- Кавер-версия: что это с точки зрения закона
- Законные исполнения песни
- Незаконные исполнения
- Использование сэмплов, запись ремиксов и каверов
- Основные правовые понятия
- Как очистить права на сэмпл?
- Как сделать ремикс на трек и не нарушить авторские права?
- Как договориться о правах, чтобы исполнить или записать кавер?
- Что делать в случае конфликта с автором оригинала и как не попасть под плагиат?
- Как работает авторское право: семплирование, каверы и микстейпы
- Композиция против основной записи
- Как использовать защищенный материал
- Семплирование
- Интерполирование
- Добросовестное использование
- Об авторе: mix-master
- Кавер-версии: законно ли публичное исполнение
- Ремикс, ремейк и кавер-версия с точки зрения авторских прав
- Понятия ремикс, ремейк и кавер-версия
- Ремиксы и авторское право
- Права на каверы
- Когда нарушаются авторские права при создании ремиксов, ремейков и каверов
Сегодня вопрос исполнений чужих песен (кавер-версий) стоит очень остро: так, на видеохостинге Youtube огромное количество кавер-версий популярных композиций. Исполнители каверов зачастую монетизируют свои видео и, следовательно, получают доход с этих исполнений, хотя авторами песен не являются, каких-либо лицензионных договоров с реальными правообладателями не заключали.
Как квалифицировать эти и другие моменты, связанные с каверами, с точки зрения интеллектуального права? Обратим внимание на эти моменты в статье.
Кавер-версия: что это с точки зрения закона
В Гражданском кодексе РФ такого термина нет, произошел он от английского слова cover. Суть кавера в том, что лицо исполняет чужое произведение (чаще всего это песня). Таким образом, в идеале кавер-версия должна представлять собой объект смежных прав (исполнение), а исполнитель, соответственно, должен обладать смежными правами.
Однако в статье мы преимущественно остановимся на проблемах авторского права. Обратим внимание, что каверы могут быть двух видов: когда музыкант использует собственные инструменты для проигрывания определенной последовательности нот; либо когда он берет уже готовую фонограмму и под нее играет на инструменте или поет (например, караоке).
Во втором случае о нарушении могут заявить еще и организации, являющиеся обладателями исключительных прав на фонограммы (зачастую в качестве них выступают студии звукозаписи). Так происходит потому, что эти организации в силу закона (ст. 1324 ГК РФ) наделены смежными правами на такие объекты, и, когда фонограмма проигрывается без соответствующего разрешения, нарушаются права и законные интересы организаций-правообладателей.
Если же исполнитель не используют уже записанную комбинацию звуков (фонограмму), а создает ее самостоятельно на основании готовой нотной партии, то очевидно, что здесь интересы студий звукозаписи не могут быть затронуты.
Обратим внимание, что возможно два вариант исполнения песни: законное и незаконное. В первом случае у исполнителя возникнут смежные права в силу статьи 1313 ГК РФ, а во втором он будет являться нарушителем, и правообладатель может взыскать с него компенсацию. Рассмотрим оба варианта.
Законные исполнения песни
- Получение согласия правообладателя
Конечно, это был бы идеальный вариант. Исполнителю нужно получить разрешение на использование музыкального произведения у правообладателя, заключив с ним лицензионный договор. Правообладатель по закону может передать право исполнять песню как бесплатно, так и платно, поэтому можно попробовать договориться с ним на первый вариант.
- Использование в специально предусмотренных законом случаях
Такие случаи перечислены в статьях 1273-1278 Гражданского кодекса РФ. В частности, сюда относятся ситуации, когда произведение используется только в культурных, информационных целях и т.д. Кроме того, есть и особенности: так, например, в силу подп.
6 п. 1 ст. 1274 ГК РФ допускается публичное исполнение без согласия правообладателя, но только в образовательных, медицинских и некоторых иных организациях.
В личных целях (например, у себя дома) музыкант может спокойно играть песню, не нарушая ничьих исключительных прав (ст. 1273 ГК РФ).
Во всех случаях должна отсутствовать коммерческая цель. Следовательно, теоретически видеозапись с кавер-версией, загруженная на таком канале Youtube, который не монетизирован, не будет нарушать исключительные права. Но попытки получить доход с объекта авторского права могут обернуться абсолютно законными претензиями со стороны правообладателя.
