Рнп реестр недобросовестных поставщиков последствия

Данная тема с одной стороны — достаточно узкая, однако — она из тех, что долгие годы приносит и продолжает приносить массу проблем добросовестным участникам рынка — это право Заказчика на односторонний отказ от договора в рамках Закона о контрактной системе № 44-ФЗ.

Само по себе введение данного института в свое время служило цели ускорить исполнение бюджета, минуя длительную судебную процедуру расторжения контракта, но на практике, к нашему большому сожалению, в настоящий момент зачастую служит инструментом давления на Исполнителя, когда тендер выигрывает «не свой».

Основания для направления Заказчиком информации в РНП

В 44-ФЗ в отличие от 223-ФЗ существует 3 основания для направления госзаказчиком информации в антимонопольный органа для принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков:

  • уклонение победителя от заключения контракта;
  • решение суда, вступившее в законную силу, где в мотивировочной части содержится ссылка на то, что Исполнитель допустил существенные нарушения контракта;
  • односторонний отказ Заказчика от контракта вследствие того же существенного нарушения его условий Исполнителем.

Последствия включения в РНП

Таким образом, административный орган в квазисудебной процедуре и сжатые сроки (в течение 5 дней, но не более 8 рабочих дней) должен разобраться во всех тонкостях исполнения государственного контракта и допущенных нарушений с обеих сторон и вынести решение, которое в абсолютном порядке влияет на судьбу Исполнителя, так как:

  • двухлетний мораторий на поставки для любой компании, зависящей от госзаказа хотя бы на 30-40 % от валового объема реализации, неминуемо приведет к печальными последствиям;
  • в реестр включаются не только сведения о самой компании, но и сведения о директоре (и членах правления) компании, а также об участниках (акционерах), чья доля в уставном капитале компании составляет более 25 %.

Фактически достигается полный блок для всех этих лиц открыть новый параллельный бизнес в том же составе и с тем же исполнительным органом. Такая вот мера государственно-правового принуждения.

Тем не менее, как плюс данной процедуры стоит отметить то, что она достаточно сильно зарегулирована, и малейшее отступление от нее по срокам и составу предоставляемых документов приведет не только к включению действительно недобросовестного Исполнителя в РНП, но и к штрафам для должностных лиц Заказчика и внеплановой проверке иных закупочных процедур.

Как выглядит процедура включения в РНП сегодня с точки зрения Заказчика

В настоящий момент процедура одностороннего отказа от контракта и направления сведений в РНП выглядит для Заказчика следующим образом:

— Заказчик принимает решение об одностороннем отказе.

— Размещает данное решение в ЕИС в течение 3-х дней с даты принятия.

— Направляет данное решение поставщику по почте в течение 3-х дней с даты принятия любыми двумя из пяти способов:

  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте;
  • телеграммой;
  • по факсу;
  • по адресу электронной почты;
  • с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления (курьерская доставка или независимые почтовые операторы).

— Датой надлежащего уведомления считается дата получения письма поставщиком либо 30 дней с даты размещения в ЕИС сведений об одностороннем отказе.

— С одной из вышеуказанных дат отсчитывается еще 10 дней на устранение поставщиком недостатков, и по их прошествии — в случае неустранения недостатков.

— В течение 3-х дней с 11 дня Заказчик обязан направить сведения об Исполнителе в антимонопольный орган.

Также смотрите  Порядок получения гражданства рф для граждан белоруссии

Согласитесь — выглядит достаточно громоздко, не говоря уже о том, что в 30-40 % случаев и данные (достаточно длительные и комфортные) сроки Заказчиком обычно не выдерживаются, и последний идет на любые ухищрения вплоть до подлога, чтобы на комиссии ФАС доказать своевременность их совершения.

Хотелось бы рассказать про одно дело.

Пример злоупотреблений

Компания выиграла и подписала госконтракт на текущий ремонт помещений, принадлежащих Минобороне. Но как обычно происходит — выиграл «не тот участник». Подлежащие ремонту помещения были разбросаны по всей стране и зачастую находились на закрытых объектах.

