- Обязательно ли заключать договор о вывозе мусора?
- Кто должен заключать договор?
- Что представляет собой договор?
- Как собственникам частных домов решить вопрос о вывозе мусора?
- Статьи
- Последнее письмо Чибиса или порядок заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО
- Норматив или факт, вывоз ТКО и паспорта отходов: «АВТОСПЕЦТРАНС» разъясняет юрлицам порядок заключения договоров с регоператором
- Договор на вывоз ТКО
- Протокол разногласий к договору ТКО
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) заключается между управляющей домом организацией и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и расположены места (площадки) их накопления. Эти договора являются обязательными, имеют сложную структуру и относятся к категории публичных договоров с регулируемым тарифом. Для любой управляющей организации крайне важно избежать отдельных «ловушек», которые региональный оператор стремится включить в договор.
Договор с региональным оператором при прямых договорах
ТКО – не является коммунальным ресурсом, а региональный оператор формально не является ресурсоснабжающей организацией. Между тем, с поставщиком коммунального ресурса регионального оператора роднит очень много: монополизм, регулируемый тариф и примерно схожий механизм договорного регулирования. Более того, ст.
157.2 ЖК РФ называется «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», т.е. она полностью объединяет и регионального оператора, и поставщика ресурса.
Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами установлен в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Порядок № 1156).
В соответствии с п. 2 Порядка № 1156, «потребитель» – это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Управляющие организации и ТСЖ не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного п.
1 ст. 157.2 ЖК РФ. Таким образом, при переходе на прямые договора формальной обязанности по заключению договоров с региональным оператором не возникает, поскольку именно он будет являться исполнителем коммунальной услуги.
Вместе с тем, практика идет по такому пути, при котором региональный оператор, потребители которого перешли на прямые договора, часто предлагает заключить управляющей организации соглашение о сотрудничестве. Целесообразность заключения подобных соглашений для управляющих организаций сомнительна, поскольку в них обычно прописывается снятие ответственности с регионального оператора при расплывчатых форс-мажорах (например, при невозможности вывезти мусор из-за перекрытого машиной доступа к контейнерам). Поэтому в заключении таких соглашений нужно быть предельно аккуратным, чтобы не взять на себя дополнительную ответственность за услугу, которую оказывает постороннее лицо (региональный оператор).
Одновременно следует помнить, что переходу на прямые договора предшествует направление в адрес поставщика ресурса пакета сведений, состоящего из 8 пунктов и приводимого в п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (например, ФИО собственника, паспортные данные и пр.).
Передавать эти сведения региональному оператору у управляющей организации обязанностей нет. Эти сведения предоставляются лишь «соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях», а региональный оператор ресурсоснабжающей организацией не является (хотя порой требует от управляющей организации заполнения так называемого «транспортного файла», не желая выполнять эту работу самостоятельно).
Общий алгоритм заключения договора с региональным оператором
Согласно общей норме, при смене способа управления новая управляющая организация в 3-дневный срок обязана уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 8.2 Порядка 1156). При этом основанием для заключения договора также может выступать предложение регионального оператора в виде оферты договора на обращение с ТКО (п.
8.4 Порядка 1156).
По общей схеме управляющая организация направляет в управляющую организацию заявку на заключение договора, в которой указываются:
визиты потребителя (по данным из ЕГРЮЛ, банковские реквизиты, доверенность);
б) адрес многоквартирного дома;
в) сведения об ОКВЭД (виде хозяйственной деятельности), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год (п. 8.6 Порядка 1156).
Просчитать сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год может быть весьма затруднительным, поэтому часто они указываются примерно (формально).
К заявке потребителя прилагаются следующие документы:
— копия решения органа государственного жилищного надзора об управлении многоквартирным домом данной управляющей организацией (либо данные с сайта ГИС ЖКХ);
— протокол общего собрания о создании ТСЖ (для управляющей организации – лицензия);
— данные о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами) (п. 8.7 Порядка 1156).
