- Комментарий к Ст. 709 ГК РФ
- Как изменить или расторгнуть контракт из-за повышения стоимости на стройматериалы
- Как изменить цену контракта из-за удорожания строительных ресурсов
- Какими правилами руководствоваться при изменении цены
- Как изменить расценки на стройматериалы в смете госконтракта
- Об авторе этой статьи
- Условия о цене и порядке расчетов в договоре строительного подряда
- Общие положения о цене договора строительного подряда.
- Ситуация.
- Ситуация.
- Обязательность оформления актов по унифицированной форме.
- Соотношение понятий «предоплата» и «аванс».
- Возмещение расходов подрядчика заказчиком по договору подряда 2022 г.
- 1. Правовая база
- 2. Дополнительные расходы
1. В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.
2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
3. Цена работы может быть определена путем составления сметы.
В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
5. Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора.
В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.
Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
6. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 709 ГК РФ
1. В п. 1 комментируемой статьи устанавливаются общие правила определения цены выполненных по договору подряда работ.
При этом подчеркивается, что цена подлежащих выполнению работ или способы ее определения должны указываться в договоре подряда. В связи с этим следует иметь в виду, что цена договора подряда может быть как определенной, так и определимой.
Несмотря на очевидное сходство формулировки правил определения условия о начальном и конечном сроках договора подряда (в договоре подряда «указываются начальный и конечный сроки выполнения работы») и условия о цене (в договоре подряда «указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения»), благодаря возможности использования при определении цены нормы, содержащейся в п. 3 ст. 424 ГК РФ, при отсутствии в договоре подряда таких указаний условие о цене не может рассматриваться в качестве существенного для данного договора.
Вместе с тем судебно-арбитражная практика при решении данного вопроса испытывает колебания. Ряд решений окружных федеральных арбитражных судов свидетельствуют о признании условия о цене существенным условием договора подряда , однако имеются решения, в которых прямо отрицается подход к квалификации условия о цене как существенного условия договора подряда. Так, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 3 августа 2010 г.
N Ф03-792/2010 по делу N А73-4511/2008 указывалось, что согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ, когда в договоре цена отсутствует и не может быть установлена исходя из его условий, она определяется по правилам, предусмотренным данной нормой, о чем имеется ссылка в п.
1 комментируемой статьи, которую апелляционный суд не применил к данным правоотношениям сторон. Поэтому вывод суда о том, что цена выполненных работ является существенным условием спорных контрактов и вследствие того, что она не согласована сторонами, контракты являются незаключенными, не соответствует рассматриваемым нормам права. Произвольное признание договора подряда незаключенным нарушает волю сторон на совершение и исполнение сделки, не противоречащей закону.
———————————
См., например: Постановления ФАС Центрального округа от 25 февраля 2010 г. N Ф10-6018/09 по делу N А09-6210/2009; ФАС Волго-Вятского округа от 4 мая 2010 г. по делу N А43-25641/2009; ФАС Поволжского округа от 4 августа 2010 г.
по делу N А55-20919/2009; и др. (Путеводитель по судебной практике. Подряд.
Общие положения. Работа подготовлена специалистами СПС «КонсультантПлюс» 16 марта 2011 г. // СПС » КонсультантПлюс».
Здесь и далее, если специально не указано иное, примеры из судебной практики приводятся по указанному Путеводителю).
Цена в договоре подряда складывается из двух составляющих и включает, во-первых, компенсацию издержек, понесенных подрядчиком, и во-вторых, причитающееся ему вознаграждение за выполненную работу.
2. Если выполняемые работы невелики по объему и видам, то стороны обычно определяют цену при заключении договора подряда. Однако если объем работ велик, а их виды весьма разнообразны, то цена работы может быть определена путем составления сметы.
Смета может быть составлена любой из сторон договора, но поскольку подрядчик, как правило, является профессионалом, именно ему поручается ее подготовка. В связи с этим, если работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, она приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
3. Цена работы (смета) по договору подряда может быть приблизительной или твердой. Приблизительной является смета, от положений которой в ходе выполнения работ возможны отступления (превышение).
