- Права налогового органа
- Условия проведения допмероприятий
- Оформление результата допмероприятий
- Возражение налоговым органам
- Решение по налоговой проверке
- Ожидаемые изменения в законодательстве
- Дополнительные мероприятия налогового контроля в 2022 году (условия, сроки проведения)
- Обжалование решения налоговой инспекции
- Что такое дополнительные мероприятия и когда они назначаются?
- Каким документом оформляются результаты?
- Может ли дополнительное мероприятие выявить новые нарушения?
- Вправе ли ИФНС доначислить налоги после проведения допмероприятий?
- Дополнительные мероприятия после налоговой проверки: когда действия проверяющих законны?
- Когда и зачем налоговики проводят допмероприятия
- Как долго могут длиться допмероприятия
- Может ли налогоплательщик предотвратить проведение допмероприятий
- В какой форме инспекторы проводят допмероприятия
- Как проверяющие оформляют результаты допмероприятий
- Может ли инспекция после допмероприятий увеличить суммы доначислений
- Будут ли назначены допмероприятия, если после получения акта подать «уточненку»
Содержание
- Права налогового органа
- Условия проведения допмероприятий
- Сроки проведения допмероприятий
- Оформление результата допмероприятий
- Возражение налоговым органам
- Решение по налоговой проверке
- Ожидаемые изменения в законодательстве
- Законодательная база
При выявлении нарушения налогового законодательства, акт налоговой проверки и другие материалы рассматриваются руководителем налоговой, которая проводила проверку. Руководитель при этом может принять решение провести дополнительные мероприятия налогового контроля.
Права налогового органа
Налоговым кодексом РФ руководитель налоговой инспекции или его зам наделен правом требования дополнительных данных, подтверждающих факт нарушения налогового законодательства. Такое требование выражается в виде решения о проведении допмероприятий налогового контроля. Такое решение содержит обстоятельства, которые вызвали необходимость проведения мероприятий, а также срок их проведения и форма (Читайте также статью ⇒ Как проходит выездная налоговая проверка ООО в 2022 году).
Важно! В решении о проведении допмероприятий налогового контроля обязательно должны быть указаны обстоятельства, которые вызвали необходимость их проведения.
Условия проведения допмероприятий
Для того, чтобы у налогового органа появилась возможность провести допмероприятия, его руководителем должно быть установлено:
- Совершил (или не совершил) проверяемый налогоплательщик нарушение законодательства;
- Выявленные при проверке нарушения образуют или нет состав правонарушения.
Все мероприятия по налоговому контролю должны быть направлены лишь на сбор допдоказательств в отношении выявленных нарушений, но не на выявление новых. То есть, если налоговики требуют доказательства, которые не имеют отношение к отраженным в акте проверки нарушениям, это нарушение интересов организации – налогоплательщика.
Оформление результата допмероприятий
Определенного порядка, следуя которому налоговики должны направлять материалы по допмероприятиям не установлено. В налоговом кодексе также не предусмотрен и порядок по оформлению результата таких мероприятий, то есть составление какого-либо акта, либо справки.
Однако, статьей 101 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на ознакомление с материалами как самой проверки, так и дополнительных мероприятий по ней. Другими словами, налоговая должна обеспечить реализацию такого права и сделать это в течение двух дней с момента обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением. Процесс ознакомления происходит путем визуального изучения выписок, копий и прочих материалов на территории налоговых органов.
После ознакомления с материалами проверки составляется протокол по форме, указанной в приложении к Письму №СА-4-9/14460@.
Возражение налоговым органам
После проведения допмероприятий в течение десяти дней у налогоплательщика есть право направить в налоговую возражения по их результатам. Такое возражение направляется в письменном виде и содержит комментарии по всем результатам или по некоторым из них. К возражению прикладывают копии документов, которые обосновать доводы налогоплательщика.
Такие возражения рассматриваются налоговиками до принятия основного решения по выездной проверке. Если в возражении содержаться объективные причины, то налоговики могут отложить рассмотрение материалов проверки (Читайте также статью ⇒ Обжалование решения налогового органа в суде в 2022 году).