Незаконные исполнения
Во всех остальных случаях музыканты будут нарушать исключительные права. Следует также помнить, что использование в кавер-версии фонограммы, как мы уже разобрали, может повысить степень опасности нарушения. При этом использование минусовки или ремикса не освободит от ответственности исполнителя.
При исполнении чужих произведений не следует забывать и о соблюдении личных неимущественных прав авторов.
Так, желательно, играя чужую песню, доводить до сведения третьих лиц, кто является автором произведения. Запрещается искажать песню, иначе автор может заявить о том, что нарушен творческий замысел, т.е. право на неприкосновенность произведения.
Итак, подытожим все вышесказанное. Чтобы не нарушать авторские права, нужно одно из трех:
- Договориться с правообладателем;
- Использовать произведение в некоммерческих целях в одном из случаев, предусмотренных статьями 1273-1278 ГК РФ;
- Соблюдать личные неимущественные права.
Впрочем, не стоит забывать, что у произведения, которое исполняется, может истечь срок охраны исключительного права, т.е. могло пройти семьдесят лет со смерти автора. Так, исполнение классики уже давно вполне законно.
Использование сэмплов, запись ремиксов и каверов
В последнее время выходит все больше трибьютов, треки известных групп обрастают каверами, а сэмплы успели стать основополагающим элементом для нескольких музыкальных жанров. При этом многие музыканты по-прежнему не знают, как легально использовать чужое творчество и не увязнуть в судебных разбирательствах. Какие основные понятия авторского права стоит запомнить артисту, чтобы сделать свой кавер? Как очистить сэмпл? Как, наконец, защитить себя от обвинений в плагиате?
За ответами мы обратились к экспертам. На вопросы «ИМИ.Журнала» отвечают юристка компании Nevsky IP Law Елена Гладкова, юрист Вадим Хохлов, который сотрудничает со многими хип-хоп-исполнителями, а также директор по работе с артистами и репертуаром DNK Music Руслан Иванов.
Юристка компании Nevsky IP Law, специалист по праву интеллектуальной собственности и защите креативного бизнеса
Руслан Иванов
Руководитель отдела по работе с артистами и репертуаром в DNK Music
Юрист по интеллектуальной собственности, работает с лейблами «Саппорт Музыка» и CPLUS
Основные правовые понятия
Любое музыкальные произведение относится к объектам авторского права. Причем закон защищает не только произведение в целом, но и его отдельные части (музыку, текст, название трека или альбома), если они — результат творчества артиста.
Так, у автора появляются права, которые остаются с ним навсегда и не могут быть переданы другим людям или компаниям — их называют личными неимущественными правами (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения и другие). Есть еще права имущественные — их можно предоставлять третьим лицам. Например, артист может отдать права на синхронизацию или разрешить лейблу дистрибутировать свою музыку.
За счет имущественных прав автор и зарабатывает на созданном им произведении.
Один из главных принципов авторского права — получение согласия правообладателя на любое использование произведения или его части. Из этого правила есть исключения — музыкальный материал можно свободно заимствовать в информационных, научных, учебных или культурных целях. Здесь имеется в виду цитирование музыки или иллюстрирование чего-либо с ее помощью.
В любом случае такое использование не подразумевает получение коммерческой выгоды.
Музыка не существует лишь «на бумаге» — исполнение песни регулируется смежным правом, в котором, как и в авторском, есть имущественные и неимущественные аспекты. Еще один объект смежного права — фонограмма или запись музыкального произведения.
Подробнее о правах, которые есть у специалистов, учавствующих в создании, записи и исполнении музыки, читайте в нашей инструкции.
Как очистить права на сэмпл?
Елена Гладкова: Сэмпл — это охраняемая часть музыкального произведения. Сэмплы и биты часто создаются и существуют в сети сами по себе, то есть, без привязки к какой-либо существующей песне. И закон считает их отдельными произведениями.
Поэтому на сэмпл, который может длиться лишь пару секунд, распространяется тот же уровень правовой охраны, что и на симфонию. Очистка прав на сэмпл подразумевает серьезную проверку всей документации или вообще ее подготовку с нуля, так как для его использования необходимо иметь соответствующее право или разрешение правообладателя.
