- Документ подписан, но впереди его ожидают ратификация в Казахстане и согласование с другими государствами. Это может занять определённое время.
- При чём здесь двойное налогообложение?
- Против размывания налогов
- Поможет ли конвенция?
- Поделиться:
- Как использовать подписанные Казахстаном соглашения об избежании двойного налогообложения? Часть 2
- Применение льгот по Соглашениям об избежании двойного налогообложения
Документ подписан, но впереди его ожидают ратификация в Казахстане и согласование с другими государствами. Это может занять определённое время.
В конце мая 2018 года одна из аудиторских компаний, работающих в Казахстане, сделала специальную рассылку для своих клиентов. В сообщении говорилось о планах страны присоединиться к международной конвенции по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.
Документ коснётся граждан и компаний, которые имеют активы за рубежом или проводят там финансовые операции. Уже в конце июня Бахыт Султанов, тогда ещё министр финансов, подписал конвенцию. Теперь её нужно ратифицировать, и заработает она только после согласования с другими странами, уже к документу присоединившимися.
Informburo.kz разбирался, в чём суть этого документа, и как конвенция может повлиять на работу компаний за рубежом.
При чём здесь двойное налогообложение?
Полное название документа – «Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения». Появился он в рамках совместного проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и G20 – Плана мер по внедрению глобальных налоговых правил.
В инициативе с многосторонней конвенцией центральный вопрос касается двойного налогообложения и его применения на практике. Двойное налогообложение – это когда человека или компанию облагают одними и теми же налогами сразу в двух государствах: стране фактической деятельности и стране гражданства или регистрации.
Работает это так. Казахстанская компания владеет предприятием, например, в Австралии. Когда оно выплачивает дивиденды, местные – австралийские – власти облагают его налогом, потому что предприятие находится в юрисдикции Австралии и доход, полученный казахстанской компанией, получен из Австралии.
Но и Казахстан не остаётся в стороне и хочет также собрать налог: ведь компания, получившая доход, является казахстанской.
При таких сделках, которые ещё называют трансграничными, возникают ситуации, когда один и тот же доход облагается налогом дважды. И это, естественно, никак не стимулирует международную торговлю.
Чтобы таких коллизий не было, государства подписывают «конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал». На сегодня Казахстан заключил 53 таких соглашения с США, Великобританией, Китаем, Россией и другими странами. Полный список есть на сайте ответственного госоргана в области налогообложения – Комитета государственных доходов Минфина.
Сейчас планируется заключить налоговые конвенции с Индонезией, Кипром и Израилем.
Представители Казахстана и Хорватии обмениваются подписанным текстом Конвенции об избежании двойного налогообложения / Фото пресс-службы МИД РК
В каждом соглашении прописаны перечень лиц и виды налогов, на которые оно распространяется. Как это работает – на примере конвенции между Казахстаном и Россией от 1996 года.
Документ распространяется на физические и юридические лица – резидентов Казахстана или России. Термин «налоговое резидентство» означает, что лицо подлежит в каком-то государстве налогообложению из-за того, что оно там проживает и работает, а в случае юрлица – имеет регистрацию. Гражданин какой-либо страны – не всегда её налоговый резидент, потому что он может постоянно проживать в другой стране и вести там бизнес.
По тому, где находится его «центр жизненных интересов», то есть постоянное жилище и тесные личные и экономические отношения, зачастую можно определить его резидентство.
В целом конвенция Казахстан – Россия охватывает довольно широкий спектр деятельности: это доход от недвижимого имущества, прибыль от предпринимательства, дивиденды, роялти, доходы от наёмного труда и прочее.
К примеру, если казахстанец владеет в России квартирой и сдаёт её в аренду, то доход с этой деятельности он может платить в России. И наоборот, – если россиянин владеет каким-то недвижимым имуществом в Казахстане.
