Докладываю Вам, что14.04.2014 года в 12 час. 40 мин. мною при содействии полицейского 3 роты ОбППСП УМВД по г.
Ижевску сержантом полиции Ивановым И.Л. доставлен в дежурную часть ОП № 3 гражданин Стаканов Максим Петрович 02.03.1979 года рождения, проживает г. Ижевск ул.
Союзная 30 кв.47 (личность установлена со слов). Был одет: красная куртка из плащёвки, черные джинсы, белые кроссовки, без головного убора.
Гражданин Стаканов М.П. 14.04.2013 года в 12 час. 20 мин. года, находясь на территории детского сада «Колокольчик» по адресу г. Ижевск ул. Ленина 20, распивал из бутылки объемом 0,5 литров с надписью на этикетке водка «Русь матушка» бесцветную жидкость с характерным запахом спиртного. Со слов Стаканова М.П. – в бутылке водка.
Ничего не изымалось. Видимых телесных повреждений не обнаружено. Физическая сила, спец. средства не применялись.
Очевидцы правонарушения:
1. Попов Петр Николаевич 12.05.1999 г.р., прож. г. Ижевск, ул. Петрова 49 кв.23
2. Сидорова Ирина Ивановна 25.06.1988 г.р., прож. г. Ижевск, ул. Удмуртская 47-46
Полицейский 3 роты ОбППСП УМВД по г. Ижевску
сержант полиции Степанов Р.О.
Начальнику ОП-9 УМВД России
Докладываю Вам, что в 17час. 43мин. 24.04.2014 года, при несении службы по охране общественного порядка, на маршруте патрулирования «Центр» в составе старшего наряда командира отделения 3 роты батальона полиции ОВО прапорщика полиции Хватова А.П., полицейского ГЗ батальона полиции ОВО рядового полиции Шустова Р.В.
было получено сообщение от оперативного дежурного по ОП № 6 о том, что во дворе дома № 65 по ул. 40 лет Победы, трое неизвестных, избивают одного гражданина, у одного из напавших имеется нож.
В 17 час. 52 мин. прибыв по указанному адресу нами был обнаружен граждан: на вид 25-30 лет, рост 170-175 см, волосы черные короткие, был одет в матерчатую, черную куртку, синюю рубашку, синие джинсы на ногах черные ботинки, который имел ножевое ранение в область правой руки.
Данный гражданин представился Васиным Андреем Васильевичем., 1973 г.р., прож.: д. 67, ул. 40 лет Победы.
При этом он сообщил, что на него напали трое неизвестных мужчин. Под угрозой ножа они отобрали у него дипломат черного цвета с кодовым замком, в котором находились деньги в сумме 20 тыс. рублей и документы.
Нанесли ему ранение ввиду оказанного им сопротивления. Нападавшие скрылись в строну ул. Молодежной 5 мин.
назад.
В ходе опроса гр. Васина были установлены следующие приметы: первый подозреваемый — возраст 20-25 лет, рост 170-175 см., волосы короткие светлые, одет в черную кожаную куртку, черные джинсы, серую футболку, кроссовки; второй подозреваемый — возраст 20-25 лет, рост 175-180 см, волосы средней длины черные, одет в черную спортивную куртку, спортивные штаны темного синего цвета, с тремя полосками светло синего цвета и кроссовки, имел при себе нож, которым нанес ножевое ранение; третий подозреваемый — 20-25 лет, рост 170-175 см., волосы короткие рыжие, был одет в ветровку коричневого цвета, синие джинсы, черные ботинки.
Полученная информация передана дежурному ОП № 6 и одновременно вызвана «скорая помощь» для гр. Васина А.В. До прибытия «скорой помощи» с потерпевшему ряд. полиции Шустовым Р.А. была оказана ПП по остановке кровотечения. В 18 час. 20 мин. прибыла «скорая помощь» бригада № 7 врач Иванов А.В., которому был передан потерпевший.
В целях обнаружения и задержания лиц, подозреваемых в совершении указанного преступления по указанию дежурного ОП № 6 УМВД по г. Ижевску нами были проверены дворы домов № 67, 69, 72 по ул. 40 лет Победы № 52, 54 , 56,58 по ул. Молодежной, остановки общественного транспорта «Молодежная», «6 микрорайон», «Троллейбусное кольцо».