Решение по налоговой проверке
Налоговые органы рассматривают акт налоговой проверки, другие материалы, по которым в ходе проверки были выявлены нарушения и возражения плательщика в письменном виде. После этого налоговиками выносится решение, либо:
- Привлечь за совершение налогового правонарушения к ответственности;
- Отказать в привлечении за совершение налогового правонарушения к ответственности.
Решение налоговики выносят в течение 10 дней с момента истечения срока по подаче возражений от проверяемого лица. Срок рассмотрения материалов проверки может быть продлен как до проведения домероприятий, так и после них. Сроки по принятию решения налоговиками зависят от факта их продления и составляют:
- 10 дней – обычный срок;
- 1 месяц – если налоговые органы приняли решение о продлении срока на рассмотрение материалов проверки и допмероприятий, по итогам которых выносится основное решение;
- 1 месяц (2 месяца – для консолидированной группы) – если налоговыми органами принято решение о проведении допмероприятий.
Ожидаемые изменения в законодательстве
Основаниями для отмены решения налоговиком могут быть только нарушения условий по рассмотрению материалов налоговой проверки, к которым относят:
- непредставление возможности налогоплательщику принимать участие в рассмотрении материалов дела, как лично, так и через его представителя;
- непредставление налогоплательщику возможности давать объяснения.
В настоящее время Госдумой рассматривается законопроект № 249505-7, по которому налоговики должны будут составлять акт по итогам допмероприятий. Налогоплательщик в этом случае получит возможность свободно ознакомиться с актом и представить свои письменные возражения. Полагается также, что такой законопроект позволит более объективно выносить решение налоговыми органами о результатах проверки.
Такой акт должен будет содержать дату начала и дату окончания допмероприятий и показывать сущность правонарушения. Вручаться такой акт должен налогоплательщику в течение 5 дней с даты окончания допмероприятий. Все документы, которые были представлены самим налогоплательщиком, налоговики к акту прикладывать не будут.
Акт должен передаваться налогоплательщику под расписку, либо другим способом, но при условии, что плательщик подтвердит его получение.
При уклонении налогоплательщика от получения такого акта, налоговики могут направить его заказным письмом по почте в адрес физлица.
Кроме вышеизложенного, данный законопроект должен сократить сроки проведения камеральных проверок. Напомним, что на сегодняшний день срок «камералки» составляет 3 месяца. Сократить же его предлагается до одного месяца.
Таким образом, попав под выездную проверку налоговых органов, организации – налогоплательщику, важно контролировать сроки этой процедуры. При назначении дополнительных мероприятий, проверяемый должен предоставить требуемые документы и не сопротивляться другим мероприятиям. В силу того, что налоговая на сегодняшний день не обязана представлять проверяемому акт о проведении допмероприятий, налогоплательщик должен самостоятельно изъявить желание ознакомиться с результатами допмероприятий.
Если какие то моменты результата мероприятий проверяемого не устроят, он может написать в налоговую возражение. Главное, чтобы к этому возражению были приложены соответствующие доказательства.
Дополнительные мероприятия налогового контроля в 2022 году (условия, сроки проведения)
Содержание
- Права налогового органа
- Условия проведения допмероприятий
- Сроки проведения допмероприятий
- Оформление результата допмероприятий
- Возражение налоговым органам
- Решение по налоговой проверке
- Ожидаемые изменения в законодательстве
- Законодательная база
При выявлении нарушения налогового законодательства, акт налоговой проверки и другие материалы рассматриваются руководителем налоговой, которая проводила проверку. Руководитель при этом может принять решение провести дополнительные мероприятия налогового контроля.
Обжалование решения налоговой инспекции
В силу п. 1 ст. 138 НК РФ налогоплательщик может обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе.
Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с п. 2 ст. 139.1 НК РФ, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ:
— в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия решения по апелляционной жалобе (п. 1);
— в случае отмены решения нижестоящего налогового органа и принятия вышестоящим налоговым органом нового решения такое решение вступает в силу со дня его принятия (п. 2);
— в случае оставления апелляционной жалобы без рассмотрения решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы (п. 3).
Что такое дополнительные мероприятия и когда они назначаются?
О мероприятиях дополнительного налогового контроля сказано в пункте 6 статьи 101 НК РФ. Это истребование документов, допрос свидетелей и проведение экспертизы. Назначаются такие мероприятия по решению руководителя налогового органа или его заместителя.
Основанием для принятия решения служит необходимость получения дополнительных доказательств, которые подтвердили бы или опровергли тот факт, что налогоплательщик совершил нарушение.
Срок проведения таких мероприятий — месяц при обычной проверке, и 2 месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков.
Назначаются упомянутые мероприятия до того, как окончится налоговая проверка и будет составлен и вручен налогоплательщику акт. А также до того, как ее материалы будут рассмотрены руководством ИФНС.
Каким документом оформляются результаты?
Результаты дополнительных мероприятий должны оформляться специальным документом — дополнением к акту налоговой проверки. Об этом сказано в пункте 6.1 статьи 101 НК РФ. Это правило, как и некоторые другие, вступило в силу 3 августа и распространяется на проверки, которые завершились после 3 сентября 2018 года.
Формируется документ в течение 15 рабочих дней после окончания дополнительного мероприятия. В нем нужно отразить такие параметры:
Контур.Фокус — быстрая проверка контрагента!
- дату начала и окончания мероприятия;
- его описание;
- доказательства, которые были получены в его ходе.
Может ли дополнительное мероприятие выявить новые нарушения?
Нет, не может. Смысл дополнительных мероприятий в том, чтобы найти факты, подтверждающие уже выявленные правонарушения. В пункте 6.1.
статьи 101 НК РФ сказано, что в дополнении к акту проверки следует указывать дополнительные доказательства. Подразумеваются доказательства в отношении тех правонарушений, которые указаны в самом акте налоговой проверки.
Такой же вывод сделан в постановлении Конституционного суда от 14 июля 2005 года № 9-П и постановлении Пленума ВАС от 30 июля 2013 года № 57. В них указано, что дополнительные мероприятия направлены на сбор доказательств по тем нарушениям, которые уже обнаружены.
Даже если в ходе допмероприятия будут выявлены какие-то иные нарушения, включать их в дополнение к акту проверяющие не должны.
Вправе ли ИФНС доначислить налоги после проведения допмероприятий?
Контур.Норматив — справочно-правовая система!
Есть постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57, в котором сказано: после того как вынесено решение по результатам проверки, ФНС не может его изменить таким образом, чтобы она ухудшило положение проверяемой компании или ИП. Иначе говоря, доначислить налоги нельзя.
Однако это общий случай, и в судебной практике из него есть исключения. Примером может служить постановление АС Уральского округа от 23 апреля 2015 года № Ф09-1929/15. Подавая возражение на акт, налогоплательщик представил документы, которые были недоступны инспекторам при проведении выездной проверки.
Изучение этих документов привело к увеличению доначислений.
Налогоплательщик обратился в суд, однако он поддержал налоговый орган. Судьи указали, что представленные документы имели отношение к нарушениям, которые выявлены в ходе проверки. И сделанные на их основе доначисления правомерны, поскольку иначе бы налогоплательщик избежал уплаты налога с сокрытого им объекта налогообложения.
Верховный Суд своим определением от 20 августа 2015 года № 309-КГ15-9617 оставил указанное постановление в силе.
Дополнительные мероприятия после налоговой проверки: когда действия проверяющих законны?
Налоговый орган вправе провести допмероприятия, если информации и документов по итогам камеральной или выездной проверки недостаточно, чтобы принять решение. Можно ли предотвратить их проведение? Какие действия проверяющих суды признают законными? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в обзоре.
