользовании морскими потенциалами и правилах судоходства в спорных водах.

Внутренние воды

Бухты, проливы, появляющиеся во время приливов озера, отмели после отлива и некоторые другие участки морского пространства считаются внутренними территориями государства. На них действуют законы этого государства.

Территориальные моря

Это территория, ограниченная 12 морскими милями от береговой линии во время наибольшего отлива. Этот участок моря и дна под ним находится под суверенитетом государства. В его пределах действуют законы этого государства, которые одобрены международными нормами.

Но на этой территории также действуют транзитные правила прохода судов по общепринятому международному праву. Если проходящие суда не вызывают подозрений в связи с пиратством, контрабандой, незаконным ловом и терроризмом, то государство-хозяин территориального моря не имеет права задерживать их ход.

Стоит отметить, что около 30 государств придерживаются предыдущих правил международного права. В них территориальным морем считается граница в 3 морских мили от линии берега.

Какие виды территорий в международном праве выделяют, подробно указано в данной статье

Что представляет собой право международных организаций как отрасль международного права, указано в данной статье.

Что является видами норм международного права, подробно описано в данной статье здесь: https://ruleconsult.ru/mezhdunarodnoe/chastnoe/vidy-norm-mezhdunarodnogo-prava.html

Прилежащая зона

За территориальными водами (морем) идёт прилежащая зона. Её граница – 12 морских миль (чуть больше 22 километров). На этой территории уже действуют международные правила прохода судов.

Однако Конвенция по морскому праву 1982 года расширяет права государств на это пространство. На этом участке моря действуют таможенные, фискальные, иммиграционные и санитарные нормы страны-хозяйки прилежащей зоны.

Исключительная экономическая зона

Размеры исключительной экономической зоны – 370 км (200 морских миль). Отсчитывается она от той же линии, что и территориальное море и прилежащая зона. Таких правил придерживаются 100 стран, ратифицировавших Конвенцию ООН.

Данная экономическая зона уже являются частью Мирового океана, но прилагается к прибрежному государству. Хотя суда другого государства, находящиеся в исключительной экономической зоне, имеют полный набор прав, не ограниченных законами прибрежного государства. Здесь имеет место разграничение на судоходство и пользование природными богатствами.

Все права на недра океана и морского дна, а также на потенциальные ресурсы (ветер, солнечную энергию, потенциал приливов и отливов) принадлежат стране-владельцу. Прибрежное государство позволяет себе осуществлять здесь разведку полезных ископаемых, разрабатывать ресурсы, создавать искусственные острова и вести другие действия, не противоречащие морскому праву и положениям Конвенции ООН 1982 года.

В исключительной экономической зоне возможны договоры между странами, ратифицировавшими Конвенцию. Например, развивающиеся страны разрешают другим государствам разведку и разработку полезных ископаемых, получая за это оговоренную компенсацию. Или пример из практики рыболовства: Россия и Япония заключили между собой договор, по которому определяется юридический статус рыболовных судов в этой зоне.

Какое существует понятие и виды источников международного права, подробно указано в данной статье.

Каково соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права, подробно рассказано в данной статье.

Что относится к субъектам международного права подробно указано здесь: https://ruleconsult.ru/mezhdunarodnoe/chastnoe/ponyatie-vidy-subektov-mezhdunarodnogo-prava.html

Континентальный шельф

Естественное продолжение материковой зоны называется континентальным шельфом и является зоной воздействия прибрежного государства. Также в принятой терминологии понятие континентального шельфа простирается на границу в 200 морских миль, даже если материковая оконечность резко обрывается. Континентальный шельф не может быть продлён дальше 350 морских миль.

Также смотрите  Срок полномочий генерального прокурора рф

Континентальный шельф не включает в себя поверхность вод – здесь уже действуют международные правила морского права. Прибрежное государство имеет право собственности на недра и дно, включая «сидячие» живые организмы, полезные ископаемые, добытую энергию и некоторые другие виды ресурсов.

Разграничение между отдельными государствами, имеющими близкую границу по воде, выполняются отдельно. Например, в Балтийском море действуют несколько договоров относительно взаимопользования континентальным шельфом.

