- Немного теории
- Изменение объема при заключении и исполнении контракта: в чем разница?
- Сравнение оснований изменения контракта в части количества (объема) закупаемой продукции между собой
- Почему нельзя менять объем строительных работ в контрактах, заключенных до 1 июля 2019 года?
- Изменение объема закупаемой продукции в контрактах, заключенных с единственным поставщиком
- Изменение цены контракта по 44-ФЗ в 2021 году
- При заключении договора
- После заключения контракта
- Ответственность за нарушение порядка изменения цены контракта
- Увеличение цены контракта на 10 процентов по 44-ФЗ 2022 г.
- 2. Увеличение стоимости контракта при поставке товаров
- 3. Увеличение стоимости контракта при выполнении работ
- 4. Увеличение стоимости контракта при оказании услуг
- Можно ли изменять существенные условия госконтракта: изменения с 2022 года
- Что изменится в 2022 году
- Что относится к существенным условиям
- Как изменить госконтракты на строительные работы
- Как изменить ставку НДС в контракте
- Как изменить предмет контракта
- Разъяснения по теме
- Памятка – Изменения объемов работ, услуг, количества товаров в пределах 10%
Из данной статьи Вы узнаете:
- почему нельзя менять объем строительных работ в контрактах, заключенных до 1 июля 2019 года?
- почему нельзя менять объем закупаемой продукции в контракте, заключенном по результатам проведения запроса котировок в электронной форме?
- как правильно изменить количество поставляемого по контракту товара?
- в чем отличительная особенность контрактов на поставку товаров и выполнение работ (оказание услуг) при принятии решении вопроса об изменении объема?
- как не “налететь” на административные штрафы, связанные с изменением объема, не только заказчику, но и поставщику?
- какие есть особенности при осуществлении закупки у единственного поставщика?
- и многое еще интересное про количество (объем) закупаемой по Закону № 44-ФЗ продукции.
Мы Вас заинтересовали? Тогда устраиваетесь поудобнее перед экраном и прочтите данную статью до конца. После прочтения не забудьте оставить свой отзыв (комментарий), а также вступить в нашу закрытую группу в WhatsApp, чтобы получать консультации от экспертов нашего консультационного центра!
Немного теории
Объем (количество) закупаемой по контракту продукции является его существенным условием. Изменение существенных условий в контрактах, заключенных или заключаемых по Закону № 44-ФЗ, по общему правилу не допускается, за исключением случаев, прямо названных в законе.
Основные из этих случаев следующие:
пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
пп. “в” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ
10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пп. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ
18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.
Изменение объема при заключении и исполнении контракта: в чем разница?
Первые три указанных выше случая могут быть применимы только если контракт исполняется, т.е. уже заключен или, иными словами, уже подписан сторонами. Последний случай, предусмотренный ч.
18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, применяется в момент заключения контракта, т.е. в момент его подписания.
Иными словами, для изменения объема в первых трех случаях от сторон требуется подписание дополнительного соглашения. В последнем же случае никакое дополнительное соглашение к контракту не подписывается, а контракт сразу заключается на измененный объем и цену! Это имеет решающее значение для определения наличия в действиях заказчика и поставщика состава административного правонарушения в части изменения объема в случаях, не предусмотренных законом.
Сравнение оснований изменения контракта в части количества (объема) закупаемой продукции между собой
Указанные выше случаи имеют и другие очень важные отличия между собой. Чтобы сократить написание долгого про них текста приведем их в виде следующей таблицы (см. внимательно):
Основание | пп.“б” п.1 ч.1 ст.95 | пп.“в” п.1 ч.1 ст.95 | п.10 ч.1 ст.95 | ч.18 ст.34 |
---|---|---|---|---|
Оформляется ли изменение дополнительным соглашением к контракту? | да | да | да | нет |
Что должно выступать предметом контракта? | любой предмет, кроме строительства, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, сноса ОКС (например, при текущем ремонте применяется) | только строительство, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация, снос ОКС (например, при текущем ремонте не применяется) | любые товары, работы, услуги | только поставка товара (при закупках работ, услуг — не применяется!) |
Пределы изменения объема (количества) | 10% от первоначально установленного (в момент заключения контракта) объема, в том числе в пределах 10% от объема, предусмотренного по каждой позиции спецификации (при ее наличии) | ограничены только 10% от цены контракта, сам изменяемый объем работ — не ограничен | без ограничений | без ограничений, но не более НМЦк при сохранении единичных цен, полученных по результатам закупки |
Можно ли частично изменить количество (объем) (например, только по одной позиции спецификации, а не весь предусмотренный контрактом объем)? | да | да | да | да |
Направление изменения объема (количества) | Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения | Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения | Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения | Только в сторону увеличения |
По результатам каких закупок должен быть заключен контракт, чтобы можно было изменить количество (объем) продукции? | конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) | конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) | только прямо предусмотренные основания у единственного поставщика (например, не применяется при заключении контракта (договора) до 300 т.р.
