- Пакинг лист не имеет большого значения
- В пакинг лист нужно вносить минимальное количество информации
- В пакинг листе можно указать приблизительный вес
- Пакинг лист – то же самое, что и коммерческий инвойс
- Образцы пакинг листов
- Заполнение упаковочного листа: образцы, примеры, правила оформления
- Когда применяется упаковочный лист
- Количество мест
- Зачем нужен упаковочный лист
- Инвойс – Invoice
- Правила составления упаковочного листа
- Образец и установленные правила внесения сведений для заполнения
- Правила оформления
- Законодательная база
- Как оформлять
- Свидетельство о происхождении товара (Certificate of Origin)
- Дополнительные документы
- Документы от перевозчика, экспедитора и агента
Можно выделить три основных товаросопроводительных документа в морской перевозке: коносамент, пакинг лист (Packing List) и коммерческий инвойс (Commercial Invoice). Сразу отметим, что пакинг лист и упаковочный лист используются как синонимы. Многие грузоотправители осведомлены о важности коносамента и его ключевой роли в организации качественной перевозки.
Однако значимость пакинг листа также важно правильно оценивать. Существуют определенные аспекты, которые необходимо учитывать при заполнении данного документа. Это поможет избежать целого ряда недоразумений, возникающих при некорректной работе с ним.
В настоящей статье рассмотрим наиболее распространенные заблуждения о пакинг листе.
Пакинг лист не имеет большого значения
Одно из самых частых заблуждений, но это один из самых важных документов при транспортировке. Фактически, он необходим для формирования коносамента. Его задача информировать все стороны, участвующие в процессе доставки, о содержании груза.
Он требуется таможенным органами в пункте назначения. С его помощью определяется соответствует ли груз местным законам и требованиям безопасности.
Между перевозчиком и грузоотправителем могут возникнут споры, связанные с весом груза. Кроме того, груз могут повредить во время транспортировки. Пакинг лист используется в этом случае в качестве доказательства. Прикладывается к исковому заявлению, если дело доходит до суда.
В пакинг лист нужно вносить минимальное количество информации
Это утверждение ошибочно. В пакинг листе должны быть указаны:
- данные о размере и весе всех товарных позиций по отдельности;
- сведения о размере и весе совокупно всей партии;
- полная контактная информация грузоотправителя (экспортера) и грузополучателя.
При создании пакинг листа для международной перевозки для каждой позиции товара должно быть дано общее описание. Для коммерческих перевозок Вы также должны указать условия Инкотермс, по которым будет осуществлена отгрузка. Убедитесь, что во всех ваших документах указаны одни и те же условия Инконтермс.
Корректное и единообразное заполнение сведет к минимуму риск путаницы и ошибок.
В пакинг листе можно указать приблизительный вес
Этого делать не следует, поскольку может привести к дополнительным проверкам и задержкам. Когда груз прибывает в порт (как в месте отправления, так и в пункте назначения) он обычно взвешивается и измеряется. Любые расхождения между фактическим весом и весом, указанном в пакинг листе, могут вызвать подозрения.
На их основании таможенные органы могут принять решение о задержке груза и проведении инспекции. Груз не будет отправлен пока содержимое контейнера и его параметры не будут определены правильно.
Пакинг лист – то же самое, что и коммерческий инвойс
Пакинг лист и коммерческий инвойс схожи по содержащейся в них информации. Тем не менее существует разница в их функциональности. Номер коммерческого инвойса необходимо указывать в пакинг листе. В сведениях, которые содержатся в этих двух документах, не должно быть противоречий. Однако коммерческий инвойс не может заменить пакинг лист и наоборот.
Ранее уже упоминалось, что в пакинг листе указывается количество, тип, вес и размеры отправляемого груза. Именно пакинг лист служит ключевым документом в случае возникновения каких-либо споров и претензий. Что касается коммерческого инвойса, то он является юридическим документом между поставщиком и клиентом.
Инвойс не только описывает продаваемые товары, но и сумму, которую клиент должен заплатить за товар.
Можно рассмотреть это и с другой стороны. Пакинг лист обычно отправляется получателю товара, а коммерческий инвойс отправляется стороне, ответственной за оплату товаров.
Образцы пакинг листов
Ниже представлены некоторые образцы упаковочных листов в вертикальном и горизонтальном исполнении на русском и английском языках.
Заполнение упаковочного листа: образцы, примеры, правила оформления
Оформление упаковочного листа применяется при транспортировке различного рода грузов. Это товаросопроводительный документ, составляемый в виде описи, которая отражает наименование перевозимых товарно-материальных ценностей, их количество, вес и т.п. параметры.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
В перечень содержащихся в упаковочном листе сведений могут входить любые показатели груза, кроме его стоимости.
Это вполне закономерно, учитывая тот факт, что документ располагается снаружи упаковки и является легкодоступным (т.е. не указывая цену товара, отправитель обеспечивает дополнительную меру по его сохранности). Грубо говоря, случайный человек цену груза не узнает.
