- Что делать если доставили в отдел полиции
- Что такое доставление
- Кто вправе исполнять доставление
- Другие законные цели доставления
- Процедура доставления физлица
- Действия участкового уполномоченного полиции при осуществлении доставления граждан
- За что полиция имеет право задерживать?
- Задержание подозреваемого в совершении преступления
- Задержание по делу об административном правонарушении
- Иные задержания
в каких случаях сотрудники мвд могут забрать вас в отдел без повестки.
Если у Вас возникла сложная жизненная ситуация и Вам срочно требуется юридическая помощь, просто позвоните мне.
Эти основания указаны в законе «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ.
Ст.13 «Права полиции» предусматривает, что сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе, либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Действующим уголовно-процессуальным законодательством и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены основания к задержанию (ст.91-92 УПК РФ, ст.27.3 КоАП РФ) и доставлению граждан в органы внутренних дел. Перечень оснований, перечисленных в законе, исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии со ст.27.1 КоАП РФ доставление и административное задержание являются одними из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Это значит, что их применение возможно лишь с определенной целью – обеспечение производства по делу об административном правонарушении таким образом, чтобы это производство осуществилось в возможно короткий срок, было полным, объективным и в соответствии с законом. Эти меры применяются только в связи с административным правонарушением, и только специально уполномоченными на это лицами.
В ст.27.2 КоАП РФ, посвященной доставлению, дается определение понятию «доставление», чем является принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Отсюда следует, что целью доставления является составление протокола, и только в том случае, когда такой протокол не может быть составлен на месте.
Поэтому следует знать, что в случае совершения гражданином административного правонарушения и отсутствия у него документов, удостоверяющих его личность, сотрудники полиции вправе доставить его в отделение полиции, чтобы, установив личность, стало возможно составить протокол.
Для несовершеннолетних доставленных предусматривается обязательное сообщение о факте задержания законным представителям, среди которых закон называет родителей, усыновителей, попечителей.
В случае совершения гражданином преступления, он может быть задержан в порядке требований ст.91 УПК РФ при наличии одного из оснований:
1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Кроме того, по подозрению в совершении преступления лицо может быть задержано и в том случае, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность.
О задержании подозреваемого дознаватель или следователь не позднее 12 часов с момента задержания уведомляет кого-либо из близких родственников.
Проверка документов сотрудниками полиции для любого гражданина сопряжена с малоприятными минутами ожидания и определенными переживаниями. Однако если Вас остановил сотрудник полиции и попросил предъявить документы, Вам не стоит сразу же пугаться и удивляться.
Проверка документов сотрудниками полиции – не только формальная процедура проверки паспорта, но еще и повод для обращения, определенный способ пообщаться с подозрительным человеком, проверить контингент по «ориентировке», «отработать» местность и т.д.
Поэтому держите себя спокойно и уверенно, не грубите, не оказывайте физического сопротивления, просто дайте возможность сотруднику полиции добросовестно выполнить свою работу.
Если у Вас нет с собой паспорта – не волнуйтесь: по закону Вы не обязаны носить его с собой. Вы можете предъявить сотруднику полиции любое другое удостоверение личности (водительские права, студенческий билет, пенсионное удостоверение, пропуск и т.п.), или же спокойно продиктуйте ему свои данные, где Вы живете и чем занимаетесь.
Этого бывает зачастую достаточно, чтобы сотрудник полиции составил представление о Вас как о законопослушном гражданине, убедился в Вашей трезвости и адекватности.
Согласно п.5 ст.25 закона «О полиции» сотрудники полиции, несущие службу в общественных местах, должны иметь специальный нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции. Этот знак должен помочь Вам, если человек в форме нарушает закон и не показывает Вам своего удостоверения.
Кроме вышеперечисленных, есть ещё несколько причин для проверки документов сотрудниками полиции, таких, как уклонение от административного ареста, принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом; либо нарушение комендантского часа; либо совершение попытки самоубийства или побег из психиатрического заведения.