по п. 4 ч. 1 ст. 95) |
конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации). |
Применяется ли к закупкам с “неопределенным объемом”? | нет | нет | нет | нет |
Условие о праве изменить количество(объем) должно быть предусмотрено: | в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) | в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) | в контракте | в документации о закупке |
Почему нельзя менять объем строительных работ в контрактах, заключенных до 1 июля 2019 года?
Строительная сфера — опасна сама по себе. Очень часто именно из-за контрактов на выполнение строительных работ должностных лиц заказчиков и подрядчиков привлекают к административной, а иногда и к уголовной ответственности. С 1 июля 2019 года одной потенциальной причиной привлечения к ответственности стало больше.
Напомним, что до 1 июля 2019 года изменение объема выполняемых по контракту работ, в том числе строительных, в пределах 10% предусматривалось пп. “б” п. 1 ч.
1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Подпункта “в” п.
1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ до 1 июля 2019 года не существовало.
Соответственно, при осуществлении закупок строительных работ, извещения об осуществлении которых размещались до 1 июля 2019 года, очень многие заказчики предусмотрели в контрактах право сторон на изменение объема в пределах 10% со ссылкой на пп. “б” п. 1 ч.
1 ст. 95 в ранее действовавшей редакции.
Такие контракты исполняются по настоящее время, т.к. имеют продолжительные сроки действия. При этом, как известно, при любом строительстве рано или поздно возникает необходимость изменить объем выполняемых работ.
Такая ситуация точно возникнет и по контрактам, заключенным до 1 июля 2019 года. Соответственно многие заказчики и подрядчики, ссылаясь на соответствующее положение заключенного между ними контракта, подпишут дополнительное соглашение об изменении объема работ. Кто-то это сделает в пределах 10%, как это было предусмотрено пп.
“б” п. 1 ч. 1 ст.
95 в ранее действовавшей редакции, считая, что “закон обратной силы не имеет” и правоотношениям должны применяться те нормы, которые действовали на момент заключения договора. А кто-то, что еще хуже, применит к таким контрактам положения пп. “в” п.
1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, действующего с 1 июля 2019 года.
По мнению экспертов консультационного центра “Закон.гуру” (www.zakon.guru) ни одно из указанных оснований изменения контракта не может быть применено к контрактам в сфере строительства, заключенным до 1 июля 2019 года. Так, пп. “в” п.
1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не может быть применен к таким контрактам по той простой причине, что в момент заключения соответствующего контракта данной нормы не существовало и стороны не могли предусмотреть ее использование в контракте, как обязательное условие ее применения.
Подпункт “б” п. 1 ч. 1 ст.
95 Закона № 44-ФЗ также не может быть применен, если дополнительное соглашение к контракту подписывается после 1 июля 2019 года. Причина следующая: дополнительное соглашение к контракту, заключаемое сторонами после 1 июля 2019 года, влечет возникновение новых правоотношений, которых не существовало в момент заключения контракта (выполнить работы в ином (дополнительном или меньшем) объеме). Дополнительные объемы работ — это новые правоотношения, которые возникают в момент заключения дополнительного соглашения к контракту.
Соответственно к таким правоотношениям должны применяться правила, действующие в момент их возникновения, т.е. действующая редакция Закона № 44-ФЗ.
Действующая же редакция Закона № 44-ФЗ прямо предусматривает, что пп. “б” п. 1 ч.
1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не применяется к контрактам в сфере строительства (см. выше).
