Какой штраф за непропуск скорой помощи

Содержание
  1. Когда надо пропускать Скорую?
  2. Штраф за непропуск кареты скорой помощи
  3. Пропуск других машин со спецсигналами
  4. Что нужно знать о пропуске скорой помощи и какое наказание грозит за непропуск
  5. Когда водители обязуются уступать
  6. Как уступать дорогу и чём подвох ПДД
  7. Как правильно действовать при приближении скорой
  8. Когда скорая может нарушать общие ПДД
  9. Действующие штрафы
  10. Грядущие нововведения
  11. Сколько придется заплатить, если не пропустишь Скорую помощь в 2022 году?
  12. Что именно подразумевается под не пропуском Скорой помощи?
  13. Как пропустить Скорую помощь бед последствий для себя и пострадавшего?
  14. При каких условиях Скорая помощь может нарушить ПДД?
  15. В заключении
  16. Новый закон: Уголовная статья за непропуск скорой
  17. Что за новый закон?
  18. Какая будет ответственность?
  19. Когда вступит в силу?
  20. Как правильно пропускать?
  21. Что будет, если не пропустить автомобиль с мигалкой?
  22. Когда нужно пропускать машину со спецсигналом?
  23. Что будет, если не уступить дорогу спецтранспорту
  24. Могут ли лишить прав
  25. От трех до пяти тысяч
  26. Кому разрешено устанавливать спецсигналы
  27. Когда водитель обязан пропустить машину со спецсигналом
  28. Как действовать при встрече со спецтранспортом

В больших городах, где постоянно растет число автомобилей на дорогах, а транспортный поток — все плотнее, все сильнее обостряется проблема беспрепятственного проезда по вызову карет Скорой помощи. Обычно автомобилисты, услышав сигнал, стремятся пропустить медиков как можно быстрее, но не всегда это можно сделать быстро и правильно, а иногда водителям просто некуда свернуть, чтобы освободить дорогу.

Когда надо пропускать Скорую?

Согласно ПДД, водители должны пропускать вперед спецавтомобили с красными и красно-синими маяками, а также звуковой сиреной (3.1). Такой светомаяк устанавливается на каретах Скорой помощи, что дает им право первоочередного проезда.

То есть, ситуаций может быть несколько:

  • Если на Скорой одновременно включены проблесковый маячок и звуковой сигнал, водители обязаны уступить преимущественное право проезда (остановиться, съехать на обочину, свернуть, не трогаться с места и т. д.), а сама карета может не реагировать на сигналы светофора, если нет опасности дорожного движения;
  • Если включен маяк, но нет звукового сигнала, Скорая едет на вызов, но критической ситуации нет. Поэтому она не имеет преимущества перед другим транспортом и должна соблюдать ПДД на общих основаниях.

Проблема в том, что четких правил пропуска карет Скорой помощи в ПДД не существует. Иногда пропустить ее просто некуда, особенно если машины стоят в пробке, движутся в очень плотном транспортном потоке или оказались зажатыми на узкой улице с припаркованными к обочине автомобилями.

Важно понимать, что ранее применявшаяся формулировка «пропустить машину со спецсигналом» и нынешняя формула «уступить дорогу» — это не одно и то же. Если раньше водителям приходилось решать проблему пропуска любым способом, то сегодня их задача — предпринять любые действия, чтобы предоставить приоритет Скорой для проезда (п.3.2 ПДД).

Автомобилисты должны сменить полосу, остановиться или не трогаться с места и прекратить маневры. При этом нельзя создавать аварийных ситуаций, превышать скорость, резко тормозить, подрезать, выезжать на перекрестки, пересекать встречку или разметку.

Если в результате таких коллективных усилий участников дорожного движения, не удастся полностью расчистить путь для Скорой, то водители не будут оштрафованы: они сделали все, чтобы именно «уступить дорогу», не нарушая ПДД. В нынешнем городе с его сложными развязками, многочасовыми пробками, плотностью парковки, заторами и камерами видеофиксации на улицах и трассах — это актуальное и полезное уточнение в правилах.

Штраф за непропуск кареты скорой помощи

Изменились за последние годы и наказания за создание препятствий деятельности медиков Скорой помощи, едущей по срочному вызову. Если раньше статья 12.17 КоАП определяла штраф за сознательный отказ пропустить машину в 500 рублей, то сегодня цифра выросла в 10 раз (по 6.36 КоАП):

  • штраф за отказ пропустить карету составляет 5000 рублей (оплата в льготные 20 дней позволяет оплатить с 50%-ной скидкой) или лишение ВУ на 1 год;
  • штраф за нанесение вреда медицинскому работнику при исполнении — 40000 рублей или лишение свободы на 2 года;
  • штраф за злостное препятствование и непропуск Скорой, в результате чего умер пациент может составить до 80 тысяч рублей или до 4 лет лишения свободы (124 УК);

Если непропуск кареты Скорой помощи не повлек за собой неприятных последствий для людей, а водитель ранее не привлекался за нарушения ПДД, суд может ограничиться устным предупреждением.