В районе магазина «Сарапульская водка» около 18 часов 10 минут нами были обнаружены трое граждан, схожих по приметам. Увидев нас, неизвестные попытались скрыться, мной был задержан гражданин, одетый в черную спортивную куртку, спортивные штаны темного синего цвета, с тремя полосками светло синего цвета. На основании п.
2 и 3 ст. 20 и п. 6 ст.21 Федерального закона «О полиции» были применены физическая сила и специальные средства — наручники.
Прапорщиком полиции Хватовым был задержан гражданин, одетый в черную кожаную куртку, черные джинсы, серую футболку, кроссовки, у которого в правой руке находился похищенный черный дипломат. При этом в отношении него прапорщиком полиции Хватовым на основании п. 2 и 3 ст.
20 и п. 6 ст.21 Федерального закона «О полиции» были применены физическая сила и специальные средства — наручники. Третьему подозреваемому удалось скрыться в неизвестном направлении.
Перед доставлением подозреваемых лиц в дежурную часть ОВД, в целях обеспечения личной безопасности, обнаружения оружия и других предметов, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, проводился наружный досмотр. При наружном досмотре у гражданина, одетого в черную спортивную куртку, спортивные штаны темного синего цвета, с тремя полосками светло синего цвета, в последствии оказался гр. Ерохиным Олегом Александровичем, 1981 г.р., прож.: ул Петрова, д.45 кв.78 (со слов) был обнаружен нож с рукояткой из металла серебристого цвета, длина рукоятки около 15 см, лезвие длинной около 14 см., толщиной около 3 мм и шириной около 2 см со следами вещества темно-бурого цвета (похожего на кровь), который был изъят и упакован полиэтиленовый пакет.
При наружном досмотре гражданина, одетого в черную кожаную куртку, черные джинсы, серую футболку, в последующем оказавшегося Антоновым Михаилом Петровичем, 1982 г.р., прож.: ул. Сабурова, д. 24 кв.
56, (личность установлена по имеющемуся у него служебному удостоверению частного охранника ЧОП «Каскад» № 13578) колюще-режущих предметов, холодного и огнестрельного оружия не обнаружено, ничего не изымалось. Дипломат не изымался. При опросе подозреваемых гр.
Антонов пояснил что, этот дипломат они нашли во дворе дома рядом с магазином «Сарапульская водка» и хотели сдать в милицию.
Наружный досмотр проводился в присутствии понятых:
— Орлова Семена Семеновича, 1972 г.р,. прож.: г. Ижевск, ул. Петрова, д.56 кв.90;
— Федорова Михаила Викторовича, 1967 г.р., прож.: г. Ижевск, ул. Молодежная, д. 32 кв.98.
По подозрению в совершении преступления гр. Антонов М.П., гр. Ерохин О.А. в 18 часов 25 минут 24.03.13 г. были доставлены в дежурную часть ОП № 6 УМВД по г. Ижевску и переданы начальнику смены майору полиции Лаврову А.Е. Видимых телесных повреждений у гр. Антонов М.П., гр. Ерохин О.А. не обнаружено.
сержант полиции Катаев А.Р.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
« 25 » февраля 20 14 года г. Ижевск
ст. УУП ОП № 5 УМВД г. Ижевска капитан полиции Елелесеев С.Б. отобрал объяснение от:
1. Фамилия, имя, отчество Ивановой Анны Михайловны . __________________________________________________________________________________
2. Год, месяц и дата рождения _ 13.05.50 г.р .____________________________________________
3. Место рождения _ г. Ижевск _______________________________________________________
4. Национальность русская ___________________________ 5. Гражданство РФ
6. Образование высшее ______________________________________________________________
7. Место работы и должность пенсионерка _____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________ телефон № __8-965-895-65-69___________
8. Семейное положение вдова ________________________________________________________
9. Судимость __ нет (со слов) _________________________________________________________
когда, каким судом, по какой статье УК и мера наказания
10. Постоянное место жительства _ г . Ижевск, ул Дзержинског , 77 -78 ____________________
_______________________________________________________ телефон № _________________
11. Паспорт (серия, №, кем и когда выдан) 9400 143558 от 01.07.96 г. УФМС России в . Первомайском районе
Мне разъяснено, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ я не обязан свидетельствовать против себя самого, своего (ей) супруга (и) и близких родственников.