Твердой считается смета, от положений которой отступления (превышение) не допускаются. Закон устанавливает презумпцию согласования сторонами твердой сметы, поскольку при отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
4. Исходя из смысла комментируемой статьи не являющееся существенным превышение приблизительной сметы предполагается самим ее характером и не порождает каких-либо обязанностей со стороны подрядчика. Однако, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине — в существенном превышении приблизительной сметы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика.
Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную к данному моменту часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
5. Что касается твердой цены (сметы), то подрядчик не вправе требовать ее увеличения, а заказчик — уменьшения даже в том случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. В связи с этим любые изменения твердой цены (сметы) связаны с изменением договора подряда.
Характерный пример этого положения содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 5 октября 2009 г. N КГ-А41/8214-09 по делу N А41-19665/08, в котором указывалось, что согласно п. 3.1 договора стоимость работ по договору была определена в сумме 10029174 рубля.
Указанная сумма является твердой и включает в себя стоимость всех расходов и обязательств подрядчика, необходимых для выполнения работ по договору. В связи с выявлением увеличения объемов работ истец направил в адрес ответчика письмо, в котором просил заключить дополнительное соглашение к договору на сумму 2948820 рублей, которое ответчик подписать отказался. При рассмотрении дела апелляционный суд признал, что сумма 2948820 рублей является неосновательным обогащением для ответчика, поскольку работы на указанную сумму выполнены вне рамок договора, были приняты ответчиком, имеющим интерес в результате работ.
Отсутствие оплаты свидетельствует о том, что ответчик неосновательно обогатился за счет истца. Суд кассационной инстанции не может согласиться с указанным выводом, считает его противоречащим нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам. Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что правоотношения между истцом и ответчиком имели договорный характер.
Условиями договора были определены объем работ и их стоимость, при этом договорная цена являлась твердой. Истец не представил доказательств подписания сторонами соглашения об изменении твердой договорной цены, а также обращения к ответчику о необходимости проведения дополнительного объема работ в целях реализации предоставленных ему п. п.
5 и 6 комментируемой статьи прав .
———————————
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения // СПС «КонсультантПлюс».
6. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик вправе требовать увеличения установленной в договоре подряда как приблизительной, так и твердой цены (сметы). В случае отказа заказчика выполнить это требование он имеет право расторгнуть договор в соответствии со ст.
451 ГК РФ. Следовательно, данный случай рассматривается как частное проявление существенного изменения обстоятельств, являющегося основанием для одностороннего расторжения гражданско-правового договора.
В судебно-арбитражной практике, однако, требования подрядчика об увеличении твердой цены при существенном удорожании материалов подлежат удовлетворению только до подписания акта приемки-передачи. В частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. N ВАС-16857/10 по делу N А07-21862/2009 указывалось, что судом было установлено наличие в п.
п. 4.2 и 4.3 дополнительных соглашений к договору положений о компенсации генподрядчиком субподрядчику затрат, возникающих при существенном увеличении стоимости материалов, тарифов и услуг третьих лиц, не покрываемом действующим индексом, в соответствии с комментируемой статьей.
Суд оценил представленные в материалах дела доказательства, в том числе акты выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ формы КС-3, и установил, что истец выполнил согласованные сторонами работы, а ответчик оплатил их в полном объеме.
Учитывая, что договорные отношения прекращены в связи с исполнением обязательств по договору, результат работ принят и оплачен ответчиком, в период действия договора истец не воспользовался правом предъявления требований о дополнительной компенсации понесенных им затрат, связанных с удорожанием материалов, и расходов по доставке рабочих до объекта строительства, суд отказал в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика указанных затрат.
Доводы заявителя по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах и не являются основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.
Как изменить или расторгнуть контракт из-за повышения стоимости на стройматериалы
Еще с 2021 года для заказчиков и поставщиков возможно изменение цены контракта в связи с увеличением стоимости материалов и оборудования. В 2022 году стороны тоже могут корректировать существенные условия строительных госконтрактов, но уже по новым правилам.