Пропуск других машин со спецсигналами

На дорогах и улицах России водителям могут встретиться автомобили с несколькими видами световых проблесковых сигналов:

  • синие и синие-красные — спецтранспорт, выполняющий срочные служебные задачи и имеющий приоритет при дорожном движении;
  • белые — спецтранспорт по перевозке ценных и срочных грузов (привлекает внимание ГИБДД, но не дает приоритета на дороге);
  • желто-оранжевые — строительный, ремонтный, аварийно-ремонтный, эвакуационный, сопровождающий и крупногабаритный спецтранспорт (привлекает внимание участников дорожного движения, но не дает преимущества).

Таким образом, пропускать на дороге необходимо только автомобили с синими и синими/красными проблесковыми маяками, следующими в сопровождении звуковой сирены.

  1. Скорая едет со включенным маячком, но без сирены, нужно ли уступить ей дорогу?

Нет, карета Скорой помощи требует внеочередного и беспрепятственного проезда только в том случае, если одновременно работает проблесковый синий-красный маячок и звуковой сигнал. Машина с маячком, но без сигнала, едет на некритичный вызов, обязана соблюдать стандартный режим движения и приоритета не имеет. Однако следует помнить, что в любой момент срочность и уровень опасности поездки к пациенту может измениться, и Скорая включит сигнал, после чего придется очень быстро освобождать ей дорогу.

Лучше быть готовыми заранее.

  1. Как уступить дорогу скорой, если поток машин плотный и нет возможности освободить проезжую часть. Может ли за это быть штраф?

Если уступить дорогу карете Скорой помощи нет никакой технической возможности, следует предпринять все усилия, чтобы быть готовым сделать это сразу же как только наступит такой момент. Если потом вас попытаются оштрафовать по результатам камер видеофиксации, вы сможете опротестовать штраф в ГИБДД или суде. Наказывается только сознательный отказ пропустить машину.

  1. Можно ли поехать за скорой минуя пробку на дороге?

Многие водители так и делают, тем более, что штраф за такие действия не предусмотрен. Но важно при этом не нарушать ПДД (Скорая может, например, ехать по обочине или по встречке) и не попасть на экипаж ГИБДД, который может двигаться за каретой в рамках акции по фиксации водителей, не пропускающих Скорую — могут и оштрафовать.

  1. Со скорой и полицией понятно. А вот нужно ли пропускать таким образом правительственные машины?

Пропускать обязательно нужно только автомобили, маркированные как служебные, и двигающиеся с синим или сине-красным проблесковым маячком и звуковой сиреной. Все остальные виды маячков используются только для привлечения внимания полиции или участников дорожного движения, но никакого приоритета не дают. Правительственные машины должны двигаться в сопровождении экипажа ДПС, который комплектуется синим маячком и звуковым сигналом.

В этом случае — пропустить придется.

В заключении стоит отметить, что кареты «Скорой помощи» движутся по дорогам и улицам с правом приоритетного проезда не ради собственного удовольствия — они выполняют свои служебные обязанности, и от их скорости часто зависит жизнь человека. Поэтому этот спецтранспорт имеет синий (синий и красный) проблесковый маяк и звуковой сигнал. Если карета «летит» по улице с включенным световым и звуковым сигналом — вы обязаны уступить ей дорогу или создать максимально благоприятные условия для проезда вне очереди.

Сознательный отказ пропустить Скорую помощь при исполнении — это серьезное правонарушение, за которое водитель может быть оштрафован на 5000 рублей и лишен прав на год. Если в результате упрямства автолюбителя умрет пациент — штраф вырастает до 80000 рублей и лишения свободы до 4 лет. Если же вы не смогли пропустить карету по объективным причинам (просто нет пространства для маневра), наказания, скорее всего, не последует, или вы сможете опротестовать штраф, выписанный по материалам камер видеофиксации.

Что нужно знать о пропуске скорой помощи и какое наказание грозит за непропуск

Движение автомобилей в плотном городском потоке доставляет водителям ряд трудностей и сложностей. А когда к общему потоку присоединяется ещё и спецтранспорт в виде машины скорой помощи, некоторые автомобилисты вовсе теряются, не знают, как им действовать и что делать дальше.

Вопрос с пропуском кареты скорой помощи действительно сложный актуальный. Вряд ли кто-то осознанно хочет получить штраф или даже лишиться прав на несколько месяцев. Но порой водителя наказывают в ситуации, когда он по сути всё сделал верно, дал спецтранспорту проехать, нарушив в действительности российские ПДД.

Потому рекомендуется разобраться в том, как правильно действовать в той или иной ситуации и что говорят нам действующие Правила дорожного движения.

Когда водители обязуются уступать

Приоритет движения для машин, на которых установлены спецсигналы, включая скорую, прописан в пункте 3.1 действующий правил движения.

Чтобы спецмашина получила преимущество, она обязана сначала включить соответствующий маячок установленного синего цвета, а также активировать звуковой сигнал. Воспользоваться полагающимся приоритетом можно лишь в ситуации, когда водитель скорой убедился в том, что ему уступили дорогу.