Соответственно положения заключенного контракта и действующей редакции Закона № 44-ФЗ входят в противоречие между собой. При наличии указанного противоречия должны применяться нормы Закона № 44-ФЗ, а не контракта (т.к. закон имеет более высокую юридическую силу по сравнению с любым договором).
Применяя положения пп. “б” п. 1 ч.
1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в данной ситуации стороны рискуют быть привлеченными к ответственности. Мы не говорим о том, что такая ответственность обязательно наступит, но данной статьей мы хотим предупредить о рисках ее возникновения.
Поэтому от заключения дополнительных соглашений в части изменения объема строительных работ рекомендуем воздержаться. В случае если контракт необходимо исполнить в меньшем объеме, то нужно просто расторгнуть контракт, а если в большем — провести новую закупку на новый объем работ.
Изменение объема закупаемой продукции в контрактах, заключенных с единственным поставщиком
Разберем данный раздел в виде вопросов. которые поступают в наш консультационный центр, и ответов, которые дают эксперты центра клиентам по договорам на оказание консультационных услуг.
Вопрос: А что действительно можно менять объем по контрактам, указанным п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ?
Ответ: да, можно
Вопрос: А в каком размере?
Ответ: в любом
Вопрос: И никаких ограничений?
Ответ: никаких.
Вопрос : А пролонгировать сроки в таких контрактах можно, поменять цену можно?
Ответ: можно.
Вопрос: А если контракт был заключен до 1 июля 2019 года?
Ответ: все равно можно все поменять.
Вопрос: Как оформить?
Ответ: дополнительным соглашением
Вопрос: А можно ли подписать дополнительное соглашение к контракту до 300 т.р., заключенному по п. 4 ч. 1 ст. 93, если изменение объема не приведет к превышению цены за 300 т.р.?
Ответ: нет, нельзя, т.к. ст. 95 запрещает менять объем в таких контрактах
Вопрос: А что же делать в таком случае?
Ответ: либо заключать еще один договор по п. 4 ч. 1 ст. 93 (есть определенные риски), либо проводить новую закупку.
Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!
Изменение цены контракта по 44-ФЗ в 2021 году
Цена госконтракта — это одно из существенных условий, изменять которые запрещает 44-ФЗ. Но есть исключения, когда стороны могут договориться и уменьшить или увеличить стоимость договора. Разберемся, при каких условиях можно менять цену и в каком размере.
При заключении договора
Заказчик хочет докупить товар на сумму экономии
Если заказчик провел конкурс, аукцион или запрос предложений, в которых сэкономил, то на основании ч. 18 ст. 34 44-ФЗ он может закупить больше товара на сумму экономии при следующих условиях:
- закупают товар (не услуги и работы);
- заказчик предусмотрел в документации право на увеличение количества товара;
- итоговая цена договора не превышает НМЦ;
- цену увеличивают пропорционально объему продукции — стоимость единицы товара рассчитывают, разделив итоговую цену контракта на изначальное количество товара.
Победитель может согласиться или отказаться от предложения:
- Если откажется, то контракт заключают по цене, которую предложил участник, на условиях документации закупки.
- Если соглашается, то стороны заключают дополнительное соглашение с новыми условиями и ценой, заказчик публикует в ЕИС новый контракт и документы, подтверждающие внесение изменений в проект контракта.
Влияние НДС на цену договора
Может ли заказчик уменьшить цену на величину НДС, если победитель закупки работает на упрощенной системе налогообложения (УСН)? По ч. 2 ст. 34 44-ФЗ цена является твердой и действует на весь срок исполнения. Но в практике есть разные случаи в зависимости от позиции судов.
В 2017 году Минфин опубликовал письмо № 03-07-11-72354, в котором разъяснил свою позицию: в 44-ФЗ нет оснований заказчику корректировать цену в зависимости от системы налогообложения победителя. Если победитель применяет упрощенную систему, то заказчик должен оплатить контракт по предложенной участником цене.
Верховный суд в Определении от 23.09.2019 N 306-ЭС19-15999 высказал позицию, что если заказчик выделил НДС, то нужно подписывать контракт на таких условиях. Заказчик оплачивает контракт вне зависимости от того, какую систему применяет победитель. Если заказчик выделит НДС в платежном поручении, то поставщику на «упрощенке» не надо платить налог.
