- Можно ли ликвидировать ООО с долгами по налогам по инициативе владельцев?
- Добровольное закрытие фирмы
- Банкротство предприятия
- Через слияние или реорганизацию
- Через продажу
- Как происходит принудительное закрытие по инициативе налогового органа?
- Ликвидация ООО по решению ФНС
- Требования законодательства
- Основания для ликвидации
- Многократное нарушение законодательства
- Отсутствие лицензии
- Пример 1.
- Нарушение закона о конкуренции
- Нет отчетности и движения финансов на счетах
- У компании нет денег на оплату ликвидации
- Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ
- Как ФНС ищет «жертв»
- Когда процедура невозможна
- Взыскивают ли долги компании с учредителей
- Обжалование решения ФНС
- Основания и способы оспаривания
- Порядок ликвидации ООО по инициативе налоговой
- Кто может инициировать процедуру принудительной ликвидации?
- Прекращение недействующего юридического лица
- Возражение на ликвидацию ООО по решению налогового органа
- Принудительная ликвидация в судебном порядке
Процесс ликвидации организации с долгами, как и обстоятельства, при которых собственникам бизнеса пришлось столкнуться с данной процедурой, бывают разными. Как сделать так, чтобы прощание с компанией-должником прошло гладко и с наименьшими потерями для собственников, читайте в нашей публикации.
Можно ли ликвидировать ООО с долгами по налогам по инициативе владельцев?
Можно, но способ ликвидации, а, следовательно, и процессуальный порядок этой процедуры зависит от размера долгов и финансовых возможностей организации, которые будут потрачены на удовлетворение требований кредиторов.
Права кредиторов организации, в числе которых и налоговики, защищены Гражданским и Налоговым кодексами, а также различными Федеральными законами. Зачастую закрытие ООО с долгами по налогам по инициативе собственника – свидетельство того, что владелец компании уже смирился с перспективой пожертвовать имуществом в счет погашения задолженностей.
Однако, если готовиться к ликвидации организации постепенно, следуя нашим советам, у вас есть шанс «избавиться» от предприятия в штатном режиме, с минимальными убытками и риском назначения выездной проверки. При соблюдении с вашей стороны определенных процессуальных тонкостей и особенностей в отчетности инспекторы просто не захотят тратить свое время на убыточный бизнес, с которого нечего взять. Но если сотрудники ФНС заподозрят, что собственник затеял ликвидацию платежеспособной компании, в надежде избавиться от долгов, проверки не избежать.
Приняв решение о ликвидации, организация должна сообщить об этом налоговикам в течение трех рабочих дней (п. 1 ст. 62 ГК).
Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Кроме этого налоговиков необходимо проинформировать и о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) – согласно п. 1 ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Получив уведомления, налоговики вносят в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона № 129-ФЗ).
Но чтобы закончить государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией придется исполнить массу законодательных требований – и справедливости ради нужно уточнить, что это касается не только организации, но и самих инспекторов. На формальные ошибки последних в вопросах взыскания налоговой задолженности надеяться не приходится.
Арбитражка
В качестве исключения из сложившихся реалий процессов ликвидации налоговых должников можно привести Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.04.2015№N Ф08-1652/2015 по делу № А32-17159/2014. Здесь ИФНС отказалась внести в ЕГРЮЛ сведения о регистрации ликвидации из-за того, что компания не предоставила им ликвидационный баланс. Однако суд встал на сторону ликвидируемого ООО.
Мотивировали свое решение судьи тем, что инспекторы отказали компании в госрегистрации, не дождавшись вступления в силу решения по итогам проведенной выездной проверки. «То есть у налоговой инспекции на дату вынесения оспариваемого решения не имелось доказательств наличия у налогоплательщика задолженности», – говорится в определении.
Но все-таки логичней планировать свои действия при ликвидации компании, рассчитывая на закономерный результат, а не на чудо, чем и являются формальные промахи инспекторов.