Важно учитывать, что для получения приоритета требуется соблюдать одновременно два условия. А именно включённый световой маячок и звуковой спецсигнал. Если скорая просто сигналит с помощью обычного клаксона, это не накладывает на других водителей предоставлять преимущество.

Водитель может схлопотать штраф или даже лишиться на некоторое время прав лишь в ситуации, если все требования приоритета со стороны скорой были соблюдены, но автомобилист всё равно не обеспечил преимущество спецтранспорту.

Как уступать дорогу и чём подвох ПДД

Порядок, согласно которому автомобилист должен уступить дорогу специальной машине, то есть скорой помощи в рассматриваемой ситуации, прописан в пункте 3.2 ПДД. Когда ТС с маячком и звуковым сигналом приближается, другие водители обязуются уступить дорогу и предоставить преимущество.

Также смотрите  Предложение не является публичной офертой

Действующие правила фактически основаны на терминах, утверждённых ПДД, касающихся преимущества и понятия уступить дорогу.

Преимуществом или приоритетом называют право, обеспечивающее первоочередное движение по намеченному направлению перед другими автомобилистами и участниками дорожного движения;

Уступить дорогу или же не создавать помехи определяют как требование. Согласно ему, участники движения не должны продолжать, возобновлять или начинать двигаться и осуществлять какие-либо манёвры, если эти действия заставят машину с приоритетом (преимуществом) поменять собственное направление или же скорость.

По действующим законам, опираясь на термины ПДД, водитель обязан действовать именно таким образом. Представленная терминология актуальна при пересечении перекрёстков, поворотах, перестроениях и прочих манёврах. Но в правилах не рассматривается отдельный случай, где речь идёт о приближении сзади машин, оснащённых спецсигналами.

Теперь подводим промежуточный итог. Когда водитель видит или слышит позади себя приближающуюся скорую, он обязуется действовать по ПДД. А именно остановиться, не продолжать и не возобновлять движение, не маневрировать.

По сути он должен нажать на тормоз и остановить своё ТС. В правилах чётко указано, что продолжать движение и маневрировать запрещается. Но параллельно не забываем о том, что есть ещё одно неопределённое требование, касающееся обеспечения беспрепятственного проезда.

Не сложно представить, как всё это будет выглядеть на практике. С юридической точки зрения водитель выполнит требования закона, если затормозит и не станет двигаться. Но в такой ситуации скорая проехать не сможет, поскольку манёвр запрещён по закону.

В теории водителю требуется прижаться вправо, и только потом остановиться. В законе или требованиях это не прописывается. Отсюда и появляются конфликтные ситуации.

На практике никто не будет наказывать водителя, если он сначала совершит манёвр, и только потом остановиться, обеспечив тем самым свободный проезд для скорой, но по факту нарушив ПДД. А вот если водитель выполнит все требования строго в рамках закона, тормозив, не маневрируя, тогда штраф могут выписать. Де-юре он выполнил требования ПДД, но по факту машину со спецсигналом не пропустил или заблокировал проезд.

Если говорить о реальных условиях, тогда самым правильным решением со стороны водителя будет принять вправо, освободить проезжую часть для спецмашины, насколько это возможно, и только после этого окончательно остановиться. Штрафовать вас в такой ситуации точно никто не будет.

Как правильно действовать при приближении скорой

Есть ряд правил, которые водитель обязан соблюдать, увидев приближающийся автомобиль, оснащённый спецсигналами. К их числу относятся и кареты скорой медицинской помощи.

Для начала водителю требуется убедиться в том, что он действительно обязуется в этой ситуации уступать дорогу. Здесь речь идёт о соблюдении двух условий, связанных с включённым проблёскивающим синим маячком и звуковой сиреной. Если скорая соблюдает эти условия, водитель должен:

  • сбросить скорость движения или полностью остановить транспортное средство;
  • не возобновлять движение до тех пор, пока спецмашина не проедет;
  • при наличии возможности освободить проезжую часть, выполняется манёвр;
  • если машина стояла, не начинать движение до проезда мимо вас спецтранспорта;
  • если автомобиль ехал, остановиться для пропуска спецмашины;
  • если для пропуска и предоставления преимущества необходимо перестроиться или прижаться, такой манёвр выполняется лишь при условии, что он совершается по правилам и не создаёт неудобства для других ТС.

Здесь ничего сложного нет. Хотя неоднозначность трактовки закона вызывает некоторые сомнения касательно того, стоит совершать манёвр или нет. По закону маневрировать нельзя. Но иначе уступить дорогу порой не получается. Потому лучше повернуть и прижаться к обочине, нежели блокировать скорую.

Когда скорая может нарушать общие ПДД

Скорая относится к категории транспортных средств, которые имеют определённое право на условное нарушение действующих ПДД. Соответствующее право обусловлено наличием специальных сигналов. С их помощью они получают преимущество, порой влекущее за собой нарушение правил.

К примеру, используя спецсигналы, скорая может не пропускать пешеходов, проезжать на красный цвет сигнала светофора и пр.