Главное — не выставлять заказчику счет-фактуру.
Как поступить, если госзаказчик не указал в документах закупки условия, по которым будет оплачивать договор победителю на УСН:
- Заранее уточните этот момент в запросе на разъяснения.
- Если подавать запрос на разъяснения уже поздно, то направьте заказчику протокол разногласий перед подписанием договора и попросите не выделять НДС.
- При отказе заказчика изменить в договоре формулировку про налог, подписывайте контракт на этих условиях, и не выставляйте счет-фактуру после исполнения.
- Если госзаказчик вычтет из цены размер налога и перечислит меньшую сумму, то обращайтесь в суд.
После заключения контракта
Уменьшение стоимости без изменения объема товара, работ, услуг (ТРУ)
Цену контракта можно уменьшить без изменения объема товара и услуг, если поставщик согласен пересмотреть ее (п.1а ч.1 ст. 95 44-ФЗ). Увеличить стоимость по этому условию нельзя. Новую стоимость стороны фиксируют в дополнительном соглашении.
Изменение количества ТРУ
Заказчик может предложить поставщику уменьшить или увеличить количество поставляемых товаров, работ, услуг на 10 % и соизмеримо снизить или повысить стоимость оплаты за контракт. При этом соблюдают следующие условия:
- Заказчик прописал условие в документации закупки, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта.
- Изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок.
- Новый объем ТРУ и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора.
- Стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги: например, если закупали 100 ручек за 1000 рублей, то при закупке 110 ручек стоимость поднимут до 1100 рублей.
Изменение условий крупных долгосрочных госконтрактов
Если госконтракт невозможно исполнить из-за независимых от поставщика и заказчика обстоятельств, то существенные условия в нем можно изменить. Срок и предельную цену контрактов, при которых можно менять стоимость и другие существенные условия, устанавливает постановление № 1186:
- Федеральные госконтракты на сумму от 10 млрд рублей и срок от 3 лет, кроме контрактов на проведение клинических исследований лекарств для медицинского применения.
- Региональные контракты на сумму от 1 млрд рублей сроком от 3 лет.
- Муниципальные договоры на сумму от 500 млн рублей сроком от 1 года.
- Федеральные госконтракты на проведение клинических испытаний лекарств на сумму от 40 млн рублей на срок от 3 лет.
Изменение тарифов на ТРУ
Если в течение исполнения договора изменились тарифы — регулируемые государством цены, то стоимость договора можно пересмотреть. При этом не изменяется качество и количество ТРУ. Новый тариф умножают на оставшийся товар, услуги и заключают дополнительное соглашение.
Например, так можно повысить цену за договор с единственным поставщиком на управления многоквартирным домом или поставку энергии, воды, тепла (п. 8, 22 ч. 1 ст.
93 44-ФЗ).
Заказчику сократили бюджет
Государственный или муниципальный заказчик планировал провести закупку на бюджетные деньги, но лимиты «урезали», и заказчик не может заплатить поставщику полную сумму. Госзаказчик согласовывает с исполнителем возможность снижения цены:
- Если поставщик согласен снизить стоимость и не менять объем поставляемого товара и услуг, то цену снижают до размера доведенных на закупку денег.
- Если отказывается — вместе с ценой снижают объем поставляемого товара и услуг. Объем ТРУ уменьшают соразмерно цене по методике из постановления № 1090.
Лечение за границей
Цену можно менять в контрактах с зарубежной компанией на лечение гражданина России, если по медицинским показаниям добавили или уменьшили перечень услуг. В договоре должно быть предусмотрено такое условие.
Крупные строительные тендеры
В контрактах на строительство, реконструкцию, капремонт стоимость можно увеличить на сумму до 30 % при условиях:
- срок исполнения договора — больше 1 года;
- цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ;
- договор нельзя исполнить из-за независимых от сторон обстоятельств;
- получено письменное обоснование на основании решения Правительства РФ, исполнительного органа субъекта или местной администрации соответственно;
- срок исполнения не изменился.
Ответственность за нарушение порядка изменения цены контракта
За нарушение порядка пересмотра стоимости ответственность несет только госзаказчик. Если он подпишет дополнительное соглашение с поставщиком об изменении цены договора по условиям, которых нет в 44-ФЗ, то получит штраф:
- 20 тыс. рублей — на должностное лицо;
- 200 тыс. рублей — на юрлицо.