Добровольное закрытие фирмы
Чтобы закрыть ООО с долгами, выгодней добровольно рассчитаться с кредиторами организации за счет ее имущества, чем прибегать, например, к процедуре банкротства и переводить свою собственность в статус конкурсной массы.
Преимущество данного способа прекращения деятельности бесспорно, если организация уверена в своей бухгалтерии и отчетности за последние три года. Деятельность компании именно за этот период, согласно п. 11 ст. 89 НК РФ, может проконтролировать налоговая в ходе выездной проверки ликвидируемого предприятия.
Тем не менее визит инспекторов в организацию – их право, а не обязанность, поэтому его вполне возможно избежать, если готовиться к закрытию фирмы заранее, а именно:
- Провести ревизию долгов и исключить задолженность перед бюджетом.
- Навести порядок в бухгалтерской и кадровой документации, рассчитаться с сотрудниками.
Специалисты 1С-WiseAdvice точно знают, на чем именно будут акцентировать внимание сотрудники ФНС в отчетности организации, заявившей о ликвидации – поэтому мы изначально ведем налоговый учет с осознанием всех возможных рисков и последствий.
Словом, у налоговиков должно сложиться мнение, что ликвидация ООО для собственника – неприятный и независящий от его попыток «удержаться на плаву» исход дел, а не осознанная попытка не рассчитываться с долгами или заплатить меньше, чем предусмотрено обязательствами.
Порядок действий при добровольной ликвидации компании, установленный законодательством, включает следующие этапы:
- Общее собрание участников ООО и назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
- Уведомление налоговой.
- Публикация объявления о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации».
- Информирование службы занятости о предстоящем расторжении трудовых договоров с сотрудниками – не позднее, чем за два месяца до начала процедуры упразднения организации (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
- Извещение кредиторов (п. 1 ст. 63 ГК РФ). На заявление своих требований у них должно быть не меньше двух месяцев.
- Сверка расчетов с ФНС – в том числе, по страховым взносам (пп. 11 п.1 ст. 32 НК). На этом этапе инспекторы могут провести выездную проверку, если сочтут нужным.
- Составление промежуточного ликвидационного баланса. В реестр непогашенных задолженностей включаются недоимки, штрафы и пени, выявленные в ходе выездной налоговой проверки.
- Расчеты с кредиторами. Порядок очередности обозначен в ст. 64 ГК: на первом месте граждане, жизни и здоровью которых нанесен вред в процессе производства (если таковые имеются) и сотрудники.
- Предоставление в ИФНС налоговой отчетности.
Банкротство предприятия
Основания и процессуальный порядок банкротства регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 03.07.2019).
Возможность ликвидируемого предприятия обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве предусмотрена ст. 63 ГК РФ. Данный вариант развития событий возможен, если у компании недостаточно ликвидируемого имущества, за счет которого можно рассчитаться со всеми кредиторами.
Статья 131 ФЗ № 127 уточняет, что все имущество организации-должника на момент открытия конкурсного производства – окончательного этапа процедуры банкротства, предполагающего максимально возможное удовлетворение требований кредиторов – является конкурсной массой.
Очередность кредиторов, с которыми должна рассчитаться организация, установлена статьей 134 упомянутого выше ФЗ. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов, которые возникли «до принятия заявления о признании должника банкротом». То есть налоговикам выгодней самим подать в суд соответствующий иск.
Однако производство по делу о банкротстве ООО будет возбуждено, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 ФЗ № 127).
Ликвидационная комиссия обязана самостоятельно обратиться в суд с иском о банкротстве в течение десяти дней, если в процессе ликвидации компании обнаруживаются признаки неплатежеспособности организации (п. 3 ст. 9 ФЗ № 127).
Статья 9 этого же закона обязует собственника самому проявить инициативу и обратиться в суд с требованием признать общество банкротом в случае, когда, например, рассчитавшись с одними кредиторами, у него не хватает средств, чтобы исполнить свои обязательства перед другими заемщиками (перечень возможных оснований для обращения собственника в суд, приведенный в статье, является открытым).