Как изменить цену контракта из-за удорожания строительных ресурсов
Многим поставщикам знакома проблема: после заключения соглашения цены на материалы выросли в два раза, но по условиям госконтракта, вносить изменения нельзя. Минстрой предложил скорректировать действующий порядок — допустить возможность пересмотра цены госконтрактов по строительству. Еще в 2021 году вышло постановление правительства об увеличении цены контракта на 30 процентов — ПП РФ № 1315 от 09.08.2021.
В ПП РФ № 1315 от 09.08.2021 закрепили важнейшую меру поддержки строительной отрасли. С момента вступления постановления в силу у заказчиков и поставщиков появилась возможность изменения цены контракта по 44-ФЗ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, но не больше чем на 30%. Для увеличения стоимости стороны подписывают дополнительное соглашение.
Проверять инвестпроект на предмет эффективности использования бюджетных средств не требуется.
Три ведомства — Минфин, Минстрой и ФАС подготовили совместное письмо № 24-06-06/45785 от 10.06.2021, № 24044-АП/09 от 10.06.2021 и № ПИ/47490/21 от 10.06.2021, в котором разъясняется порядок изменения цены строительных контрактов в соответствии с № 44-ФЗ.
По логике ведомств, коррективы возможны из-за возникновения обстоятельств, которые не зависят ни от поставщика, ни от заказчика. Теперь допускается и увеличение цены контракта на 30 процентов по 44-ФЗ, и его расторжение по соглашению сторон.
Если стороны заключили строительный контракт стоимостью от 1 миллиона рублей и выше, то они вправе увеличить цену или срок исполнения соглашения, но только в пределах 30%. По правилам, корректировка допускалась только для госконтрактов с ценой от 100 миллионов рублей (п. 8 ч.
1 ст. 95 44-ФЗ, Приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019, ПП РФ № 1186 от 19.12.2013). Лимит в 1 миллион действует только до 31.12.2022.
Какими правилами руководствоваться при изменении цены
В процессе исполнения длительных госконтрактов на строительство меняются расценки на строительные материалы. Минстрой предложил, что делать с контрактами госзакупок, если подорожали строительные ресурсы, — менять расценки. Возможность изменения существенных условий установлена в № 44-ФЗ (п.
8 ч. 1 ст. 95).
Но все коррективы следует обосновать, то есть официально подтвердить, что удорожание стройматериалов привело к росту стоимости исполнения соглашения. Кроме того, потребуется получить разрешение — решение правительства или региональных властей.
Эксперты КонсультантПлюс детально разобрали требования к проектно-сметной документации в 2022 году. Используйте эти инструкции бесплатно.
Отдельного указа президента об увеличении сметной стоимости на 30 процентов с 2022 года нет, правила закреплены ПП РФ № 1315 в последней редакции. По правилам, допускается изменение любых существенных условий госконтракта, если эти коррективы не приведут к увеличению срока исполнения соглашения или цены свыше 30%.
Если заключили строительный контракт с ценой от 1 миллиона рублей (после 31.12.2022 — от 100 миллионов) на год и больше, и в процессе его исполнения возникли обстоятельства, не зависящие от сторон, из-за которых нельзя закончить работу, меняйте условия.
Сторонам разрешают одновременно менять и цену, и срок исполнения либо корректировать любое из этих условий. Но надо внести изменения в смету (п. 9-12, 14-14.3 методики Минстроя из Приказа № 841/пр от 23.12.2019, п.
1(1) ПП РФ № 1186, совместное письмо Минфина, Минстроя, ФАС от 10.06.2021, письмо Минфина № 24-03-07/8590 от 10.02.2020). Корректируйте смету, даже если производится замена материала без изменения сметной стоимости 44-ФЗ, — это все равно замена условий исполнения строительного госконтракта.
Заказчики вправе изменить заключенный до 31.12.2022 контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия, если соблюдены условия из ПП РФ № 1315. Но сначала просмотрите ряд нормативов — порядок и разъяснения Главгосэкспертизы (информация от 23.08.2021), разъяснения Минстроя (письмо № 42594-СМ/09 от 04.10.2021).