Как и в отношении любого другого произведения, очистка начинается с поиска правообладателей. Затем следует проанализировать все цепочки договорных отношений с авторами и изготовителями фонограмм, вступить с ними в переговоры, чтобы получить согласие на использование сэмпла в новом произведении и, в отдельных случаях, определить вознаграждение правообладателя за такое использование (роялти). Весьма показателен пример группы Public Enemy — их песни принесли больше убытков, чем доходов как раз из-за того, что музыканты слишком беспечно отнеслись к подбору сэмплов и не смогли оплатить все лицензии.
Руслан Иванов: Важно понимать, что при использовании мелодии или текста нужно очищать только авторские права. Если речь о сэмпле, то уже необходимо очищать и смежные права. Я часто сталкивался музыкантами, которые считают, что если они взяли сэмпл из трека в 3 секунды или, например, текст в две строчки, то о правах можно не задумываться.
Очистить права — значит обратиться к правообладателю и договориться об условиях использования. Нужно оговорить, какой кусочек будет взят, как будет звучать фонограмма, в каком формате будут происходить выплаты. В общем, согласовать все условия.
Очищать права на тот или иной сэмпл лучше всего при помощи профессионалов, но артисту это под силу и самому. Главное — понять, что такое сэмпл. Это не самая простая задача: зачастую трудно сказать, является ли сэмпл объектом авторских прав или смежных, является ли звуковой материал вообще каким-либо произведением, потому что в сэмпле может отсутствовать творческий вклад артиста.
Если это просто какой-то звук длиной в полсекунды, вряд ли приложил к его созданию какое-либо творческое усилие. Если же это отрывок в 2-3 секунды, у которого есть какая-то отличительная особенность, и его тяжело воспроизвести или повторить, то он становится объектом авторского права.
Как сделать ремикс на трек и не нарушить авторские права?
Вадим Хохлов: Важно определиться, что мы считаем ремиксом. Возьмем два примера — трек Saint Jhn «Roses (Imanbek Remix)» и «Cristal & Moet (Remix)» от Моргенштерна. Первый — ремикс в традиционном понимании, классическая клубная версия.
Второй — скорее кавер, переработка произведения с новыми соавторами, каждый из которых пишет свой куплет, вследствие чего возникает новый объект авторского права.
Если в случае с Imanbek была изменена уже существующая звуковая дорожка, то в ситуации с Моргенштерном, оригинальный трек не меняли, а фактически записали новый. То есть, получили новую фонограмму. С точки зрения права ее даже сложно назвать переработанной фонограммой.
Скорее эту запись следует считать принципиально новым треком, который пересекается с предыдущим разве что названием и битом.
Если музыкант делает классический ремикс, происходит переработка существующей фонограммы — иными словами, переработка объекта смежных прав. В этом случае, разумеется, нужно обращаться к правообладателю, который владеет правами на эту фонограмму.
Елена Гладкова: В первую очередь стоит найти правообладателей соответствующего произведения — как правило, это издательства или лейблы. В процессе обсуждения условий сотрудничества нужно понять границы использования произведений, особенности допустимой переработки и размер вознаграждения. В будущем это позволит избежать претензий и неожиданных трат.
Лучше заранее получить соответствующие гарантии от правообладателя и определить, какую информацию об авторах следует указать в ремиксе, чтобы не нарушить чьи-либо личные неимущественные права (например, права на авторство).
Если же ремиксы выходят официально, то артист, его лейбл или команда сами предлагают другим музыкантам переосмыслить трек. В этом случае отрегулировать вопрос с правами максимально просто.
Вообще формат ремикса постепенно вымирает: гораздо легче сейчас записать кавер.
Как договориться о правах, чтобы исполнить или записать кавер?
Елена Гладкова: Прежде всего, необходимо сначала выяснить, кто является правообладателем оригинала и как с ним связаться для обсуждения условий. Вероятность того, что вам разрешать использовать произведение бесплатно, крайне маловероятна. Поэтому стоит изначально оценить собственные перспективы и обоснованность выплаты серьезного вознаграждения правообладателю.
Если же игра стоит свеч, то можно приступать к переговорам о цене и деталях использования.
Вадим Хохлов: В случае с каверами и очисткой прав, для того, чтобы перепеть композицию, существуют исключения. Без согласия автора можно сделать только пародию на композицию. В остальных же случаях нужно (независимо от того, коммерческая ли это история или нет) получать согласие у того, кто обладает авторскими правами на произведение.
