- Виды установления ограниченного права пользования чужим имуществом
- Сходство этих видов правоотношений
- Чем они отличаются?
- Основание
- Описание процедуры установления
- Границы зон действия
- Другие различия
- Сравнительная таблица
- Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка
- Что могут данные ограничения?
- Законодательные акты, на которые опираются данные обременения
- Отличия данных видов
- Цели установления
- Другие отличия
Слово «сервитут» (servitutus) привнесено из гражданского права Древнего Рима (servitutus – означало «рабство вещи»). В те времена, если устанавливался сервитут, то земельный участок служил не только своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.
Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для задач, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены:
- для обеспечения проездов/проходов к земельным участкам
- для прокладки инженерно-технических коммуникаций
- для проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий
- для иных целей
Законодательные нормы по сервитуту устанавливают:
- Гражданский кодекс РФ (статья 274)
- Земельный Кодекс РФ (статья 23)
Владелец сервитута – лицо, в пользу которого он установлен.
Сервитут относится к вещным правам. Он существует до тех пор, пока существует сама вещь. Владелец сервитута называется управомоченным лицом, а тот, на чьём земельном участке установлен сервитут, – обязанной стороной:
- управомоченная сторона имеет право лишь использовать вещь (ограниченно пользоваться земельным участком)
- обязанная сторона, то есть владелец вещи (земельного участка), обладает правом собственности
Установление сервитута не лишает собственника ЗУ прав владения пользования и распоряжения своим участком.
Юридический статус сервитута – обременение. То есть он обременяет земельный участок, создавая определённые неудобства по его использованию для владельца.
Обременение в виде сервитута устанавливаются в соответствии Земельным кодексом РФ (статья 56), федеральными законами, а также на основании:
- актов исполнительных органов государственной власти
- актов органов местного самоуправления
- решений суда
Ограничение прав на землю и обременения подлежат государственной регистрации (пункт 6 статьи 56 ЗК РФ). Это обязательное условие их действия. Регистрируются также договоры, решения, на основании которых возникают такие ограничения и обременения.
В связи с установлением сервитута законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка, на котором установлен сервитут, соответствующей компенсации – соразмерной платы за пользование его земельным участком (пункт 12 статьи 23 ЗК РФ).
Сервитут может быть частным и публичным.
Виды установления ограниченного права пользования чужим имуществом
Сервитут – это обременение, устанавливаемое в отношении недвижимости, в том числе и земельных участков (подробнее о том, что такое земельный сервитут и как он оформляется, мы рассказывали здесь).
Суть его заключается в том, что другие лица смогут использовать территорию или её часть, например, для проезда.
Они по сути схожи, но все же имеют некоторые отличия, основным из которых является статус сторон сделки.
- – это соглашение, которое заключается между физическими лицами, в результате которого человек получает право использовать участок, который ему не принадлежит, например, для проезда к своему дому. Стороной индивидуального обременения может быть и юридическое лицо. определено статьей 23 Земельного кодекса РФ. Суть его заключается в том, что в качестве стороны сделки выступает местный орган власти. Обременение может устанавливаться в отношении государственной или муниципальной земли. Больше информации о том, как происходит процедура установления публичного сервитута, найдете тут.
Более подробную информацию о существующих видах сервитута можете найти в этом материале.
Сходство этих видов правоотношений
Несмотря на разный статус участников сделки частный и публичный сервитуты имеют некоторое сходство. Оно заключается в том, что обременение касается земельного участка или его части.
В результате частичное право использования появляется у третьих лиц. При этом участники сделки могут не состоять между собой в родственных или семейных отношениях.
Важно. Оба вида сервитута могут быть установлены принудительно, независимо от желания собственника земли, в судебном порядке, например, если другие лица не могут получить доступ к своим участкам, иначе как через территорию владельца.
Чем они отличаются?
Несмотря на сходство частный и публичный сервитуты имеют ряд отличий. Прежде всего это касается целей установления. Разница заметна также в основаниях обременения, процедурах реализации сделки и границах действия.
Цель установления частного сервитута определяется его названием. Сделка такого характера заключается в интересах отдельного лица. Чаще всего это касается в возможности проехать или пройти через участок соседа к своему дому.
Частный сервитут может устанавливаться и других целях.
Цели установления публичного сервитута более глобальные. Они указаны в статье 23 ЗК РФ.