Есть еще ряд особенностей. При изменении строительных контрактов стоимостью от 30 миллионов рублей и выше разрешают учитывать увеличение цены на работы, которые приняли еще в 2021 году и до даты, когда подрядчик направил скорректированный расчет, но только по взаимному согласию сторон. Подрядчик обосновывает корректировку сметы (показывает удорожание ресурсов): оформляет новое предложение и прикладывает к нему подтверждающие документы (п.
14, пп. «в» п. 14.2 методики из Приказа Минстроя № 841/пр).
В 2022 году разрешают менять строительные госконтракты, которые заключили на срок менее 1 года (ч. 70 ст. 112 44-ФЗ).
Но только при условии, что предметом такого соглашения является выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, и условия меняют в порядке, прописанном в ПП РФ № 1315.
Как изменить расценки на стройматериалы в смете госконтракта
В методике составления сметы 841/пр описаны правила обоснования изменений сметы контрактов на строительство и реконструкцию объектов капстроительства для контрактов с ценой:
- до 30 миллионов рублей;
- от 30 до 100 миллионов рублей;
- свыше 100 миллионов рублей.
Для контрактов с ценой до 30 миллионов ввели компенсацию разницы между стоимостью основных материалов, оборудования и общей стоимостью этих материалов и оборудования с учетом изменений. Новую цену определяют как сумму цен работ по действующей смете и величины возрастания стоимости на строительные материалы, оборудование. Величину возрастания учитывают в коэффициенте увеличения стоимости работ и распределяют пропорционально остатку работ по каждой позиции сметы строительного контракта.
Чтобы подтвердить изменение цены, необходимо предоставить минимум три обосновывающих документа по каждому материалу и оборудованию — коммерческие предложения, прайс-листы, открытые сведения с ЭТП.
Разница рассчитывается по формуле:
Новая цена контракта до 30 миллионов определяется по такой формуле:
Новая цена контракта от 30 до 100 миллионов рассчитывается так:
Коэффициент корректировки цены контракта с учетом роста стоимости работ из-за удорожания строительных ресурсов определяют так:
Новая цена контракта от 100 миллионов и выше рассчитывается по тем же формулам, что и для госконтрактов от 30 миллионов рублей (п. 14.3 методики из Приказа № 841/пр).
При корректировке стоимости (максимум на 30%) для контрактов до 30 и от 30 до 100 миллионов рублей повторная экспертиза сметной стоимости не требуется. Если меняется цена контракта от 100 миллионов и выше, то повторная экспертиза обязательна.
Общий порядок действия при изменении расценок на стройматериалы таков:
- Пересчитать сметную стоимость подрядных работ из уровня цен на дату утверждения сметы в уровень цен на дату работ, применив индекс фактической инфляции. Образцы расчетов приведены в приложениях к проекту приказа Минстроя.
- Подготовить подтверждающие документы и приложить их к расчету. Подтверждением роста расценок являются договоры поставки на стройматериалы и оборудование до и после удорожания.
- Получить разрешение на изменение ЦК от региональных властей.
Об авторе этой статьи
Александра Задорожнева Бухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете.
С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью.
4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Условия о цене и порядке расчетов в договоре строительного подряда
Правовое регулирование договора строительного подряда производится в соответствии с § 3 гл. 37 ГК РФ. Существенные условия такого вида договора – предмет и сроки выполнения работ, однако немаловажным является и условие о цене.
Настоящая статья посвящена некоторым юридическим аспектам согласования условий о цене и порядке расчетов в договоре строительного подряда.
Общие положения о цене договора строительного подряда.
Проанализировав ст. 746 ГК РФ, можно сделать вывод, что условие о цене не является существенным условием договора строительного подряда, за исключением случая, когда стороны пришли к соглашению о признании его таковым.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Статья 746 ГК РФ закрепляет определенную особенность в согласовании условия о цене в договоре строительного подряда, так как цена договора указывается в смете, то есть документе, в котором фиксируются виды работ и их стоимость.
