- Светлана Медведева
- Евгения Маркова
- Откуда взялся список профессий, запрещенных для женщин, и что с ним будет теперь
- Почему некоторые профессии запрещены для женщин?
- А если женщина не собирается иметь детей?
- Почему тогда запрет решили пересмотреть?
- Теперь каждая женщина может стать машинисткой?
- Зачем женщинам быть трактористками и машинистками?
Список запрещенных для женщин профессий устарел: работодатели хотят нанимать женщин машинистами и мотористами, а шума, подъема тяжестей и других нагрузок хватает и в разрешенных профессиях. Forbes Woman поговорил с героинями, которые отвоевали свое право водить поезда, фуры и суда
С 1 января 2021 года в силу вступил приказ Министерства труда и социальной защиты об утверждении сокращенного списка профессий, ограничивающих применение труда женщин. Теперь в перечень входит не 456, а 100 специальностей. Женщины могут работать водителями большегрузных автомобилей и сельскохозяйственной спецтехники, слесарями по ремонту автомобилей, быть боцманами и шкиперами на судне, выполнять работы на высоте свыше десяти метров, занимать должность машиниста электричек, скоростных поездов и поездов метро.
«В наше время, мы считаем, должен быть выбор у всех: заниматься и работать там, где он хочет, независимо от пола. Поэтому мы очень рады, что Московский метрополитен одним из первых в Российской Федерации дает женщинам возможность получить новую профессию», — заявил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов 3 января 2021 года на первом пуске поезда с машинистом-женщиной.
К производствам, работам и должностям, на которых до сих пор ограничивается применение женского труда, относятся сферы:
- химического производства,
- подземных работ,
- горных работ,
- металлообработки,
- бурения скважин,
- добычи нефти и газа,
- черной и цветной металлургии,
- радиотехнического и электронного производства,
- производства,
- ремонта и обслуживания летательных аппаратов,
- судостроения и судоремонта,
- производства целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них,
- производства цемента,
- производства теплоизоляционных материалов,
- полиграфического производства,
- текстильной и легкой промышленности,
- пищевой промышленности,
- железнодорожного транспорта
и некоторые другие.
При этом в перечисленных сферах женщины могут занимать позиции руководителей, научных или медицинских специалистов, которые не выполняют физической работы.
Перечень производств, работ и должностей с вредными и/или опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, впервые был утвержден в 1978 году и обновлен в 2000-м, последняя редакция и действовала до недавнего времени. Заявленной целью при его принятии была защита женщин. И сейчас критериями при пересмотре перечня, как сообщали в Минтруде, стали факторы, «опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия».
Однако подтвержденных исследованиями доказательств того, что запрещенные профессии влияют на репродуктивное здоровье, не приводится. Во всяком случае, государство не представило их в свое время Комитету ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ ООН). В 2016 году КЛДЖ признал, что Россия нарушила «Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» в деле Светланы Медведевой, которая в 2012 году не смогла устроиться в ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» на должность моториста-рулевого, хотя имела диплом по специальности.
Комитет заявил, что, во-первых, запреты отражают консервативные представления о ролях и обязанностях женщины и мужчины в семье и обществе и закрепляют за женщиной главным образом роль жены и матери, что подрывает ее социальный статус и перспективы образования и карьерного роста. Во-вторых, нужно не ограничивать людей по признаку пола, а стимулировать работодателей улучшать технологии, чтобы профессии становились безопасными.
До кейса Медведевой, которая вместе с экспертами Антидискриминационного центра (АДЦ) «Мемориал» проходила инстанции российских судов и обращалась в ООН, было дело Анны Клевец: она пыталась добиться признания дискриминационным запрета на работу женщин машинистами метро. В 2009-м Верховный суд принял решение не в ее пользу. К слову, дело Медведевой ВС отправил на пересмотр, и в 2017-м Самарский районный суд счел отказ в приеме ее на работу дискриминационным, признав верховенство международного права над российским.
После Медведевой в борьбу включились дальнобойщицы во главе с Евгенией Марковой. Они написали открытое письмо уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой. Москалькова заявила, что список надо пересмотреть.
И Светлану Медведеву, и Евгению Маркову поддерживал АДЦ «Мемориал», который проводит долгосрочную кампанию Alljobs4allwomen.