В случае с ведением бизнеса налог нужно платить в той стране, где находится «постоянное представительство», через которое ведётся предпринимательская деятельность. Таким представительством может быть место управления, отделение, контора, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов. Если казахстанское юридическое или физическое лицо владеет шахтой в России, то, скорее всего, и налог с прибыли оно будет платить в России, если не вступают в силу какие-то исключения и особые обстоятельства.
К представительствам российских лиц в Казахстане относится то же самое.
С зарплатами несколько сложнее. Чтобы казахстанцу уплачивать налог с личного дохода при работе в России, нужно там находиться не менее 183 календарных дней в течение 12-месячного периода. Если же казахстанец работает в России, но его наниматель сам не россиянин, то платить налог нужно в Казахстане.
О нюансах уплаты с других доходов можно почитать в конвенции.
Зачем эти конвенции нужны? Финансовый директор крупной казахстанской компании Фёдор Попандопуло считает, что такие соглашения способствуют международной торговле.
«Есть много транснациональных компаний, которые работают не только на территории своей страны, но и расширяются на другие рынки. Без конвенций могли возникнуть серьёзные проблемы, потому что компании сильно бы страдали от двойного налогообложения. При этом сами государства заинтересованы, чтобы их компании выходили на зарубежные рынки», – отметил Фёдор Попандопуло.
От заключения конвенций есть и косвенные эффекты. К примеру, Нидерланды в рамках таких конвенций создают привлекательные условия: значительное снижение налогов для иностранных компаний. Главная цель – стимулировать открытие в стране их офисов и головных структур.
К примеру, если у какой-то компании в Амстердаме заседает совет директоров, то страна получает прибыль от их перелётов в страну, от аренды жилья или номеров в гостиницах, трат на питание и туристические расходы. Всё это идёт на пользу экономике, подчёркивает Фёдор Попандопуло.
Против размывания налогов
У стремления стран избежать двойное налогообложение есть и обратная сторона. Часто компании в рамках так называемого «налогового планирования» пытаются выстроить свою структуру так, чтобы платить меньше налогов. В том числе и через переход в страны, где различные выплаты могут быть ниже.
Чтобы противодействовать такому размыванию налоговой базы и предотвратить вывод прибыли из-под налогообложения, ОЭСР и G20 приняли совместный план мер, о котором говорилось выше. Часть мер трансформировалась в многостороннюю конвенцию. Её Казахстан и подписал в июне.
Таким образом, наша страна хочет присоединиться к 78 государствам, в числе которых, например, Россия, Швейцария и Нидерланды.
Документ вносит поправки в действующую сеть межстрановых соглашений об избежании двойного налогообложения. Казахстан планирует распространить конвенцию на 45 из 53 своих соглашений. Основные поправки касаются рассмотрения нарушений договоров, также конвенция устанавливает стандарты для налоговых органов по разрешению споров и в некоторых случаях даже осуществляет арбитраж для их прекращения.
«При условии, что налоговые органы обладают достаточными сведениями о том, что при осуществлении конкретной сделки одним из намерений налогоплательщика было извлечение выгоды в виде налоговых послаблений, льгот, которые предусмотрены международным соглашением, то их применение признают неправомерным. Предполагается, что такой подход обеспечит защиту налоговых потоков в бюджет договаривающихся государств», – отмечает младший менеджер департамента налогов и права компании «Делойт» в Казахстане Лилия Калбаева.
По мнению эксперта, разработка многосторонней конвенции должна способствовать сотрудничеству между странами для противодействия агрессивному налоговому планированию. При этом компаниям-налогоплательщикам нужно проанализировать свою налоговую политику и стратегию, а также пересмотреть налоговые положения в контрактах с иностранными подрядчиками.
Поможет ли конвенция?
Подписание министром финансов конвенции ещё не означает, что она начала работать. Теперь Минфин должен провести процедуры согласования со всеми заинтересованными госорганами, а затем отправить документ на ратификацию в Парламент. После этого документ вступит в силу.