На заданные вопросы поясняю: ___ Я проживаю по вышеуказанному адресу с сыном Ивановым И.П. , 1969 г.р. , 25 февраля 2013 г.
примерно в 16.00 мой сын дома в состоянии алкогольного опьянения, устроил скандал, в мой адрес громко выражался нецензурной бранью, высказывал угрозы физической расправы, размахивал руками, после чего я вызвала сотрудников полиции. Сотрудники полиции приехавшие к нам домой попросили моего сына прекратить скандал, Однако сын на замечание сотрудников полиции не реагировал. Он продолжал свои хулиганские действия по отношению ко мне.
С моих слов записано верно, мной прочитано.
Ст. УУП ОП № 5 УМВД России по г. Ижевску
капитан полиции Елелесеев Елелесеев С.Б.
Начальнику ОП № 5 УМВД
От гр. Ивановой А.М.
зарегистрированной по адресу:
г. Ижевск, ул. Дзержинского,77-78
проживающей по адресу:
г. Ижевск, ул. Дзержинского, 77-78
Со ст. 306 УК РФ «Заведомо ложный донос», ознакомлена.
Прошу привлечь к ответственности моего мужа Иванова Ивана Петровича, 1969 г.р., проживающего по адресу г. Ижевск, ул. Дзержинского, д.77-78, который 25 февраля 2014 г., в 19.00 часов находясь по вышеуказанному адресу в состоянии алкогольного опьянения, учинил хулиганские действия – ударил меня три раза кулаком по голове и один раз по спине, причинив тем самым сильную физическую боль, выражался в мой адрес грубой нецензурной бранью, на неоднократные замечания не реагировал, угрожал мне убийством, замахнувшись гантелью.
Данную угрозу я восприняла реальной, поскольку, если бы он не споткнулся, то ударил бы данной гантелью по голове.
Свидетелем хулиганских действий была моя соседка Харитонова Инина Николаевна, 1975 г.р., проживающая по адресу г. Ижевск, ул. Дзержинского, д.77-77
Рапорт об обнаружении признаков преступления.
Все прочие сведения о совершенных или готовящихся преступлениях закон (п. 3 ч. 1.
ст. 140 УПК РФ) относит к сообщениям, полученным из «иных источников», которые оформляются рапортом об обнаружении признаков преступления. Рапортом оформляются также сообщения о преступлении, поступившие по «телефону доверия», входящему в систему «горячей линии МВД России» по приему и учету сообщений граждан о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками ОВД.
Важным документом, регламентирующим деятельность ОВД как органов дознания на этапе возбуждения уголовного дела, является приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».
Утвержденная приказом Инструкция регламентирует круг вопросов, связанных в первую очередь с приемом сообщений о преступлениях [1] , под которым понимается получение заявлений и сообщений сотрудником ОВД, на которого организационно-распорядительными документами руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо лица, исполняющего его обязанности, возложены соответствующие полномочия, и регистрацией сообщений о преступлениях, т.е. присвоением каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера КУСП и фиксацией в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения).
Значительное внимание в Инструкции от 29.08.2014 № 736 уделено порядку разрешения сообщений о преступлениях (проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ). В Инструкции определены также полномочия по приему, проверке и разрешению сообщения, которыми наделены конкретные должностные лица соответствующего ОВД с учетом территории оперативного обслуживания, и порядок ведомственного контроля за соблюдением данного приказа.
Вне зависимости от вида сообщения о преступлении все они при поступлении в территориальный ОВД незамедлительно фиксируются в КУСП с присвоением соответствующего регистрационного номера. По статистике, сообщения о преступлениях в среднем составляют около половины всех зарегистрированных в КУСП сообщений.
Прием сообщений о преступлениях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) в круглосуточном режиме вне зависимости от территории оперативного обслуживания, места и времени совершения преступлений, а также полноты содержащихся в сообщениях сведений и способа их поступления.