«Мы хотели добиться большего, потому что сама идея запрета профессий для женщин, не важно, вредны они или нет, дискриминационная, — говорит эксперт «Мемориала» Стефания Кулаева. — Рожать не обязанность, а право женщины, требующее защиты, но не ограничений. Мужчины тоже могут потерять репродуктивные способности на некоторых видах работ, например на атомных подводных лодках.
Тем не менее мужчинам их не запрещают».
«Однако такому шагу, как сокращение, мы тоже рады. Одним из тезисов было то, что женщинам и не нужны запрещенные профессии, но это не так. Например, транспортные профессии очень востребованы.
Мы гордимся боровшимися женщинами. То, что женщины повели поезда метрополитена и РЖД, — огромное достижение», — добавляет она. По словам Кулаевой, некоторые работодатели поддерживали правозащитников, например РЖД и морской профсоюз.
Они были вынуждены выполнять требования, но при этом хотели брать женщин на работу.
«Сегодня мы видим, что все девушки, как заканчивающие учиться на профессию, так и уже приступившие к работе, настроены не останавливаться на достигнутом. На экзаменах девушки демонстрируют даже более успешные результаты, чем мужчины», — рассказала Forbes Woman советник генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» Ирина Костенец.
Правда, общество, в отличие от работодателей, относится к нововведениям по-разному и не всегда готово их принять. Так, много дискриминирующих комментариев появилось в соцсетях, когда 3 января на Филевской линии метро отправился первый поезд с машинистом-женщиной. На странице метрополитена во «ВКонтакте» пользователи писали, что женщин нельзя допускать к управлению составами и теперь им «страшновато» ездить в метро.
Среди комментаторов были как мужчины, так и женщины. «Я согласна с тем, что надо объявлять, что метро поездом управляет дама, что бы можно было пропустить его, и поехать на нормальном, то же касается самолетов», — написала одна из пользовательниц соцсети (орфография и пунктуация сохранены).
Между тем в списке еще остались профессии, за которые нужно бороться. Женщины по-прежнему не могут быть ни спасателями на воде, ни пожарными. При этом работающие в этой сфере женщины есть, рассказывает Кулаева.
Так, одной спасательнице пришлось уехать за границу, где женщин среди таких специалистов много. Девушка успешно работает в другой стране и обучает коллег-мужчин.
Наилучший пример юридического решения вопроса, как считает правозащитница, показывает Молдова. Там решили, что надо не запрещать профессии в целом, а позволять женщинам во время беременности выполнять более легкую работу.
Светлана Медведева
Капитан-механик
Медведева поступила в речной техникум в 2001 году. По окончании она могла работать третьим штурманом. Сложности у Светланы возникли в 2012 году: после декрета нужно было подтверждать квалификацию, для чего требовалось отработать навигацию в рядовой должности — ниже той, что у Медведевой была ранее.
Светлану взяли на корабль матросом: капитан и экипаж ей нравились (все матросы, к слову, были женщинами), но зарплата была маленькой — около 8000 рублей.
Капитан посоветовал Медведевой место, где был нужен рулевой-моторист. Она подала заявление, которое руководство и юристы компании одобрили. Но в отделе кадров заявили, что есть документ, по которому женщине нельзя работать мотористом. Тогда Медведева подала в суд.
«Формально устроиться мне мешало якобы влияние шума на репродуктивное здоровье. Но у швей и воспитательниц шума больше»
«Мы составили с председателем профсоюза жалобу, — рассказывает она. — Хотели идти в Конституционный суд, но поняли, что не найдем там поддержки. Я писала депутатам, президенту, в Минтруд.
Все ссылались на постановление и говорили, что если работодатель хочет меня нанять, он должен оборудовать место и аттестовать его заново. А это дорого. Формально устроиться мне мешало якобы влияние шума на репродуктивное здоровье.
Но доказательств этого вреда нет. Более того, у швей и воспитательниц шума больше».
С помощью «Мемориала» Медведева подала жалобу в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Комитет назвал существование перечня дискриминационным.
Список редактировали долго, несколько лет. Дальнейшие суды на Светлану уже не влияли, поскольку она нашла работу, но борьбу за профессию нужно было довести до конца.