Но применять конвенцию на практике можно будет только после уточнения межстрановых соглашений об избежании двойного налогообложения со странами-партнёрами, которые должны ратифицировать конвенцию со своей стороны. В некоторых случаях потребуются индивидуальные уточнения и поправки – всё зависит от позиции Казахстана и страны-партнёра. Этот процесс может занять достаточно продолжительное время.
Однако, пока непонятно, насколько эффективна будет конвенция в борьбе с уводом прибыли из-под налогообложения.
«Насколько меры ОЭСР будут эффективны, покажут время и практика, так как совершенствование налоговой среды – это непрерывный процесс, в котором должны быть учтены интересы всех вовлечённых сторон», – считает младший менеджер департамента налогов и права «Делойт» Лилия Калбаева.
По мнению эксперта, возникает неопределённость в отношении работы некоторых механизмов и их применения на практике. Более того, эффективность конвенции, отмечает Лилия Калбаева, будет во многом зависеть от согласованности и взаимодействия между сторонами конвенции.
Финдиректор крупной казахстанской компании Фёдор Попандопуло уверен, что какие-либо выгоды использования офшорных компаний для снижения налогообложения сейчас уже имеют мало смысла. Дело в налоговом законодательстве Казахстана, которое «дискриминирует» офшорные компании.
«Сегодня нет смысла структурировать владение активами через офшорные компании. В первую очередь потому, что к таким компаниям по казахстанскому налоговому законодательству применяются дискриминационные меры. А с 1 января 2019 года они будут усилены», – отметил Фёдор Попандопуло.
Собеседник Informburo.kz также обратил внимание, что в мире уже разработан механизм, который не позволяет компаниям избегать налогов – это принцип налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК).
«Общий принцип говорит: если компания, зарегистрированная в одной юрисдикции, владеет иностранной компанией, и эта иностранная компания не уплачивает налоги в своей юрисдикции или уплачивает незначительные налоги, то материнская компания должна уплатить налоги с доходов своей иностранной «дочки». Вне зависимости от того, получила она доход или нет», – рассказал Фёдор Попандопуло.
Эту концепцию внедрили в казахстанское налоговое законодательство в 2018 году. Однако нормы в отношении этого принципа изложены так, что возможно и двойное, и тройное налогообложение доходов и даже уплата налогов по транзакциям, по которым вообще был получен убыток.
Кроме того, некоторые льготы, которые законодательство предоставляет налогоплательщикам, вообще не имеют смысла, поскольку правило КИК их фактически отменяет. Сейчас идёт работа над поправками в эту часть законодательства, и, возможно, новый механизм будет правильно и доступно сформулирован и станет эффективным механизмом противодействия уклонению от налогов.
Ещё один важный пункт в борьбе с выводом прибыли – это обмен информацией между налоговыми органами разных стран. Такое сотрудничество позволяет каждому государству знать, где и какое имущество есть у его граждан. Сейчас Минфин Казахстана активно готовится к автоматическому обмену налоговой информацией и мониторингу доходов казахстанцев за рубежом.
Для этого 26 июня текущего года Комитет госдоходов подписал специальное многостороннее соглашение CRS. Оно даст комитету возможность обмениваться данными со 102 юрисдикциями, в том числе со странами с льготным налогообложением.
Поделиться:
Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.
Как использовать подписанные Казахстаном соглашения об избежании двойного налогообложения? Часть 2
Уважаемые и постоянные читатели нашего самого современного и актуального блога о международном бизнесе и оффшорах с практически применимой информацией. Если вы еще не читали первую часть цикла статей об избежании двойного налогообложения в Казахстане, то я очень рекомендую начать сначала – «Как использовать подписанные Казахстаном соглашения об избежании двойного налогообложения? Часть 1»
В продолжение комплекса статей по примерам использования положений Налоговых Конвенций Казахстана в сегодняшней статье начнем с принципа налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности. Прибыль резидента одного договаривающегося государства, ведущего свою деятельность в другом договаривающимся государстве через свое постоянное учреждение, подлежит налогообложению в другом договаривающемся государстве, где располагается постоянное учреждение.