Вместе с тем сообщить о преступлении можно и вне ОВД, обратившись к любому сотруднику ОВД, действующему в соответствии с требованиями, установленными Законом о полиции и Инструкцией от 29.08.2014 № 736.
В таких случаях сотрудник ОВД, принявший сообщение о преступлении, незамедлительно передает в дежурную часть (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого сообщения для регистрации в КУСП. При этом оперативному дежурному дежурной части передается следующая информация: дата и время поступления сообщения; фамилия, имя и отчество заявителя; адрес места жительства (пребывания), номер телефона заявителя; форма фиксации сообщения (письменное заявление, протокол явки с повинной и др.).
На принятом заявлении о преступлении сотрудник ОВД в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью.
При отсутствии у сотрудника, принявшего сообщение о преступлении, возможности сообщить в дежурную часть информацию по существу принятого сообщения, соответствующие сообщение либо подлинник заявления передаются в дежурную часть по прибытии сотрудника в территориальный орган МВД России. При этом указанный сотрудник обязан принять меры к незамедлительной передаче сообщения либо подлинника заявления в дежурную часть.
Таким образом, вне зависимости от места и субъекта приема сообщения о преступлении, все они подлежат обязательной регистрации в КУСП, хранящейся в дежурной части ОВД.
Книга учета сообщений о преступлениях является документом строгой отчетности, оформляется, регистрируется и брошюруется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, а также инструкцией по делопроизводству, согласованной с Федеральным архивным агентством (Росархивом).
В КУСП отражаются:
- — порядковый номер, присвоенный зарегистрированному заявлению (сообщению) о преступлении;
- — дата, время и форма поступления заявления (сообщения) о преступлении;
- — данные о сотруднике ОВД, принявшем заявление (сообщение) о преступлении;
- — данные о заявителе;
- — регистрационный номер талона-уведомления, выданного заявителю (в случае выдачи);
- — краткое содержание заявления (сообщения) о преступлении;
- — данные о руководителе, которому доложено о заявлении (сообщении) о преступлении;
- — результаты работы следственно-оперативной группы, дежурного наряда (сотрудника) на месте совершения преступления;
- — данные о руководителе, поручившем проверку заявления (сообщения) о преступлении;
- — данные о сотруднике ОВД, которому поручена проверка заявления (сообщения) о преступлении;
- — срок проверки, установленный руководителем, и срок, в который рассмотрено заявление (сообщение) о преступлении;
- — результаты рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении.
Ведение КУСП и регистрация в ней сообщений о преступлениях возложены на оперативного дежурного дежурной части.
Записи производятся от руки ручкой, четко и разборчиво, без сокращений. Исправления не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются и удостоверяются подписью оперативного дежурного дежурной части. По окончании КУСП передается из дежурной части в подразделение делопроизводства для последующего хранения.
На всех поступивших сообщениях о преступлении, подлежащих регистрации в КУСП, в обязательном порядке проставляются штамп о регистрации, отражающий регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилия должностного лица, принявшего сообщение, и его подпись.
При личном обращении заявителя в ОВД в дежурной части ему в обязательном порядке выдается талон-уведомление, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер. В талоне-корешке, который остается в ОВД, указываются: сведения о заявителе, краткое содержание заявления о преступлении, регистрационный номер по КУСП, подпись оперативного дежурного, его принявшего, дата и время приема.
В талоне-уведомлении (выдается заявителю) указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.
Талоны-уведомления являются важным средством контроля за полнотой и своевременностью регистрации сообщений о преступлениях, поступающих в ОВД. Они представляют собой документы строгой отчетности, сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части ОВД.
При получении талона-уведомления заявитель собственноручно проставляет соответствующие дату и время на талоне-корешке и расписывается.
После регистрации сообщений о преступлениях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования, о результатах которых в течение дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) соответствующего территориального органа МВД России, управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции или лицу, его замещающему.
Основания для возбуждения дела об административном правонарушении
В соответствии со статьей 12 Федерального закона №3-ФЗ от 07.02.2011 года «О полиции» одной из основных обязанностей сотрудников полиции является пресечение административных правонарушений и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции. В свою очередь часть 1 статьи 28.3 и часть 1 статьи 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставляют сотрудникам полиции право не только составлять протоколы, но и рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.1 указанного кодекса.