Можно выделить несколько важных моментов, касающихся скорой помощи и общих ПДД:

  • Получать преимущество скорая может лишь при наличии соответствующей необходимости. Тут речь идёт о необходимости срочно доехать до пациента или доставить больного в больницу.
  • Отступить от правил водитель скорой может лишь тогда, когда он убедился, что ему действительно уступают дорогу, и его действия не провоцируют создание аварийных ситуаций.
  • Сигналы регулировщика скорая нарушать не может. Даже при условии, что включён звуковой и световой спецсигнал. Тут уже сам регулировщик обязан организовать проезд участка так, чтобы максимально быстро пропустить спецмашину.
  • Карета скорой медицинской помощи действительно имеет право в некоторых случаях нарушать правила движения. Но не всегда и не везде. Если водитель не включит один из сигналов, тогда тот же проезд на красный будет считаться правонарушением. Водитель получит штраф.
  • Прежде чем ждать от других участников движения предоставления приоритета, водители скорой обязаны выполнить предъявляемые к ним требования, без которых никто не должен им уступать, а соответственно и штраф таким водителям выписан не будет.

Действующие штрафы

Теперь стоит затронуть тему штрафов за непропуск скорой помощи. Соответствующие штрафные санкции регламентируются КоАП. За штраф, связанный с невыполнением требований уступить дорогу, отвечает статья 12.17 часть 3.

Важно учесть одну ключевую деталь. Наказание за то, что водитель не пропустил спецмашину, то есть скорую помощь, возможно только при непредоставлении преимущества. Если водители пропускают карету скорой, но не обеспечивают беспрепятственное движение, за это штраф никто не выпишет.

В законе нет таких норм. А если нет правил и требований, но и штрафных санкций существовать не может.

В настоящее время существует два варианта административных наказаний за то, что автомобилист не уступил дорогу карете скорой помощи. Не уступивший в такой ситуации водитель может получить штраф. Какой именно, зависит от конкретного случая.

  1. Если водитель ТС не уступает машине, оснащённой спецсигналами (синий маячок и звуковая сирена), а также имеющей специальную графическую схему скорой помощи, и сами сигналы включены, тогда штраф составит 500 рублей.
  2. Вторая ситуация распространяется на машины со спецсигналами, но без графических схем. Это касается автомобилей депутатов, спецслужб и пр. Тут размер штрафа будет варьироваться от 100 до 300 рублей.

В законе не установлены какие-либо временные рамки, согласно которым водитель обязуется в течение определённого времени выполнить все условия, уступив дорогу.

Есть ситуации, когда водителя ждёт не просто денежный штраф, но также и лишение прав. Максимальный срок изъятия водительского удостоверения составляет 3 месяца.

Но у автомобилиста могут отобрать его права в ситуации, когда нарушение было зафиксировано сотрудниками ГИБДД. Потому чаще всего о лишении прав речь заходит лишь тогда, когда не пропускают машину ГИБДД, ДПС или иных подобных ведомств. Отобрать права могут, если водитель во время манёвра, пытаясь предоставить преимущество, нарушил иные правила движения.

Если водитель был пьяным, обогнал скорую с активными спецсигналами, тогда последует огромный денежный штраф, а права заберут на 1-3 года.

Грядущие нововведения

Уже достаточно давно правительство рассматривает вопрос о необходимости повышения штрафов и наказаний для тех, кто не уступает скорой помощи, а также иным видам спецтранспорта. Они считают, что 300-500 рублей это слишком мало, и водители попросту не бояться нарушать, понимая, в какую сумму им обойдётся штраф.

В июле 2019 года были приняты поправки в Административный и Уголовный кодекс. Они касаются именно ужесточения наказаний всем тех, кто не позволяет врачам оказать медицинскую помощь пострадавшим и больным.

Поправки были приняты во втором чтении. Согласно им, в УК должна появиться новая статья под пунктом 124.1. В ней речь идёт о воспрепятствовании законной деятельности медработников.

К числу тех, кто будет подвержен серьёзному наказанию, отнесли водителей, не дающих скорой проехать в узких дворах. Отказавшись пропускать спецмашину, придётся заплатить денежный штраф в размере до 80 тысяч рублей. А также есть риск оказаться в тюрьме сроком на 2 года.

Это возможно при условии, что его действия повлекут за собой тяжкий ущерб здоровью человека, к которому скорая не успела вовремя доехать. Если пациент умрёт, срок увеличится до 4 лет.

Ещё одна поправка касается уже КоАП и тех, кто не пропускает спецмашины на трассе и городских автодорогах. В настоящее время максимальный штраф составляет 500 рублей, а прав могут лишить максимум на 3 месяца. Депутаты уверены, что это слишком мало.

Если президент подпишет поправки, тогда за аналогичное правонарушение штраф будет увеличен до 5 тысяч рублей, а лишить прав смогут на 12 месяцев.

Пока всё идёт к тому, что поправки примут. А потому автомобилистам следует уже сейчас учиться пропускать скорую и иной спецтранспорт, вовремя реагировать на спецсигналы, а также учитывать возможные последствия от своих действий.