Когда применяется упаковочный лист
Упаковочный лист используется при перевозке грузов с помощью транспортных компаний – в этом случае применение данного документа хоть по закону и не является обязательным, но часто бывает зарегистрировано в учетной политике перевозчика.
В случае переправки товарно-материальных ценностей за границу, составление документа является необходимостью (для предоставления его на таможне).
Упаковочный лист может оформляться на однородный груз или же различный товарный ассортимент, упакованный в одно товарное место (коробку, ящик, паллету, сверток, бочку и т.п.). Он располагается на поверхности упаковки таким образом, чтобы его можно было легко найти и ознакомиться со всей необходимой информацией.
Упаковочный лист может быть самостоятельным документом или же служить приложением к счету-фактуре, например, если вес, количество и вид каждого товарного места различны или переправляется большой объем товарно-материальных ценностей.
Количество мест
В терминологии грузоперевозки, грузовое место — единица измерения груза, которую считает перевозчик. Одно место может быть одна коробка или один паллет или один ящик или сверток. Два грузовых места — может быть один ящик и одна коробка.
В документы для грузоперевозки 1 грузовое место заносят как COLLI (colis). Если груз упакован на паллеты (pallets), пишут PLT. Компания-перевозчик перевозит именно места.
Например, взял 10 мест (ящиков) к перевозке, сдал 10 мест. При условии, что упаковка остается целой и количество мест совпадает, неважно, что происходит внутри. Согласно концвенции CMR, перевозчик не несет ответственности за внутритарные нутритарные (то что внутри тары) повреждения.
Не выкатывайте претензию перевозчику, если сэкономили на таре.
Зачем нужен упаковочный лист
Роль данного документа довольно проста: он служит неотъемлемым приложением к транспортируемому грузу. Поскольку перевозимый товар так или иначе проходит через склады логистических компаний, задействованных в его перемещении, он смешивается с другими грузами.
Упаковочный лист, содержащий всю необходимую информацию и прикрепленный непосредственно к упаковке, помогает сотрудникам транспортных компаний быстро определить целостность товара, сориентироваться в том, куда именно он перевозится, его количественных характеристиках, весе и т.д.
Это дает возможность сэкономить время при сортировке грузов, не ошибиться с пунктом назначения конкретного товара, и не потерять его на различных этапах транспортировки.
Инвойс – Invoice
Инвойс (invoice) входит в обязательные документы для грузоперевозки. Инвойс может так же именоваться «счет-фактура». В инвойсе отражается факт сделки между продавцом и покупателем.
Инвойс содержит наименование товара, количество каждого наименования, цена за единицу, общая сумма к оплате. Обязательно указывают дату, номер, названия и реквизиты покупателя и продавца. Налоги к уплате указывают отдельно.
Также в инвойсе могут указывать условия сделки, сроки и способы оплаты и отгрузки. Инвойс — ключевой документ для грузоперевозки. Инвойс требуют при таможенном оформлении груза.
Оперативность прохождения таможни зависит (целиком и полностью!) от того, как правильно оформлен инвойс. Для перевозчика важно, чтобы инвойс на перевозимые грузы был оформлен точно и правильно.
Правила составления упаковочного листа
Определенной, обязательной к применению формы упаковочного листа нет – бланк может быть оформлен в произвольном виде с включением любых пунктов, не противоречащих законодательству РФ. Главное, чтобы он содержал:
- сведения об отправителе груза,
- получателе,
- точном адресе пункта назначения,
- виде упаковки,
- наименовании перевозимого товара,
- его количестве и весе.
К оформлению документа следует относиться внимательно, стараться не допускать ошибок, а если таковые все же случились, лучше составить новый лист. Это важно, поскольку с момента принятия груза к транспортировке и до момента его сдачи принимающей стороне, ответственность за целостность товарно-материальных ценностей несет перевозчик.
Здесь следует акцентировать внимание на том, что ответственность на транспортной компании лежит именно за целостность упаковки, а вот за сохранение качества товара при перевозке он ответственности не несет.
Иными словами, если заказчик сэкономил на упаковке и упаковал товар в ненадлежащую тару, то в случае его внутренних повреждений при перемещении, доказать вину перевозчика будет проблематично.
Образец и установленные правила внесения сведений для заполнения
По причине большого количества разных типов товаров возникает необходимость в обязательной подписи ящиков, коробок и паллет специальными упаковочными листами. Применение документов обеспечивает экономию времени и ресурсов в процессе отгрузки грузовых партий, исключает пересортицу с возникновением ситуаций, когда клиент получает не предназначенный для него товар. Обеспечивается проверка сохранности наименований продукции, снижается риск потери грузовых единиц при перемещении по терминалу.
Бланк упаковочного листа – это официальный документ, который выполняет функцию сопровождения товаров, а составление бумаг рекомендуется осуществлять только квалифицированными специалистами. В качестве основания для правильного внесения данных может использоваться лист, который составлен в свободной форме. Также отсутствуют фактический регламент подачи данных, которые представляются производителем.
Составление документа актуально для тех случаев, когда грузовое место может включать в себя товары разнородного типа. В тех ситуациях, когда упаковочные листы не поступают с товаром или теряются при осуществлении перевозки, данный факт может оказать негативное влияние на оценку достоверности установленной стоимость в процессе проведения таможенной процедуры.