Но не стоит рассчитывать, что, если положение дел в компании соответствует приведенному в п. 2. Статьи 3 ФЗ № 127 признаку банкротства – задержка по погашению долга составляет больше трех месяцев – процедура банкротства поможет хотя бы частично избавиться от непогашенных требований кредиторов.
Банкротство рассматривается законодательством как неблагополучное стечение обстоятельств, а не организованная попытка «исчезнуть с радаров». Поэтому при принятии решения суд будет учитывать, какие именно действия учредители предпринимали, чтобы вытащить компании из долговой ямы.
Через слияние или реорганизацию
Согласно ст. 92 ГК РФ ООО, предприятие «может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников». В пункте 2 статьи 51 ФЗ № 14 (ред. от 23.04.2018) конкретизируется, что реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения.
В случае предприятия с налоговыми долгами это возможно, если компания-правопреемник готова взять на себя его обязательства, в том числе и по штрафам (ст. 50 НК РФ). В соответствии с этой же статьей, принимающая организация берет на себя все обязанности по удовлетворению требований реорганизуемого предприятия.
В п. 3 указанной статьи уточняется, что реорганизация не изменяет сроков по уплате налогов правопреемником.
Один из минусов данного способа ликвидации компании-должника: не все участники реорганизуемого предприятия могут бесспорно принять «новую жизнь» ООО в составе новой организации. Их право не согласиться с решением присоединиться к компании-правопреемнику закреплено статьей 60.1 ГК РФ «Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица».
Судебная практика по этому вопросу сложилась противоречивая. Нередко суды встают на сторону несогласного заявителя, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения. Последние обстоятельства как раз являются поводом признать решение о реорганизации общества недействительным.
Через продажу
Данной процедуре посвящена статья 110 ФЗ № 127. Продажа организации-должника как правило организуется в виде аукциона. В п.
3 указанной статьи говорится, что «денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия», то есть покупатель приобретает имущество, а не ООО с его долгами, как это происходит в случае с реорганизацией.
Как происходит принудительное закрытие по инициативе налогового органа?
Согласно ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», исключение компании из ЕГРЮЛ по инициативе налоговиков возможно, если складывающиеся обстоятельства соответствуют одновременно двум условиям:
- организация не предоставляет отчетность в инспекцию более 12 месяцев;
- по банковскому (расчетному) счету предприятия не осуществляются операции.
Инспекторы признают такое ООО недействующим юрлицом и имеют право исключить его из госреестра.
Однако данная норма вызвала неоднозначную реакцию со стороны юридической общественности, в том числе Конституционного суда. Так, согласно Постановлению КС от 18 мая 2015 г. № 10-П, право налоговиков исключать компании из ЕГРЮЛ признано не соответствующим Конституции РФ.
Свое решение суд объяснил тем, что «законодатель обязан обеспечивать баланс прав и законных интересов участников гражданских правоотношений, в том числе кредиторов». А указанная статья на тот момент разрешала налоговикам ликвидировать предприятия, в отношении которых по заявлениям кредиторов судом введена процедура банкротства.
В связи с этим пункт 2 ст. 21.1 дополнили вторым абзацем, согласно которому, инспекторы не могут исключать предприятие из ЕГРЮЛ по указанным признакам, если у них есть сведения о том, что в отношении этого ООО возбуждено производство по банкротству.
Справедливости ради, нужно сказать, что заявители, объясняя свое несогласие с применением инспекторами статьи 21.1 ФЗ № 129, говорили, что данные нормы противоречат ст. 46 ГК РФ, где говорится, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в том числе, если решения и действия государственных органов кажутся им несправедливыми. А это уже принципиально другой уровень несогласия налогоплательщиков с правами, которыми налоговики наделены законодательно.
Что на это отвечал суд? В Постановлении от 6 декабря 2011 года № 26-П и в определениях от 17 января 2012 года № 143-О-О, например, говорится, что подобное правовое регулирование направлено на «обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым – на обеспечение стабильности гражданского оборота».