Пока Компания собирала допуски, прошла уже половина срока исполнения контракта. Получив допуски и оказавшись в помещениях, оказалось, что смета составлена крайне неверно: к примеру, в некоторых помещениях, в принципе, отсутствовал водопровод, когда в смете было указано — «ремонт душевой кабины». В результате длительных согласований срок исполнения контракта истек, и Заказчик направил уведомление о расторжении контракта «пустым письмом», а в ЕИС разместил неполную информацию и глубоко за сроком.

Однако так как рассматривал дело УФАС крайне небольшого региона, на данные нарушения комиссия попросту закрыла глаза и приняла решение о включении Исполнителя в РНП. Впоследствии консультантам пришлось отстаивать свою позицию в суде, отменяя не только незаконный односторонний отказ, но и незаконное решение регионального антимонопольного органа.

Что изменили оптимизационные поправки, и в чем плюсы для Исполнителя

В оптимизационных поправках, которые приняты в июле 360-ФЗ от 02.07.2021 и которые начнут действовать (в отношении одностороннего отказа) уже с июля будущего года, законодатель установил следующее:

Процедуру одностороннего отказа от исполнения контракта по итогам открытых и закрытых электронных процедур полностью переводят в электронный вид:

  • Заказчику достаточно разместить свое решение в ЕИС, за исключением некоторых случаев (например, при закупке с гостайной).
  • Оно автоматически направляется Исполнителю в течение часа.
  • Сообщать ему об этом иными способами (по почте, электронной почте и пр.) станет не нужно.
  • Поступление решения Исполнителю будет осуществляться надлежащим уведомлением. Теперь датой поступления будет являться дата публикации в ЕИС данного решения.

Казалось бы — в чем здесь плюсы для Исполнителя?

  • Во-первых, такая процедура всячески устраняет возможности для манипулирования процессуальными сроками, связанными с «надлежащим» уведомлением как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя.
  • Во-вторых, если ранее Заказчик (даже под угрозой штрафных санкций) зачастую злонамеренно не опубликовывал решение в ЕИС в срок, сейчас у него такая возможность будет отсутствовать — решение будет очевидно доведено до Исполнителя день в день.
  • В-третьих, у Заказчика будет отсутствовать т.н. «эффект неожиданности» — такая открытость даст возможность Исполнителю подготовиться к комиссии антимонопольного органа, собрать всю переписку с Заказчиком, а равно как и в срок устранить допущенные нарушения — неопубликование решения или публикация его не в полном объеме будут очевидно рассматриваться в качестве нарушения процедуры.

О чем еще важно сказать: фактически отпадут споры, связанные с несвоевременной приемкой либо отказом от приемки товара/услуги ненадлежащего качества, количества или комплектности/состава, что так же зачастую берется Заказчиком за основание для одностороннего расторжения контракта со стороны.

С 1 января 2021 года мы полностью переходим на электронный документооборот.

Теперь процедура будет выглядеть следующим образом:

  • Исполнитель в срок, предусмотренный в контракте, размещает в ЕИС подписанный своей ЭП документ о приемке товара;
  • в течение часа данный документ передается Заказчику на подписание, при этом датой получения документа считается дата размещения Исполнителем его в ЕИС;
  • в срок, установленный контрактом (но не позднее 20 дней с даты его размещения в ЕИС) Заказчик либо подписывает данный документ своей ЭП, либо направляет Исполнителю мотивированный отказ от приемки (так же подписанный ЭП);
  • Соответственно, датой приемки либо отказа от нее будет считаться дата подписания ЭП Заказчиком;
  • В случае мотивированного отказа Заказчика, Исполнитель вправе устранить выявленные недостатки и повторить процедуру направления документов о приемке.

Мы со своей стороны безусловно приветствуем такую открытость и рассматриваем данные поправки в закон в качестве действительно современных и системных, а равно как и исключающих злоупотребления сторонами их правами. Стоит надеяться, что процессуальные нарушения уйдут в прошлое, а антимонопольный орган будет заниматься исключительно материальным правом и изучать лишь фактические обстоятельства надлежащего либо ненадлежащего исполнения контракта для принятия решения о включении или невключении исполнителя в РНП в оговоренном случае.