Насколько справедливыми являются новые штрафы, которые практически наверняка одобрят, сказать сложно. Но в действительности проблема непропуска карет скорой медицинской помощи стоит очень остро в стране. Есть множество примеров, когда водитель банально не хотел пропускать машину, игнорировал спецсигналы, вступал в словесные перепалки с бригадой скорой помощи.

Всё это влекло за собой довольно очевидные последствия. Медперсонал не успевал к пациентам вовремя.

Поведение водителей на дорогах является одной из причин того, почему скорая так долго едет к пациентам на вызов. Всех проблем ужесточение наказаний не решит, но точно заставит водителей уступать дорогу.

При этом водителей скорых также следует контролировать намного жёстче. Многие из них злоупотребляют спецсигналами, используя их тогда, когда прямой необходимости в этом нет.

Сколько придется заплатить, если не пропустишь Скорую помощь в 2022 году?

За игнорирование автомобиля Скорой со звуковым и световым сигналами, владелец ТС может быть привлечен к административному или даже уголовному наказанию.

Также смотрите  Как оформить обмен недвижимости

Автомобилисты за правонарушение понесут ответственность на основании следующей нормативно-правовой базы:

  • С августа 2019 года увеличился штраф за непредоставление возможности дать проехать машине Скорой помощи, которая имеет специальный окрас, световое и звуковое сопровождение. Размер материального взыскания увеличился десятикратно. Водители будут обязаны внести от 3 до 5 тысяч рублей. Возможны ситуации изъятия удостоверения на срок от 3 месяцев до 12 (На основании закона 12.17.2 КоАП России).
  • Привлечение к уголовным санкциям возможно, если в результате опоздания Скорой помощи по вине водителя пациент получит серьезные травмы. Размер штрафа может достигнуть 80 тысяч рублей. Если пациент скончается, водителя ждет тюремное заключение. Срок лишения свободы может продлиться 4 года (статья УК РФ под номером 124, ч.1).

Таким образом, водители обязаны предоставлять Скорой право первоочередного проезда. В противном случае автовладельцы понесут соразмерное проступку наказание.

Что именно подразумевается под не пропуском Скорой помощи?

Непропуск спецавто характеризуется как действия участников дорожного движения, при которых специальный транспорт не может беспрепятственно проехать к месту назначения даже при использовании звукового и светового сопровождения. Такая формулировка представлена в пункте 3.2 Правил.

Однако в законе есть некоторые проблемы. Автомобилисты в некоторых случаях имеют право нарушить ПДД. Водитель обязан дать машине Скорой помощи первоочередное право на проезд, но он не может редактировать свой маршрут и изменять его, если рядом находятся другие авто. Внезапная смена направления может привести к аварийной ситуации.

Данное правило применимо только на перекрестке, где водитель стоит и ждет разрешающего сигнала светофора, а специальное авто с мигалками проезжает спереди. Если же спецтранспорт находится позади водителя, маневр для предоставления проезда Скорой помощи будет нарушением ПДД.

Пропуск Скорой не дает право нарушать закон. Автовладелец должен и пропустить специальный транспорт, и остаться в правовом поле.

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Когда водитель дает Скорой помощи возможность проезда, он не должен:

  • пересекать стоп-линии, полосы на дороге;
  • мешать другим участникам ДД;
  • набирать слишком высокую скорость;
  • нарушать иные правила движения.

В последнее время российским автомобилистам все чаще приходят штрафы за нарушения ПДД, которые были совершены во время пропуска авто спецслужб. Обжалование штрафов не дает результатов. Власти аргументируют взыскание тем, что даже пропуск Скорой должен быть совершен в соответствии со всеми предписаниями.

В таком ключе можно рассматривать пропуск скорой помощи как своеобразный риск. Однако лучше уступить дорогу и заплатить штраф, исходя из соображений морали. Также смерть пациента Скорой может привести к уголовной ответственности.

Как пропустить Скорую помощь бед последствий для себя и пострадавшего?

В ПДД указаны правила, которые водитель должен соблюдать при обнаружении на пути авто со специальными сигналами. Для начала необходимо убедиться, что авто действительно нужно пропустить. Автомобиль спецслужб должен иметь одновременно звуковой и световой сигналы.

Если машина Скорой помощи спешит на вызов, водитель обязан максимально понизить скорость движения или вовсе остановить машину.

Действовать необходимо по обстановке:

  1. Начинать набор скорости запрещено, пока фельдшеры больницы не проедут.
  2. Если есть возможность освободить дорогу для удобного проезда машины Скорой помощи, водитель может совершить маневр.
  3. Если водитель заметил Скорую помощь, но сам при этом стоял на месте, он не имеет права начинать движение до освобождения пути.
  4. Если Скорую помощь можно пропустить только с использованием маневра, совершить его разрешено только при условии следования пунктам Правил ДД.

Предоставленные автомобилистам инструкции довольно ясны. Тем не менее проблемы с толкованием правомерности совершения того или иного маневра возникают нередко. Даже если нарушение ПДД совершено при пропуске Скорой помощи, водителю будет начислен штраф.