Ловушки договора, которые важно избежать управляющей организации
«Мусорную реформу» делали в большой спешке, подгоняя под нее соответствующее законодательство. Поэтому порядок заключения договоров на обращение с ТКО отличается от порядка заключения договоров ресурсоснабжения.
Типовые оферты от регионального оператора содержат ряд ловушек, которые важно избежать.
1. Сроки заключения договора
В ГК РФ есть норма о том, что стороны могут передать спор на рассмотрение суда спустя 30 дней после направления протокола разногласий на договор, если он не был согласован второй стороной. В случае обращения с ТКО сроки иные.
Если вместе с заявкой сведения были поданы не все, то региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя их дозапрашивает (одновременно приостанавливая рассмотрение заявки). Если в течение последующих 15 рабочих дней недостающие сведения представлены не будут, то региональный оператор возвращает заявку с указанием причин возврата (п. 8.8 Порядка 1156).
После (или в случае) направления управляющей организацией комплектной заявки на заключение договора, региональный оператор рассматривает ее 15 рабочих дней со дня поступления и направляет потребителю 2 экземпляра, подписанного со своей стороны проекта договора. Данный договор – типовая форма, приведенная в Приложении к Порядку 1156.
Затем (после получения договора) у управляющей организации есть 15 рабочих дней (а не 30!) на то, чтобы рассмотреть данный договор, подписать его и направить 1 экземпляр договора региональному оператору.
Допускается направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству РФ (то есть, подготовить протокол разногласий) (п. 8.11 Порядка 1156). Региональный оператор будет обязан рассмотреть протокол разногласий в течение 10 рабочих дней (п.
8.16 Порядка 1156).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления типового проекта договора, управляющая организация не направит ответ, то произойдёт акцепт. Даже не подписанный договор будет считаться заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора (п. 8.12 Порядка 1156).
Интересно то, что в рамках преддоговорного спора региональный оператор «всегда прав». Если управляющая организация сделала протокол разногласий и направила его региональному оператору, а разногласия не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий, то договор считается заключенным на условиях типового договора (то есть, в редакции регионального оператора) (п. 8.15 Порядка 1156).
Если же региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий, то потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения (п. 8.16 Порядка 1156).
То есть варианта, при котором можно было бы оспорить какие-то условия в Порядке 1156 – нет, что до известной степени противоречит ст. 445-446 ГК РФ о преддоговорных спорах. Однако все это не означает, что управляющей организации не нужно заявлять о своих возражениях на условия договора.
2. Акцепт акта приема-передачи оказанных услуг
Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами (п. 7 Приложения 1 к Порядку 1156).
Региональные операторы обычно дополняют это условие следующим образом:
— меняют 10 рабочих дней на 3 или 5;
— указывают про акцепт не только сверки (в случае ее невозврата), но и акта приема-передачи оказанных услуг (чтобы им было проще взыскивать задолженность).
Такое условие мы также не принимаем, сверяясь с типовой формой договора, указанной в Приложении к Порядку 1156.
3. Завышение фактически не оказанных услуг
Довольно часто региональный оператор включает в договор условие о своем праве на одностороннее увеличение вывезенных им объемов ТКО. Это может звучать так: «В случае отсутствия со стороны Исполнителя коммунальных услуг в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документальна подтвержденных возражений относительно объема и качества оказанных Региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по настоящему договору, услуги считаются оказанными и подлежат оплате Исполнителем коммунальных услуг в полном объеме».
Важно не только наличие возражений, но их мотивированность с документальным подтверждением. При этом бремя доказывания в этом случае лежит на управляющей организации. Такое условие противоречит Приложению к Порядку 1156 и его надо исключать, чтобы не принимать на себя эти риски.
4. Необоснованное освобождение от ответственности
В типовом договоре есть раздел VII «Обстоятельства непреодолимой силы». В нем приводится общая формулировка о том, что «Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы».
