Труд это право или обязанность

1. Тема урока: «Труд – право или обязанность».

2. Тип урока: Вводный урок.

— понимание значения трудовой деятельности и для личности и для общества;

— знание ряда ключевых понятий в сфере трудового права: трудовое право, трудовые правоотношения, право на труд;

— знание правовых норм в сфере трудового права, понимание их роли как регуляторов общественной жизни;

— умение характеризовать трудовое право как отрасль права;

— умение вести диалог.

4. Технологическая составляющая:

— методы: беседа, опрос.

5. Продукт деятельности: конспект

6. Оборудование: ТК РФ, Конституция РФ.

7. Основные понятия: Право на труд, трудовое право, трудовые правоотношения.

Освещает цели и задачи курса «Трудовое право».

Рассказывает о дальнейшей совместной деятельности.

Записывают тему урока.

1. Объяснение нового материала.

Задает вопросы в ходе беседы, комментирует, направляет учащихся к правильному ответу.

Вопросы и предполагаемые ответы:

Что такое труд? Любую ли деятельность можно назвать трудом? (Трудовая деятельность – осознанная, энергозатратная, общепризнанная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей) .

Просит учащихся составить в тетради синквейн со словом «труд».

Порядок составления синквейна:

2 строка — два прилагательных,

3 строка — три глагола,

4 строка — вывод, умозаключение в виде предложения.

Просит троих – четверых учащихся зачитать получившийся синквейн.

Знакомство с ТК РФ. (рассмотрение структуры – когда принят, сколько глав, статей.)

Так что же такое труд?

Что означает свобода труда?

В каком случае труд – право? (Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности). Ст.2 ТК РФ. Конституция РФ ст.37.

В каком – обязанность? ( Труд – это обязанность, моральная обязанность перед предыдущими поколениями и перед теми, кто придёт в этот мир после нас). “Жить – значить работать. Труд есть жизнь человека” Вольтер) .

Когда труд в радость? ( Возможность заниматься любимым делом.Экономика, обеспечивающая достойную жизнь на базе достойного труда. Достойная заработная плата и эффективная занятость Безопасное рабочее место. Развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг.

Соблюдение трудовых прав работником, уважение их интересов) , ст.3-4 ТК РФ.

Что такое трудовое право? (отрасль права, которая регулирует комплекс общественных отношений, связанных с применением труда и связанных с ним отношений).

Какие нормативно-правовые акты являются источниками трудового права? ( Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения в РФ», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»), – ст. 5 ТК РФ.

Какие отношения называются трудовыми? (отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором) , ст. 15, 16 ТК РФ.

Кто является сторонами трудовых правоотношений? (ст. 20 ТК РФ).

Какие права и обязанности имеет работодатель и работник? (ст. 21,22 ТК РФ)

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы.

Задают возникшие вопросы по теме урока.

Составляют синквейн в тетради.

Знакомятся с ТК РФ.

Учащиеся зачитывают составленные ими синквейн.

Работают с ТК РФ, Конституцией РФ.

2. Закрепление нового материала.

Просит учащихся повторить основные понятия и записать их в тетрадь: (право на труд, трудовое право, трудовые правоотношения); основные источники трудового прав (Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения в РФ», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ») ; зафиксировать стороны трудовых правоотношений (работник, работодатель).

Также смотрите  Какие вопросы рассматривает прокуратура

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют в тетради основные понятия; источники трудового права; стороны трудовых правоотношений.

Задают вопросы по теме.

3. Объяснение домашнего задания.

Выучить основные понятия.

Поработать с ТК РФ.

— Зафиксировать в тетради основания возникновения трудовых правоотношений;

— Зафиксировать в тетради основные права и обязанности работника и работодателя.

Урок обществознания по теме «Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»

Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений.

Тип урока: комбинированный. Урок-дискуссия с элементами лабораторной работы.

Методы работы: диалогический, проблемный.

Оборудование: компьютер, проектор, нормативно-правовые и законодательные акты: Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ”, ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, Закон города Москвы о молодёжи, презентация, примерная форма трудового договора, карточки для индивидуальной работы.

Основные понятия: труд, трудовое право, обязанность, несовершеннолетние, работник, работодатель, трудовой договор, правила внутреннего распорядка, профсоюзы, Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Сегодняшний урок посвящён трудовым отношениям и имеет огромное значение для вашего будущего. В современной России продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения.

Слайд “ Согласно всероссийскому опросу Фонда “Общественное мнение” 34% опрошенных заработали свои первые деньги в возрасте до 15 лет, ещё 44% — с 15-17 лет, 11% начали зарабатывать в 18 лет и лишь 10% в 19 лет и старше

Если в сфере услуг и предпринимательства молодёжь уже сегодня составляет значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного муниципального управления доля молодых работников невелика. И очень важно, чтобы молодые люди, придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права!

II. Вводная беседа

1. Что такое труд? (Трудовая деятельность – осознанная, энергозатратная, общепризнанная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей)

2. В каком случае труд – право? (Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Ст.2 ТК РФ)

3. В каком – обязанность? ( Труд – это обязанность, моральная обязанность перед предыдущими поколениями и перед теми, кто придёт в этот мир после на).

“Жить – значить работать. Труд есть жизнь человека” Вольтер)

4. Когда труд в радость? ( Возможность заниматься любимым делом. Экономика, обеспечивающая достойную жизнь на базе достойного труда. Достойная заработная плата и эффективная занятость Безопасное рабочее место.

Развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг. Соблюдение трудовых прав работником, уважение их интересов.

5. Что такое трудовое право? (отрасль права, которая регулирует комплекс общественных отношений, связанных с применением труда и связанных с ним отношений)

6. Какие отношения называются трудовыми? (отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором).

7. Что такое профсоюз? (это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов)

8. Что вы знаете из истории профсоюзов? (Где и когда появились первые профсоюзы? Когда появились профсоюзы в России?)

Также смотрите  Таблица штрафов за сбитых животных

9. За что борются профсоюзы? 1. Экономику, обеспечивающую достойную жизнь всем на базе достойного труда; 2. Достойную заработную плату и эффективную занятость; 3.

Развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг; 4. Безопасное рабочее место; 5. Соблюдение трудовых прав работником, уважение их интересов; 6.

Развитие социального партнёрства, как действенного инструмента, формирование условий эффективного труда; Вывод: профсоюзы выступают за достойный и безопасный труд

10. Как вы считаете, являются ли профсоюзы обязательным элементом современного мира?

III. Тестирование.

Учитель: Вы уже определились со своей будущей профессией. Сейчас мы проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессий вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан и правильный ли выбор вы сделали.

    Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы: а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;
в) оказаться в кругу друзей.

а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутёвку или билет на интересное представление.

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой “а” оцениваются 1 баллом, “б” — 2, “в” — 3 баллами

Если вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим количеством людей (продавец, учитель, журналист, психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря и токаря, профессия бухгалтера , оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, покой, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы “б” и набрали 8 – 12 баллов, то считайте — вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически неограничен!

Ну, а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Учитель: кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться, внимательно слушать и быть сдержаннее.

И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Вопрос: Как вы думаете, каким должен быть работник, соответствующий современным требованиям? (Работник должен быть профессионалом, иметь высокую квалификацию, дисциплинированным, инициативным)

IV . Работа по карточкам

Карточка №1 “Права и обязанности несовершеннолетних”

Вопрос: Зачем нужны особые условия для несовершеннолетних в трудовом праве?

Карточка № 2 “Трудовой договор”

Трудовой договор – соглашение между работником и работодателем, в котором юридически закрепляются обязанности сторон. Трудовой договор является основной гарантией прав работника в его отношениях с работодателем (ст. 56 Трудового Кодекса РФ)

  • рабочий на коксогазовый завод;
  • курьер;
  • крупье в казино;
  • озеленитель;
  • продавец табачной продукции

Вопрос: могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ аргументируйте.

Ответ: девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу, т.к. это противоречит ст. 265 ТК РФ. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.

Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С 1июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых.

Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался.

Вопрос: законно ли Алексеев отказался выполнять распоряжение заведующей?

Ответ: да, распоряжение является незаконным (ст. 72 ТК РФ)

Катя Семёнова после школы устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, поскольку её мама приобрела 2 туристические путёвки, и она хотела бы отдохнуть. Начальник почтового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск надо ещё заработать

Вопрос: законен ли отказ?

Ответ: нет (ст. 267 ТК РФ)

После окончания школы Валерий Тарасов очень долго искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензозаправку в качестве заправщика автомашин, но радость была недолго. Владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде.

Вопрос: Законно ли увольнение Тарасова?

Ответ: нет (ст. 265 ТК РФ)

После окончания школы симпатичный парень Костя Абашев поступил на работу в ресторан учеником повара. После двухнедельной стажировки администрация ресторана обратила внимание на его умение ладить с людьми и хорошие манеры и сего согласия перевела его на должность официанта.

Вопрос: Законно ли был произведён перевод?

Ответ: нет (ст. 244 ТК РФ)

После прохождения производственного обучения Петрову (16 лет) и Васильеву (17 лет) был присвоен 3-й разряд и по приказу директора кондитерской фабрики они были направлены на работу в карамельный цех. По распоряжению начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы 8 часов.

Вопрос: Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании, каких норм трудового права?

Ответ: нет незаконно. На основании ст. 92 ТК РФ для работников от 16 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя

Представьте себе, что вы работодатель. К вам в фирму устраивается молодой человек. Что вы ему обязаны гарантировать, что пообещаете и что реально предоставите?

Представьте, что вы устраиваетесь на работу в эту фирму. Какой вывод вы сделаете, поговорив с работодателем?

Вы — председатель профсоюзной организации. К вам обращается молодой работник в связи с возникшей у него конфликтной ситуацией с руководителем (не доплачивают, не заводят трудовую книжку, не оплачивают больничный лист…), Как Вы отреагируете? Что посоветуете? Каковы Ваши действия?

Учитель: Итак, ребята, вернёмся к теме нашего урока. Как вы считаете, труд – право или обязанность?

Есть ли будущее у профсоюзов? Какими вы видите профсоюзы в XXI веке? За что они должны бороться?

Возможно выступление председателя профсоюзной организации

Заключительное слово учителя

Мы часто сталкиваемся с ситуациями нарушения наших прав. В магазинах, на работе, в различных государственных организациях и даже в собственном доме мы не защищены от правового произвола. Знание своих прав и обязанностей, и знание того, где об этом прочитать, поможет лучше ориентироваться в нашей непростой жизни. Знания – наша сила!

Adblock
detector