Если стороны определили в договоре твердую цену, изменить ее можно только по соглашению сторон, в том числе в случае, когда корректировка цены происходит по видам работ в пределах сметной стоимости (Постановление ФАС МО от 13.10.2009 № КГ-А41/10355-09). При этом в соответствии с п. 6 ст.
709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик – ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда не было возможности предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
Подрядчик может потребовать увеличения установленной цены только в случае существенного возрастания стоимости предоставленных им материалов и оборудования, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора. Однако в случае отказа заказчика выполнить это требование подрядчику предоставлено лишь право требовать расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ (расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств).
В ГК РФ не указано, в какой момент подрядчик вправе заявить требование об увеличении твердой цены при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования. Анализ судебной практики свидетельствует, что такие требования могут быть предъявлены до окончания работ, то есть до подписания соответствующих актов приема-передачи, актов выполненных работ и т. д.
(Определение ВАС РФ от 07.12.2010 № ВАС-14026/10). Отметим, что решение о согласии на увеличение цены может быть принято полномочным представителем заказчика, указанным в договоре.
Ситуация.
Постановлением ФАС МО от 13.03.2009 № КГ-А40/1319-09 установлено следующее. Подрядчик, потребовав на основании п. 6 ст.
709 ГК РФ увеличения цены в связи с подорожанием горюче-смазочных материалов, получил согласие инженера, который в соответствии с контрактом уполномочен принимать данное решение, а также заказчика, на что указано в итоговом решении инженера от 18.10.2007 № 468. В связи с этим суд признал правомерность требований о взыскании суммы удорожания горюче-смазочных материалов в размере 1 379 724,11 долл. США.
Установив факт несвоевременной оплаты заказчиком работ, выполненных в июне – июле 2006 года, и несвоевременного возврата гарантийных удержаний, суд взыскал с ответчика (заказчика) проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 472 985,36 долл. США, начисленные на суммы долга в порядке ст. 395 ГК РФ.
Не стоит забывать, что согласно п. 3 ст. 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от него ответа на свое сообщение в течение 10 дней (если законом или договором не предусмотрен для этого иной срок) подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Последний освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Судебная практика свидетельствует о том, что неисполнение данной обязанности даже при наличии подписанного заказчиком акта приема-передачи лишает подрядчика права на оплату дополнительных работ.
Ситуация.
Рассматривая спорную ситуацию, ФАС УО в Постановлении от 20.07.2010 № Ф09-4925/10-С4 указал следующее.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача ему результата работ (ст. ст. 711, 746 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе – немедленно заявить об этом подрядчику.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (п.
4 ст. 753 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Подрядчик направил письмом в адрес заказчика акты выполненных работ и уведомление о готовности результата работ к сдаче (опись вложения в почтовое отправление от 24.12.2008). В связи с неявкой последнего для осуществления приемки результата работ подрядчик повторно направил сопроводительным письмом заказчику акты приемки выполненных работ по форме КС-2 от 31.12.2008, справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3 от 31.12.2008, счет-фактуру от 31.12.2008 (опись вложения в почтовое отправление от 16.04.2009).
Доказательства неполучения данных документов заказчик не представил. Таким образом, поскольку заказчик не привел обоснованные мотивы отказа от подписания актов приемки выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ от 31.12.2008, суд принял подписанные в одностороннем порядке акты и справку в качестве доказательств выполнения подрядчиком работ.
Согласно п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 в договоре может быть установлен способ определения цены или ее составной части.
Обязательность оформления актов по унифицированной форме.
Как было сказано выше, в случае установления сторонами приблизительной цены окончательная цена определяется на основании подписанных актов приема-передачи.
Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100 утверждены согласованные с Минфином и Минэкономики унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ (введены в действие 1 января 2000 года). В их числе формы КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат». В Письме Росстата от 31.05.2005 № 01-02-09/381 указано, что применение унифицированных форм юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность в отраслях экономики, является обязательным.
Однако суды часто признают, что составление акта приемки не по унифицированной форме не может являться безусловным основанием для освобождения заказчика от обязанности по оплате выполненных работ.
Соотношение понятий «предоплата» и «аванс».
