Для унификации процесса организации поставки используются специальные шаблоны и отраслевые нормативные акты. Примером такого документа является коммерческое предложение на поставку товара. Для создания данного предложения используются готовые графические и лингвистические решения, которые объединены в форму наподобие шаблона.
В документе также должны быть отражены сведения о продукции, условиях ее поставки, перевозки, продажи и смежного сотрудничества между сторонами.
Для чего нужно коммерческое предложение
Коммерческое предложение стало классическим методом маркетингового исследования.
Функции можно охарактеризовать как:
- Использование в рекламной и информационных целях для расширения целевой аудитории (ЦА). Компред помогает привлечь разнообразных клиентов, которые могут перейти в категорию постоянных.
- Катализатор для повышения узнаваемости бренда. Даже без приобретения товара предложение в этом случае окажет положительную динамику, потому что расширенная ЦА сможет отложить в памяти еще одного производителя.
- «Лакмусовая бумага» для выявления сильных и слабых сторон брендинга и избранной маркетинговой стратегии в целом.
В зависимости от степени осведомленности потенциальных клиентов в бренде предложения можно разделить на несколько групп.
Так, выделяют несколько видов коммерческих предложений:
- «Холодные» – их рассылают по «холодной» базе контактов, и, как правило, потенциальные покупатели никогда не слышали о бренде ранее.
- «Горячие» – отправляется по проверенной базе уже «горячим» клиентам после переговоров или даже встречи. В этом случае подготовка коммерческого предложения (КП) должна подразумевать, что клиент сам захочет ознакомиться с товаром.
- Комбинированное – представляет смесь «холодных» и «горячих» предложений, когда «подогревается» ажиотаж у уже заинтересованных клиентов.
- Типовое – рассчитано на всю ЦА, но не выходит за ее пределы.
- Индивидуальное – подбирается для определенного лица (чаще характерно для продажи очень дорогостоящих, лимитированных, коллекционных и иных роскошных товаров для состоятельных клиентов).
Программа составления КП должна входить в обязанности штатного специалиста компании или приглашенного со стороны исследователя-маркетолога.
Как составить на поставку товара
Стандартно коммерческое предложение состоит из 7 обязательных пунктов, которые подходят как для «холодной», так и для «горячей» базы.
Структура КП такова:
- Вначале идет оффер. Он представляет собой одну-две вводных фразы, выражающих суть предложения (например, четкое указание товара).
- Затем идет лид – вводный абзац, обозначающий суть предлагаемого: кратко раскрываются преимущества для потенциального покупателя. Если КП «горячее», напоминаются обстоятельства прошлого взаимодействия.
- Основная часть подробно описывает предложение компании и заинтересовывает второю сторону в приобретении товара/получении услуги.
- Затем следует цена и ее обоснование (чем больше расчетов и статистических данных будет приведено, тем лучше).
- Раскрывается схема взаимодействия – когда и как будет оставлена заявка, описываются условия заключения договора, получения ознакомительной партии товара, организации процесса транспортировки, доставки и многое другое.
- Перечисляется краткая информация о компании-отправителе КП – ее статус, «вес» на рынке, опыт работы в сфере.
- Призыв к действию составляет мини-блок и может быть введен в текст прямо или завуалированно.
- Завершает КП контактная информация.
Предложение можно оформить на бумаге, но чаще используется электронный вариант рассылки – особенно для «холодной» базы, которая требует больших объемов отправки КП без возможности наверняка получить ответную реакцию.
Для индивидуальных предложений (тем более при продаже товаров наивысшего ценового сегмента) статуснее отсылать письмо в бумажном варианте.
Частые ошибки при оформлении
В связи с расширением маркетинга как области деятельности в сфере появляется все больше непрофессионалов, заметно демпингующих рынок маркетинговых исследований. По этой причине множатся ошибки при составлении.
Основными ошибками являются:
- Отсутствие Заголовка и Темы в электронном варианте письма. Высок риск, что письмо сразу будет отправлено в папку «Спам».
- Отсутствие лого и других элементов корпоративного стиля, делающего бренд узнаваемым.
- Неполная контактная информация.
- Использование неточных, скучных, запутанных формулировок, неподходящей лексики и других «текстовых» ошибок.
- Злоупотребление смелыми, ничем не обоснованными утверждениями, частое самовосхваление.
Самый надежный способ избегать ошибок – постоянная практика.
Обязательные составляющие коммерческого предложения
Теперь поговорим о содержании документа, в хорошем коммерческом предложении обязательно должны присутствовать такие пункты:
- Главная страница с краткой информацией о компании. На ней шапка с данными: адрес, полное название компании, логотип.
- Обязательно указывайте адресата — лицо, для которого предназначено письмо.
- Название, пояснение к названию и дата.
- Возможности и условия оплаты.
- Описание каждого товара или услуги на отдельной странице, обязательна также нумерация страниц.
- Изображение или фотографии товаров с описанием функционала и их особенностей.
- Условия и сроки доставки (если есть).
- Печать организации.
- ФИО и контакты руководителя, ответственного за связь с клиентами.
Все эти пункты должны быть отражены в вашем коммерческом предложении, чтобы клиент сразу мог найти необходимую информацию и определить степень доверия к компании.
Стандартная структура предложения
Шаблон коммерческого предложения Word включает в себя:
Заголовок, желательно использовать графическое изображение. Это может быть логотип компании, чтобы клиент мог запомнить и в будущем узнать вашу компанию. Заголовок должен привлекать внимание и вызывать желание ознакомиться с документом полностью.
Перед составлением КП нужно ознакомиться с шаблонами, но не нужно их полностью копировать. Нужно опираться на советы и образцы, но любой документ должен иметь личные, индивидуальные черты, которые выделяют его из остальных.
Правильное коммерческое предложение должно быть конкретным, четким и емким. Информацию следует преподносить таким образом, чтобы показать все выгоды от сотрудничества и убедить клиента совершить заказ у вас. Характер предложения не может быть слишком рекламным, но самое главное — в нем не должно быть смысловых, грамматических и лексических ошибок.
Кстати, «холодное» предложение не должно быть длинным, оптимальный размер — 1 страница А4.