Медведева ушла на самарскую ГРЭС (тепловую электростанцию), где три года проработала на теплоходе. Позже она попала под сокращение и ушла капитаном-механиком на Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод. Права капитана у нее были, механика — нет.
Но диплом последнего и не потребовали. Сейчас Светлана работает на катере, где нет машинного отделения, поэтому никакой шум на нее не влияет.
Практики механика у Светланы не было. Коллеги помогали освоить ей эту профессию. «В два часа ночи звонила, когда что-то ломалось, и меня приезжали спасать.
Все смеялись, но не как над женщиной, а потому что не умела. Теперь, когда научилась, больше никто не смеется», — рассказывает она. Сейчас на должности капитана-механика она получает 50 000 рублей в месяц.
Для защиты прав женщин нужно женское отделение в профсоюзе, считает Медведева. Не потому, что женщинам профсоюз не помогает, а потому, что женщины, по наблюдениям Светланы, стесняются обращаться к председателям-мужчинам.
Евгения Маркова
Водительница фуры
Прежде чем стать водителем категории Е, Маркова много лет работала специалистом в области защиты информации в «Лаборатории Касперского», потому что получить профессию мечты до недавних пор было ей было невозможно.
Отменять запреты стали постепенно, пока шли обсуждения законопроекта, и в какой-то момент женщинам стало можно работать дальнобойщицами на себя. Евгения с мужем организовали собственные грузоперевозки. Теперь трудиться можно по найму, и Маркова ушла в чужую компанию, поскольку так, на ее взгляд, выгоднее
За сутки в рейсе она получает 3300 рублей, выходные не оплачиваются. Вахта длится 40 дней, потом 20 дней отдыха. Таким образом, в месяц можно заработать 132 000 рублей. Работая в IT, Маркова получала больше, но любовь к дороге оказалось важнее зарплаты.
«Мы обращались к Уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой через открытое письмо. Она сказала официально, что ситуация с запретом ненормальна и раз женщины хотят, то у них должна быть возможность получать желаемые профессии. Не знаю, сделала ли она что-то конкретное, но пересмотр начали», — рассказывает Евгения о своем участии в кампании за пересмотр «черного списка»
«Во время кампании звонила каждой девочке (речь идет о женщинах, работавших водителями фур нелегально, — Forbes Woman) и говорила, что молчать нельзя, нужно объяснять, обращаться. Первый месяц отвечали, что нужно сидеть молча, не то уволят. В итоге девчонок уговорила, но потратила на это много времени.
Однако без борьбы ничего не получится», — вспоминает Маркова.
И если дальнобойщицы победили, то пожарные и шахтеры пока нет, отмечает Евгения. «Это позорный список. Его не должно быть в принципе.
Мои знакомые в МЧС, пожарной службе, а также шахтеры [официально] работать до сих пор не могут. Я предлагала им подписать письмо, но они побоялись, что их уволят», — говорит она. В МЧС случаи увольнения женщин, боровшихся за свои права, по словам Марковой, были.
Поэтому она понимает их опасения.
В обучении с дискриминацией Маркова не сталкивалась. Учиться на права категории Е можно только на специально оборудованной машине под надзором человека, работающего по лицензии. Поэтому никто из учащихся водить фуры не умеет: «Кто будет смеяться, если никто не умеет водить?».
С клиентами Евгения не общается, поэтому негатива от них не слышала тоже. «Хотите столкнуться с мизогинией — устройтесь на гендерно нейтральную работу кассира в «Пятерочке»», — говорит она.
За пять лет Маркова объездила почти всю Европу и европейскую часть России. В планах — Дальний восток, Хакасия и север Сибири.
Откуда взялся список профессий, запрещенных для женщин, и что с ним будет теперь
В 2012 году уроженка Самары Светлана Медведева попыталась устроиться мотористом-рулевым на маломерное судно, но получила отказ: профессия входила список из 456 работ и должностей, запрещенных для женщин. Несмотря на запрет, женщины в России тушат пожары, водят фуры и работают в машинном отделении судна — неофициально или в качестве волонтерок. Однако Медведева решила бороться с ограничением на самом высоком уровне.