Плюсом статьи 21.1 ФЗ № 129 для ликвидируемых организаций являются положения пункта 5. Согласно им, инспекторы могут исключить предприятие из ЕГРЮЛ на следующих основаниях:
- у компании нет средств на расходы, необходимые для ликвидации;
- в ЕГРЮЛ более шести месяцев была внесена запись о недостоверности юрлица.
Исходя из судебной практики по принудительной ликвидации компании налоговиками, также напрашивается вывод, что суд наверняка встанет на сторону ФНС, если связь с юрлицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, невозможна (Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 61 «О некоторых вопросах практики применения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»). Однако, согласно ст.
158 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, суд может отложить разбирательство и предложить организации представить в регистрирующий орган достоверные сведения.
Ликвидация предприятия с долгами – сложный процесс, в котором разнообразные законодательные нормы сочетаются с непредсказуемым человеческим фактором. Оценивая обстоятельства, в которых упраздняется компания, инспекторы ориентируются в том числе на личный опыт в этом вопросе.
Мы точно знаем, какие данные будут сопоставлять инспекторы при изучении компании, заявившей о ликвидации, и принимая решение о необходимости выездной проверки. Специалисты 1С-WiseAdvice изначально формируют налоговую отчетность, ориентируясь на риски конкретного бизнеса. Благодаря командной работе наших бухгалтеров и юристов ликвидация любой организации проходит без материальных и моральных потерь.
Ликвидация ООО по решению ФНС
ФНС может закрыть ООО по своей инициативе или через суд. Причины могут быть такими: постоянные нарушения закона, ошибочная информация в записи ЕГРЮЛ и др. Налоговики заранее формируют список юрлиц, не сдающих отчетность последний год. Учредители несут субсидиарную ответственность по обязательствам. Решение чиновников можно обжаловать.
Принудительная ликвидация ООО – это процедура, результатом которой становится прекращение деятельности предприятия. В отличие от добровольного закрытия по решению учредителей, принудительное в большинстве случаев производится по инициативе ФНС.
Завершить деятельность юридического лица могут во внесудебном или судебном порядке:
- По решению руководителя налоговой, если ООО долго не ведет работу, представлены недостоверные сведения или допущены ошибки при регистрации.
- Через суд, если организация неоднократно нарушала законодательство.
Некоторые собственники сами добиваются принудительной ликвидации, чтобы не пришлось тратить много времени и сил, оформлять огромное количество документов для добровольного закрытия.
У ликвидации по решению ФНС есть свои преимущества и недостатки.
Если нарушены сроки предоставления отчетности, размер штрафов уменьшается в два раза
В некоторых случаях период принудительного закрытия может затянуться по сравнению с добровольным
Не приходится представлять отчетность за последние периоды
Кредиторы могут привлечь к субсидиарной ответственности. Учредителям придется выплачивать долги из своих кошельков
Все бухгалтерские документы оформляет ликвидационная комиссия
Если собственники против закрытия, придется долго доказывать свою правоту в суде: предоставлять отчеты, финансовые и налоговые документы
Требования законодательства
С юридической точки зрения, ликвидация общества с ограниченной ответственностью регламентируется несколькими законами:
- ст. 61 ГК РФ описывает основания для закрытия.
- ст. 21. 1 ФЗ от 28.08.2001 № 129-ФЗ об исключении компаний из ЕГРЮЛ по решению ИФНС.
- ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота, если в ЕГРЮЛ не предоставлены или несвоевременно предоставлены данные об ООО. Убытки могут взыскать и в процессе принудительной ликвидации.
- ст. 25 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ о праве ФНС обратиться в суд для принудительного закрытия, если в процессе регистрации допущены грубые ошибки, и устранить их не удается.
- Общие нормы АПК РФ при рассмотрении дел.
Примечание. Согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25, неоднократность нарушения компанией законодательных норм не может быть главным основанием для принятия судом решения о ликвидации. Такая меры допускается, если она соразмерна допущенным нарушениям или их последствиям.