По гособоронзаказу штраф составляет:
- 50 тыс. рублей — на должностное лицо;
- 500 тыс. рублей — на юрлицо.
Если изменения повлекли дополнительное расходование бюджетных денег или уменьшение поставляемых товаров, работ, услуг, то штраф накладывают в двукратном размере от дополнительно израсходованной суммы или цен на ТРУ.
Увеличение цены контракта на 10 процентов по 44-ФЗ 2022 г.
В советское время опытные финансовые дельцы, называемые «толкачами», при «вышибании» денежных средств и дефицитных материалов из соответствующих министерств и ведомств, всегда закладывали цифры с преувеличением процентов на 30, в расчете на неизбежные потери при оформлении и подписании документов, перевозках, погрузках и пр. Сейчас при оформлении закупочной документации и заключении контракта приходится обосновывать и считать точное количество закупаемого продукта, чтобы не попасть на штрафные санкции.
Но так устроен мир, что самые точные расчеты при оформлении документов о закупке оказываются ошибочными, поскольку в процессе исполнения контракта постоянно появляются непредвиденные обстоятельства.
Вдруг, например, выясняется, что забыли заказать бумагу для принтеров в отдел закупок, или не учли изменившиеся размеры отремонтированного помещения при покупке стройматериалов и т. д.
Вот тут на повестке дня перед заказчиком встает вопрос: как увеличить объем закупок и, самое главное, как оформить соглашение на увеличение цены контракта, чтобы проверяющие органы впоследствии не ударили его по самому болезненному месту – карману.
Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат
2. Увеличение стоимости контракта при поставке товаров
Пример из практики. Условиями контракта предусмотрена поставка 1000 пачек бумаги стоимостью 300 рублей каждая и 100 рулонов бумаги для факса по 100 рублей за рулон. Цена контракта составляет: 1000*300 + 100*100 = 300 000 + 10 000 = 310 000 рублей.
В процессе выполнения контрактных условий заказчик решил увеличить партию поставок. В денежном эквиваленте нельзя превысить сумму поставок более, чем на 31 000 рублей. Как правильно рассчитать количество товара? Также пропорционально каждому наименованию увеличиваем на 10 процентов от изначального объёма.
1000 + 1000 * 10% = 1000 + 100 = 1100 — количество пачек бумаги для поставки;
1100 * 300 = 330 000 рублей.
100 + 100*10% = 100 + 10 = 110 — количество рулонов бумаги для факса для поставки;
110 * 100 = 11 000 рублей.
339 000 + 11 000 = 350 000 рублей — цена контракта после увеличения на 10 процентов.
В сопроводительную документации в этом случае следует добавить подписанное обоими контрагентами Дополнительное соглашение на увеличение стоимости контракта, а также Универсальный передаточный документ на дополнительную поставку.
3. Увеличение стоимости контракта при выполнении работ
Если речь идет о строительных работах, то следует учитывать объем и сметную стоимость дополнительных работ. Если они не превышают 10 процентов от НМЦК, то изменение условий контракта с точки зрения законодательства не запрещается. Достаточно оформить дополнительное соглашение к контракту и локальный сметный расчёт необходимых стройматериалов.
4. Увеличение стоимости контракта при оказании услуг
Представим себе ситуацию, когда в течение контрактного срока предоставляемых услуг уборки помещений у заказчика появилась дополнительная площадь уборки. Если эта площадь не превышает десятипроцентного порога общей площади оказываемых услуг и находится в этом же здании, то вполне возможно подписание обеими сторонами дополнительного соглашения об увеличении стоимости контракта и объёма продаваемых услуг
Иными словами, судебная практика опирается на ст. 95 44-ФЗ, ограничивающую изменение цены контракта более чем на 10%.
При этом, если дело касается строительных работ и дополнительных работ, выявленных в ходе выполнения работ и препятствующих выполнению основных работ, можно подписывать дополнительные соглашения на увеличение цены контракта. Во всех других случаях законодательство запрещает изменять цену контракта.
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Можно ли изменять существенные условия госконтракта: изменения с 2022 года
Возможно ли изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ — да, в строго ограниченных случаях. Есть положения, которые меняют и улучшают без проблем, а есть требования, которые править категорически запрещено. С 2022 года появятся новые основания, а действующие утратят силу.
