Кем устанавливается размер минимальной заработной платы

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. — Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Комментарии к ст. 133 ТК РФ

1. В Рекомендации N 135 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.) содержится ряд правил, помогающих определить минимальную заработную плату.

Установление минимальной заработной платы может быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей.

Основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.

При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание в числе других следующие критерии:

а) потребности трудящихся и их семей;

б) общий уровень заработной платы в стране;

в) стоимость жизни и изменения в ней;

г) пособия по социальному обеспечению;

д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;

е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

При установлении минимальной ставки целесообразно консультирование по вопросам:

а) отбора и применения критериев для определения уровня минимальной заработной платы;

б) определения ставки или ставок минимальной заработной платы;

в) регулирования время от времени ставки или ставок минимальной заработной платы;

г) проведения в жизнь законодательства о минимальной заработной плате;

д) сбора данных и проведения исследований для информирования органов власти, занимающихся установлением минимальной заработной платы.

2. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» создал правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты.

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Семья — лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети.

Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации устанавливается (ст. 2 указанного Федерального закона) для:

оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов РФ.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже 1 раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов (ст. 3 Закона), которые утверждаются Правительством РФ.

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192.

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» в следующих составе и объемах (в натуральных показателях) (см. ст. 1 указанного Закона — не приводится).

Действие вышеназванного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации утв. Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. N 36/34.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ — в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

О государственной социальной помощи см. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ.

Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен в Федеральном законе от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ.

Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.

Также смотрите  От какой суммы начинается банкротство физических лиц

3. В числе международно-правовых актов, регулирующих процесс установления минимальной заработной платы, следует назвать прежде всего Конвенцию N 131 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). Она предусматривает обязанность ратифицировавшей ее страны ввести систему определения минимальной заработной платы.

В Конвенции говорится о том, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению при установлении размера оплаты труда работодателем конкретным работникам. Национальное законодательство должно содержать санкции уголовного и иного порядка в отношении ответственных лиц, допустивших нарушение данного предписания.

4. МРОТ установлен с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб. в месяц.

5. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 860 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2008 г. в расчете на душу населения 4646 руб., для трудоспособного населения — 5024 руб., пенсионеров — 3694 руб., детей — 4448 руб.

6. Постановлением правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1021-ПП установлена величина прожиточного минимума в г. Москве за III квартал 2008 г. в расчете на душу населения в размере 6597 руб., для трудоспособного населения — 7456 руб., пенсионеров — 4533 руб., детей — 5698 руб.

Постановлением правительства Омской области от 12 августа 2008 г. N 141-п установлена величина прожиточного минимума для населения Омской области за II квартал 2008 г. в расчете на душу населения в размере 4495 руб., для трудоспособного населения — 4801 руб., для пенсионеров — 3703 руб., для детей — 4292 руб.

7. В зарубежных странах с реальной социальной рыночной экономикой минимальная заработная плата определяется как один из важнейших социально-экономических нормативов.

Величина минимальной заработной платы должна превышать порог бедности в конкретной стране. Минимальный уровень заработной платы считается справедливым, если он составляет 60% от среднего по национальной экономике (см. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере заработной платы и доходов населения // Аналитический вестник.

2007. N 11).

Другой комментарий к Ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г.

редакция ст. 129 ТК РФ закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст.

129 ТК РФ.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) «О минимальном размере оплаты труда».

С 1 мая 2006 г. он составлял 1100 руб. в месяц, а с 1 сентября 2007 г. его размер установлен в сумме 2300 руб. в месяц.

3. Статья 133 ТК РФ устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (в ред.

от 22 августа 2004 г.) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 (в ред. от 12 августа 2005 г.).

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, а в субъектах Федерации — в порядке, установленном их законами. Начиная с I квартала 2005 г.

величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации не устанавливалась.

4. Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в РФ», ч. 2 ст.

5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001 — 2004 гг. В настоящее время это соотношение не устанавливается.

5. Установление непосредственной связи минимального размера оплаты труда с размером прожиточного минимума трудоспособного человека требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства часть первая ст.

133 ТК РФ вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой ст. 133 ТК, устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время такой закон не принят, соответственно, отсутствует и механизм выравнивания их параметров.

6. Часть 2 ст. 133 ТК РФ определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Это:

— средства федерального бюджета, внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из федерального бюджета;

— средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Федерации;

— средства местных бюджетов, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из местных бюджетов;

— собственные средства — для всех остальных работодателей.

7. Действующее законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК РФ и комментарий к ней).