Если вы получаете доход с незаконно записанного кавера, автор может взыскать с вас компенсацию. При этом, отсутствие извлечения выгоды из использования произведения не отменяет факта нарушения прав.
Например, какая-то неизвестная группа выпускает кавер-версию трека в своем паблике во «Вконтакте» без монетизации, а пользователи начинают пересылать эту песню в личных сообщениях. Популярность группы растет, они записывают альбом, начинаются концерты, а толчком ко всему этому стал кавер, который они записали. Выходит, что коммерческую выгоду они все же из него извлекли, просто не прямую.
Такие ситуации в отношении каверов по-прежнему вызывают множество споров.
В случае с исполнением кавер-версий на концерте такая же история. В статье 1270 ГК РФ перечислены способы использования какого-либо объекта авторских прав: в том числе публичное исполнение. Поэтому публично исполнять чью-либо песню без лицензии от правообладателя недопустимо.
Что делать в случае конфликта с автором оригинала и как не попасть под плагиат?
Елена Гладкова: Если вы использовали чужое произведение, и у вас возник конфликт с автором, необходимо вступить с ним в переговоры и постараться урегулировать спор во внесудебном порядке. Сам процесс таких переговоров поможет понять, какая стратегия потребует минимальных затрат и приведет к лучшему результату — выплата компенсации сразу или же судебный процесс.
Наличие или отсутствие плагиата в каждом случае решается индивидуально. В судебных разбирательствах нередко привлекают экспертов в музыкально-патентоведческой сфере, которые проводят исследования и представляют заключения.
Единственной универсальной рекомендацией может стать сотрудничество с надежными артистами, которые не будут использовать чужое творчество без согласия правообладателя. С таким подходом плагиат в треке не станет для вас неприятной новостью.
Вадим Хохлов: Если вы хотите использовать ту или иную песню для кавера или ремикса, обращаться к автору напрямую чаще всего бессмысленно: скорее всего, у него нет прав на то, чтобы дать вам разрешение. Он наверняка передал их в управление лейблу или издательству. Недавно произошла история с Сергеем Жуковым и тиктокером Егором Шипом, использовавшим песню «Руки вверх!».
Жукова возмутило, что трек позаимствовали без его согласия, но по факту его согласие и не было нужно. Нужно было связаться с людьми, которые вправе выдавать лицензию на переработку.
Руслан Иванов: Попасть под плагиат довольно сложно: в мире может существовать десять треков, которые как-то используют вашу мелодию или текст, но вы об этом не узнаете. Отследить это невозможно, кроме случаев, когда «плагиатный» трек становится известным. В таких случаях у каждой площадки есть процедуры по подаче жалоб.
Вы кидаете «страйк», а потом предъявляете свои права на мелодию, текст или трек.
У таких площадок, как «Вконтакте» и YouTube есть технология цифрового отпечатка — она определяет, когда кто-то хочет монетизировать ваши права. Например, во «Вконтакте» часто бывает, что рэперы загружают со своего аккаунте трек с чужим битом. Система считывает это и не дает зарабатывать на чужом творчестве без ведома правообладателя.
Как работает авторское право: семплирование, каверы и микстейпы
Вы сможете определить некоторые из них:
- музыка и запись защищены авторским правом
- автор оставляет за собой право копировать, распространять и продавать музыку
- позволяет другим оплачивать ее использование и запрещает создавать несанкционированные копии
Но какие элементы точно защищаются? Почему вы слышите песни обработанные известными артистами, в то время как другие получают за это судебные иски? Как сделать коммерческий бесплатный кавер или микстейп? Эта статья призвана дать более четкое представление о защите, и о том, как юридически использовать материалы, защищенные авторским правом, с разрешением или без разрешения.
Композиция против основной записи
Давайте определим различия между музыкальными композициями и музыкальными записями и как закон их по-разному трактует.
Композиция, которую иначе можно назвать песней — это музыкальное произведение, которое существует в ее концептуальной форме. С 1976 года больше не требуется записывать ее для регистрации в Бюро по защите авторских прав США. В отсутствии письменной работы, лучшим определением является количество элементов, включая мелодию, лирику, ритм и гармонию, в которых мелодия и тексты являются наиболее защищенными.
Запись музыки, также называемая «основной записью», определяется как стереофоническая запись звука в ее освоенном/сведенном формате, предназначенная для коммерческого выпуска.