Что изменится в 2022 году
С 01.01.2022 вступают в силу изменения в Закон о контрактной системе, которые установлены 360-ФЗ от 02.07.2021. Поправки коснулись и правил работы с изменением существенных условий.
Со следующего года право на уменьшение цены контракта без изменения объема по п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе утратит силу. А существенные условия контракта будут менять, в том числе и если такое право не прописано в документации и контракте.
Добавили право менять объем и вид работ: у сторон появится возможность однократно изменить срок по контрактам жизненного цикла и госконтрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
А изменять стоимость придется только в пределах доведенных ЛБО. Подробнее: «Лимиты бюджетных обязательств: как принять и распределить на госзакупки».
Дополнили список оснований, когда вправе изменить существенные условия контракта:
- Если заключен госконтракт жизненного цикла со стройкой и капремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. При условии что сметная стоимость по итогам госэкспертизы превышает цену госконтракта. Корректировка цены госконтракта допускается в пределах 30 %.
- Появится право изменить срок исполнения отдельного этапа госконтракта, но в рамках общего срока исполнения контракта.
- Если заключен госконтракт на срок не менее одного года с предметом закупки научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Цена соглашения равна или превышает предельный размер правительства. И изменение потребовалось из-за обстоятельств, которые не зависят от сторон и препятствуют выполнению обязательств. Чтобы изменить госконтракт, придется обосновать решение. Корректировка объема и цены допускается в пределах 30 %.
Для работы с существенными условиями в госконтракте жизненного цикла установили правило, что если сметная стоимость по результатам госэкспертизы меньше цены госконтракта, то заказчику придется уменьшить цену до сметной.
А с 01.07.2023 соглашение об изменении госконтракта по результатам электронных процедур стороны начнут заключать в ЕИС, кроме случаев, когда в ЕИС запрещено публиковать информацию.
Что относится к существенным условиям
К существенным условиям относятся положения, которые обязательно включаются в госконтракт в силу прямого указания закона.
В п. 1 ст. 432 ГК указано, что договор не заключается, если не достигнуто согласие по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и всех тех условий, относительно которых по заявлению одной из сторон достигается соглашение.
В ст. 34 Закона о контрактной системе указано, что в госконтракте обязательно отражают такие условия:
- порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
- цену;
- итоговую цену каждого этапа;
- ответственность заказчика и поставщика; , работы, услуги;
- порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
- уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик;
- обеспечение исполнения обязательств и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
- порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
- предоставление нового обеспечения исполнения обязательств, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств, отозвали лицензию.
В 2021 году заказчики, которые получают деньги из федерального бюджета, в случаях, которые указаны в Федеральном законе № 385-ФЗ от 08.12.2020, обязаны включать в контракт условие о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.
В помощь заказчикам разрабатывают готовые формы госконтрактов, в которых закреплены все существенные условия. Это позволяет не допускать ошибок. Правила использования таких форм утверждены постановлением Правительства № 606 от 92.07.2014.
В п. 7 этого ПП указано, можно ли вносить изменения в типовой контракт по 44-ФЗ, — нет, заказчики только выбирают от одного до нескольких значений перечня для заполнения переменной части. Постоянная часть типовых контрактов не изменяется.
В письме Минфина № 24-05-06/28316 от 08.04.2020 указано, что другие данные, кроме предлагаемых типовыми формами или типовыми условиями, приводить нельзя.
За изменение типовых условий или включение дополнительных условий, не предусмотренных типовым контрактом, работников заказчика штрафуют на 3000 рублей по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как изменять госконтракты без нарушений и штрафов. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как изменить госконтракты на строительные работы
С 01.07.2019 в ч. 1 ст. 95 44-ФЗ ввели п. 8, 9, в которых закрепили, можно ли внести изменения в существенные условия при исполнении контракта, если меняете объем или виды работ по строительству, — да. Собрали все условия для этого действия в таблицу.
В строительной сфере изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случаях:
- заключен на год и более;
- цена равна или превышает 100 млн руб. Это закреплено в п. 1 (1) Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013;
- работы не выполняются по не зависящим от сторон обстоятельствам;
- изменение не приведет к увеличению срока исполнения или цены более чем на 30 %.