Также смотрите  Штраф за военный билет после 27 лет

8. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда ст. 133 ТК РФ предусматривает также право каждого работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера оплаты труда может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; работник имел прогул в течение месяца; работник был отстранен от работы в течение месяца; работник исполнял государственные или общественные обязанности; работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; работник работает на условиях неполного рабочего времени; работник находился в состоянии простоя; работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

9. Поскольку минимальный размер оплаты труда предполагает оплату наиболее простого труда неквалифицированного работника в обычных условиях труда, в его величину не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

10. Часть 4 ст. 133, устанавливавшая, что размеры тарифных ставок, должностных окладов, базовых тарифных ставок и базовых должностных окладов не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, утратила силу.

Федеральный закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.

Проект федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов.

Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.

Исчисление медианной заработной платы осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ)

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, — за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; (В редакции Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями — за счет собственных средств.

(Часть утратила силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Часть введена — Федеральный закон от 01.10.2003 № 127-ФЗ; утратила силу — Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(В редакции федеральных законов от 20.04.2007 № 54-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 4. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

абзац второй исключить;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.».

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный закон от 9 января 1997 года № 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2000 года.

МРОТ в России: размер минимальной зарплаты

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. —>

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Уровень оплаты труда у граждан величина не постоянная. Он зависит от многих факторов — успешности компании, личного вклада, отработанного времени. Но государство защищает граждан от дискриминации со стороны работодателя и устанавливает минимальный уровень зарплат для всех работников. Бробанк расскажет, какой МРОТ в России и как он меняется.

  1. Суть понятия
  2. Какие выплаты зависят от МРОТа
  3. Как устанавливают показатель в РФ
  4. Чем обеспечивают, и кто контролирует минимальный уровень зарплат
  5. Как устанавливают минимальные зп в разных регионах
  6. Показатель в РФ разные годы
  7. Уровень, принятый на 2020 год
Также смотрите  Приказ об отмене совмещения должностей по инициативе работодателя

Суть понятия

Расшифровка МРОТ — минимальный размер оплаты труда. Исходя из определения, которое взято из википедии МРОТ — это фиксированная ежемесячная сумма заработка. Работодатели могут снизить оплату сотрудникам вплоть до этой суммы, но ниже уже не имеют права.

Законодательно установленный наименьший показатель дохода обязаны соблюдать все предприятия и компании вне независимости от формы собственности.

Наименьший заработок регулирует ФЗ №82 в ст. 133 ТК РФ. При этом устанавливают объем минимальных зарплат на федеральном и региональном уровне. Несоблюдение закона о МРОТ может привести к тому, что к работодателю будет применена административная и даже уголовная ответственность, в ряде случаев с ограничением свободы.

Какие выплаты зависят от МРОТа

Минимальный размер оплаты труда в России влияет на следующие выплаты:

    . Все работодатели обязаны повысить доход сотрудникам с учетом изменений МРОТ, который был принят в России. По регионам также учитывают новый минимум. Если организация присоединена к региональному соглашению, то потребуется отслеживать изменения в размере зарплаты по региональному минимуму.
  1. Средний показатель дохода. Усредненный доход за полную отработанную неделю нельзя опустить ниже фиксированного показателя. Отпускные сотрудника также рассчитываются с учетом минимальной суммы. Если отпускные ниже, нужно доплатить разницу до законодательно установленного порога. Если речь не идет об отпуске без сохранения зарплаты.
  2. Выплаты во время декрета и больничного. Среднедневная сумма оплаты труда составляет 398 рублей 79 копеек на 2020 год. Пособия рассчитывают на основе этих цифр. Также их берут за основу при подсчете выплат в тех случаях, когда сотрудники уходят на больничный или в декрет с 2020 года. Наименьшую сумму платят и тем работникам, стаж которых менее полугода.
  3. Платежи по уходу за детьми. Пособия матерям, которые ушли в декрет в 2020 году, будут выплачены согласно новому фиксированному показателю. При этом размер ежемесячных выплат не опускают ниже 4852 рублей.

Для тех женщин, которые ушли в декрет с 2019 года, сумма выплат остается прежней, ее не пересчитывают.

Как устанавливают показатель в РФ

В ФЗ №82 прописано, что устанавливать уровень МРОТ в РФ на уровне федерации может только Правительство страны. По ст. 133 ТК РФ по региону наименьшую сумму дохода определяют соглашением между профсоюзными организациями, работодателями и органами госвласти субъектов.

