Изъятие земельных участков особо охраняемых природных территорий

Суд указал, что, допуская в отдельных случаях возможность нахождения в границах особо охраняемых природных территорий земельных участков иных пользователей и собственников, нормативно-правовые акты не предусматривают изъятие земель национальных парков

В комментарии «АГ» одна из экспертов заметила, что в решении ВС не указывается на то, как разрешить правовую коллизию и помочь местному сообществу, а потому судебный акт представляется спорным. Вторая обратила внимание на то, что право собственности на земельный участок в границах национального парка сохраняется у лица, если оно возникло до создания национального парка.

13 января 2020 г. Верховный Суд вынес Решение по делу № АКПИ19-837, в котором напомнил, что право собственности на земельный участок в границах национального парка не может появиться, но сохраняется у собственника, если оно возникло до создания национального парка.

В 2019 г. Администрация муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о признании права муниципальной собственности на земельные участки, занятые зданиями муниципальных образовательных организаций (дело № А10-1149/2019). Сами земельные участки при этом были расположены на территории государственного природного национального парка «Тункинский», созданного в мае 1991 г.

в границах Тункинского административного района Бурятской ССР.

Как пояснил в суде представитель администрации, на спорных земельных участках находятся здания общеобразовательных учреждений, которые являются собственностью муниципального образования. По его мнению, на основании ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса и исходя из принципа единства судьбы земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости собственником земельных участков должно являться муниципальное образование «Тункинский район».

Спорные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, а не к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов, поэтому к ним не применяются ограничения, установленные законом для земель особо охраняемых природных территорий и объектов в части их отнесения исключительно к федеральной собственности и запрета на отчуждение из таковой.

7 июня 2019 г. в удовлетворении иска было отказано. Суд сослался на п.

28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 769. Согласно данному пункту земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством РФ.

Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается. Суд указал, что все земли в границах Тункинского района являются разграниченными в пользу Российской Федерации, а потому в отношении земельных участков, занятых муниципальными объектами недвижимости, не может быть признано право муниципальной собственности. 6 августа 2019 г.

апелляция оставила решение первой инстанции в силе.

Параллельно с обращением в кассацию (в ноябре 2019 г. суд Восточно-Сибирского округа оставил решения нижестоящих инстанций в силе – прим, ред.), администрация муниципального образования обратилась в Верховный Суд с административным исковым заявлением о признании п. 28 Положения о национальных природных парках РФ недействующим.

Административный истец настаивал, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат п. 6 ст. 95 Земельного кодекса, абз.

2 п. 2 ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях, поскольку в соответствии с действующими нормами федерального законодательства в границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников, и нарушают ее право на законное владение, пользование и распоряжение земельными участками, занятыми муниципальными объектами, исходя из основного принципа земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и находящейся на них недвижимости (ст.

1 Земельного кодекса).

Изучив материалы дела, Верховный Суд указал, что земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, согласно п. 2 ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях, находятся в федеральной собственности.

Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Вместе с тем, отметил ВС, из содержания п. 2 данной статьи следует, что федеральный законодатель допускает наличие земельных участков иных пользователей и собственников в границах национальных парков.

Суд отметил, что, регулируя отношения по использованию и охране земель в РФ, Земельный кодекс в п. 6 ст. 95 предусматривает, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством РФ.

Также смотрите  Оквэд торговля запчастями для спецтехники

Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Верховный Суд указал, что особенности организации, охраны и использования национальных парков установлены разделом III Закона об особо охраняемых природных территориях, который определяет национальные парки как особо охраняемые природные территории федерального значения, в границах которых выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной данным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях (ст. 12).

Высшая инстанция заметила, что, допуская в отдельных случаях возможность нахождения в границах особо охраняемых природных территорий земельных участков иных пользователей и собственников, ни Закон об особо охраняемых природных территориях, ни Земельный кодекс не предусматривают изъятие земель национальных парков.

Пленум ВС отправил на доработку соответствующий проект постановления, но эксперты прокомментировали для «АГ» его основные положения

Суд указал, что согласно разъяснению, данному в п. 35 Постановления Пленума ВС от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.