Между тем, региональные операторы «выворачивают» это условие следующим образом: «Региональный оператор освобождается от ответственности за полное и (или) частичное неисполнение своих обязательств по настоящему договору при наличии обстоятельств, делающих исполнение невозможным, а именно: отсутствие беспрепятственного доступа мусоровоза к месту накопления отходов (в том числе из-за парковки автотранспорта, и иных объектов, ограничивающих подъезд мусоровоза к месту накопления ТКО)».
То есть фактически, своим договором региональный оператор стремится отнести на управляющую организацию ответственность за действия третьих лиц (автомобилистов) и не отвечать за несвоевременный вывоз мусора.
В любом договоре по обращению с ТКО есть порядка 15-20 всевозможных ловушек, которые нужно выверять, чтобы не принимать на себя дополнительные риски. Это непростая, но важная работа, которая требует ответственного подхода и понимания собственных интересов управляющей организацией.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru
Обязательно ли заключать договор о вывозе мусора?
Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО. По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.
В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб.
(ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность.
Например, согласно ст. 6.21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.
Кто должен заключать договор?
Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.
При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).
Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.
Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам.
В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.
Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора. В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО.
В этом случае к ответственности собственника не привлекут.
Что представляет собой договор?
Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»). Заполнить эту форму несложно.
В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов. Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.
Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов 1 .
Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора. Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов. В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).
Как собственникам частных домов решить вопрос о вывозе мусора?
У многих владельцев домов в частном секторе нет договоров о вывозе мусора. Они делают это самостоятельно, так как образуется незначительное количество отходов.
В Жилищном кодексе не разрешен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. При этом данную обязанность с владельцев домов никто не снимает. Закон об отходах производства и потребления обязует местные органы власти решать этот вопрос самостоятельно. Следовательно, к ним и следует обращаться с проблемой вывоза отходов жильцам частного сектора.
Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным. Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ).
Оно информирует местные органы власти о создании ТСЖ и заключает соглашение на вывоз мусора со специализированной компанией. Договор подписывают представители компании и ТСЖ.
Можно иначе заключить договор. Представитель товарищества обращается в мусоровывозящую компанию с подписанным односторонним обращением о вывозе отходов с пункта ТСЖ, где они хранятся. Гарантией оказания услуги будет служить квитанция или чек.
1 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).
Статьи
Последнее письмо Чибиса или порядок заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО
Источник фото: https://www.pexels.com/
Проблема вывоза ТКО и работа с региональным оператором по вывозу ТКО на сегодняшний день является головной болью управляющих организаций и органов местного самоуправления. Понятно, что в связи с началом работы регионального оператора, услуга «обращение с ТКО» станет в разы дороже и увеличатся расходы управляющих организаций, если они не переведут собственников на прямые договоры. При этом возрастет ли качество вывоза ТКО? Большой вопрос.
Как следует из заголовка статьи, сегодня речь пойдет о заключении договора с региональным оператором на вывоз ТКО и письме Минстроя от 16.10.2018 года № 41963-АЧ/04 за подписью А.В.Чибиса. Видимо, накануне смены места работы Андрей Владимирович решил напоследок обрадовать управляющие организации.
Далее приводим цитату из письма Минстроя: «в соответствии с частью 9 статьи 157.2 ЖК РФ в случае отсутствия договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных между региональным оператором и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, такие услуги предоставляются региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемым в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 настоящей статьи, с собственниками помещений в многоквартирных домах (далее — собственники).
Учитывая изложенное, в случаях, когда по состоянию на 3 апреля 2018 г. в соответствии с Соглашением (либо в силу отсутствия Соглашения) между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, такой договор заключается непосредственно между собственниками и региональным оператором. При этом наличие оснований, указанных в п.1 части 1 и части 2 статьи 157.2 ЖК РФ, не требуется».