Пример:
Компания из Турции занимается ведением гостиничного хозяйства, а также оказанием услуг в области общественного питания и иных услуг населению посредством постоянного учреждения, которое расположено в Казахстане. Прибыль, получаемая компанией из Турции за услуги, оказываемые постоянным учреждением в Казахстане, подлежат налогообложению в Казахстане.
Как мы не раз говорили, постоянное учреждение юридического лица другой страны в некоторых случаях имеет право на вычет из налогооблагаемого дохода, за исключением ряда сумм, которые выплачены своему головному предприятию, либо другому предприятию указанного лица. Нельзя вычитать из:
- роялти, сборов, гонораров и иных платежей за предоставленную ссуду, либо использование патентов или иных прав;
- комиссионных за услуги, которые оказаны головным учреждением, в том числе эффективный менеджмент;
- процентов по ссудам, которые получены от головного предприятия, либо других учреждений данного юридического лица другой страны.
Пример:
Казахстанское постоянное учреждение компании из другой страны выплачивает лондонскому головному офису комиссионные за управление. Постоянное учреждение выплачивает еще и проценты за полученную ссуду иному офису данной компании, расположенному в Москве. Перечисленные платежи на стадии определения облагаемого дохода казахстанского постоянного учреждения не подлежат отнесению на вычет.
Также нельзя вычитать постоянному учреждению из суммы расходов, которые понесены от имени головной компании постоянным учреждением.
Пример:
Казахстанское постоянное учреждение от имени своего головного учреждения рекламирует продукцию, производимую этим предприятием. Однако постоянное учреждение с рекламируемой продукцией не оперирует. Расходы, которые понесены постоянным учреждением от имени головного учреждения, не относятся на вычеты при определении налогооблагаемого дохода постоянного учреждения.
При отражении в учете указанных расходов постоянным предприятием на стадии подсчета окончательной суммы дохода постоянного учреждения для уплаты налогов, прибыль постоянного учреждения увеличивается на сумму указанных расходов.
Прибыль на основании закупки товаров или же изделий постоянным предприятием для учреждения не относится к постоянному учреждению.
Пример:
Постоянным учреждением иностранного резидента приобретается для головного учреждения сырье. Передача данного сырья головному предприятию не считается реализацией и не включается в доход постоянного учреждения, облагаемый налогом.
Пример налогообложения прибыли от международных перевозок:
Немецкой авиакомпанией осуществляет рейс из города Бонн (Германия) в Алматы (Казахстан) транзитом через Астану (Казахстан). Одним и тем же экипажем обеспечивается обслуживание маршрута город Бонн – город Астана, а также Астана — Алматы. Цена билета маршрута Астана — Алматы значительно ниже цены билетов, предлагаемой национальными авиакомпаниями.
Более 50% пассажиров, вылетевших из Бонна, выходит в Астане, почти то же число пассажиров садится в Астане для полета в Алматы. Между Казахстаном и Германией подписана налоговая Конвенция:
- Доходы от перевозки пассажиров из Бонна до Астаны или из Бонна до Алматы облагаются налогом согласно статье 8 Конвенции.
- Доходы от перевозки пассажиров из Астаны до Алматы облагаются налогом согласно статье 7 Конвенции, так как не относятся к международным.
Далее перейдем к примеру налогообложения ассоциированных предприятий – материнских и дочерних компаний или связанных компаний и фирм под общим управлением. Стоит отметить, что стоимость сделки между ассоциированными предприятиями — объект контроля согласно Закону Казахстана от 05.01.2001 года «О государственном контроле при применении трансфертных цен». Данный законодательный акт устанавливает рыночные цены, допустимые отклонения стоимость сделки от рыночной и прибыли ассоциированного предприятия.