Если маневр противоречит правилам ДД, совершать его нельзя с правовой точки зрения. Однако распространены ситуации, когда уступить дорогу без нарушений невозможно. При подобном стечении обстоятельств стоит нарушить стройное движение и пропустить машину Скорой помощи. Такой поступок создаст неудобства, но спасет человеческую жизнь.

При каких условиях Скорая помощь может нарушить ПДД?

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Машина, спешащая на помощь больному, имеет право на нарушение определенных правил дорожного движения. Такая возможность появляется при одновременном функционировании звукового и светового сигналов.

При выполнении указанного условия Скорая помощь может проезжать на красный свет или не пропускать пешеходов на переходе.

Ниже речь пойдет об особенностях, которые имеют машины Скорой помощи при езде на дороге:

  • Все преимущества Скорая помощь получает, только при условии, что нуждается в этом. Нужда в проезде возникает при необходимости доставки пострадавшего в больницу или спешке на вызов.
  • Управляющий автомобилем спецслужбы может использовать свои привилегии, только удостоверившись, что дорогу ему и вправду уступают. При этом фельдшер не должен создавать опасной ситуации при движении.
  • Сигналы, посылаемые регулировщиком, Скорая игнорировать не может. Даже если у авто включены все специальные сигналы, только регулировщик может контролировать проезд автомобилей.

Транспорт Скорой имеет серьезные основания для нарушения определенных ПДД. Однако это возможно только в экстренных ситуациях. Если водитель машины при движении не включит хотя бы один из специальных сигналов при проезде на запрещающее предписание светофора, действия будут расценены как полноправное нарушение. Скорая помощь получит штраф.

В заключении

В 2022 году пропуск Скорой без правовых последствий может быть совершен только при наличии достаточного места для маневра. Транспортное средство служб обязано выполнить все предъявляемые ей требования по наличию специальных сигналов, чтобы получить привилегии на дороге. Только при соблюдении всех условий водитель Скорой помощи не будет привлечен к ответственности.

Новый закон: Уголовная статья за непропуск скорой

В последнее время интернет пестрит видеороликами с водителями, которые намеренно не пропускают скорую помощь с включенными сиреной и мигалкой. Ранее за это был положен административный штраф 500 рублей или лишение прав на 1-3 месяца. Теперь же депутаты предлагают ужесточить наказание до уголовной статьи.

Если новый закон об уголовной ответственности за непропуск скорой помощи примут, то водителя будет ждать вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет.

Что за новый закон?

На самом деле, он не новый. Его разработали ещё 2 года назад 2 депутата: Яровая и Морозов. Но проект ФЗ был отложен уже в июне 2017 года после его принятия в первом чтении. И вот в 2019 году к нему вернулись и выносят на обсуждение.

Данным законопроектом вносится изменение в Уголовный кодекс РФ, который инициаторы предлагают дополнить статьёй 124 1 . Эта статья будет предусматривать ответственность по нарастающей за то, что водитель гражданского автомобиля не уступит дорогу машине скорой медицинской помощи, в зависимости от последствий, к которым привело такое нарушение ПДД:

  • если непропуск скорой повлёк среднюю тяжесть здоровью больному, к которому ехала машина неотложки,
  • если неуступление дороги привело к смерти или тяжкому вреду здоровью больного.

Буквально текст проекта нового закона говорит о создании препятствий по доступу к больному:

Воспрепятствование законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи путём удержания, угроз, создания препятствий по доступу к больному.

Посмотреть полный текст законопроекта. Также он доступен на официальном сайте Национальной медицинской палаты и Консультант Плюс.

Какая будет ответственность?

Итак, если на сегодняшний день водителя ждёт наказание по статье 12.17 КоАП в виде штрафа или лишения прав, то в будущем автолюбителя привлекут либо к более высокому штрафу, либо обязательным работам, либо даже лишению свободы, если больной, к которому едет скорая помощь, в итоге погибнет.

Сравнительная таблица наказаний за непропуск скорой

Ответственность по УК по новому Как было по старому?
1. Воспрепятствование законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи путём удержания, угроз, создания препятствий по доступу к больному, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трёх месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев . 2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трёх месяцев.
2.

То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового .

2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трёх месяцев.

При этом, остаётся непонятным, как будет доказываться причастность именно непропуска скорой помощи к вреду здоровью или смерти больного.

То есть, представим, если судья поставит вопрос: «Какова вероятность, что больной остался бы жив или получил меньший вред здоровью, если бы водитель не совершил преступление, не уступив дорогу машине неотложки?«.

Сможет ли ответить на него экспертиза? Вопрос пока риторический, и судебная практика покажет.

Когда вступит в силу?

Этого пока не известно. На сегодня Федеральный закон находится на стадии рассмотрения и готовится к обсуждению во втором чтении в Государственной думе.

После принятия во втором чтении он должен будет пройти третье, затем подписан Президентом и опубликовано на официальном портале правовой информации.

Как правильно пропускать?