Основания для ликвидации
Основания перечислены в ст. 61 ГК РФ. В досудебном порядке компания ликвидируется по решению ИФНС, если более года не предоставлялась отчетность, а движение на счетах отсутствует. Инспекция может закрыть компанию и в других случаях через суд:
- Использование массовых адресов, предоставление недостоверных данных при регистрации, если проблему нельзя устранить в досудебном порядке: учредители не реагируют на уведомления, намеренно уклоняются от выполнения требований инспекции.
- Неоднократное нарушение правовых норм.
- Несоблюдение закона о конкуренции.
- Непредставление отчетности в установленные сроки.
- Деятельность без лицензии, если по закону она обязательна.
Рассмотрим все основания подробно.
Многократное нарушение законодательства
Под термином подразумевается деяние, совершенное в период применения санкций за предыдущее нарушение:
- грубое неисполнение требований к бухгалтерской отчетности;
- несоблюдение требований к применению ККМ;
- длительная неуплата налогов.
В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 приведен любопытный пример, когда компанию не закрыли даже при наличии систематических нарушений законодательства:
ИФНС подала в арбитражный суд заявление о закрытии предприятия, аргументировав это неоднократным нарушением ФЗ «О ККТ». Оценив характер допущенных ошибок, суд не признал их достаточным основанием для ликвидации. Свое решение он аргументировал тем, что ответчик – это единственный объект торговли в населенном пункте, и его закрытие повлекло бы несоразмерные последствия для проживающих там граждан.
Отсутствие лицензии
Если нет лицензии – это еще не основание для исключения ООО из ЕГРЮЛ. Для начала ФНС может применить нормы ст. 14.1 КоАП РФ, согласно которой компанию, работающую без разрешительных документов или допуска СРО, могут оштрафовать на 40 000 – 50 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции или без таковой.
В Информационном Письме Президиума ВАС РФ сказано, что предприятие могут закрыть после аннулирования лицензии.
Пример 1.
Компания работала в фармацевтической отрасли, лицензирование по закону обязательно. По решению департамента здравоохранения области лицензия ООО была аннулирована. Несмотря на это, в аптеке продолжали продавать лекарства.
Руководствуясь ст. 15 Закона об охране здоровья граждан, суд признал торговлю препаратами без лицензии веским основанием для ликвидации компании.
Кстати. Если ООО занимается несколькими видами деятельности, лишение лицензии на один вид не может стать основанием для ликвидации при условии, что после аннулирования разрешительного документа деятельность, для которого он был оформлен, не ведется.
Нарушение закона о конкуренции
ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ устанавливается несколько запретов, за нарушения которых компанию могут ликвидировать:
- на злоупотребление доминирующим положением;
- на сговор между организациями, ограничивающих конкуренцию;
- на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, введения в заблуждение, некорректного сравнения, использования результатов интеллектуальной деятельности; незаконного получения сведений, представляющих коммерческую или охраняемую законом тайну.
Примечание. Согласно ст. 34 ФЗ № 135, юридическое лицо могут ликвидировать или реорганизовать через суд по инициативе ФАС, если оно было создано без предварительного согласия ведомства в случаях, когда это требуется, при этом создание ООО привело к ограничению конкуренции или усилению доминирующего положения.
Нет отчетности и движения финансов на счетах
Если на протяжении последних 12 месяцев в ИФНС не предоставлялись отчеты, а по результатам запроса в банк выявлено, что движения средств за последний год нет, предприятие закроют в досудебном порядке.
У компании нет денег на оплату ликвидации
Если у ООО нет доступных финансов, есть два варианта:
- Дождаться, когда ФНС самостоятельно закроет фирму. Придется не предоставлять отчеты минимум 1 год и не проводить операции по расчетным счетам.
- Подать заявление о признании юридического лица банкротом. Актуально, если сумма долгов перед кредиторами превышает 300 000 руб., а их требования не получается исполнять более трех месяцев с момента, когда они должны быть исполнены (ст. 3 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ).