Что делать если доставили в отдел полиции
Прежде всего, доставление гражданина в отдел при подозрении на «административку» – процедура, наиболее удобная для правоохранителей. В стенах отделения полиции сотрудникам оформлять протокол попросту более комфортно, чем в общественных местах при посторонних лицах.
Подвергнуться доставлению может любой гражданин, самый обычный. Проверка документов при повседневной уличной прогулке, неловко брошенный в урну мусор или шумное празднование в квартире – результатом этих событий нередко становится доставление, административный протокол и даже задержание.
На правах опытного юриста и адвоката я разъясню, как правильно вести себя при доставлении и после него, что нужно и что не нужно делать.
Что такое доставление
Это принудительное препровождение физлица, являющееся мерой обеспечения производства по «административке» (административному правонарушению) и призванное способствовать составлению протокола по правонарушению, соответствующему статье КоАП (ст.27.2 ч.1). Там же отмечается, что доставление применяется при обязательности составления протокола и при невозможности протоколирования правонарушения на месте его выявления.
В уголовно-процессуальном кодексе доставление упоминается вскользь и лишь как этап задержания подозреваемого, предваряющий составление протокола задержания по прибытии правоохранителей с задержанным в орган дознания (ст.92, п. 1 УПК). Доставление главным образом разъясняется в законодательстве по административным правонарушениям.
Согласно закона «О полиции» (ст.13 п.13), доставление – это препровождение гражданина принудительно в строго определенные служебные помещения (подразделения полиции, территориального или муниципального органа, другое служебное помещение).
Следует отметить право сотрудников полиции осуществить доставление принудительно, т.е. применением физического воздействия к физлицу, пытающемуся противодействовать следованию в указанное полицейскими место. Кроме того, попытки противодействия законным распоряжениям силовиков вызовут ответственность гражданина по статье 19.3 КоАП.
Кто вправе исполнять доставление
Правом принудительного препровождения гражданина, выполняемого при невозможности составления протокола непосредственно по месту административного правонарушения, обладают должностные лица МВД, ВС, Нацгвардии, ГИБДД, экологического надзора, погранслужбы, госохраны и др. (ст.27.2 КоАП).
Другие законные цели доставления
Наряду с основной задачей принудительного привода физлиц, заключающейся в протоколировании «административки» и установления личности, КоАП в статье 27.2 устанавливает дополнительные цели.
Пресечение правонарушения. Доставление обеспечивает прекращение посягательства на объекты и территории, состоящие под охраной, предотвращение нарушения госграницы и неповиновение сотрудникам полиции, военнослужащим или общественным деятелям, исполняющим гособязательства по своей компетенции.
Выяснение принадлежности перевозимого груза и транспорта. Если необходимые документы отсутствуют – груженый транспорт с водителем и сопровождающим подлежат доставлению в орган полиции.
Выяснение принадлежности орудия совершения (предмета) административного правонарушения. Применяется при выявлении лесонарушений, норм охраны животного мира, охоты и рыболовства, правонарушений в зоне континентального шельфа РФ и др.
Процедура доставления физлица
Согласно второго пункта статьи 27.2 КоАП, период осуществления процедуры доставления гражданина должен быть минимально коротким. Что касается максимального срока препровождения физического лица в принудительном порядке, то, по положениям 14 статьи закона «О полиции», можно определить его равным 48 часам. Т.е.
увязать с предельным сроком задержания гражданина (48 часов) при отсутствии соответствующего судебного решения (ст.14. п.1 закона «О полиции»).
Совет адвоката: личный досмотр перед доставлением гражданина, либо в процессе его доставления допускается законом лишь при наличии сведений, что данный гражданин при себе имеет оружие, боеприпасы или патроны к нему, взрывчатку (вещества, устройства), наркотические, психотропные средства (вещества), либо радиоактивные или ядовитые вещества (ст.13 п.1 пп.16). Т.е. досматривать доставляемого необоснованно и до прибытия в отдел полиции, до фактического задержания – правоохранители не вправе.