Чтобы изменить условия, требуется письменное обоснование решения. Оно основывается на акте правительства, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации
Изменяют один раз, новый срок не больше первоначального.
Контракт не исполняется по не зависящим от сторон обстоятельствам или по вине подрядчика. Если виноват подрядчик, то ему придется сначала оплатить неустойку (штрафы, пени) и предоставить обеспечение исполнения госконтракта на новый срок. Срок действия банковской гарантии, которая предоставлена в качестве такого обеспечения, должна не менее чем на месяц превышать измененный срок исполнения госконтракта.
Это указано в ч. 3 ст. 96 44-ФЗ
Как изменить ставку НДС в контракте
С 01.01.2019 ставка НДС увеличилась с 18 до 20 %, и в Законе о контрактной системе появилось новое основание для изменения существенных условий. Изменение условий проекта контракта по 44-ФЗ из-за корректировки ставки НДС происходит на основании ч. 54 ст. 112 Закона о контрактной системе.
До 01.10.2019 по соглашению сторон цена госконтракта в рамках срока его исполнения увеличивается в пределах увеличенной ставки НДС, если выполняются следующие условия:
- контракт заключен до 01.01.2019;
- условиями госконтракта (в том числе при обосновании НМЦК) не предусмотрена увеличенная с 01.01.2019 ставка НДС;
- приемка и оплата товаров (работ, услуг) производится после 01.01.2019.
Как изменить предмет контракта
По общему правилу изменение предмета договора не допускается.
За его изменение оштрафуют должностное лицо на сумму в 20 000 руб., а юридическое — на 200 000 руб. А суды признают допсоглашение с изменением предмета контракта недействительным.
Но в ч. 7 ст. 95 44-ФЗ указано, что по согласованию сторон поставляются другие товары. Главное, чтобы качество и технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) были лучше по сравнению с предметом контракта.
Сторонам нельзя применять это основание для изменения страны происхождения товара. Такой запрет закрепляется нормативными правовыми актами, которые приняты в рамках ч. 3 и 4 ст. 14 44-ФЗ.
Вот пример реализации этой нормы.
Разъяснения по теме
Количество ТРУ разрешено увеличивать (уменьшать) неоднократно, так как законодательством не ограничено количество внесения изменений в госконтракт в этих случаях.
Главное разъяснение про увеличение контракта на 10 процентов по 44-ФЗ — новая цена контракта не должна отличаться более чем на 10 процентов от цены, по которой заключен госконтракт
Осуществляют увеличение ставки НДС госзаказчики только в рамках лимитов, доведенных на срок исполнения контракта.
Если их нет, то изменяют цену госконтракта в связи с увеличением ставки НДС только после доведения дополнительных лимитов
Памятка – Изменения объемов работ, услуг, количества товаров в пределах 10%
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определённых Законом 44-ФЗ случаях[1]. В памятке разберем один из случаев изменения количества товаров, объема работ, услуг.
Подпункт «б» пункта 1 части 1 ст. 95
«… если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, проведению работ по сохранению ОКН) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%.
При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально доп. количеству товара, доп. объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара…».
Любые товары, работы, услуги, кроме выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.
Способ определения поставщика
- Любые способы, кроме запроса котировок[2].
- Условие распространяется и на все контракты, заключенные по ст. 93 Закона 44-ФЗ (и по п. 4, 5 ч.1 ст.93, и с «монополистами»).
- При проведении конкурентных способов определения поставщика – такое условие должно быть предусмотрено в документации о закупке (в проекте контракта) и контракте.
- При осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – в контракте.
При исполнении контракта
Какие условия контракта можно менять
- Только количество товара / объем работ / объем услуг.
- Только товары, работы, услуги, предусмотренные контрактом.
- Новые виды товаров, работ, услуг добавлять нельзя. Оплата доп. работ, не предусмотренных контрактом – незаконна[3]
Величина изменения количества/ объема
- Не более 10 % от первоначального (может быть как снижение, так и увеличение).
- Нельзя исключить некоторые виды товаров, работ, услуг, т.к. это уже будет изменение более чем на 10%.