Как использовать защищенный материал
Закон трактует музыкальные композиции и мастер-записи по-разному. Музыкальная композиция рассматривается в глазах закона как равная всем остальным произведениям; все они получают равную компенсацию по ставке, установленной правительством. Например, если вы записываете группу своего друга на альбом, этот друг имеет право на такую же компенсацию, как если бы вы пригласили Кэти Перри, Нелли Фуртадо или Тейлор Свифт.
Музыкальные композиции не требуют разрешения для их воспроизведения. Однако, если вы решите использовать чужую работу в коммерческих целях, вы должны за нее заплатить (сумма может варьироваться, в зависимости от артиста/лейбла/группы). Помимо этого, требуется механическая лицензия, которая обуславливает, чтобы вы заплатили 9,1 цента (по правам США, в России может отличаться минимальная ставка) за проданную копию, заплаченную владельцу авторских прав.
Если вы проводите работу с потоковыми сервисами передачи музыки, механический сбор более сложный, но до тех пор, пока вы отдаете должное составителю, когда выгружаете работу. Служба сделает расчет за вас.
С противоположной стороны, основные записи регулируются другим набором законов. Чтобы использовать запись в коммерческих целях, владелец этой записи (обычно это звукозаписывающая компания) должен предоставить разрешение на лицензию.
Стоимость лицензии не определяется правительством, а основывается на соглашении между владельцем авторских прав и лицом, лицензирующим запись. Другими словами, владелец может взимать всё, что захочет, за использование записи, включая выборку или использование записанной музыки в фильмах или телешоу.
Семплирование
Самая распространенная проблема, с которой сталкиваются композиторы, происходит из-за несанкционированного использования материалов, защищенных авторскими правами. В начале 90-х годов прошла целая серия судебных исков по семплам хип-хоп стиля. С того времени никакие записи не могут быть использованы в коммерческих целях, если владелец авторского права не дает разрешения (включая использование семплов в танцевальных стилях и дальнейшей их продажи на Beatport.
Именно по этим законам лейблы требуют только уникальные звуки, не касающиеся третьих лиц).
Если музыкант семплирует запись и не может за это заплатить, семпл должен быть вырезан из мелодии. Знаменитые записи могут стоить даже 50 000 долларов и более за одну штуку. В случае некоммерческого использования и обращения истца в рекорд-лейбл, продавец должен изъять запись из продажи, и возместить ущерб со всеми роялти.
Если вы и ваш продюсер используете несанкционированный образец, то попадаете на крючок за нарушение авторских прав, независимо от того, знаете вы, что он защищен, или нет. Поэтому будьте мудрыми: проверьте перед использованием, а лучше — создавайте свои мелодии!
Интерполирование
Когда композитор или продюсер не могут получить разрешение на использование или у них недостаточно денег — они могут перезаписать элементы, такие как мелодия или лирика, для создания эффекта семплирования без использования основной записи. Это называется интерполяцией и может быть более дешевой альтернативой. Да, это по прежнему требует приобретения механической лицензии и возмещения средств автору, но это почти всегда дешевле, чем переговоры о внесении платы за запись, поскольку все они компенсируются в соответствии с законом.
Добросовестное использование
Справедливое использование — это набор исключений в законодательстве США об авторском праве, которое позволяет частично копировать произведения, защищенные авторским правом в образовательных целях, в новостных сообщениях и в другом информационном контексте без оплаты и разрешения (к слову, применимо и к правилам YouTube).
Если композиция трансформируется в совершенно новую работу, такую как песня-пародия, то она освобождается от авторского права. Но по принципам добросовестного использования заимствованная работа не должна отбирать прибыль первоначальной работы и не может служить ее заменой.
Например, кавер «Weird Al» Yankovic может квалифицироваться как справедливое использование, но все же он (Yankovic) получил письменное разрешение на пародию. Процесс подачи иска за нарушение прав может занять много времени и обойтись в большую сумму, даже если суд его отклонит.
Некоторые люди считают, что пиратское семплирование в хип-хопе является добросовестным, поскольку альбом нигде не продается. Это не верно. Если вы бесплатно распространяете копии чужих записей, то есть потенциал снижения прибыли оригинальной работы.
Поэтому артисты микстейпа не могут оправдываться стилевыми принадлежностями или историческими фактами.
Музыкальные авторские права защищают записи иначе, чем музыка, содержащаяся в самой записи. Слова, мелодия, ритм и гармония могут использоваться без разрешения, но всё равно должны быть отмечены и оплачены. На всё операции требуется письменное разрешение автора исходника.