Важно также учитывать, что по условиям четвертого пункта 14 статьи закона «О полиции» срок задержаний исчисляется с момента применения к физлицу ограничений свободного передвижения. Соответственно время, затраченное на разбирательство ситуации с гражданином по месту и его привод в полицию, учитываются в общем сроке задержания.
Исключение: задержание по положениям административного кодекса, срок которого исчисляется с момента доставления в полицейский отдел (ст.27.5 п.4 КоАП).
Действия участкового уполномоченного полиции при осуществлении доставления граждан
Федеральный закон «О полиции» в п. 13 ч. 1 ст.
13 предоставил участковому уполномоченному полиции право на осуществление доставления граждан, то есть на осуществление их принудительного препровождения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение, при этом основаниями для доставления граждан являются:
– решение вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте);
– установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести;
– защита граждан от непосредственной угрозы их жизни и здоровью в случае, если они не способны позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом;
– другие случаи, предусмотренные действующим законодательством, с составлением протокола в порядке, установленном ч. 14-15 ст. 14 Федерального закона «О полиции».
Федеральный закон «О полиции» в п. 14-15 ч. 1 ст.
13 предоставил участковому уполномоченному полиции право на осуществление доставления граждан при совершении ими отдельных административных правонарушений (например, находящихся в общественных местах в со- стоянии опьянения), а также безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.
Кроме этого, в рамках административной деятельности участковый уполномоченный полиции может осуществить доставление физического лица в служебное помещение отдела полиции или участкового пункта полиции в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным (ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).
Особенности доставления граждан в полицию
Доставление задержанных лиц в полицию производится участковым уполномоченным полиции на специальном полицейском транспорте, а при его отсутствии – на автомобилях, принадлежащих организациям и гражданам. Не допускается использование для этих целей общественного транспорта, автомобилей специального назначения (пожарных, инкассаторских, скорой и неотложной помощи (кроме случаев, когда необходимо оказание медицинской помощи), а также транспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям).
Участковый уполномоченный полиции при доставлении физического лица в пешем порядке должен:
– предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны третьих лиц создать условия для его насильственного освобождения;
– следить, чтобы доставляемый не выбросил или не передал кому-либо вещественные доказательства и не принял от третьих лиц оружие или другие средства нападения;
– наблюдать за поведением доставляемого лица и окружающих;
– следовать сзади или рядом с доставляемым лицом с правой стороны;
– избегать многолюдных мест, проходных дворов, парков и лесных массивов;
– при приближении кого-либо сзади остановиться вместе с доставляемым лицом, пропустив проходящего вперед.
Участковый уполномоченный полиции при доставлении физического лица в транспортном средстве должен:
– при посадке доставляемого лица в автомобиль принять необходимые меры, исключающие возможность причинения ему травм;
– посадить доставляемое лицо на заднее сиденье автомобиля рядом с одним или между двумя сотрудниками полиции (при использовании специального полицейского транспорта);
– после посадки доставляемого лица в салон автомобиля все двери закрыть на замки;
– во время движения транспорта внимательно наблюдать за поведением доставляемого лица;
– не допускать таких действий с его стороны, которые могли бы повлечь порчу материальной части автомобиля или создать условия для нападения на сотрудников полиции;
– следить, чтобы доставляемый не упал и не попытался выброситься из машины во время движения;
– после вывода доставленного лица из автомобиля осмотреть салон с целью обнаружения каких-либо оставленных предметов.
При доставлении физического лица транспортом, не принадлежащим полиции, необходимо сделать пометку в путевом листе водителя о продолжительности поездки, пройденном расстоянии, указать время доставления, свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения и нагрудного знака, а также номер служебного телефона.
За что полиция имеет право задерживать?
Вас остановили сотрудники полиции, попросили показать документы, а потом предложили пройти в отделение. Вы занятой человек и у вас нет времени на подобные разбирательства. Могут возникнуть сомнения: а имеет ли полиция право вас задерживать? Не стоит ли пригрозить жалобой в самые высокие инстанции или продемонстрировать широту связей?