При реализации грузовых перевозок в качестве места традиционно выступает единица изменения товара, которую предпринимает к осуществлению транспортировки перевозчик. Примером является коробка, ящик или сверток. В рамках одного места может размещаться одна коробка или ящик.
С целью обозначения применяется наименование COLLI. При упаковке товаров на паллеты применяется указание PLT.
Следует обращать внимание на то, что перевозчик осуществляет транспортировку именно тех мест: получил 10 мест и в результате сдал 10 мест. В рамках конвенции CMR перевозчик не отвечает за вероятные повреждения внутри тары. Соответственно, для тех ситуаций, когда продукция была повреждена внутри сформированной упаковки, сторона перевозчика не принимает на рассмотрение претензии.
В образце упаковочного листа можно рассмотреть примерные сведения, необходимые для указания. Составляется специальный лист с юридическим наименованием компании-отправителя груза, а также получателем продукции. Основное поле включает в себя таблицу с наименованием товаров, количеством единиц.
В дополнительных полях выставляются отметки с количеством ящиков, массами брутто и нетто.
Добавлены отметки с габаритами тары, благодаря которым можно рассчитать необходимое для хранения продукции место. Обязательно указывается информация с номером контракта, датой его заключения, а также датой составления упаковочного листа. Выделяется фамилия и инициалы генерального директора – ответственного лица за составление документа.
Видео на тему: «Упаковочный лист и его заполнение»
Правила оформления
Оформлять упаковочный лист можно на обычном листе А4 формата, как в печатном, так и в рукописном виде. При этом документ обязательно должен содержать «живую» подпись отправителя груза, т.е. упаковщика.
Удостоверять упаковочный лист печатью не обязательно, поскольку с 2021 года юридические лица полностью освобождены от требования использовать в своей деятельности штампы и печати.
Оформляется документ минимум в двух экземплярах, один из которых остается у отправителя, второй передается на руки представителю транспортной компании. По мере надобности может быть создан и третий экземпляр, который отправляется получателю груза.
Законодательная база
Ротация упаковочного листа регулируется сразу несколькими законодательными документами. Поскольку бумага используется для транспортировки как внутри государства, так и за его пределами, основные положения описаны в таможенном кодексе ТС. Кроме этого, нормативное регулирование осуществляется следующими документами.
- Бернские грузовые конвенции для ж/д транспорта от 1985 года.
- Женевская конвенция для автодорожного транспорта от 1975 года.
- Варшавская конвенция для воздушных сообщений от 1955 года.
- Конвенция ООН для смешанных перевозок от 1980 года.
- Федеральный закон, касающийся контроля транспортировки грузов автомобильным сообщением.
Как оформлять
Бланк СМR (международная транспортная накладная) составляется не менее чем в четырех экземплярах:
- для отправителя;
- для получателя;
- для фирмы перевозчика;
- для расчетов.
Если планируется отправка одного заказа на нескольких транспортных средствах либо несколькими партиями, количество экземпляров может быть увеличено.
- Документ на груз: как правило, это и есть упаковочный лист, оформленный по произвольному образцу.
В некоторых особых случаях наряду с этими бумагами понадобятся и дополнительные: характеристика груза, разрешение на перевозку и др. Обычно это связано с особым характером материальных ценностей – опасные химические вещества, биологические образцы и т.п.
Свидетельство о происхождении товара (Certificate of Origin)
Свидетельство о происхождении товара входит в обязательный перечень документов для грузоперевозки.
Сертификат о происхождении товара — документ на специальном бланке, с описанием товара и подтверждением со стороны государственного органа, что товар, на который оформлено свидетельство о происхождении товара, произведен или переработан в стране, от имени которой действует указанный государственный орган. Сертификат о происхождении товара выдает торгово-промышленная палата страны производства. Получатель данного документа — поставщик товара.
Стандартная форма определена Конвенцией Киото.
Если необходимо документальное происхождение страны происхождения при таможенном оформлении товара, предоставляют свидетельство о происхождении товара. Одно государство не имеет право подтвердить происхождение товара, произведенного в другой стране.
Дополнительные документы
Будьте готовы, что в некоторых случаях таможенные органы могут запросить у вас дополнительные документы. Делается это для определения таможенной стоимости товара. В основном запрашивают:
- экспортную декларацию отправителя (при импорте товаров);
- коммерческое предложение продавца (при импорте);
- калькуляцию изготовителя для подтверждения себестоимости.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Документы от перевозчика, экспедитора и агента
В эту группу включаются договоры на транспортировку, оказание экспедиторских или агентских услуг, а также выставленные счета за услуги этих лиц и страхование груза. Особые требования предъявляют к счету на оказание транспортировочных услуг. Сумма счета должна быть разбита на две группы:
- затраты на доставку от места отправления до таможенного пункта;
- затраты на доставку от таможенного пункта до места доставки.
В договоре об оказании транспортных услуг укажите место отправления, место пересечения таможенной границы и место доставки. Для таможенного оформления нужны копии договоров и счетов.