Владелец авторского права может взимать все, что захочет, за использование записи, защищенной авторским правом. Существуют некоторые исключения, позволяющие законное использование произведений, защищенных авторским правом, без оплаты или разрешения. Но эти исключения редко могут защитить новые творческие работы коммерческих художников, даже если они используются в некоммерческих целях.
Если вы создали уникальное произведение и не хотите его несанкционированного распространения в просторах интернета, заказывайте сведение и мастеринг музыки в нашей студии. Мы бережно относимся к интеллектуальной собственности и гарантируем выполнение работы без участия третьих лиц.
Об авторе: mix-master
Частичное или полное копирование любых материалов сайта возможно только с указанием ссылки на первоисточник.
Кавер-версии: законно ли публичное исполнение
Многие из нас достаточно часто посещают ночные клубы, где одним из привлекающих посетителей факторов является выступление музыкальной группы. Поклонники музыки нередко просят музыкантов, кроме своих композиций, исполнить известные хиты. Законно ли без разрешения правообладателя такое использование чужой музыки, которое принято называть исполнением кавер-версий музыкальных произведений? Нет, незаконно и может повлечь за собой самые серьезные последствия!
Что говорят статьи ГК?
В статье 1259 Гражданского кодекса РФ указано, что к объектам авторского права относятся музыкальные произведения с текстом и без него, а также производные (переработки) этих произведений, например, как в нашем случае, кавер-версии известных композиций. Только автор (правообладатель) владеет исключительным правом на использование произведения. Под использованием произведения подразумевается, в том числе, его публичное исполнение.
В статье 1270 ГК РФ под публичным исполнением музыкального произведения понимается представление произведения в живом исполнении (с помощью технических средств) в открытом для свободного посещения месте, или где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Это значит, что, если исходить строго из требований закона, чужую песню вы можете исполнить только дома перед своими близкими или, в лучшем случае, под гитару на природе, но в очень узком кругу.
Авторское право не имеет срока давности, но имеет срок действия – 70 лет со времени смерти автора, то есть через 70 лет после смерти автора (авторов) музыкального произведения вы можете на вполне законных основаниях, не получая никаких разрешений, исполнять это музыкальное произведение. Правомерное публичное исполнение музыкальных композиций, срок действия авторского права на которые не истек, будет законным только после получения разрешения у правообладателя или представляющей его организации, которая на коллективной основе управляет авторскими правами. В Российской Федерации наиболее известной такой организацией является РАО – Российское авторское общество, некоммерческая общественная организация, которая создана авторами с целью охраны интеллектуальных прав.
Действительно, тяжело получить согласие от большого количества авторов, в том числе иностранных, композиции которых вы собираетесь исполнять, например, в ночном клубе. Но через систему коллективного управления, подписав один договор с РАО или подобной организацией, можно получить разрешение на использование произведений от практически неограниченного круга правообладателей.
Каковы же санкции?
Санкции за нарушение авторских прав более чем серьезные. ГК РФ предусматривает, что правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн.
рублей, но конкретную сумму определяет суд. Кроме того, в случае неоднократности нарушений авторских прав суд может принять решение о ликвидации юридического лица или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. В случае, если инициатор преследования за нарушения авторских прав докажет причинение ущерба на сумму более 50 тыс.
рублей и умышленность действий, то нарушитель может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 146 Уголовного кодекса РФ.
Кто защищает авторские права?
Действительно, даже на первый взгляд кажется очень опасным исполнение в клубах без соответствующего разрешения композиций отечественных групп, их права точно кто-то охраняет и в любой момент может предъявить вам претензии. Но велика ли вероятность, исполняя, например, композиции известных западных рок-групп 60-70-х годов, что кто-то инициирует привлечение вас к ответственности за нарушение авторских прав? Есть ли в настоящее время в России организация, которая охраняет авторские права на композиции групп, которые записали свои лучшие композиции несколько десятков лет назад? Допустим, ваша группа исполнила в одном из клубов композицию группы Led Zeppelin «Stairway To Heaven» и композицию группы The Doors «Light My Fire», всем известные мировые рок-хиты. Возможно, вы будете сильно удивлены, но на территории РФ управление правами на данные композиции осуществляет уже знакомая нам организация – Российское авторское общество.