Производство по делам об административных правонарушениях всегда начинается с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Статья 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, квалифицируемом как «Мелкое хулиганство», могут являться:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
При этом вне зависимости от того, что явилось поводом для возбуждения дела об административных правонарушениях, данное обстоятельство необходимо документально зафиксировать, чтобы подтвердить законность факта возбуждения дела.
В случае, когда данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены непосредственно сотрудником органов внутренних дел, вне зависимости от того, имеет он право составлять протоколы об административном правонарушении или нет, последним составляется рапорт.
Рапорт – служебное сообщение, донесение, доклад младшего по званию старшему военному начальнику (Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Сотрудники полиции, при письменном обращении к начальнику, независимо от причины данного обращения, должны оформлять его рапортом. В форме рапорта также может представляться отчет о проделанной работе, либо о совершенных действиях. И, безусловно, в форме рапорта оформляется сообщение сотрудника органов внутренних дел об обнаружении им признаков совершения административного правонарушения.
Рапорт должен содержать сведения о лице, которому он подается. Рапорт, содержащий информацию служебного характера, адресуется только начальнику органа внутренних дел. Рапорт с личной просьбой, или другой информацией неслужебного характера может подаваться как на имя начальника органа внутренних дел, так и на имя начальника (командира) подразделения или службы органа внутренних дел.
Что касается содержания рапорта, то оно излагается в свободной форме.
В органах внутренних дел приняты следующие формы обращения различных категорий сотрудников:
· начальника к подчиненному – приказание, сообщение, уведомление, указание;
· лиц, состоящих на равнозначных должностях – просьба, сообщение, уведомление;
· подчиненного к начальнику – просьба, доклад.
Соответственно, начинать рапорт, адресованной начальнику, следует словами «прошу» либо «докладываю», другие формулировки не допустимы.
Заканчиваться рапорт должен сведениями о лице, его написавшем (должность, звание, фамилия и инициалы), а также указывается дата составления рапорта. Рапорт подписывается составляющим его лицом.
Необходимо отметить, что отдельные сотрудники при оформлении рапорта по факту правонарушения стараются максимально сократить описание произошедшего события. Данное негативное обстоятельство порой приводит к тому, что лицо, принимающее решение по делу, не имеет возможности представить себе всю обстановку совершенного правонарушения, наличие смягчающих и отягчающих вину правонарушителя обстоятельств, степень общественной опасности деяния, что порой приводит к необоснованному ослаблению ответственности правонарушителя.
В связи с этим, при написании рапорта о выявленном административном правонарушении и проделанной работе рекомендуется достаточно подробно излагать информацию о правонарушителе, его и своих действиях, обстановке происшествия и т.п.
Рапорт о выявлении административного правонарушения, по которому сотрудником полиции уже составлен протокол об административном правонарушении, либо вынесено постановление о назначении наказания в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сразу регистрируется в журнале учета материалов об административных правонарушениях, ведение и хранение которого осуществляется сотрудниками отделов, отделений (групп) по исполнению административного законодательства.
Во всех остальных случаях процедура регистрации и рассмотрения рапорта, содержание которых указывает на наличие в действиях физического или юридического лица административного правонарушения в настоящее время определяется приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах министерства внутренних дел российской федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях». В соответствии с данным приказом указанные выше рапорта передаются в дежурную часть ОВД, где они незамедлительно регистрируются в КУСП, после чего также передаются для рассмотрения сотруднику, уполномоченному составлять соответствующие протоколы.
Примерное содержание рапорта, составляемого сотрудником полиции
по факту обнаружения и разбирательства с административными правонарушениями.