На видео-международное морское право:

Иные термины и правила пользования конвенции организации объединенных наций

Конвенция ООН по морю также определяет понятия архипелажных вод, открытого моря, проливов и международного дна. Их совместное использование и юрисдикция определяются в индивидуальном порядке при сохранении приоритета международного права.

Конвенция ООН, заключённая в 1982 году, устанавливает общие правила пользования недрами, полезными ископаемыми, морскими глубинами и воздушным пространством над ними. Благодаря ней все споры между странами-участницами можно разрешить в правовом поле. Единственный недостаток Конвенции – не все государства ещё ратифицировали её.

Государство, как субъект международного частного права, таможенного, публичного

Природа, как объект экологического права – понятие и виды, классификация и функции

Правоспособность иностранного гражданина РФ определяются – ограничения и лишения

Пакт о гражданских и политических правах человека – международный 1966 г

Помогла статья? Оцените её:

(Проголосуйте первым)

Поделитесь с друзьями!

Даже не смотря на то, что есть конвенция и все территориально распределено, то все равно многие страны все таки периодически нарушают определенные границы территориальных вод. А если вообще не было бы конвенции, то не трудно представить что происходило бы, скорей всего постоянные столкновения из за притязаний на территорию. Все таки в современном мире нужны обязательно законы, они как сдерживающий фактор для противоправных действий.

Исторические предпосылки.

Изначально морское право складывалось в форме обычаев. Начиная с XVII века национальные права ограничивались полосой воды, примыкающей к берегу страны. Ширина этой полосы, согласно правилу «пушечного выстрела», разработанному голландским юристом Корнелиусом ван Бинкершоком, составляла, как правило, 3 морские мили.

Все воды за пределами национальных границ считались открытыми и свободными для всех народов, не подпадающими под суверенитет какого-либо государства (принцип «свободного моря», сформулированный Гуго Гроцием).

Технологические достижения конца XIX – начала XX века привели к серьезному обострению соперничества между странами за контроль над океаном и его ресурсами. Крупные рыболовные суда, способные находиться в море в течение нескольких месяцев, быстро истощали запасы промысловых рыбы. Открытия нефтяных и газовых месторождений и крупных залежей полезных ископаемых на морском дне расширяли притязания государств на районы моря, богатые этими ресурсами.

Масштабная эксплуатация живых и неживых ресурсов оказывала негативное воздействие на окружающую среду, увеличивая уровень загрязнения и разрушая прибрежные экосистемы.

В 1930 г. под эгидой Лиги Наций была проведена Гаагская конференция по кодификации международного права. Хотя на этой конференции не удалось заключить какого-либо соглашения по территориальному морю, страны-участницы в предварительном порядке одобрили проект статей, отражавших определенную степень согласия по многим вопросам, относящимся к данной тематике.

Одной из уставных целей созданной после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций является кодификации и прогрессивное развитие международного права, в том числе морского. Существенную часть подготовительной работы в данной области выполняет Комиссия международного права, специально учрежденная для этой цели в 1947 году.

В 1956 году по инициативе ООН была созвана Первая конференция по морскому праву в Женеве, завершившаяся в 1958 г принятием четырех конвенций и факультативного протокола об урегулировании споров:

  • Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
  • Конвенция о континентальном шельфе;
  • Конвенция об открытом море;
  • Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Хотя Первая конференция в целом считается успешной, но такой важный вопрос как ширина территориального моря остался нерешенным.

Вторая конференция, проведенная в 1960 году также в Женеве, не привела к каким-либо соглашениям о границах территориального моря и правах на рыболовство.

В декабре 1973 году в Нью-Йорке была созвана Третья Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Сто шестьдесят пять государств приняли в ней участие с полным правом голоса. Несколько полунезависимых государств и Совет ООН по Намибия присутствовали в качестве наблюдателей.

Стремясь обеспечить максимально широкую поддержку, на Третьей Конференции решение принципиальных вопросов осуществлялось на основе консенсуса, когда достижение какого-либо соглашения проходило не путем голосования, а путем переговоров, поиска компромисса и взаимных уступок. Для принятия окончательного решения требовалось лишь общее одобрение, а также отсутствие каких-либо официальных возражений.

С 1973 по 1982 год было проведено 11 сессий конференции, на которых были разработаны и подписаны Конвенция по морскому праву и Заключительный акт.

Adblock
detector