Получив формальный ответ от российских судов («закон есть закон»), она дошла до Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
Российская Федерация в ответ на запрос ООН не смогла предоставить никаких научных данных о вредном влиянии этой работы на здоровье женщины. В своем постановлении Комитет выразил мнение, что само существование списка запрещенных для женщин профессий «отражает стойкие стереотипы, касающиеся роли и обязанностей женщин и мужчин в семье и обществе, которые консервируют традиционные представления о женщине как жене и матери и подрывают ее социальный статус и перспективы образовательного и карьерного роста», и рекомендовал России пересмотреть законы, регулирующие доступ женщин к различным профессиям. И вот спустя 3,5 года стало известно о проекте нового перечня запрещенных для женщин работ и должностей — теперь в нем всего 98 пунктов.
Почему некоторые профессии запрещены для женщин?
В своем обращении в ООН Светлана Медведева отмечала: в работе ей отказали из-за высокого уровня шума на рабочем месте, но при этом ни в одном законе или подзаконном акте не объясняется, чем же шум так вреден именно для женщин.
Государство защищает женщин не только от шума, но и от поднятия тяжестей. Так, согласно действующему постановлению правительства о нормах предельно допустимых нагрузок, женщина может поднимать вручную не более 7 кг постоянно в течение смены и не более 10 кг каждые 2 часа при чередовании с другими видами работы (все это с учетом тары). Примечательно, что труд некоторых представительниц традиционно «женских» профессий не укладывается в этот норматив: «Я работаю пять дней в неделю с 8 до 18.
Пять раз в день я ношу еду из кухни, которая находится в подвале, на второй этаж. […] Завтрак на одну группу — это примерно 11 кг еды плюс посуда. Обед — это примерно 17 кг еды плюс посуда», — рассказывает в своем Дзен-канале младший воспитатель («нянечка») одного из государственных детских садов.
Условия труда на некоторых работах являются факторами риска развития заболеваний, которым женщины даже в нормальных условиях подвержены чаще, чем мужчины. Например, вибрация, электромагнитное излучение и воздействие вредных веществ связаны с повышенным риском остеопороза (после 55 лет женщины страдают им примерно в полтора раза чаще, чем мужчины).
Но главный мотив государства — защита репродуктивного здоровья женщин. Это не значит, что мужское репродуктивное здоровье не страдает из-за вредных профессий. «Например, профессия дальнобойщика, которая, вообще-то, мужская, для мужской репродукции очень сильно опасна.
Однако никто ее не запрещает и не думает даже запрещать по этому основанию», — отмечала в интервью Business FM профессор кафедры управления трудовыми ресурсами Высшей школы экономики Елена Варшавская. А группа исследователей из Казанского государственного медицинского университета назвала вредными для мужского репродуктивного здоровья воздействие вибрации, контакт с химическими веществами и СОЖ, психоэмоциональное напряжение на работе — и все тот же шум, из-за которого отказали в работе Медведевой.
Однако если мужчина может участвовать только в зачатии ребенка, то женщина вынашивает и рожает, поэтому для нее закрыты работы, связанные с длительным воздействием эмбриотропных, тератогенных и т.п. факторов. Это, например, ионизирующее излучение в горнодобывающей промышленности или сопутствующие газы на литейном производстве.
А если женщина не собирается иметь детей?
Этот запрет установлен независимо от планов женщины на родительство — просто потому, что, как заявлено в определении Конституционного суда об отказе к принятию жалобы петербурженки Анны Клевец (в 2009 году она пыталась получить также запрещенную для женщин профессию помощника машиниста), «реализация принципа юридического равенства не может осуществляться без учета общепризнанной социальной роли женщины в продолжении рода». Именно на это определение ссылалась Российская Федерация, отвечая на вопросы ООН о ситуации со Светланой Медведевой, притом что сама Медведева на тот момент была уже матерью двоих детей и по закону могла бы, например, пройти через операцию стерилизации, полностью отказавшись от способности к деторождению.
В своем постановлении Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин рекомендовал Российской Федерации включить в Трудовой кодекс ограничения, необходимые для охраны материнства «в строгом смысле этого понятия», — создать особые условия для беременных женщин и кормящих матерей, но не ограничивать женщин в выборе профессии на основании гендерных стереотипов.
Однако пока что российское государство занимает в отношении женщин патерналистскую позицию. Кандидат юридических наук и заместитель председателя совета некоммерческого партнерства «Юристы за трудовые права» Сергей Саурин отмечает, что у нее есть законное обоснование: в Конституции прописано, что государство гарантирует защиту семьи, материнства и детства, а Конституционный суд также постановил, что руководство страны вправе устанавливать дополнительные гарантии для отдельных категорий граждан.