Порядок оплаты работ также не является существенным условием договора строительного подряда. В статье 746 ГК РФ прямо определено, что в случае отсутствия соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 ГК РФ.
Эта статья гласит: если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда
Довольно часто стороны не видят разницы между понятиями «аванс» и «предоплата». Между тем предварительная оплата – это условие договора, в соответствии с которым одна сторона выплачивает другой стороне часть цены договора к определенному сроку. От аванса предоплата отличается сроком, размером, а также сущностью платежа.
Различия в правовой природе аванса и предоплаты нашли отражение и в судебной практике. Так, в Постановлении ФАС МО от 09.12.2009 прямо указано: довод о том, что у аванса и предоплаты одинаковая правовая природа, не имеет юридического значения и не влияет на квалификацию произведенного покупателем платежа ввиду существенного различия указанных понятий, зависящих от процентного соотношения размера платежа и цены договора.
Таким образом, если договор предусматривает, что в случае просрочки уплаты аванса сроки производства работ сдвигаются на количество дней, равное числу дней просрочки, а договором установлена лишь обязанность заказчика по выплате предоплаты, просрочка уплаты аванса по договору в принципе невозможна. Соответственно, отсутствуют основания применения к заказчику каких-либо мер гражданско-правовой ответственности.
Возмещение расходов подрядчика заказчиком по договору подряда 2022 г.
Договор подряда может предусматривать обязательство заказчика не только уплатить подрядчику причитающееся вознаграждение за выполненные работы, но и возместить расходы, понесенные им в связи с исполнением условий договора. Каков в этом случае будет порядок оформления сумм компенсаций, возмещаемых заказчиком?
1. Правовая база
Регламент заключения договора подряда предусмотрен в главе 37 ГК РФ. Кроме этого, по статье 740 ГК заказчик должен принять у подрядчика результат работ и уплатить обусловленную договором цену, включающую компенсацию издержек подрядчика и его вознаграждение.
При определении цены договора издержки подрядчика, как правило, рассчитываются на основании сметы. В смету входят все предполагаемые расходы подрядчика, в том числе организационные затраты.
Такие расходы отражаются в смете по статье «Накладные расходы». Включение в смету расходов, которые подрядчик хотел бы компенсировать за счет заказчика, является важной частью преддоговорной работы. После того как смета подписана подрядчиком и утверждена заказчиком, цена договора считается установленной.
Если в договоре будет прописана твердая цена, не основанная на предварительном расчете издержек подрядчика, то она также должна включать в себя все расходы подрядчика, которые могут быть им понесены при выполнении работ.
Никаких иных компенсаций, кроме установленных при расчете общей цены договора, законодательством не предусмотрено.
Для вас — самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!
2. Дополнительные расходы
На практике часто при заключении договора подряда стороны, помимо цены договора, предусматривают компенсацию заказчиком иных расходов подрядчика (например, затрат на страхование строительных рисков).
Любая установленная договором компенсация может рассматриваться только как составная часть цены договора подряда. При этом величина этой части цены договора подряда может рассчитываться по фактическим расходам подрядчика в том периоде, в котором такие расходы были понесены. Порядок оплаты данной части цены договора определяется условиями договора.
Налог на добавленную стоимость исчисляется дополнительно к цене договора, согласно пункту 1 ст. 168 Налогового кодекса РФ.
НДС облагается цена договора подряда полностью, вместе с компенсациями, независимо от того, предъявлялся подрядчику налог на добавленную стоимость по расходам, компенсируемым заказчиком, или нет. Например, по расходам, связанным со страхованием строительных рисков, НДС подрядчику не предъявляется.
Тем не менее компенсация этих расходов в цене договора приводит к тому, что НДС подрядчик должен предъявить заказчику со всей цены договора, включая расходы на страхование.
Все собственные издержки, и в частности затраты, по которым договором предусмотрена компенсация, относятся подрядчиком на расходы, связанные с выполнением работ по договору подряда. Они учитываются для целей исчисления налога на прибыль организаций в обычном порядке.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой в рамках статьи 709 ГК РФ.
Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!