В такой список включены:
- Обеспечение свободного доступа к водным объектам общего пользования и береговой полосе.
- Расположение на территории знаков межевания, геодезических, гравиметрических и нивелирных пунктов, а также доступа к ним.
- Выполнение работ по дренажу.
- Забор водных ресурсов.
- Прогон и выпас скота.
- Сенокошение.
- Охота, рыбалка и рыбоводство.
- Размещение электрических, тепловых и водонапорных сетей, линейных объектов системы газоснабжения и нефтепроводов.
- Складирование строительных материалов.
- Размещение временных или вспомогательных сооружений – ограждений, бытовок, навесов, а также строительной техники.
- Устройство пересечений автомобильных и железных дорог.
- Проведение инженерных изысканий.
- Размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях.
Справка. Отличие в целях заключается в том, что публичный сервитут затрагивает интересы не определенного количества людей.
Основание
В качестве основания для установления публичного сервитута выступает законодательный акт или иной нормативный документ, разработанный органом власти на уровне Федерации, региона или субъекта, например, постановление или решение.
В свою очередь частный сервитут – это волеизъявление двух лиц, которое оформляется в виде договора.
В качестве основания установления частного обременения может выступать и судебное решение. Это характерно для случаев, когда стороны не пришли к взаимному согласию, а необходимость сервитута актуальна.
Подробнее об основаниях для возникновения сервитута читайте в этой статье.
Описание процедуры установления
Процедуры установления обоих сервитутов реализуются по-разному.
Для установления публичного сервитута, необходимо провести топографические работы. Результаты передаются в службу кадастра и картографии, с целью внесения изменения в план и определения границ обременения.
Такие работы необходимо провести независимо от того, кто выступает инициатором установления сервитута. Если инициатива исходит от физического лица или группы, то в местный орган власти направляется индивидуальное или коллективное обращение.
Инициаторы обращения информируются о времени и месте рассмотрения заявления. По результатам выносится решение об отказе или удовлетворении требований. Документ должен быть опубликован в СМИ и размещен на интернет ресурсе органа власти. Необходимые данные должны быть переданы в Росреестр. После этого сервитут считается установленным.
Частное обременение несколько проще. Достаточно заключить двухсторонний договор между собственником участка и заинтересованным лицом. До этого можно направить письменное предложение владельцу территории. Хотя закон не обязывает инициатора чести переписку с собственником.
В договоре должно быть указано:
- Дата и место заключения.
- Сведения о сторонах сделки или их законных представителя.
- Предмет договора. В данном случае это будет установление частного обременения.
- Стоимость и порядок расчетов. Собственник вправе требовать денежную компенсацию за неудобства, связанные с установлением обременения.
- Права, обязанности и ответственность сторон. .
- Порядок урегулирования споров.
- Реквизиты и подписи сторон.
Договор оформляется в трех экземплярах, по одному для каждого из участников и регистрирующего органа. Соглашение можно заверить у нотариуса. Это не является обязательным правилом.
Завершающим этапом является обращение в Росреестр.
В перечень документов, необходимых для регистрации изменений входят:
- Паспорт заинтересованного лица. .
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
- Свидетельство о праве собственности на земельный участок.
- Кадастровый паспорт.
- Заявление инициатора.
- Доверенность законного представителя.
- Скачать бланк договора об установлении сервитута на ЗУ
- Скачать образец договора об установлении частного сервитута на ЗУ
Важно. Размер государственной пошлины, которая взимается за регистрацию такой сделки, определена пунктом 31 статьи 333.33 НК РФ. Он зависит от статуса плательщика. Физическое лицо заплатит 1500 рублей, юридическое – 6000.
Информация в базу данных будет внесена в течение семи рабочих дней, с момента поступления обращения.
Подробнее о том, как происходит установление частного и публичного сервитутов, мы рассказывали тут, а здесь вы сможете более детально ознакомиться с процедурой регистрации обременения.
Границы зон действия
В случае с публичным обременением оно может затрагивать участки нескольких собственников и кадастровые работы проводятся в отношении каждого из них. Частный сервитут касается территории одного владельца.
Если частное обременение устанавливается в отношении части земли, необходимо произвести переформирование кадастровой выписки земельного надела с переделом пространства.
О том, как на кадастровом плане отображают схему границ действия сервитута, мы рассказывали тут.