Почему тогда запрет решили пересмотреть?
Список из 456 запрещенных для женщин профессий был утвержден в 2000 году, но, как говорит адвокат и руководитель практики трудового права московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и Партнеры» Ксения Михайличенко, он практически без изменений повторяет аналогичный список 1974 года: «Еще руководство СССР решило, что рождаемость и демография в целом — очень важная повестка. Поэтому женщина — это в первую очередь мать, а факторы, которые могут негативно повлиять на ее репродуктивное здоровье, должны быть исключены».
Составленный больше 40 лет назад перечень не пересматривался многие годы. За это время большинство из 456 профессий стали гораздо безопаснее и технически совершеннее, а некоторые ушли в прошлое. Например, под номером 370 в списке значится «машинист паровоза» — массовая эксплуатация этого вида транспорта на территории СССР закончилась еще в конце 1970-х.
Выходит, что не государство стало более благосклонным к идеалам равноправия, а работы перешли из одного класса «вредности» в другой. Насколько опасен труд в том или ином месте, определяют специально аккредитованные организации, которые, опираясь на нормативные документы (например, СанПиНы), решают, к какой категории относятся условия работы — оптимальные, допустимые, вредные или опасные, рассказывает Саурин.
Теперь каждая женщина может стать машинисткой?
Как следует из п. 1 примечаний к пресловутому списку, работодатели уже сейчас могут использовать на запрещенных работах труд женщин «при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест».
С одной стороны, это значит, что даже в рамках патерналистской логики государства при дальнейшем развитии технологий список запрещенных для женщин профессий может быть сокращен или полностью упразднен: если все профессии станут безопасными (либо опасные просто уйдут в прошлое), необходимость «защищать» от них женщин отпадет.
С другой стороны, невозможность обеспечить безопасные условия труда может стать основанием для отказа женщинам в трудоустройстве. Так, Светлана Медведева, обратившись в суд, требовала, чтобы компания, отказавшая ей в приеме на работу из-за опасных условий труда, сделала эти условия безопасными. Однако суд посчитал, что компания, которая решила просто не принимать женщину, действовала правильно — и в интересах самой же Медведевой.
Это не слишком хорошая позиция, считает Михайличенко: выходит, что работа небезопасна и для женщин, и для мужчин, но самостоятельно выбирать, подвергать себя риску или нет, могут только последние. Вероятно, такая полумера связана с тем, что государство и общество пока не готовы признать за женщиной право самостоятельно распоряжаться своим телом.
Зачем женщинам быть трактористками и машинистками?
Некоторые считают, что список запрещенных профессий никак не дискриминирует женщин, которые и сами бы не захотели работать дробильщиками колчедана и корчевателями пней. Однако многие профессии из него обещают неплохие зарплаты (за работу на вредных производствах часто доплачивают, отмечает Саурин), и женщины, не имея к ним доступа, теряют немалую часть возможностей прокормить семью и стать независимыми. Эксперт антидискриминационного центра «Мемориал» Ольга Абраменко в интервью Deutsche Welle отмечает, что проблема особенно заметна в моногородах и шахтерских регионах, где большая часть доступных высокооплачиваемых профессий подпадает для женщин под запрет: «В угледобывающих регионах будет явный перекос с самого начала.
Мужчинам достанется высокооплачиваемая работа, а женщина может стать разве что уборщицей или продавщицей».
В некоторых же отраслях ситуация доходит до абсурда. Здесь снова показателен пример Светланы Медведевой, которая, прежде чем пытаться устроиться на работу мотористом-рулевым, получила соответствующее образование. Из-за списка с проблемами также сталкиваются люди, совершившие трансгендерный переход.
Так, трансгендерная женщина, несколько лет работавшая печатником, после смены документов была уволена с «мужской» должности.
Очевидно и противоречие в отраслях, где женщина может работать в обслуживании или на руководящих должностях, но не в цеху. «Работодатели не берут в руководящий состав людей, которые не имеют представления о том, что происходит «в поле», — это нормально. Поэтому нормы, разрешающие присутствие женщин только на менеджерских должностях, на практике не работают», — отмечает Саурин.