Важно учитывать, что затраты в ходе банкротства возлагаются на должника (ст. 20.7 ФЗ № 127-ФЗ).
Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ
Если ФНС при проверке обнаруживает вымышленные сведения в ЕГРЮЛ об участниках, адресе, руководителе, компании сообщают об этом и просят предоставить верные данные. На исправление отводится 30 дней. Если представители ООО утверждает, что информация достоверна, но не может это подтвердить, либо реакция вообще отсутствует, сведения о недостоверности вносятся в ЕГРЮЛ.
У компании с момента внесения информации о недостоверности есть еще полгода, чтобы решить проблему. Если никакие действия не предпринимаются, по истечении 6 месяцев она исключается из реестра по решению ФНС.
Как ФНС ищет «жертв»
Чтобы выявить недействующие компании, чиновники делают следующее:
- Формируют реестр организаций, не представляющих отчетность последние 12 месяцев.
- Направляют запросы в банки, где у ООО открыты расчетные счета.
- Если движения денежных средств нет, принимается решение о ликвидации.
- В течение трех дней после принятия решения публикуются сведения о предстоящем закрытии фирмы в «Вестнике государственной регистрации».
- Если в течение трех месяцев учредители не исправляют проблему и не подают возражение, в ЕГРЮЛ вносится пометка.
- Через полгода при отсутствии жалоб предприятие ликвидируется.
Если учредители подают «протест» в ИФНС, процедура исключения из реестра прекращается.
Когда процедура невозможна
Ликвидировать ООО в принудительном порядке нельзя в нескольких ситуациях:
- Компания участвует в процедуре банкротства, будучи должником.
- У фирмы есть долги по налогам и страховым взносам, а срок давности для взыскания не истек.
Если же ИФНС выступает кредитором, компанию можно закрыть через банкротство.
Взыскивают ли долги компании с учредителей
Многие люди ошибочно считают, что с учредителей ликвидированной компании нельзя взыскать долги. Об этом говорится в ст. 56 ГК РФ, согласно которой основатели отвечают по обязательствам в пределах своих долей в капитале.
Сейчас на основании ст. 61.11 ФЗ № 127-ФЗ дольщики могут привлекаться к субсидиарной ответственности, если кредиторы докажут, что исключение компании из ЕГРЮЛ произошло по их вине или инициативе контролирующего лица в процессе банкротства.
Срок исковой давности для предъявления требований о привлечении к субсидиарной ответственности составляет три года с момента ликвидации.
Примечание. Инициировать взыскание долгов на основании субсидиарной ответственности могут как контрагенты, так и бывшие сотрудники фирмы, если обнаружат, что она должна денег. Течение срока давности в этом случае начинается с момента, когда стало известно о задолженности.
Продемонстрируем ситуацию наглядно.
Обжалование решения ФНС
На основании п. 8 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ учредители могут оспорить исключение ООО из ЕГРЮЛ в течение 1 года с момента, когда им стало известно о нарушении своих прав. Если же исключение только предстоит, подается возражение по форме № Р38001 в трехмесячный срок с момента начала процедуры.
Основания и способы оспаривания
Основанием для обжалования исключения из реестра может стать отсутствие причин для прекращения деятельности, несоблюдение порядка процедуры налоговой службой, а также принудительные действия, выполненные несмотря на предъявленные возражения в трехмесячный срок.
Если компанию исключили из ЕГРЮЛ, это решение можно обжаловать двумя способами:
- Через вышестоящий регистрирующий орган.
- В арбитражном суде по месту нахождения ИФНС. Досудебный порядок необязателен.
При рассмотрении жалобы регистратором госпошлина не уплачивается. Для суда придется заплатить пошлину в размере 3 000 руб. Если по результатам заявление будет удовлетворено, фирму снова включат в ЕГРЮЛ.