Да, если бы все было так просто, и по письму Минстроя заключение договоров с региональным оператором отменили, то, наверное, многие управляющие организации хоть в этот раз вспомнили А.В.Чибиса добрым словом.
Но, к сожалению, не все так просто. Чтобы понять, как в реальности обстоят дела с заключением договоров на вывоз мусора, обратимся к нормам законодательства и судебной практике.
Согласно ч.2 ст.161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил .
Обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах является одним из видов коммунальных услуг (пп. «ж» п.4 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 , далее — Правила 354).
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора . Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Как указано в ч.12 ст.161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление, и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
Часть 1 ст.157.2 ЖК РФ рассматривает ситуацию, когда у собственников уже заключен договор с региональным оператором (либо по решению общего собрания о переходе на прямые договоры, либо в связи с расторжением договора между региональным оператором и управляющей организацией за долги).
Ну, а поскольку в большинстве регионов нашей необъятной родины региональный оператор начнет свою работу только после нового года, то исключения, предусмотренные ч.1 ст.157.2 на нашу ситуацию не распространяются.
Обязанность управляющей организации заключить договор с региональным оператором возникает в силу закона и подтверждается судебной практикой по обжалованию управляющими организациями предписаний ГЖИ о понуждении заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО (по регионам, где региональный оператор уже начал свою работу):
Так в Решении Арбитражного суда Ивановской области от 15 мая 2018 г. по делу № А17-530/2018 (Оставлено в силе Постановлением второго Арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018г)указано, что в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на управляющей организации как на исполнителе коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами лежит обязанность по заключению договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.06.2018 № Ф01-2362/2018 по делу № А17-9036/2017, с позицией которого согласился ВС РФ (Определением Верховного Суда РФ от 13.09.2018 № 301-КГ18-13640 отказано в передаче дела № А17-9036/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления)суд разъяснил, следующее: проанализировав указанные нормы и оценив документы, представленные в материалы дела, суды пришли к правомерному выводу, что обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена не только на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, но и на исполнителя коммунальной услуги.
Следовательно, Общество, которое являлось управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, указанных в оспариваемом предписании, как исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязано заключить договоры с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ну, а с Верховным судом уже не поспоришь.
Поскольку до нового года осталось совсем ничего, срочно займитесь проведением общих собраний собственников МКД для принятие решения о заключении собственниками жилых помещений, в порядке, установленном п.4.4. ч.2 ст.44 ЖК РФ, прямых договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с ТКО с 1 января 2019 года. В чем Вам поможет наш сервис по подготовке проведения общих собраний, а тех, кто пользуется нашей CRM-системой могут проводить собрание внутри сервиса и абсолютно бесплатно.
Если провести собрание собственников по переводу на прямые договоры не удалось, Вам в обязательном порядке необходимо заключить договор с региональным оператором ( в противном случае «прилетит» предписание ГЖИ).
Ну и конечно, никто не отменял протокол разногласий, если условия договора кажутся Вам неприемлемыми, смело подписывайте договор с протоколом разногласий и обращайтесь в суд для их урегулирования.
Напомним, что 5 декабря мы проводили вебинар по теме: «ТКО по-новому: чего нам ждать 01 января 2019 года». Купить запись вебинара можно по ссылке.
Или же можно подключиться к «Закрытой ветке -2019». И тогда Вам станут доступны все вебинары уходящего года и наступающего. Подробнее о Закрытой ветке можно узнать тут.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.
Норматив или факт, вывоз ТКО и паспорта отходов: «АВТОСПЕЦТРАНС» разъясняет юрлицам порядок заключения договоров с регоператором
Договор на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Эта норма закреплена ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления».
Заполнить заявку на заключение договора потребители-юридические лица и индивидуальные предприниматели могут, пройдя по ссылке «Личный кабинет», расположенной в правом верхнем углу на главной странице сайта ООО «АВТОСПЕЦТРАНС» ( http://rotko10.ru/ ). После этого в базе 1С будет сформирован договор, который проверят специалисты Единого расчетного центра РК (агента регоператора) и направят его в адрес заявителя в электронном и бумажном вариантах.