Также смотрите  Высота глухого забора между соседями

Недобросовестный поставщик

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков?

Об услуге

Что такое РНП или реестр недобросовестных поставщиков?

Это регулярно обновляемые открытые списки. В них внесена информация об организациях, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которые были объявлены победителями торговых процедур, но уклонились от подписания договора с заказчиком, либо отказались от выполнения обязательств по контракту или умышленно нарушили условия его выполнения.

Реестровая база данных о таких участниках ведется в ЕИС по трем перечням:

  • Реестр недобросовестных подрядчиков, исполнителей, участвовавших в торгах по 44-ФЗ
  • Реестр недобросовестных поставщиков по сделкам согласно 223-ФЗ
  • Реестр недобросовестных подрядных организаций по капитальному ремонту

Где найти информацию о поставщиках, включенных в реестр?

Законодательство России (44-ФЗ, ст. 104, ч.8) требует, чтобы РНП находился в открытом доступе. Поэтому на сайте Единой Информационной Системы (ЕИС) без ограничений доступна для проверки вся информация о записях реестра здесь.

ЕИС обновляет записи РНП ежедневно по рабочим дням. Размер базы данных трех реестров внушителен. На май 2021 года в этих списках числится более 22 000 записей.

Какие есть основания для включения в черные списки поставщиков?

Законодательство указывает, что для признания нарушения обязательна умышленность деяния. Действия, попадающие в списки нарушений, но которые были совершены неумышленно, могут быть оперативно исправлены до применения карающей меры. Это также относится к действиям, которые заказчик или представитель совершили по неосторожности, либо по не зависящим от них причинам.

Перечислим частые нарушения, за которые ФАС имеет право занести участников торгов в РНП:

  • Если участник торгов одержал победу в торге, но в дальнейшем отказался от подписания контракта
  • Если по результатам победы в закупке был подписан контракт на поставку, но исполнитель уклонился от своих обязанностей и не выполнил договорные условия
  • Если победивший участник предоставил ложную или недостоверную информацию о себе, либо о предоставляемом товаре или услуге
  • Если плательщик не выполнил денежное обеспечение предстоящей сделки, предусмотренное законодательством , то есть не внес обеспечение исполнения контракта

Кто ведет учет недобросовестных поставщиков в реестре?

Законодатель не включил в свод текущих законов Российской Федерации точного определения понятия “недобросовестный поставщик”. Также отсутствует четкое определение, как вести их учет. Это не значит, что в стране отсутствует законодательная база по этому направлению.

Ниже приводим список подзаконных актов, согласно которым Правительством РФ определено, что ведение РНП отнесено к ведомству Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации (ФАС РФ).

Именно ФАС является официальным государственным органом, уполномоченным вести РНП. Соответственно ФАС рассматривает от заинтересованных или пострадавших организаций все заявления с обращениями или жалобами о внесении, либо об исключении из этого реестра. В регионах России информацию в РНП вносят по представлению территориальных органов антимонопольной службы.

Какими законами регулируется ведение РНП?

Чтобы корректно решать вопросы с ФАС, возникающие из-за внесения предприятия или индивидуального предпринимателя в один из трех реестров недобросовестных поставщиков, необходимо знать перечень юридических документов, в которых законодатели и министерства РФ определяют порядок ведения т.н. “черных списков” поставщиков, подрядчиков или исполнителей.

Приводим сводку законодательных оснований по трем реестрам:

  • По Федеральному закону № 44-ФЗ РНП регулируется постановлением Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013 г. (ПП-1062)
  • По сделкам в рамках Федерального закона № 223-ФЗ реестром недобросовестных поставщиков управляют согласно постановления Правительства РФ № 1211 от 22.11.2012 г. (ПП-1211)
  • Реестр недобросовестных подрядных организаций в области ремонта жилого фонда регулируется постановлением Правительства РФ №615 от 01.06.2016 г. (ПП-615)

Законодатель возложил ответственность за подачу жалобы в территориальные органы ФАС на пострадавшего заказчика. Именно они должны информировать контролирующие органы о нарушениях поставщиками или подрядчиками правил коммерческих торгов и госзакупок.