«Оспариваемые положения нормативного правового акта относят земли национальных природных парков к федеральной собственности, запрещая их изъятие, являются ясными и определенными», – подчеркнул Суд.

Таким образом, ВС отказал в удовлетворении административного искового заявления Администрации муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия о признании недействующим п. 28 Положения о национальных природных парках РФ. Уже после вынесения решения по административному иску судья Верховного Суда отказал в передаче кассационной жалобы администрации по арбитражному делу на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.

В комментарии «АГ» адвокат Октябрьского специализированного филиала Башкирской республиканской коллегии адвокатов Надежда Крылова отметила, что существуют национальные парки, образованные в границах сельских административных районов субъекта Федерации, где в населенных пунктах проживает местное население и построены объекты социальной инфраструктуры. Примером такого парка является государственный природный национальный парк «Тункинский» в республике Бурятия.

«Население, проживающее на территории парка, как и местные власти, озабочены вопросами владения, пользования и распоряжения земельными участками, занятыми муниципальными объектами недвижимости. Их вполне устраивают положения Закона об особо охраняемых природных территориях, где в ст. 12 указано о допустимости наличия в границах национальных парков земельных участков иных пользователей и собственников.

Это позволяло до недавнего времени надеяться на надлежащее оформление прав собственности на земельные участки, занятые зданиями муниципальных школ и детских садов», – указала Надежда Крылова. Вместе с тем адвокат заметила, что названным положениям закона не в полной мере соответствуют нормы п. 28 Положения о национальных природных парках РФ.

По мнению Надежды Крыловой, в решении ВС не указывается на то, как разрешить правовую коллизию и помочь местному сообществу, а потому судебный акт представляется спорным.

Адвокат предположила, что разрешение проблемы имущественных отношений с учетом соблюдения баланса интересов всех сторон возможно путем нормативно-правового регулирования вопроса признания права собственности на земельные участки, занятые муниципальными зданиями на территории национальных природных парков, за органами местной власти, а также – урегулирования вопросов изъятия земель в подобных случаях.

Надежда Крылова считает, что нахождение земельных участков в муниципальной собственности важно и объясняется конституционными положениями о самостоятельном решении населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, установления местных налогов и сборов.

Старший юрист практики «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической фирмы VEGAS LEX Марина Преображенская заметила, что законом национальный парк отнесен к особо охраняемых природным территориям.

«Исторически так сложилось, что земельные участки, принадлежавшие на момент создания различных особо охраняемых природных территорий другим собственникам, не были изъяты, в связи с чем зачастую в пределах одной такой территории присутствуют различные формы собственности. То есть право собственности на земельный участок в границах национального парка сохраняется у лица, если оно возникло до создания национального парка», – пояснила юрист.

Также смотрите  Малые народы россии список

Марина Преображенская указала, что национальный парк «Тункинский» был создан в 1991 г. При этом администрация как собственник объектов недвижимости ссылалась на неприменимые положения Вводного закона к Земельному кодексу РФ 2001 г. в части положений о разграничении собственности на землю.

Она отметила, что до вступления в силу названного закона действовало Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1, определяющее порядок разграничения государственной собственности. Согласно документу земли национальных парков относятся исключительно к федеральной собственности.

Аналогичное положение, подчеркнула Марина Преображенская, в дальнейшем было продублировано в Законе об особо охраняемых природных территориях.

«Таким образом, земельные участки, на которые претендует администрация, разграничены в силу закона и являются исключительно федеральной собственностью независимо от наличия соответствующей записи в ЕГРН», – резюмировала она.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Предназначение наших земель может быть совершенно разным – одни угодья активно используются для сельскохозяйственных работ, другие применимы в оборонной промышленности, а третьи предназначаются для организации на них поселений.

Но отдельный интерес представляют собой земли особо охраняемых территорий и объектов. Как их можно использовать?

Территории особого назначения: что гласит закон

Земельный кодекс России, а именно ст. 94 дает полное определение особо охраняемых земельных территорий (ООТ). В полный список входят районы, имеющие особо важное предназначение.