ПДД, актуальные на 2022 год, требуют от водителя не пропустить, а именно уступить дорогу для беспрепятственного проезда неотложки (пункт 3.2). Но главное – обязанность такая возникает только в случае одновременно включенных проблескового маячка синего цвета и звуковой сирены.

Термин «уступить дорогу» имеет чёткое определение в ПДД. Он означает, что при приближении автомобиля скорой медпомощи вы обязаны:

  • не начинать или возобновлять движение,
  • не продолжать движение,
  • не осуществлять манёвр,

в тех случаях, когда это вынудит машину со спецсигналами изменить траекторию или скорость движения в намеченном направлении.

Обратите внимание, по букве подазаконного акта в виде Правил дорожного движения вы не обязаны менять полосу движения, прижиматься к соседней машине и иным образом нарушать (или не нарушать) ПДД. Только остановиться, не начинать ехать и не выполнять манёвр.

Разумеется, с практической человечной стороны лучше сделать всё, чтобы скорая проехала. Но обратите внимание, что в этом случае вы нарушаете, и если вы вдруг неверно определите направление движения автомобиля скорой помощи, либо его водитель решит изменить траекторию движения, то виноватым вполне можете оказаться вы.

Что будет, если не пропустить автомобиль с мигалкой?

Речь идет о сочетании светового и звукового сигналов, уведомляющих других участников движения о приближении спецтехники. Такими устройствами оборудованы машины полиции, скорой помощи, пожарной службы. Каждое из таких ТС имеет на крыше красно-синие лампы специальной конструкции.

Также на дороге можно встретить автомобили, оснащенные спецсигналами желтого цвета. Эти маячки разрешено использовать только на той технике, которой присвоен специальный правовой статус. Данные виды транспорта предназначены для выполнения дорожных работ, перевозки опасных веществ.

Желтые сигналы привлекают внимание других водителей, предупреждая их об опасности.

Еще одна категория ТС, оборудованных спецсигналами,- это авто силовых структур и госслужащих. Помимо маячков на крыше, такие автомобили выделяются особыми номерными знаками, окрашенными в темные цвета.

Когда нужно пропускать машину со спецсигналом?

Согласно действующему законодательству, уступать дорогу машине со спецсигналом нужно в случаях, если эта машина является:

  • Скорой помощью;
  • Пожарной;
  • Полицией или дорожным патрулем;
  • Госавтоинспекцией;
  • Госструктурами;
  • Другими транспортными средствами, оборудованными специальными сигналами, которые используют, например, ремонтные службы, или службы, занимающиеся перевозкой опасных грузов;

ТС, занимающиеся перевозкой опасных грузов, не всегда имеют приоритет в движении, наравне с другими машинами со спецсигналами.

Согласно действующим общероссийским Правилам дорожного движения, при обнаружении движущейся сзади машины с включенными специальными сигналами, водитель должен по возможности перестроиться на свободную полосу.

Однако, если соседняя полоса занята и возможности перестроиться нет, водитель не должен нарушать правила дорожного движения и двигаться «напролом», уступая дорогу машине со спецсигналами.

Какие нарушения ГИБДД фиксируют камеры дорожного наблюдения читайте здесь.

Если спецсигналами оборудована машина, которая, к примеру, занимается укладкой асфальта, сигналы она использует для указания места, где водители могут объехать ТС.

Что будет, если не уступить дорогу спецтранспорту

Если специальный транспорт движется с включенными спецсигналами, то водитель обязан пропустить его в следующих случаях:

  • спецтранспорт выполняет поворот;
  • автомобиль с маячками перестраивается в ту полосу, в которой движется другое авто;
  • при проезде перекрестка.

Если автомобилист не пропустил специальный транспорт, его могут привлечь к административной ответственности. Статья 12.17 КоАП предполагает следующие виды штрафов:

  1. Водитель не уступил дорогу автомобилю государственного служащего. Такие машины оборудованы только световыми сигналами. Сирена у них отсутствует. Если подобное авто едет с включенными маячками, оно имеет приоритет в движении. Не пропустив его, водитель получит штраф в размере 300 рублей.
  2. Автомобилист не уступил дорогу транспорту со спецсигналами, двигавшемуся с включенными маячками. Размер штрафа составит 500 рублей.

Сотрудник ГИБДД вправе ограничиться предупреждением, не выписывая штрафа нарушителю. Однако подобное встречается редко.

Если водитель считает, что его оштрафовали неправомерно, он вправе оспорить постановление инспектора. Для этого можно написать жалобу на имя вышестоящего должностного лица или инициировать судебное разбирательство.

Могут ли лишить прав

Если водитель не уступил дорогу спецтранспорту, его могут лишить прав на срок до трех месяцев. Подобное возможно, если свидетелем нарушения стал сотрудник ГИБДД. Поэтому чаще всего прав лишают тех водителей, которые не предоставили преимущество на дороге автомобилям дорожной полиции и прочих силовых структур.

Автомобилисту могут запретить управлять ТС, если он не только не пропустил спецтранспорт, но и нарушил ПДД. Например, задел соседний автомобиль, совершил обгон и т. д.