Пример:
В собственности иностранной компании — резидента государства, с которым подписана Налоговая Конвенция, определенный пакет акций предприятия Казахстана. Для искусственного увеличения вычетов предприятия Казахстана и занижения облагаемого дохода, зарубежное учреждение выставляет счета за оказанные маркетинговые услуги по завышенной стоимости. Иностранная компания и предприятие Казахстана — связанные стороны.
Поскольку выставленные счета иностранной компанией не соответствуют рыночным ценам, применяются положения Закона Казахстана «О государственном контроле при применении трансфертных цен».
При увеличении договаривающимся государством на определенную сумму облагаемого дохода налогоплательщика другое договаривающееся государство может выполнить соответствующие корректировки размера взимаемого с подобной прибыли налога. Для определения такой корректировки учитываются другие положения подписанной Налоговой Конвенции. При необходимости компетентные органы могут консультироваться.
Пример:
Предприятие из РФ владеет определенным пакетом акций предприятия Казахстана. Для искусственного занижения своей облагаемой прибыли предприятие Казахстана приобретает у предприятия из РФ товары по завышенным ценам. Налоговыми органами Казахстана при проверке отчетности обнаружено завышение расходов и увеличен облагаемый доход предприятия Казахстана на выявленную сумму.
Согласно условиям 9 статьи Конвенции между Казахстаном и РФ налоговые органы РФ при включении в облагаемую прибыль стоимости проданных товаров могут принять осуществленные корректировки размера облагаемой прибыли на сумму искусственного завышения.
Актуальные примеры и очень полезные идеи по применению двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, которые Казахстан подписал с другими странами Вы можете найти здесь:
Кажется, что написано уже множество статей, не правда ли? Но на самом деле существует еще множество стран с очень льготными и привольными условиями для организации бизнеса не резидентами. В том числе и гражданами и резидентами Казахстана. И эти стран нет в списках оффшорных зон или зон с льготным налогообложением Казахстана.
Уважаемые читатели из Казахстана. Мы будем рады и дальше писать для Вас и отвечать на все ваши вопросы, но и Вы помогите, пожалуйста, блогу стать известным в Казахстане и расскажите о нас в социальных сетях. Для этой цели вы можете воспользоваться удобными кнопочками внизу.
Если у Вас появились какие-либо вопросы по построению международного бизнеса удаленно, непосредственно из Казахстана, то пишите на е-майл: [email protected]
Применение льгот по Соглашениям об избежании двойного налогообложения
Налогоплательщикам, имеющим деловые связи за рубежом, в вопросах налогообложения помогут Соглашения об избежании двойного налогообложения. Однако наличие такого Соглашения ещё не является основанием освобождения от оплаты налогов в Российской Федерации. Налогоплательщик должен знать условия применения Соглашений об избежании двойного налогообложения.
Это поможет налогоплательщику не ограничивать себя в географии работы.
При налогообложении доходов от международных транзакций, в случае, если доход выплачивает резидент одной страны, а получает его резидент другой страны, могут применяться Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее-Соглашение), заключенные между этими странами.
Цель такого Соглашения — исключить двойную уплату налога компаниями и физическими лицами по одному виду дохода: на территории своей страны и одновременно на территории страны-партнера по Соглашению. На практике указанная цель достигается путем освобождения налогоплательщика от обязанности уплачивать налог на доход. В некоторых случаях такая обязанность у лица остается, но применяется пониженная налоговая ставка.
Однако воспользоваться преимуществом налогоплательщик сможет лишь в случае выполнения всех требований, в том числе формальных, которые выдвигает его государство для применения освобождений и льгот, предусмотренных Соглашением.
Важно понимать, что несоблюдение таких требований может привести не только к невозможности воспользоваться налоговыми послаблениями, но и к санкциям со стороны налоговых органов.