Другие различия
Отличия обременений заключаются ещё и в финансовой стороне вопроса. В случае с частным оплата устанавливается практически всегда, при публичном – только при наличии существенных препятствий, например, если в результате установления обременения собственник не сможет выращивать часть культур.
О том, каким образом определяется размер и порядок оплаты за пользование сервитутом, узнаете тут.
Различие заключается и в статусе участников сделки.
- Частный сервитут имеет место между физическими или юридическими лицами.
- В установлении публичного ограничения должен принимать участие местный или федеральный орган власти.
Отличаются сервитуты и количеством лиц, чьи интересы затрагиваются. В частном случае это конкретные люди или организации, в публичном – количество не ограничивается числом.
Внимание. Регистрация публичного обременения в Росреестре государственной пошлиной не облагается, в случае частного сервитута внесение оплаты является обязательным условием.
Публичный сервитут устанавливается в отношении земельного участка, частный – в отношении любой недвижимости. Юридическое лицо оплачивает больший размер пошлины, чем физическое.
Сравнительная таблица
- судебное решение;
- добровольный договор.
- требовать адекватную плату от лица, в чью пользу установлен сервитут (в любом случае);
- требовать снять обременение, если его необходимость отпала;
- требовать в судебном порядке снять сервитут, если из-за него невозможно пользоваться землей по назначению.
- интерес государства;
- местной власти;
- населения.
Публичный и частный сервитуты – это обременения, которые устанавливаются по отношению к объектам недвижимости. В основном это связано с обеспечением доступа к земельным участкам. Несмотря на идентичную суть, сервитуты имеют много отличий. Они касаются не только статуса участников или оплаты, но и целей установления.
Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка
По Гражданскому кодексу собственник земельного участка имеет полное право распоряжаться им.
Но могут возникнуть ситуации, когда необходимо в интересах других собственников воспользоваться территорией чужого земельного надела. Данная процедура вводит некоторое ущемление прав владельца участка.
В этой статье будут рассмотрены такие виды обременений, как частный и публичный.
Что могут данные ограничения?
Сервитут устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.
В ЗК определены два основных вида сервитута: публичный и частный.
Законодательные акты, на которые опираются данные обременения
Сведения о правах, ограничивающих использование земли, содержатся в Гражданском и Земельном кодексах.
В статье 274 ГК введены основные характеристики сервитута, когда и при каких условиях он устанавливается. Статья 275 ГК гласит, что права по ограничениям при смене собственника участка остаются за этой землей. Рассматриваются основания для прекращения действия сервитута в статье 276 ГК.
В статье 23 ЗК перечисляются ситуации, при которых применяется публичное обременение. Рассматриваются виды ограничений: срочные и постоянные. Также оговариваются условия по требованию соответствующей платы за предоставление неудобств на земельном участке.
В этой же статье п.9 фиксируется условие необходимости регистрации сервитута в государственном органе.
Статья 39.25 ЗК указывает на пункты, которые вносятся в заключаемый договор:
- номер участка в кадастровой палате;
- персональная информация о сторонах, заключающих данный документ; ;
- срок сервитута;
- права и обязанности лица, в интересах которого назначаются ограничения.
Отличия данных видов
В сравнении и частный и публичный сервитуты могут принимать ограничения по использованию земельного участка. В этом их главное сходство. Но они имеют определенные различия, которые заключаются по следующим основным признакам.
Цели установления
Цели для частного и публичного обременения сформулированы в Земельном кодексе. Они связаны с потребностью использования чужого участка для прокладывания коммуникаций, ведения строительных работ или осуществление других необходимых мероприятий.
При публичном обременении проводится ограничение в интересах огромного количества людей. Частный сервитут охватывает только определенных заинтересованных лиц.
Другие отличия
Возмещение за ограничение пользования при частном обременении вводятся практически всегда, при публичном – только при существенных препятствиях в ограничении при пользовании участком.
Различными являются стороны, которые заинтересованы в установлении ограничений. Для частного сервитута – это конкретные собственники земли или организации, которым принадлежит земельный участок. В случае же публичного обременения круг лиц не определен.
Публичное ограничение должно всегда согласовываться с местными органами управления. Для частного обременения в этом необходимости нет.
В случаях постановки на кадастровый учет госпошлина оплачивается только для частного обременения. Для юридических лиц она равна 6000 рублей, для физических – 1500 рублей согласно статье 333.33 НК п.31.