Но в законе не установлена точная дата, когда должно быть принято окончательное решение. При пересмотре МРОТа изменения должны вводить согласно специальному постановлению Правительства России.

Чем обеспечивают, и кто контролирует минимальный уровень зарплат

Минимальный размер зп обеспечивают:

  1. Организации, которые финансируются из бюджетов федерации. Зарплаты выплачивают из бюджетных фондов, внебюджетных или из денег, которые организация получила от предпринимательской или другой приносящей доход деятельности.
  2. Организации, которые финансируются из бюджета субъектов России. Расчет с сотрудниками происходит из бюджетных средств субъектов РФ, внебюджетных фондов и от предпринимательства или другой деятельности, которая обеспечивает прибыль.
  3. Организации, которые финансируются из местных бюджетов. Зарплаты выдают из финансов местного бюджета, внебюджетных фондов и от предпринимательства и прочей разрешенной деятельности, дающей прибыль.
  4. Другие работодатели. Выплаты идут за счет заработанных ими финансовых прибылей или собственных фондов.

Контролем над соблюдением ФЗ о МРОТ РФ занимаются Министерство труда и соцзащиты граждан, а также прокуратура, финансовые органы, госинспекция труда.

Как устанавливают минимальные зп в разных регионах

Так как в разных субъектах федерации прожиточный минимум отличается, власти регионов могут определять минимальную зарплату в России в определенной области для живущих там граждан. МРОТ на региональном уровне указывают в трехстороннем соглашении:

  • правительства субъектов РФ;
  • объединения профсоюзов;
  • союза промышленников и предпринимателей.

С момента официальной публикации соглашения все организации и компании автоматически принимают участие в принятой программе. Но работодатели могут не присоединяться к региональной программе о минималке в России, установленной по данному региону. Чтобы отказаться от участия в соглашении, нужно предъявить документы в течение 30 дней с момента публикации соглашения.

По собственному желанию без объяснения причин отказаться от присоединения к соглашению невозможно. Чтобы не участвовать в программе, нужно указать весомый повод. К объективным доводам относят:

  • начало бизнеса;
  • финансовые проблемы в компании;
  • чрезвычайные ситуации.

Но причину отказа нужно доказывать документально — выписками от бухгалтерии или справками от МЧС.

Некоторые показатели МРОТ, принятые по регионам:

Территория Установленный уровень
Мурманская область 25675 рублей с учетом доплат за работу на Севере
Ненецкий автономный округ 18567 рублей для коммерческих компаний и 12130 для бюджетных организаций
Московская область 14200 рублей
Москва 20195 рублей
Ленинградская область 12130 рублей
Санкт-Петербург 17000 рублей, с учетом того, что оклад рабочего 1 разряда не может быть меньше 13500 рублей, а у бюджетников — 12130 руб.
Базовый минимальный уровень зарплаты по России, установленный на 2019 год 11280 рублей

Требования к установке регионального минимального оклада в России:

  • самый низкий доход по региону не может быть меньше федерального МРОТ;
  • минимальную зарплату определяют, учитывая местный прожиточный минимум и прочие условия проживания в определенном регионе.

Региональное правительство определяет минимальную зп в РФ для всех учреждений и компаний, кроме тех, где финансирование идет за бюджета федерации.

Показатель в РФ разные годы

Средний МРОТ по России, который был установлен ФЗ в разные годы и его динамика:

  1. 06.2000 года — 132 рубля.
  2. 01.2001 года — 200 рублей.
  3. 07.2001 года — 300 рублей.
  4. 05.2002 года — 450 рублей.
  5. 10.2003 года — 600 рублей.
  6. 01.2005 года — 720 рублей.
  7. 09.2005 года — 800 рублей.
  8. 05.2006 года — 1100 рублей.
  9. 09.2007 года — 2300 рублей.
  10. 01.2009 года — 4330 рублей.
  11. 06.2011 года — 4611 рублей.
  12. 01.2013 года — 5205 рублей.
  13. 01.2014 года — 5554 рубля.
  14. 01.2015 года — 5965 рублей.
  15. 01.2016 года — 6204 рубля.
  16. 07.2016 года — 7500 рублей.
  17. 07.2017 года — 7800 рублей.
  18. 01.2018 года — 9489 рублей.
  19. 05.2018 года — 11163 рубля.
  20. 01.2019 года — 11280 рублей.

В 2008 году президент подписал закон о том, что МРОТ увеличивается с начала 2009 года. В период с 1 сентября 2007 года до начала 2009 года минимум оставался неизменным и не пересматривался, как во все остальные календарные годы.

Adblock
detector