Когда и зачем налоговики проводят допмероприятия
Решение об их проведении принимает руководитель (заместитель руководителя) инспекции, проводящей проверку. Он может вынести решение не ранее, чем проведены следующие процедуры: окончена налоговая проверка, составлен и вручен акт, рассмотрены материалы проверки.
Мероприятия могут проводиться только для проверки уже выявленных нарушений, чтобы получить по ним дополнительные доказательства.
В решении о проведении допмероприятий должно быть обоснование, почему они необходимы.
Как долго могут длиться допмероприятия
Дата окончания мероприятий указывается в решении об их проведении. Срок проведения не может превышать одного месяца (в некоторых случаях — двух месяцев). НК РФ не предусматривает продления этих сроков и повторного проведения допмероприятий за их пределами.
Однако, по мнению Минфина и ФНС, нарушение данных сроков не является существенным нарушением. Оно не влечет безусловной отмены итогового решения по проверке.
Может ли налогоплательщик предотвратить проведение допмероприятий
Необходимость и объем проведения тех или иных контрольных мероприятий определяет налоговый орган. Мнение и желание налогоплательщика не учитываются.
В какой форме инспекторы проводят допмероприятия
В решении о назначении допмероприятий должна быть указана конкретная форма их проведения. В то же время суды признают решение действительным, когда конкретные мероприятия в нем не названы.
В ходе допмероприятий проверяющие могут:
- истребовать документы у самого налогоплательщика, у контрагентов и иных лиц, располагающих документами и информацией о деятельности проверяемого;
- допрашивать свидетелей;
- проводить экспертизу.
НК РФ не ограничивает количество допмероприятий в течение месячного срока их проведения. При этом перечень мероприятий является закрытым.
На практике встречаются случаи, когда осуществление в рамках допмероприятий других форм налогового контроля суды признавали законным. Так, допускались:
- осмотр помещений;
- привлечение специалиста;
- выемка документов.
Суды считают выемку документов законной, даже когда налогоплательщик добровольно представил проверяющим оригиналы. Изъятие необходимо в таких случаях для проведения экспертизы.
Как проверяющие оформляют результаты допмероприятий
По итогам мероприятий инспекция обязана оформить дополнение к акту проверки. Составить и подписать его проверяющие должны в течение 15 рабочих дней со дня окончания мероприятий. В последующие 5 дней дополнение должны вручить налогоплательщику. К документу прилагают материалы, полученные при допмероприятиях.
Уклоняться от его получения не имеет смысла. Проверяющие направят его по почте заказным письмом, и оно будет считаться полученным на шестой день с даты отправки.
Если вы не согласны с дополнением или его отдельными положениями, можете представить возражения. На это есть 15 рабочих дней с момента получения дополнения.
Может ли инспекция после допмероприятий увеличить суммы доначислений
ФНС считает, что в дополнении нельзя упоминать нарушения, о которых не сказано в самом акте. Дополнить и сам акт новыми нарушениями тоже не разрешается. После его составления исправить в нем можно только описки, опечатки и арифметические ошибки. Изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, вносить нельзя.
В то же время служба отмечает: в некоторых судебных актах увеличение доначислений по итогам допмероприятий признано правомерным. Это не было исправлением арифметической ошибки. Доначисления провели по документам, которые налогоплательщик представил вместе с возражениями к акту проверки.
Ранее у инспекции этих документов не было, как и возможности их изучить. При этом документы относились к тем нарушениям, которые изначально были зафиксированы в акте.
Будут ли назначены допмероприятия, если после получения акта подать «уточненку»
Если налогоплательщик после окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней представит уточненную декларацию, инспекторы вправе провести допмероприятия либо, вынося решение без учета данных «уточненки», назначить проведение повторной выездной проверки по уточнениям. Так считают АС Волго-Вятского округа, АС Восточно-Сибирского округа, АС Северо-Западного округа, АС Уральского округа, АС Северо-Кавказского округа. При этом, как отметил последний, проведение допмероприятий при представлении «уточненки» является правом, а не обязанностью налогового органа.