Закон 134 трудового кодекса рф

Статья 134 ТК РФ . Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Комментарий к статье 134 ТК РФ

1. Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.

В силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.

Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.

2. Индексации подлежат не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику. Так, он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (ч. 3 п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

3. Трудовое законодательство с 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы.

Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.

Роструд, исходя из того, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагает необходимым внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты, если они не предусматривают порядка индексации (письмо от 19.04.2010 N 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем»). Существует судебная практика, основанная на таком подходе. В том случае, когда ни коллективным договором, ни соглашением, ни локальными нормативными актами организации порядок индексации не установлен, суд считает возможным обязать работодателя установить правила индексации (см., например, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2012 по делу N 33-6936/2012).

4. В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Так, порядок проведения индексации в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти.

Индексация заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. В организациях так называемого реального сектора экономики, не получающих бюджетного финансирования, а также для работников работодателей — физических лиц порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Не исключена и возможность установления порядка индексации в трудовом договоре, хотя комментируемая статья этого не предусматривает.

Также смотрите  Жалоба на продавца магазина образец хамство

Индексация заработной платы является одним из условий оплаты труда, которые должны отражаться в трудовом договоре (см. коммент. к ст.

57). В том случае, когда коллективный договор не заключен, а локальный нормативный акт не принят (например, при возникновении трудового отношения между двумя физическими лицами), правила индексации могут быть установлены в трудовом договоре.

6. Трудовой кодекс не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Обычно индексация производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов).

Размер повышения, его периодичность, минимальные и максимальные размеры устанавливаются соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления или работодателем. Так, Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 предусматривает регулярную ежеквартальную индексацию исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики (п. 3.2.3).

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д.

Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е

Комментарий к Ст. 134 Трудового кодекса РФ

1. Реальная заработная плата — это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е.

от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г.

N 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст.

156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти.

Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п.

Также смотрите  Срок действия справки 001 гсу

Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст.

3 ТК РФ не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

Судебная практика по статье 134 TК РФ

В обоснование требований заявитель сослалась на положения статей 37 — 55 Конституции Российской Федерации, статей 22, 56, 57, 73, 129, 134 Трудового кодекса Российской Федерации, нормы Федерального закона 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Решением Приморского краевого суда от 31 марта 2006 года в удовлетворении требований В. отказано.

К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 июня 2006 года N 150 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2006 года N 256» и Приложение к этому Приказу недействующими с момента издания, поскольку данные положения Приказа, по ее мнению, противоречат требованиям п.

1 ст. 11 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, п. 15 Постановления Правительства от 11 апреля 2003 года N 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», статьям 130 и 134 Трудового кодекса РФ, что повлекло снижение предусмотренного увеличения тарифных ставок (окладов) с 40 до 20 процентов, а в конечном итоге — уменьшение ее заработной платы.

Отказывая Г. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации, указал, что индексация заработной платы за время вынужденного прогула была произведена в соответствии с коллективным договором, заключенным между ОАО «Нефтяная компания «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» и соответствующей объединенной профсоюзной организацией на момент вынесения решения суда о восстановлении Г.

на работе (решение Охинского городского суда от 28 мая 2004 г.), расчет среднего заработка за время вынужденного прогула уже учитывал инфляционные процессы и средний заработок в размере 350134 руб. 89 коп. определен с учетом повышения тарифной ставки на индекс потребительских цен.

С. обратился в суд с заявлением о признании недействующим положения статьи 11 Закона Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге», в соответствии с которой (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 16.12.04 N 684-86) предусмотрено целях реализации настоящего Закона Санкт-Петербурга с 1 января 2005 года внести изменение в пункт 1 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 29 июня 2000 г. N 334-33 «О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга» и в статью 1 Закона Санкт-Петербурга от 15 сентября 2004 г.

N 447-64 «О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга «О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга», заменив цифры «600» цифрами «500». Уменьшение, которому подверглась расчетная единица, являющаяся базовой для исчисления должностных окладов государственных служащих Санкт-Петербурга, противоречит пункту 1 статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 и статьям 130 и 134 Трудового кодекса РФ, поскольку повлекло уменьшение денежного содержания заявителя.

Также смотрите  Оформление товарного чека образец

Вследствие инфляции (факт наличия которой общеизвестен и в силу ст. 55 ГПК РСФСР (ст. 61 ГПК РФ) доказыванию в данном деле не подлежащий) покупательная способность невыплаченной истцу в установленный срок денежной суммы снизилась, в связи с чем истец потерпел убытки.

В соответствии со ст. 81.1 КЗоТ РФ (ст. 134 ТК РФ) названная сумма подлежит компенсации в полном объеме с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанных органами государственной статистики.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемое прокурором решение N 12-с от 28 сентября 1993 г. было принято на основании п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г.

N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», не противоречит нормам Бюджетного кодекса РФ, его ст. 134, Трудового кодекса РФ (ст. 313).

Кроме того, признание оспариваемого решения недействующим ухудшит материальное положение рабочих и служащих (в том числе государственных служащих), в отношении которых применяется повышенный коэффициент к заработной плате за счет собственных средств предприятий и организаций и средств бюджета округа и муниципальных образований.

К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с приведенным выше заявлением, считая, что оспариваемый пункт Приказа Министра обороны Российской Федерации и приложение к этому Приказу противоречат требованиям п. 1 ст.

11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года, п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года N 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», статьям 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации, что повлекло снижение предусмотренного увеличения тарифных ставок (окладов) с 40 до 20 процентов, а в конечном итоге — уменьшение ее заработной платы.

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 февраля 2004 г. материал по иску И., Б., Р., М.Е.М., С., Г., К. к ОАО «Карельский окатыш» о понуждении к исполнению требований ст.

134 ТК РФ, условий трудового договора, взыскании индексации заработной платы, переданный на рассмотрение в порядке надзора по жалобе И. на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации Кнышева В.П. от 26 января 2004 г.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» оспаривает конституционность статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, — установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Так, суд первой инстанции при взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и определения размера руководствовался ст. ст. 134 и 395 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из справок о заработке у Абрамовой Н.П.

рублей . коп., у Болховитиной А.А. — .

рублей . коп. (л.д.

226, 228), отвергнув справки, представленные истицами (л.д. 224 — 227) о размере . рублей и .

рублей по мотиву, что данные справки не о среднем месячном заработке, а предполагаемой начисленной заработной плате в случае их работы в настоящее время.

В статье 134 Трудового кодекса РФ предусмотрена индексация заработной платы.
Правила пункта 15 Положения позволяют осуществлять корректировку среднего заработка при повышении тарифных ставок (должностных окладов) в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Adblock
detector