Начальнику ОВД по________
РАПОРТ
Докладываю Вам, что:
1. Период (число, месяц, год, время);
— при несении службы по охране общественного порядка;
— при проведении рейдовых мероприятий или выполнении указаний должностных лиц;
3. место несения службы (указывается пост, маршрут с номером и центром);
4. совместно с кем осуществлялось несение службы (указать напарника по должности, званию, Ф.И.О., или представителя общественного формирования по его наименованию, Ф.И.О);
5. место обнаружения правонарушения с привязкой к местности;
6. со стороны кого оно допущено (Ф.И.О. нарушителя, а если нет документов, то с кратким описанием внешности по признакам словесного портрета, анкетные данные: год рождения, место рождения, должность и место работы, адрес, место жительства, телефон рабочий и домашний);
7. что именно он совершил;
8. отношение правонарушителя к содеянному и реакция на требования сотрудника о прекращении правонарушения (агрессивность, дерзость, неповиновение, оскорбление, пререкание). Применялась ли физическая сила и специальные средства. Если применялись то, какие именно и результаты их применения;
9. куда нарушитель доставлен и кому передан (должность звание лица, фамилия, имя, отчество);
10. кто был свидетелем, очевидцем правонарушения (их установочные данные);
11. какие материалы составлены в качестве приложения к рапорту.
звание сотрудника инициалы, фамилия
Примерный образец рапорта, составляемого сотрудником полиции по факту обнаружения и разбирательства с административными правонарушениями
Начальнику УМВД России по г. Орлу
полковнику полиции
Докладываю Вам о том, что 12 декабря 2014 года в 17 часов 30 минут при несении службы по охране общественного порядка на территории улицы Ленина города Орла в районе дома № 8 мною, совместно со старшим сержантом полиции Петровым С.Н., был установлен факт совершения административного правонарушения гражданином Сидоровым Е.А., который, находясь в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, приставал к окружающим гражданам с просьбой выпить с ним, при получении отказа громко выражался в их адрес нецензурной бранью.
С целью прекращения совершения административного правонарушения и для составления протокола об административном правонарушении гражданин Сидоров Е.А. был доставлен в УМВД России по г. Орлу.
При доставлении физическая сила и специальные средства не применялись. В отношении Сидорова Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ.
После составления протокола Сидоров Е.А. отпущен домой.
12 декабря 2014 года УУП УМВД России по г. Орлу
капитан полиции
В случае, когда данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, сообщены физическими или юридическими лицами, то полученная информация, как правило, оформляется заявлением.
Заявление — Письменная просьба о чем-нибудь или официальное сообщение в устной или письменной форме (Словарь русского языка С.И. Ожегова).
Заявление об административном правонарушении принимается и регистрируется сотрудниками полиции в соответствии с требованиями приказа МВД России № 736 от 29.08.2014 года «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях». В соответствии с данной инструкцией заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России вне зависимости от места и времени совершения административного правонарушения, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления.
Обычно прием заявлений и сообщений об административных правонарушениях осуществляется оперативным дежурным (помощником оперативного дежурного) дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции). Однако вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения об административных правонарушениях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел. В этом случае на принятом заявлении об административном правонарушении сотрудник органов внутренних дел в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью.
Хотя, как было указано ранее, заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат обязательному приему вне зависимости от полноты содержащихся в них сведений и формы представления, желательно, чтобы заявление среди прочего содержало в себе следующие данные:
· Фамилия, имя и отчество заявителя;
· Адрес места жительства (пребывания), номер телефона заявителя.
· Дата и время подачи заявления (сообщения).
Это связано с тем, что указанные данные подлежат занесению в КУСП и могут понадобиться для направления ответа о результатах рассмотрения заявления.
Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.
В настоящее время имеется устойчивая тенденция к ужесточению административной ответственности, проще говоря, размер штрафов за различные административные проступки постоянно растет. Например, многие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность в области предпринимательской деятельности, дополнены примечаниями, указывающими, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица. Это увеличило сумму штрафа для предпринимателей в десятки раз.
Ранее многие считали, что даже если с наказанием и вообще фактом совершения нарушения они не согласны, то все же проще, быстрее и дешевле заплатить штраф в 500-1000 рублей, чем заниматься его оспариванием. Теперь же, когда размер штрафа вырос многократно, ситуация, согласитесь, уже иная, имеет смысл пытаться оспорить постановление о назначении наказания. Кроме того, любой из нас не застрахован от необоснованного привлечения к административной ответственности во всех сферах жизнедеятельности — от дорожного движения до отдыха и рыбалки.
В этой связи каждому полезно знать базовые правила поведения при составлении протокола об административном правонарушении.