Договоры с потребителями-юрлицами учитывают объемы вывозимых региональным оператором отходов как по нормативу, так и по факту. Если юрлицо не имеет собственной контейнерной площадки, то объем отходов будет учитываться по нормативу с учетом вида деятельности юридического лица. И в зависимости от использования юрлицом помещения (магазин, студия красоты, ресторан и пр.) расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО (площадь помещения, количество сотрудников, мест), будет разная.
Уточнить нормативы юрлица могут, ознакомившись с Приказом Минстроя РК от 23 марта 2018 года № 81 (см. приложение).
Если у юрлица есть свои контейнеры и контейнерная площадка, которой не пользуются другие потребители, у него появляется возможность учитывать и оплачивать только фактический вывоз ТКО. Для использования этой методики расчета юридическое лицо должно определить необходимую ему периодичность вывоза, которая, наряду с количеством и объемом контейнеров будет определять общую стоимость платы за услуги. При указании в заявке периодичности вывоза отходов необходимо руководствоваться нормами СанПиН, которые говорят о том, что при температуре -5 градусов и ниже вывоз производится один раз в трое суток, при плюсовой температуре — свыше +5 градусов – ежедневно.
Юридическому лицу будет отказано в приеме заявки на заключение договора, если периодичность вывоза ТКО будет указана не в соответствии с санитарными нормами (к примеру, раз в полгода).
Предприниматели, арендующие помещения в офисных зданиях, торговых центрах могут заключить договор с региональным оператором самостоятельно либо этот договор заключает арендодатель, который впоследствии распределяет плату за услугу «обращение с ТКО» между всеми арендаторами.
Также обращаем внимание на еще один важный момент. Потребители-юрлица согласно ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» (ст. 14) обязаны иметь паспорт отходов.
Это экологический документ, который содержит сведения о видах отходов, образовавшихся во время производственной деятельности предприятия, его наименованиях и классе опасности. Кроме того, у юрлиц должны быть сведения о нормативах образования отходов и лимитах их размещения. Все эти документы могут оказаться необходимыми, в том числе в случае возникновения спорных ситуаций, когда юридическое лицо обращается в «АВТОСПЕЦТРАНС» с заявлением о внесении изменений в договор в части уменьшения объема образуемых ТКО.
Приложение
к приказу N 81 от 23 марта 2018 г.
Министерства строительства,
жилищно-коммунального хозяйства
и энергетики Республики Карелия
Наименование категории объектов
Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов
Договор на вывоз ТКО
Этим вопросом с 1 января 2019 из-за реформы ТБО задается чуть ли не каждый житель нашей страны. Так как правильно поступить? Обязателен ли договор на вывоз ТКО сегодня?Разберемся с этим в данном разделе.
Договор ТКО — это соглашение, регулирующее отношения по поводу оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между потребителем и региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в установленном порядке.
- одна сторона — региональный оператор ТКО обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их:
- транспортирование,
- обработку,
- обезвреживание,
- захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации,
- вторая сторона — собственник твердых коммунальных отходов (лицо, выступающее от его имени) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа ТКО на услугу регионального оператора.
С кем заключается договор обращения с ТКО? Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях многоквартирных домов — с лицом, осуществляющим управление МКД в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, — с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, — с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Таким образом, получается, если вы живете в многоквартирном доме, то вам, как собственнику жилого помещения НЕ НУЖНО заключать отдельный договор с региональным оператором по обращению с ТКО. Это сделают или уже сделали ваши УК, ТСЖ или ЖСК.
Протокол разногласий к договору ТКО
Потребитель, ознакомившийся с размещенным региональным оператором договором на обращение с ТКО и предложением о заключении такового, может направить региональному оператору в рамках отведенного на ознакомление срока протокол разногласий к договору ТКО.