Привлечь автомобилиста к ответственности можно лишь в том случае, если спецтранспорт ехал с включенными сигналами. Если же маячки были выключены, то ни о каком предоставлении приоритета не может быть и речи. Соответственно, подобный штраф можно будет легко обжаловать при наличии видео с регистратора или показаний свидетелей.

От трех до пяти тысяч

Преимущественное право проезда на дороге дают синие проблесковые маячки вместе со специальным звуковым сигналом. В таком случае при приближении спецтранспорта другие водители должны уступить дорогу. Они должны прижаться к обочине или сдать в сторону, на другую полосу, чтобы пропустить спецтанспорт.

Правда, при этом нельзя выезжать на встречную полосу. А вот скорая помощь с работающими синими мигалками может не только двигаться по противоположной части дороги, но и игнорировать сигналы светофора, правда, удостоверившись в безопасности осуществляемого маневра.

Раньше за непропуск машины со спецсигналами штраф составлял 500 рублей. Однако в 2019 году в КоАП РФ были внесены изменения, и штраф увеличился в 10 раз. Теперь статья 12.17 КоАП РФ гласит, что «непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года».

При этом, если сзади пристроилась машина не скорой помощи, не МВД и не ГИБДД в привычной расцветке, а просто с мигалкой на крыше, то штраф будет меньше. В Москве и в Санкт-Петербурге он может составлять 3 тысячи рублей.

Кому разрешено устанавливать спецсигналы

Правилами дорожного движения запрещается устанавливать спецсигналы на обычные машины. Перечень транспорта, который может пользоваться специальными мигалками и звуками, утвержден Указом Президента России №635.

К ним относятся машины:

  • скорой помощи;
  • полиции, ГИБДД, дорожного патруля;
  • пожарные, МЧС;
  • военная прокуратура, ФСБ;
  • государственных структур высших эшелонов власти.

Указанные автомобили в случае служебной необходимости включать специальные опознавательные сигналы: звуковой и световой. Без особой надобности сотрудники учреждений не должны использовать свое преимущество.

Спецсигналы не являются штатным устройством на всех автомобилях, для его установки требуется получение разрешение в ГИБДД. В свидетельстве о регистрации автомобиля ставится отметка о соответствующем разрешении.

Когда водитель обязан пропустить машину со спецсигналом

В ПДД прописан порядок и перечень транспорта, которому необходимо уступить дорогу.

Преимущественное право движения имеют:

  • полиция и ГИБДД;
  • скорая помощь;
  • противопожарная служба, МЧС;
  • транспорт государственных органов.

Для обозначения своего преимущества указанным машинам разрешается использовать специальные сигналы:

  • красный и синий используется ГИБДД;
  • синий сигнал применяется на машинах полиции, следственного комитета, ФСБ, скорой помощи, военной полиции, а также противопожарной службы;
  • синий проблесковый сигнал обычно мигает на автомобилях, используемых для перевозки высших эшелонов власти.

Если указанная спецтехника едет без опознавательных сигналов и специальных знаков, то они не имеют права требовать от других участников дорожного движения уступить им дорогу.

Кроме того, на дорогах часто встречается транспорт, осуществляющий дорожные работы или перевозку опасных грузов. Такие автомобили преимуществом на дорогах не пользуется. В своей работе они используют специальные желтые или оранжевые маяки, такими сигналами просто предупреждается встречный транспорт, чтобы водитель был предельно внимательным и осторожным.

При проведении ремонтных работ обычно устанавливаются временные дорожные знаки, указывающие безопасный объезд дороги. Необходимо направиться строго по указателям.

Как действовать при встрече со спецтранспортом

Как прописано в ПДД, если водитель встретил машину с включенными маяками, то он обязан перестроиться на соседнюю полосу и освободить дорогу для беспрепятственного движения спецтранспорта. Но, перестраиваться в другой ряд можно только, если это не противоречит другим правилам дорожного движения.

Что делать, если соседняя полоса занята, возможность для перестроения отсутствует? В этом случае движение напролом не допускается, даже для того, чтобы уступить особой машине дорогу. Сейчас все больше нарушений фиксируются видеокамерами, установленными в специально отведенных местах для фиксации нарушений.

Расскажем, как следует действовать при встрече со спецтранспортом, чтобы не нарушить правила дорожного движения:

  • если ваш автомобиль в данный момент стоит, нужно дождаться, чтобы автомобиль с включенными маяками и сигналами проехал, лишь потом самому продолжить движение;
  • в тех случаях, когда ваш автомобиль передвигался, необходимо снизить скорость, приостановиться, и пропустить особый транспорт вперед;
  • при наличии по соседству свободной полосы необходимо перестроиться рядом и уступить дорогу.

Перестраиваться в другой ряд для пропуска спецтранспорта запрещается в случае, если этот маневр будет угрожать безопасности дорожного движения.

Поэтому перед началом движения на соседнюю полосу нужно убедиться в отсутствии запрещающих знаков, а также в том, что маневр не станет причиной ДТП.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ Штраф за ксенон в 2022 году: применение, размер, действия водителя и сотрудников ГИБДД в случае выявления незаконной установки ксенона

Adblock
detector