Как показывает практика, шансы добиться успеха через арбитражный суд значительно выше, т.к. он выступает незаинтересованным лицом. Но это может занять гораздо больше времени, чем решение проблемы в досудебном порядке. В некоторых случаях на судебное обжалование может уходить до двух месяцев.
Порядок ликвидации ООО по инициативе налоговой
Наш адвокат Екатеринбурга в сфере бизнеса поможет разобраться в процедуре Ликвидации ООО по инициативе налоговой: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!
Содержание статьи:
Кто может инициировать процедуру принудительной ликвидации?
Принудительная ликвидация юрлица осуществляется в судебном порядке, путем подачи иска в суд.
Запустить процедуру принудительной ликвидации юрлица может:
Государственный орган или орган местного самоуправления, в случаях, перечисленных в статье 61 Гражданского кодекса РФ.
Одним из органов, обращающихся в суды с исками о ликвидации того или иного юрлица, является налоговая, которая может провести проверку, установить, например, недостоверность каких-либо сведений в ЕГРЮЛ, потребовать от юрлица предоставить достоверные сведения, и если юрлицо в свою очередь никак не отреагирует на требование налоговой, то налоговая подготовит и подаст иск в суд о ликвидации организации.
Учредитель (участник), например, в связи с тем, что организация не может продолжить свою деятельность.
Группа участников, если существует какой-то корпоративный конфликт, который не позволяет юрлицу осуществлять свою деятельность.
Помимо принудительной организации по инициативе вышеуказанных лиц, существует также возможность ликвидации юрлица через процедуру банкротства, в этом случае инициатором может выступать кредитор. Юрлицо в процедуре банкротства будет ликвидировано только, если суд признает его банкротом.
Прекращение недействующего юридического лица
При наличии оснований для исключения недействующего юрлица из ЕГРЮЛ налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ.
Решение о том, что налоговый орган намерен исключить из ЕГРЮЛ недействующее ООО, публикуется в Вестнике госрегистрации в течение 3-х дней с момента принятия. Также с указанным решением должна быть опубликована информация о порядке и сроках направления заявлений недействующим юрлицом, кредиторами или иными лицами, права и законные интересы которых затрагиваются соответствующим решением, а если быть более точным, то исключением недействующего юрлица из ЕГРЮЛ. Указывается адрес для направления заявлений.
После того, как налоговый орган опубликует свое решение, у заинтересованных лиц есть 3 месяца для направления мотивированных заявлений в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела, по установленной форме. В этом случае решение об исключении не будет принято.
Если же никакие заявления с возражениями не поступят, тогда юрлицо будет исключено из ЕГРЮЛ.
Возражение на ликвидацию ООО по решению налогового органа
Как мы уже знаем из предыдущего раздела, на решение налоговой о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ конкретного юрлица заинтересованные лица вправе представить в установленный срок заявления с возражениями о предстоящем исключении лица из ЕГРЮЛ. Возражения подаются по форме Р38001 и должны быть мотивированными.
В случае пропуска срока на подачу возражений и исключении ООО из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо вправе обжаловать решение налогового органа об исключении юрлица из ЕГРЮЛ в течение года, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, если затронуты их права и законные интересы.
Принудительная ликвидация в судебном порядке
Юрлицо может быть ликвидировано в принудительном порядке через суд, например, по заявлению налогового органа, если будет установлено, что связаться с юрлицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, невозможно.
Прежде чем обратиться в суд в приведенном случае, налоговая должна направить уведомление по адресу юрлица, чтобы им были представлены достоверные сведения об адресе.
Если в разумный срок сведения не поступят в налоговую, то соответствующий орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации юрлица.
Судом будут приняты меры по извещению доверенных лиц юрлица и учредителей (участников) о поступлении соответствующего заявления налоговой, также указанным лицам может быть предложено устранить нарушение до определенного срока. Если никакой реакции со стороны уполномоченных лиц и учредителей (участников) не последует, то суд примет решение о ликвидации юрлица, в связи с грубым нарушением требований закона.
ПОДРОБНЕЕ про ликвидацию через суд читайте по ссылке на сайте