Точно такая же ситуация с творчеством The Beatles, The Rolling Stones, Pink Floyd и далее по списку.
Насколько велик риск исполнения кавер-версий?
Риск быть привлеченным к ответственности за исполнение чужого музыкального материала уже в настоящее время достаточно велик, и он с каждым годом все возрастает. РФ широкими шагами идет в сторону ВТО (Всемирной торговой организации) и перед нашим государством поставлено одно из условий вступления в данную организацию: наведение порядка с защитой авторских прав. Поэтому правоохранительные органы постоянно проводят всякие операции и рейды, направленные на выявление административных правонарушений, а возможно и преступлений, связанных с нарушением авторских прав.
Особенно этот риск велик в Москве, Петербурге и других крупных городах из-за наличия в них представительств различных авторских обществ, а также спецподразделений МВД по защите прав на интеллектуальную собственность. В частности, РАО с каждым годом все активнее обращается в суд с исками к нарушителям, которые сами исполняют или организуют публичное исполнение известных музыкальных произведений, с авторами которых у РАО заключен договор. В подавляющем большинстве случаев данные иски судами удовлетворяются, корректируются лишь суммы финансовых претензий к нарушителям.
Как можно узаконить исполнение кавер-версий
Платить или нет, каждый должен сделать сам этот выбор! Наша задача – рассказать вам обо всех возможных рисках и последствиях нарушения авторских прав.
Представим, что вы с друзьями несколько лет назад создали группу, вскоре начали играть в клубах, где по известным причинам вынуждены исполнять кавер-версии композиций известных западных групп, научились зарабатывать этим довольно неплохие деньги. И вот вы решили как-то узаконить свое использование чужих произведений.
Каковы могут быть ваши действия?
В данном случае необходимо:
– составить примерный список авторов, композиции которых ваша группа в основном исполняет;
– выяснить, кто в РФ представляет права этих авторов (вполне возможно, что это будет какое-то одно из крупнейших авторских обществ);
– обсудить с авторским обществом условия и заключить лицензионный договор.
При этом, учитывая характер работы вашей группы, вполне возможно, что заключение договора обойдется вам во вполне приемлемые деньги. Но зато теперь вы можете спокойно исполнять известные хиты и посредством этого зарабатывать себе на жизнь.
Ремикс, ремейк и кавер-версия с точки зрения авторских прав
Музыканты часто задаются вопросами: можно ли законно использовать творчество других исполнителей? Можно ли перерабатывать произведения? Считается ли, например, создание ремикса нарушением авторских прав? В каких случаях автор первоначального произведения вправе потребовать компенсацию? Обсудим принципиальные отличия между такими музыкальными произведениями, как кавер-версии, ремейки и ремиксы, а также авторское право на эти объекты.
Понятия ремикс, ремейк и кавер-версия
Ремикс (от англ. remix — перемешивание) — версия трека, которую музыкант или группа выпускает после выхода оригинальной версии, применяя для этого современную аранжировку. Что такое ремикс песни на практике? Это смешивание первоначальной версии песни с различными звуками и спецэффектами, обычно в формате электронной музыки.
При записи ремиксов может меняться аранжировка, темп и тональность исходного трека, но без отступлений от оригинального звучания.
Ремейк (от англ. remake — переделка) считается разновидностью ремикса, представляет собой запись и перевыпуск уже существующего музыкального трека, только с добавлением или изменением каких-либо его составляющих. При записи ремейка песня приобретает новую аранжировку, что помогает ей, например, стать более современной, как легендарная песня Элвиса Пресли Always on My Mind, получившая второе дыхание в исполнении группы Pet Shop Boys.
Новая версия, которая подверглась изменению, может не сильно отличаться от оригинала, или стать практически неузнаваемой благодаря более современному звучанию. Например, если в композиции не поменялась музыка, но используется текст с переводом на другой язык — это ремейк.
Что такое кавер в музыке? Кавер-версия — это альтернативное исполнение уже существующей, как правило, записанной песни популярной группы или исполнителя другими музыкальными коллективами, которые стремятся сделать свою версию трека максимально похожей на оригинал. В кавере может меняться аранжировка, но текст и основная гармония остаются прежними.