Протокол — это документ, который составляет должностное лицо (сотрудник полиции или иного контролирующего или надзорного органа), после выявления (обнаружения) административного правонарушения. С момента составления протокола, в подавляющем большинстве случаев, и начинается собственно производство по делу об административном правонарушении. Здесь важно понимать, что протокол — это документ, который только фиксирует событие правонарушения, наказание за проступок (штраф или иное) при его составлении не назначаются.
Протокол и иные доказательства будут в дальнейшем рассматриваться судьей или иным уполномоченным административным органом и по итогам этого рассмотрения и принимается документ — постановление по делу об административном правонарушении (в арбитражном суде — решение суда), которым может быть или назначено наказание или прекращено производство по делу.
В большинстве случаев протокол составляется сразу — там, где имело место событие правонарушения (на месте ДТП, на рабочем месте, дома и т.п. — в зависимости от существа нарушения). Однако нередки и ситуации, когда нарушителя вызывают на другой день и в другое место для составления протокола, а сразу после обнаружения нарушения вручают лично или направляют по почте (иным образом) только уведомление о времени и месте составления протокола (это характерно для нарушений выявленных позже, чем их фактически совершили, в рамках контрольных или надзорных мероприятий и при длящихся нарушениях — например, вы не подали декларацию).
Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявления административного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практике случается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вам ответственности избежать).
Из изложенной общей схемы, есть несколько исключений:
— прокурор, который имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях, составляет документ, который называется не протокол, а постановление. Но иное тут только название, суть (назначение) документа и содержание — одинаковы с протоколом, это название — «постановление»- не должно вас смущать, прокурор, вынося его, виновным вас не признает, наказание не назначает. Все нижеследующие правила поведения верны и для случаев составления постановления прокурором.
— в некоторых случаях допускается проведение административного расследования, о чем выносится определение (прокурором опять же — постановление), а протокол составляется только после окончания такого расследования. Это допустимо по категориям правонарушений, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, когда необходимо проведение экспертиз или иных процессуальных действий, требующих временных затрат.
По фактам побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и мелкого хищения (ст. 7.27 КоАП РФ) расследование проводится обязательно
— иногда стадия составления протокола отсутствует в принципе, сразу выносится постановление с назначением наказания. Это возможно, если лицо, выявившее нарушение, имеет полномочия и на рассмотрение дела, а наказание назначается в виде предупреждения или штрафа. Если лицо, привлекаемое к ответственности, оспаривает событие нарушения или не согласно с наказанием, то составляется и протокол.
— не составляется протокол и в случае выявления правонарушений в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств
Протокол, согласно КоАП, является доказательством по делу (иногда даже единственным), все что там записано, может использоваться против вас.
С другой стороны, грубые нарушения, допущенные должностным лицом при составлении протокола, могут являться основанием для прекращения дела судом или иным органом административной юрисдикции, даже если административное правонарушение вы совершали.
Таким образом, понятно — в зависимости от того, что и как отражено в протоколе, как проходила процедура его составления, во многом и решится дальнейшая судьба всего вашего дела, и именно поэтому важно знать, как правильно действовать.
Итак, что важно помнить, если вы находитесь в ситуации составления в отношении вас протокола об административном правонарушении.
1. Не имеет никакого смысла отказываться от подписания протокола или не являться по вызову для его составления (если протокол составляется не сразу). Административный орган прекрасно обойдется без вашей подписи и явки (в КоАП есть соответствующие процедуры) и никаких особых сложностей вы не создаете и себе ничем не помогаете.
2. До составления протокола вам должны разъяснить ваши права, факт разъяснения удостоверяется письменно отметкой в протоколе. Если права вам не разъяснили, просить это сделать — не надо, скромно молчите, потом в разделе протокола «замечания» пишем: «мои права мне не разъяснили».
Надо учесть, что в случаях составления протокола позже, а не сразу на месте нарушения, описательная часть уже, скорее всего, будет заполнена заранее. Если нарушение многоэпизодное, сложное, должностное лицо подготовится заранее, а не будет строчить весь текст при вас. Это нормально.
В этом случае «до составления» — означает, что это первое, что делает должностное лицо применительно к протоколу с момента вашей явки и удостоверения личности.