Все возможные основания для задержания перечислены в статье 14 Федерального закона «О полиции». Однако знать одну лишь эту норму недостаточно, так как она отсылает нас ко многим другим правовым актам. Во всём этом стоит разобраться по порядку, чтобы в будущем избежать незаконных задержаний.
Задержание подозреваемого в совершении преступления
Данная процедура предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Задержать могут по подозрению в преступлении, за которое предусмотрено в качестве наказания лишение свободы. При этом должно иметься одно из следующих оснований:
- лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление;
- на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.
Перечисленные основания могут убедительно свидетельствовать о том, что задерживаемый причастен к преступлению. Однако УПК РФ предусматривает и другие, менее однозначные поводы для задержания подозреваемого. Полиция может задержать, если есть иные основания заподозрить вас в совершении преступления и при этом:
- вы пытались скрыться, или
- не имеете постоянного места жительства, или
- ваша личность не установлена, или
- следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении вас меры пресечения в виде заключения под стражу.
Под «иными основаниями» заподозрить может иметься в виду сходство внешности задерживаемого с ориентировкой. Или, например, нахождение данного лица в помещении, где согласно оперативным данным скрывается преступник. При таких обстоятельствах отсутствие при себе документа, удостоверяющего личность, служит поводом к задержанию.
Срок задержания:
Не более 48 часов с момента фактического задержания (с момента ограничения свободы передвижения). При этом в течение 3 часов с момента доставления должен быть оформлен протокол задержания подозреваемого.
По истечении 48 часов задержанный подлежит освобождению, если только суд не изберет в отношении него меру пресечения в виде заключения под стражу или не продлит задержание на 72 часа. Продление допускается для представления дополнительных доказательств обоснованности либо необоснованности заключения под стражу.
Задержание по делу об административном правонарушении
Такое задержание преследует следующие цели:
- составить протокол об административном правонарушении в отделении полиции,
- оставить задержанного в отделении до рассмотрения дела судом (если в качестве меры наказания предусмотрен административный арест или административное выдворение).
В кодексе об административных правонарушениях говорится, что административное задержание может применяться лишь в исключительных случаях (часть 1 статьи 27.3 КоАП). У полиции должны иметься достаточные основания полагать, что задерживаемый причастен к правонарушению.
Срок задержания:
Не более 48 часов с момента доставления в отделение:
- если правонарушение предполагает наложение судом административного ареста или административного выдворения,
- если правонарушение посягает на режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации,
- если правонарушение совершено во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации,
- если правонарушение заключается в нарушении таможенных правил.
В течение срока задержания должен быть оформлен протокол об административном задержании, протокол об административном правонарушении, другие протоколы при необходимости. Но что ещё более важно – если санкция предусматривает арест или выдворение, до истечения 48 часов данное дело должно быть рассмотрено судьей.
Не более 3 часов с момента доставления в отделение – во всех остальных случаях. За это время должны быть составлены протокол о задержании, об административном правонарушении, а также протоколы других примененных мер обеспечения.
Если доставленное лицо находится в состоянии опьянения, 3 часа начинают исчисляться с момента вытрезвления.
Иные задержания
Закон о полиции предусматривает и другие причины для задержания. С ними приходится сталкиваться гораздо реже, но всё-таки их необходимо перечислить.
- Задержание лица, в отношении которого уже избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
- Человек «убежал»:
- из-под стражи,
- уклоняется от отбывания уголовного наказания, принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия согласно решению суда,
- уклоняется от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания,
- не прибыл к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок,
- уклоняется от исполнения административного ареста,
- находится в розыске,
- убежал из психиатрического лечебного учреждения.
Задержание во всех указанных случаях имеет целью передачу лица ответственному органу, учреждению.
- Задержание лица, предпринявшего попытку самоубийства или имеющего признаки психического расстройства и создающего своими действиями опасность для себя и окружающих. Такие лица отправляются по месту жительства или в лечебное учреждение.
- Задержание нарушителя правил комендантского часа.
- Задержание при незаконном проникновении либо попытке проникновения на охраняемый объект.
- Задержание лица, в отношении которого поступило требование о выдаче, до передачи его иностранному государству.