В том числе:

  • научное;
  • эстетическое;
  • рекреационное;
  • оздоровительное;
  • природоохранное;
  • историко-культурное.

Все данные области выведены (полностью или частично) из хоз. оборота РФ и охраняются законом. Используются они согласно установленному правовому режиму, который регламентирует ФЗ РФ за № 33. Такие зоны могут быть определены и на основании официальных постановлений местного/регионального уполномоченного ведомства.

Состав ООПТ

Все потенциальные и существующим собственники своих участков обязаны знать, какие земли входят в состав земель особо охраняемых природных территорий.

К районам, обладающим статусом «особо охраняемые», относятся шесть основных типов. А именно:

К особо охраняемым землям также могут относиться и биостанции, береговые зоны, малые заповедники, произведения садового и паркового искусства и иные природные уникальные ландшафты.

Предназначения земель со статусом ООПТ

Главное назначение территорий со статусом ООПТ – это изучение объекта и его охрана. Любая другая деятельность и использование, особенно та, которая прямо либо косвенно наносит урон, не допустима.

Но есть исключения на разрешенное использование – на охраняемых землях властями допускается обустройство лечебно-оздоровительных учреждений или туристических комплексов.

Специальное землепользование

Следует знать, что на данных участках запрещаются любые действия и работы, противоречащему действующему российскому законодательству и не связанные с изучением объектов.

На землях особо охраняемых природных территорий запрещается самостоятельное изменение установленного целевого использования – вся будущая деятельность должна соответствовать установленному правовому режиму.

Чтобы получить разрешение на специальное землепользование в отношении охраняемых территорий, проводятся следующие процедуры:

  1. Межевание (геодезический метод определения границ земельных участков).
  2. Регистрация территорий в государственном кадастровом учете.
  3. Присвоение участку индивидуального номера.

Лишь после прохождения всех процедур, выделенные территории могут использоваться для специального пользования. В редких исключениях властью может быть разрешено и обустройство на таких землях частных участков, при условии, что деятельность собственника не наносит экологический вред.

Выделенный надел для личного пользования из зоны ООПТ запрещается переводить в другую категорию и использовать не по установленному назначению.

Земельный участок также может быть изъят из частных владений в случае признания его природным государственным заказником или же при нахождении на нем объекта, который имеет статус природного памятника. Но официальное изъятие относится к добровольной процедуре и не может быть применено в насильственной мере.

Запрещенная деятельность

В отношении территорий со статусом ООПТ есть ряд строгих ограничений. Собственникам территорий следует знать, что можно строить на вверенных участках, а что запрещается.

К запретам относят такие мероприятия:

Ко всем землям категории ООПТ, обладающими ценными для государства и общества качествами, применяется особый правовой режим охраны. Это обеспечивает сохранность земельных территорий от негативного влияния окружающей среды и вредного воздействия граждан.

Деление охраняемых земель на зоны

Российское законодательство, преследуя цель уберечь особо охраняемые земли от вредного воздействия человеческой и природной деятельности, подразделяет подобные участки на три категории.

Это следующие функциональные зоны:

Для препятствия негативных воздействий на заповедные зоны, все границы подобных наделов имеют специальную разметку. Она устанавливается с использованием определенных знаков.

Особенности резервирования ООПТ

Для создания новых охранных зон и расширения (при необходимости) уже ограниченных земель ООПТ, территориальные ведомства, наделенные особыми полномочиями, могут выносить решения об их резервации.

То есть, устанавливать дополнительные ограничения на их использование вплоть до присвоения данным территориям статуса особой охраны. Весь порядок такой процедуры происходит в соответствии с установленным государством регламентом.

Также смотрите  Налоговый период по налогу на имущество организаций

Земли национальных парков и заповедников

Данные территории не могут быть приватизированными. Управление ими осуществляют специальные ведомства, наделенные особыми гос. полномочиями. Но в исключительных случаях есть возможность нахождения на таких областях частных наделов.

Их владельцам разрешается эксплуатировать эти участки при условии отсутствия каких-либо негативных воздействий на территории парков/заповедников. Запрещены и любые работы, нарушаемые установленный властями особый режим.