4. Если вы видите, что в протоколе указаны понятые — попросите их предъявить (они возможны при составлении протокола «на месте») и проверьте правильность их данных в протоколе . Если указаны свидетели — аналогично при протоколировании «на месте».
Если у вас есть свидетели, которые могут подтвердить вашу невиновность (даже близкие родственники) и они не указаны — просите это сделать, если отказывают — укажите на это в разделе «замечания», а их данные напишите в разделе «объяснения».
5. Вы имеете право сделать замечания по содержанию протокола. Помимо уже упоминавшейся пометки о том, что права вам не разъяснили или не указали ваших свидетелей, здесь можно и нужно отметить все иные недостатки протокола.
Он должен содержать указание на место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о вас, место, время совершения и событие правонарушения, статью закона, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение. Укажите, если есть ошибки в описании события нарушения (неправильное место, время, иные обстоятельства — количество, продолжительность чего-либо и т.п.). Если такие ошибки есть, а вы подпишите без замечаний – значит вы согласились с написанным.
Опровержение будет возможно только с помощью других достоверных доказательств. Также отметьте отсутствие нужных сведений, непонятный почерк, наличие исправлений. Если замечаний у вас нет или осталось свободное место — ставьте Z.
6. Не торопитесь в разделе «объяснения» писать что-то о признании или не признании вины или изложенных в протоколе фактов, это вы успеете сделать и на стадии рассмотрения дела по существу. Чтобы вам ни говорил сотрудник, составляющий протокол, (как правило, они говорят именно так, мол, пишите — признаю или нет) вы НЕ ОБЯЗАНЫ на этой стадии выражать свое отношение к обвинению.
Дать объяснения — это ваше право. Тем более это не следует делать, если вы не уверены, совершили вы нарушение или нет. Приемлемый вариант — в графе пояснения написать «Объяснения дать не могу, так как сильно волнуюсь.
Нужна юридическая помощь.» Или «Объяснения дам при рассмотрении дела, необходима помощь защитника». Это правильно с практической точки зрения, так как составление протокола в любом случае стрессовая ситуация. Вы должны помнить, что протокол — доказательство, и чем меньше вы напишите про себя и свое отношение, тем проще потом скорректировать позицию, а адвокату (защитнику), если вы прибегнете е его помощи — лучшим образом отстоять ваши интересы.
Потом, в спокойной обстановке, вы уже внимательно изучите протокол, если требуется — обратитесь за правовой помощью и сформируете свою позицию по делу. Если в этом разделе протокола осталось свободное место — обязательно ставьте Z.
7. Вам обязаны вручить копию протокола. Если он составляется сразу, то как правило, это вариант протокола на бланке, который заполняется «под копирку».
После того, как вы внесете все нужные отметки в протокол — просто забираете второй экземпляр. Если протокол составляется позже, то скорее всего вам будут предоставлены 2 экземпляра протокола, распечатанные на компьютере. В этом случае, первый экземпляр у вас заберут в целях его направления для рассмотрения по существу.
Если заполнение происходит не под копирку, вам придется заново и точно так же все написать в своем экземпляре, или как минимум, сфотографировать первый экземпляр протокола. Не уходите, не имея при себе полного и окончательного варианта протокола, так как, например, если вы обратитесь за помощью к юристу, он должен знать, как в точности выглядит протокол, который будет рассматривать суд или иной орган административной юрисдикции.
Также вы должны знать, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе пользоваться юридической помощью защитника (адвоката или иного лица по доверенности). Такая помощь может оказываться не только при рассмотрении дела по существу, но и на стадии составления протокола. По нашему опыту явка для составления протокола об административном правонарушении с адвокатом способна существенно поменять позицию административного органа.
Явка с адвокатом означает, что лицо будет отстаивать свою позицию и скорее всего — в дальнейшем обжаловать постановление по делу. В случае проигрыша дела расходы на адвоката будут взысканы с административного органа, и этот факт заставляет соответствующих должностных лиц в сомнительных случаях прекращать производство.
Надеемся, что эти несложные правила помогут вам выйти из ситуации с административными наказаниями с наименьшими потерями и, как минимум, не навредить самим себе.