- При изменении количества, объема необходимо учесть акты о нормировании, например, нормативные затраты, если правовыми актами установлены ограничения на количество товаров, объем работ, услуг, необходимых для обеспечения функций государственных/муниципальных заказчиков[4]
Если в одном контракте закупается несколько видов товаров, работ, услуг или закупаются работы по смете
- Изменение не более 10 % применяются к позициям сметы или к отдельным видам товаров, работ, услуг[5]. Необходимо изменить смету по тем позициям, которые нужно увеличить или уменьшить с соответствующим изменением общей цены контракта. При исполнении контракта можно увеличить или уменьшить количество товара, объем работ или услуг по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов исходя из установленного в контракте количества товара, объема работ или услуг. Общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному количеству товара, объему работ или услуг, но не более чем на десять процентов[6]. Т.е., например, можно изменить объемы, как по некоторым позициям сметы, так и по всем позициям, но нельзя изменить один вид работ на 20%, а другой – на 5%.
- Одновременное увеличение и уменьшение количества разных видов товаров, работ, услуг в рамках одного контракта положениями закона не запрещено[7].
Изменение цены контракта
- Не более 10 % от первоначальной цены.
- Цена контракта меняется пропорционально объему с учетом единичных расценок в контракте.
- При уменьшении предусмотренного контрактом количества товара, объема работы или услуги – цена контракта ДОЛЖНА быть уменьшена исходя из цены единицы товара, работы или услуги.
- Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
- Цена контракта должна быть изменена с учетом положений бюджетного законодательства РФ (т.е. в пределах доведенных лимитов или в пределах сумм, утвержденных в плане ФХД).
- Если цена контракта увеличивается более чем на 10%, то заключается новый контракт.
- Если цена контракта уменьшается более чем на 10 %, то возможно расторжение контракта по соглашению сторон на фактическое количество, объем[8]
Иные условия контракта
- Единичные расценки, сроки, характеристики товаров, работ, услуг, условия оплаты и прочие условия – менять нельзя.
- При изменении цены контракта может потребоваться изменение иных, связанных с ценой, условий контракта, например, размера аванса и размера штрафов. Однако, изменение таких условий указанными пунктами ст.95 Закона 44-ФЗ не предусмотрено, поэтому рекомендуем размер аванса и размер штрафов устанавливать в контракте только в процентах от цены контракта, без указания их значения в валюте цены контракта.
- Независимо от того, каким образом указаны в контракте штрафы, начисляемые за ненадлежащее исполнение условий контракта (в процентном выражении или в твердой сумме), после заключения соглашения об изменении цены контракта штрафы должны начисляться исходя из скорректированной цены контракта, то есть с учетом внесенных в контракт изменений[9]. Есть иной подход – допускающий возможность корректировки условий контракта об ответственности сторон в случае изменения цены контракта[10].
- При заключении контракта с СМП/СОНО в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от ЦЕНЫ, по которой ЗАКЛЮЧАЕТСЯ контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Если в ходе исполнения контракта цена контракта изменилась, размер обеспечения исполнения контракта не меняется!
Порядок изменения условий контракта
- Инициатор изменений – заказчик («по предложению заказчика»).
- Оформляется дополнительным соглашением, подписанным сторонами, в дополнительном соглашении рекомендуем указать, что изменения вносятся по предложению заказчика.
- Если контракт внесен в реестр контрактов в ЕИС, то дополнительное соглашение тоже направляется в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней со дня его подписания сторонами[11]
Когда нельзя применять данное условие об изменении объема/количества
- При осуществлении закупок с «неопределенным объемом» (ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ) или закупок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракт»[12]. Данное правило связано с тем, что в указанных закупках нет «цены контракта», в контракте устанавливается только максимальное значение цены контракта (лимит), а изменение данного значения в ст.95 Закона 44-ФЗ не предусмотрено.
- Если возможность такого изменения не была предусмотрена контрактом.
- Если заказчик проводит закупку способом запроса котировок.
Сколько раз можно вносить такие изменения в контракт
Но изменение объемов/количества по отношению к первоначальному не должно быть более 10%. Т.е. можно поменять объем/количество сразу один раз на 10% или вносить изменения несколько раз (оформить несколько дополнительных соглашений) пока не достигнем максимально допустимого предела изменений в 10% от первоначального.