Ремиксы и авторское право
Обсудим, есть ли у создателей ремиксов авторские права. Закон предусматривает защиту любой интеллектуальной собственности. С юридической точки зрения автором ремикса считается его создатель: ему, как автору производного произведения, принадлежат авторские права на осуществленную переработку оригинального произведения (ст. 1260 ГК РФ).
Чтобы создать ремикс, автору следует заручиться согласием автора оригинальной музыкальной композиции (как музыки, так и текста), а также исполнителей и производителей фонограмм, которым принадлежат смежные права. Это нужно для того, чтобы не столкнуться с нарушением интеллектуальных прав автора.
Законодательно за исполнителем закреплено исключительное право — с ним связано воспроизведение, распространение, переработка произведения, автор может реализовывать свою работу так, как хочет. Также за исполнителем сохраняются личные неимущественные права, которые неотчуждаемы и не могут передаваться другим лицам. Например, среди них право авторства, которое позволяет автору всегда оставаться автором произведения, право на имя, связанное с использованием произведения под реальным именем, псевдонимом или анонимно, и другие права.
Подробнее об авторских правах на музыку читайте в этой статье.
Для создания производного произведения используют лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права, по условиям которого авторы первоначального произведения дают свое согласие на переработку и уточняют другие условия использования произведения.
Права на каверы
Даже если «прочтение» оригинальной песни совершенно другое, создателю кавера необходимо соблюдать предусмотренные законодательством формальности. При создании новой версии используются музыка и текст исходной композиции, поэтому важно, чтобы исполнение кавера не нарушало авторские права.
Иногда музыканты лояльно относятся к использованию их творчества без разрешения, а исполнители произведений даже не задумываются о незаконности своих действий. К примеру, композиция Despacito пуэрториканского музыканта Луиса Фонси и вокалиста Дэдди Янки переделывалась разными музыкантами сотни раз, иногда приобретая самые неожиданные формы.
Но рассчитывать на лояльность не стоит, так как это прямое нарушение авторских прав. В большинстве стран мира установлен 70-летний срок действия имущественных прав с года, следующего за годом смерти автора. Привлечь к ответственности за нарушение закона и требовать компенсацию с нарушителя создатель оригинальной песни может спустя много лет после выхода кавера.
В отличие от ремиксов, первоначальное исполнение в каверах никогда не используется. Обычно создается оригинальная композиция, что упрощает автору производного произведения задачу по документальному оформлению своих прав, поскольку получать разрешение исполнителя исходного произведения не требуется. При таких обстоятельствах потребуются согласия только авторов текста и музыки или, например, правообладателя, если исключительное право передано лейблу или студии звукозаписи.
Когда нарушаются авторские права при создании ремиксов, ремейков и каверов
Является ли ремикс нарушением авторских прав? Ответ на вопрос зависит от наличия согласия на переработку автора или иного правообладателя. Аналогично, и для сэмплирования — использования части одной звуковой записи в другой песне. При отсутствии разрешения на переработку, как и в других описанных случаях, авторские права будут нарушены.
Создатели использованной композиции вправе требовать возмещения убытков или выплаты компенсации за нарушение авторских прав.
Также нарушением будет считаться несоблюдение условий лицензионного договора, например, если стороны договорились об определенных ограничениях использования произведения, а по факту такое условие не было соблюдено.
Споры из-за производных произведений нередко встречаются между лейблами и исполнителями. Например, продюсерский центр «Пропаганда» участвовал в целой серии разбирательств с бывшей солисткой одноименной группы, которая исполняла на концертах в том числе переработанные произведения. В результате суд признал исключительные права на спорные композиции за продюсерским центром, а певице запретили их перерабатывать, исполнять и размещать в Интернете.
Ваши песни используют без Вашего разрешения?
Узнайте, как найти и зафиксировать незаконное размещение произведений в интернете
Авторские права на производное произведение могут принадлежать музыканту, обработавшему исходную композицию, аранжировщику, изменившему гармонию, и диджею, использовавшему новый бит. С правовой точки зрения автором производного произведения является его создатель.
Лицо, решившее создать производную работу, может реализовывать свои авторские права только при условии, что права авторов оригинального произведения были соблюдены (ст. 1260 ГК РФ). Например, если автор — диджей, желающий сделать ремикс из оригинальной композиции Монеточки, ему нужно получить разрешение от нее в письменном виде.
Если переработанные композиции воспроизводятся кавер-группой, которые не принимали участия в их создании, авторские права на эти композиции им принадлежать не будут.