Лечебно-оздоровительные территории

Согласно действующему закону ЗК РФ за № 96 основные предназначение таких территорий – это проведение лечебно-оздоровительных комплексов (отдых, лечение, восстановление и профилактика заболеваний у россиян).

Для этого активно используются находящиеся на таких местах ресурсы и водно-природные источники. В данных районах разрешается возводить санатории, курорты, здравницы и лечебницы.

Для исключения случайного вреда таким районам и создания/поддержания благоприятных санаторных условий все подобные территории подразделяются на санитарные округа, в которых устанавливается особый режим сан. охраны.

Земельные районы, примыкающие к первой и основной санитарной зоне, могут изыматься (выкупаться) у частных владельцев по регламенту ст. 55 ЗК РФ.

Районы природоохранного предназначения

Согласно новым правкам закона 97 ЗК РФ к таким землям относятся участки с защитным лесонасаждением (помимо искусственно созданных лесополос на территории лесного фонда).

Хозяйственная деятельность в этих районах разрешается в ограниченном виде, со строгим соблюдением правового и охранного режима.

Выкуп или официальное изъятие у собственников таких земель не производится. А в регионах проживания коренных малых народов РФ разрешается и внутреннее образование участков, природопользование которых регламентируется на уровне местных властей в соответствии с законом 164 РФ.

Рекреационные участки

По регламенту статьи 98 ЗК России к таким территориям относятся участки, предназначенные для туризма, отдыха и возведения спортивно-оздоровительных объектов.

Например:

  • кемпинги;
  • пансионаты;
  • спортивные базы/лагеря;
  • учебно-физкультурные организации;
  • турбазы, станции, парки и палаточные городки;
  • проложенные туристические тропы (маршруты).

На тропы и маршруты для туризма может накладываться сервитут (право использования данной территории, не дающее владельцам все права собственности). При этом запрещается любая деятельность иного рода, но изъятие таких участков не происходит.

Участки культурно-исторического предназначения

Согласно действующему закону (а именно статьи 99 ЗК РФ) в перечень таких объектов входят культурные и исторические земли, признанные наследием нашей страны.

Это следующие земельные районы:

  • исторические памятники;
  • археологические достопримечательности;
  • места гражданских и военных захоронений;
  • районы, связанные промышленным, ремесленным и промысловым бытом.

Главной особенностью таких районов становится их пограничное расположение с заселенными землями (городами, селами, деревнями). Использовать подобные земельные участки в своих целях или изменять их статус запрещается.

Земли со статусом «особо ценные»

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регламентируется действующим законом РФ за № 100. К таким участкам относятся места, представляющие особую ценность.

Например:

  • природные ландшафты;
  • месторождения ценных ископаемых;
  • районы обитания редких растений и животных;
  • районы, где проводится исследовательская и научная деятельность.

Данные земли подразумевают наличие частных владельцев и арендаторов на их территории. На собственников подобных участков возложена важная миссия по сбережению и охране вверенных им участков.

Как происходит изъятие особо ценных земель

По регламенту действующего российского законодательства 2022 года у частных собственников разрешается изъятие особо ценных территорий. Право на это государство получает только после официального объявления конкретной земли заповедным участком.

Если на рассматриваемом районе имеются памятники природы или объекты, такие участки могут изыматься у владельцев в пользу государства. При необходимости подключается и судебная практика.

При официальном изъятии земель, признанных заповедными участками, собственники в обязательном порядке получают компенсацию и возмещение всех понесенных убытков.

Стоит знать, что государственное изъятие территорий происходит в случае установления официального режима и статуса земель, предусматривающего данную практику. Это мера направлена на дальнейшую защиту охранных заповедных комплексов от негативного, разрушающего воздействий человека или имеющихся сооружений.

Отчуждение не производится в случае, когда рассматриваемую территорию возможно использовать независимо от ее местонахождения.

Но в таком случае происходит установление особого правового режима. Он ограничивает владельцам участков их деятельность и разрешает использовать данные земли в соответствии со списком, сформированным уполномоченными органами либо Правительством России.

Adblock
detector