Новые правила внесения в РНП в 2021 году

С 1 июля в РФ начинает работать новый Федеральный закон 539 ФЗ от 30.12.2020 о внесении изменений в Федеральные законы в сфере государственных и муниципальных закупок. Здесь мы перечислим часть изменений, которые затронут порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.

  • Новый ФЗ ввел касательно уполномоченного лица (заказчика) понятие “обращение в ФАС” по части включения информации в РНП. Также закон обязал Правительство России определить состав, форму и содержание этого обращения.
  • 539-ФЗ определил состав учредителей, который будет заноситься в РНП. Включать в списки будут только тех, чья доля или паи составляют более 25%. Закон обязывает также учитывать косвенное владение акциями предприятия через аффилированные структуры или доверенные лица.
  • В случаях передачи учредительных полномочий другим лицам — они также будут включены в реестр.
  • Законом устанавливается, что в РНП включат состав учредителей, который значился на момент совершения действия, повлекшего заявление о внесении в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Среди поправок также есть изменения по срокам исключения информации из РНП. Теперь за начало штрафного двухлетнего периода будет браться не время опубликования данных в реестре. Исчисление начинается со дня, когда появляется обязательство ФАС внести запись о провинившемся поставщике в реестр, об отказе от подписания контракта или от выполнения обязательств по нему.
  • Теперь в российском законодательстве четко обозначены случаи, по которым сведения из РНП удаляют досрочно.
Также смотрите  Заявление о взыскании судебных расходов кас

На какой период вносят в РНП?

В настоящее время законом определен четкий срок включения в реестр информации о недобросовестном подрядчике, поставщике или исполнителе. Согласно 44-ФЗ, ст. 104, ч.9 внесение в реестр осуществляется сроком на два года от момента включения информации в РНП.

По истечении этого срока запись удаляется из черного списка. С принятием нового Федерального закона 539-ФЗ, с 1 июля 2021 года изменяется порядок начала исчисления этого срока.

Что делать если попал в списки недобросовестных поставщиков?

Реагировать на возможное включение в РНП нужно максимально быстро. Предотвратить внесение в списки проще, чем выходить из них. Что сделать, если компания все же попала в РНП, а в ближайшем времени пройдут выгодные тендеры, в которых обязательно нужно участвовать?

Законодательство России отводит 3 месяца недобросовестному поставщику, попавшему в реестр, на обжалование этого действия в органах, ведущих процесс. Основа линии защиты находится в доказательстве отсутствия умысла правонарушения либо невозможности избежать его. Например, заказчик предоставил техническую документацию с ошибками, которые не позволили корректно составить проект.

Либо вышли законодательные изменения, которые повлияли на порядок выполнения будущих работ по контракту. Есть много прецедентов, когда ФАС вникала в суть возникших проблем исполнителя и вставала на его сторону, давая возможность для исправления ситуации.

Причин для выхода из сложившегося положения много. Это не только возможность участия в следующих аукционах. Иногда необходимо вернуть участнику торгов денежное обеспечение сделки, сумма которого может быть весьма внушительной.

Есть ли другие варианты выхода из реестра?

Некоторые предприниматели, понимая сложность судебных тяжб, выбирают путь размножения юридических лиц. Напоминаем, что это может частично помочь для участия в торгах по 223-ФЗ. А для участия в госзакупках по 44-ФЗ, стоит учитывать, что службы будут проверять по РНП не только юридическое лицо.

Также внимательно посмотрят на состав учредителей, коллегиальный или единоличный исполнительный орган юрлица. Поэтому в недобросовестных подрядчиках могут появиться аффилированные с ними лица или структуры. Положительные результаты проверки гарантированно послужат отказом к участию в тендере.

Преимущества специализированной организации

За вас работают юристы в области 44-ФЗ и 223-ФЗ с опытом работы от 5 лет

8-ми летний опыт построения эффективной работы с клиентами

Наши юристы всегда в курсе последних изменений законодательства

За вами закрепляется личный менеджер, готовый ответить на любые вопросы

Наши клиенты

Ответим на вопросы

Оставьте заявку, и наш менеджер перезвонит, чтобы проконсультировать вас

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Пользовательским соглашением

Adblock
detector